55. ξ ν, ν ος, περ στ (πρχει и т. д.) — важнейшая христологическая формула прп. Максима Исповедника (на что также любезно обратил мое внимание Г. И. Бене­вич). См.: Максим Иповедник, прп. Богословско-полемические сочинения. СПб., 2014. С. 526–528. Примечания 1 Согласно ряду источников, отец прп. Иоанна усыновил прп. Косму в детском возрасте. 2   Подробные сведения о прп. Косме Маюмском и список основной литературы см. в одно­именной статье из «Православной энциклопедии». 3 Что, однако, неизбежно происходит в церковной практике, поскольку ирмосы исполняются хором на тот или иной распев, а тропари, как правило, читаются чтецом. 4   В «Древнем Иадгари» содержатся серии строф, которые некогда исполнялись после той или иной библейской песни утрени; эти строфы не обязательно связаны между собой и могут иметь разное происхождение; количество строф после той или иной песни не нормировано. В классическом каноне, сложившемся в VII–VIII веках, наборы таких строф (тропарей) сразу пишутся одним автором как единый комплекс, содержащий по несколько тропарей к каждой из звучащих за данной службой библейских песней, причем каждый из наборов тропарей к той или иной песни сопровождается специальными начальной и заключительной строфами: ирмосом и богородичном (а в ряде канонов перед богородичном помещены еще и мученичен и/или троичен). 5 Впоследствии в Триоди четверопеснцы прп. Космы для Лазаревой и Великой суббот были дополнены иными авторами до полных канонов. 6 В «Древнем Иадгари» на Лазареву субботу приведены циклы монострофов, предназначенные для 7, 8, 9-й песней утрени, на Вход Господень — для всех библейских песней утрени (в том числе 2-й), на дни с Великого Понедельника по Пятницу — для одной песни по дню недели (в Понедельник 1-й, во Вторник 2-й и т. д.) и песней 8-й и 9-й, на Великую Субботу —  для 6, 7, 8, 9-й песней. 7 Речь идет о цикле трипеснцев прп. Иосифа Песнописца (?) для Сырной седмицы, циклах трипеснцев прпп. Феодора и Иосифа Студитов для Великого поста и цикле трипеснцев прп. Иосифа Песнописца для Пятидесятницы (содержится в приложении к русским изданиям Цветной Триоди). По рукописям известны и иные аналогичные циклы. Для Страстной седмицы Постная Триодь, помимо цикла прп. Космы, приводит также цикл прп. Андрея Критского, каноны которого помещены на повечерия и включают полные каноны на Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим (второй из них в печатных изданиях Триоди отсутствует и известен по рукописям), а также трипеснцы на Великие Понедельник, Вторник, Среду, Четверг и Пятницу и четверопеснец на Великую Субботу (последний в печатной Триоди также отсутствует).

http://e-vestnik.ru/church/velikomu_chet...

Следует отметить, что ради удобства к X веку за литургией свт. Василия Великого в Великую субботу крестили только лишь избранных. Массовые же крещения происходили в Лазареву субботу перед литургией и в Великую субботу с утра. Структура византийского чина Крещения Вторая половина Страстной седмицы полностью посвящалась подготовке основных веществ, потребных для совершения Таинства Крещения. а) Первый элемент структуры византийского чина Крещения – подготовка веществ Таинства. В Великий четверг освящалось миро 446 для помазания новокрещенных, а в Великую субботу освящали воду 447 и елей. Практика освящать воду для Крещения известна с древности, и впервые косвенное упоминание об этом мы встречаем у сщмч. Иринея Лионского 448 . Уже в IV веке молитвы крещального освящения воды были письменно зафиксированы. Так, например, в Евхологии Сарапиона, еп. Тмуитского, есть молитва на освящение воды 449 . В богослужебных книгах Православной Церкви имеются две разные молитвы на освящение воды, предназначенной для Крещения: пространная – «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя» 450 , и краткая – «Господи Боже Вседержителю, всего здания видимаго же и невидимаго содетелю» 451 . Обе молитвы встречаются у нехалкидонитов, что указывает на их происхождение до VI века 452 . В древних рукописях Требника священнику дозволялось для крещального освящения воды избирать любую из этих древних молитв; в современном же Требнике вторая, краткая, молитва используется только в том случае, если необходимо совершить Крещение быстро, ради страха смерти. Исследователи делают предположение, что изначально первая, пространная, молитва использовалась для освящения воды в праздник Богоявления Господня, а краткая молитва была традиционной молитвой крещальноговодоосвящения, но к VIII веку пространная молитва вытеснила краткую из чина Крещения 453 . По своей структуре обе молитвы напоминают анафору, что говорит о необычности этой воды, о том, что она – великая святыня и требует к себе благоговейного отношения. После освящения воды освящался елей, которым троекратно помазывается вода. Символика елея в Священном Писании очень глубокая; обычно, когда упоминается елей, этому сопутствует идея благословения и благодати. Так, после потопа голубь принес Ною именно масличную ветвь, которая символизировала собою примирение Бога с человечеством и его благословение. Помазывание елеем воды символизирует собой присутствие Духа Божия в воде; в этой воде человек получит Крещение от воды и Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений – на пасхальной заутрени. В Великую субботу совершается литургия Василия Великого , начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прослáвися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человéча». Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо «О тебе радуется» – ирмос 9-й песни канона Великой субботы «Не рыдай Менé, Мати». Причастен – «Востá, яко спя, Господь и воскрéсе, спасáяй нас». Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого . По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина. Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином. Светлое Христово Воскресение

