После обстоятельного исследования об опресноках, из которого мы привели только главные мысли, первосвятитель наш делает замечания и против других отступлений Римской Церкви, Хотя самые краткие (которые также представим в сокращении), как-то: а) Против лощения в субботу. “В 64 правиле святых апостол пишется: “Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или субботу, кроме единыя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен”. А какая это единая, они не сказывают нам. В 24-й гл. 7-й книги апостольских постановлений написано: “Субботу и неделю празднуйте, в ту воспоминаем сотворение мира, а в сию – Воскресение Господа; но одну субботу в году должны вы блюсти: субботу погребения Господня; в оную подобает поститься, а не праздновать ее: ибо, как в сию субботу Господь сокрылся от лица земли, то плачь о Нем сильнее радости о сотворении мира”. Если это так, мужи римские, то горе нам, когда мы не ходим в заповедях Господа и проповедников Его, а уклоняемся в предания ложные. б) Против ежедневного совершения литургии во святую Четыредесятницу. “На каком основании во святую Великую Четыредесятницу ежедневно совершаете вы литургию, чего не должно быть, исключая субботы и воскресенья? Не ясно ли Собор Лаодикийский в 48 правиле говорит: “Не подобает в Четыредесятницу приносить Святый Хлеб (освящать Даров), разве токмо в субботу и в день воскресный” – и в 51: “Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и в дни воскресные”? Приведенные нами здесь церковные правила суть писанные, дабы мы решительно не имели никакого оправдания в случае нарушения их...” в) Против разрушения законных браков клириков. “Кто также научил вас из учителей Церкви, мужи римские, разрушать законные браки клириков? Не ясно ли говорят первоверховные из апостолов в 5 правиле своем: “Пресвитер или диакон да не изгонит жены своей под видом благоговения; аще же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священнаго чина”? И Павел, сей сосуд избранный, пиша к Титу, говорит: Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех. Аще кто есть непорочен, единыя жены муж ( Тит. 1. 5 ). И бесчисленное множество других подобной важности свидетельств можно бы привести против вас...”

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

У нас укоренилась  традиция, будто бы литургия, будь то евхаристическая (свт. Иоанна Златоуста  или Василия Великого) или Преждеосвященных Даров, должна непременно начаться до полудня. Даже слово появилось «обедня», ставшее синонимом литургии. Но, в отличие от распространенного мнения, даже ныне принятый устав назначает разное время для служения литургии в разные дни. И в таком подходе видна логика устава: время начала литургии регулирует продолжительность евхаристического поста (полного воздержания от еды и пития до причащения). В дни больших праздников литургия начинается очень рано «труда ради бденнаго», то есть потому, что перед нею совершилось продолжительное всенощное бдение, которое и заменяет евхаристический пост. В обычной сегодня практике такие очень ранние литургии бывают на Пасху и Рождество, а в некоторых приходах — и в дни других двунадесятых праздников. Такие литургии, как правило, заканчиваются до или во время рассвета. По воскресным дням церковный устав предписывает начинать литургию в начале девятого часа утра, чтобы трапеза начиналась в начале 10-го. В обычные дни  литургия, согласно предписаниям устава, начинается в 11-м часу утра — чтобы пост перед нею был более продолжительный. Из этого, кстати, видно, что время служения литургии должно занимать примерно один час, а на приходах сегодня можно встретить литургии, длящиеся более двух часов, а то и все три! И есть несколько  дней в церковном году, когда даже евхаристическая литургия соединяется  с вечерней. Это самые важные дни  церковного года, а их богослужебная  практика, как доказано учеными-литургистами, наименее подвержена изменениям. С  вечерней евхаристическая литургия соединяется в Великий Четверг, Великую Субботу, сочельники Рождества и Богоявления. На вечерне же построена и литургия Преждеосвященных Даров. О том, что в  Великую Субботу постились до самого вечера, свидетельствует и 64-е  Апостольское правило: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». О каком посте здесь идет речь? Часто это правило цитируют как запрет поститься в субботу перед воскресным причащением, но применение правила к этой ситуации выглядит анахронизмом: в эпоху составления правил не было речи о дополнительном посте перед причастием. На самом деле в 64-м Апостольском правиле речь идет о посте особого рода, который возможен только в одну субботу в году. Если посмотреть на богослужебные особенности суббот в течение года, то можно увидеть, что только однажды в год — в Великую Субботу — литургия соединяется с вечерней, а если начинать ее служение тогда, когда наступают сумерки, время возжжения светильников, то весь день получится полностью постным, ибо до причащения пищи не вкушают.

http://pravmir.ru/vechernee-prichashheni...

