Наиболее близкая к первоначальному тексту редакция Студийского синаксаря сохранилась в так называемом Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 года, дошедшем до нас только в славянском переводе (см.: Пентковский А. М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001). Как и в Типиконе Великой церкви, службу Благовещения в Великую субботу здесь предлагается совершать по аналогии с уставом соединения благовещенского последования со службой Великого четверга. Общий порядок, следовательно, таков. На вечерне в Великую пятницу: стихиры дня (т. е. Великой субботы) и праздника (т. е. Благовещения), «Слава… и ныне…» — праздника; бывает вход с Евангелием; читаются паремии дня и праздника (как известно, в константинопольском послеиконоборческом лекционарии Благовещение имеет 5 паремий — 3 общих Богородичных и 2 особенных, Исх 3. 1b — 8a и Притч 8. 22–30, пророчествующих о Боговоплощении; здесь читаются только 3 общих Богородичных паремии); следует пение «Да исправится…»; читаются Апостол и Евангелие дня и совершается литургия Преждеосвященных Даров (в древней константинопольской практике в Великую пятницу всегда совершалась литургия Преждеосвященных Даров). На утрене в Великую субботу: на «Бог Господь» — тропарь праздника и тропарь дня («Благообразный Иосиф»); после кафизмы (следует заметить, что знаменитых похвал Великой субботы в уставах студийской традиции еще не было — они появляются только в Иерусалимском уставе, да и то не сразу, — кафизма пелась с обычным припевом «Аллилуия») — седальны праздника и дня; затем — степенны, прокимен, «Всякое дыхание» и Евангелие праздника; после 50 псалма —каноны праздника и дня (по 3 песни — кондак дня, по 6 песни — кондак праздника); на хвалитех стихиры праздника и дня; чтения в конце утрени — Великой субботы. Днем в Великую субботу должен совершаться крестный ход. На вечерне в Великую субботу: стихиры дня и праздника, «Слава… и ныне…» — праздника; бывает вход с Евангелием; читается первая паремия дня, а затем — 2 особые паремии праздника и, наконец, оставшиеся паремии дня; после малой ектении — «Елицы во Христа крестистеся» (эта особенность службы Великой субботы, связанная с ее крещальным характером, специально отмечена как отличие устава соединения Благовещения с Великой субботой от устава его соединения с Великим четвергом); прокимен дня; Апостол и Евангелие — праздника и дня; совершается литургия свт. Василия Великого (Там же. С. 337–339).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204769...

Так, согласно «Катихизису» митрополита Филарета (Дроздова), «суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный (настоящий) праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования освобождается от поста» . Следовательно, если бы в четвёртой заповеди суббота действительно была переменена на воскресенье, тогда не было бы оснований для сохраняющегося особого статуса субботы в православном богословии и литургии . Суббота имеет отчётливый праздничный смысл, в этот день, как и в воскресенье, отменяется или ослабляется пост. Известно, что с древних времён Православная Церковь в своём еженедельном богослужебном круге особо выделяла именно субботу и воскресенье. Например, в «Лавсаике» (V в.) говорится о нитрийских подвижниках, что они «в церковь собираются только по субботам и по воскресным дням» . Содержание субботней литургии отличается от служб любого другого дня. Православная Церковь в субботу вспоминает не только о божественном покое после творения мира, но и об усопших христианах. В Великую Субботу накануне Пасхи Церковь переживает сошествие Христа во ад. Именно в Великую Субботу в древности совершались массовые крещения: оглашенным предлагалось мистически быть погребёнными вместе со Христом, погрузиться в субботний покой, чтобы затем воскреснуть вместе со Спасителем . Кондак шестого ирмоса канона Великой Субботы гласит: «сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен» . Особое духовное значение заповеди о субботе раскрывается в православной аскетике. От святых Иустина Мученика и Иринея Лионского до нас дошли первые свидетельства такого духовного понимания, полностью согласные со Священным Писанием. Так, св. Иустин в диалоге с Трифоном иудеем говорит, что в Новом Завете Бог повелевает «соблюдать всегдашнюю субботу», т. е. покаяться и больше не грешить: следующий этому «совершит истинную и приятную субботу Божию» . По словам св. Иринея Лионского, «и не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу, т.

