Для подготовки к открытию Троице-Сергиевой лавры, как чрезвычайно важного в историческом и духовном плане события, Патриарх Алексий выбрал архимандрита Гурия, хорошо известного ему по деятельности в Александро-Невской лавре. В сентябре 1945 г. Патриарх вызвал его из Ташкента в Москву и назначил наместником лавры. До открытия лавры он был настоятелем Ильинской церкви Загорска, проживал у церковного старосты И. В. Сарафанова. В это время архимандритом Гурием была написана статья «Патриарх Сергий как богослов», опубликованная в 1947 г. в сборнике «Патриарх Сергий и его духовное наследие». Зимой 1946 г. и в Великий пост архимандрит Гурий продолжал служить в Ильинской церкви, готовясь к открытию Троице-Сергиевой лавры. В число братии были приняты демобилизовавшиеся из советской армии Александр Хархаров и Игорь Мальцев, ставший ещё одним духовным сыном и помощником архимандрита Гурия. На Страстной седмице были получены ключи от Успенского собора, внутри его был наведён порядок и освящён престол, установлен крест на куполе. В Великую Пятницу, 19 апреля 1946 г., архимандрит Гурий служил вечерню, на которой была вынесена Плащаница. В Великую Субботу, 20 апреля, Церкви вернули мощи преподобного Сергия Радонежского в серебряной раке, которые были перенесены в Успенский собор. В полночь 21 апреля снова зазвучали лаврские колокола и была совершена Пасхальная утреня с крестным ходом вокруг Успенского собора. За самоотверженные труды, связанные с открытием Троице-Сергиевой лавры, Патриарх Алексий наградил архимандрита Гурия правом ношения двух крестов. Церемонию открытия лавры завершил Святейший Патриарх, возглавивший богослужение на праздник Пресвятой Троицы. Архимандрит Гурий пробыл наместником Троице-Сергиевой лавры четыре месяца — до августа 1946 г. он продолжал налаживать монастырскую жизнь и богослужения. Архимандрит Гурий (слева) с протопресвитером Николаем Колчицким на крестном ходе в Троице-Сергиевой лавре. Загорск. 9 июня 1946 г. В июне 1946 г. Священный Синод принял решение о перемещении епископа Кирилла (Поспелова) в Иваново, после чего Ташкентская кафедра оставалась вакантной почти два месяца. Патриарх Алексий вызвал архимандрита Гурия и сказал ему: «Вы открыли Лавру, поставили дело на рельсы, и теперь Вам новое послушание — быть епископом Ташкентским». Хиротония архимандрита Гурия во епископа Ташкентского и Среднеазиатского была совершена 25 августа 1946 г. в Богоявленском кафедральном соборе Патриархом Алексием, митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), епископом Калужским Онисифором (Пономарёвым) и епископом Ужгородским и Мукаческим Нестором (Сидоруком). Таким образом, всего на один год архимандрит Гурий покинул Среднюю Азию, а вскоре вернулся обратно епископом.

http://bogoslov.ru/article/6172382

В Троице-Сергиевой Лавре Патриарший Местоблюститель совершил заупокойные богослужения у гробниц почивших Первосвятителей Патриарха Алексия I и Патриарха Пимена 14 декабря 2008 г. 10:11 В субботу 13 декабря Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру . Владыка остановился в лаврской гостинице. В крипте Успенского собора у гробниц почивших Предстоятелей Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия I (†1970) и Святейшего Патриарха Пимена (†1990) владыка Кирилл совершил литию. За поминальной службой пел хор Московских духовных школ . Затем в Троицком соборе Его Высокопреосвященство поклонился мощам преподобного Сергия Радонежского, преподобного Никона Радонежского, другим святыням, находящимся в храме. Преподав богомольцам архипастырское благословение, владыка Кирилл обратился к ним со словом: «С большим волнением преступил я черту Святых врат и вошел в обитель преподобного Сергия — великую, вселенскую святыню. В самых трудных обстоятельствах жизни в эту обитель приходили люди наши; здесь они черпали помощь, получали поддержку и утешение. Сейчас Церковь наша проходит очень сложный период своего исторического бытия: скончался Святейший Патриарх, который 18 лет мудро вел церковный корабль. И для того, чтобы сохранить и умножить его наследие, нам следует в первую очередь сделать то, что делает каждый, приходя в эту в святую обитель, — просить Господа, преподобного Сергия, угодников Божиих, чтобы они не оставили Церковь Русскую, не оставили землю нашу. Просить, чтобы перст Божий указал того, кто во славу Церкви и Отечества продолжит дело Святейшего Патриарха Алексия. Ныне нам всем, быть может, более, чем прежде, подобает хранить мир, любовь и единомыслие, чувствовать духовно локоть друг друга. Да поможет нам в этом Господь молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, и всех Русских святых. Аминь». В крипте Смоленского храма Патриарший Местоблюститель совершил панихиду у гробницы митрополита Николая (Ярушевича), первого председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (†1961). По завершении богослужения митрополит Кирилл поблагодарил всех, кто хранит память о владыке Николае.

