Там же. В Великую Субботу утра. Похвалы, ст. 1. 379 Там же. 380 Α. Θεοδορου. То χαροποιον πνθος της Εκκλησας. θηναι, 1974. Σ. 93. 381 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте…//ПСГ. Т. 2. Кн. 1. M., 1993. С. 441; см. также: Слово во Св. Пасху. 2//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. СПб., 1897. С. 821–822. 382 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Кондак по 6–й песни канона. 383 Свт. Иоанн Златоуст. О том, что никому не должно отчаиваться…//ПСТ. Т. 3. Кн. 1. С. 375: «Свойственная и сообразная пища смерти есть греховное естество: оттуда она произошла, от того укрепилась, тем и питается». См.: Он же. Беседы на Посл. к Рим. 10, 4//ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 598–599. 384 Он же. Беседы на Евангелие от Иоанна. 85, 1//ПСТ. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 573. 385 Свт. Кирилл Александрийский. О поклонении и служении в духе и истине. Гл. 11//Творения. Ч. 2. M., 1882. С. 293: «Христос смотрительно подвергся смерти». 386 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Седален на «Слава и ныне». 387 Προτ. Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 86. 388 Триодь Цветная. Воскресение Господне (Пасха). Эксапостиларий самогласен: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть, Пасха нетления, мира спасение». 389 Требник. Последование мертвенное над скончавшимся священником. Стихиры самогласны Дамаскина. Гл. 1, тропарь 2. М., 1956. Л. 179. 390 Свт. Афанасий Великий. О воплощении Бога Слова… Ст. 21//Творения. Ч. 1. С. 219. 391 Свт. Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария//Творения. Ч. 7. М., 1868. С. 88–89. 392 Свт. Василий Великий. Посл. 261//Творения. Ч. 7. Сергиев Посад, 1902. С. 208. 393 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Тропарь на «Бог Господь». 394 Триодь Постная. Канон, песнь 5, тропарь 2. Св. Никодим Святогорец, толкуя слова «бессмертно творя приятие», замечает: «Несмотря на то, что бессмертным сделалось, главным образом, тело Господа, а не душа, ибо душа и так бессмертна, все–таки под словом «приятие» подразумевается и она. Ибо в некоторых случаях, когда пользуются приемом синекдохи, то, говоря «тело», подразумевают всего человека, также и говоря «душа». Тем не менее можно сказать, что под «приятием» здесь имеется в виду в первую очередь тело Христово»//Νικοδημου γιορετου. " Еоρτοδρμιον. Βενετα, 1836. Σ. 393. 395

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Там же. На «Хвалитех» стихира самогласна, гл. 2: «Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь, покрывает камень Покрывшаго добродетелию небеса: спит Живот, и ад трепещет, и Адам от уз разрешается. Слава Твоему смотрению…» 449 Прокл, архиеп. Константинопольский. Слово на страдание Господа во святой и Великий Пяток//Христианское чтение. 1839. Ч. 1. С. 307. 450 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. На «Господи, воззвах», тропарь на «Славу», гл. 6: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота…» 451 Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως, θεσσαλ., 1977. Σ. 80. 452 См.: Α. θεοδορου. Πσχα, Κυρου Πσχα. Αθηναι, 1976. Σ. 33. 453 Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на 1 Пет. 3, 19–20//PG. 74, 1016 AB. 454 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Похвалы, ст. 1. 455 Там же. На «Бог Господь», тропарь «Слава». 456 «Ныне вся исполнишася света, небо же, и земля, и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается»//Триодь Цветная. Воскресение Господне (Пасха). Канон, песнь 3, тропарь 1. 457 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о Кресте//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. M., 1993. С. 440. 458 Προτ. Γ. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 71. 459 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Ефес. 8, 3//ПСТ. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 68. 460 Преп. Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу. 461 Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария о воплощении Господа нашего Иисуса Христа//Творения. Ч. 3. С. 331–332; См. также: Дидим Александрийский. Толкование на Псалмы. Пс. 15, 9//ΒΕΠΕΣ. 45, 67 (8–29). 462 «Едино бяше неразлучное, еже во аде, и во гробе, и во Едеме Божество Христово со Отцем и Духом…» (в Великую Субботу утра. Канон, песнь 7, тропарь «и ныне»). И: «Биен был, но не разделился еси. Слове, еяже причастился еси плоти, аще бо и разорися Твой храм во время страсти, но и тако един бе состав Божества и плоти Твоея. Во обоих бо Един еси Сын, Слово Божие, Бог и Человек» (Там же. Песнь 6, тропарь 1). 463

