Несколько слов о процессах, связанных с преобразованием духовных училищ. При подготовке к нынешнему Собору были собраны статистические сведения, касающиеся уровня образования духовенства. Из этих данных следует, что подавляющее большинство тех епархий, где более 60% духовенства не имеют семинарского образования, — это епархии, где нет семинарий, но есть училища. А вот духовенство тех епархий, где нет ни училищ, ни семинарий, не без трудностей, но всё же стремится повышать уровень образования. Это показывает, что, когда в епархии есть училище, закончившие его клирики не всегда стремятся получать семинарское образование, хотя бы заочно. Напомню, что 16 июля 2013 года Священный Синод, ознакомившись с предложениями Учебного комитета по совершенствованию системы духовного образования, в частности постановил следующее: «Духовным училищам, готовящим кадры духовенства, предоставить трехлетний срок для преобразования в духовные семинарии, либо в образовательные учреждения (центры), готовящие приходских специалистов в области миссии и катехизации, молодежной и социальной работы» . Указанный в синодальном решении срок истекает в этом году. Все те епархии, которые до сих пор рассчитывали преимущественно на подготовку духовенства в расположенных на их территории училищах, постепенно лишатся этой возможности. Это особенно остро подчеркивает необходимость полноценного становления качественной системы дистанционного семинарского образования, либо иных форм обучения, позволяющих духовенству получать образование в удаленной форме. Прошу Учебный комитет продолжить работу в этом направлении.   В связи с темой духовного образования также обращу ваше внимание на принятые в межсоборный период во исполнение поручения Архиерейского Собора 2013 года решения в области распределения выпускников . В 2015 году архипастыри, принявшие в начале февраля участие в Архиерейском Совещании, одобрили Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений. Священный Синод утвердил этот документ в мае, а в октябре по итогам его апробации заменил на постоянное Положение о распределении выпускников духовных учебных заведений. В настоящее время в системе централизованного распределения участвуют выпускники шести духовных учебных заведений: Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Сретенской, Перервинской и Николо-Угрешской духовных семинарий, Православного Свято-Тихоновского богословского института. По итогам выпускных экзаменов 2014/2015 учебного года часть выпускников была переведена на следующие ступени обучения, к примеру из бакалавриата в магистратуру, а 127 человек были распределены в 71 епархию.

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-kiril...

Протоиерей Андрей Соммер: «Всезарубежные молодежные съезды – добрая традиция Русской Зарубежной Церкви» Татьяна Веселкина С 25 июня по 1 июля 2024 года в западногерманском городе Штутгарт пройдет XIV Всезарубежный молодежный съезд. Предыдущий съезд, в котором участвовало более 100 представителей православной молодежи со всего мира, состоялся 10 лет назад в Сан-Франциско. К сожалению, пандемия ковид-19, а затем мировые конфликты на время приостановили эту традицию. В прошлом году «промежуточный» съезд молодежи из приходов Русской Зарубежной Церкви США и Канады прошел в Солт-Лейк-Сити (штат Юта) и принес замечательные результаты – как для приходов, так и для личной жизни нашей православной молодежи – в этом году было сыграно несколько свадеб! Как идет подготовка к молодежному съезду, и что ждет его участников – рассказывает заместитель председателя Синодального молодежного отдела и президент Владимирской молодежной ассоциации протоиерей Андрей Соммер. Участники XII Всезарубежного съезда православной молодежи – Всезарубежные молодежные съезды – добрая традиция Русской Зарубежной Церкви. Первый такой съезд состоялся по благословению будущего Первоиерарха РПЦЗ митрополита Монреальского и Канадского Виталия (Устинова) в 1972-м году в Монреале (Канада). Владыка митрополит пригласил принять участие в съезде православную молодежь со всех континентов, где есть приходы Зарубежной Церкви. Цель Всезарубежных съездов – объединить молодежь русского рассеяния из Германии, Северной и Южной Америки, Австралии и других приходов, разбросанных по всему миру, поддержать молодежь, чтобы она не чувствовала себя в изоляции от других молодых русских православных. Цель Всезарубежных съездов – объединить молодежь русского рассеяния из приходов, разбросанных по всему миру С тех пор по благословению Архиерейского Собора Всезарубежные молодежные съезды стали собираться в разных странах каждые 3–4 года. В Европе первый Всезарубежный съезд – XII-й – прошел в 2011-м году в Париже. Принимала съезды также Австралия, США, Южная Америка.

