Ведомостях» за 1897 г.; Вопросы и ответы, стр. 66). Переоблачение в светлые одежды в Великую субботу «Перемена одежд священно-церковно-служителями на литургии в Великую субботу — обряд весьма древний, принятый от Церкви Греческой. Он служит для верующих напоминанием о торжественном крещении оглашенных, происходившем некогда в вечер на Пасху. Значительное число паремий тоже указывает на обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных: 15 паремий прочитывались в то время, когда священнослужители сходили в крестильницу читать молитвы над водою, совершали крещение оглашенных и помазание миром. Перемена темных облачений на светлые тоже стоит в прямой связи с крещением оглашенных. Несомненно, что клирики переоблачались из черных, великопостных одежд в светлые, праздничные пред тем, как отправиться им в крестильницу, и поступали так и по той причине, что намеревались совершить крещение оглашенных — такое таинство, которое в настоящее время, как и в христианской древности, священники должны совершать не иначе, как в белых одеждах, изображая этим видимым знаком радость св. Церкви о приобретении в крещении новой заблудшей овцы ( Лук.15:4-10 ). Но, помимо указанного, существует другой источник радости для христиан в Великую субботу, есть другое, более глубокое основание у священнослужителей менять пред чтением св. Евангелия темные, траурные ризы на светлые, праздничные. Обычай крестить оглашенных накануне св. Пасхи прекратился, а перемена траурных одежд на праздничные за литургией в Великую субботу продолжает существовать не по одной привычке и не в виде только отголоска умолкшей, но некогда бывшей в большой силе крещальной практики, а в качестве явления, всякий раз вызывающего неподдельную радость в сердцах верующих. Причина последней заключается в том, что св. Церковь с пения стиха: «Воскресни, Боже, суди земли..». как бы начинает торжественно праздновать «спасительную и светозарную нощь светозарного дне». В Евангелии на литургии в Великую субботу повествуется о Воскресении Спасителя. Эту радостную весть о Воскресении Христа, даровавшего всем земнородным жизнь, и хочет выразить наша Православная Церковь в таком видимом образе, который для всех, присутствующих в храме за литургиею в Великую субботу, был бы одинаково понятен. И св. Церковь вполне достигает своей цели: когда мы видим благовествующего св. Евангелие и всех остальных священн-оцерковно-служителей переоблачившимися из темных в светлые ризы, то невольно исполняемся искренней радости и мысленно воспоминаем явление мироносицам небесного вестника Воскресения, вид, которого был, как молния, и одежда бела, как снег» (Р.д.с.п. 1894 г., Богослужение на Пасху

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Прокимен, аллилуиарий и причастен – свт. Алексия и Триоди (отцов) . Апостол и Евангелие – свт. Алексия, дня (под зачало) и отцов. 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается». 2 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; 2 февраля, 12я Маркова глава; 9 февраля, 4я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 468–471, 448–452, 461–463, 465. 3 Ср.: Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную», «В среду вечера». 4 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 5 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 6 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469. 7 Ср.: Типикон, 2 февраля, 12я Маркова глава: «Аще попразднство Сретения Господня случится в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 463, 470. 8 Прокимен Триоди (отцов), глас 4й: «Восхвалятся преподобнии во славе…». (См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени».) 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341, 470–471. 10 Ср.: Типикон, 24 февраля, 6я Маркова глава. 11 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 12 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 13 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 63. Вселенское поминовение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В субботу перед Пятидесятницей Церковью установлено вселенское поминовение усопших. Это поминовение совершается в настоящий день в той мысли, что сошествием Св. Духа завершается домостроительство спасения человечества, в котором участвуют и усопшие. В этот день служится исключительно заупокойная служба, и совсем оставляются службы Минеи, а чествование случившихся в тот день святых, хотя бы то и святого с бдением, переносится на иное время. Главная идея данного установления заключается в том, чтобы живые члены Церкви, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, в полной мере явили к ним свою братскую любовь. Подобное происходит только дважды в году: в данную Троицкую субботу и еще в Субботу мясопустную (перед Великим Постом). Как сказано в Уставе, в эту субботу “поем всю службу о усопших, вечер и утро, якоже предъизъявися в субботу Мясопустную, во всем подобие”. В Триоди Постной, в конце последования Мясопустной субботы, тоже сказано: “сие последование бывает непременно (т. е. без перемен) и в субботу святой Пятидесятницы.” Таким образом, для обеих этих суббот одна и та же заупокойная служба с небольшими различиями. Примечательны при этом стихиры на хвалитех, которые для каждой субботы особые. Неожиданным может показаться, что в субботу мясопустную 4я хвалитная стихира начинается пасхальным: “Христос воскресе!”, тогда как в субботу Пятидесятницы вообще нет этого нарочито пасхального восклицания, а вместо этого Церковь приглашает в этот день воспомянуть “конечный день”. Но если вдуматься, то пасхальное восклицание и не нужно тогда, когда без счету повторявшееся «Христос воскресе» у всех, так сказать, еще в ушах звучит. А вот в субботу мясопустную, ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет как бы несколько ослабить страх этого грозного дня и приободрить напоминанием, что “Христос воскресе… дерзайте ecu мертвии”. Так что вполне естественнно в субботу Пятидесятницы после многократного благовестия “Христос воскресе” напомнить о том, что “страшен конец смертный и грозен суд Владыки”, дабы верующие, оживленные надеждами воскресения, дерзая о Христе воскресшем, не стали беспечны, тогда как в подобном напоминании накануне воспоминания Страшного Суда нет особой нужды.

