За двадцать с небольшим лет совершается невероятное. Вавилон, – которым потом восхищались и Геродот, и Александр Македонский, − был восстановлен на пустом месте на ассирийские средства с храмами, зиккуратами, дворцами, особняками, с водопроводом и канализацией, воротами богини Иштар и еще семью, мощнейшими стенами, и прочее, и прочее. Представьте себе для сравнения, удалось ли бы при современной технике и безразмерных нефтяных доходах восстановить Москву до 1917 года с ее сороками сороков, сокровищами ее дворцов и особняков? Со взорванными Чудовым и Вознесенским монастырями в Кремле – для начала. И в дореволюционной кладке, а не в бетоне. «Асархаддон лично принял участие в закладке Вавилона и его храма Эсагилы... Вавилон восстанавливался по древнему плану. Асархаддон не жалел для него ни кедровых бревен, ни золота, ни серебра, ни бронзы. Лучшие ваятели и ювелиры изготовляли истуканы и утварь для Эсагилы. Восстановительные работы продолжались свыше 20 лет». При восстановлении Эсагилы ассирийским зодчим Арад-аххер-шу был построен знаменитый Зиккурат Этеменанки 90 м высоты. «Но речь шла не просто о восстановлении города. Асархаддон восстанавливал не ассирийский, а вавилонский Вавилон, то есть восстанавливал вавилонское гражданство. Он собрал уцелевших от резни и освободил проданных в рабство вавилонян, вернул их бывшее имущество, разрешил им селиться в Вавилоне, строить дома, рыть каналы, сажать деревья. Асархаддон. Деталь стелы в честь победы над Египтом (671 до н. э.). Пергамский музей, Берлин Вавилоняне получили от Асархаддона грамоту о прощении и о восстановлении всех их прежних прав и привилегий. Возрождение вавилонского гражданства сопровождалось восстановлением его земельной собственности… При этом часть земли осталась в руках халдеев, поскольку численность вавилонян сильно сократилась. Эти халдеи получили права гражданства и были включены в состав вавилонян. Земельный вопрос обсуждался и решался в 678 году народным собранием вавилонян». Через 11 лет после гибели старого Вавилона.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/25/...

Этот ритуал повторялся ежегодно, но обязательно при наличии истукана бога Бэла, истукана бога Набу и при участии царя. Без этих трех персонажей праздник Нового года не мог состояться. После смерти царя его преемник занимал престол до ближайшего Нового года, когда производилась описанная выше церемония. Царь одновременно был и эпонимом: счет лет вавилоняне вели по годам его царствования, причем «1–й год такого – то, царя Вавилона», начинался только после следующего за его воцарением Нового года. Предшествующий год, год смерти (или окончания царствования) предыдущего царя и вступления на престол нового царя, назывался соответственно «таким – то годом такого – то, царя Вавилона», и «годом начала царствования такого – то, царя Вавилона». Этот порядок соблюдался в Вавилоне неукоснительно. Поэтому до тех пор, пока истукана бога Бэла не было в Эсагиле, в Вавилоне не праздновался Новый год и не могло быть царя – Вавилона как государства вообще не существовало. Допустив восстановление Вавилона, ассирийская партия не собиралась, однако, допускать восстановления вавилонской государственности. А Асархаддон и его окружение стремились именно к этому. В своих официальных надписях Асархаддон постоянно именует себя «шакканакку (регентом – В. Б.) Вавилона, царем Шумера и Аккада», но никогда «царем Вавилона», потому что он им не был. Однако Асархаддон исподволь готовил возвращение бога Бэла в Эсагилу и свое воцарение на вавилонском престоле. При нем даже была заготовлена надпись с подробным описанием как свершившегося факта торжественной перевозки