http://patriarchia.ru/db/text/509778.htm...

В Великую Субботу глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Иверско-Серафимовском монастыре Алма-Аты 18 апреля 2020 г. 11:15 18 апреля 2020 года, в Великую Субботу, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Великую вечерню в соединении с Божественной литургией святителя Василия Великого в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в этот день во всех храмах Русской Православной Церкви читается молитва о мире в Святом граде Иерусалиме и во всей вселенной. По завершении сугубой ектении, на середине храма перед Святой Плащаницей митрополит Александр и духовенство молились об избавлении Иерусалима от войн, распрей и междоусобиц, а также о прекращении всякой ненависти и вражды во всем мире и об умножении любви в сердцах людей. К молитве о мире в Иерусалиме была прибавлены молитва об избавлении Казахстана  от моровой язвы и молитва об искоренении вражды и междоусобной розни на Украине. По отпусте Литургии митрополит Александр совершил предписанное богослужебным Уставом благословение хлебов и вина. Это благословение ежегодно совершается в память о том, как древние христиане, оставаясь в храме после Литургии до Пасхальной утрени, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь. После окончания последней в этом году Литургии святителя Василия Великого глава Православной Церкви Казахстана передал архипастырское благословение всем казахстанцам, пребывающим из-за эпидемиологической угрозы в условиях вынужденной самоизоляции. В течение Великой Субботы владыка Александр посетил ряд приходов Южной столицы Казахстана, в которых в связи с карантинными мерами пасхальные богослужения пройдут в закрытом режиме. Архипастырь проверял качество подготовки храмов и прилегающих территорий к празднику, общался со священнослужителями. Пасхальное богослужение (полунощницу, крестный ход, утреню и Литургию) митрополит Александр совершит в главном храме Алма-Аты — Вознесенском кафедральном соборе. Начало в 23.30. Состоится онлайн-трансляция пасхальной службы «Первым каналом " Евразия " ». По материалам сайта Казахстанского митрополичьего округа . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