В Великую субботу П. (из Книги прор. Иезекииля) читается на утрене, что является уникальным случаем. Эта П. помещена перед чтениями из Апостола и Евангелия, к-рые по сути занимают в этот день место литургийных чтений. Литургийные чтения перенесены на утреню из-за того, что в Великую субботу литургия не должна совершаться утром, поскольку это день древнейшего - предпасхального - поста. Т. о., П. на утрене Великой субботы можно считать литургийной. Литургийные П. были хорошо известны в традиции древнего иерусалимского богослужения ( Zerfass. 1968); впрочем, вопрос о том, входила ли П. в состав чина литургии в доиконоборческую эпоху в К-поле, является дискуссионным ( Engberg. 2006; Eadem. 2016; Taft. 2011). В тот же день на вечерне, переходящей в литургию (эта служба происходит из древнейшего пасхального бдения; см.: Bertoni è re G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. (OCA; 193); по богослужебным уставам средне-, поздне- и поствизант. эпох, включая ныне действующие, она должна совершаться в субботу вечером, однако на практике совершается обычно в Великую субботу утром), читаются сразу 15 П., содержащих пророчества о Воскресении Христовом (поскольку служба является пасхальным бдением) и о таинстве Крещения (поскольку прямо во время этих П. и совершалось крещение оглашенных). Подражанием именно этой службе является удлинение цикла П. накануне праздников Рождества Христова и Богоявления. В древней практике П. входили в состав соответствующей книги - Профитология , или Паремийника. Визант. Профитологий обычно состоял из 2 частей: П. Великого поста и Страстной седмицы, П. праздников и общих П. ликам святых. В поствизантийскую эпоху П. были распределены по соответствующим богослужебным книгам: П. из 1-й ч. Паремийника вошли в состав Триоди Постной, из 2-й - в состав Минеи служебной, Минеи общей, Триоди Цветной и Постной. В совр. практике П. печатаются в составе указанных книг, хотя и предпринимаются попытки вернуть Профитологий в обиход как самостоятельную богослужебную книгу.

