После получения отзывов и по итогам дискуссии проект «Временного положения о социальной и материальной поддержке епархиального клира, причта, сотрудников церковных учреждений, духовных учебных заведений и их семей», а также проекты документов «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов», «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений», «Общественная деятельность православных христиан», «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных компаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» будут рассмотрены на пленуме Присутствия, который пройдет в Москве в с 28 по 30 января 2011 года в преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (журнал 61 от 26 июля 2010 года). Остальные документы, подготовленные комиссиями, будут рассмотрены на следующих заседаниях президиума Присутствия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить деятельность Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в 2010 году. 2. На основании предложений президиума Межсоборного присутствия включить в состав Присутствия по должности следующих лиц:   ЖУРНАЛ 118 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (Москва, 15-18 ноября 2010 г.). Справка: С 15 по 18 ноября 2010 года согласно постановлению Священного Синода (журнал 87 от 10 октября 2009 года) в Москве прошла VI Международная богословская конференция Русской Православной Церкви на тему «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». Организатором форума выступила Синодальная библейско-богословская комиссия.

http://patriarchia.ru/db/text/1368308.ht...

Во второй половине 2018 года состоялись пять заседаний Высшего Церковного Совета (25 июля, 7 сентября, 25 октября, 16 ноября и 26 декабря), в ходе которых обсуждались: координация деятельности синодальных учреждений, текущие вопросы церковной жизни, а также исполнение определений Архиерейского Собора и Священного Синода, Патриарших указов и распоряжений. Высший Церковный Совет обсудил темы: молодежной работы, церковной социальной и благотворительной деятельности, духовного просвещения детей и подростков в приходских общинах, защиты материнства и детства, базового богословского образования для монашествующих, подготовки студентов духовных учебных заведений к пастырскому служению, образовательного ценза для кандидатов в клирики, создания магистратур в духовных учебных заведениях, использования дистанционных образовательных технологий в духовном образовании, работы в социальных сетях, сохранения памятников культуры и зодчества и работы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Высший Церковный Совет утвердил: 1. Методические рекомендации по организации работы индивидуальных наставников в учебных заведениях Русской Православной Церкви. 2. Поправки в Положение об итоговой аттестации выпускников духовных образовательных организаций. Кроме того, Высший Церковный Совет одобрил «Регламент присвоения и отзыва специального грифа " Одобрено Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации " » и передал этот документ на рассмотрение Священного Синода. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Одобрить решения Высшего Церковного Совета, принятые во второй половине 2018 года. 3. Утвердить план работы Высшего Церковного Совета на 2019 год.   ЖУРНАЛ 103 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, секретаря Межсоборного Присутствия, о деятельности Межсоборного Присутствия в 2018 году. Справка: В течение 2018 года состоялось три сессии заседаний комиссий Межсоборного Присутствия: с 19 по 29 марта, с 1 по 8 июня, с 3 по 12 октября. Семь комиссий вели работу более чем по 40 темам. Помимо подготовки проектов документов были организованы конференции, семинары, круглые столы, которые позволили привлечь экспертов к обсуждению тем Межсоборного Присутствия.

http://patriarchia.ru/db/text/5330863.ht...