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне мы, великий государь, указали: хлебы и капусту и квас подносить нам, великому государю, на первой же неделе Великого поста, в суботу. И бояром, и околничим нашим, и думным, и всяких чинов людем, и вкладчиком, розвозить хлебы и капусту и квас с суботы же первыя недели Великого поста. И как к вам ся наша, великого государя, грамота придет и вы бы хлебы и капусту и квас велели подносить нам, великому государю, и розвозить бояром и околничим нашим, и думным, и всяких чинов людем, и вкладчиком – по сему нашему, великого государя указу; а печь с понеделника первыя недели. Печатается по: ААЭ, т. 4. СПб., 1836, с. 169–170, 124. Приложение 7 1657 г. сентября 30. – Богомольная царская грамота в Кирилло-Белозерский монастырь о рождении царевны Софьи Алексеевны. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца в Кирилов монастырь архимандриту Митрофану, да старцу Саватею Юшкову, да келарю старцу Матфею Никифорову с братьею. За молитв святых отца нашего и богомолца великого государя святейшаго Никона, патриарха московского и всеа великия и малыя и белыя Росии, в нынешнем во 166 году сентября в 17 день Бог простил царицу нашу великую княгиню Марью Ильичну, а родила нам дщерь, царевну и великую княжну Софью Алексеевну, а имянины ей того же числа. И как к вам ся наша грамота придет, и вы бы со всем освященным собором молили Бога и Пречистую его Матерь и всех святых соборне и келейне: за нас, великого государя, и за нашу царицу и великую княгиню Марью Ильичну, и за сына нашего за царевича и великого князя Алек­сея Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии; и за наши сестры: за царевну и великую княжну Ирину Михайловну, за царевну и великую княжну Анну Михайловну, за царевну и великую княжну Татьяну Михайловну; и за наши дщери: за царевну и велику княжну Евдокею Алексеевну, за царевну и великую княжну Марфу Алексеевну, за царевну и великую княжну Софью Алексеевну. А как молити Бога соборне, и келейне, в октеньях и о том вам писано подлинно в грамоте богомолца нашего Ионы, митрополита ростовского и ярославского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторую степень составляют монахи малой схимы (parvi habitus, ); такое наименование появилось для различения с монахами великой схимы. Схима () означает внешнее смирение, символизирующее внутреннее душевное покаяние. По степени этого покаяния различают схиму малую () и великую (). При совершении чина пострижения в малую схиму монах дает иноческие обеты. Он должен: а) отвергаться всего, что угождает телесным похотям; б) до смерти быть послушным всякому; в) никогда не стремиться к стяжанию собственности . При совершении чина пострижения в малую схиму на инока возлагается или , в древнерусских монастырях именовавшийся свиткой, а позже власяницей, что символизирует добровольную бедность; на власяницу возлагается параман (), четырехконечный плат, с четырьмя шнурами по углам, который носится на груди и на плечах, параман должен напоминать иноку о добровольном возложении на себя благодатного ига Христова и о том, что бремя это легко, параман завязывается туго, что символизирует связанность всех земных страстей; сверху надевается мантия () и, наконец, особый головной убор со шлейфом, прикрепляемым к камилавке,— (или, по-русски, клобук). Иноки малой схимы не могут сложить с себя монашества, что еще возможно для рясофорных иноков по особому разрешению и чрезвычайно уважительным причинам; канонически и нравственно они обязаны до смерти соблюдать данные ими обеты. При пострижении в великую схиму на постригаемого возлагается плат, подобный параману, но б?ольших размеров, называется он аналавом (), а вместо клобука надевается кукуль (), нечто вроде капюшона, покрывающего голову и плечи; на кукуле расположено пять крестов: на лбу, на груди, на плечах и на спине; первые семь дней после пострижения инок не должен снимать его. Монах, принявший великую схиму (по-русски — схимник), дает обет проводить свою жизнь в особенно строгом посте и непрерывной молитве, он уже не выполняет никаких послушаний вне своей кельи. Условием пострижения в великую схиму для каждого инока является безупречное подвижническое житие; после 30 лет такого жития в монастыре он, при условии высокой иноческой добродетели, получает от настоятеля разрешение и благословение на пострижение в великую схиму; постриг совершается по доброй воле самого монаха. Рясофорные иноки после 30 лет безупречного подвижничества могут сразу принимать великую схиму. Если инок до пострижения в великую схиму был уже рукоположен в иеромонахи, он сохраняет право совершать литургию; епископ же, согласно Номоканону, после пострижения в великую схиму уже не может осуществлять свое архиерейское служение .