бога Бэла из Ашшура в Вавилон. При постройке храмов в Вавилоне и других городах употреблялся кирпич с клеймом, в котором Асархаддону наряду с прочими титулами приписывался сан «царя Вавилона». Таким образом, этот царь собирался посредством личной унии объединить Ассирию и Вавилон в одно целое. Планам Асархаддона, однако, не суждено было сбыться. Их осуществлению помешала ассирийская партия. Поводом для открытой схватки и на этот раз послужил вопрос о наследнике престола. Ассирийская партия решительно противилась кандидатуре Шамаш – шум – укина, старшего сына Асархаддона. Ее кандидатом был Ашшурбанипал, второй сын царя. Асархаддон готовил его к жреческой карьере. Образованием и воспитанием Ашшурбанипала занимался видный ученый и астролог Набу – аххе – риб. Добиваясь назначения Ашшурбанипала наследником престола, ассирийская партия умело использовала оружие своих противников, а именно: прецедент с назначением Асархаддона наследником престола и влияние царицы – матери Закуту, любимым внуком которой был Ашшурбанипал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трудно сказать, чем был вызван этот шаг Асархаддона. Возможно, он хотел дать удовлетворение своему любимцу Шамаш – шум – укину и вавилонянам. Придворные льстецы расхваливали поступок царя как верх политической мудрости, но более дальновидные люди думали иначе. Адад – шум – уцур, жрец, астролог и врач, очень близко стоявший к царю, не побоялся написать Асархаддону: «Ты облек одного своего сына царскими одеждами и передал ему царскую власть страны Ашшур. Своего старшего сына ты назначил на царствование в Вавилоне… То, что царь, мой господин, сделал с юными царями, нехорошо для страны Ашшур». Адад – шум – уцур сказал горькую правду: своими действиями Асархаддон отбросил идею дуализма и подменил ее идеей равноправного союза между Ассирией и Вавилоном, не имевшей никаких шансов на успех, он уничтожил единственную надежду на спасение Ассирии. Вот что значили слова Адад – шум – уцура. Асархаддон в припадке гнева наложил на него опалу и сослал в вавилонский город Агаде. Но от этого престиж астролога только возрос. Когда при дворе поползли слухи, что он якобы узрел на небе неблагоприятные для Шамаш – шум – укина предзнаменования, не на шутку встревоженный Асархаддон отправил к нему специального гонца. Опальный звездочет успокоил царя, заявив под присягой, что никаких знаков на небе он не видел и что тревожный слух исходит не от него. Ассирийская партия исключительно враждебно восприняла назначение Шамаш – шум – укина наследником вавилонского престола. В городе Харране местный градоначальник Саси организовал заговор, ставивший целью низложение Асархаддона и всего его дома. Саси намеревался сам занять царский трон. Заговор был раскрыт, мятежные магнаты казнены. В 669 г. восстал недавно покоренный Египет. Асархаддон отправился в поход, но в пути заболел и 1 ноября 669 г. скончался. Ашшурбанипал, вступив на престол, тотчас же столкнулся с трудностями. Ему предстояло выполнить завещание отца – восстановить Вавилонское царство и возвести на его престол Шамаш – шум – укина [это восстание Египта было подавлено в 667 г. Такая же участь постигла и восстание 664 г. Но в 654 г. Египет, объединившийся под властью фараона Псамметиха I, навсегда сбросил ассирийское иго]. Но против этого выступала ассирийская партия, поддержке которой Ашшурбанипал был обязан престолом. Ашшурбанипал находился в нерешительности. Зато непоколебимой была его бабка царица Закуту. Она решительно взялась за приведение населения к присяге молодому царю. Присяга обязывала ассирийцев всеми силами бороться с врагами Ашшурбанипала, шпионить за ними и