разделы   рассылка  распечатать Устав РПЦ о патриархе 1. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) носит титул: " Святейший патриарх Московский и всея Руси " . 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. 3. Имя патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ по следующей формуле: " О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси " . 4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. 5. Отношения между патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. 6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода. 7. Осуществляя свою каноническую власть, патриарх Московский и всея Руси: а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство иерархии церкви; г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями; д) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте РПЦ; е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом; ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; з) сносится с предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; и) представляет РПЦ в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; к) имеет долг ходатайства и " печалования " перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

http://religare.ru/2_61722.html

поиск:   разделы   рассылка Обращение священника Псковской епархии РПЦ МП Павла Адельгейма к архиереям РПЗЦ МП, принимающим участие в работе Архиерейского Собора Ваше Высокопреосвященство! Не знаю, кому Бог благословит прочесть моё письмо. Обращаюсь к епископам Зарубежной Православной Церкви, соединившейся с РПЦ МП, в надежде быть услышанным. Регулярные обращения к Поместным и Архиерейским соборам, Святейшему Патриарху, священному Синоду, управляющему делами МП остаются безответными, а за написанную книгу " Догмат о Церкви " много лет подвергаюсь преследованиям митр. Евсевия Псковского и ожидаю лишения сана без вины. Эти гонения только подтверждают факты и тенденции церковной жизни, указанные в книге. Буду кратким. Если захотите разобраться, что происходит в церкви, охотно дам исчерпывающие объяснения. Если нет, значит, Промысел Божий избрал для Церкви другие пути. В этом письме озвучу основную церковную беду, которую обходят молчанием архиереи и их Собор: утрату соборности РПЦ, понятую в её догматическом смысле. Термин,употреблённый святителем Игнатием Антиохийским в послании к Смирнской церкви: " Πασης της κατα την οικουμενην καθολικης εκκλησιας " и " της αγιας καθολικης εκκλησιας " , церковное сознание восприняло в качестве основного понятия экклезиологии. Западная Церковь поняла " καφολικην " иначе: в смысле её универсальности, придав ей географический смысл. В клерикальной екклезиологии католических христиан понятие " вселенская Церковь " утратило догматическое содержание полноты вселенскойверы и превратилось в географическое понятие " вселенской юрисдикции " . Утрата догматического содержания " соборности " ослабила соборные начала и вылилась в ересь протестантов. Тот же процесс разрушения соборности становится всё очевиднее в богословской мысли и церковной практике РПЦ. Соборность подменяется авторитарной властью. 20 лет не собирался Поместный Собор. Церковная пресса готовит церковное сознание кего отмене. Его заменит Архиерейский Собор, представляющий расширенное заседание Синода. Устав 2000 г.передал Архиерейскому Собору функции, делающие созыв Поместного Собора теперь не актуальным. Клир и народ отстранены от обсуждения проблем церковной жизни на епархиальном, и даже приходском уровне. Нет форума, на котором бы прозвучал голос народа и клира. Епископ приобретает в епархии значение " наместника Бога на земле " . В похвальных речах его ублажают: " Владыка! Вы – правая рука Бога " , словно епископ, а не Христос Спаситель восседает " одесную Отца " .

http://religare.ru/2_55566.html

Статус П. установлен действующим Уставом РПЦ. Согласно Уставу, Предстоятель Русской Церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», имеет первенство чести среди епископов РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя П. возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ (Устав РПЦ. IV 1-3). П. имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, председателем которого он является (Там же. IV 4). П. вместе с Синодом созывает Поместные и Архиерейские Соборы и председательствует на них, созывает заседания Высшего Церковного Совета и председательствует на них, осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями, представляет Церковь в отношениях с высшими органами гос. власти и управления, а также с предстоятелями правосл. Церквей; издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров духовных учебных заведений, а также иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом (Там же. IV 7). П. является правящим архиереем Московской епархии, в управлении которой его наместником с правами епархиального архиерея является митрополит Крутицкий и Коломенский. П., имея титул священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет также рядом др. ставропигиальных мон-рей и иных ставропигий. Сан П.- пожизненный. Вопрос о возможном уходе П. на покой, согласно Уставу, рассматривается Поместным Собором. Право суда над П. принадлежит «Архиерейскому Собору, действующему в составе Поместного Собора. Судебное решение Архиерейского Собора вступает в силу после утверждения 2/3 голосов членов Поместного Собора» (Там же. IV 12). При оставлении Патриаршего престола ввиду кончины П., ухода на покой, низложения по суду или иной причины Синод избирает «из числа своих постоянных членов местоблюстителя Патриаршего Престола» (Там же. IV 13), к-рый управляет Русской Церковью в период межпатриаршества и осуществляет вместе с Синодом подготовку избирательного Собора. Кандидат в П. должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование и опыт епархиального управления, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим 3. 7) и «быть не моложе 40 лет» (Устав РПЦ. IV 17).

