Юбилейное послание Архиерейского собора к пастве Русской Православной Церкви. Архив Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Опись 1-76-I. Юбилейное послание Архиерейского собора к пастве Русской Православной Церкви. Архив Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Опись 1-76-I. А.В. Попов. Русское Православное Зарубежье/Материалы к истории русской политической эмиграции.- М.: ИПВА, 2005. Комментарии ( 2): Сергей 09 июля 2015г. 00:27 В статье предложен не анализ, а именно что обзор церковного раскола в русском православии. Причем автор твердо (но без доказательств и аргументов) держится официальной линии РПЦ на освещение отношений с РПЦЗ, которая продолжается еще с советских времен. Лексика статьи порой далека от беспристрастности. А это что такое - " ... Мы можем наблюдать оживление научно-публицистической деятельности Русского Мира... " С каких это пор в научных работах принято использовать маловразумительное нетерминологическое понятие " Русский Мир " , да еще с прописных букв? Алексий Родионов 01 сентября 2015г. 13:41 Всё таки автор отнюдь не стремится доказать безусловную правоту и безошибочность " официальной линии РПЦ " , скорее ему не слишком близка историография РПЦЗ времён митрополитов Филарета и Виталия. Можно также предположить, что автор не испытывает восторгов по поводу тех, кто под предлогом сохранения " исконного курса " РПЦЗ с криками и воплями разошлись по разным расколам. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/4583467

Грантовая программа «Православная инициатива» стала полноценной наставнической программой для участников и экспертов, а также для сообщества активных православных граждан канонической ответственности Русской Православной Церкви. В результате этого направления программы 80% ее участников стали также победителями Фонда президентских грантов, а 60% — победителями региональных конкурсов и конкурсов иных фондов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить исполнительного директора Координационного комитета сенатора Российской Федерации Л.Н. Глебову за реализацию конкурса «Православная инициатива», способствующего укреплению сотрудничества между Церковью, общественностью, предпринимателями и государственными структурами. 3. Выразить благодарность грантодателям, обеспечивающим деятельность Международной грантовой программы «Православная инициатива».   ЖУРНАЛ 138 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о разработанном в Межсоборном Присутствии документе «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия». Справка: Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» разрабатывался комиссией Межсоборного Присутствия по богословию и богословскому образованию в рамках более общей темы, посвященной биоэтике, во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. В 2019 году подготовленный комиссией проект документа был опубликован для церковно-общественной-дискуссии и разослан в епархии на отзыв. К концу 2019 года многочисленные комментарии и поправки к тексту были направлены в комиссию. После доработки текста с учетом поступивших замечаний документ был вынесен на рассмотрение Пленума Межсоборного Присутствия 26-28 мая 2021 года, который, после обсуждения и внесения поправок, передал его в Священный Синод. Священный Синод в заседании от 17 июня 2021 года вынес документ на рассмотрение очередного Архиерейского Собора, запланированного определением Священного Синода от 29 декабря 2020 года (журнал 91) на ноябрь 2021 года. В рамках подготовки Собора проект был разослан всем архиереям, членам Собора, а также в Синодальную комиссию по биоэтике с целью получения предварительных предложений для рассмотрения на Соборе.

http://patriarchia.ru/db/text/6087932.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл призвал епархиальных архиереев со вниманием и заботой относится к семьям священнослужителей 19 июля 2023 г. 19:07 19 июля 2023 года, выступая с  докладом  на пленарном заседании Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, которое  состоялось  в  Свято-Троицкой Сергиевой лавре , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся темы кризисов в служении клириков и призвал епархиальных архиереев внимательно заботиться о материальном благополучии вверенного ему духовенства. Святейший Патриарх с сожалением констатировал, что «клирики оставляют сан, следуя своей гордыне и иным страстям — и таких особенно трудно бывает остановить на пути к этому решению». Однако, добавил Предстоятель Русской Православной Церкви, «бывает, что такой шаг клирик предпринимает вследствие семейных неурядиц. В частности, многим клирикам приходится нести богослужебную чреду неделями и жить в таком ритме годами, не имея возможности уделять должное внимание и заботу своей семье». Святейший Патриарх напомнил о Постановлениях Архиерейского Собора 2017 года, где подчеркивалось, что «к сфере ответственности епархиального архиерея в полной мере относится выстраивание служебного положения священнослужителя таким образом, чтобы у клирика хватало времени и сил на семью». «В частности, следует учитывать упомянутые обстоятельства при определении места служения клирика и объема служебной нагрузки, а также предоставлении ему отпускного времени для пребывания с семьей», — разъяснил Святейший Владыка. Предстоятель Русской Церкви выразил благодарность тем архипастырям, которые «проявляют внимание к нуждам своего клира», поскольку знает, что «во многих епархиях ведется активная работа по оказанию материальной и социальной поддержки священно- и церковнослужителям, вдовам священников и сиротам, престарелым клирикам, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий». Святейший Патриарх также отметил, как часто говорится «о необходимости усиления поддержки государством многодетных семей в России». «И это действительно важно! Тем более нам следует со вниманием и заботой относиться к семьям священнослужителей», — подчеркнул Предстоятель.

http://patriarchia.ru/db/text/6043785.ht...

