Круг триодный постный, поскольку опять таки он тождественен во всех трех Уставах, состоит, кроме толковательных слов Златоуста, из двух слов Василия Великого (по Иерусалимскому Уставу на среду и пяток сыропустной седмицы), одного – Григория Богослова (по Иерусалимскому – на неделю сыропустную), одного – Григория Нисского (похвальное Феодору Тирону, в субботу 1-ой седмицы), одного – Златоуста (толковательное слово об усопших, по Иерусалимскому Уставу – в субботу мясопустную) и затем – одного Ефрема Сирина (на неделю мясопустную), одного Андрея Критского (на неделю Ваий), одного Анастасия Синаита (по Иерусалимскому – на четверг Сыропустной седмицы), да мучения Феодора Тирона (суббота 1-ой седмицы) и жития Марии Египетской (по Иерусалимскому Уставу – на четверг пятой седмицы). Все эти произведения должно признать за несомненные составные элементы первоначального иерусалимского круга. Как мы уже говорили, сюда же должно отнести толковательные слова Златоуста, положенные в Иерусалимском и Алексеевском Уставах на первые дни страстной седмицы и в одном Иерусалимском – на великие пяток и субботу; а равно потому же самому принципу – слово Григория Богослова о нищелюбии, положенное в Иерусалимском Уставе на неделю мясопустную, удерживаемое в Алексеевском (в понедельник – вторник сыропустной седмицы) и выброшенное в Евергетидском, наверное, за отсутствием непосредственного соответствия содержания этого слова понедельнику – вторнику сыропустной седмицы, куда оно было перенесено в первоначальной студийской практике, и за наличностью на самую неделю мясопустную более подходящих специальных слов с именем Златоуста 1054 . Студийская практика при первом же усвоении иерусалимской практики Уставных Чтений, приняв в себя это первоначальное иерусалимское ядро, сделала в нем тогда же свои дополнения и, соответственно этому, перестановки, сохранившиеся совершенно тождественно в обоих константинопольских Уставах. Изменения были нами уже указаны, а к дополнениям, общим обоим константинопольским Уставам и потому характерным для студийской практики вообще, принадлежат слова: Златоуста на неделю блудного сына, Ефрема Сирина на неделю мясопустную, Златоуста на пяток сыропустной седмицы, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина на субботы мясопустную и сыропустную, послание Григория папы Римского на неделю первую поста, слова Феодора Студита и Иосифа Солунского на неделю крестопоклонную, Златоуста на пяток шестой седмицы (о злопомянии), Златоуста на великий четверг и Григория Антиохийского на великую субботу. Параллельно студийской практике, иерусалимская также усложняет свой состав новыми словами, из которых некоторые (отмеченные буквами Ев.) вошли и в позднейшую студийскую практику: Василия Великого на понедельник сыропустной седмицы – о еже внимай, Дорофея на пятницу и Ефрема Сирина на субботу той же седмицы, о неседальном на субботу пятой седмицы (Ев.), Георгия Никоиндийского на великий пяток (Ев.) и Епифания на великую субботу (Ев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Литургия начинается возгласом «Благословено Царство...», после чего следуют, как в обычное время года, великая ектения и пение изобразительных: «Благослови, душе моя, Господа» и пр., с малыми ектениями после 1-го и 2-го антифонов, и «Во Царствии Твоем». Блаженны прилагаются из 3-й песни на четыре и 6-й на четыре (24 декабря и 5 января - из канона предпразднства, 25 марта - из канона праздника, в Великий Четверток и Великую Субботу - из канона дня). По входе - в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и в Великую Субботу поется «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: аллилуиа». В Благовещение же в этот стих делается вставка (как на всякий Богородичный праздник) «молитвами Богородицы...». Далее в навечерия Рождества Христова и Богоявления поется тропарь предпразднства, «Слава, и ныне» - кондак. В праздник Благовещения - Тропарь праздника, «Слава, и ныне» - кондак. В Великий Четверток - «Егда славнии ученицы» (на 8-й глас). «Слава, и ныне» - кондак «Хлеб приемь...». В Великую Субботу - «Благообразный Иосиф...», «Егда снизшел...», «Мироносицам женам...» (все на 2-й глас), «Слава, и ныне» - кондак «Бездну заключивый...». В навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Благовещение и в Великий Четверток поется Трисвятое, а в Великую Субботу - «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие во всех случаях - положенные на литургии данного дня. В Великую Субботу после Апостола вместо аллилуиария поются стихи из 81-го псалма: «Воскресни, Боже...» - на 7-й глас. Переоблачение для священнослужителей в светлые ризы относится на позднюю литургию. Раннюю следует служить в багряных или иных цветных ризах, но не в черных. По прочтении Евангелия литургия идет по обычному чину: в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и Великую Субботу - святого Василия Великого, а в Благовещение Пресвятой Богородицы - святого Иоанна Златоуста. В Великий Четверток вместо Херувимской песни - «Вечери Твоея тайныя...» (два раза до Великого входа, без «аллилуиа», и в третий раз - по входе, с «аллилуиа»), а в Великую Субботу - «Да молчит всякая плоть человеча...».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3752...