доносить о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но оставалось еще одно немаловажное препятствие: ведь место, на котором стоял Вавилон, было предано страшному проклятию на 70 лет! И тут прибегли к весьма хитроумному трюку. Цифра 70 в клинописи выглядит так, что если знаки поменять местами, то получится – цифра 11. Вот эту – то цифровую комбинацию и приписали богу Мардуку, объявив, что он – де смилостивился над Вавилоном и таким способом сократил срок тяготевшего над ним проклятия до 11 лет. По этому случаю официальное восстановление Вавилона было провозглашено Асархаддоном в 678 г., хотя строительные работы начались еще в 680 г. На восстановление Вавилона направили самых лучших царских мастеров. В качестве рабочей силы согнали жителей Вавилонии и пленных со всех концов империи. Они отвели воды Евфрата в прежнее русло, вырубили деревья, кусты и тростник, выросшие на месте города. Асархаддон лично принял участие в закладке Вавилона и его храма Эсагилы. В первую очередь началось строительство городских стен и храма Эсагилы. Вавилон восстанавливался по древнему плану. Асархаддон не жалел для него ни кедровых бревен, ни золота, ни серебра, ни бронзы. Лучшие ваятели и ювелиры изготовляли истуканы и утварь для Эсагилы. Восстановительные работы продолжались свыше 20 лет. Но речь шла не просто о восстановлении города. Асархаддон восстанавливал не ассирийский, а вавилонский Вавилон, т. е. восстанавливал вавилонское гражданство. Он собрал уцелевших от резни и освободил проданных в рабство вавилонян, вернул их бывшее имущество, разрешил им селиться в Вавилоне, строить дома, рыть каналы, сажать деревья. Вавилоняне получили от Асархаддона грамоту о прощении и о восстановлении всех их прежних прав и привилегий. Возрождение вавилонского гражданства сопровождалось восстановлением его земельной собственности. А эта задача была одной из самых сложных. В 689 г. земли вавилонян конфисковали и передали соседям – халдеям княжества Бит – Даккури. В 678 г., когда состоялось официальное восстановление Вавилона, Асархаддон вернул вавилонянам их прежние земли. В ответ халдеи княжества Бит – Даккури подняли восстание, которое было беспощадно подавлено. Даккурийский князь Шамаш – ибни, взятый в плен, кончил жизнь на плахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воспользовавшись провалом похода на Египет, предпринятого в 673 г. Асархаддоном, ассирийская партия заставила царя в мае 672 г. объявить наследником престола Ашшурбанипала. Народное собрание санкционировало этот акт. Вслед за тем началось приведение населения к присяге Ашшурбанипалу. В Ассирии оно прошло спокойно, но в Вавилонии встретило сопротивление. Асархаддон направил в Вавилонию высокопоставленных сановников, повелев им созвать народное собрание страны Аккад. Только таким путем удалось заставить вавилонян присягнуть Ашшурбанипалу. Больше всех негодовала вавилонская аристократия, которая к этому времени, пользуясь покровительством Асархаддона, значительно окрепла. В назначении Ашшурбанипала она видела угрозу планам ассиро – вавилонского дуализма, сулившим ей руководящую роль в империи. Дело дошло до открытых эксцессов. В день принесения присяги Ашшурбанипалу группа вавилонских магнатов в Лаббанате, пригороде Вавилона, пыталась поднять мятеж и провозгласить царем Бэл – эрибу, потомка III Касситской династии, царствовавшей в Вавилонии в XVI–XII вв. до н. э. Однако эта попытка была быстро ликвидирована и не имела последствий. В качестве наследника престола Ашшурбанипал занял очень высокое положение, став своего рода соправителем отца. Это вызывало раздражение не только вавилонской партии, но и ряда членов царской