http://pravenc.ru/text/2579024.html

Если Благовещение случится в Великий Пяток или на Пасхальной седмице, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно великие часы и пасхальные). В самый день Благовещения совершается вечерня. Она начинается литургийным возгласом и совершается перед литургией (непосредственно соединяясь с ней) в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), а также в Четверг, Пятницу и Субботу Страстной седмицы. Вечерня совершается после литургии, в свое время – вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста и на Пасхальной седмице. Литургия в праздник Благовещения всегда совершается по чинопоследованию св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого . Литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается. Литургия св. Василия Великого совершается в том случае, когда праздник случится в Недели (воскресенья) Четыредесятницы (кроме Недели ваий), в Великий Четверг и Великую Пятницу. Литургия св. Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На литургии в праздник Благовещения вместо «Достойно» поется Задостойник праздника. Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии св. Василия Великого поется Задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг – «Странствия Владычня», в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати...»). Если же храм Благовещению, то поется Задостойник праздника. Задостойник – припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу!» и ирмос: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Прокимен: «Благовестите день от дне...», Апостол (Евр., зач. 306), Евангелие (Лк., зач. 3). Практическое отправление службы праздника Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе, под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24 числа с литургией Преждеосвященных Даров (в среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник и четверг). И это потому, что вечерня в дни Великого поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Содержание I. Паримия в Великую субботу (Гл. III, 8–15) II. Паримия в субботу Ваий на вечерне (Софон. III, 14–19)     Софония, по его словам (I, 1), проходил пророческое служение во дни Иосии, благочестивого царя Иудейского, царствовавшего 31 год, с 642 по 611 год до Р. Христова. Пророческие речи Софонии относятся к первой половине царствования Иосии, когда Иудея еще не была очищена от идолопоклонства (I, 4–5; 2Nap. XXXIV, 3, 8, 33 ), и Ниневия, которой пророк угрожает разрушением, произошедшим на 18 году Иосии, еще не была разрушена (III, 13). – В книге Софонии, состоящей из трех глав, содержатся, кроме обличений современного нечестия и пороков, предсказания о разрушении Иудейского царства (I) и угрозы соседним, враждебным Иудее, языческим народам и Ассириянам. Мессия, по пророчеству Софонии, принесет спасение Израильтянами и язычникам (III). Из книги Софонии извлечены две паримии: одна читается в Великую субботу, другая в неделю Ваий. I. Паримия в Великую субботу (Соф. III:8–15) В сей паримии предрекается суд над народами, затем возрождение Израиля и распространение повсюду истинного Богопочтения. Соф.3:8 Тако глаголет Господь: потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев Мой, весь гнев ярости Моея, зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля. В предшествующих стихах Господь обличает сынов Израиля в неверности Ему и в крайнем развращении и примером наказанных Им Египтян и Хананеев предостерегает их от постигшей сии народы участи. К сожалению, эти примеры не вразумляли обличаемых. Правда, думали они, Господь покарал Египтян и Хананеев, зато прочие народы, не менее их нечестивые, благоденствуют. Надлежало отнять у виновных повод оправдывать свое нечестие примерами безнаказанности нечестивых языческих народов. И вот Господь уверяет Израиля, что не оставит эти народы без наказания. Потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, говорит Господь Израилю, т.е. не соблазняйся тем, что Я не спешу наказывать нечестивые языческие народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Я не могу исполнить этого, – отвечал спокойно Иоанн. – Я принял эту церковь от самого Бога, моего Спасителя, дабы пещись о спасении народа, и не покину ее». Когда же чиновник настаивал, он прибавил; «Если император хочет этого, пусть принудит меня к тому силою, ибо город принадлежит ему. Насилие будет моим оправданием пред Небом, но никогда не выйду отсюда добровольно». Это передали Аркадию. Что оставалось делать? Увести силой? Аркадий вспомнил о землетрясении, и не решился. И вот он объявил, чтобы Иоанн никуда не выходил из своего дома; патриарх был подвергнут, так сказать, домашнему аресту. Златоуст повиновался. «Но затем, – говорит Тьерри, – он почувствовал угрызения совести. Страстная неделя, во время которой совершались приготовления к св. Пасхе, налагала на епископов особые обязанности, тем более в Великую субботу, которая в древней Церкви так же, как и канун Пятидесятницы, была назначаема для крещения оглашенных. Сам епископ обыкновенно совершал это освящение новообращенных в жизнь христианскую, приготовив их наставлениями в течение всего года. Златоуст знал, что более 3.000 новообращенных должны явиться в Великую субботу к купелям архиепископского храма, дабы принять там святое крещение. По мере того, как приближалось торжественное мгновенье, он все сильнее укорял себя в нарушении святого долга, в бегстве от своего стада, за которое добрый пастырь должен полагать жизнь свою, и, наконец, в уклонении от зла, при чем навлек на себя зло, быть может, еще большее. По зрелом обсуждении, он решился в субботу быть в своей церкви и исполнить там обязанности епископа. И действительно, в Великую субботу, с утра, архиепископ нарушил свой плен, отправился в храм, где тысячи новообращенных, расположившись под галереями, ожидали часа крещения. При его появлении началась обедня», Об этом сообщили Аркадию, который послал за епископами. Те настаивали на удалении и, чтобы успокоить императора, сказали ему, уподобившись еврейским первосвященникам, требовавшим смерти Иисуса и Пилата; «Не бойся, государь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне Праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую Субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой Пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. Само схождение Благодатного Огня происходит в Великую Субботу днем. Храм Гроба Господня заполнен так, что люди в Субботу утром стоят вплотную друг к другу, причем даже в самых отдаленных местах Храма. Не попавшие внутрь Храма заполняют площадь и всю ближайшую территорию. По самым скромным подсчетам, вместительность Храма Гроба Господня до 20 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и Храм, и площадь перед Храмом, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного Огня. Так было, по описаниям русских паломников, и сто, и двести, и девятьсот лет назад. Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах. Вот как он описывает это событие: «И когда наступило семь часов дня субботнего [около 12—13 часов современного времени. — Авт.], пошел король Балдуин [Храм в то время принадлежал крестоносцам. — Авт.] со своим войском к Гробу Господню из дома своего, все шли пешие. Король прислал гонцов в подворье монастыря Саввы Освященного и позвал игумена и монахов, они пошли к Гробу, и я, худой, пошел с ними. Пришли мы к королю и поклонились ему.

