Решение этого вопроса, по нашему мнению, зависит от дня страдания и смерти И. Христа, который в Евангелии Иоанна точно называется пятком ( Ин.19:14,31 ). Но между тем как, по сказанию первых трех Евангелистов, этот пяток, по-видимому, был 15 нисана, по беспристрастному пониманию указанных мест Ев. Иоанна он был 14 нисана. Правда, Визелер, западный исследователь евангельской хронологии, 307 держится первого мнения и старается примирить относящиеся сюда места Еванг. Иоанна остроумно, но слишком искусственно. Мы держимся указания Ев. Иоанна и убеждены, что день страданий и смерти И. Христа – пяток – был 14 нисана; a 15 нисана падало в этот год на субботу; следовательно, и пасха еврейская была в субботу, а не в пятницу. И если ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом новозаветного пасхального Агнца – Христа, то, как первый, по повелению Божию должен был быть закалаем к вечеру 14 нисана ( Исх.12:6 ), так и новозаветный Агнец должен был быть принесен в жертву за грехи всего мира также 14 нисана к вечеру. Итак, если день смерти И. Христа – пяток, и именно 14 нисана, то пасха еврейская – 15 нисана, – падала в этот год на субботу. Вот почему евангелист Иоанн, сказав о том, что иудеи просили Пилата в пяток же вечером перебить голени распятым, прибавляет: да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик денъ тоя субботы ( Ин.19:31 ). Из этих слов до очевидности ясно, что пасха еврейская в год страданий и смерти И. Христа была в субботу, и эта пасхальная дата, по нашему мнению, самая определенная и самая твердая из всех евангельских дат. – Теперь вопрос только в том, можно ли в настоящее время определить с точностью, в каком году общественного служения И. Христа пасха еврейская (15 нисана) приходилась в субботу? Чтобы решить этот вопрос, мы занялись определением полнолуний в месяце нисане, соответствующем нашим марту и апрелю. Руководясь календарями Мещерина 308 и Гинсбурга, 309 мы нашли, что за время общественного служения И. Христа пасха еврейская дважды падала на субботу, именно в 19-м и 22 году нашей эры. Несомненно, последняя была в год страданий и смерти И. Христа, а первая в год вступления Его на служение. 15 нисана первой пасхи совпадало с 1-м числом нашего апреля. Вторая пасха, в 20 году нашей эры, была в среду и совпадала с 27 числом месяца марта. Третья пасха, в 21-м году, была во вторник и совпадала с 15 числом апреля. Наконец четвертая пасха, в 22 году, была в субботу 28 марта. 16-го же нисана или 29 марта И. Христос воскрес из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Глава 9. Почему установлено бдение в вечер субботний и почему не совершается пост в субботу на всем Востоке Совершать бдения в субботний вечер - определено на Востоке еще с начала веры христианской в подражание апостолам, которые после того, как Господь и Спаситель наш был распят в вечер пятницы, бодрствовали и не предавались ни малейшему сну. По причине бдения, мужи апостольские, в уважение к трудам бдения, положили в субботу не поститься. Таким образом, отмена поста ничуть не доказывает общего нашего с иудеями празднества, но оно необходимо для подкрепления утомленного тела, потому что, если не отменить пост в субботу и воскресенье, то постившийся на неделе пять дней обязательно ослабнет. Глава 10. Почему у западных пост соблюдается и в субботу По мнению западных, пост в субботу нельзя, упразднять, потому что апостол Петр, готовясь вступить в борьбу с волхвом Симоном, постился в этот день. Но сама причина, по которой постился апостол Петр, показывает, что он постился в субботу не потому, что на то было соборное определение, а по требованию обстоятельства. Поэтому пост апостола Петра был особенный, однократный, а не общий, не постоянный; он стал бы поститься и в воскресенье, если бы ему довелось вступить в борьбу в этот день. Глава 11. Чем отличается воскресное богослужение от службы других дней Следует знать и то, что там, в воскресный день до обеда собираются только на одну литургию, а на третий и шестой часы особо не собираются. Впрочем, таким образом не изменяется существенно порядок богослужений; а между тем, из уважения к воскресению Господню, братьям делается некоторое послабление; отчего они дня воскресного ожидают как праздничного и не скучают постами, сохраняемыми в продолжение недели, потому что труд бывает не обременителен и не скучен, если за ним следует какая-нибудь перемена. Глава 12. В какие дни за ужином не читается псалом, как бывает за обедом В субботу, воскресенье и дни праздничные, в которые обыкновенно предлагается братьям обед и ужин, псалом не читается на вечере, т.е. ни перед ужином, ни после ужина, как это бывает на праздничных обедах и при отмене постов, когда читаются обычные псалмы и перед столом, и после стола. Перед тем как сесть за стол и как вставать из-за стола, читается только одна молитва, потому что тогда не обязаны все быть за столом, а бывают только странники из приходящих братьев или те, которых заставляет прийти телесная немощь, или кто сам хочет

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1753...