http://bogoslov.ru/article/3386271

По воскресным дням церковный устав предписывает начинать литургию в начале девятого часа утра, чтобы трапеза начиналась в начале 10-го. В обычные дни литургия, согласно предписаниям устава, начинается в 11-м часу утра – чтобы пост перед нею был более продолжительный. Из этого, кстати, видно, что время служения литургии должно занимать примерно один час, а на приходах сегодня можно встретить литургии, длящиеся более двух часов, а то и все три! И есть несколько дней в церковном году, когда даже евхаристическая литургия соединяется с вечерней. Это самые важные дни церковного года, а их богослужебная практика, как доказано учеными-литургистами, наименее подвержена изменениям. С вечерней евхаристическая литургия соединяется в Великий Четверг, Великую Субботу, сочельники Рождества и Богоявления. На вечерне же построена и литургия Преждеосвященных Даров. О том, что в Великую Субботу постились до самого вечера, свидетельствует и 64-е Апостольское правило: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». О каком посте здесь идет речь? Часто это правило цитируют как запрет поститься в субботу перед воскресным Причащением, но применение правила к этой ситуации выглядит анахронизмом: в эпоху составления правил не было речи о дополнительном посте перед причастием. На самом деле в 64-м Апостольском правиле речь идёт о посте особого рода, который возможен только в одну субботу в году. Если посмотреть на богослужебные особенности суббот в течение года, то можно увидеть, что только однажды в год – в Великую Субботу – литургия соединяется с вечерней, а если начинать ее служение тогда, когда наступают сумерки, время возжжения светильников, то весь день получится полностью постным, ибо до Причащения пищи не вкушают. Итак, по замыслу составителей церковного устава, некоторые дни должны быть более строгими в отношении поста, чем другие. И это отражено не только в ныне действующем, довольно поздней редакции Типиконе, но и в практике Древней Церкви. По крайней мере, мы увидели подтверждение вечернему служению литургии в Апостольских правилах, которые датируются исследователями примерно серединой IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После однократного обнесення Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам алтаря в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на Престоле со Отцем и Святым Духом» (Там же). Настоятель, стоя под св.Плащаницей, возглашает перед царскими вратами «Премудрость, прости», а хор поет один раз тропарь «Благообразный Иосиф», при пении которого св.Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и снова совершается вокруг нее трижды каждение. Обычай выносить Плащаницу и Евангелие на середину храма в Великую Субботу произошел из разновременных обычаев, существовавших в XI-XVI вв (Б Московский Собор 1667 г), а обычай обносить Плащаницу вокруг храма был заимствован из Константинопольской Церкви и вошел у нас в богослу­жебную практику в XVIII веке (с.265–266). Почему в Великую Субботу черные облачения меняются на белые В Великую Субботу чтением Апостола (Рим., зач.91-е) как бы оканчивается погребальный день субботний и начинается уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало скорбь этих дней. После Апостола вместо «Аллилуиа» к стихам 81-го псалма поется припев «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». При многократном пении этого припева облачения священнослужителей, престола, жертвенника, а также черная завеса переменяются на белые для изображения небесного Света и Славы Воскресшего Господа и в напоминание о светлых Ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом. В Великую Субботу после отпуста бывает благословение хлебов и вина – в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения (Там же, с.267–268). Когда мы сможем увидеть в своем сердце Христа Надо проводить дни Святой Четыредесятницы в духовном бодрствовании, в любви и смиренномудрии, всячески удаляться от грехов. Только находясь в таком духовном состоянии, сможем мы увидеть в своем сердце Воскресшего Христа Спасителя (3, с.22–23). В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников. В сыропустную Неделю (воскресенье), Церковь , приблизив нас уже к вратам Четыредесятницы, приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово » (Синаксарий сыропустной Недели) – изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание (4, с.202). Это время Святой Четыредесятницы очень благоприятно в деле нашего спасения. Но от нас самих зависит и жизнь, и смерть. Конечно, если мы будем хотя в какой-то мере прилагать свои усилия, то они всегда увенча­ются успехом. Господь подаст Свою руку с небесе Святого жилища Своего всякому ищущему Его. Ведь Он Сам сказал: «Просите и дастся вам, ищите и обрящете» (3, с.67).