Мы не можем достаточно надивиться подобному явлению. Полемисты возвращаются вместо этого вопроса к вопросам менее важным: о посте в субботу и о браке священников. Да и эти вопросы обсуждаются ими без особенной энергии и силы; аргументы большею частью повторяются прежние. Михаил Керуларий выставлял на вид обычай запада поститься в субботу. Он писал: „На каком основании вы сохраняете субботу по иудейски“ (он разумеет здесь пощение западных по субботам, в особенности в четыредесятницу)? И в подтверждение несправедливости этого поста указывает на ответ Спасителя иудеям, упрекавшим учеников Его за то, что они на пути в субботу срывали колосья и ели, и Его Самого, за то, что Он исцелил в субботу же человека, имевшего сухую руку. Приведши эти доказательства, Михаил, не без желания уколоть противников, замечает: „латиняне сохраняют субботы, и потому являются ни иудеями, ни христианами. Они подобны леопарду, который по словам Василия Великого имеет шерсть ни совершенно белую, ни совершенно черную» 730 . Гумберт с своей стороны опровергает Михаила в таком роде. „В чем и каким образом в соблюдении субботы мы сходимся с иудеями? Они в субботу остаются праздными и торжествуют, не пашут, не жнут, вообще ничего не делают, проводят ее в услаждения себя брашнами, в этот день отдыхают у них и слуги и служанки, и скот. Мы же ничего подобного не допускаем, все делаем, как и в предшествующий день и даже постимся, как в пятницу. Скорее вы иудействуете, обращает упрек на восточных Гумберт, скорее вы сходитесь с иудеями в провождения этого дня. Субботу они празднуют, и вы празднуете; они пресыщаются, и вы всегда разрешаете себя от поста». Вслед за этим он указывает уже известную причину, по которой римляне постятся в субботу, именно, что они это делают в воспо-минание о заключенном во гробе Господе Иисусе, причем ссылается на авторитет римских пап Сильвестра и Иннокентия, которые именно так понимали причину субботнего поста; но эти свидетельства нам уже известны 731 . Что касается до укоризненного сравнения Михаилом латинян с леопардами, то Гумберт отвечает на него лишь восклицаниями: „о удивительная философия греков! о наука пелазгическая! о афинская и академическая проницательность! о тонкие ученики Василия Великого , умеющие почерпать из этого преславного источника одну лишь грязь» 732 )! Никита Пекторат с своей стороны также, подобно Михаилу, указывал на отступления западных от восточных в провождении дня субботнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мк.2:22 . Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. На востоке, особенно во время путешествия, для сохранения вина, употребляют мехи из кожи животных, так называемые бурдюки, и, конечно, для молодого, как более крепкого, вина употребляются мехи новые, крепкие. Новое вино означает пост, а ветхие мехи – еще слабость учеников Христовых, которую не следует обременять постом (Феоф. и Злат.) Под словами: новая одежда, новые мехи и новое вино можно разуметь и весь новый завет Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.5:17 ). Новый Завет имеет и новые свящ. книги, и обновляющие нас благодатные таинства, и новое богослужение, и новые посты (Тр. л.). Зач. 10. Защищение Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, и учение о субботе. Читается в субботу первой недели великого поста. История защищения Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, изложена у еванг. Марка совершенно согласно с Матфеем, только короче ( Мф.12:1–8 ). Мк.2:23 . И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. Срывать колосья, это – обычай на востоке для утоления голода во время пути. Сорвав спелые колосья, растирают их руками, и вытертые зерна едят. Моисей в своем законе дозволил срывать колосья и на чужом поле для утоления голода ( Втор.23:24 ). Мк.2:24 . И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Четвертая заповедь закона Божия и Моисей в своих постановлениях запретили заниматься в субботу житейскими делами ( Исх.20:10 и др.), конечно, кроме самых