175 Относительно выноса Плащаницы в Великую Пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано, говорится лишь о выносе Плащаницы в Великую Субботу после великого славословия. О выносе Плащаницы в Великую Пятницу ничего не говорится и в древнейших Уставах Церквей Греческих, Южнославянских и Древнерусских. Поэтому можно думать, что обычай выносить Плащаницу на великой вечерни в Великую Пятницу получил свое начало в практике нашей Церкви уже в XVIII веке (позже 1695 года, когда наш Церковный Устав (Типикон) сначала при патриархе Иоакиме, а затем при Адриане принял свой настоящий, неизменный состав). Обычай этот появился у нас под влиянием позднейшей практики Восточных Церквей. В Церквах Греческих и Болгарских на великой вечерни при пении стихир на стиховне священнослужители, одетые в священные одежды, выходят из алтаря через северные двери, неся на голове епитафий (изображение на Плащанице погребения Спасителя). Впереди идут певцы, диаконы с лампадами и кадилами, позади священников, несущих епитафий, идет архимандрит или священник, несущий в руках Евангелие. Епитафий трижды обносится около гробницы (кувуклии) и поставляется внутри ее. В это время патриарх, не участвующий в выносе Плащаницы, сходит со своей кафедры, подходит к гробнице, поклоняется, целует изображение и отходит, то же делают священники, получают цветы из рук патриарха и отходят. Во все это время поют: «Тебе одеющагося...». После чтения: «Ныне отпущаеши...» и по «Отче наш» поются тропари, и бывает обычный отпуст вечерни. 176 Если в Великую Пятницу, в Великую Субботу или в первый день Пасхи случится храмовой праздник или праздник великомученика Георгия, то служба переносится: храма – на понедельник или вторник Светлой седмицы, а великомученика Георгия – на понедельник Светлой седмицы, причем служба праздника соединяется со службой дня (см. Типикон, 46-я храм. гл. и Марк. гл. под 25 апреля). 177 Если Благовещение случится в Великую Пятницу, то накануне, в Великий Четверг, на вечерни (соединяемой с литургией Василия Великого ), на «Господи, воззвах...» поются стихиры дня и праздника. Паремии – дня и три праздника. Далее – литургия св. Василия Великого , как обычно в Великий Четверг. Повечерие малое с трипеснцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Состав: 1) последования Четыредесятницы и Пятидесятницы (1–23 об.), здесь недостает нескольких листов; каноны: 2) великий, творение Андрея Критского , певаемый на утрени в четверг пятой недели вели поста (25–63 об.); 3) Ангелу хранителю (64–67); 4) благодарственный Пресвятей Богородице Одигитрии (67 об.–72); 5) отрывки из богослужения великой субботы (73–74); 6) в великий пяток «вечер» (75–75 об.); 7) канон на утрени в великую субботу (75 об.–81 об.), несколько отличный от напечаанного в Цвеной Триоди, изданной в Киево-Печерской лавре в 1631 году; 8) апостольское и евангельское чтения на литургии в великую субботу (81 об.–83 об.); 9) стихиры на «Господи воззвах» на вечерне в великую субботу (84–85); службы: 10) в неделю Пасхи (86–95 об.), неполная: нет конца канона; в числе стихов, сопровождаемых пением «Христос воскресе», есть пять таких, которых нет в Цветной Триоди, употребляемой при богослужении в настоящее время; 11) во вторую неделю по Пасхе (95 об.–104); 12) в третью неделю по Пасхе (104–112); 13) в четвертую неделю по Пасхе (112–120 об.); 14) в среду четвертой недели по Пасхе, «в преполовление» (120 об.–131 об.); 15) в пятую неделю по Пасхе (131 об.–138 об.); нет конца евангельского чтения на литургии; 16) в субботу Цветоносную (139–144 об.); 17) в пятницу шестой недели вели поста (145–150 об.); оканчивается апостольским чтением на литургии; 18) Кириллу Белозерскому 9-го июня (151–170 об.); 19) в великий четверг (171 –176 об.); 20) в великий четверг «вечер» – последование страстей Господа Иисуса Христа (177–196 об.); 21) в субботу шестой недели по Пасхе (196 об.– 201); 22) в четверг шестой недели по Пасхе, в день Вознесения (201–206 об.); 23) в седьмую неделю по Пасхе (206 об.–212 об.); 24) в неделю Пятидесятницы (212 об.