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Отличаемая от прочих дней седмицы, суббота отличается также и от дня Воскресного и прочих праздников. Из примера Православной Кафолической Церкви, свято и неизменно сохраняющей постановления свои в духе св. Апостолов, и из свидетельства древних писателей Церкви, как-то – Тертуллиана 731 и св. отцев Церкви: Афанасия 732 , Василия Великого 733 и Епифания 734 , можно заключать, что хранение субботы у древних христиан, как и ныне, не было совершенным праздником. Суббота не празднуется как день Воскресный, или как иной всеобщий и великий христианский праздник. Суббота бывает великим праздником преимущественно для причащающихся тела и крови Христовых. Но по самому причащению верующих в субботный день, он уже умаляется в сравнении с Воскресным, торжественность которого не нарушается частным торжеством соединяемым с субботою. Древле не было постановлено, чтобы верующие, при Богослужении в субботу, молились стоя, без коленопреклонений, как постановлено молиться в день Воскресения в честь Восставшего из мертвых. В субботу также прекращаемы не были судопроизводство, мирские и житейские дела, прекращаемые в день Воскресения 735 , хотя в начале и было в обычае у некоторых христиан, обратившихся из Иудеев – упраздняться по субботам в Церковь поучения ради, еже на благоверие 736 . По совершении общественного Богослужения древле христиане занимались в субботу так же, как и в другие работные дни, – всякий своими делами. Если же кто обращает субботу в совершенный праздник, проводя ее по обыкновению Иудеев, того Церковь осуждает, как вводящего Иудейские обычаи в христианство. Так осуждаются эвиониты лжеучители, и субботники, христиане иудействовавшие в I веке, сохранявшие субботу по-Иудейски и вместе святившие день Воскресения, по обычаю христиан 737 . Такое осуждение Собор Лаодикийский произнес и на всех, кои, вопреки благочестию Церкви христианской, хотят праздновать субботу по-Иудейски, храня въ этот день покой от дел своих. Не подобает христианам, говорит собор, иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день: а день Воскресный преимущественно праздновать, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся Иудействующие, да будут отлучены от Христа» 738 . Богослужение в Субботу

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«Слыша сие, говорит святитель Филарет Московский , не подумайте, чтобы Господь, создавший субботу, Сам разрушил ее, и позволил попирать ее. Он сказал, что не пришел «нарушить закон, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). Но, как Господь субботы, Он особенно явил Свою власть в том, что сохранив сущность первоначального закона – посвящать Богу седьмой день, освятил для сего новый день Своим славным воскресением. Древний день субботний, празднованный в память сотворения мира, не вполне стал радостен с того времени, как сотворенное повреждено грехом, и по справедливости уступил свою славу новому дню воскресному, в память нового творения, которым «мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, возрождены (Богом и Отцом Господа нашего Иисуса Христа) воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» ( Еф.2:10 ; 1Пет.1:3 ). Видите, как Господь субботы не разорил ее, но еще возвысил. И если свят был древний день Господень, день субботы, в память первого творения временного, то не паче ли должен быть свят и благоговейно чтим новый день Господень, день воскресный, день радости нового творения, пребывающего во веки?» Исцеление сухорукого в субботу. – Можно ли исцелять в субботу? Гл. 12, 9–14. Защитив учеников Своих, срывавших колосья в субботу, И ОТОШЕД ОТТУДА, где объяснял фарисеям закон о субботе, в следующую затем субботу Господь Иисус Христос ВОШЕД В СИНАГОГУ ИХ и учил. И ВОТ, ТАМ БЫЛ ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИЙ СУХУЮ РУКУ, и притом правую. И следили за Господом книжники и фарисеи, не исцелит ли Он этого сухорукого, чтобы найти новый повод к обвинению Его в Нарушении закона о субботе. Они рассуждали так: врач, для излечения больного, должен составлять лекарство, ухаживать