http://pravoslavie.ru/157423.html

Вашему высокопревосходительству небезызвестно, что Православному исповеданию в пределах здешней епархии принадлежат почти одни бедные крестьяне, а почти все помещики и самые чиновники принадлежат преимущественно другим вероисповеданиям. Естественно, влияние на сих последних Православного духовенства и его начальства не может быть действительно для поддержания Православных храмов. В том убеждении и само правительство, Высочайшими повелениями от 26 декабря 1835, 15 ноября 1851 и 17 июня 1852 годов, возложило это дело на попечение местных гражданских начальств. Между тем, из показанного выше числа церквей, требующих постройки или починки, видно, как мало удовлетворительны были до сих пор последствия распоряжений сих начальств и сношений с ними духовного начальства. Посему, препровождая при сём две ведомости, составленные в консистории, об означенных 62 церквах, одну по Дисненскому, а другую по Слонимскому и Кобринскому уездам, долгом поставляю просить благосклонного содействия вашего по сему предмету и уведомления меня о мерах, какие благоугодно нам будет принять, – дабы и я мог иметь оные в виду при распоряжениях с моей стороны. О церквах Православных в других уездах собираются также подобные сведения, и я не премину сообщить оные вашему высокопревосходительству впоследствии. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу А.П. Толстому, от 17 декабря за 2793, с просьбою о посредстве его в разрешении перестройки архиерейского в Вильно дома, и отпуске исчисленной на сей предмет суммы 29.998 руб. 90 коп. серебром При окончательном образовании Литовской епархии и переведении управления оной из Жировиц в Вильно, куплен здесь в 1844 году для помещения архиерея дом у графа Мостовского, трёхэтажный, довольно вместительный, видной наружности, на лучшей местности города, возле самого кафедрального собора, за весьма сходную цену 22.000 рублей серебром. При всех выгодах, дом этот имеет и свои неудобства. Он устроен для другого помещения, – следовательно, требует применения к настоящему назначению. Он не имеет церкви, и она до сих пор помещается временно в столовой со стороны приёмных комнат, неблаговидно и стеснительно во всех отношениях. Он не имеет удобного подъезда и крыльца, так что экипажи должны въезжать на тесный двор, где их может вместиться едва четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1) Poselstwo do Papiea Rzymskuego Syxta IV od Duchowiestwa и od Ksit i Panów Ruskuch w roku 1476 Wilno. 1605; 2) второе издание сочинения Мелетия Смотрицкого: Verificatia Nievinnoci. Уверенный, что сочинения сии и лучше сохранятся, и больше принесут пользы в Императорской публичной библиотеке, вытребовал я их от семинарии Литовской, и долгом поставляю препроводить при сем оба к вашему высокопревосходительству для означенной библиотеки, в таком виде, как мною получены. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому, от 20 марта за 228, об испрошении Высочайшего дозволения его высокопреосвященству отправиться весною из С.-Петербурга в Вильно Сколько мне известно, в Вильно ожидается бытность Государя Императора к августу месяцу; и долг мой так устроиться, чтобы всё было в должном порядке. В кафедральном соборе делается новый пол и предстоит побелка собора. Перестраиваемого архиерейского дома с церковью, в настоящем третьем году работа, предстоит окончательная отделка. Перестройку по-августианских и по-академических зданий нужно также кончить к осени, дабы можно было к тому времени перевести в оные уездные Виленские духовные училища. Нужно также озаботиться помещением и открытием к осени Виленского училища для девиц духовного звания. Всё это требует заблаговременных личных с моей стороны указаний и распоряжений. Необходимо мне также, для восстановления здоровья, попользоваться нынешним летом чистым воздухом и моционом в загородном доме. Притом и дела епархиальные несколько терпят, за отсутствием моим и некоторых служебных лиц, со мною в С.-Петербурге находящихся. Посему покорнейше прошу предстательства вашего сиятельства к Государю Императору , чтобы мне дозволено было Высочайше нынешнею весною отправиться в Вильно. Хотя я вызван в Петербург на год, как значит из отношения ко мне князя Урусова, от 12 августа прошлого года; но уповаю, что ради прописанных причин оказано мне будет всемилостивейшее снисхождение. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому, от 16 апреля за 280, о назначении в Виленское девичье духовное училище начальницы, и о выбранных для оного двух наставницах