–224), неполная: нет одного листа между 218 и 219 листами, без молитв коленопреклонных на вечерне; 25) в неделю Всех Святых (224–233 об.); отличная от службы в ту же неделю, напечатанной в Триодях Цветных, изданных в Киеве в 1631 г. и в Москве в 1660 и 1886 гг.; в тропарях канона поименовываются мученики и мученицы; 26) Никифора Влемида мудреца избранные псалмы с припевами, т. е., величаниями (234–249 об.); отметим псалом «на сбор бесплотных», которого почти каждый стих сопровождается особым «припевом»; 27) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, с коленопреклонными молитвами (250–257 об.); молитвы те же, что в рукописи за 861 на лл. 58–67; разница лишь в том, что четвертая молитва здесь короче, чем там, и текст второй части ея совершенно отличен от того; 28) таблицы из Пасхалии зрячей (258–259).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Служба начинается стихирою: «Вторый ты бысть Костянтин» и заключает в себе один канон (по Голубинскому, История Русской Церкви, I. 443, первый второй редакции); 34) в среду пятыя недели поста «вечер» (374 об.–408); 35) в субботу пятыя недели поста молебная служба неседальная (408–423); 36) в пяток шестой недели «вечер» (423–429 об.); 37) в субботу Цветную «вечер» (429 об.–434 об.); 38) в святый великий четверг (434 об.–439); 39) служба святых страстей (439–453 об.); 40) святый великий пяток «вечер» (453 об.–456); 41) в святую великую субботу (456–462); 42) в святую великую неделю (463–467 об.); 43) часове и повечерници в Светлую седмицу и в святую великую неделю «вечер» (467 об.–469); 44) в субботу Фомину «вечер» (469–470); последования царских часов: 45) пред Рождеством Христовым (471–479 об.); 46) в великий пяток (479 об.–496); 47) пред Богоявлением (496–515 об.), неполное; 48) месяца и(ю)ля 24 страсть святою мученику Бориса и Глеба, неполное сказание Иакова (516–524 об.). Начало: «Род правых благословится», оканчивается рассказом о смерти Бориса; 49) пасхалия, начинающаяся 6991-м годом и оканчивающаяся последним годом седьмой тысячи (524 об.–526); 50) Лунное течение на то же время (526 об.–532); 51) краткий месяцеслов (532–536 об.). Состав: 1) степенна воскресна – творение святого отца Феодора Студийского, не все: нет на 3–7 гласы (1–3); 2) воскресныя утренния евангелия со светильнами и евангельскими стихирами (3–14), не все; 3) столпы евангелий воскресных утренних (14–15); 4) начало осмогласнику – творение преподобного Иоанна Дамаскина : служб : воскресная 1-го гласа, на дни седмицы: понедельник – 2-го гласа, вторник – 3, среду – 4, четверг – 5, пятницу – 6 и субботу – 8 гласа (15–73 об.); 5) апостоли и евангелиа избранна обща святым мучеником и мученицам и священномучеником и преподобным и святителем и пророком (73 об,–79 об.); 6) припевы у полиелиоса на праздники Господскыя и на память святым мнозем (79 об.–82); каноны: 7) за единоумершаго (82–85 об.), 8) молебен за творящих нам милостыню, ли напитают или дадят что (85 об.–88); 9) за болящаго (88–91); 10) уставныя замечания об особенностях богослужения в посты: Рождественский и святых апостолов (91–92 об.); 11) о житии рекше о пощении и разрешении всего лета (92 об.–94); 12) чин како подобает пети параклис Пресвятей Богородици (95–100); каноны: 13) на плач Святей Богородици (100–103); 14) святейшаго и вселенского патриарха Филофея в печалех и в нужах певаем (103–106 об.); 15) чин како подобает молебен пети (106 об.–114 об.); каноны: 16) составлен в смертоносную язву покаялен и умилен к Господу Богу Иисусу Христу (114 об.–119); 17) Святей Богородици ведра деля (119–121); 18) за творящая милостыню (121–123 об.); в общем тот же, что и на л.