http://pravenc.ru/text/2579748.html

Собор обратился с воззванием, посвященным действиям иерархии РПЦЗ, учинившей раскол на канонической территории Московского Патриархата. В мае 1990 г. архиерейским собором РПЦЗ было принято решение об открытии своих приходов и епархий на канонической территории РПЦ, зарубежный Синод призвал клириков и мирян Московского Патриархата к переходу в свою юрисдикцию. Этому призыву последовало незначительное число священнослужителей РПЦ, многие из них, не будучи приверженцами идеологии зарубежников, запятнали себя неблаговидными деяниями и были подвергнуты за это каноническим прещениям со стороны священноначалия. А. С. выразил позицию священноначалия РПЦ по тем вопросам, к-рые получали превратную трактовку в полемике РПЦЗ против РПЦ: «Отдавая дань глубокого уважения памяти Патриарха Сергия и с благодарностью вспоминая его борьбу за выживание нашей Церкви в тяжелые для нее годы гонений, мы тем не менее вовсе не считаем себя связанными его Декларацией 1927 г., сохраняющей для нас значение памятника той трагической эпохи в истории нашего Отечества. Нас обвиняют «в попрании памяти новомучеников и исповедников». В нашей Церкви никогда не прерывалось молитвенное поминовение страдальцев за Христа, преемниками которых довелось стать нашему епископату и клиру». В воззвании был также поднят вопрос о статусе РПЦЗ с канонической т. зр. Архиерейский Синод РПЦЗ должен был бы прекратить свое существование в соответствии с указом свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ от 5 мая 1922 г., к-рым за самочиние, выразившееся в политических заявлениях от имени всей полноты РПЦ, упразднялось Высшее церковное управление за границей , от коего имеет преемство нынешний зарубежный Синод. Осуждение деятельности этого Синода свт. Тихон высказал также в «Предсмертном завещании» от 7 апр. 1925 г., угрожая его участникам в случае упорства судом Собора. Подобно Архиерейским Соборам РПЦ 1989 г. и янв. 1990 г . А. С. вновь был вынужден обратиться к рассмотрению церковной жизни на Украине, где в течение 1990 г.

http://pravenc.ru/text/76512.html

Третья веха: в 2004 году я вошел в делегацию сопровождающую Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра во время его первого официального визита в Россию. Первая служба, на которой мы молились, была литургия на месте расстрела новомучеников в Бутово. Когда перед литургией была встреча Святейшего Патриарха Алексия II, я впервые в жизни почувствовал силу и значимость патриаршества и с печалью понял, чего мы в Зарубежной Церкви были лишены столько лет. Посещая святыни, участвуя во встречах со Святейшим Патриархом и наблюдая над тем, как Митрополит Лавр своей скромностью и смирением покоряет сердца всех, с кем входит в контакт, видя веру и благочестие русских людей я ясно понял, что объединение двух частей Русской Церкви – это воля Божия, что это неизбежно произойдет, и никто из людей не сможет этому помешать. Фото протоиерея Петра Перекрестова Четвертая веха – это, несомненно, IV Всезарубежный Собор Русской Зарубежной Церкви, который проходил в мае 2006 года в г. Сан-Франциско. К тому времени уже был готов проект Акта о каноническом общении и оставалось лишь Архиерейским Соборам (или по указанию СобораАрхиерейским Синодам) РПЦ-МП и РПЦЗ утвердить этот проект. Митрополит Лавр в мае 2005 г. созвал IV Собор с целью обсуждения вопроса установления нормальных отношений между Церквами в России и за рубежом. В предшествующие Собору дни было немало разногласий, переживаний, волнений, была даже попытка сорвать созыв Собора или, по крайней мере, его отложить. Фото Михаила Перекрестова Первые дни Собора были также весьма напряженными, а к среде 10 мая, третьему дню заседаний, сложилось впечатление, что невозможно будет достичь не только единения, но даже взаимопонимания. Раскол, казалось, был неизбежен. И здесь произошло чудо : 11 мая 2006 года участники IV Всезарубежного Собора в Сан-Франциско единодушно заявили, что проявляют всецелое доверие и любовь к своему Первоиерарху Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и Архиерейскому Собору и засвидетельствовали, что преклонятся перед волей Божией и подчинятся решениям предстоящего Архиерейского Собора. В Резолюции Собора его участники выразили свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви. Если говорить о конкретном дне, когда для меня стало ясным, что объединение состоится, это был этот день.