коменданту. Даны были солдаты, дабы схватить оного чиновника, без сомнения мошенника. 7 часов утра 24-го августа пришло, а мошенник не явился. Но вскоре Ваганов, находившийся уже у меня, извещен был, что оный мнимый с.-петербургский чиновник пришел к нему. Ваганов, увидя его, приметил, что это Медокс, известный ему по некоторому происшествию в маскараде иркутском, но притворился не знающим его. Сей Медокс объявил ему, что вскоре будут получены указы об удалении меня от управления епархией, но потому замедливают, что идут чрез метрополию московскую; что я более ему, Ваганову, не нужен; что генерал-губернатор предлагает ему 200 рублей и требует, чтобы он, Ваганов, доставил ему копии тех бумаг, кои я секретно с почтою от 11-го и 18-го июля послал в собственные руки г. генерал-адъютанта Бенкендорфа, и что, кроме денежного награждения, он, г. губернатор, будет уметь наградить его. Ответ Ваганова был, что он сего никогда не исполнит, да, кроме того, и ничего не знает. Метокс далее говорил Ваганову: «Ваш архиерей знает законы: он был в Бессарабии долго присутствующим консистории. Ныне он запретил венчать браки ночью, не знаю, позволит-ли сего дня ввечеру быть свадьбе княжны, прибывшей из Москвы». Напомнил и о Парнякове, священнике приходском селения, недалеко отстоящего от Иркутска, где имеется винный завод, родственнике запрещенного мною и отрешенного от собора, бывшего кафедрального протоиерея Парнякова. День прошел, настал вечер 24-го августа. Было около 9 или более часов. Я занимался спокойно чтением в приемной зале. Ночь была самая темная, так что трудно было различить человека от человека. Внезапно раздались выстрелы, наподобие залпа из ружей. Мне показалось, что сие произошло пред домом генерал-губернатора в знак радости, что брак княжны, из Москвы прибывшей, совершился. (После сказывали мне, что выстрелы происходили в ограде польского костела, а некоторые, что в самом костеле, дабы более придать выстрелам гулу). Я спокойно продолжал свое чтение. Но вскоре, как бы возле самой каменной стены архиерейского дома, против окошек, где я читал, раздались какие-то глухие выстрелы, будто бы из мортирок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Максим Козлов: Идеал высшего духовного образования — сочетание просвещенной свободы и столь же просвещенного послушания 23 июля 2014 г. 21:51 В июле в большинстве высших учебных заведениях Русской Православной Церкви работают приемные комиссии. Почему важно духовное образование и чем оно отличается от светского в интервью изданию «Православная Москва» рассказывает заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов . — Отец Максим, Вы являетесь первым заместителем председателя Учебного комитета при Священном Синоде. Каковы основные задачи Учебного комитета? — Учебный комитет призван координировать ту часть образовательной деятельности нашей Церкви, которая связана с подготовкой духовенства, а также сотрудников наших образовательных учреждений, церковных тружеников Синодальных и епархиальных отделов и т.д. — Сейчас в России кризис образования. Касается ли этот кризис высшей православной школы? И если да, то в чем он выражается? — Безусловно. Преподавая в московских духовных школах более четверти века, я не могу с прискорбием не видеть, как, особенно в последние десять-двенадцать лет, наблюдается постоянный процесс снижения качества знаний у поступающих. За нулевой курс мы стараемся выровнять хотя бы какие-то очевидные изъяны, поэтому прием осуществляется двумя способами. Примерно четверть поступает сразу на первый курс бакалавриата , а три четверти (увы, такие цифры) должны отучиться на подготовительном курсе и только после этого могут быть приняты. — Идеальная высшая школа. Какая она должна быть? — Сочетание просвещенной свободы и столь же просвещенного послушания — вот что в идеале хотелось бы видеть в наших духовных школах. Православные высшие учебные заведения по определению должны не только образовывать, но и воспитывать. — Существует строгое указание, что священники должны иметь духовное образование ( Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. п. 15) . При этом иногда выпускники духовной школы говорят, что большая часть изучаемого в семинарии остается невостребованной в пастырской деятельности...

http://patriarchia.ru/db/text/3695196.ht...