необходимых. Предания же старцев так усилили строгость субботнего покоя, что даже дела добрые, например, лечение больных, запрещали в субботу. Поэтому срывание колосьев учениками Иисуса Христа для удовлетворения голода фарисеи почли за нарушение закона о субботе, обратили Его внимание на это дело и упрекнули Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим явно и к соблазну других нарушать субботу (Мих.). Что же сказал Господь фарисеям в защиту Своих учеников? Во-первых, Он указал на пример царя Давида (25 и 26 ст.) и, во-вторых, на неправильное учение самих фарисеев о субботе (27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

епископам и всему освященному чину, наконец – Правительствующему Синклиту и всем православным христианам. Архиерей осеняет крестом и кропит святой водой крестообразно. И полагается крест опять на ковчег, и ковчег руками иерея возвращается на обычное место (Чин празднования храма при Св. Синоде). Как пред воспоминанием о страшном суде (в Неделю мясопустную) св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших и назначает моление о них в субботу мясопустную, так, после воспоминания о искуплении всех людей, св. Церковь воспоминает умерших к назначает особый день для молитвы за них, именно субботу пред Пятидесятницей. В этот день совершается память всех усопших, благочестивых христиан, отец и братий наших. Связь же молитвенного воспоминания усопших, совершаемого в субботу пред Пятидесятницей, с событием, воспоминаемым в день Пятидесятницы, мы слышим в словах молитв на вечерние в день Пятидесятницы. Последование субботы пред Пятидесятницей таково же, как и субботы мясопустной. О последнем в Типиконе сказано: «подобает ведати, яко сия служба непременно бывает и в субботу святыя Пятьдесятницы» 1075 . Но различие между этими двумя последованиями состоит в том, что в мясопустную субботу берутся песни Октоиха из того рядового гласа, который поется в ту седмицу. И, следовательно, не каждый год в мясопустную субботу поются песни Октоиха одного гласа; поэтому в последовании мясопустной субботы только указано, какого рода молитвы следует петь из Октоиха, а самые молитвы не изложены. В субботу же пред Пятьдесятницею песни Октоиха поются из одного, назначенного для всех годов гласа, именно 6-го, из которого песни Октоиха поются во всю ту седмицу. Песни Октоиха 6-го гласа и напечатаны в самом последовании Цветной Триоди (о них см. выше). Катавасия поется Триоди (Тип., гл. 19), т. е. «Песнь возслем людие» (Тип., послед. субб. пред Пятьдес. и Мясоп.). На литургии вместо тропаря: «Видехом Свет истинный» поется обыкновенно тропарь за упокой: «Глубиною мудрости». Если в субботу Пятидесятницы случится святой с полиелеем (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Нами было доказано, что этим Христос не запрещал спасаться бегством от смертельной опасности. А сказано это было потому, что в субботу ворота Иерусалима запирались, и никого не выпускали из города. И если бы время бегства из него случилось в субботу, то все находившиеся в нем, последователи Христа не могли бы уйти из него и неминуемо погибли бы. Об остальных двух ваших доводах в пользу субботы не стоит даже и говорить. До того они слабы и ничтожны, и ничего не говорят в пользу празднования субботы в Новом Завете. Это – что мироносицы до воскресения Христова в субботу остались в покое. А другое, что закон Моисеев читается в еврейских синагогах каждую субботу. Еще вы приводили из пророка Исаии, что на новой земле, из месяца в месяц и из субботы в субботу будет происходить поклонение Господу. Но нами было доказано, что это нельзя понимать буквально, и что вы сами не исполняете его, так как не празднуете новомесячий. А это значить то, что люди будут постоянно обращаться к Богу с молитвою. Нами также было доказано, что вы, требуя от всех празднования субботы и угрожая в противном случае всеми апокалипсическими казнями, сами, однако, не исполняете всех повелений Божиих о субботе: Вы не убиваете людей, работающих в субботу, преступая таким