Весьма дурное предзнаменование заключается в желании созвать поместный собор Всероссийской Церкви, равный по значению древним поместным соборам, но без надлежащей всесторонней к нему подготовки. Это указывает, что в будущем совещании предсоборное присутствие желает найти только авторитет формы и права, а не начало единения и мира. Правда, мы знаем, что идея поместного собора была выдвинута с тем, чтобы оформить и уканоничить уже предрешенный заранее духовною властью патриаршество и другие перемены. Но в настоящее время, когда задачи будущего собора раздвинулись до намерения вообще упорядочить русскую религиозную и церковную жизнь, остается непонятным, во имя чего необходимо мечтать теперь о поместном соборе, а не ставить яснее вопроса, каким путем можно достигнуть намеченной цели? Если, по мнению канонистов, поместный собор должен состоять из одних епископов, конечно, канонически поставленных, и если с другой стороны благоустроить русскую церковную жизнь – по общему сознанию современников – возможно не иначе, как при совместном обсуждении церковных вопросов высшим духовенством, мирянами и клиром, то спрашивается, что препятствует собрать в настоящее время не поместный собор, а подготовительный съезд, на котором владыки могли бы совместно с выборными от Церкви обсудить серьезно положение вещей. Канонических правил, не разрешающих епископам совещаться с выборными от клира и мирян на условиях общечеловеческого равноправия и во имя блага Церкви, мы не знаем. Совещаются же епископы в предсоборной комиссии с мирянами на одинаковых правах. Пусть постановления первой Церковной Думы останутся незанесенными в Кормчую и не будут равны по достоинству древним поместным соборам. Задача нашего времени ничуть не заключается в том, чтобы занести в летописи опыт самоотречения от русских традиций и осуществить на русской земле византийские обычаи, а в том, чтобы узнать голос всей русской Церкви, всех членов ее тела о способах восстановления между ними органической связи и нормального течения жизни. Никакой надобности, чтобы совместное совещание епископов, мирян и клира носило название поместного собора, мы в условиях текущей жизни уловить не можем, а наоборот – усматриваем здесь только самую настойчивую неотложность упомянутого совместного совещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Επσκοπος σχολζων (episcopus vacans) вообще в правилах называется епископ, правильно избранный, и рукоположенный для известной церкви, в которую он, однако, вследствие каких-либо внешних причин, не может прибыть, а следовательно и не может исполнять в ней своего епископского служения. Точно также εκκλησα σχολζουσα (ecclesia vacans, вдовствующей церковью) называется такая, которая по иерархическому устройству могла бы иметь своего епископа, но таковой отсутствует или вследствие смерти бывшего епископа, или вследствие иных каких-либо внешних причин. Данное правило говорит об епископе σχολζων, самовольно занявшем освободившуюся в какой-либо церкви епископскую кафедру и начавшем пользоваться в ней епископскими правами; за таковой самовольный поступок правило предписывает извергнуть его ( πβλητον εναι) и требует этого даже и в том случае, если бы народ данной вдовствующей церкви изъявил желание иметь его своим епископом. Такое воспрещение основывается на том, что назначение и поставление епископов на определенные места принадлежит прежде всего епископскому собору, притом собору в полном составе ( τελεα σνοδος) под председательством подлежащего митрополита. Только за таковым полным собором правило признает право и власть в решении вопроса, нужно ли какому-либо σχολζοντι епископу вверить освободившуюся епископскую кафедру, снабдив его всеми архиерейскими правами. Правило 20 Ради нужд церковных, и ради разрешения сомнительных случаев, за благо признано, быти в каждой области соборам епископов дважды в лето: в первый раз, по третией седмице после праздника пасхи, так чтобы в четвертую седмицу пятидесятницы собор совершался, и о сем да напоминает епархиальным епископам митрополит: второму же собору быти от пятагонадесять дня месяца октовриа, который есть десятый иперверетеа. К сим соборам да приступают пресвитеры и диаконы, и все почитающие себя обиженными, и от собора да приемлют суд. Но никому да не будет позволено составляли соборы самим по себе. без тех епископов, коим вверены митрополии.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

