Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл призвал архипастырей активизировать на епархиальном уровне реформу церковного управления 2 февраля 2011 г. 10:45 2 февраля 2011 года в Москве проходит очередной Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Основной доклад на первом пленарном заседании делает Предстоятель Русской Православной Церкви. В первой части выступления, подводя итог двухлетнему периоду, прошедшему со времени последнего Архиерейского Собора, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что в 2009 и 2010 годах «на высшем уровне церковного управления была успешно осуществлена необходимая административная реформа, позволившая сделать центральный аппарат более эффективным». «Полагаю, что подобные изменения необходимо осуществить и на епархиальном уровне», — подчеркнул Святейший Владыка, добавив, что усовершенствование церковного управления представляет собой сегодня двуединую задачу: развитие соборности и укрепление иерархической власти. «Год назад в этом зале в ходе Архиерейского совещания мы пришли к выводу о необходимости чаще проводить заседания высшего органа управления Русской Православной Церкви — Архиерейского Собора. В связи с этим Священный Синод принял решение о проведении Собора в нынешние дни, то есть спустя два, а не четыре года, как это предусмотрено в Уставе. Если члены Архиерейского Собора не возражают, я предложил бы мой прошлогодний доклад приобщить к нашим Соборным документам в качестве отчета Патриарха о его деятельности и о жизни Церкви в 2009 году. Ныне же сосредоточусь на событиях 2010 года и на дальнейших перспективах», — продолжил Святейший Владыка. Предстоятель рассказал, что со времени Архиерейского совещания состоялись 30 Первосвятительских визитов в епархии Русской Православной Церкви. Всего же за истекшие два отчетных года Святейший Патриарх Кирилл совершил 57 визитов, посетив 38 епархий, девять из которых — неоднократно. Состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Александрийский Патриархат (10-12 апреля 2010 г.), а также посещение Армении (16-18 марта 2010 г.), Азербайджана (24-26 апреля 2010 г.) и Украины (24-25 февраля 2010 г., 20-28 июля 2010 г., 23-24 ноября 2010 г.)

http://patriarchia.ru/db/text/1399474.ht...

ЦВ 19 (463) октябрь 2011 /  14 декабря 2011 г. 01:00 Право на социальное обеспечение. Православные юристы отстаивают интересы верующих, не принимающих паспорта РФ Позиция граждан, отказывающихся по религиозным убеждениям от получения паспорта Российской Федерации, не является официальной позицией Русской Православной Церкви. Тем не менее Церковь выступила против дискриминации своих чад в социальных правах по причине их отказа по тем или иным причинам от использования цифровых технологий.  Русская Православная Церковь на протяжении многих лет ставит вопрос о недопустимости дискриминации граждан в социальных и других правах по причине отказа от социальной карты, медицинских полисов и других документов с использованием идентификаторов личности, штрихового кодирования информации, микрочипов. Об этом сказано в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года, посланиях Архиерейского Собора 2004 года Президенту РФ В.В. Путину и Президенту Украины Л.Д. Кучме, обращении Священного Синода Русской Православной Церкви к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии от 6 октября 2005 года, определении Освященного Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (пункт 54), в принятых тем же Собором «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (пункт IV.7), письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уполномоченному по правам человека в РФ В.П. Лукину от 28 июля 2009 года, разъяснении председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан от 6 июля 2010 года, докладе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года, определении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О вопросах внутренней и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (пункт 45).

http://e-vestnik.ru/society/pasporta_yur...