образом заповедь самого Бога, требующего убивать нарушающих субботы. Значит, вы сами не верите тому, что проповедуете, не исполняете того, чему учите. Вот все, что приведено вами в пользу празднования субботы и против празднования воскресения, и на что и указывается в ваших адвентистских сочинениях по этим вопросам. С нашей же стороны против празднования христианами субботы указано, что: 1) Еще в Ветхом Завете Господь Бог терпеть не мог субботы, если в них творились злые дела, из чего явствует, что суббота не такой уже священный и спасительный предмет, каким представляете его вы, уверяя, что все христианство погибнет, если не станет праздновать этот, в известных Богу случаях, нестерпимый Богу, день. 2) Ученики Спасителя нарушали субботу, срывая колосья и растирая их руками; Христос оправдал их.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

10 Эта замечательная челобитная м. Феофана в цельном виде помещена в прекрасной статье Н. Кантерева «Следственное дело об Арсении греке» (в «Чт. общ. люб. дух. просвещ.», 1881, июль, стр. 74–77). 11 Связка 24, дело 15 о приезде этого Венедикта в Москву для заведения греческой типографии и школы. Венедикт в челобитной к царю Алексею Михайловичу называет м. Феофана своим соучеником и дьяконом, когда первый был архимандритом в святогорской ватопедской лавре. 12 Дела о приезде Венедикта в Москву (Связка 24, дело 26-А, дело 15). Другие подробности о проделках этого архимандрита в Москве, о составлении им подложных грамот и подписи от имени александрийского патриарха приведены в указанной статье 11. Каитерева (стр. 78–79). 15 ) Сведения о приезде и жизни п. Паисия в Москве находятся в связке греческих дел 27 А, дело за 7. 16 В Киеве он благословил Богдана Хмельницкого на войну с поляками, «приказал ему доканать ляхов», и осуждал московское правительство за дружелюбие с последними (Терновского «Изучение византийской истории», вып. II, Киев, 1876, стр. 103); по приезде же в Москву он заявил в посольском приказе о своей деятельности в западной России, что он крестил там многих поляков и внушал им не нападать на православных. Интересны сообщения патриарха о святогробном огне в великую субботу, издавна занимавшем собою внимание русских: «На гроб Господень благодать Св. Духа небесным огнем сходит по прежнему в великую субботу. Стоит де у гроба Господня 830 кадил, и турки те кадила все погасят в великую пятницу, а в великую субботу на вечерни отомкнут турки гроб Господень, а с него, патриарха, снимут сак и корону; и как на вечерни учнут пети литию, и в то время входит он, патриарх, ко гробу Господню, а турки тут же входят и осматривают гроб Господень – сшел ли на гроб Господень огнь с небеси, и будет еще не сшел, от гроба Господня выходят и ожидают, как на гроб Господень огнь с небеси сойдет; а как огнь с небеси сойдет и первое от того огню засветится в паникадиле христианском, которое стоит над гробом Господним, свеча, а потом на камени, что на гробе Господне, а потому по всему гробу Господню рассыплется, что краплины, и от того де огня он, патриарх, засвечает свечи и дает во весь мир». При этом Паисий рассказывает, как при патриархе Софронии, турки не хотели пустить этого патриарха в великую субботу в часовню гроба, просили подарков, а тот не дал, и как Софроний видел извне церкви, что огонь сошел с неба на гроб Господень; в то время армянский праздник великого дня сошелся вместе с праздником православных; армяне заплатили туркам за распечатание гроба 20,000 ефимков; и как гроб был распечатан, то на глазах армян огонь с неба сошел не на гроб Господень, а на руки молящихся и засветил свечи прежде всего у одной православной инокини, бывшей в церкви воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Кто постился в субботу, тот считался христоубийцей 729 . А 64-е апостольское правило за пощение в субботу определяет клирику извержение из клира, а мирянину отлучение от Церкви 730 . По свидетельству древних историков, на востоке только лишь в одну субботу великую дозволялось и даже