Будущий Патриарх Кирилл явился инициатором создания ряда структур, благодаря которым стало возможно донести мнение Русской Православной Церкви в международных организациях. Так, по инициативе владыки Кирилла на заседании Священного Синода 17 июля 2002 г. было принято решение преобразовать постоянную делегацию Московского Патриархата при Европейском союзе в Представительство Московского Патриархата при европейских международных организациях и определить местом его пребывания Брюссель (Бельгия). 25 марта 2004 г. по инициативе митрополита Кирилла Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о создании на базе прихода Всех святых в Страсбурге (Франция) Патриаршего подворья и Представительства Русской Православной Церкви при Совете Европы. В докладе митрополита Кирилла на Архиерейском Соборе 2008 г. деятельность этих учреждений Русской Православной Церкви, так же как представительства Всемирного русского народного собора при ООН в Нью-Йорке, созданного по инициативе митрополита Кирилла в 2005 г., и Представительства Русской Православной Церкви при ВСЦ в Женеве, получила высокую оценку. Именно эти организации «позволяют доносить до правительственных и общественных кругов разных стран церковную оценку современных тенденций мирового развития, свидетельствовать о необходимости внимательного и бережного отношения к самобытным духовным и культурным основам жизни народов, определяющим их облик и самосознание, возвышать голос Церкви против распространения греха и порока». На встречах с главами государств и международных организаций митрополит Кирилл постоянно обращал внимание собеседников на глубинные причины международных конфликтов и кризисов, такие как неравенство стран, агрессивное продвижение культурных и политических ценностей, принуждение целых народов к нормам, в выработке и принятии которых они не участвовали. Об этом шла речь на встречах с руководством Германии в феврале 2005 г., на Международной конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей» (Вена, май 2006 г.), где возглавляемая митрополитом Кириллом делегация представила точку зрения Русской Православной Церкви на глобализацию, влияние христианской этики на политику, экономику и средства массовой информации, на диалог Церквей с другими религиями и с секулярной культурой. На семинаре в Страсбурге в октябре 2006 г. митрополит Кирилл выступил с докладом «Опыт рассмотрения проблем прав человека и их нравственных основ в европейских религиозных сообществах». В марте 2007 г. митрополит Кирилл сделал доклад «Диалог цивилизаций: Права человека, нравственные ценности и культурное многообразие» на семинаре, организованном ЮНЕСКО. Важным событием стало участие митрополита Кирилла в 7-й сессии Совета по правам человека ООН в 2008 г., где он еще раз привел в докладе аргументы в пользу важности понимания прав человека с учетом традиционных морали и христианской антропологии, указал на опасности понимания свободы в отрыве от нравственности.

http://patriarch.patriarchia.ru/mezhduna...

В заседании от 27 декабря 2016 года (журнал 120) Священный Синод утвердил «Положение о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом», в котором описывается порядок исполнения постановления Архиерейского Собора 2011 года с учетом преобразования программ семинарий в программы четырехлетнего бакалавриата, предваряемого подготовительным курсом. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Напомнить епархиальным Преосвященным о необходимости придерживаться норм, принятых Архиерейским Собором и Священным Синодом и касающихся требований к образованию духовенства и кандидатов в клир. 2. В связи с тем, что в своих годовых отчетах ряд епархиальных Преосвященных отмечает кадровый дефицит в вверенных епархиях и пишет о затруднениях в преодолении этого дефицита в условиях строгого соблюдения образовательного ценза для кандидатов в клир, считать возможным временное смягчение для отдельных епархий требований к таковому цензу. 3. Перечень епархий, для которых возможно упомянутое смягчение требований к цензу, ежегодно формировать Управлению делами Московской Патриархии на основании объективных данных епархиальной статистики и представлять на утверждение Патриарху Московскому и всея Руси. 4. Информацию о включении епархии в упомянутый перечень направлять индивидуально епархиальному архиерею таковой епархии. 5. Для епархий, включенных в перечень, установить, что: a. диаконские хиротонии в порядке исключения могут быть совершены над лицами, имеющими полное высшее светское образование, после окончания одного заочного курса бакалавриата семинарии при условии принятия на себя ставленником письменного обязательства завершить обучение в семинарии в течение четырех лет. До окончания обучения воспрещается переход в иные епархии. b. пресвитерские хиротонии в порядке исключения могут быть совершены над лицами, имеющими полное высшее светское образование, после окончания двух заочных курсов бакалавриата семинарии при условии принятия на себя ставленником письменного обязательства завершить обучение в семинарии в течение трех лет. До окончания обучения воспрещается переход в иные епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5236824.ht...