http://pravoslavie.ru/4942.html

Октоих. Гл. 8. В субботу вечера. Стихиры на стиховне, 2. 396 Свт. Иоанн Златоуст. Огласительное слово во Св. Пасху. 397 Данная цитата является свободным изложением текста 1–й главы Откровения. ( Ред.) 398 Свт. Григорий Нисский. Слово на Св. Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова//Творения. Ч. 8. М., 1871. С. 29. 399 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… С. 215. 400 Свт. Климент Александрийский. Строматы. Кн. 6. Гл. VI; Кн. 2. Гл. IX. 401 Ориген. Против Цельсия. Кн. II. Гл. 43. 402 Γ. Φλωροφσκυ. θματα " Ορθοδξου θεολογας, Αθηναι, 1973. Σ. 105. 403 Α. θεοδορου. Το χαροποιον πνθος της Εκκλησας. Αθναι, 1974. Σ. 159. 404 Триодь Постная. В Великую Субботу вечера. Стихиры, гл. 4 на «Господи, воззвах». 405 Свт. Григорий Нисский. Слово на Св. Пасху и о тридневном сроке…//Творения. Т. 1. С. 29. 406 Триодь Цветная. Канон Воскресения (Пасхи), песнь 6, ирмос. Необходимо, разумеется, принять во внимание, что пророк отказался исполнить волю Божию, поэтому и Бог попустил, чтобы он был брошен в море и проглочен китом. Напротив, Господь наш с готовностью и усердием исполнил волю Своего Небесного Отца и так «исправил полностью древнее Эдемское преслушание (Адама)». См.: Α. Θεοδορου. Πσχα, Κυρου Πσχα. Αθηναι, 1976. Σ. 36–37. 407 Β Великую Субботу утра. Канон, песнь 5–я, тропарь 2; песнь 6–я, тропарь 3. 408 См.: Ιω. Ν. Καρμιρη. ες " Αδου κθοδος του Χρστου ξ επψεων " Ορθοδξου. Αθηναι, 1939. Σ. 56–57. 409 Свт. Епифаний Кипрский. Слово на погребение Иисуса Христа и сошествие Господа во ад//JPG. 43, 440–464. 410 Триодь Цветная. В Неделю Пятидесятницы. Первая молитва после «Сподобив, Господи». 411 См. замечательную икону Сошествия Господа во ад из храма Прожата (Камея, Афон), которая приведена на суперобложке этой книги. 412 Октоих. Глас 4–й. Стихиры на стиховне воскресной вечерни. 413 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 8. 414 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. III. 415 Г. Φλωροφσκυ. Θματα " Ορθοδξου θεολογας. Αθηναι, 1973. Σ. 96. 416