Что касается присвоения за мою статейку сана архиепископа, то против этого я еще решительнее возражаю, скажу сильнее – протестую, и, при всем моем сыновнем послушании Святейшему Патриарху, на этот раз я скажу: «Благодарю, но не приемлю и многое, многое вопреки глаголю...» Я не слыхал, чтобы когда-либо находящемуся на покое епископу жаловали титул архиепископа. Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов , пребывая на покое, написали целые горы ценнейших богословских книг, но о награждении их саном архиепископа тогда ни у кого и мысли не было, и они до конца жизни оставались епископами... Есть у меня и еще серьезное побуждение решительно отказаться от присвоения высокого церковного титула. Мне Господь судил быть участником Собора 1917– 18 годов. Там, в отделе о церковной дисциплине я делал доклад о том, что различные церковно-богослужебные отличия и церковные саны не должны даваться в качестве награды, а должны быть отличием определенных церковных служений. В частности, сан епископа носят викарии, а сан архиепископа должен принадлежать лишь епархиальным архиереям, независимо от времени пребывания их в архиерейском сане. Мой доклад был одобрен отделом о церковной дисциплине. И я ни в коем случае не хотел бы, чтобы для меня было сделано отступление от того, что я по искреннему и глубокому убеждению отстаивал на Свящ Соборе. Ввиду этого всего изложенного усерднейше прошу Вас, дорогой Владыко... сделать все зависящее от Вас, чтобы вопрос о присвоении мне ученой степени и высокого церковного звания был снят с очереди и никогда не поднимался» 67 . И в этом же письме, используя нечастую возможность обращения в высокие инстанции, епископ пробует решить вопрос его постоянного попечения: «Дорогой Владыко! У меня к Вам еще один вопрос, а вместе с ним будет и просьба. Имеются ли в архиве Патриархии дела Священного Синода за 1918 г.? Если они находятся в Вашем ведении, то не найдется ли там мой доклад «Об упорядочении чествования русских святых» 68 , который я делал в Богослужебном отделе Священного Собора. Отделом доклад был одобрен, а Соборным Советом он признан был совершенно бесспорным и без обсуждения его в пленарном заседании Свящ Собора был направлен Святейшему Патриарху для исполнения. По этому докладу состоялся Указ Свят Патриарха и Свящ Синода от 13/26 июля 1918 г., 6...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Вмененное в обязанность причту ведение метрических книг потеряло актуальность на территории советской России практически сразу по принятии этого Приходского устава и, следовательно, единственной прописанной этим документом обязанностью клира оставалось «благосостояние прихода со стороны религиозной настроенности, духовного просвещения и нравственного преуспеяния», что является целью религиозной организации и по ныне действующему гражданскому законодательству, и по каноническим определениям нашей Церкви. Осуществлению учительной церковной власти также посвящено немало соборных определений XX века. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о преподавании Закона Божия в школе от 28 сентября 1917 года своим первым пунктом устанавливало, что «во всех светских как государственных, так и частных школах ... где есть учащиеся православного исповедания, преподавание Закона Божия в качестве обязательного предмета должно быть поставлено в одинаковые условия со всеми главными предметами учебного курса» . Необходимо отметить, что данное постановление (по вопросу перемены вероисповедания по достижении 14 лет) ссылается на закон Временного правительства от 14 июля 1917 года о свободе совести. Соответственно, после падения Временного правительстве и отмене плодов его законотворчества, данное постановление не могло применяться во всем своем объеме уже спустя несколько месяцев после своего соборного принятия. Протест этого определения против возможности факультативного изучения Закона Божия, предусматривавшегося законом о свободе совести, потерял всякий смысл после издания Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, не предусматривавшего преподавания Закона Божия в светских ВУЗах вообще... Вопросы издания богослужебной и богословской литературы, также бывшие предметом внимания соборных определений, не могли быть решены во всей полноте по той же причине. Так, в соборном определении «О церковном проповедничестве» от 1 декабря 1917 года содержалось указание «печатать в новых изданиях иерейского Служебника и Чиновника архиерейского служения святых Апостол правило 58, VI Вселенского Собора правило 19 и VII Вселенского Собора правило 2» с соборным толкованием. На всем протяжении русской церковной истории это распоряжение не было выполняемо или заменено последующим аналогичного содержания постановлением.