Состоялось заседание архиерейского совета сентября 2023 Владыка приветствовал присутствоваших на втором в этом году заседании архиерейского совета, рассказал о прошедших со времени первого заседания событиях в жизни Русской Православной Церкви и Санкт-Петербургской митрополии. Он напомнил, что на заседании Священного Синода, прошедшем 24 августа в Санкт-Петербурге, наместником Александро-Невской лавры был назначен епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , отметив, что хорошо знает владыку по совместному служению в Мордовии. Также сменился правящий архиерей Выборгской епархии : епископом Выборгским и Приозерским определено быть владыке Варнаве , ранее служившему в Нижегородской митрополии. Митрополит поздравил новоназначенных епископов, подчеркнув, что оба более десяти лет ревностно трудились на своих кафедрах, и пожелал на новых местах продолжить со тщанием исполнять возложенные на них послушания. Митрополит обратил внимание на прошедшее 19 июля в Троице-Сергиевой лавре архиерейское совещание, которое в некоторой степени восполнило отсутствие Архиерейского Собора, не проводившегося с 2017 года, остановился на докладе Святейшего Патриарха Кирилла и на затронутых на нем вопросах современной церковной жизни. " Особое внимание Его Святейшество уделил ситуации в мире и на Украине, где сейчас происходит не только братоубийственная брань, но и гонения, направленные на ликвидацию канонической Церкви, захватываются храмы, происходят аресты и избиения священнослужителей, - сказал митрополит Варсонофий. - Все эти процессы, по мысли Святейшего владыки, являются проявлением войны, которую внешние силы, в том числе определенные политические элиты ведут с православием - к сожалению, руками православных же людей, являющихся частью одного народа, вышедшего из днепровской купели Крещения. Поистине, сегодня идет " судьбоносная, метафизическая борьба " . И участия в этой борьбе, коль скоро она идет не только в политическом и военном измерении, но и в духовном, нам не избежать. Поэтому Предстоятель призывает архипастырей и пастырей в это сложное, исторически определяющее время все свои силы направить на " ясное свидетельство окружающим о силе православия, о необходимости заботиться о нашей вере, о Церкви и о стране " , направить на актуальную, живую проповедь, на реальное духовное окормление нашего народа, нашего воинства, которое сейчас очень в этом нуждается. Мы видим, какой духовный и патриотический подъем в настоящее время происходит в нашем Отечестве, какое внимание стало уделяться утверждению в обществе традиционных нравственных ценностей. Со стороны соотечественников, несомненно, есть запрос на духовность, на знакомство с православной верой и традициями. Необходимо всемерно помогать людям в их желании " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 07.02.2013 471 Время на чтение 13 минут Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Украинская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата. Право независимости и самостоятельности в управлении было дано нашей Церкви определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 27 октября 1990 года и выражено в Благословенной грамоте (Томосе) блаженной памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Особый статус Украинской Православной Церкви отражен в Уставе Русской Православной Церкви, принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году (разд. VIII, п. 17). Указанные решения Архиерейских Соборов были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 2009 года. Нынешний статус Украинской Православной Церкви позволяет ей успешно нести свою спасительную миссию в украинском обществе. 8 июля 2011 года Собор Украинской Православной Церкви в своем Определении подчеркнул, что статус Украинской Православной Церкви как самоуправляемой с правами широкой автономии «на сегодняшний день является оптимальным». Этот статус Украинской Православной Церкви является «залогом сохранения ее внутреннего единства и фундаментом для восстановления единства украинского Православия» (Определение Собора, п. 13). Собор также подчеркнул, что Украинская Православная Церковь сохраняет молитвенное и каноническое единство с Русской Православной Церковью, через которую она пребывает в единстве со всеми Поместными Православными Церквами (Определение Собора, п. 3). Два года, минувшие со времени проведения предыдущего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, были отмечены рядом важных событий в церковной жизни в Украине. В 2012 году мы отметили 20-ю годовщину нашего избрания на древнюю кафедру Киевских Митрополитов. Юбилейные торжества начались в мае и продлились до конца июля 2012 года. 28 мая в рамках этого празднования в Киеве в Национальном центре делового и культурного сотрудничества «Украинский дом» была проведена Международная научно-практическая конференция « Украина на рубеже тысячелетий». В адрес конференции направили приветствия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Президент Украины Виктор Янукович. В работе конференции приняли участие представители светских и духовных высших учебных заведений Украины, епископы Украинской Православной Церкви, гости из России, а также представители других Поместных Церквей. По итогам конференции был издан сборник «Украинская Православная Церковь на рубеже тысячелетий: документы и материалы», в которой впервые в полном объеме опубликованы документы Харьковского Собора 1992 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