К архипастырской деятельности св., Кирилла нужно отнести и его заботы о церковном богослужении. Свидетельством этих забот св. Кирилла служит, между прочим, чин так называемых царских часов, совершаемых в Великую Пятницу, так как чин этот в Триоди Постной и в Уставе приписывается св. Кириллу Александрийскому . Действительно, по содержанию своему и даже по языку эти часы очень напоминают творения св. Кирилла. Во всех тропарях этих часов излагаются подробнейшим образом именно те мысли, которые смущали Нестория и которые так успешно выяснил и защитил св. Кирилл; именно; на кресте страдал Сам Бог Слово, а не человек богоносный. „Днесь висит на древе, говорится здесь, иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, иже ангелов Царь; в ложную багряницу облачися одеваяй небо облаки“. 2039 „Днесь повинна смерти Бессмертного Слова сотвориша, на месте лобнем распяша“. 2040 „Ужас бе видети небесе и земли Творца на кресте висяща“. 2041 „Аще и распятие терпиши, говорит здесь Богородица, ты еси сын и Бог мой“. 2042 С другой стороны, достаточно сравнить пасхальные гомилии св. Кирилла с содержанием этих часов, чтобы вынести тоже убеждение. Нам известно, что редко какая гомилия св. Кирилла не содержит обличительных речей против евреев. То же мы видим и в этих часах. Здесь, как и в гомилиях, противопоставляются дивные благодеяния Божия к евреям и их грех неверия и христоубийства. „Людие мои, взывает здесь Христос к евреям, что сотворих вам? или что Мне воздаете? за манну – желчь, за воду – оцет; за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. К тому не терплю прочее, призову моя языки и иные Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный“. 2043 Св. Кириллу с древнейших времен приписывается еще коптская литургия, очень близкая к литургии св. Марка, известной на греческом языке. 2044 Литургия эта совершается у коптов и в настоящее время, в Великую Субботу, как свидетельствует еп. Порфирий (Успенский) , давший и русский перевод её. 2045 Конечно, с течением времени эта литургия претерпела изменения (вставки или сокращения), но все-таки и теперь на ней заметны следы трудов св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«для народа Божия (для евреев) еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его (в эту субботу Божию) , тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». А в эту «субботу» входим мы, уверовавшие во Христа. Так вот что такое христианская суббота; сам Христос, вера во Христа, Его дела и учение, все Его домостроительство нашего спасения, Новый Завет . И апостол Павел страшными угрозами убеждает всех войти в эту субботу. Мы вошли в нее, содержим ее соблюдаем ее свято. Нарушает эту субботу тот, кто отступает от Христа, за что апостол угрожает страшными наказаниями. Если бы тогда христиане праздновали субботу, то апостол Павел так и написал бы, что у евреев суббота седьмой день, и у нас то же самое. А вернее всего ничего и не написал бы, потому что в таком случае не было бы никакой надобности и писать о ней. Евреи тогда не укоряли бы христиан, что они не празднуют субботы и не смущали бы их. Таким образом ясно, что указанное вами место говорит не о том, что и христианами следует праздновать седьмой день недели – субботу. А как раз наоборот: не следует ее праздновать. Наша суббота – Христос, Новый Завет . 4. Адвентист сказал: «Но у меня имеется еще свидетельство из «Нового Завета», которое ясно говорит, что христиане будут праздновать субботу до скончания мира, Сам Христос сказал: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу» ( Мф. 24:20 ). – Вы представляете Христа более ярым ревнителем субботы, чем сами книжники и фарисеи. У евреев дозволялось для сохранения своей жизни бежать и в субботу. В Маккавейских книгах рассказывается, что когда была война во время Маккавеев, то однажды неприятель напал на еврейский отряд в субботу. И евреи, чтобы не нарушить субботу, не подняли оружия для защиты себя от врага. И он перебил весь отряд до одного человека. Тогда первосвященник и вождь народа рассудили, что если так будут соблюдать субботу все евреи, то неприятель без всякого урона для себя перебьет их всех. И потому решил, что воевать можно и в субботу. Это было задолго до рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

На гневное послание епископа Алексия от 22 сентября митрополит Сергий ответил частным письмом (написано митр. Сергием от руки) от 18 сентября/1 октября 1926 г. следующего содержания: «Дорогой Владыка! Вы сердитесь за открытие Ижевской Епархии. Но что же остается, если мне приходится изобретать всякие способы чтобы как-[нибудь] [xli] умиротворить Вашу Епархию. Если бы беда была в одном [Иже]вске, но, ведь у вас, тоже идет в Елабуге. Несомненно, тоже [было] бы и в Воткинске, если бы [там] был другой архиерей, а не [Он]исим и если бы там не было местной фонтанели в лице [еп. Ио]анна. У Вас какое-то особое [сво]йство заводить тяжбы с викариатствами. Конечно, есть [недо]разумения и в других епархиях. Но [там так] и видно, что это [мелкое и стихийное], а не система! А посему [я] все более и более [скло]няюсь к мысли, что Вам луч[ше] переменить Епархию, иначе [и] сами измучитесь, и паству [изм]учаете, да и мне с Вами покоя не будет. Я предлагаю Вам выбор: Витебск, Псков и Могил[ев]. Там викариатств по одному. [Энергии] Вам не занимать. Все эти [епар]хии нуждаются в архипастырск[ом] попечении, да и от родины Вам недалеко. Пожалуйста, прими[те] это во внимание и дайте [от]вет. Я тогда пущу дело в ход. Прошу Ваших молитв. Митрополит Сергий» [xlii] . На письме почерком епископа Алексия написано: «Отказываюсь. 1926 г. 6 октября» [xliii] . В самой Ижевской епархии это новое преобразование было встречено с удивлением и недоверием. Так, протоиерей Николай Тонков пишет в письме к епископу Алексию от 24 сентября 1926 г.: «Удивительна тактика Митрополита Сергия. Ведь ему известно, что вопрос об открытии епархии в Ижевске — вопрос спорный, что сторонники открытия епархии — люди сомнительные в православии; что согласие на ходатайство [об] открытии епархии бралось через сильную агитацию — насильственно, и потому ясный вывод — обсуждение этого вопроса на объединенном собрании представителей с территорий предполагаемой епархии» [xliv] . А благочинный 2-го и 3-го округов Ижевской епархии 12 октября 1926 г. писал епископу Алексию: «8-го октября с/г. мною было получено официальное извещение от Благочинного гор. Ижевска о. Владимира Замятина с копиями распоряжений, об открытии самостоятельной Ижевской Епархии, Митрополита Сергия и Епископа Глазовского Виктора о поминовении его за богослужением вместо Вас и Епископа Стефана. Когда я прочитал извещение своей братии, то они поколебались в вере сему и просили сделать Вам запрос, к чему и я присоединяюсь: действительно ли так все произошло? Почему извещение идет не от Вашего имени? Вот почему мы поминаем за богослужением и Вас и Еп. Виктора, и потому же я не известил свое благочиние о содержании сего извещения» [xlv] .