Как после первой статии «Непорочны», так после второй статии и пения: «Благословен еси, Господи», и после 6-й песни канона, пред пением кондака: «Со святыми упокой», бывает ектения об умерших. В ней взывается: «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду православных христиан». Возглас Яко Ты еси воскресение и живот и т. д. (Тип., послед. мясопустной субботы). При этом, обыкновенно, поименно воспоминаются, по особой книжке, усопшие православные благочестивые императоры, цари, Великие князья и благочестивые императрицы, царицы, княгини (см. Реестр, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах. См. далее, о панихиде). В иных храмах при этом ставится пред Царскими дверьми стол, на столе – распятие и пред ним свеча, а иногда и кутия. В иных же храмах ставится пред Царскими дверьми только свеча в большом подсвечнике. При произнесении ектений, иерей или диакон имеют в руке кадило 929 . Эта служба за умерших совершается и тогда, если в субботу мясопустную случится праздник трех Святителей (30-го янв.), или Обретения главы св. Иоанна Предтечи (24-го февр.). Служба же сих праздников совершается в пяток мясопустный (Тип., послед. 30-го янв. и 24-го февр.). Но если в субботу мясопустную случится храм святого или праздник Сретения, то в субботу мясопустную поется служба храма или Сретения (Тип., послед. субботы мясопустн. и храм. гл. 26. Тип., послед. 2-го февраля, аще в субботу мясопустн.). Служба за умерших, вечера и утра, поется в субботу мимошедшую или четверток мясопустный (Тип., послед. 2-го февр., аще в субботу мясопуст.). Когда случится в субботу мясопустную храм святого, тогда служба за умерших может быть пета только в гробнице, а в храме должна быть одна служба храма 930 . В сроду и пяток сырные полагается служба, подобная великопостной, с некоторыми отличиями от нее. На вечерне: а) после «Ныне отпущаеши» поются тропари: «Богородице Дево. радуйся», на «Слава» – «Крестителю Христов» и т. д., с поклонами (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вообще нужно полагать, что пост в субботу, принятый западною церковью не столь древен, как пост в среду и пятницу. Пост в субботу вводится постепенно в западной церкви, вытесняя собой пост в середу. Яснейшим доказательством этого может служить разнообразие, существовавшее на западе в древнее время касательно соблюдения еженедельных постов. Так в Римской церкви постились в пятницу и субботу. Церковь испанская разделяла с Римской тот же взгляд на еженедельные посты. Но во Франции было иначе: здесь субботы считались днями постными только в четыредесятницу, а в остальное время года не считались. В Англии постились в среду и пятницу, но не постились по субботам, как свидетельствует Беда достопочтенный . В Германии практика относительно еженедельных постов очень разнообразилась. В некоторых епархиях кроме пятницы постились в середу, в других в субботу. Папа Николай I писал болгарам о середе, что в этот день они могут поститься и могут не поститься, как угодно каждому 651 . Видно, что пост в субботу появился впервые в церкви Римской, отсюда постепенно распространялся и в другие церкви западные. Новый пост в субботу вытесняет древний пост в среду. Восточная церковь и до IX века обращала внимание на особенности западной церкви в соблюдении еженедельных постов, именно на ее обыкновение постится в субботу, как это видно из 55 правила собора Трульского. III. Вторым пунктом разногласия касательно обрядовой стороны между церковью восточною и западною в IX веке был пост четыредесятницы. Фотий в своем окружном послании об этом предмете писал так: „первую неделю четыредесятницы отделивши от прочего поста, латиняне разрешили на молоко, сыр и подобное сему чревоугодию. Фотию кажется это отступление церкви западной настолько нечестивым, что он не считает нужным и опровергать его какими либо правилами, замечая только: „разрешение римлянами от поста – первой недели четыредесятницы не требует, по моему мнению, приведения правил для своего осуждения; поскольку уже одно сказание о том само собою показывает крайнее неблагочестие» 652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Разве вы не знаете, что это событие, что мироносицы «в субботу остались в покое по заповеди», было до воскресения Христова, когда был в полной силе Ветхий Завет . Неужели же мироносицы еще до воскресения Христова должны были праздновать воскресение, а не субботу? Да тогда не только мироносицы, но и апостолы, как и все иудеи, праздновали только субботу. Да они тогда не только праздновали субботу, но считали обязательным для себя и весь закон Моисеев: и обрезание, и новомесячия, и очищения, и кровавые жертвоприношения, и всякие иудейские праздники и прочее. – Иисус Христос никогда не праздновал воскресного дня вместо субботы 8 , – перебил меня адвентист. – Да перестаньте вы смешить добрых людей, – заметил я ему.