А.М. Смулов Глава III. Всероссийский православный поместный собор 1917–1918 гг. 3.1. Избранные статистические данные о составе членов Поместного Собора Подготовка с созыву Собора началась в 1900-х гг. По Определению Св Синода от 14 января 1906 г. Высочайшим указом от 16 января того же года было учреждено Предсоборное присутствие, которое создало 7 рабочих отделов, проработало только до 15 декабря и было закрыто. Возрождение подобного органа произошло только в 1912 г., когда 28 февраля, Высочайшим указом, было создано Предсоборное совещание при Св Синоде, которое должно было вести подготовительные работы, необходимые для проведения Собора. Однако, только через пять лет – 29 апреля 1917 г., уже после Февральской революции, Св. Синод обратился ко всем архипастырям, пастырям и верным чадам Церкви с посланием о назревшем времени созыва Собора. И лишь 5 июля 1917 г. было принято синодальное решение об его открытии в Москве 15 августа (ст. ст.) в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Всероссийский Поместный Собор (ВПС) состоялся в период с 15 августа 1917 г. по 7(20) апреля 1918 г. и вынужденно прекратил свою работу в связи с обострением политической обстановки в стране, связанной с активизацией гонений на Русскую Православную Церковь и на веру православную. Открылся Собор в Москве в Успенском соборе Московского Кремля, дальнейшие заседания проходили в Храме Христа Спасителя и в Архиерейском доме (Московский епархиальный дом) в Лиховом пер., дом 6 131 . На первой сессии Собора Почетным председателем был избран митр. Киевский и Галицкий Сщмч. Владимир (Богоявленский) , Председателем – митр. Московский и Коломенский Тихон (Беллавин). На заседаниях Собора регулярно председательствовал митр. Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий , †1936, сщмч). В дальнейшем (на второй и третьей сессиях) председательствовал по сану Св Патриарх свт Тихон (Беллавин). (См. Приложение 10). Рассмотрим коротко сведения статистики о членах Собора. Данные статистики Собора приводятся в целом ряде источников, которые дают значительные расхождения по численности его членов. По видимому это связано с тем, что использовались списки разного времени учета (на дату начала работы Собора или на иные даты), в каких то списках производился учет выбывших и вновь зачисляемых членов Собора, в каких то списках такой учет не велся и использовался способ «нарастающего» итога. В одних списках учет велся с внесением всех избранных заместителей членов Собора, в других их не добавляли или добавляли только тех, кто реально приступил к замещению выбывшего, по тем или иным причинам, участника.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

4 февраля 2013 г. 23:00 Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных Документ подготовлен Межсоборным присутствием в 2012 году и принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. 1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия. Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах. 2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

http://e-vestnik.ru/docs/church_personal...