http://pravmir.ru/protoierej-petr-perekr...

– Может ли патриарх приказать епископу – я имею в виду, соблюдается ли сегодня принцип " первый среди равных " ? – Да, патриарх – это первый среди равных епископов. И это равенство, безусловно, соблюдается. Это видно даже по документам, которые патриарх адресует другим епископам в рабочем порядке: патриарх может им что-то предложить, о чем-то попросить. Просьба патриарха может быть очень важной, и едва ли он получит отказ, но это не приказ. Патриарх может дать распоряжение своему викарному епископу, потому что управление Московской епархией – это патриаршие полномочия, а викарный епископ ему в этом помогает. Патриарх может дать распоряжение епископу, возглавляющему синодальное учреждение, потому что оно подчиняется патриарху и Синоду( орган управления РПЦ.). В уставе зафиксированы и некоторые властные полномочия патриарха – например, он дает разрешение на отпуск архиерею. Кроме того, он выдает святое миро и антиминсы, на которых совершаются богослужения. – По уставу патриарх подсуден Архиерейскому собору, но кто может начать процесс? – Полностью процедура не прописана – назначено лишь, кто имеет право суда. Патриарх не является непогрешимым. Если подробно не вдаваться в католическое понятие непогрешимости папы римского, которое все же сложнее, чем мы обычно это представляем, то, в отличие от папы, говорящего ex cathedra, патриарх может ошибиться, впасть в ересь. И кстати, в Византии были патриархи-еретики. А бывало, патриархов низлагали. Наш патриарх Никон( патриарх Московский и всея Руси, собором 1666 года был лишен патриаршего достоинства и епископского сана.) не был еретиком, его низложение больше связано с конфликтом с царем. Да, у него нашли какие-то канонические нарушения, но все же в основе лежала политика. Через служение – к соборности – Значит, демократии в церкви не место. А что это за новый орган с участием мирян появился в системе управления РПЦ – Межсоборное присутствие? – Межсоборное присутствие, объединившее около ста пятидесяти архиереев, клириков и мирян, было создано в 2009 году. Я думаю, аналога ему нет ни в одной поместной церкви . В истории есть один аналог, о котором я расскажу чуть позже. Дело в том, что на Поместном соборе 2009 года возник вопрос о подготовке документов к следующим Архиерейским и Поместным соборам. Стало очевидно, что сразу выносить на рассмотрение собора документы нельзя, потому что часто люди видят их впервые или прочитали за неделю до собора и не смогли изучить. Тогда возникла идея создать орган по аналогии с Предсоборным присутствием, которое готовило Поместный собор 1917-1918 года. Но нынешнее Межсоборное присутствие – это не предсоборный орган, он действует между соборами постоянно.