л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если Благовещение случится в Великий Пяток или Пасхальную седмицу, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т. е. соответственно Великие часы и пасхальные). В самый день Благовещения совершается вечерня, которая соединяется с Литургией в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверг, пятницу и субботу Страстной Седмицы. Если праздник Благовещения приходится на субботу или воскресенье 3, 4, 5 и 6 седмиц Великого Поста или на Пасхальную седмицу, то вечерня совершается после Литургии, в свое время (вечером). Литургия в праздник Благовещения всегда совершается или святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого . Литургия Преждеосвященных Даров в день праздника Благовещения не совершается. Литургия святого Василия Великого совершается в том случае, если праздник случится в дни, когда ее положено совершать, то есть в Недели Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия святого Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На Литургии в праздник Благовещения вместо «Достойно» поется задостойник праздника (припев и ирмос 9 песни, которые заменяют «Честнейшую Херувим»). Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на Литургии святого Василия Великого поется задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг – «Странствия Владычня»; в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати»). Задостойник праздника («Яко одушевленному Божию кивоту») с припевом поется только в случае, если служба совершается в храме Благовещения. Задостойник: припев «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию Славу!» и ирмос 9 песни: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных); устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Более подробные сведения о богослужении этого праздника в соединении с другими празднованиями определяются в специальном разделе Типикона, который называется «Марковы главы».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Исключение допускается лишь в случаях необходимости и с разрешения епископа: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие, или крещающие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа» (31 прав. Трулл.). И только крайняя нужда, вызванная, например, смертельной опасностью, может явиться основанием для совершения Таинства Крещения на дому без предварительного благословения со стороны епархиального архиерея. В православных семьях дети получают Крещение в младенчестве. Что же касается Крещения взрослых, то церковные законы требуют, чтобы перед крещением они проходили оглашение. В Древней Церкви чинопоследование оглашения совершалось отдельно от Крещения; и оглашенные составляли особый разряд неполноправных членов Церкви. Продолжительность пребывания в чине оглашенных могла быть разной: от многих лет до нескольких дней. Она зависела от духовной зрелости оглашенного. Для оглашения креща-емых в древности отводилась Четыредесятница Великого Поста, а само Крещение совершалось в Великую Субботу. В 45-м каноне Лаодикийского Собора сказано: «По двух седмицах Четыредесятницы, не должно принимати к Крещению.» В толковании на это правило Зонара писал: «Церковь приняла от обычая совершать Крещение в Великую Субботу, потому что Крещение есть образ погребения и воскресения Господа, а эта Суббота есть средина между погребением и воскресением. Итак, те, которые готовятся просветиться в Великую Субботу, должны во всю четыредесятницу поститься и предочищаться воздержанием и таким образом приступать к просвещению.» О древней практике крещения в Великую Субботу напоминает ныне песнопение «Елицы во Христа крестистеся...» которым заменяется в этот день Трисвятое пение. Чин оглашения у нас соединяется с самим Таинством Крещения. Поэтому «оглашенных» в точном смысле этого слова у нас нет. Однако взрослые люди должны проходить в течение определенного срока подготовку к принятию Таинства. Согласно указу Св. Синода от 2-2 января 1862 г., иноверцы, не достигшие гражданского совершеннолетия (21 года), но достигшие совершеннолетия церковного (14 лет), перед Крещением обучались Закону Божию в течение 6 месяцев, а для лиц, которые перешли через рубеж гражданского совершеннолетия, оставлен был древний канонический 40-дневный срок. Что же касается детей до 14 лет, то их в синодальную эпоху крестили вместе с родителями и без предварительного обучения православной вере.