http://sedmitza.ru/lib/text/436576/

Документ из Константинопольской церкви дошел до нас в манускрипте 8 века; этот манускрипт называется «Кодекс Берберини». Еще есть рукопись 11 в. в библиотеке. Из этих двух документов можно составить описание того, как проходило крещение в Константинополе. «Патриарх приходит в храм Св. Софии при пении стихир на «Господи воззвах». Его встречают по обычаю с Евангелием, крестом, тремя ручными подсвечниками, но молитвы входа он не читает. Войдя в алтарь, он восходит на трон и садится со священнослужителями и архонтами на запрестолие при пении прокимна «Вся земля да поклонится Тебе». По прочтении первой паремии при начале второй «Светися, светися» патриарх, архонт, епископы и священнослужители встают со своих мест». Здесь нужно сказать, в какой момент, и в какой день это происходит. На Пасху поются стихиры на «Господи воззвах». Вечерняя Пасхалия совершается в Великую Субботу. Совершается она не вечером, а утром, как обычно. Вы помните, что в Великую Субботу рано утром совершают царские часы с чтением Страстных Евангелий, а потом начинается великая вечерня, в начале которой бывают стихиры на «Господи воззвах». Вот в это время и приходил патриарх. По церковному времени, хотя это и Суббота Преблагословенная, но это уже и Воскресение, потому что церковный день начинается с вечерни. Эта вечерня относится к воскресному дню. Так что это уже действительно начинается Пасха. Так вот, по прочтении первой паремии (а паремии бывают, как вы помните, после входа и прокимна. Выходит чтец и читает паремии — их бывает 15 в Великую Субботу, и они довольно длинные. Если читать не торопясь, то это довольно долго, а если читать нараспев, то это потребует большого времени). Итак: «По прочтении первой паремии, при начале второй “Светися, Светися” патриарх, архонт, епископы и священнослужители встают со своих мест. Второй диакон, взяв с престола Евангелие, лежащее на правой стороне, подает его патриарху, который, поцеловав, кладет Евангелие на свою кафедру или трон со всеми духовными чинами удаляется через… в великую крещальню».