http://religare.ru/2_101328.html

Поскольку правомочность решений Поместного Собора обусловлена санкцией на них со стороны участвующего в Соборе епископата Поместной Церкви, в действующем Уставе Архиерейское совещание может отменить решение, принятое полным составом Поместного Собора не голосами 2/3 присутствующих архиереев, как это было предусмотрено Уставом 1988 г. (II 15), а простым большинством (II 13). Прежнее положение не давало епископату полноты контроля за ходом соборных деяний. Ведь отменить решение, принятое Собором в полном составе, в соответствии с ним не могли 2/3 епископов, даже если принятое решение на заседании Поместного Собора прошло простым большинством хотя бы и в 1 голос. Благодаря внесенному исправлению епископат вернул себе канонически обоснованный контроль за исходом деяний Поместного Собора (см. также в ст. Архиерейский Собор ). Глава РПЦ носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Патриарх имеет первенство чести среди епископата РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ. Патриарх имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии РПЦ и управляет ею совместно со Свящ. Синодом, являясь его председателем. Отношения между Святейшим Патриархом и Свящ. Синодом «определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора» (IV 5; Устав, 1988. IV 5). Патриарх вместе с Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях - Поместные Соборы, а также заседания Свящ. Синода и председательствует на них (IV 6). Перечисляя единоличные обязанности Святейшего Патриарха, действующий Устав подчеркивает, что он исполняет их, «осуществляя свою каноническую власть» (IV 7; ср.: Устав, 1988. IV 7). Они включают следующее: Патриарх несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Свящ. Синода; представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Церкви за межсоборный период; поддерживает единство иерархии РПЦ; осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями; обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Церкви; подписывает общецерковные документы после их одобрения Синодом; осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; сносится с Предстоятелями правосл. Церквей во исполнение постановлений Соборов или Синода, а также и от своего имени; представляет РПЦ в отношениях с высшими органами гос. власти и управления (эти обязанности в основном содержит Устав 1988 г.); «имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами» (IV 7 к), утверждает уставы самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий; принимает апелляции от епархиальных архиереев самоуправляемых Церквей (IV 7 л, м).

http://pravenc.ru/text/161103.html

" Патриарх согласно устава РПЦ исполняет функции ближе к " исполнительной " власти " - Это всего лишь фигура речи была. Так и знал, что кто-нибудь обязательно придерется. " Приписывать ему любую мотивацию есть ложь. " - Это называется аргументированной резонными доводами интерпретацией. Автор удалил статью, какая бы мотивация у него не была. Уверен, что если бы А.Горбачев удалил свою статью, реакция его оппонентов была бы недвусмысленной. " В ОСК Собор сказал, все что посчитал нужным сказать, ни больше, ни меньше. И С.Мудров в статье и комментарии здесь сказал то, что сказал. " - сатана Еве тоже сказал то, что сказал, а вот " домыслы " , которые не прозвучали, люди и по сей день осознают. И. 16 сентября 2021, 16:54 Алексий16 сентября 2021, 11:54 В ОСК Собор сказал, все что посчитал нужным сказать, ни больше, ни меньше. И С.Мудров в статье и комментарии здесь сказал то, что сказал. Остальное Ваши домыслы под видом " рассуждений " , не вводите в заблуждение себя и других. Антон - Алексию 16 сентября 2021, 11:54 16 сентября 2021, 14:21 1) Патриарх согласно устава РПЦ исполняет функции ближе к " исполнительной " власти, вся же полнота принадлежит Архиерейскому и Поместному соборам. Патриарх не обладает вероучительной полнотой, как римский папа 2) " Некоторые " - это люди, которые попросили автора разъяснить позицию. Я повторюсь в очередной раз, ответов по существу вопросов автор не предоставил. 3) Сергей Мудров снял свою статью с публикации без объяснения причин, что в его праве как автора. Приписывать ему любую мотивацию есть ложь. 4) Для меня лично статья Андрея плоха по сути - заявляется вроде правильная тема, но для обоснования, в том числе в комментариях, используются грязные приемы. Истина не нуждается в манипуляциях. Алексий 16 сентября 2021, 11:54 Мне почему-то думается, что некоторым людям даже если сам Патриарх лично всю правду скажет, то они все равно не поверят и будут считать правдой то, что им самим удобнее считать. " С.Мудрову за его взвешенную статью спасибо, и спасибо за его прямые последующие ответы. " - но вы еще, видимо, забыли поблагодарить автора за то, что он, как человек последовательный в поиске истины, в конце концов решил удалить свою статью " что само по себе говорит о многом " .