В частности, в комиссии было отмечено, что многим клирикам приходится нести богослужебную чреду неделями и жить в таком ритме годами, не имея возможности уделять должное внимание и заботу своей семье. Тема эта непростая, но она по-прежнему требует нашего внимания. В Постановлениях Архиерейского Собора 2017 года подчеркивалось, что «при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи» 2 . Прошу каждого из вас, владыки, помнить об этом соборном указании, которое предполагает, что к сфере ответственности епархиального архиерея в полной мере относится выстраивание служебного положения священнослужителя таким образом, чтобы у клирика хватало времени и сил на семью. В частности, следует учитывать упомянутые обстоятельства при определении места служения клирика и объема служебной нагрузки, а также предоставлении ему отпускного времени для пребывания с семьей. Мы часто говорим о необходимости усиления поддержки государством многодетных семей в России. И это действительно важно! Тем более нам следует со вниманием и заботой относится к семьям священнослужителей. Сложности в семьях духовенства порой обусловлены неполной готовностью будущих клириков, а также их жен и детей к служению Церкви. Епархиальным архиереям полезно знакомиться с настроением семьи кандидата в клир, дабы заблаговременно предупреждать ситуации, когда супруга и домочадцы не готовы понести подвиг священнослужения мужа и отца. Важно, чтобы подготовка к семейной жизни будущего священнослужителя начиналась с семинарской скамьи, к примеру, через внеурочные и неформальные беседы с опытными семейными пастырями, разъясняющими, какие сложности могут ждать семейных клириков, как их избежать или, если они возникнут, — как их преодолевать. Подобные братские беседы следует проводить и с молодыми, недавно рукоположенными священнослужителями. Знаю, что во многих епархиях ведется активная работа по оказанию материальной и социальной поддержки священно- и церковнослужителям, вдовам священников и сиротам, престарелым клирикам, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

Архив Пн Доклад епископа Красногорского Саввы, председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 9 июня 2008 г. 21:51 Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства! Позвольте предложить высокому вниманию членов Освященного Архиерейского Собора обзор деятельности Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями за межсоборный период. Наш Отдел создан решением Священного Синода от 18 июля 1995 года и продолжил деятельность по взаимодействию с Министерством Обороны, начатую ОВЦС, в составе которого существовал сектор по взаимодействию с Вооруженными силами. Отдел строит свою работу на основе подписанных Русской Православной Церковью соглашений с Министерством Обороны, Министерством Внутренних Дел, Министерством по Чрезвычайным Ситуациям, Федеральной Пограничной Службой, Главным Управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации и другими силовыми ведомствами. В настоящее время в штате Отдела состоит 13 сотрудников, из них один — кадровый офицер, на должности Руководителя информационно-аналитической службы. Кроме того, один день в неделю в Отделе безвозмездно трудится в качестве консультанта один офицер от каждой силовой структуры, с которой подписано соглашение. В структуру Отдела входят: Учебно-методический центр, информационно-аналитическая служба и сектор особого пастырского служения (в воинских частях и тюрьмах). При Отделе функционирует Координационный совет, в состав которого входят генералы — руководители воспитательных структур всех «силовых» ведомств, заключивших соглашения о взаимодействии с Русской Православной Церковью, рабочие заседания проводятся раз в полугодие. В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями нашей работы являются: За крайне редкими исключениями, Отдел в своей деятельности получает постоянную помощь и поддержку со стороны командования Вооруженных Сил и офицеров — ответственных за воспитательную работу. Руководство силовых министерств убедилось в том, что пастырская деятельность православного духовенства среди личного состава благотворно влияет на дисциплину и морально-психологический климат в коллективах, помогая предотвратить или минимизировать существовавшие и существующие, к сожалению, до сих пор негативные моменты, как-то: неуставные взаимоотношения в армии, нарушения режима в исправительных учреждениях.

http://patriarchia.ru/db/text/423834.htm...