http://pravoslavie.ru/37254.html

Характеризуя в целом решения, принятые во второй день Архиерейского Собора, замглавы ОВЦС УПЦ отмечает, что, так или иначе, они свидетельствуют о том, что роль Украинской Православной Церкви в православном мире растет. Несмотря на существующее разделение, за последние 26 лет со времени развала Советского Союза украинское православие выросло и окрепло. И если бы не раскол, развитие это было бы ещё более ощутимым и значительным. Поэтому уврачевание раскола остается для руководства УПЦ одной из самых насущных задач. Беседовала Юлия Коминко Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 июля, 2016 22 июля, 2016 18 мая, 2017 4 сентября, 2021 20 ноября, 2020 12 сентября, 2019 24 июля, 2019 9 июля, 2019 25 июня, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/status-ukrainskoy-tser...

Всякий, исповедующий христианство, знает, что оно, будучи полнотой Истины, не нуждается ни в каких дополнениях, более того — всякая попытка дополнить христианство может его только исказить. Мы предупреждаем, что если какая-то религиозная или «культу­рологическая» группа говорит о себе, что нашла путь к синтезу всех мировых религий, к объединению христианства с каким-либо восточным или «эзотерическим» культом, то это явный признак того, что перед нами отнюдь не «всепримиряющее учение», а очередная секта, которая пытается насадить тот или иной псевдовосточный культ под маской симпатии к христианству”. Это определение полностью подходит к “Обществу сознания Кришны”. Следовательно, включение этой секты в решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (1994 г.) “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме”, гласящее о том, что “все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви”, было совершенно правильным и обоснованным. Закончу фразой из статьи с кришнаитского сайта в Интернете. Думаю, что она подводит итог данного очерка, будучи одновременно и его материалом, и выводом: “Как сказал Шрила Прабхупада: «Если слепой поведет слепого, то оба они упадут в яму»”. Примечания Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 мая, 2013 4 мая, 2013 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 8 июня, 2020 24 июля, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/obshhestvo-soznaniya-k...

199 . [Предложение еп. Игнатия в Кавказскую Духовную консисторию о постройке архиерейского дома в Ставрополе от 7 мая 1858 г.]//Там же. – С. 237–238:200. [Предложения еп. Игнатия о наблюдении за нравственным состоянием братства Черноморской Екатеринолебяжской пустыни от 17 авг. и от 2 нояб. 1859 г.]//Там же. – С. 257:201. [Прошение митрополиту Антонию от 19 мая 1847 года]//Там же. – С. 175–177:202. [Рапорт еп. Игнатия о посещении им станиц Казачьего линейного войска от 13 мая 1858 г.]//Там же. – С. 252–254:203. [Рапорт Святейшему Правительствующему Синоду от 24 июля 1861 года об увольнении от управления Кавказскою епархией и о предоставлении в управление Николаевского Бабаевского монастыря]//Там же. – С. 298:204. [Резолюции еп. Игнатия Кавказской Духовной консистории по делу прот. К. Крастилевского от 24 сент., 24 нояб., 12 дек. 1858 г., от 24 апр., 5 мая 1859 г.]//Там же. – С. 220–224:205. [Резолюции, рапорты еп. Игнатия по Кавказской Духовной семинарии за 1859–1860 гг.]//Там же. – С. 267–276. В т. ч. о необходимости преподавания осетинского языка, о недостатках делопроизводства семинарского правления, об учениках семинарии, отличившихся благонравием и о мерах к ученикам, обнаружившим недостаток духовной дисциплины. 206 . [Резолюция в Кавказскую Духовную консисторию от 1858 г. по различным судебным делам кавказского духовенства]//Там же. – С. 259–263:207. [Резолюция еп. Игнатия об окончании постройки архиерейского дома в Ставрополе от 13 августа 1859 г.]//Там же. – С. 241:208. [Речь преосвященного Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского на торжестве по случаю покорения Восточного Кавказа, произнесенная 25 авг. 1860 года в Казанском кафедральном соборе г. Ставрополя Кавказского]//Там же. – С. 295–296. 209 . Статьи по вопросам церковно-общественным: Вопрос начальника Кавказской линии и ответ епископа о Кавказской кафедре по отношениям ее к Кавказскому линейному казачьему войску, значение епископа и протоиерея в православной церковной иерархии (3 окт. 1858 г.); Архипастырские воззвания епископа Игнатия Брянчанинова к кавказскому духовенству по вопросу об освобождении крестьян от крепостной зависимости: 1. От 17 января 1858 года за 3. В Кавказскую Духовную консисторию; 2. От 25 апреля 1859 года за 809. В Кавказскую Духовную консисторию; 3. От 6 мая 1859 года за 916. В Кавказскую Духовную консисторию; Замечания епископа Игнатия Брянчанинова на Проект преобразования морских учебных заведений: (Ответ вел. кн. Константину Николаевичу); О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви: Зап. еп. Игнатия Брянчанинова, 1862–1866; Уроки словесности, преподанные преосвященнейшим епископом Игнатием: Урок 1. Понятие о словесности; Урок 2. О превращении предложений в периоды; Урок 3. О периодах//Там же. – Ч. 2. – С. 1–82 3-й паг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Церковно-правовую основу деятельности округов составили Устав Русской Православной Церкви (глава XIV «Митрополичьи округа» была внесена в церковный Устав определением Архиерейского Собора в феврале 2011 г.), а также внутренние положения (одобренные Священным Синодом для Митрополичьего округа в Республике Казахстан 26 июля 2010 г. (журнал 68), а для Среднеазиатского митрополичьего округа — 27 июля 2011 г. (журнал 67). Координация религиозно-просветительской, издательской, социальной, образовательной и миссионерской деятельности епархий, входящих в состав округа, была объявлена целью создания митрополичьих округов, согласно внутренним положениям . В качестве основной задачи церковных округов рассматривалась пастырская и миссионерская деятельность. Такова была главная мысль положений, разработанных Предсоборным присутствием о разделении Русской Церкви на округа от ноября 1906 г., Предсоборным совещанием в апреле 1912 г., июльского 1917 г. «Положения о церковно-соборном окружном управлении» Предсоборного совета. Эта мысль получила поддержку и большинства членов Отдела о высшем церковном управлении Всероссийского Церковного Собора. И хотя принятое Собором постановление «О церковных округах» от 20 сентября 1918 г. не упоминало о цели создаваемых региональных церковных структур, из пленарной дискуссии явствует, что пастырско-миссионерский характер церковных округов не был изменён. Однако декларируемое в современных церковных документах целеполагание деятельности митрополичьих округов вовсе не означает, что церковный законодатель начала XXI в. избрал путь отказа от предоставления округам административно-судебных полномочий. В начале XX в. предоставление судебно-административных функций митрополичьим округам было тесно увязано с вопросом децентрализации церковного управления. Несмотря на определённый запрос о передаче части властных полномочий из центра на места, прозвучавший ещё в предсоборной дискуссии из уст иерархов и поддержанный частью духовенства и церковной общественности, таковую передачу не удалось реализовать посредством проектируемых в то время региональных церковных центров. Тем более децентрализация церковного управления не получила поддержки в начале XXI столетия, когда в условиях угрозы церковного сепаратизма была востребована консолидация управленческих полномочий в церковном центре.