http://bogoslov.ru/article/1295104

8. Пост в субботу Что сказать об этом установлении Западной церкви? Двух ответов быть не может: нарушением апостольского и соборных правил Католическая церковь показала явное презрение к учению апостолов и соборов, и поставила декреты своих пап, коими установлен у католиков пост в субботу, выше законов апостольских и соборных. Но что особенно важно, своим постановлением о посте именно в субботу Католическая церковь буквально насмеялась над апостольскими узаконениями, так как именно в субботу правилами св. апостолов воспрещается устанавливать пост. Так 64-е правило св. апостолов заповедует: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме единыя только (великой субботы): да будет извержен. Аще же мирянин – да будет отлучен». Но, не взирая на ясное и прямое правило, Западная церковь еще в древности соблюдала пост в субботу, действуя вопреки апостольскому учению. На такой незаконный обычай Римской церкви обратил внимание Шестой Вселенский Собор и 55-м правилом постановил, чтобы во всех Церквах неуклонно исполнялось вышеупомянутое 64-е правило св. апостолов воспрещающее пост в субботу. «Узнав святой Собор,– пишет толковник соборных правил,– что в Римском граде преступают 64-е правило святых апостолов, которое повелевает кроме великой субботы в иныя субботы не поститься; повелел и в Римской церкви неподвижно таковому апостольскому правилу быти». Оказалось, что постановления Вселенского Собора не имели для Римской церкви никакого значения. И вот декретами своих пап она окончательно узаконяет пост в субботу. Следовательно, установления поста в субботу явилось новым заблуждением Западной церкви, новым отступлением от древне-апостольского и церковного Предания. Обличение этому нововведению Католической церкви мы можем найти в сочинениях даже латинских писателей. Так, по сказанию латинского историка Арто, около 985-го года в Италии появилось два отшельника Ромуальд и Нил. Один каноник заметил, что Пил не постится в субботу, начал делать ему наставление. Тогда Пил сказал канонику: «Если вы будете упрекать нас за то, что мы не постимся в субботу, то берегитесь, чтобы вам не пришлось иметь дело со столпами Церкви св. Василием, св. Афанасием, св. Григорием, св. Златоустом, также и с Соборами». Действительно, самовольным установлением поста в субботу Западная церковь подвела себя под осуждение, наложенное святыми отцами и Соборами на всех ослушников и нарушителей соборных постановлений и апостольских правил. Теперь ясно, насколько далека Католическая церковь от древней Вселенской Церкви и как чужда она того благочестия, которое было завещано древним апостольским и церковным Преданием. 9. Краткая История разделения Церквей Западной и Восточной