http://azbyka.ru/video/63-vselenskoe-pom...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – свт. Алексия и Триоди (отцов) . Апостол и Евангелие – свт. Алексия, дня (под зачало) и отцов. 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается». 2 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; 2 февраля, 12-я Маркова глава; 9 февраля, 4-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 468–471, 448–452, 461–463, 465. 3 Ср.: Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную», «В среду вечера». 4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 5 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 6 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469. 7 Ср.: Типикон, 2 февраля, 12-я Маркова глава: «Аще попразднство Сретения Господня случится в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 463, 470. 8 Прокимен Триоди (отцов), глас 4-й: «Восхвалятся преподобнии во славе...». (См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени».) 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341, 470–471. 10 Ср.: Типикон, 24 февраля, 6-я Маркова глава. 11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 12 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 13 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

Апостольские Постановления как будто не делают разницы в отношении празднования между этими двумя днями, считая столь же обязательным для христианина посещение богослужения в субботу, как и в воскресенье [ 634 ], повелевая «во всякую субботу, исключая одной (великой) и во всякий день Господень, составляя собрания, радоваться» [ 635 ], праздновать их («субботу и день Господень празднуйте, ибо та есть воспоминание творения, а этот — воскресения») [ 636 ], — наконец, запрещая в субботу работать: «я Петр и я Павел постановляем: рабы пусть работают 5 дней, а в субботу и в день Господень пусть пребывают в церкви ради учения благочестия; ибо суббота, сказали мы, имеет образ создания, а день Господень — воскресения» [ 637 ]. И так было не в той лишь Церкви, где возникли Апостольские Постановления. Сократ, как мы видели, считает праздничными днями недели субботу и воскресенье и дает понять, что богослужение из было одинаковой торжественности в Константинополе [ 638 ]. Так было, кроме Константинополя, В Антиохии, Понте, Каппадокии, Кипре и Египте [ 639 ]. Но, по-видимому, празднование субботы большею частью сводилось к совершению литургии в этот день, где ее не было каждый день: «тогда как все церкви в мире совершают тайны и в день субботний каждой недели, александрийцы и римляне на основании какого-то древнего предания не хотят делать этого, а соседи александрийцев египтяне и жители Фиваиды, хотя делают собрания в субботу, но принимают тайны по насыщении вечером» [ 640 ]. Последнее ограничение так как показывает, что в субботу литургия не считалась все же столь необходимою, как в воскресенье, и, совершаясь вечером, падала скорее на день воскресный, может быть и соединяясь с подвоскресной вечерней, как у нас в сочельники. Возможно, что вообще суббота чтилась не столько по ветхозаветным мотивам, сколько из-за значения ее в жизни Спасителя, на что ясно указывает Кассиан [ 641 ], и как навечерие воскресенья [ 642 ]. Если так, то: а) на полное празднование ее в некоторых, очень немногих Церквах, преимущественно дальневосточных (Антиохийской) нужно смотреть, как на крайность, увлечение [ 643 ], осужденное Лаодикийскоим Собором: «не подобает христианам иудействовать и праздновать (σχολζειν) в субботу, но нужно работать (ργζεσθαι) в этот день, а день воскресный более праздновать, если могут, как христианам; иудействующим же да будет анафема от Христа» [ 644 ]; б) отсюда же понятен возникший в эту эпоху обычай поста в субботу у западных христиан, упоминаемый (неодобрительно) Кассианом [ 645 ]: пост был такою же формою чествования суббот, как дня, ознаменованного погребением Христовым, какою была на Востоке литургия в этот день.