семьи. Царевна Шеруа – этерат, старшая дочь царя Асархаддона, никак не могла примириться с тем, что теперь на роль «первой леди» претендовала Ашшур – шаррат, жена царевича Ашшурбанипала. Между ними разгорелась такая страстная перепалка, что потребовалось вмешательство всего царского двора. Но дамская склока смогла разрастись до подобных размеров только потому, что за нею стояла непрекращающаяся борьба ассирийской и вавилонской партий. В 671 г. Асархаддон наконец завоевал Египет. Этот крупный военный успех и огромная добыча подняли его пошатнувшийся было престиж и заставили присмиреть ассирийскую партию. В мае 670 г. Асархаддон назначил Шамаш – шум – укина наследником вавилонского престола, равным по рангу с Ашшурбанипалом, наследником ассирийского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сильное влияние этеокиприотов прослеживается также в Лапете. В X в. до Р. Х. в Китии финикийцы основали торговую факторию и к сер. IX в. до Р. Х. постепенно приобрели политический контроль над городом. В центральной части острова известны 3 небольших царства: Тамас, Хитры (близ совр. Китреи) и Ледра (ныне Никосия), к-рая впервые упоминается в начале архаического периода (призма ассир. царя Асархаддона, 672 г. до Р. Х.), но, видимо, существовала уже в геометрический период. Святилище Афродиты в Ст. Пафосе Святилище Афродиты в Ст. Пафосе В архаическую эпоху (750-475 гг. до Р. Х.) К. поочередно подвергался завоеваниям ассирийцев, египтян и персов. В 709 г. до Р. Х. 7 кипрских царей были вынуждены признать верховное господство ассирийского царя Саргона II. Из надписей на призме царя Асархаддона известно, что в 673/672 г. до Р. Х. ему подчинялось 10 кипрских царств. Спорной является получившая широкое распространение гипотеза Э. Гьерстада ( Gjerstad E. The Swedish Cyprus Expedition. Stockholm, 1948. T. 4. Pt. 2. P. 450), что вскоре после смерти Асархаддона ассирийцы ограничились сбором дани с киприотов и номинальным подчинением кипрских царей (667 г. до Р. Х.). В то время как в архаический период в Греции складывалось полисное устройство, на К. продолжали существовать монархии. В этот период К. приобрел славу как остров мореплавателей; здесь был создан особый тип легких судов, называемых керкурами. В VIII в. до Р. Х. кипрский поэт Стасинос написал «Кипрские сказания» (сохр. фрагменты), к-рые представляли собой вступление к «Илиаде» Гомера и повествовали о том, как Афродита-Киприда была признана Парисом самой прекрасной из богинь, что стало причиной Троянской войны. В VII-VI вв. до Р. Х. появились большие глиняные статуи людей, достигавшие иногда натуральной величины. Множество таких скульптур было найдено в святилище в Айия-Ирини, возникшем в кон. XIII в. до Р. Х. и переживавшем расцвет в архаический период. С кон. VI в. до Р. Х. в кипрской скульптуре прослеживается влияние греч.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Но отнять вавилонские земли от халдеев было только частью проблемы, и притом самой простой. Гораздо труднее обстояло дело с разделом земель между вавилонянами. В 689 г. множество вавилонян, преимущественно землевладельцев, было казнено, так что их бывшие земли стали выморочными. Среди уцелевших и вернувшихся очень многие не имели документов, подтверждавших их право на прежние земли. В связи с этим о полной реставрации земельных отношений, существовавших до 689 г., не могло быть и речи. Асархаддон и его чиновники охотно возвращали имения тем собственникам, которые могли доказать свои права. Таким способом был восстановлен ряд латифундий, принадлежавших уцелевшим аристократам. Остальные же земли пришлось заново поделить на наделы. При этом часть земли