– Неужели до Своего воскресения из мертвых Христос мог праздновать это свое воскресение. Да тогда другого дня вместо субботы никто и не имел права праздновать. 6. Я скажу вам еще больше. Даже после воскресения и вознесения Христа на небо, после сошествия Святого Духа, некоторые апостолы и уверовавшие во Христа евреи исполняли весь закон Моисеев, не исключая обрезания, жертвоприношений, новомесячий, суббот и прочее Но это еще не все. Христиане из евреев настаивали, чтобы и все христиане из язычников приняли бы и исполняли весь закон Моисеев. И апостолу Павлу и его единомышленникам большого труда стоило отстоять хотя бы это, чтобы христиан из язычников не обязывать исполнять закон Моисеев. Почти все послания апостола Павла проникнуты борьбой с ревнителями закона Моисеева. О самих же христианах из евреев и говорить нечего. Им вполне предоставлялось исполнять закон Моисеев, и они исполняли его. Апостольский собор постановил не обязывать только христиан из язычников исполнять закон Моисеев. А сам апостол Павел и после этого совершил очищение, по закону очищения. И принес установленную жертву ( Деян. 21:20–27 ). К чему же вы приводите свидетельство о том, что мироносицы праздновали субботу до воскресения Христова, если и после сошествия Святого Духа христиане из евреев и совершали обрезание, и праздновали субботу и все другие ветхозаветные праздники, и приносили кровавые жертвоприношения за очищение и прочее Отношения первенствующих христиан к закону Моисееву были таковы: Христиане из евреев исполняли весь этот закон, а также и все установления Христианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Когда светит солнце, луны уже не видать. И поэтому воскресный день приобрел большее значение, нежели суббота На Западе же – я это знаю из бытовой практики – мать, хозяйка может собрать детишек в субботу утром и сказать: «Сегодня мы будем Sonnabend verrichten». Это значит: «Сегодня мы будем совершать субботу». Что такое «совершать субботу»? Это генеральная уборка. Я бы сказал, что это кощунство. Суббота – день покоя, а не день генеральной уборки. И «совершить субботу», то есть потрудиться более интенсивно, чем в другие дни, восточная Церковь возбраняет. Восточная Православная Церковь всегда чтила субботу как день праздничный. Поэтому заповедь Божия не отменялась, не переносилась. Но неслучайно Ветхий Завет сравнивается с луной, а Новый Завет – с солнцем. Солнце не отменило луну, луна не превратилась в солнце. Просто когда светит солнце, то луны уже не видать. И поэтому воскресный день приобрел большее значение. Но христиане забыли, что это за значение. Теперь уже батюшке вполне могут задавать вопросы о том, можно ли пришивать пуговицы, можно ли копать огород, можно ли то, другое, третье, десятое делать в субботу. Или делать в воскресенье. В воскресенье надо причащаться! Воскресный день – это день преломления хлеба. Вот кто в воскресенье не причастился, тот нарушил день Господень. Да, действие указа Константина дошло до нашего времени. Но есть страны, где это не так! В исламском мире выходной – пятница. В некоторых странах – вообще другие дни. И для христиан там никто не будет отменять ни школьные занятия, ни работу заводов, ни еще что-нибудь, чтобы в воскресенье они отдыхали. И у христиан, живущих в странах с нехристианской традицией (например, в Египте), и в наше время выходной – в пятницу, а в воскресенье они все идут на работу. Вот что я хотел сказать о преломлении хлеба и о дне, который у христиан для этого выделен. А почему именно этот день? Ну, я думаю, здесь для всех все совершенно очевидно: в пятницу Христос распят, в субботу у Него шаббат – покой, Он упокоился, Его Тело бездыханно находится во гробе, Душа Его сошла в шеол, во ад. А в первый день седмицы Он воскрес из мертвых, и этот день и стал днем Евхаристии, днем преломления хлеба.