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Великий отпуст произносится с амвона: «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения, страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение Плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». По отпусте певцы поют многолетны, затем – стихиру Триоди на целование Плащаницы, глас 5-й: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...», и бывает целование Плащаницы. Примечание. «И бывает целование во обителех на плащанице положения во гробе. А идеже несть плащаницы, целуют образ. Певцы же поют стихиру, глас 5-й: Приидите, ублажим: и час 1-й» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). «Первый же час поется в притворе» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»). Час 1-й присоединяется к утрене и оканчивается малым отпустом. Отдельно совершаются часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны . Примечание. «При часе же 4-м дне. Ударяет параекклисиарх в малое било. И собравшеся поем час 3, 6, и 9, вкупе, просто, в притворе» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы (по обычаю, перед Плащаницей), облачаются и начинают проскомидию. На часах – тропарь Триоди: «Благообразный Иосиф...». Кондак Триоди: «Бездну заключивый...». Блаженны «скоро», без пения (как в Великий Четверток). На «И ныне» – «Верую...». «Ослаби, остави...». По «Отче наш» и возгласе: «Яко Твое есть Царство...» – кондак Триоди: «Бездну заключивый...», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог...». Многолетны . Вечерня соединяется с Литургией свт. Василия Великого. Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «о часе 10-м дне», т. е. по-нашему – около 4-х часов пополудни (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

66 В греческих полемических сочинениях против латинян читается, между прочим, то обвинение на последних, что в великий пост они не кланяются кресту и не взирают на него, но скрывают его в некотором темном месте, обвив плащаницею, а с ним (скрывают, вместе с этим перестают петь) и аллилуию, – что в великую субботу, открыв крест, как бы восставший от гроба, показывают его от алтаря народу и внезапно великим гласом возглашают: аллилуия, вопия это все долгое время, как мы в великую неделю пасхи: Христос воскресе, см. в Историко-литературном обзоре древнерусских полемических сочинений против латинян А. Н. Попова, стр. 67 и другие по Указателю под сл. аллилуия. В этом обвинении говорится о действительно существующих у латинян обычаях, только дело, намеренным или ненамеренным образом, несколько представляется неверно: крест (вместе с иконами) латиняне завешивают на пятой неделе великого поста, а обнажают его и воздвизая поклоняются ему (denudatio et adoratio S. Crucis) в великую пятницу; перестают петь аллилуию в субботу блудного (sabbato septimgesimae), возобновляют пение в великую субботу (впрочем, в древнее время, может быть, было именно так, как представляется в полемических сочинениях; о похоронах аллилуии, – sepultura alleluiae, совершавшихся в субботу блудного в некоторых местах на Западе с особым церковным чином или чинопоследованием, см. у Дюканжа в Glossarium?e Latiuitatis под сл. Alleluia). – В древнейшее время, по свидетельству Созомена , аллилуию пели в Риме однажды в году, в первый день праздника пасхи, – Церк. Ист. кн. VII, гл. 19. 68 Разумеем свидетельства: Андрея, архиепископа Кесарийского, жившего, как принимают, в конце V – начале VI века, в 56-й главе его толкования на апокалипсис, посвященной начальным шести стихам 19-й главы последнего; Германа, патриарха константинопольского, жившего в первой половине VIII века, в его толковании богослужения (впрочем, не несомненно ему принадлежащем), и Феофана начертанного, жившего в первой половине IX века, в стихирах его службы Георгию победоносцу (об этом последнем свидетельстве см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И только крайняя нужда, вызванная, например, смертельной опасностью, может явиться основанием для совершения таинства Крещения на дому без предварительного благословения со стороны епархиального архиерея. В православных семьях дети получают Крещение в младенчестве. Что же касается взрослых, то церковные