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

А входим в покой (в субботу Его) мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (в субботу Мою), хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмой от всех дел своих». И еще здесь: «не войдут в покой Мой» (в субботу Мою). Итак, как некоторым остается войти в него (в субботу), а те которым прежде возвещено, не вошли в него (в субботу) за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «... Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших...» Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой (субботу), то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его (в субботу Его), тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный (в субботу оную), чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность ... Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» ( Евр.3:6–19, 4:1–13 ). Смысл прочитанного нами из «Послания» апостола Павла таков. Хотя евреям и заповедано было четвертой заповедью праздновать седьмой день недели – субботу, но оставалась еще какая-то суббота, о которой Бог сказал, что «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в субботу Мою». На это евреи говорили, что здесь под словом «суббота» разумеется вход в землю обетованную, в которую Иисус Навин ввел евреев. Но апостол Павел на это возражает, что если бы Иисус Навин дал евреям субботство, то почему же долго после него пророк Давид говорит еще о каком-то дне, какой-то субботе, предостерегая, чтобы не ожесточили своих сердец и не оказались не вошедшими в эту субботу, – как их предки в пустыне. Следовательно, и после Иисуса Навина, после входа в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Западный полемист монах Ратрамн отвечает на это обвинение, обращенное востоком к западу, с особенною обстоятельностью. Прежде всего он указывает, что в западной церкви не везде постятся в субботу, что в этом отношении на западе существует разнообразие, которое однако не возбуждает споров здесь. Он говорит: „Западных христиан обвиняют в том, что они постятся в субботу. Не знаем, почему восточные христиане разрешают себя от поста в субботу, но уверены, что не все западные церкви держатся одного и того же обычая; этого обычая держатся римская и некоторые иные церкви западные. Пожалуй большая часть западных христиан не постятся в субботу, и однако они не порицают римлян постящихся в субботу, как в свою очередь и римляне не порицают непостящихся в этот день». Затем Ратрамн указывает, что в самой восточной церкви существовал неодинаковый обычай в образе провождения субботы. В доказательство ссылается на свидетельство историка Сократа, который повествует, что в его время александрийская церковь равно постилась в субботу, как и церковь римская. В прочем нужно заметить: это свидетельство едва ли могло иметь значение для церкви восточной IX века. Что и в древности в церкви была не одинаковая практика касательно провождения дня субботнего – в доказательство этого Ратрамн приводит извлечение из сочинений Августина. Вот это свидетельство: „в субботу плоть Христова опочила в гробе, в субботу же Господь успокоился от дел творения. Отсюда возникла в церкви разность касательно употребления пищи в субботу; иные, как в особенности христиане восточные, ради воспоминания о покое субботнем после первых дней творения, разрешают себя от поста; другие, в особенности церковь римская и некоторые западные, постятся, принимая во внимание человеческую смерть Господа в субботу. Некоторые постятся в субботу пред пасхой, именно только в один этот день в воспоминание печали, какою объяты были ученики по поводу смерти Христа, освобождая себя от поста в остальные субботы в году. Поступают так они, может быть для того, чтобы постом в единую субботу выразить свою печаль о смерти Господа, а разрешением от поста в остальные субботы – знаменуя благо субботнего покоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 63. Вселенское поминовение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В субботу перед Пятидесятницей Церковью установлено вселенское поминовение усопших. Это поминовение совершается в настоящий день в той мысли, что сошествием Св. Духа завершается домостроительство спасения человечества, в котором участвуют и усопшие. В этот день служится исключительно заупокойная служба, и совсем оставляются службы Минеи, а чествование случившихся в тот день святых, хотя бы то и святого с бдением, переносится на иное время. Главная идея данного установления заключается в том, чтобы живые члены Церкви, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, в полной мере явили к ним свою братскую любовь. Подобное происходит только дважды в году: в данную Троицкую субботу и еще в Субботу мясопустную (перед Великим Постом). Как сказано в Уставе, в эту субботу “поем всю службу о усопших, вечер и утро, якоже предъизъявися в субботу Мясопустную, во всем подобие”. В Триоди Постной, в конце последования Мясопустной субботы, тоже сказано: “сие последование бывает непременно (т. е. без перемен) и в субботу святой Пятидесятницы.” Таким образом, для обеих этих суббот одна и та же заупокойная служба с небольшими различиями. Примечательны при этом стихиры на хвалитех, которые для каждой субботы особые. Неожиданным может показаться, что в субботу мясопустную 4я хвалитная стихира начинается пасхальным: “Христос воскресе!”, тогда как в субботу Пятидесятницы вообще нет этого нарочито пасхального восклицания, а вместо этого Церковь приглашает в этот день воспомянуть “конечный день”. Но если вдуматься, то пасхальное восклицание и не нужно тогда, когда без счету повторявшееся «Христос воскресе» у всех, так сказать, еще в ушах звучит. А вот в субботу мясопустную, ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет как бы несколько ослабить страх этого грозного дня и приободрить напоминанием, что “Христос воскресе… дерзайте ecu мертвии”. Так что вполне естественнно в субботу Пятидесятницы после многократного благовестия “Христос воскресе” напомнить о том, что “страшен конец смертный и грозен суд Владыки”, дабы верующие, оживленные надеждами воскресения, дерзая о Христе воскресшем, не стали беспечны, тогда как в подобном напоминании накануне воспоминания Страшного Суда нет особой нужды.

http://azbyka.ru/video/63-vselenskoe-pom...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010