К сим соборам должны обращаться все почитающие себя обиженными, дабы рассмотрены были судебные приговоры об них ( κρσεις τν, 242). Славянская кормчая: на тех же соборах приходят пресвитери и диакони и вси, иже мнятся неправедно пообидени от своих епископ, и судом от всего собора управляеми бывают (л. 70). Г. Соколов 1870: в сем правиле пересмотр, в апелляционном порядке, процессов уже разрешенных и оконченных в местном суде епископском, указывается целью областных соборов. Подтверждая прежние постановления о времени и числе ежегодных соборов, правило говорит: „к сим соборам да приступают пресвитеры и диаконы, и все почитающие себя обиженными, и от собора да приемлют суд“ („Правосл. обозр.” 1870, ноября, 602). Cap дик. собора правило 13: Аще кто диакон, или пресвитер, или кто-либо из причетников будет лишен общения церковного, и прибегнет к иному епископу знающему его, знающему и то, что он своим епископом удален от общения: не подобает с обидою для епископа и брата своего подавати ему общения. Аще же дерзнет сие сотворити: да знает, что подвергает себе ответу пред епископами, когда они соберутся. Зонара: сие и Апостольские правила и многие соборные определили. Ап. 32 и 33, Антиох. 12. Аристен: заведомо приявший отлученного своим епископом пресвитера, или диакона или кого-либо из клирик в и допустивший его к общению или служивший с ним, не без вины, но должен быть отлучен и сам по 12 правилу св. Апостол (Σ. III, 266). Славянская кормчая: епископ аще приемлет пресвитера, или диакона или иного коего причетника сведый яко от своего ему епископа отлучен есть, и приобщит его, рекше, повелит ему с собою служити, таковой несть без вины, но и сам и его же прият, оба да будут отлучена, яко же второенадесять правило Св. Апостол повелевает (л. 113). Гефеле: постановленное в сем правиле есть собственно повторение 6 Антиохийского правила, и уже Никейский собор главную мысль правила выразил в своем 5 правиле. Смысл правила следующий: диакон, пресвитер, или другой клирик отлученный своим епископом не может быть принят в общение другим епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Разумею именно: первый – в Тире, второй – в Антиохии, третий – в Селевкии, четвертый – в Константинополе при Евдоксии арианине, пятый – в Нике Фракийской, шестой – в Сермии 84 и, после этих спустя много времени, седьмой – в Ефесе вторично, на котором председательствовал Диоскор 85 . Все эти соборы собирались по приказу царей, и, однако же, все они были осуждены по причине безбожности утвержденных на них догматов. И почему не отвергаете собор, низложивший Павла Самосатского при святых и блаженных Дионисии папе римском, Дионисии Александрийском и Григории Чудотворце , председательствовавшем на этом соборе, так как он был не по приказу царя? 86 Какой канон повелевает принимать только те соборы, которые собирались по приказу царя, или вообще всем соборам собираться по приказу царя? Благочестивый канон Церкви признает святыми и принятыми те соборы, которые одобрило Православие 87 . Но, как ведает господин мой и других учит, канон повелел дважды в году бывать соборам в каждой епархии, не упомянув о царском приказе, для охранения спасительной нашей веры и исправления всего, что относится к божественной сущности Церкви». Феодосий: «Это так, как говоришь: Православие утверждает соборы, Впрочем, разве не принимаешь книгу Мины, в которой он изложил догмат об одной воле и одном действии Христа?» Максим: «Не дай Господь Бог ! Вы не принимаете, но отвергаете всех учителей, бывших после святого собора в Халкидоне, боровшихся против мерзостной ереси Севера. И разве я могу принять книгу Мины, явившуюся после собора, в которой он явно защищает Севера, Аполлинария, Македония, Ария и всякую ересь и своими догматами обвиняет собор, а вернее, совершенно отвергает?» 88 Феодосий: «Так что же? Не принимаешь одного действия авторитетных отцов?» И привел Феодосий употребляемые у них подложные места из сочинений святых, как-то Юлия Римского, чудотворца Григория, Афанасия, и прочитал их. И сказал Максим: «Побоимся же Бога и не посмеем прогневить его приведением [в качестве доказательства] еретических мест: ведь всякий знает, что это – дело нечестивого Аполлинария 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Заключительным действием третьего заседания было прочтение инструкции (Commonitorium), данной папою своим легатам, имевшим присутствовать на этом соборе. Чтение это предложено было легатам Петром. Остается неясным, почему допущено было легатами публичное чтение вышесказанной инструкции, ибо инструкция, по самому понятию о ней, имела частное и даже тайное назначение. Она состояла из одиннадцати глав. В первой главе внушалась легатам следующая осторожность: прежде аудиенции у императора, никому не давать в руки папских писем. Во второй главе указывалось: как приветствовать императора на аудиенции. В третьей: как приветствовать Фотия, именно, внушалось назвать его братом и соепископом папы. В четвертой говорилось, что о папском признании Фотия патриархом, легаты