требовалось соблюдение поста в течение целого дня, в воспоминание того, что в этот день пребывал в гробе Господь Иисус Христос. „Субботу и день Господень“, говорится в апостольских постановлениях, „вы празднуйте, ибо та есть воспоминание творения, а эта воскресения. Одну только во всем году субботу должны соблюдать вы, – именно ту, в которую Господь погребен. В эту субботу прилично поститься, а не праздновать, ибо доколе Творец находился под землею пригоднее сетование о Нем, нежели радование о творении, потому что Творец и по естеству, и по достоинству превосходнее творений Его“ 731 . Где причины указанного строгого запрещения поста в субботу, не достаточно ясно. Можно, впрочем, думать, что это запрещение было вызвано борьбою с ересями. Известно, что в еретических общинах гностиков, манихеев и маркионитов суббота была днем сетования и строгого поста 732 . Установлением такого обычая названные еретики хотели выразить свое презрение к ветхозаветному закону, который они не признавали божественным. С другой стороны, этот обычай вытекал из общего гностико-манихейского воззрения на вещество мира, как на злое начало, и на день окончания творения мира, как на день печали. С целью противодействовать распространению подобных воззрений восточная церковь и запрещала поститься в субботу 733 . – Кроме этого, праздничный характер субботы выражался на востоке и в том, что она была днем общественного богослужения, посещение которого считалось для верующих столь же обязательным, как и посещение богослужения воскресного. „Каждый день“, говорится в апостольских постановлениях, „собирайтесь утром и вечером на пение и молитву в зданиях Господних... Особенно же сходитесь туда с большим тщанием в день субботний и в день воскресный“ 734 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

После обстоятельного исследования об опресноках, из которого мы привели только главные мысли, первосвятитель наш делает замечания и против других отступлений Римской Церкви, хотя самые краткие (которые также представим в сокращении), как-то: а) Против пощения в субботу. «В 64 правиле святых апостол пишется: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или субботу, кроме единыя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». А какая это единая, они не сказывают нам. В 24-й гл. 7-й книги апостольских постановлений написано: «Субботу и неделю празднуйте, в ту воспоминаем сотворение мира, а в сию — Воскресение Господа; но одну субботу в году должны вы блюсти: субботу погребения Господня; в оную подобает поститься, а не праздновать ее: ибо, как в сию субботу Господь сокрылся от лица земли, то плачь о Нем сильнее радости о сотворении мира». Если это так, мужи римские, то горе нам, когда мы не ходим в заповедях Господа и проповедников Его, а уклоняемся в предания ложные. б) Против ежедневного совершения литургии во святую Четыредесятницу. «На каком основании во святую Великую Четыредесятницу ежедневно совершаете вы литургию, чего не должно быть, исключая субботы и воскресенья? Не ясно ли Собор Лаодикийский в 48 правиле говорит: «Не подобает в Четыредесятницу приносить Святый Хлеб (освящать Даров), разве токмо в субботу и в день воскресный» — и в 51: «Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и в дни воскресные»? Приведенные нами здесь церковные правила суть писанные, дабы мы решительно не имели никакого оправдания в случае нарушения их...» в) Против разрушения законных браков клириков. «Кто также научил вас из учителей Церкви, мужи римские, разрушать законные браки клириков? Не ясно ли говорят первоверховные из апостолов в 5 правиле своем: «Пресвитер или диакон да не изгонит жены своей под видом благоговения; аще же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священнаго чина»? И Павел, сей сосуд избранный, пиша к Титу, говорит: Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех. Аще кто есть непорочен, единыя жены муж (Тит. 1. 5). И бесчисленное множество других подобной важности свидетельств можно бы привести против вас...»