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Простая мысль: для чего скорбящим женщинам пережидать светлый вечер и затем часть ночи, чтобы затем в потёмках идти ко гробу? Ведь заповедь о субботнем покое прекращалась после захождения Солнца. Несомненно, Мария Магдалина вместе со Пресвятой Богородицей пошли ко гробу «свитающи во едину от суббот», как сказано в Евангелии, то есть на вечерней заре уже начавшегося следующего первого дня по ветхозаветному обиходу, по нашему же – в субботу вечером. Также рассуждает об этом и свт. Феофан Затворник с. И там предстал им Ангел Господень, который сказал: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых» ( Мф. 28:5–7 ). И если бы Христос не воскрес до полуночи в Великую Субботу, то есть до времени смены дат, по юлианскому календарю, то нельзя было бы совершать Божественную Литургию в Великую Субботу! Как совершать Литургию, если Господь не воскрес из мёртвых? Потому она и не совершается в Великий Пяток, что Иисус Христос плотию пребывал во гробе: нет основания для Литургии. Весь строй и содержание стихир вечерни на Литургии в Великую Субботу говорит о Воскресении. Литургия начинается вечерней, в стихирах на «Господи, воззвах» поются воскресные песнопения 1-го гласа. При чтении на вечерне 15-ти паримий (ветхозаветных чтений) в ранней Церкви совершалось Таинство крещения оглашенных. И когда новокрещённых в белых одеждах вводили в храм, их встречало песнопение: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа!» , которое поётся в этот день вместо «Трисвятого». И далее, чтение «Апостола» (Послание к Римлянам, 91 зачало): «Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем» ( Рим. 6:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Митрополит Иларион: Ему нужно сосредоточиться не на себе, не на своих грехах и своем покаянии, а на Христе, потому что все богослужения Страстной седмицы, особенно последних трех дней, исключительно посвящены воспоминанию страданий и смерти Спасителя — там практически отсутствуют покаянные мотивы. Предполагается, что весь Великий пост был временем покаяния, когда человек должен был заниматься собой, своей душой, менять свой образ жизни, а сама Страстная седмица вводит в празднование Пасхи — Воскресения Христова, и неразрывно связана с Воскресением Христовым. Уже начиная с Лазаревой субботы, мы вступаем в совершенно иную тематику. С этого дня начинается финишная прямая, которая ведет нас к Пасхе. И. Семенов: Выходит, Великий пост оканчивается еще раньше — в пятницу шестой седмицы, потому что Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим — это уже не Великий пост? Митрополит Иларион: Это уже не Великий пост. По уставу ослабляется пост в эти дни. В Лазареву субботу, по уставу, те, у кого есть такая возможность, могут вкушать икру. И. Семенов: Не кабачковую, а рыбную? Митрополит Иларион: Да, рыбную. В праздник Входа Господня в Иерусалим можно вкушать рыбу. А потом снова наступает строгий пост Страстной седмицы. Но, как я уже сказал, это не покаянный пост, а пост, связанный с воспоминанием Страстей Христовых. И. Семенов: Почему смена облачений с темных на белые происходит в Великую Субботу, когда, с точки зрения событий священной истории, Спаситель Своим телом еще находится во гробе? С чем это связано? Митрополит Иларион: Это связано с двумя моментами. Во-первых, в наше время эта служба совершается в Великую Субботу утром. В древней Церкви она совершалась в тот же день вечером. После нее люди не расходились, они оставались в храме, слушали чтение Деяний апостольских, и уже потом, глубокой ночью, как это и сейчас происходит, начиналось пасхальное богослужение. Богослужение Великой Субботы было посвящено не только погребению Спасителя — с него уже начиналось празднование Воскресения Христова. Этот перелом происходит прямо во время службы: когда служба начинается, еще преобладает тема погребения Спасителя, и священнослужители в темных облачениях. А потом, после чтения Апостола, звучат слова: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки…». И в этот момент весь алтарь переоблачается в белое, и открываются Царские врата, и читается Евангелие о Воскресении Христовом. Это поистине потрясающий момент для тех людей, которые участвовали во всех богослужениях Страстной седмицы. Именно в этот момент начинает звучать весть о Воскресении Христовом. Когда в Великую Субботу люди приходят освящать куличи, атмосфера в церкви уже праздничая, она уже пасхальная.

http://pravoslavie.ru/69985.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010