законы требуют, чтобы перед Крещением они проходили оглашение. В древней Церкви чинопоследование оглашения совершалось отдельно от Крещения; и оглашенные составляли особый разряд неполноправных членов Церкви. Продолжительность пребывания в чине оглашенных могла быть разной: от многих лет до нескольких дней. Она зависела от духовной зрелости оглашенного. Для оглашения крещаемых в древности отводился Великий пост , а само Крещение совершалось в Великую субботу. В 45-м каноне Лаодикийского Собора сказано: «По двух седмицах Четыредесятницы, не должно принимати ко Крещению». В толковании на это правило Зонара писал: Церковь приняла от обычая совершать Крещение в Великую субботу, потому что Крещение есть образ погребения и воскресения Господа, а эта суббота есть середина между погребением и воскресением. Итак, те, которые готовятся просветиться в Великую субботу, должны во всю Четыредесятницу поститься и предочищаться воздержанием и таким образом приступать к Просвещению. О древней практике совершения Крещения в Великую субботу напоминает ныне песнопение «Елицы во Христа крестистеся...», которым заменяется в этот день Трисвятое пение. Ко Крещению не допускаются бесноватые, за исключением тех случаев, когда им угрожает смертельная опасность. Во 2-м каноническом ответе Тимофея Александрийского сказано: Когда беснуемый не очистился еще от духа нечистаго, то не может прияти святое Крещение: но при исходе от сея жизни крещается. Данную норму применяют и по отношению к буйнопомешанным, а также и вообще к лицам с поврежденным умом и подавленною волею, хотя, разумеется, душевную болезнь нельзя отождествлять с беснованием. В Крещении детей и взрослых с древности участвовали восприемники. При Крещении взрослых они являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого, а при Крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, они дают за них обеты и произносят Символ веры . 54-е правило Карфагенского Собора предусматривает в связи с этим следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

С другой стороны, само причащение не должно быть для нас самоцелью. Мы причащаемся, чтобы пребывать в единстве с Господом, чтобы Он мог войти в нас и попалить тернии всех наших прегрешений, чтобы мы могли наследовать вечную жизнь в Его Царстве. Поэтому мы готовим себя к этому таинству, а не просто, проходя мимо, заходим в храм, причащаемся и спешим дальше по своим делам. Для христианина Причастие — это значимое событие, мы за него благодарим Бога и стараемся этот день провести достойно. Желая причаститься на Пасху, надо учесть, будет ли у нас возможность соответствующим образом подготовиться. Если мы Великую Субботу проведем в покое, в молитве, в размышлении об Искупительной Жертве, думаю, ничто не воспрепятствует исполнению нашего благочестивого желания. Однако многие в Великую Субботу полностью погружены в предпраздничные хлопоты: наводят дома чистоту, запасаются провизией на много дней вперед, готовят пасхальный стол. Им некогда вспомнить, что в это самое время «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Церковь напоминает: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Если же «плоть человеча» весь день снует по магазинам, перебирая в уме, что еще надо докупить для праздничного стола, если человек только тем и занят, что жарит, парит и печет, разжигая свой аппетит, пробует, какой получилась пасха (творожное блюдо), то вполне может прийти в такое состояние, когда приобщение Таин Христовых не принесет ему пользы. Но есть ситуации, когда человек погружен в хлопоты постоянно. Например, многодетная мать не может позволить себе даже в Великую Субботу побыть в тишине и молитвенном созерцании. Малые дети у нее на руках не только в преддверии Пасхи, но и каждый день. Это обстоятельство не должно служить препятствием к причащению Святых Таин, если она имеет желание причаститься на Пасху. Наши постоянные обязанности (по работе, уходу за детьми, за больными и т. п.) у нас есть всегда. В Великую Субботу мы ограничиваем себя в такой деятельности, которой вполне можно избежать в этот день, или перенести на другое время, или сократить до минимума, или вообще от нее отказаться. Если, например, мы духовное празднование Пасхи ставим на первое место, то приготовление разнообразных блюд лучше отложить на последующие дни. Это поможет нам сохранить не только правильный внутренний настрой, но и физические силы.