http://bogoslov.ru/article/6192329

Игумен Серапион (Митько): Создание магистратуры по миссиологии — важнейший элемент формирования общецерковной системы миссионерского образования 28 июля 2014 г. 17:47 Единственная в системе духовного образования Русской Православной Церкви магистратура по миссиологии открыта в Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Первый набор объявлен на 2014/2015 учебный год. О перспективах развития магистратуры в интервью порталу Учебного комитета рассказывает заместитель председателя Синодального миссионерского отдела , заведующий магистратурой Белгородской духовной семинарии игумен Серапион (Митько). — Отец Серапион, в связи с чем было принято решения открыть в Белгородской семинарии магистратуру? — Создание магистратуры по миссиологии — важнейший элемент формирования общецерковной системы миссионерского образования. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и во исполнение постановлений Архиерейского Собора 2013 года планируется открытие образовательных центров подготовки приходских миссионеров на базе духовных учебных заведений. Представители Белгородской духовной семинарии и Синодального миссионерского отдела приняли активное участие в разработке Церковного образовательного стандарта по подготовке миссионеров, который был принят принят Высшим Церковным Советом 21 июля 2013 года [и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 74 )]. Стандарт ориентирован, прежде всего, на двухлетнюю подготовку миссионеров из числа мирян и будет реализовываться по программам подготовки, переподготовки и повышению квалификации и ориентирован, прежде всего, на двухлетнюю подготовку миссионеров из числа мирян. Его реализация призвана решить наиболее насущные проблемы подготовки приходских миссионеров. Сегодня необходимы люди, способные обучать миссионеров в рамках принятого стандарта, именно для таких людей, а также для руководителей епархиальных миссионерских отделов и открывается наша магистратура по миссиологии. Конечно, это лишь начало формирования системы миссионерского образования. Наряду с двухлетней образовательной программой существует более фундаментальные проекты — Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , работающий по стандарту 033300 Религиоведение, и Белгородская духовная семинария, работающая по стандарту 033400 Теология. Эти образовательные учреждения готовят миссионеров-священнослужителей и миссионеров-богословов, призванных сформировать полноценную систему миссионерского образования.

http://patriarchia.ru/db/text/3696177.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010