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Вечером на Мурайя, куда приходит шествие из кафедрального собора, через определенные промежутки ставят свечи на небольших подсвечниках – их зажигают во время процессии, так что они образуют длинную светящуюся линию. Шествие с Плащаницей кафедрального собора, в котором принимают участие духовенство и власти города, а также филармонический оркестр, певцы и тысячи участников, придает этому скорбному дню новое измерение. «Старый» (в красной одежде) филармонический оркестр исполняет «Адажио» Альбинони, оркестр «Мантзарос» (в синей одежде) играет траурный марш Верди «Marcia Funebre», а оркестр «Каподистриас» исполняет траурную мелодию Мариани «Утрата» (Suentura») и похоронный марш Шопена. В 6 часов утра в Великую Субботу в храме Пресвятой Богородицы Ксенон по местному обычаю организуется «искусственное землетрясение». Его устраивают по окончании чтения Апостола, воспроизводя Евангельское описание землетрясения, случившегося после Воскресения Христова. В 9 утра в Великую Субботу вокруг храма свт. Спиридона происходит торжественное шествие. В 1574 г. венецианцы запретили православным «из соображений безопасности» проведение Эпитафии в Великую Пятницу и разрешили только крестный ход в честь свт. Спиридона в Великую Субботу. Так что с тех пор жители Керкиры идут крестным ходом с мощами свт. Спиридона, во время которого святитель торжественно поминается как епископ города, а следом несут Плащаницу. Это одна из самых древних и наиболее впечатляющих процессий в честь свт. Спиридона, которая установлена еще в 1550-х годах в воспоминание чуда святого, который спас население Керкиры от голода. Шествие двигается в такт скорбной музыке в исполнении трех филармонических оркестров города. «Старый» Оркестр по традиции играет скорбное произведение итальянского композитора Фаччо «Гамлет», за этим следует траурный марш Calde Lacrime («Горячие слезы») итальянского композитора Микелли в исполнении оркестра «Мантзарос», а затем оркестр «Каподистриас» играет Траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена. После окончания шествия мощи св. Спиридона остаются открытыми для поклонения до вторника Светлой седмицы.

http://bogoslov.ru/article/3920456

Завершался пост Страстной седмицей. Устав о трапезе в эту неделю различался в разных обителях. В Страстные понедельник и среду трапеза в Волоколамском монастыре поставлялась, братия вкушала мягкий хлеб, капустный рассол и по братинке воды, квас всю Страстную седмицу, кроме Великого четверга и Великой субботы, не пили. В Великий четверг перед обедней служили панихиду, потому за трапезой полагался заупокойный корм: икра, вариво с маслом и медовый квас. В Великую пятницу трапеза не поставлялась, братия (даже немощные и больные) не вкушали ничего. В Великую субботу братия уже в конце дня после литургии Василия Великого получали по половине калача и по малой мерке медового кваса. В Кирилло–Белозерском монастыре трапезу ставили во все дни до пятницы. Но за трапезу садились немощные старцы и клиросные монахи, ведь им нужно было больше сил, чтобы петь на долгих службах Страстной седмицы. Кроме четверга, вареных блюд не готовили, а пили только воду. В Великий четверг всей братии после обедни полагались калачи, тертый горох, щи, лапша с перцем, по чаше квасу медового. В старых келарских книгах значилась еще икра, но впоследствии ее вычеркнули. На Соловках в понедельник и среду к трапезе приходили только те, кто изнемог, и ели три «ествы студеные», то есть блюда из невареной пищи. Во вторник монахом предлагались капуста, ягоды и толокно, в четверг – щи, лапша гороховая, каша соковая (но все без масла). В Великую пятницу в монастырях не ели ничего, а в субботу после литургии (уже после захода солнца) братия в церкви, на своих местах, вкушали «укрухи» (один укрух пекли из половины литра муки, то есть из 150 граммов муки, так как в XVI веке один литр равнялся 72 золотникам или 300 граммам). Пасха – «Праздников праздник» и «Торжество из торжеств». Пасхальную радость дополняла трапеза, за которой даже в бедных обителях выставлялось все, что могли найти. Чрезвычайно обидно было остаться в такой великий день, после трудного и долгого поста, без утешения. Однажды в Боровском монастыре случилось так, что келарь не смог найти даже мелкой рыбешки для праздничного стола. И тут братия и слуги, изнемогшие от «постных трудов», стали открыто роптать на святого. Поздно вечером в Великую субботу пономарь пошел на ближнюю речку, где всегда брали воду для монастыря, зачерпнуть воды «на укроп» (теплую воду, которой запивали причастие) к Божественной литургии. И увидел в реке множество рыбин, которых в тех местах называли «сижками», поскольку по вкусу и внешнему виду они напоминали сигов, но по размеру были чуть больше сельди. Обычно монахам удавалось выловить в этой речке одну–две рыбешки. Пономарь побежал к преподобному и рассказал ему о чуде. Тот благословил закинуть сети, улова хватило на всю Светлую седмицу, чтобы кормить братию рыбой и за обедом, и за ужином (Житие Пафнутия Боровского. С. 124).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие же из мусульман, признавая общепринятую веру христиан в сверхъестественное схождение огня, пытаются найти тому земное объяснение, что-то вроде фокуса или магии. В частности, ал-Джаубари († 1242) предложил следующие фантастические описания. «В вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто, кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу наподобие “санбусека”, а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева, и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовым маслом, и зажигает его». Вот такой, оказывается, мудреный способ придумывали христиане, по мнению исламских книжников, для явления Благодатного огня – не хватало только бикфордова шнура. Должно ли верить подобным сплетням? Составители обращения к Патриарху пишут: «В православном мире существуют сомнения в том, могут ли чудеса Божии совершаться “по расписанию”, пусть и богослужебному». Действительно, если речь идет о чуде схождения Благодатного огня, то расписание здесь вторично. Как свидетельствуют лица, совершающие церковное служение в Святой Земле, Благодатный огонь сходит не только в Великую субботу, но часто и в другие дни, только при этом имеются в виду лампады и свечи в храме, которые чудесным образом возжигаются без человеческого участия. Но такие случаи не имеют всеобщего характера. Огонь может сойти в такой-то день на такую-то лампаду, а может и не сойти, в Великую же субботу огонь сходит непременно и обязательно в Гробе Господнем (хотя и вне его могут возгораться также свечи и лампады). Что же говорить о расписании, «пусть и богослужебном», как выразились составители обращения, то не мы придумали чудесные свойства воды, являемой именно в день Крещения Господня (а в Иордане вода в определенном месте бурлит в этот день), светлое облако над горой Фавор в день Преображения, явление крови на Голгофе в Великую пятницу и чудесное схождение огня в Великую субботу.