http://sedmitza.ru/lib/text/432380/

Все ли священники, участвующие в выносе плащаницы в Великий пяток, должны быть в полном облачении, или же только первенствующий? Только один первенствующий (см. Никольский: «Пособие к изучению устава», 1894 г., стр. 60). (Ц. В-к, 1899 г., Можно ли обносить плащаницу вокруг храма на вечерне в Великую пятницу, или же это обнесение должно быть совершаемо только в Великую субботу на утрени? По указанию покойного митрополита Московского Филарета, данному по одному случаю (Указ Моск. дух. конс. 11 марта 1855 г.), обычай хождения с плащаницею вокруг храма и на вечерне Великого пятка есть обычай только соборных храмов и монастырей; в приходских же церквах оно должно быть совершаемо на утрене в Великую субботу (Ц. В-к, 1900 г., В очень многих местах принято обносить плащаницу кругом храма не в субботу на утрени, а в пятницу за вечерней. Как смотреть на подобное отступление от устава — можно ли, ради установившегося обычая, пренебрегать его прямым указанием? Согласно 35 ст. Уст. духов. конс., «богослужение совершается по церковному уставу — без произвольных изменений и нововведений», чем, собственно, и должен руководиться всякий, желающий поступать правильно относительно совершения богослужения. По Типикону, на вечерне Великого пятка не положено не только хождения с плащаницею вокруг храма, но и торжественного ее выноса на средину. Потому, в Московском Успенском соборе и совершается вынос плащаницы до вечерни без особого торжества: «чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Московском Успенском соборе» (см. у прот. Никольского: «Пособие к изучению устава», изд. 1894 г., стр. 603, примеч.); торжественный же ее вынос в пяток на вечерне, а равно и хождение в это время вокруг, принято лишь обычаем некоторых кафедральных соборов и монастырей (см. резолюцию митроп. Моск. Филарета в указе 11 марта 1855 г. — стр. 605, примеч.). (Ц. В-к, 1899 г., В тех местах, где обнесение плащаницы кругом храма принято и в Великий пяток за вечерней, с каким пением оно должно быть совершаемо — с пением ли стихиры: «Тебе одеющагося»… или же с пением тропаря: «Благообразный Иосиф»..? Так как вынос совершается при пении тропаря, то пение его продолжается и при обнесении вокруг храма, тогда как в Великую субботу оно полагается при пении «Трисвятого надгробного» (т. е. протяжно петого) (Ц. В-к, 1900 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Отмечу, что удивительно радостные и светлые пасхальные песнопения ночной службы Воскресения Христова по большей части принадлежат перу преподобного Иоанна Дамаскина (VIII bek). Святоотеческие проповеди на Великую Субботу и на Воскресение Христово Вполне очевидно, что оба события священной истории – свершившееся накануне Пасхи сошествие Христа во ад и Его Воскресение из мертвых – друг с другом неразрывно взаимосвязаны. Именно поэтому в этой книге публикуются не только собственно пасхальные святоотеческие проповеди, посвященные событию Воскресения Господа, но также и несколько гомилий на Великую Субботу. Тем более что и в пасхальных гомилиях тема победы Господа над диаволом, смертью и адом, совершившейся в священной истории именно в Великую Субботу, является одной из центральных, быть может, не менее обсуждаемой, чем последовавшие за Восстанием Христа из мертвых Его явления апостолам и женам-мироносицам. Святоотеческие проповеди помогают нам постичь подлинное спасительное значение для человеческого рода Искупительной Жертвы Христовой, Его Крестной Смерти, нисхождения во ад, совершившейся здесь победы над диаволом, грехом и смертью, освобождения из преисподней душ праведников, а также трехдневного Восстания Сына Божия из гроба к жизни. Среди сказанных в Великую Субботу святоотеческих