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Адвентисты этого не делают: не убивают людей за работу в субботу, вопреки повелению Божию, в нарушение Завета вечного. Впрочем они, может быть, и убивали бы, да власть-то пока не в их руках. Когда же власть окажется в их руках, тогда они пожалуй, и убивать будут всех нарушителей субботы. А потому, кто дорожит своей жизнью и безопасностью и жизнью своих ближних, тот должен стараться не допускать адвентистов к власти: не выбирать их ни в парламент и ни в какие другие учреждения и должности. Всего можно ожидать от этих фанатичных субботников и заклятых врагов воскресения, бешено ненавидящих всех празднующих этот святой день и считающих их за это последователями антихриста, принявшими его печать и поклоняющихся его образу». На все это адвентист сказал: «Все ваши слова и оказательства не имеют для меня никакой убедительной силы. Субботу следует праздновать в Новом Завет так же, как праздновали ее в Ветхом. По обетованию Божию святые будут праздновать субботу Господню – день вечной памяти сотворения мира и в этот день особенно будут поклоняться Богу на новой земле. В книге пророка Исаии читаем: Тогда из месяца в месяц, из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь ( Ис. 66:23 ). Вы что скажете на это»? Я ответил: «Да вы сами не исполняете этого пророчества. В Ветхом Завете праздновали не только еженедельный праздник субботу, но и ежемесячный, который назывался новомесячием 12 . В прочитанном вами тексте об обоих праздниках сказано одинаково: из месяца в месяц, и из субботы в субботу. Если вы поэтому празднуете еженедельный праздник – субботу, то должны праздновать и ежемесячный – новомесячие. Не празднуя же ежемесячного праздника, вы не имеете права праздновать и еженедельного. Так выходит, если понимать по вашему, буквально, приведенное вами пророчество. Понимать же его буквально невозможно. Иначе получится полнейшая несообразность и бессмыслица. Можно ли понимать буквально в этом пророчестве, несколько выше, следующее: И представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь... ( Ис. 66:20 ). Было ли или будет ли это когда либо? Конечно, нет. А если так, то он или говорит неправду, или надо понимать его не буквально, а в переносном смысле, или как фигуральное выражение. То есть, оно не то значит, что людей будут представлять и на носилках, и на верблюдах, и на других животных в теперешний палестинский Иерусалим, а то, что бесчисленное множество язычников обратится в христианство. Точно так же нужно понимать и выражение: из месяца в месяц, и из субботы в субботу, что все верующие будут постоянно обращаться к Богу с молитвою, а не то что праздновать ветхозаветные иудейские новомесячия и субботы, которые апостол Павел назвал тенью, а Сам Иисус Христос просто отменил, заповедав верующим, в лице исцеленного расслабленного, совершать в субботу обычную будничную работу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Отличая субботу от прочих дней седмицы, в память сотворения мира и в продолжение Ветхозаветного празднования последованием Богослужения, Церковь отличает ее также и облегчением от поста в продолжение всего года, кроме одной, на страстной седмице, субботы, называемой Великою, в которую Спаситель наш почил во гробе плотию. В эту Субботу во всей Православнокафолической Церкви со времен Апостольских назначен пост 718 . Своим постановлением относительно поста в субботу Церковь вселенская обличает также ересь Маркиона Понтийского, усилившуюся в начале второго века, и всех неправославно-хранящих пост в субботу. Последователи Маркиона, приписывая сотворение мира видимого и вещественного злому началу, вследствие своих заблуждений учили, что в субботу, празднуемую в воспоминание сотворения мира, должно поститься 719 . Отвергая столь неправославный пост, Церковь от времен Апостольских постановила: «аще который причетник постится в Воскресный день или субботу, кроме единыя великия Субботы, да извержется, аще же мирский человек, да отлучится» 720 . Посему все те, кои приняли обыкновение поститься в субботу, осуждены Церковию. Таковы: Евстафиане 721 , последователи монаха Евстафия, который в веке, подобно Маркиону, заблуждал относительно тела и вещества; евхиты, древние лжеучители, названные от Греческого слова евхи – молитва , потому что они утверждали, что довольно одной молитвы для спасения. Евхиты называются также мессалиане по-Сирски, что значит то же, что евхиты; также Римляне, кои в конце III века установили в субботу пост, перенесши его на этот день, по мнению западных писателей, со середы 722 . По примеру