http://pravoslavie.ru/112025.html

И по очищении его семь дней надлежит отсчитать ему, и в день вхождения своего во святилище и во внутренний двор для служения Мне во святилище он должен принести жертву за грех свой Господу Богу (или принести умилостивление). Наследия же не должно быть у них: Я их наследие, и владений не давайте им в Израиле: Я их владение. Продолжаются предписания священникам, причем должно обратить внимание на то, что не сказал просто: они должны свято хранить субботы или соответственно Исаии: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя ( Ис. 1:14 ), но определенно: субботы Мои. Поэтому и в Евангелии написано: священницы в церкви субботу сквернят, и неповинни суть ( Мф. 12:5 ), – не субботу Божию, а субботу буквальную, субботу иудеев, которую справедливо нарушают те, которые составляют род избранный, царский, священнический. Далее, под субботой, свято хранимой, мы должны понимать ту, о которой апостол учит, что она оставлена народу Божию, и о которой говорится: аще внидут в покой Мой ( Пс. 94:11 ), который по-еврейски называется субботой. Свято же хранит субботу Божию тот, кто не несет бремени греха в субботу и не говорит: яко бремя тяжко отяготеша на мне ( Пс. 37:5 ). Таковый не собирает дров в субботу и на основании Иисуса Христа не строит из дерева, сена, соломы ( 1Кор. 3:12 ); он не возжигает огня, истребляющего бесполезное вещество, и в день субботний остается на одном месте и не выходит вон, а остается, как столб в храме Божием, о чем Иоанн пишет в Апокалипсисе: побеждающего сотворю столпа в церкви Бога моего и вон не имать изыти ктому ( Откр. 3:12 ). Что же касается следующего затем: и к мертвому человеку они не должны подходить, чтобы не оскверниться, то священник не должен касаться мертвечины, чтобы тот, кто молится за грехи других, сам чистым приступал к алтарю. Об этих мертвых и Спаситель говорит в Евангелии: остави мертвых погребсти своя мертвецы ( Мф. 8:22 ). Они оскверняются чрез мертвого отца, когда оставляют Творца своего, и чрез мертвую мать, когда отступают от Церкви, также чрез сына и дочь, при которых одно относится к мыслям, а другое к делам, что выразительнее по-гречески называется: τ νοητ κα ασθητα’.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вначале IV в. обычай богослужебного празднования субботы, существовавший, несомненно, и до этого времени 735 , сделался на востоке повсеместным: как видно из многочисленных свидетельств, в это время он соблюдался в Константинополе, в Антиохии, в Понте, в Каппадокии, на Кипре и в Египте 736 . Самому субботнему богослужению при этом старались придать такую же торжественность, какую имело богослужение воскресное. Так, при субботнем богослужении, как и при воскресном, читалось евангелие и другие новозаветные писания; а во время четыредесятницы в субботу, как и в воскресенье, совершалась полная литургия и праздники в честь мучеников. Такое богослужебное празднование седьмого дня, существовавшее сначала в качестве обычая, было утверждено даже прямыми постановлениями отцов Лаодикийского собора 737 . – Вообще на востоке в IV в. суббота настолько приравнивалась к воскресному дню, что Григорий Нисский в одной из своих гомилий называет воскресение и субботу „братьями“, а Астерий Амасийский „матерью и бабкой“ 738 . Что касается церкви западной, то и она отличала субботу от дней будничных, хотя и менее заметно, чем восточная. Как видно из некоторых свидетельств, это отличие состояло в том, что в западных церквах при субботнем богослужении произносились проповеди и не допускалось коленопреклонения 739 . Затем следует думать, что до начала III в. на западе, как и на востоке, запрещался в субботу пост. По свидетельству Тертуллиана , даже в строгих западных монтанистических общинах в это время пост не допускался 740 . Но в начале III-ro в. уже во многих западных церквях суббота была днем поста. Так было в церкви Римской, в церквях Испанских и в некоторых Африканских 741 . Из письма Августина к Казуляну видно, что Римская церковь запрещение поста в субботу даже порицала, как иудейство. Происхождение обычая Римской церкви соблюдать в субботу пост объясняли различно. Одни производили этот обычай от ап. Петра, который, будто-бы, намереваясь в Риме состязаться с Симоном волхвом в воскресный день, постился в субботу сам и повелел делать это и остальным верующим 742 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