http://sedmitza.ru/lib/text/435795/

Праздник Воздвижения Креста Господня сама церковь именует пресветлым торжественным днем и отличает его от других праздников (как Рождество Христово и Богоявление Господне) неделями вводными (см. в Типик. послед. под 14 сент; ср. послед. 8 сент. в конце, послед. 13 сент., послед. 15 сент. и послед. 21 сент.). Естественно, что при совершении богослужения вообще и при выносе креста в частности на утрени в данный праздник, как в «день пресветлый», более целесообразно облачаться священнослужителям в светлые одежды, чем в траурные (Р.д.С.П. 1889 г. Какой апостол и какой евангелие читать: а) в навечерие рождества Христова в субботу и воскресенье и б) в субботу пред неделею св. отец? В ответ на первый вопрос арх. Сергий историческими справками подтверждает предложение м. моск. Филарета, что в указаниях устава и минеи на этот счет вкралась ошибка, и доказывает, что положенные в навечерие Рождества Христова на отдельной вечерни апостол (Галат. 207) и евангелие (Мф. 53) следует читать только на литургии Златоустого и при том только в субботу, а на вечерни и в субботу и в воскресенье — праздничные. В субботу же пред неделей св. отец литургийные апостол и евангелие (Гал. 207, Мф. 53). (Из Христ. Чт. 1879 г. май — июнь) (Р.д.С.П. 1880 г. Когда литургия совершается с вечернею, как напр. в навечерие Рождества Христова или Богоявления, или в день Благовещания, а также в Великий четверг и субботу, — то как произносить просительную ектению: «исполним молитву нашу» и «дне всего совершенна», или же: «исполним вечернюю молитву нашу» и «вечера всего совершенна?» и т. д. А также на конце литургии вместо «день весь совершен», «вечер весь совершен?» и т. д. Лучшим ответом на эти вопросы служит чинопоследование преждеосвященной литургии, соединяемой с вечернею почти на тех-же основаниях, как соединяется литургия с вечернею накануне Рождества Христова и Богоявления и т. п. В этой же литургии в просительной ектении прямо полагается произносить: «исполним веченюю молитву нашу», и «вечера всего совершена», — а также и в конце литургии: «вечера всего совершенна», и т. д. Таким же образом надобно произносить все упомянутые ектении и на полных литургиях, соединенных с вечернею, так как эти литургии, по Уставу, именно и относятся к разряду литургий, положенных для совершения вечером (Р.д.С.П. 1885 г. Следует ли отверзать царские врата при пении «С нами Бог» на великом повечерии Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, а в великую субботу — при пении стихов: «Славно бо прославися»… и «Господа пойте»..?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2267...

В таком случае, в соответствии с предписаниями Устава и с древней традицией, приличнее совершать панихиду пред литургией. Такое именно предписание дается в Требнике Петра Могилы : «Вестно же буди, яко аще вчера не отпеша парастас, то поутрени пред Божественной литургией поется». Требник П. Могилы, часть 1, лист 890. 429 Т. е. так же, как и поминовение за богослужением святых угодников Божиих по имени совершается, например, на отпусте только тех, память которых в данный день празднуется, а все остальные святые поминаются лишь общей формулой «и всех святых». 430 И название «обедня», обычно усвояемое литургии, характеризует ее, как службу непосредственно предшествующую обеду без каких-либо промежуточных богослужений. 433 Если, например, кто-либо скончался а пяток 1-й седмицы Великого поста, то хотя 3-й день приходится на воскресение, когда бывает полная литургия, но поминовение 3-го дня переносится на предшествующую субботу 1-й седмицы, которая будет 2-м днем по кончине, поминовение же 9-го дня совершается в субботу 2-й седмицы, которая и фактически будет 9-м днем. Или, если кто-либо скончался, например, в субботу 1-й седмицы Великого поста, то поминовение 3-го дня совершается в субботу 2-й седмицы на 9-й день, а поминовение 9-го дня совершается в субботу 3-й седмицы, т. е. на 15-й день, хотя в самый 9-й день, который будет в неделю 2-ю Великого поста, совершается полная литургия, но на ней ради воскресного дня не может быть ничего заупокойного, ни гласного поминовения усопших и, очевидно, не должно быть и панихиды. 