Римлян, принято также в Испании и в других мостах Запада поститься в субботу 723 . Однакож, не все и западные христиане отступили от Апостольского правила о хранении субботы. По сказанию писателей западных 724 , в Милане еще в веке сохранялось древнее Православное обыкновение – проводить Субботу без поста в продолжение всего года, кроме Великой Субботы – обыкновение, освященное примером св. Амвросия Медиоланского 725 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Св. Златоуст говорит: «здешние торжества часто среди дня уже прекращаются, а тамошние (небесные) не так, – продолжаются постоянно» 1217 . Суббота Суббота, притязавшая и в III в. на исключительное положение в ряду седмичных дней, 1218 теперь по местам, на востоке, чтится едва не одинаково с воскресением. Апостольские Постановления как будто не делают разницы в отношении празднования между этими двумя днями, считая столь же обязательным для христианина посещение богослужения в субботу, как и в воскресенье 1219 , повелевая «во всякую субботу, исключая одной (великой) и во всякий день Господень, составляя собрания, радоваться» 1220 , праздновать их («субботу и день Господень празднуйте, ибо та есть воспоминание творения, а этот – воскресения») 1221 , – наконец, запрещая в субботу работать: «я Петр и я Павел постановляем: рабы пусть работают 5 дней, а в субботу и в день Господень пусть пребывают в церкви ради учения благочестия; ибо суббота, сказали мы, имеет образ создания, а день господень – воскресения» 1222 . И так было не в той лишь церкви, где возникли Апостольские Постановления. Сократ, как мы видели, считает праздничными днями недели субботу и воскресенье и дает понять, (с. 265) что богослужение из было одинаковой торжественности в Константинополе 1223 . Так было, кроме Константинополя, В Антиохии, Понте, Каппадокии, Кипре и Египте 1224 . Но, по-видимому, празднование субботы большей частию сводилось к совершению литургии в этот день, где ее не было каждый день: «тогда как все церкви в мире совершают тайны и в день субботний каждой недели, александрийцы и римляне на основании какого-то древнего предания не хотят делать этого, а соседи александрийцев египтяне и жители Фиваиды, хотя делают собрания в субботу, но принимают тайны по насыщении вечером» 1225 . Последнее ограничение характерно, так как показывает, что в субботу литургия не считалась все же столь необходимой, как в воскресенье, и, совершаясь вечером, падала скорее на день воскресный, может быть и соединяясь с подвоскресной вечерней, как у нас в сочельники. Возможно, что вообще суббота чтилась не столько по ветхозаветным мотивам, сколько из-за значения ее в жизни Спасителя, на что ясно указывает Кассиан 1226 , и как навечерие воскресенья 1227 . Если так, то: а) на полное празднование ее в некоторых, очень немногих церквах, преимущественно дальневосточных)Антиохийской) нужно смотреть, как на крайность, увлечение 1228 , осужденное Лаодикийскоим собором: «не подобает христианам иудействовать и праздновать ( σχολζειν) в субботу, но нужно работать ( ργζεσθαι) в этот день, а день воскресный более праздновать, если могут, как христианам; иудействующим же да будет анафема от Христа» 1229 ; б) отсюда же понятен возникший в эту эпоху обычай поста в субботу у западных христиан, упоминаемый (неодобрительно) Кассианом 1230 пост был такою же формою чествования суббот, как дня ознаменованного погребением Христовым, какою была на востоке литургия в этот день. Среда и пятница

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Кто разрешит себя от постов этих, тот еще раз предает Господа и еще раз распинает Его“ 648 . Под преданием Господа на смерть, каковое воспоминается в среду чрез пост, не нужно в прочем разуметь самый факт предания Господа врагам, ибо это совершилось не в среду, а в четверг, по Евангелию, после тайной вечери. Под таким преданием нужно разуметь решение Иуды, в этот именно день последовавшее, касательно предания Господа и совет первосвященников по этому случаю. Что сказать о посте в субботу? имеет ли он за себя такую глубокую древность, как посты в среду и пятницу и такие непререкаемые свидетельства, какие имеются относительно этих последних постов. Самое раннее свидетельство, какое только имеем касательно поста в субботу – это свидетельство