– 4) – Петр замялся и что-то тихо бормотал. Наконец, после настойчивого предложения отвечать на поставленный вопрос, заговорил: – Да оно, как вы поясняете, суббота в новом завете не нужна; а как прочитаешь пророков, то выходит, что и в новом завете должно праздновать субботу. Я попросил Петра привести мне из Писания смутившие его пророчества 6 . Петр с усердием прочел из кн. прор. Исаии 56: 1–8, 58:13–14 и 66:22–23... – Вот видите, – заключил он, – не только евреи, но и иноплеменники и евнухи, присоединившиеся к Господу, должны праздновать субботу и называть ее «святым днем Господним», и всегда, каждую субботу, должны поклоняться Господу. Мы, – продолжал Петр, – не евреи, но потомки иноплеменников и присоединились ко Христу, а посему и должны, по заповеди пр. Исаии, каждую субботу устраивать молитвенные собрания Господу. Так у нас и делается. – Но позволь, Петр, – возразил я. – Разве пр. Исаия говорит о новозаветных иноплеменниках и евнухах, что ты применил его слова к себе?! – А то как же? – отвечал Петр. – Прочти внимательней и ты увидишь, что пр. Исаия говорит о ветхозаветных временах. В самом деле, ведь это по ветхому завету евнух и иноплеменник, но не каждый, не могли войти в общество Господне или в среду народа израильского (сравн. Исаии 56:3. Втор.23:1–8 ), хотя бы и уверовали в Бога и соблюдали заповеди Его. Что здесь речь идет о ветхозаветных временах, – видно из того, что евнухи и иноплеменники молятся в еврейском храме и приносят еврейские жертвы и всесожжения, которые по закону должны были приноситься постоянно и еще в особом виде каждую субботу (ср. Ис.56:6–7 ; Числ.28:9–10 ). Да, наконец, ведь это еврейская суббота состояла в полном покое от обычных дел (ср. Ис.58:13 ; Исх.20:10 ); это в ветхом завете каждую субботу устраивали особые священные собрания и каждую субботу с особыми жертвами ходили в храм на поклонение Богу Саваофу (сравн. Ис.66:23 ; Числ.28:10 ; Лев.23:3 ; Втор.12:5,11,14, 26–27 ). Значит, если пр. Исаия говорит об иноплеменниках и евнухах, твердо державшихся завета Господня (56:6), то это завета ветхого, конец которому еще не наступил в то время. Но теперь, когда давно уже наступили дни «нового завета», в который Христос призвал всех людей, а не только по плоти евреев, когда для самих евреев уничтожен Богом ветхий завет с его знамением – субботою, как можешь ты, Петр, возлагать на иноплеменников иго ветхого завета?!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

    Дни поминовения православных воинов, «за веру и Отечество во брани живот свой положивших». Поминовение воинов, убиенных за Отечество, совершается: 29 августа и в Димитриевскую субботу.     29 августа — праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.    Поминовение убиенных воинов совершается в этот день по самой связи с воспоминаемым в этот день событием. Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад — воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою положили за свое Отечество. (Поминовение установлено в 1769 г. во время войны с Турцией и Польшей.) Особой заупокойной службы в Уставе не указано. Обычно после литургии совершается панихида.     Димитриевская суббота — пред 26 днем октября — также поминаются воины, на поле брани убиенные, и другие умершие. Суббота названа так от воспоминаемого после нее дня памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (1380 г. 8 сентября) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. Служба в Димитриевскую субботу совершается по чину мясопустной субботы. Но, в отличие от мясопустной субботы, в Димитриевскую субботу Церковный Устав не отменяет службы рядовому святому.    Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона — «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», — они же и на вечерне. После 16-й кафизмы — Непорочны и проч., — как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни — заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010