http://pravoslavie.ru/145579.html

И в Новом Завете Сам Христос, говорят адвентисты, примером Своим учил чтить субботу, когда, напр., по субботам ходил в синагогу для чтения и проповедования слова Божия ( Мк.1:20; 6:2 ; Лк.4:16 ), учил в субботу делать добро ( Мф.12:12 ), заботился о сохранении субботнего покоя Его учениками и последователями, когда говорил: «молитесь, чтобы не случилось, бегство ваше зимою или в субботу» ( Мф.24:20 ). Подражая примеру своего Учителя, и ученики И. Христа свято чтили субботу. Так, женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, возвратились от гроба Господня, приготовили в пятницу масти и благовония, а «в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.16:12 ; Лк.23:54–56; 24:1 ). Даже ап. Павел, по мнению адвентистов, сделавшись христианином, чтил день субботний по заповеди. Слово Божие, говорят они, указывает, что он работал шесть дней недели, а «во всякую субботу говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Эллинов» ( Деян.18:3–4 ) и своим примером не только христиан из иудеев, но и из язычников, побуждал чтить субботний покой, проповедуя слово Божие только по субботам. ( Деян.13:42–46; 18:4 ). Вот почему ап. Павел и пишет, что «для народа Божия еще остается субботство» ( Евр.4:9 ). Считая себя христианами, или народом Божиим, адвентисты посему и хранят субботу тем более, что, по пророчеству Исаии, говорят они, суббота будет святиться и на новой земле ( Ис. 66:22–23 ). Из Америки в весьма недавнее сравнительно время секта адвентистов седьмого дня проникла в Европу, где нашла себе благоприятную почву среди многочисленных протестантских сект. Центром первоначальной деятельности адвентистов в Европе сделался Базель, где они открыли отделение своего издательского предприятия, хотя с незначительным успехом. Вскоре, однако, свою деятельность адвентисты сосредоточили в космополитическом Гамбурге; здесь они организовали издательское общество под названием: «Международное Трактатное Общество», цель которого – издание брошюр на всех европейских языках для пропаганды адвентизма. Это общество в настоящее время имеет свои отделения в Гамбурге, Базеле, Лондоне, Бетль-Крике, Окленде, Мельбурне, Рио-де Жанейро, Буэнос-Айресе, Капштадте, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В Типиконе указывается: «При часе 10-м дне клеплет в великое, и собравшеся в церковь, начинаем вечерню». Здесь следует заметить, что в Типиконе вынос Плащаницы описан в чине субботней утрени, к тому же там совсем нет речи о перезвоне, поэтому указания относительно звонов мы можем встретить только в чинопоследованиях более современных, где чин выноса Плащаницы совершается на вечерне. Например, в Учебном уставе протоиерея Константина Никольского указывается: «Ударяют в каждый колокол особо по однажды… в Великую пятницу перед выносом Плащаницы, во время пения “Тебе одеющагося” и на утрене в Великую субботу при пении великого славословия перед несением Плащаницы около церкви». В Великую пятницу на вечернем богослужении (утреня Великой субботы), когда совершается чин погребения, завершающийся шествием с Плащаницей вокруг церкви, также звонят благовест перед началом службы в большой колокол и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы в центре храма – трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы , то есть до благовеста к пасхальной службе – «Да молчит всяка плоть человеча…» Тем не менее, считаем целесообразным привести цитаты из Типикона относительно звонов. «Во святую и великую субботу . В 7-й час нощи ударяет параекклисиарх в тяжкая и великая, и собравшеся в церковь, поем утреню по обычаю. Во святую и великую субботу вечера. О часе 10-м дне клеплет в великое». Перед полунощницей (фактически – перед ночной пасхальной службой): «И взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било». В настоящее время – редкий благовест в праздничный колокол. Краткий обзор Понедельник , вторник , среда (утром и днем): звоны те же, что и в Четыредесятницу. Среда : к утрене (фактически в среду вечером) – благовест в полиелейный колокол. Четверг : к часам, вечерне и литургии – благовест в полиелейный колокол. К последованию страстей Господних – благовест в праздничный колокол, на Евангелиях – удары в праздничный колокол перед началом чтений. По прочтении 12-го Евангелия – трезвон. По окончании службы – трезвон (если благословляет настоятель).