http://pravoslavie.ru/140900.html

- Отец Владислав, на первом курсе магистратуры вы преподаете предмет «Межсоборное присутствие в РПЦ. Структура и задачи». Чему посвящена эта дисциплина? - Не менее половины курса составляет предыстория. А что значит предыстория? Она началась с знаменитого Предсоборного присутствия, созданного в конце 1905 года. Им был выработан пакет документов, которые, так или иначе, затрагивали все основные стороны церковной жизни. Осуществленная Присутствием работа, собственно, и легла в основу деятельности Собора 1917-1918 годов. Поэтому с истории этого Предсоборного присутствия я и начинаю курс. Затем, конечно, следует рассмотреть и те учреждения, которые уже после Предсоборного присутствия готовили Собор 1917 года: Предсоборное совещание и Предсоборный совет, созванный в канун Собора 1917 года и действовавший в течение нескольких месяцев. В рамках названного курса рассматривается и современная практика подготовки к Соборам. И только уже во второй половине этого семестрового курса, мы начинаем разговор о современном Межсоборном присутствии. Идея его создания появилась во время проведения Поместного Собора 2009 года, на котором избирался Патриарх. Она родилась в ходе дискуссии, а возникла она в связи с тем, что Устав Русской Православной Церкви 2000 года распределил полномочия Поместного и Архиерейского соборов таким образом, что позиция Архиерейского Собора была усилена, а Поместные Соборы в связи с этим не должны были уже созываться регулярно. И вот, чтобы соборный голос Церкви был слышен, Святейший, которого тогда избирали, напомнил о том, что в прошлом существовало Предсоборное присутствие, в котором участвовали и духовенство, и миряне, представлявшие церковную науку и церковную общественность. Так и возникла идея образовать Межсоборное присутствие. Оно было образовано как постоянно действующее учреждение, которое готовит материалы и для Архиерейских, и для Поместных соборов. - С 1918 года до 2009 года ни один подобный предсоборный орган не работал? -Предсоборное присутствие работало в 1906 году, и к концу года оно подготовило Собор, который планировалось провести в 1907 году. Но Собор был отложен, а Предсоборное присутствие распущено. В канун войны работа по подготовке Собора возобновилась, и было создано Предсоборное совещание, но оно уже не заново всё разрабатывало, а редактировало подготовленные ранее документы в определенном направлении. Ведь всё-таки в 1905-1906 годах революционная обстановка в стране влияла и на сознание церковного общества, поэтому необходимо было выработанные тогда документы, проекты встраивать в более строгое каноническое русло. Деятельность Предсоборного совещания была прервана войной. Затем в стране случились события чрезвычайные: отречение императора Николая II, создание Временного правительства. Новая власть постановила созвать Собор, решение было принято весной, а уже в конце лета Собор был созван. И в эти месяцы его подготовку вел уже Предсоборный совет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

От сего происходили многие замешательства и даже несправедливости в делах церковного управления. Церковный суд терял свою силу. Справедливо осужденные своими властями успевали обманом оправдываться пред светскою властью и переменять о себе решения епископов, даже целых соборов, а невинные терпели незаслуженные наказания. Антиохийский собор, восстановляя древний порядок в Церкви, определяет, чтобы осужденные из духовных лиц, если почитают себя несправедливо осужденными, обращались от суда своих епископов к соборам, а от малых соборов, напр. провинциальных к большим, напр. областным, или окружным, и к ним переносили свои дела на рассмотрение и суд. Если же вместо сего осужденный обращался прямо к царской власти, то этою самою дерзостью и нарушением законного порядка он увеличивал свою виновность и уже терял всякое право оправдания. Таким образом правила запрещали снова исследовать его дело, а подвергали его решительному осуждению, без надежды восстановления в свой сан, или служение, которых он прежним судом лишен был (1, 403, 404). Согласно с сим г. Соколов 1870 („Прав. обозр.” 1870, ноябрь, 595). Антиохийского собора прав. 20: ради нужд церковных, и ради разрешения сомнительных случаев, за благо признано быти в каждой области соборам епископов дважды в лето. К сим соборам да приступают пресвитеры и диаконы и все почитающие себя обиженными от собора да приемлют суд, (παρ τς Συνδ πικρσεως τνγκνειν). Зонара: и Святые Апостолы определили дважды в год быть соборам в каждой области, и на первом Никейском соборе в 5 правиле определено тоже; это же определено о соборах и настоящим Антиохийским собором. Настоящее правило говорит, что соборы должны быть ради церковных нужд, т. е. вопросов о некоторых церковных установлениях и ради разрешения сомнений, т. е. напр. жалоб, приносимых некоторыми на епископов за неправильное их отлучение или извержение и ради других некоторых таковых сомнений (Σ. III, 162 163). Пидалион: это правило немногим разнится от 37 Апостольского. Ибо определяет, что полезно быть соборам епископов в каждой области дважды в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010