за больным, – словом, – утруждать себя, работать; а всякий труд в субботу запрещен заповедью Божией, – значит, исцелять болящих в субботу грешно. Они не хотели вспомнить, что спасти жизнь человеку Закон не запрещал и в субботу,– следовательно, и простому врачу не грешно было лечить болящих в день субботний. А Господь исцелял болящих единым прикосновением, единым словом Своим всемогущим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дело в том, что люди, которые так говорят, что особого зла, мол, не делали, находятся в таком состоянии своеобразной самовлюбленности, они считают, что у них все нормально, и у них просто в жизни места для Бога не остается. Богу приходится разбивать такое состояние замкнутости человека, для того чтобы он пришел к Нему. Вот в этом цель. Человек просто живет в своей скорлупе, как улитка, и Бога не видит. И Бог вытряхивает человека из его скорлупы. Блаженный Августин замечательно сказал: «Милосерд Ты, Боже, Который разбивает все планы, которые я строил, чтобы я мог увидеть Небеса». Следующая заповедь гласит: « Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его » ( Исх.20:8-11 ). Заповедь делает обязательным почитание седьмого дня. Если в Ветхом Завете это была суббота, то сейчас, после того как Господь воскрес из мертвых и дал нам победу над смертью Воскресением из мертвых, мы почитаем за седьмой день воскресенье. Субботу мы тоже почитаем, например, в субботу и воскресенье мы не голодаем. Церковь запрещает ничего не есть в субботу и в воскресенье. Ну, понятно, кроме тех случаев, когда только нечего есть. В данном случае сознательные голодовки в эти дни запрещено устраивать. Человек, который постится в субботу и воскресенье, отлучается от причастия. В субботу и воскресенье, например, Рождественским постом, мы всегда едим рыбу. Великим постом мы в субботу и воскресенье едим кальмаров, крабов, креветок, постное масло. То есть мы всегда ослабляем пост, потому что выделяем как праздники субботу и воскресенье. В субботу и воскресенье уменьшается количество поклонов, в воскресенье вообще запрещено класть земные поклоны.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Другие указывали иную причину поста в субботу, – именно ту, что она была днем пребывания во гробе Господа и днем особенной печали апостолов 743 . – Вообще же в IV в. на западе не было одного твердо установившегося взгляда на субботу, и в способе празднования её каждый следовал обычаям своей церкви. Тогда как в церкви Римской и в церквях Испанских суббота была днем поста, в других церквях пост в этот день строго запрещался. Так было, напр., в церкви Медиоланской и в некоторых церквях Африканских. В ответ на вопрос бл. Августина, как должно праздновать субботу, когда известно, что в различных церквях она празднуется неодинаково, Амвросий отвечал: „когда я бываю в Медиолане, то не пощусь в субботу, когда в Риме, пощусь; и вы, в какую бы церковь ни пришли, соблюдайте её обычай, если не хотите произвести или испытать соблазна“ 744 . Это разнообразие практики в отношении соблюдения поста в субботу многих поставляло в недоумение, так что еще Ипполит, епископ пристани близ Рима, должен был для разъяснения этого недоумения писать особое сочинение о посте в субботу 745 . Впоследствии собор Трулльский решительно осудил обычай Римской церкви поститься в субботу, а вместе с тем и окончательно утвердил богослужебное празднование её 746 . Согласно постановлению этого собора, и в настоящее время в Церкви Православной суббота отличается от других дней облегчением поста и совершением в этот день полной литургии во время четыредесятницы 747 .– Итак, в Церкви христианской ветхозаветная суббота потеряла свое значение недельного праздника, уступив его дню воскресному. Но, не празднуя субботы, Православная Церковь не отрицает этим обязательности для себя четвертой заповеди и её не нарушает. В пространном катихизисе восточной Церкви на вопрос: „как-же исполняется в христианстве четвертая заповедь?