собора Эльвирского, от начала IV века. Собор этот (западный) в 25 правиле говорит: „собору угодно исправить ошибку, чтобы во всякую субботу совершали мы пост» (superpositionem jcjunorum. Из этого правила видно, что в это время уже существовал пост в субботу на западе, но из правила не ясно видно: существовал ли этот пост издревле, или только что начал входить в практику. Определенные основания для поста в субботу указывает блаженный Августин (их мы привели выше. С решительностью настаивает на посте в субботу в особенности папа Иннокентий I, указывая такие основания для поста в субботу: „пятницу мы постимся ради страданий Господа, и субботу мы не должны опускать, потому что это промежуточный день между печалью и радостью. Известно, что апостолы эти два дня пребывали в печали и из страха пред иудеями попрятались. Должно быть, вне всякого сомнения, что сообразно с преданием церкви в этот день (субботу) не должно быть совершаемо никаких таинств, т. е. он должен проводиться как постный день. Этот пост, который соблюдали апостолы, мы должны соблюдать каждую неделю“ 649 . Что касается тех оснований, какие приводит Ратрамн в доказательство поста в субботу, именно, что Апостолы Петр и Павел постились, выступая на борьбу с Симоном волхвом, то рассказ об этом должно относить к области басен, и есть произведение фантазии 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В составе чтений круга триодного постного Великий Синаксарь, сравнительно с Алексеевским Уставом, не имеет вовсе особых чтений на среду и пяток сыропустной седмицы, понедельник, вторник и неделю 1-ой седмицы поста, неделю крестопоклонную, среду – четверг шестой седмицы, субботу Лазареву, в неделю Ваий (толковательного слова Златоуста) 1268 и в великий четверг. В субботу мясопустную, понедельник мясопустный, субботу и неделю сыропустную, пяток 6-ой седмицы, великую субботу указаны произведения Алексеевского Устава, характерные для студийского состава: слова Андрея Критского , Григория Богослова , два слова о посте Василия Великого , слова Златоуста, Григория Антиохийского 1269 . В неделю мясопустную (слово Ефрема), субботу 1-ой седмицы (мучение св. Феодора и похвальное слово Григория Нисского ), четверг 5-ой седмицы (житие Марии Египетской, положенное Алексеевским Уставом на 5 неделю), неделю Ваий (слово Андрея) и первые дни страстной седмицы (толковательные слова Златоуста на св. Матфея) 1270 указаны чтения первоначального иерусалимского состава, вошедшие и в Алексеевский Устав. В неделю блудного сына Великий Синаксарь имеет, вместо указанного в Алексеевском Уставе слова Златоуста, – неопределенное «чтение блудного сына», в субботу сыропустную, вместо слова Дамаскина, – указанное в первоначальном иерусалимском составе слово Ефрема о преставльшихся отцах и чтение Златоуста об отцах из толкований на евангелие 1271 ; вместо слов Феодора Студита и его брата Иосифа, положенных Алексеевским Уставом на неделю крестопоклонную, – «толкование места из евангелия Матфея о кресте», положенное Иерусалимским Уставом на 14 сентября; в великий четверг, вместо слова Златоуста о предании, – согласно Иерусалимскому Уставу, чтение из Златоуста, т. е. продолжение толковательных слов, начатых в понедельник; в великий пяток, – положенное в Иерусалимском Уставе чтение «толкования» (по 7-ом евангелии). Все эти особенности состава чтений Великого Синаксаря, упрощающие его и приближающие к первоначальному иерусалимскому составу, наверное, отражают тот вид, который имел студийский состав чтений до Алексеевского Устава. Несколько других особенностей, именно, «чтение мытаря и фарисея», историческое чтение на праздник акафиста (на субботу 5-ой седмицы), чтение Маргарита Златоуста в пятницу шестой седмицы (по желанию, вместо слова о злопомянии), слово Дамаскина на понедельник страстной седмицы, слово Георгия Никомидийского на утрене (по желанию, вместо толкования) и на часах (3 и 9) великого пятка, слова Афанасия Великого на 3 часе великого пятка (по желанию, вместо слова Георгия), слово Епифания («Что есть молчание») на великую субботу (по 17-ой кафизме) – представляют из себя результат самостоятельного усложнения афонской практики, после того как она оторвалась от студийского корня 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010