должны были заявить на соборе, и выражаюсь требование, чтобы Фотий на соборе воздал благодарностью папе и исповедовал милость его, папы, к патриарху. Пятая касалась Игнатиан, вступивших в общения с Фотием, причем предписывалось возвращать Игнатианам епископам их кафедры – на известных условиях. Шестая определяла порядок чтения на соборе папских посланий. В седьмой – внушалось действовать увещаниями на противящихся миру церковному и говорилось о прещениях, каким подлежали упорные из них. В восьмой – провозглашалось правило, что по смерти Фотия не должно быть допускаемо возведение мирян прямо в епископы. Девятою главою требовалось, чтобы впредь патриарх Константинопольский не назначал от себя духовенства в Болгарию (т.е. требовалось признание исключительно папской юрисдикции). Обращает внимание наше десятая глава, – здесь говорилось: «хотим (папа говорит о себе), чтобы собор, бывший при папе Адриане в Константинополе (869 г.), считался отвергнутым, лишенным значения, и чтобы он не причислялся к прочим святым соборам 342 . ·Собор, при чтении этой главы инструкции, сказал: «признав Фотия патриархом, мы тем самым отвергаем, осуждаем и анафемствует названный собор. Илия Иерусалимский сказал: «Разве можно назвать собором такое сборище, которое наполнило Церковь бесчисленными смутами? Кто назовет собором сборище, где посланцы Сарацин возведены были в достоинство судей и законодателей? Можно ли причислять к соборам собрание, в котором дело велось вопреки святым канонам, в котором лица невинные осуждены без суда, попраны ногами духовные и гражданские законы? Патриаршие кафедры Востока, добавляет Илия, отвергли и предали анафеме деяния этого сборища». В одиннадцатой главе инструкции внушалось легатам не поддаваться подкупу и не давать увлечь себя лестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Правило 19. Епископ да не поставляется без Собора и присутствия Митрополита области. И когда сей присутствует: то лучше есть быти купно с ним и всеми тоя области сослужителям; и прилично Митрополиту созвати их чрез послание. И аще соберутся все: лучше есть. Аще же сие не удобно: то большая их часть неотменно да присутствуют, или граматами да изъявят свое согласие, и тако, или в присутствии, или с согласием большаго числа Епископов, да совершится поставление. Аще же инако, вопреки сему определению, поступлено будет: да не имеет никакой силы поставление. Но аще поставление совершится, по определенному правилу, а некоторые по своей любопрительности воспрекословят: да превозмогает решение множайших. Правило 20. Ради нужд церковных, и ради разрешения сомнительных случаев, за благо признано, быти в каждой области Соборам Епископов дважды в лето: в первый раз по третией седмице после праздника Пасхи, так чтобы в четвертую седмицу Пятидесятницы Собор совершался, и о сем да напоминает епархиальным Епископам Митрополит: второму же Собору быти от пятагонадесять месяца октоврия, который есть десятый иперверетеа 253 . К сим Соборам да приступают пресвитеры, и диаконы, и все почитающие себя обиженными, и от Собора да приемлют суд. Но никому да не будет позволено составляти Соборы самим по себе, без тех Епископов, коим вверены митрополии. Правило 21. Епископ от единаго предела да не переходит в другий, ни самовольному вторжению, ни по насилию от народа, ни по принуждению от Епископов: но да пребывает в Церкви, которую приял от Бога в жребий себе в начале, и не преходит из нея, по изреченному уже о сем прежде определению. Правило 22. Епископ да не приходит во иный град, не подчиненный ему, ни в селение ему не принадлежащее, для рукоположения кого либо, и да не поставляет пресвитеров или диаконов в места, подчиненныя другому Епископу, разве токмо по соизволению Епископа тоя страны. Аще же кто дерзнет на сие: то рукоположение да будет недействительно, и он да подлежит епитимии от Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Это исповедание, держащееся и следующее традиции отцов, как в вас, братья, так и во всех, исповедовавших или исповедующих тоже самое, мы признаем достойным всяческой похвалы и из него мы узнаем, что вы поистине братья наши. Поэтому просим Божие милосердие, чтобы всем нам, твердо хранящим это исповедание и отеческие предания, явиться достойными нашего служения и в день суда Божия не оказаться виновными ни в каком нарушении отеческих постановлений. Итак, зная из законное собрание, с соблюдением вышесказанного вашу просьбу, мы согласны, чтобы, созвав справедливости, перед святым Евангелием, обсудить вместе с единодушными братьями дело о трех главах, из-за которых возник вопрос, и дать решение, угодное Богу и согласное с тем, что определено четырьмя святыми Соборами, ибо мы умеем хранить полное уважение к упомянутым