осталась в руках халдеев, поскольку численность вавилонян сильно сократилась. Эти халдеи получили права гражданства и были включены в состав вавилонян. Земельный вопрос обсуждался и решался в 678 г. народным собранием вавилонян. Однако окончательное урегулирование его затянулось на много лет и сопровождалось бесконечными тяжбами. В качестве примера может служить история восстановления латифундии Адад – ибни. Отец последнего, Мушезиб – Мардук, владел имениями Бит – Хара’ху и Бит – Нуреа. В 689 г. они достались халдеям – даккурийцам. Но Мушезиб – Мардук уцелел и в 678 г. заявил свои права на имения, хотя не мог представить соответствующие документы. Асархаддон обещал лично расследовать его претензии и удовлетворить их, если они будут обоснованными. Расследование затянулось на целых 19 лет. За это время умерли и Мушезиб – Мардук и царь Асархаддон. И только в 659 г. Адад – ибни, сын Мушезиб – Мардука, получил наконец отцовские имения от царя Шамаш – шум – укина. Дело при этом было решено следующим образом. Спорные имения находились на землях княжества Бит – Даккури. Поскольку Адад – ибни, как и его отец, никакими документами на них не располагал, царь Шамаш – шум – укин потребовал от халдеев доказательств на право владения землей. Халдеи не смогли их представить, и даккурийскии князь Набу – ушаллим вынужден был признать, что спорные имения до 689 г. принадлежали вавилонянам. После этого их передали Адад – ибни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Вавилонофил» Ашшурбанипал При сыне Асархаддона Ашшурбанипале состоялось восстановление вавилонской государственности. Бог Бэл торжественно вступил в Эсагилу. [Ашшурбанипал (ассир. ашур-бан-апли, " (Бог) Ашшур произвел сына " ), сын и наследник Асархаддона (669 г. - июнь 627 г. до Р.Х.). Последний великий царь Ассирии Ашшурбанипал не был воинственным завоевателем. Щедро одаренный от природы, он питал склонность к искусству, наукам и литературе. Именно в период его правления Ассирийское царство переживало культурный расцвет. В Ниневии Ашшурбанипал собрал колоссальную библиотеку, из которой при раскопках были обнаружены около 22 тыс. глиняных табличек с текстами исторического, религиозного и магического, а также астрономического и математического содержания, оказавшими неоценимую помощь в понимании Ветхого Завета. В то время как царь оставался в своей столице, его полководцы вели сражения, чтобы предотвратить распад огромного царства, унаследованного Ашшурбанипалом от отца. Ассирийская держава В Египте был разбит фараон Тахарка (Тиргак), захвативший власть над страной после смерти Асархаддона, и ассирийское господство было восстановлено. Во время второго похода в 663 г. до Р.Х. ассирийцы взяли штурмом считавшиеся неприступными Фивы (Но-Амон; ср. Наум 3:8-10). Новым фараоном под верховным владычеством ассирийцев был поставлен Псаммитах, сумевший позднее добиться независимости с помощью лидийского царя Гигеса, которого за это постигла месть Ашшурбанипала. Внутренние трудности Ассирийского царства и борьба с Вавилоном и Эламом не позволяли Ашшурбанипалу предпринять новый военный поход. С братом Шамаш-Шум-Укином, которого их отец назначил наместником в Вавилоне, у Ашшурбанипала возникли продолжительные трения, окончившиеся открытой борьбой. Ашшурбанипал в конечном итоге одержал победу над братом и его союзниками и подчинил себе Вавилон и Элам (648 г. до Р.Х.). В Библии Ашшурбанипал достаточно определенно упоминается только в книге Ездры (Езд 4:9 и след.) как " Аснафар, великий и славный " , поселивший в Самарии переселенцев из разных частей своего царства] .

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/25/...