“ дается ответ: „празднуется также чрез каждые шесть дней седьмый, только не последний из семи дней или субботний, а первый день каждой седмицы или воскресный“ 748 . Глава I. § 1. Запрещение о перенесении тяжестей в субботу разделяется на два отдела и заключает в себе четыре запрещения о перенесении вещей из общественного места в частное и четыре о перенесении из частного места в общественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Аще в субботу случится святаго имущаго тропарь, И в пяток на повечерии тропаря за упокой: Помяни Господи не глаголем. Такожде и в субботу на литургии по входе не глаголем, но глаголем его, егда несть святому тропаря, и поется в субботу Аллилуиа. На утрени на Бог Господь, Тропарь святаго, дважды: Слава, и ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря святаго, а не настоящаго гласа: настоящаго же гласа глаголется Богородичен, по 1-й кафисме, по 1-м седальне. [Смотри] Аще ли другий святый имеяй тропарь случится в субботу, тогда глаголем прежде тропарь 1-го святаго, дважды. Слава, другаго святаго: И ныне, Богородичен воскресный по гласу другаго тропаря. По благо есть, глаголем тропарь святаго. Слава, и ныне, Богородичен от меньших, писан в субботу в конец утрени настоящаго гласа. Аще случится великаго святаго в субботу, имущаго бдение, или полиелей. И в пяток на вечерни, и в субботу на утрени, на Бог Господь, и по славословии, глаголем по тропаре святаго, Богородичен воскресный настоящаго гласа. На литургии по входе, Тропарь храма Христова, и Богородицы, таже дне: Апостоли, мученицы и пророцы: и Помяни Господи, яко благ: Аще же святый рядовый имать тропарь, и Помяни Господи, не глаголем, но глаголем тропарь святаго, посем кондак святаго рядоваго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, Яко начатки естества: [Смотри] А идеже несть храма Христова и Богородицы, и глаголем тропари сице: прежде тропарь дне: Апостоли, мученицы и пророцы: таже тропарь и кондак святаго, Аще есть. Аще ли другий святый, глаголи тропарь и кондак его: Слава, Со святыми упокой: И ныне, Яко начатки: Ведомо буди и о сем: Аще в понедельник, или вторник, или в среду, или четверток, или пяток, и в субботу, не поется октоих, тогда тропаря и кондака дне, на повечерии и на литургии по входе не глаголем: глаголем же тропарь и кондак святаго, емуже поется служба. Аще ли коему святому на утрени поется славословие, И на литургии по входе, кондака, Со святыми упокой: не глаголем: но глаголем на Слава: кондак святаго рядоваго, И ныне: кондак храма Христова, или Богородицы. Аще ли несть храма Христова и Богородицы, И ныне, Предстательство христиан:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

16) Собрание учеников в Троаде ( Деян.20:7 ) было в субботу под первый день недели, так как по еврейскому счислению сутки начинались с вечера одного дня и продолжались до вечера другого дня ( Быт.1:5 ; Лев.23:32 ). Ради субботнего покоя апостол Павел остался с учениками, а на другой день отправился в путь. Отсюда ясно, что апостол и основанные им церкви соблюдали субботу. Кроме указанного счета дней в Священном Писании употребляется и другой счет: от полуночи до полуночи, так что вечер дня принадлежал тому же дню. Так, например, «в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» ( Ин.20:19 ). Когда пришел Иисус к ученикам? В субботу Он лежал во гробе; следовательно, явился не в субботу вечером, а в первый день недели. Подобного счисления, нужно полагать, придерживается дееписатель, когда говорит о собрании учеников в Троаде, происходившем в первый день недели вечером, т.е. под понедельник. Если же допустить, что ученики собрались под воскресенье, то все-таки окажется, что они праздновали не субботу, а первый день недели, так как по такому счислению суббота с наступлением вечера уже окончилась. Равным образом и путешествие апостола Павла на рассвете другого дня, будто бы воскресенья, не дает основания заключать, что день этот в то время считался будничным. Благовестнический труд апостола – не будничное дело, а доброе дело, дозволенное в праздник (ср. Мф.12:12 ). 17) Апостол Павел соблюдал субботу, так как во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал иудеев и эллинов ( Деян.18:4, 13:14, 42–44, 17:2 ). Так как иудеи, обыкновенно, по субботам собирались в синагоге, то апостол ввиду большого числа слушателей приходил туда для проповеди о Христе (ср. Деян.17:2–4 ). Посещение апостолом, в субботний день синагоги нисколько не говорит о том, что он праздновал субботу, а не воскресенье и учил тому христиан. Неужели сектантам неизвестно отношение апостола Павла к закону Моисееву и в частности к субботе? Он ясно учил, что по пришествии веры мы уже не под руководством детоводителя ( Гал.3:25 ), что христиане свободны от рабства закону ( Гал.5:13 ), увещевал их стоять и держаться этой свободы, дарованной Иисусом Христом ( Гал.4:1–7; 5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010