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Сообщения о захваченных сербах и цыганах поступали ежедневно, так что представители епархии в Грачанице с начала июля вели списки пропавших, своевременно предоставлявшиеся представителям УНМИК и КФОР, вместе с обращениями и просьбами предпринять что-нибудь для их нахождения и освобождения. Из разных источников приходила информация, что похищенные, если не были убиты сразу, то доставлялись в лагеря для пленных, содержавшиеся представителями сейчас уже официально расформированной, а в действительности никогда не распускавшейся ОАК. Эта информация никогда не были официально подтверждена, но и опровергалась неуверенно. На сообщения о том, где расположены террористические лагеря, КФОР отвечал поначалу лишь своими опровержениями. Главными организаторами захвата и мучений сербов были местные предводители ОАК, несмотря на то, что лидеры этой террористической организации открыто отрицали свое участие в преступлениях. Были и случаи, когда некоторые сербы после захвата отпускались на свободу, особенно когда за них заступался какой-нибудь известный албанец, и, не смотря на всеобщую травлю сербов, имели место примеры очень благородного поведения, когда соседи албанцы помогали сербам безопасно бежать из Косово. Однако, в целом, большинство албанцев, если не прямо, то косвенно одобряли репрессии. Становилось все понятней, что речь идет о массовой кровной мести, по законам которой сербы, не смотря на пол и возраст, должны расплачиваться за совершенные преступления, размеры которых сильно преувеличивались средствами массовой информации. Проводившиеся эксгумации и патолого-анатомические исследования не подтвердили сведений даже о половине 10 тыс. погибших албанцев, о которых официально заявлялось. (До настоящего дня на территории Косово и Метохии найдено всего 4500 тел и албанцев и сербов). Имея в виду то, что число убитых албанцев в некоторых западных средствах массовой информации завышено до 100 тыс. можно представить, каковы были размеры манипуляции, открывшей путь к ликвидации многих сотен сербов, цыган, мусульман и других неалбанцев.

http://pravoslavie.ru/40798.html

И.И. 12 мая 2015, 11:58 Статья вызывает крайнее недоумение. Автор пишет о святом, прославленном на Архиерейском соборе 2000 г., предвзято, резким недопустимым тоном. Святые мощи Владыки Виктора были обретены 1 июля 1997 года НЕТЛЕННЫМИ в с. Нерица, несмотря на 63-х летнее пребывание их в болотистой почве. В момент обретения мощей бесновавшийся хулитель Имени Божия превратился в кроткого и тихого человека. Вот как описывает очевидец: " Сельчане окружили могилу, с их стороны то и дело доносились насмешки, скептические замечания. Когда верующие дошли до крышки гроба, обнаружилось, что гвозди истлели, время не пощадило даже железа. Перед тем, как открыть домовину, отец Дамаскин отслужил панихиду, потом осторожно приоткрыл крышку. Мощи святителя Виктора явились нетленными в славе несказанной. Местные жители были тому свидетелями. Они стояли примолкшие, потрясенные, некоторые неумело осеняли себя крестным знамением. И тогда к отцу Дамаскину подошел Марьян Марьяныч (председатель сельсовета) и сказал: " Батюшка, народ желает креститься " . Вот, что пишет о нем академик Д.С. Лихачев: " Владыка был всегда улыбчивым, радостным, с глубокой благодарностью Богу принимавшим все страдания. Он был счастлив пострадать за веру. Как сейчас помню его, улыбающегося, на " площади генеральных поверок " у Соловецкого Преображенского собора. Его насильно побрили и при этом поранили, так как он сопротивлялся. Он был повязан полотенцем, и шел он в рясе, выстриженной фестонами по подолу (мучители " укорачивали " его длинные одежды). У него не было злобы на охранников, проделавших все это с ним " . По кончине владыки-исповедника начали происходить чудеса. Сестры монахини оставались в Нерице до сорокового дня. Накануне они попросили хозяина дома наловить рыбы для поминальной трапезы. Но в это время разлилась река, так что люди даже между домами переправлялись на лодках. В такое время рыбаки не ходили на лов. Хозяин отказался. Но ночью ему явился сам почивший владыка и трижды попросил наловить рыбы. Мужчина попытался отказаться, мол, в это время нет рыбы, однако святитель заверил его: «Ты потрудись, а Господь пошлет». На этот раз он послушался и отправился ловить рыбу. И каково было его удивление, когда все произошло по слову владыки. Улов был так велик, что рыбак заметил своей жене: «Не простой человек жил у нас».