33:6. Проведение сыновей через огонь. Небиблейские данные о существовании такой практики чрезвычайно скудны. В ассирийских юридических текстах описывается наказание: «он должен сжечь своего сына в жертву Сину (богу луны), а дочь – в жертву Белет-Сери». См. также коммент. ко 2Пар. 28:3 . 33:11. Взаимоотношения Манассии с Ассирией. Манассия получил от своего отца Езекии в наследство небольшое вассальное государство, подчиненное Ассирии. В хрониках ассирийского царя Асархаддона (правил в 681–668 гг. до н. э.) Манассия упоминается наряду с другими царями сиро-палестинского региона, которых заставляли поставлять строительные материалы на строительство Ниневии. Преемник Асархаддона, Ашшурбанипал, также упоминает Манассию в списке правителей, которые присылали ему дары. В обоих этих источниках Манассия описывается как верный вассал. 33:11. Увод Манассии в плен. После смерти Асархаддона управление Ассирией было поделено между двумя его сыновьями. Ашшурбанипалу была дана Ассирия, и он вскоре стал господствовать над своим братом Шамаш-шум-укином, которому был отдан контроль над Вавилонией. По сути дела, Шамаш-шум-укин был не более чем губернатор, и в 652 г. до н. э., вероятно устав от этой роли, он развязал кровавую гражданскую войну (в его поддержку выступил Элам), которая продолжалась в течение пяти лет. Война закончилась, когда он был убит в битве, которая стала решительной для захвата Вавилона после его двухлетней осады. Есть документальные сведения, что Шамаш-шум-укин попытался привлечь на свою сторону вассальных царей, и высказывались предположения, что Манассия сотрудничал с этим вавилонским правителем во время мятежа. Интересно отметить, что Манассия был уведен ассирийцами в Вавилон (вместе с другими мятежниками, как живое доказательство провалившегося мятежа?), а не в Ниневию. Непокорных вассальных царей ассирийцы часто брали в плен на неопределенное время. Имеются сведения, что тем из них, кто «покаялся» (т. е. был «приручен» ассирийцами), часто возвращалась их власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Голова Ламассу. Ассирийская скульптура из Нимруда Убийцы царя бежали в Ванское царство, где нашли поддержку, и с войском явились в Мелитену. Здесь их разбил третий сын Синахериба Асархаддон (правильнее Ашур-аха-Иддин – «Ассур даровал брата», 681–668). Новый царь, сын вавилонянки, был раньше вавилонским наместником; он был другом жрецам и, как человек очень религиозный, стал отстраивать Вавилон. Он не успел там короноваться и поэтому не называл себя царем Вавилона, а только «наместником Бела». Этот царь был вполне достойным своих предшественников, таким же энергичным политиком, как и прочие Саргониды. Политическое могущество Ассирии при Асархаддоне еще более возвысилось. Смирив восставших в начале его царствования халдеев, он обратился на запад, где противником ассириян оказался возвышенный ими за счет Тира Сидон: восстал преемник Итобаала, царь Абдмилькот в союзе с киликийским царем Сандуарри. Сидон был взят, разрушен, на месте его выстроена крепость и центр новой провинции Кар-Ашу-рахиддин (т. е. «град Асархаддона»); оба царя были пойманы и обезглавлены. Из Сидона унесена богатая добыча; на место уведенных пленных в новый город были переселены халдеи с берегов Персидского залива. Соседние владетели поспешили выразить Асархаддону покорность; в числе их был царь Тира Ваал, царь Иудеи Манассия, цари кипрских городов, носившие частью уже греческие имена – Акестор (царь Идалия), Пилагор (царь г. Хитры), Дамис (царь Кития – Карфагена кипрского), Етеандр (царь Пафа), Адмит (царьТамиса) и др., всего 23 царя Сирии и Кипра. Последний именуется уже не только устаревшим «Яданана», но и «Яман» – «Иония». В следующем году (675) вавилонская хроника отмечает вторжение эламского царя в Сиппар и говорит, что было большое кровопролитие, а затем вскоре царь Хуммахалдаш (Хумбан-Халдаш) II «умер, не будучи болен, в своем дворце». Очевидно его устранили по ассирийским интригам. Преемник его Уртаки сидел спокойно, и во все время Асархаддона новых осложнений с Эламом не было. Для окончательного водворения спокойствия в Сирии Асархаддон должен был смирить Египет и тем завершить завоевательную политику Саргонидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010