проповедей, пожалуй, наиболее известны и интересны гомилии святителя Амфилохия Иконийского (произнесена во второй половине IV столетия), преподобного Иоанна Дамаскина (первая половина VIII века), святителя Фотия, патриарха Константинопольского (867 год), святителя Григория Паламы (1351–1357 годы; по сути – богословский трактат о смысле совершенного Христом Искупления), а также византийская гомилия, приписываемая авторству святителя Епифания Кипрского (создана в конце VII–VIII столетии). Святоотеческие проповеди на саму Пасху невероятно многочисленны. Назову лишь некоторых из авторов наиболее значимых гомилий: святители Мелитон Сардский (его пасхальная гомилия произнесена во II веке), Григорий Богослов («Первое слово на Пасху», вероятно, прозвучало в 362 году, а «Сорок пятое слово на Пасху» – после 381 года), Григорий Нисский (последняя четверть IV столетия), Амфилохий Иконийский (последняя четверть IV столетия), Иоанн Златоуст (публикуемое «Слово на Святую Пасху» сказано между 386 и 397 годами), блаженный Августин (конец IV – первая четверть V столетия), преподобный Исихий Иерусалимский (начало V века), святители Максим Туринский (конец IV – первая четверть V века), Прокл Константинопольский (вторая четверть V столетия), Лев Великий (середина V столетия), Петр Хрисолог (вторая четверть V столетия), преподобные Феодор Студит (первая четверть IX века) и Симеон Новый Богослов (конец X – начало XI столетия).

http://azbyka.ru/propovedi/pasxa-voskres...

По схеме, предложенной И. Мансветовым, за вычетом субботы и воскресенья или только субботы сложились следующие практики: 1. При 6 неделях по 6 дней в неделю (без сб.) получался 36-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 37 дней. 2. При 7 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 35-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 36 дней. 3. При 8 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 40-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 41 день. Первоначально фактическое несоответствие строго 40-дневному сроку компенсировалось представлениями о Великом посте как о десятине времени, приносимой Богу в течение года (36 из 365 дней), о чем замечательно написано в 15-м «Душеполезном поучении» аввы Дорофея . «Семь седмиц без воскресений и суббот становятся тридцатью пятью днями. Итак если добавить пост в великую субботу и половину яркой и светлой ночи, то становятся тридцатью шестью с половиной днями, что является десятой частью триста шестидесяти пяти дней в году с большой точностью» . Впоследствии в Византии появилось осознание целостности поста (ср. у свт. Кирилла Александрийского: «Для доказательства достаточен постоянный сорокадневный пост») и необходимости включения или неисключения в этот срок выходных дней. Такая позиция в более строгом виде привела к консолидации восточной практики, для реализации которой стало достаточно 6 недель (6 на 7=42 дня), и в менее строгом виде – западной, для реализации которой достаточно 7 недель (7 на 6=42 дня) , в то время как восьминедельный срок (8 на 6=48 или 8 на 7=56) оказался излишним. 2. Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии Однако в мире древних восточных Церквей, придерживавшихся, в частности, монофизитской доктрины, именно самый длинный срок из 8-ми недель получил наибольший авторитет. Этот авторитет усиливался и другими традициями малых постов, предшествовавших великому посту. Яковитская монофизитская церковь отмечала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская – пятидневный Арцивур или Арачаворк. Особый срок для поста стал очень удобен как один из атрибутов или символов защиты своей веры.

http://bogoslov.ru/article/4446196

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010