http://pravoslavie.ru/79180.html

Беглову, временно исполняющему обязанности губернатора Кировской области И.В. Васильеву, губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву, временно исполняющему обязанности губернатора Рязанской области Н.В. Любимову, временно исполняющему обязанности губернатора Новгородской области А.С. Никитину, губернатору Тверской области И.М. Рудене — за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам.   ЖУРНАЛ 49 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе Высшего Церковного Совета в первом полугодии 2017 года. Справка: В соответствии с пунктом 19 Положения о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви Священный Синод раз в полгода заслушивает доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе этого органа высшего церковного управления. В первом полугодии 2017 года состоялись четыре заседания Высшего Церковного Совета (17 февраля, 4 апреля, 11 мая и 13 июня), в ходе которых обсуждались текущие вопросы церковной жизни, а также исполнение определений Архиерейского Собора и Священного Синода, Патриарших указов и распоряжений. Были рассмотрены следующие темы: дистанционное образование в семинариях, создание системы богословского образования для монашествующих, повышение квалификации духовенства, деятельность Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, координация развития научной деятельности в Русской Православной Церкви, деятельность воскресных школ, подготовка регентов церковных хоров, церковное присутствие в социальных медиа. Высший Церковный Совет утвердил «Порядок размещения выпускных квалификационных работ обучающихся духовных учебных заведений в электронно-библиотечной системе и проверке на объем заимствований». Высший Церковный Совет одобрил и передал на утверждение Священного Синода следующие документы: ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Одобрить решения Высшего Церковного Совета, принятые в первом полугодии 2017 года.   ЖУРНАЛ 50 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе Межсоборного Присутствия.

http://patriarchia.ru/db/text/4971905.ht...

Думаю, опираясь на это определение, мы можем позволить себе предположить, что богослужебный календарь относится к тем литургическим церковным установлениям, которые хотя и являются священными и благоговейно почитаемыми, но все же по важности своей они не могут быть уподоблены Священному Писанию и Церковным Таинствам. Следовательно, нам стоит благоговейно относится к нашему богослужебному календарю, но помнить при этом, что он не имеет такого же решающего значения для нашего спасения, как, например, Таинство Крещения. Вы сами в своём вопросе привели прекрасный пример, который подтверждает последнее утверждение: богослужебный календарь некоторых Поместных православных Церквей, а также приходов Русской Православной Церкви в Западной Европе, действительно отличается от нашего. Данное обстоятельство, тем не менее, не дает никому из нас повода усомниться в действенности Таинств, совершаемых в этих Церквях. Теперь, чтобы ответить на заданный Вами вопрос (возможно ли изменение богослужебный календарь Русской Православной Церкви), необходимо обратиться к пятому пункту второй главы Устава Русской Православной Церкви, в котором говорится, что решение по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, принимаются (по предложению Архиерейского Собора) Поместным Собором Русской Православной Церкви. Предварительным изучением вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовкой проектов решений по этим вопросам, занимается специальный совещательный орган — Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви. На сайте патриархии размещен список тем к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия по состоянию на 29 июля 2017 года. При внимательном изучении данного документа мы можем увидеть, что вопроса, касающегося изменения богослужебного календаря Русской Православной Церкви, в этом списке нет. В связи с этим, вынужден констатировать, что на данный момент мы с Вами не имеем возможности получить исчерпывающий ответ на Ваш вопрос. Теоретически, это возможно, но практически — очень маловероятно.

http://foma.ru/pochemu-rozhdestvo-7-yanv...