http://pravoslavie.ru/45909.html

Так и пред крестною казнию Спасителя, злоба врагов облекает Его в одежду багряного цвета, возлагает на Него терновый венец, дает трость в десницу Его – злоба ругается над Ним, а сама, не ведая того, служит к тому, что Господь является царем, в венце, в багрянице и со скипетром. Счастлив жребий, достоблаженна участь погребавших Христа! Можно ли и нам как-нибудь участвовать в них? продолжает проповедник. Храм Божий есть такое место, где находится гроб и плащаница Христова, это св. престол, где Спаситель почивает Своим телом и кровию. Способствуй благолепию храма своим посильным приношением, и ты поступишь подобно Иосифу, уступившему для Господа свой новый гроб и купившему плащаницу, и подобно Никодиму, принесшему драгоценные ароматы». 61. Б же т магдалина и дрга сдщ прм гроба. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. О Марии Магдалине и другой Марии чит. объяс. 56 ст. Сидели против (седяще прямо) гроба, – они не осмеливались принять участие в погребении, а только смотрели на погребение, чтобы затем и самим приступить и намастить тело Христово миром. Зач. 114-е. Стража при гробе Господнем Евангелие 12-е страстей, в великий пяток, и в великую субботу на утрени. 62. Во же день, иже по птц, собрашас и къ На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату Во утрий день, иже есть по пятце (на другой день, который следует за пятницею), т. е. в субботу, на другой день смерти Христовой. Враги И. Христа не тотчас после погребения Его просили поставить стражу ко гробу, потому что вслед за погребением наступал час совершать пасхальную вечерю, когда запрещалось не только заниматься какими-либо посторонними делами, но даже и выходить из дому. Они могли быть спокойны, что в эту ночь, равно как и в самую субботу, когда также ничего не позволялось делать, ученики И. Христа не украдут тела Его, как они ложно подозревали их в сем намерении. Но по миновании субботы, когда разрешались дела житейские, по их мнению, ученики могли похитить тело своего Учителя. А потому в субботу, вероятно к вечеру, пришли к Пилату с просьбою о страже (Мих.). Другие толкователи думают, что стража поставлена была, в субботу утром, и первосвященники и фарисеи сделали это с явным нарушением покоя субботы, и еще субботы пасхальной; а между тем строго укоряли и преследовали Господа И. Христа, то что Он исцелял больных в субботу. 63. глаголюще: господи, помнхомъ, к льстецъ нъ реч, сый живъ: по днехъ востан: и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

    Аристен. Постящийся в день Господень, или в субботу, кроме одной, отлучается. Извергается постящийся в другую субботу, кроме великой, или в день Господень; а если таковый — мирянин, отлучается.     Вальсамон. В субботу мы не постимся, чтобы не показаться иудействующими. День Господень празднуем ради всемирной радости и воскресения Господа нашего Исуса Христа; потому что суббота есть воспоминание творения, а день Господень — воскресения, а лучше воссоздания. А в одну великую субботу, в которую Господне тело лежало бездыханное в гробе, нам заповедано поститься по гласу Господа, который говорит: егда отъимется от них жених, тогда постятся (Марк. 2:20; Лук. 5:35). Итак, поступающий вопреки сему, если клирик, должен быть извергнут, а если мирянин, должен быть отлучен. Исключи мне отсюда божественных отцев, когда они постятся ради подвига воздержания и в эти дни; ибо они не будут подлежать осуждению. Ищи еще Святых Апостол правила 51 и 53.     Славянская кормчая. В неделю и в субботу постяся, кроме единой, извержен (Никон. 57).     Толкование. Аще который причетник постится в неделю, или в субботу, кроме единыя великия субботы, да извержется. Аще же мирский человек есть, таковый да отлучится.     Книга правил. Степень разрешения поста, в дни воскресный и субботний, определяется в церковном уставе и состоит обыкновенно в том, что разрешается вино, елей и принятие пищи по литургии, без продолжения неядения до трех четвертей дня. Глава 65 Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного.     Зонара. Правило почитает великим грехом, если христианин для молитвы входит в синагогу иудейскую или еретическую. Ибо, по слову великого Апостола, кое согласие Христови с велиаром? Или кая часть верну с неверным (Кор. 6:15)? Синагога иудеев и их самих не удовлетворяет по отношению к жертве, ибо им запрещено приносить жертву вне Иерусалима. Если же они, входя в свои синагоги, преступают закон, тем паче христианин, молящийся вместе с убийцами Христа, должен быть признан законопреступником. — Что касается собрания еретиков, проповедующих противное православным; то и сему собранию православные не должны оказывать чести, а скорее отвергать оное. — Некоторые говорят, что входящих в таковые синагоги для молитвы, как тяжко согрешающих, это правило подвергает двоякому наказанию, то есть извержению и отлучению. А другие говорят, что правило разделяет сии наказания между клириками и мирянами, и посвященным присуждается извержение, а мирянам отлучение. И Иоанн Златоуст в словах против иудеев сильно нападает на антиохийцев за то, что они празднуют вместе с иудеями. А 11-е правило трулльского собора всем запрещает есть опресноки у иудеев и вступать в содружество с ними, или призывать их в болезнях, и принимать от них врачевства, или мыться вместе с ними; посвященных, не соблюдающих сего, правило подвергает извержению, а мирян подвергает отлучению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010