Доклад председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета на Архиерейском Соборе 1997 года 6 июня 2008 г. 19:30 Доклад председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, на Архиерейском Соборе 1997 года. Ваше Святейшество, собратья-архипастыри, освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви! Согласно Определению Священного Синода от 17 февраля 1997 года мне надлежит доложить настоящему Архиерейскому Собору о работе Синодальной Богословской комиссии в межсоборный период и о рассматривавшихся на ее заседаниях вопросах. За прошедший период дважды собирался Пленум Комиссии 8-10 февраля 1996 года и 6-7 февраля 1997 года, а также состоялось восемь рабочих встреч Президиума Комиссии. В нашей работе принимали участие эксперты и консультанты, представившие вниманию членов Синодальной комиссии самую разнообразную палитру мнений по обсуждавшимся вопросам. 17 июля 1995 года, во исполнение Определения Архиерейского Собора, Священный Синод образовал специальную Рабочую группу по изучению темы «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». Ее члены приняли участие как в заседании Президиума Комиссии 25 декабря 1996 года, так и в работе последнего Пленума. Каждый раз результаты богословских исследований в рамках Комиссии становились предметом обсуждения на заседаниях Священного Синода и во многом повлияли на выработку официальной позиции Русской Церкви. Во исполнение определений и указаний Архиерейского Собора от 29 ноября — 4 декабря 1994 года. Синодальная Богословская Комиссия обсудила вопросы, «относящиеся к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», и вопросы, «относящиеся к предложениям Церквам Смешанной Комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами». Основные оценки и выводы, сделанные при обсуждении указанных тем, представляются теперь вниманию членов Архиерейского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/5829544.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Непримиримый Диомид 01.11.2008 608 Время на чтение 8 минут Слово " раскол " из учебников истории переместилось на страницы светских СМИ: в октябре Чукотский епископ Диомид был извержен из сана за раскольническую деятельность. Уже более полугода внимание даже далеких от Церкви людей приковано к фигуре теперь бывшего Чукотского епископа, обвинившего Русскую Церковь в ересях, а ее иерархию - в отступничестве, за что решением июньского Архиерейского собора он был запрещен в служении. Не успели либералы проникнуться симпатией к " опальному " епископу (у нас традиционно любят гонимых), как Диомид заявил, что христианину нельзя пользоваться мобильным телефоном и провозгласил анафему Святейшему Патриарху. Публикуем свидетельство очевидца: иеромонах Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии, был в специальной командировке в Чукотской епархии вместе с архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком. Итак, что представляет собой как личность непримиримый Диомид, много ли у него сторонников и каков может быть диалог с теми из них, кто стоит на распутье? Хронология конфликта 19 января 2007 года Диомид (Дзюбан), бывший епископ Анадырский и Чукотский, распространил в интернете обращение, где перечислил " отступления от чистоты православного вероучения " , существующие, по его мнению, в Русской Православной Церкви. Диомид обвинил Московский Патриархат в: " еретическом служении экуменизму " , " неосергианстве " , " молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти " , оправдании присвоения гражданам ИНН, в отсутствии практики созыва Поместных соборов. В июне 2008 года на Архиерейском соборе были представлены выводы богословской комиссии под руководством митр. Минского и Слуцкого Филарета. В ней разъяснялась догматическая и каноническая несостоятельность обвинений, выдвинутых Диомидом. Сам Диомид на Собор не приехал, объяснив свое отсутствие болезнью. Синод РПЦ на основании решения Архиерейского собора 27 июня 2008 года заочно отстранил Диомида от руководства епархией и запретил в служении. В качестве временно исполняющего обязанности управления епархией на Чукотку был отправлен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. В ответ 17 июля этого года Диомид анафематствовал Святейшего Патриарха и ряд других иерархов РПЦ, объявил московскую кафедру вдовствующей, а себя - ее временным управляющим. В августе бывший управляющий епархией покидает Чукотку, призывает Синод к покаянию, организовывает " собор верных " , долженствующий избрать " народного патриарха " , а его сторонники устраивают пикеты и пишут письма в его поддержку. 6 октября 2008 года Синод РПЦ ввиду отсутствия со стороны епископа Диомида покаяния и продолжения деятельности постановил считать решение Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» 30.11.2017 519 Время на чтение 5 минут Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года. I. Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, установила, что следующие подвижники благочестия, ранее причисленные к лику святых Синодом Украинс кой Православной Церкви, широко почитаются за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви: - а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: Грузинская Православная Церковь, в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых (журнал 66 от 15 июля 2016 года) передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора (журнал 82 от 6 октября 2017 года). II. На Архиерейском Соборе 2016 года был поднят вопрос о возможности общецерковного прославления святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (†1795), канонизированного Синодом Белорусского Экзархата в 1993 году. Кроме того, Преосвященный митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, обратился в Священный Синод с предложением об общецерковном прославлении праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича; †1917), причисленного к лику святых Синодом Белорусского Экзархата в 1997 году.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/op...

Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных 4 февраля 2013 г. 18:17 Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных 1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия. Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2775...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010