Предстоятель Русской Церкви также отметил важность юбилейного XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира», состоявшегося в ноябре с.г. в Москве. В его работе приняли участие тысячи людей из разных стран мира. К участникам пленарного заседания с приветственным словом обратился В.В. Путин; Святейший Патриарх Кирилл также поделился с собравшимися размышлениями о ряде вопросов жизни общества. Памятной для Святейшего Владыки стала  встреча с представителями Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества», занимающегося социализацией участников военных действий, реабилитацией, лечением, трудоустройством, обучением и переобучением, фонд также опекает семьи погибших бойцов. «Долгом каждого является посильная помощь тем, кто проливал кровь ради благополучия Отечества, а также тем, чьи главы семейств положили свою жизнь за нас. Долг же священников — оказывать таковым особое пастырское внимание», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. В феврале с.г. Святейший Владыка встретился  с детьми из Донбасса. Встреча была организована в сотрудничестве с Министерством молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики. Патриарх выразил надежду, «что визиты в Москву детей и молодежи Донбасса и Новороссии укрепят единство нашего народа». На протяжении всего 2023 года активно велась работа по взаимодействию с представителями иностранных религиозных, государственных и общественных структур. Неоднократным предметом Патриарших обращений к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, к иным религиозным деятелям и представителям международных организаций стали гонения, которые претерпевают священнослужители, монашествующие и миряне Украинской Православной Церкви . 19 июля с.г. в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви, в котором приняли участие более 270 архипастырей из разных стран. Среди главных тем доклада на Совещании Предстоятель Русской Церкви назвал церковную и политическую ситуацию на Украине, а также длящиеся уже почти два года военные действия. «Это темы, которые являются главным предметом наших тревог и переживаний, — сказал Святейший Владыка. — Сегодня могу лишь с глубокой горечью добавить, что положение Украинской Православной Церкви, уже бывшее бедственным минувшим летом, значительно ухудшилось с того времени. — Как многим из вас известно, Верховная Рада Украины приняла разбойничье, богоборческое решение в первом чтении утвердить закон, который нацелен на полный запрет канонической Православной Церкви на территории, подчиняющейся киевским властям».

http://patriarchia.ru/db/text/6085629.ht...

  ЖУРНАЛ 152 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе Высшего Церковного Совета во второй половине 2019 года. Справка: В соответствии с пунктом 19 Положения о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви Священный Синод раз в полгода заслушивает доклад Святейшего Патриарха о работе Высшего Церковного Совета. Во второй половине 2019 года состоялись четыре заседания Высшего Церковного Совета (25 июля, 4 сентября, 26 ноября, 11 декабря), в ходе которых обсуждались координация деятельности синодальных учреждений, текущие вопросы церковной жизни, а также исполнение определений Архиерейского Собора и Священного Синода, Патриарших указов и распоряжений. Высший Церковный Совет обсудил следующие темы: социального служения, деятельности Патриаршей комиссии по вопросам физической культуре и спорту, сохранения памятников церковной архитектуры и зодчества, деятельности семинарий и организации дистанционного образования для семинарий, информационной работы в социальных сетях, взаимодействия с теологическими подразделениями вузов, молодежную работу, организацию паломнической деятельности, подготовку приходских специалистов, повышения квалификации духовенства, подготовки регентов. Высший Церковный Совет одобрил следующие документы: ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Одобрить решения Высшего Церковного Совета, принятые во второй половине 2019 года. 3. Утвердить план работы Высшего Церковного Совета на 2020 год.   ЖУРНАЛ 153 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о деятельности Межсоборного Присутствия в 2019 году. Справка: В течение 2019 года состоялось три сессии заседаний комиссий Межсоборного Присутствия: с 26 по 29 марта, с 11 по 21 июня, с 30 сентября по 7 ноября. Состоялось в общей сложности 20 заседаний профильных комиссий, которые вели работу над 34 темами. Комиссиями было организовано 39 разных мероприятий — конференций, семинаров, круглых столов и тому подобных, что позволило привлечь экспертов к обсуждению тем Межсоборного Присутствия. На рассмотрении комиссий находились 20 проектов документов, работа над некоторыми из которых продолжится в 2020 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5553804.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010