434 В 5-ю субботу праздника Похвалы Богородицы со славословием, когда не может быть заупокойной литургии. А в следующие субботы – Лазареву и Великую – совсем не может быть никакого гласного поминовения усопших. 435 Поминовение 40-го дня скончавшегося в Великом посте не может быть приурочено к великопостным субботам, так как до исполнения 40 дней от начала поста будет уже праздник Похвалы. 437 «В великом посте в простые дни освящения церкви не творим ни которым храмам КАЧЕСТВА РАДИ ПИЩНАГО, ДА НЕ РАЗРЕШИМ ни рыбу и вино и масло». Большой Требник, глава 108. Указ о храмах, когда святити или не святити. 441 Применительно к перенесению заупокойной службы в усыпальницу, если суббота мясопустная случится 2-го февраля. 442 Впрочем, должно отметить, что устав последования погребения не предполагает непременно следования его за литургией. По требнику последование погребения совершается самостоятельно, независимо и не в связи с каким-либо общественным богослужением (ср. сказанное выше о совершении после литургии каких-либо последований). 444 Кроме того, он употребляется только на панихиде в качестве тропаря и в октоихе в субботу 8-го гласа в качестве 3-го седальна по 2-й кафизме. Читать далее Источник: О поминовении усопших по уставу Православной Церкви/Епископ Афанасий (Сахаров). - СПб. : Сатисъ, 1995. - с. ISBN 5-7373-0080-3. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Состав: 1) стихиры на вечерне в Великую субботу и «Свете тихий» двух распевов (1–7); 2) канон в неделю Пасхи (8–31); ирмосы: «Воскресения день» и «Святися, святися» положены на несколько напевов. 1210. Сборник песнопений на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 28 лл., полууставом конца XVIII в., без переплета, разбит,. Первый лист порван с ущербом для текста. Нет листа между 23 и 24 листами. На первом листе заглавие киноварью: «Октай на осмь гласов – творение великаго светилника преподобнаго и богоноснаго отца нашего Иоанна Дамаскина ». Состав: 1) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер», антифоны степенные и стихиры на «хвалитех» на утрене в неделю перваго гласа (1–13); 2) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер» и стихиры «на хвалитех» на утрене в неделю втораго гласа (13–25); 3) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер» третьяго гласа (25–28). 1211. Сборник песнопений из октоиха на линейных нотах , в восьмушку, без начала и конца, 41 л., полууставом XVIII в., без переплета; 41 лист порван с ущербом для текста. Нет нескольких листов между листами: 4 и 5, 33 и 34, 36 и 37. Состав: песнопения: 1) гласа 2-го: богородичен догматик, стихира «на стиховне» с богородичном на великой вечерне «в субботу вечер» и антифоны степенны на утрене в неделю, третий антифон без конца (1–4 об.); 2) гласа 3-го: богородичен догматик и стихира «на стиховне» с богородичном на великой вечерне «в субботу вечер», антифоны степенные на утрене и Блаженны на литургии в неделю (5–9 об.); 3) гласов 4–8-го: стихиры: на «Господи, воззвах» с догматиками и стихиры «на стиховне с богородичнами на великой вечерне», «в субботу вечер», аятифоны степенные на утрене и Блаженны на литургии в неделю (9 об.–41 об.), третий антифон 8-го гласа без конца и нет Блаженнов того же гласа. 1212. Сборник песнопений , в восьмушку, 34 л., полууставом XVIII–XIX в.в., в бумажном переплете; 19-й лист чистый. Состав: 1) стихиры воскресныя 1-го гласа с богородичном 1-го гласа и несколько песнопений из пасхальнаго канона, положены на крюковыя ноты (1–18); 2) канон молебен Пасце глас 1-й (20–28); 3) книга Патерик скитский изложение святаго верховнаго апостола Павла покаяние пред образом Божиим кроме иерея како исповедати грехи своя скитским инокам по вся дни (28 об.–34). Начало: «Предано святым апостолом Павлом великому Дионисию Ареопагиту глубина премудростем философу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010