соборам, как свидетельствует об этом и общее исповедание. Бог да сохранит тебя, возлюбленный брат, здравым. Дано в восьмой день январских ид, в 27 году правления государя Юстиниана, бессменного Августа, и в 12 после консульства славнейшего мужа Василия. Послание Папы Вигилия к Аврелиану Арелатскому, написанное в Константинополе. Возлюбленнейшему брату Аврелиану, епископу, Вигилий Ваше послание, брат, доставленное нам Анастасием, мы получили накануне июльских ид и возблагодарили Божественное милосердие за то, что, как мы прочитали, ваша озабоченность о вере, и о молве о моем лице, согласна со священными заповедями, поэтому к твоей любви достойно и прилично приложить следующие слова Божии: «Я избрал тебя священником для алтаря Моего из всех наследников, чтобы ты носил имя великое во все дни жизни твоей» ( I Цap. 2, 28 ). 49 И все же нам необходимо успокоить озабоченность вашей любви кратким собеседованием, насколько нам позволяет время. Будьте совершенно уверены в том, что мы не допустили ничего, что противоречило бы постановлениям наших предшественников (чего да не будет), или святой вере четырех Соборов, то есть Никейского, Константинопольского, Эфесского первого и Халкидонского, которая является одной и той же, или что относилось бы к оскорблению лиц, подписавшихся под определением этой святой веры, или что открылось нечто несогласное с определениями святых предшественников наших Целестина , Сикста, Льва и других предшествовавших и следовавших за ними, но оказываем одно почтение ко всем вышеназванным соборам и одно доверие к вере без всяких сомнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV Собор в Константинополе 1368 г. осудил Прохора Кидона, противника исихазма, прославил в лике святых Григория Паламу и положил конец действию еретиков антиисихастов. Это осуждение антиисихастов удручило Западную Церковь прежде всего потому, что это означало победу Православия и осуждение папской ереси . Папская Церковь и сегодня сохраняет учение Варлаама и остальных еретиков и из-за нее же самой и несет угнетающее осуждение. 4) Осуждение догмата Filioque в Ответах православных патриархов Востока английским аномотам 1716–1725 гг. Искажение Символа веры добавлением Filioque вошло н в англиканскую Церковь . Аномоты – англиканские епископы, отказавшиеся присягать королю. Православные патриархи осуждают всякое прибавление-давление хотя бы одного слова или частицы, и тем более Filioque , и говорят: «...мы не принимаем другого определения и другого Символа веры , кроме того, который на I-oм Вселенском Соборе был определен и благочестиво установлен, в котором было сказано о Духе Святом, что Он от Отца исходит... Поэтому прибавляющих даже самую малую частицу слова, особенно целое слово , или словом объясняющих, или истолковывающих в этом священном Символе, или убавляющих от него мы не принимаем : ведь даже Отцы Церкви анафематствуют прибавляющих или убавляющих от него что-либо . Поскольку мы совершенно не принимаем прибавление таких частил, как предлогов «через» или «из», или слов «и от Сына », или " через Сына » и хотим неизменным это сохранить... так, как был составлен и определен с начала святыми теми Соборами...» 394 . 5) Осуждение папской ереси Окружным посланием Константинопольского Собора 1722 г. Окружное послание осуждает «догматы латинского неправоверия и неразумения , или лучше сказать, нововведения и искажения истинной веры» 395 . Латиняне «не только догматы благочестивой веры, но и Предания и устои Церкви исказили и извратили, и как всегда вводящие новшества противоборствуют Евангельскому учению, Апостольским правилам, а также священным Соборам Отцов Церкви» 396 . Так же осуждается примат папы . «Должно всем подчиняться Соборам и Канонам, и не думать, будто папа выше Соборов и Канонов» 397 . У папы нет прерогативы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

(Ап. 36; I всел. 16; IV всел. 29; трул. 37; анкер. 18; антиох. 18; двукр. 17; Кирилла алекс. 1, 2, 3). Примечания Смотри толкование к правилу 18 Правило 18. Аще кто, поставленный во епископа, не пойдет в тот предел, в который он поставлен, не по своей вине, но или по непринятию его народом, или по другой причине, от него не зависящей: таковый да участвует и в чести и служении епископском, токмо ни мало не вмешивался в дела церкви, где пребывает, и да ожидает, что определит о нем совершенный собор тоя области, по представлении в оный дела. (Ап. 36; I всел. 16; IV всел. 29; трул. 37; анкер. 18; антиох. 17; двукр. 17; Кирилла апекс. 1, 2, 3). Оба эти правила (17 и 18) повторяют определение 36 Ап. правила, толкование которого и служит толкованием данных правил. Оба правила добавляют только то, что решать дело епископа, не желающего принять предназначенное ему место или не принимаемого народом известной церкви, принадлежит полному епархиальному собору ( ε εε οο, антиох. 