http://pravoslavie.ru/30099.html

Георгия. Пещера освещается 36-ю лампадами, привешенными к своду. Лампады эти частью пожертвованы разными лицами, а большая часть – плод усердия великой княгини. В часовне Гроба Господня, каждый воскресный день, после литургии, совершается молебное пение Живоносному Гробу Господню. В Великую пятницу плащаница выносится не на средину храма, а в часовню гроба, и полагается на камень помазания; чтение 17-й кафизмы в Великую Субботу совершается также в часовне. После великого Славословия и обнесения Плащаницы вокруг церкви, Плащаница вносится в пещеру и полагается на мраморной доске, покрывая собою палестинские святыни. При пении «Приидите ублажим» Августейшее семейство и прочие богомольцы, наклоненные входят в пещеру для целования Плащаницы. Для большего простора, в восточной стене гробовой пещеры, открывается дверь, которая, в обыкновенное время, невидима и только в Великую Пятницу и Субботу отставляется от стены для удобного прохода богомольцев. В Великую Субботу чтение Апостола, пение «Воскресни» и чтение Евангелия совершаются в преддверии часовни. К достопримечательностям церковной утвари принадлежать: 1) 2 серебряных крестика с св. мощами – дар киевопечерской лавры; 2) небольшой крест с частицею Животворящего Древа. Его подарил Александре Феодоровне митрополит Армении, и она благословила великого князя Николая Николаевича в день отъезда его на защиту Севастополя; 3) Кипарисный крест в меру подлинного креста Христова, дар Троицко-Сергиевой лавры; 4) облачение для священника и диакона, из золотой вязаной ткани, предназначавшейся для парадной мантии Императрицы Александры Феодоровны. Облачение это устроили инокини Воскресенского монастыря в Петербурге. 6. Церковь Александра Невского в Аничковском дворце ( Церковь во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, в собственном Его императорского величества дворце). I. Местоположение дворца и церкви Собственный Его Императорского Величества дворец 10 находится в 1-м участке Спасской части, на Невском проспекте, близь Аничкова моста, между домом кабинета Его Величества и сквером с памятником императрице Екатерине II. Здание дворца в четыре этажа; фасадом устроено к р. Фонтанке, но с начала нынешнего столетия, заслонено, выстроенным на берегу этой реки, домом кабинета. В общности дворец представляет одно из величественных зданий столицы 11 . Позади дворца имеется сад. В решетке сада два павильона, один по Невскому проспекту, другой против Екатерининского сквера 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010