Так приходские пресвитеры в сомнительных случаях сами не могут приступать как к оглашению, так и крещению иноверцев без разрешения епархиального начальства (Уст. дух. Конс. ст. 25). Таинство миропомазания могут совершать только при посредстве мира, уже освященного епископом; миро получается приходскими пресвитерами от епархиального начальства (ключаря кафедрального собора чрез благочинных); освящается оно у нас только в Синодальном доме в Москве и в Киево-Печерской лавре (Ук. Син. 1731 г. дек. 19, и 1788 г. июня 28), откуда уже своевременно (в зимнее, а не в летнее время – Ук. Син. 1799 г. янв. 21 дня) получается всеми местными епархиальными начальствами (Уст. Конс. ст. 40. См. «Права и обязан. пресвит.» Часть I, стр. 143. Киев. 1884 г.). Таинство евхаристии совершается пресвитерами не иначе как в храме и на престоле, или по крайней мере антиминсе, освященном через епископа. Освящение храма бывает великое и малое. Великое освящение совершается: 1) по создании новой церкви; 2) по осквернении ее от насилия языческого или еретического (Учит. Изв.) 18 ; 3) по исправлении или возобновлении храма, когда бывает поврежден или поколеблен престол (Ук. 1753 г. авг. 13 дня). При великом освящении храма священником совершаются почти те же священнодействия, какие бывают при освящении храма архиереем. Существенное различие иерейского освящения храма от архиерейского состоит в том, что при иерейском освящении храма престол не поливается родостамной (розовой водою, смешанной с красным вином) и не помазывается св. миром, так как эти действия уже прежде бывают совершены архиереем над антиминсом, заменяющим собою престол (Арх. чин.); при облачении престола срачица обвязывается «вервию просто», т. е. кругом престола, как поясом, а не крестообразно, как при архиерейском освящении храма (Больш. Требн.); внутренние стены храма при иерейском освящении не помазываются св. миром точно так же, как и престол (Опред. Св. Син. 1732 г. июля 18 дня; сн. Больш. Требн. послед. по освящ. храма); св. мощи тоже не помазываются св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Обсуждался вопрос об организационных формах исполнения поручения Священного Синода о разработке современного Катехизиса Русской Православной Церкви (журнал 62 заседания Священного Синода от 27 июля 2009 года,) во исполнение определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, признавшего важным «начать работу по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»). Участники заседания обменялись мнениями о возможном формате катехизиса и методах его подготовки. В ходе заседания были обсуждены вопросы, возникающие в связи с включением в сферу деятельности комиссии библейской тематики. На заседании комиссии также рассматривался ход выработки позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты пленарного заседания Синодальной библейско-богословской комиссии от 8 декабря 2009 года. 2. Утвердить рабочую группу по подготовке современного катехизиса Русской Православной Церкви в следующем составе:   ЖУРНАЛ 119 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: об информационной деятельности Русской Православной Церкви. Справка: В своем заседании от 31 марта 2009 года Священный Синод (журнал 18) учредил Синодальный информационный отдел. На вновь образованное церковное учреждение возложены обязанности по обеспечению, координации и развитию информационной деятельности Русской Православной Церкви, ее диалога и сотрудничества со средствами массовой информации, а также по поддержке и повышению качества православных средств массовой информации. 16 сентября 2009 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главными и ответственными редакторами ведущих православных печатных средств массовой информации, на которой рассматривались вопросы, связанные с распространением периодических изданиям и качеством предоставляемой ими информации. Выразив удовлетворение активным развитием большого количества православных средств массовой информации и медиапроектов, участники одновременно подчеркнули, что качественный уровень содержания этих изданий и профессионализм работающих в них журналистов зачастую оставляет желать лучшего. Было отмечено, что в сети церковной книготорговли порой можно встретить периодические издания сомнительного содержания, не имеющие отношения к Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/976629.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010