16). Правило 19. Епископ да не поставляется без собора и присутствия митрополита области. И когда сей присутствуете: то лучше есть быти купно с ним и всем тоя области сослужителям: и прилично митрополиту созвати их чрез дослание. И аще соберутся все: лучше есть. Аще же сие не удобно: то большая их часть неотменно да присутствуют, или граматами да изъявят свое согласие, и тако, или в присутствии, или с согласием большого числа епископов, да совершится поставление. Аще же инако, вопреки сему определению, поступлено будет: да не имеет никакой силы поставление. Но аще поставление совершится по определенному правилу, а некоторые по своей любопрительности воспрекословят: да превозмогает решение множайших. (Ап. 1; I всел. 4, 6; VII всел. 3; лаод. 12; сердик. 6; конст. 1; карф. 13, 49, 50), В этом правиле повторяются в главных чертах постановления 4 и 6 правил I вселенского собора, толкование которых служит в то же время толкованием и данного антиохийского правила. Правило 20. Ради нужд церковных, и ради разрешения сомнительных случаев, за благо признано, быти в каждой области соборам епископов дважды в лето: в первый раз, по третией седмице после праздника пасхи, так чтобы в четвертую седмицу пятидесятницы собор совершался, и о сем да напоминает епархиальным еппскопам митрополит: второму же собору быти от пятагонадесять дня месяца октовриа, который есть десятый иперверетеа. К сим соборам да приступают пресвитеры и диаконы, и все почитающие себя обиженными, и от собора да приемлют суд. Но никому да не будет позволено составляли соборы самим по себе. без тех епископов, коим вверены митрополии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

Сосредоточение в ведомстве протопресвитера столь различного характера церквей требовало начертания особенных правил в отношении благоустройства тех и других. Более крупные особенности представляют постановления, касающиеся неподвижных военных и морских соборов и церквей, имеющих приходы из местных обывателей. В отношении к этим соборам и церквам, протопресвитер военного и морского духовенства обязывается действовать по сношении с епархиальным начальством, равно священники и прихожане из обывателей к тому же начальству обращаются за разрешением своих недоумений по делам церковным. Протопресвитер избирает кандидатов на места военных священников и диаконов к соборам и церквам, имеющим прихожан, – само же утверждение этих лиц, согласно избранию и в особенности рукоположение в священный сан, зависят от епархиального архиерея, которому протопресвитер и делает представление об избранных кандидатах. Равным образом и в случаях перемещения к тем же соборам и церквам священнослужитель, прежде допущения к исправлению пастырских обязанностей, испрашивает на сие святительское благословение местного епископа. Равно и при испрошении наград этим священникам, протопресвитер входит в предварительное сношение с местным преосвященным. Священники этих соборов и церквей, а также и прихожане из обывателей, в случае каких-либо недоумений по делам пастырской практики и разным вопросам духовной жизни, одинаково обращаются к местному архиерею за разрешением своих недоумений и за разъяснениями. Заведование хозяйством этих церквей представляет также свои особенности в том отношении, что при них полагаются церковные старосты, которые, в качестве представителей прихожан из обывателей, избираются последними на общем, существующем для церковных старост основании и участвуют вместе с ктитором, лицом, назначаемым от военного начальства, в приращении церковных доходов и производстве расходов, наблюдая вообще за состоянием и сохранением церковного имущества. Указанные особенности, поставляя военные соборы и церкви с приходами из обывателей в особые отношения и к управлению протопресвитера и к епархиальной власти, по тем предметам, которых указанные особенности касаются, оставляют заведование этими соборами и церквами на общем основании. Новое положение, в числе особенностей заведования военными соборами и церквами с прихожанами из обывателей, не упоминает о том, что причты этих соборов и церквей обязываются вести особые церковные документы о прихожанах из обывателей, которые и представляют по принадлежности в дух. консистории, оттуда получают установленные листы и бланки для ведения этих документов. Умолчание нового положения о сем предмете нельзя считать за отмену прежде существовавшего порядка, долженствующего сохранять силу и на последующее время. V. Об отношении церквей и духовенства военного и морского ведомств к епархиальной власти

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010