- Отец Владислав, на первом курсе магистратуры вы преподаете предмет «Межсоборное присутствие в РПЦ. Структура и задачи». Чему посвящена эта дисциплина? - Не менее половины курса составляет предыстория. А что значит предыстория? Она началась с знаменитого Предсоборного присутствия, созданного в конце 1905 года. Им был выработан пакет документов, которые, так или иначе, затрагивали все основные стороны церковной жизни. Осуществленная Присутствием работа, собственно, и легла в основу деятельности Собора 1917-1918 годов. Поэтому с истории этого Предсоборного присутствия я и начинаю курс. Затем, конечно, следует рассмотреть и те учреждения, которые уже после Предсоборного присутствия готовили Собор 1917 года: Предсоборное совещание и Предсоборный совет, созванный в канун Собора 1917 года и действовавший в течение нескольких месяцев. В рамках названного курса рассматривается и современная практика подготовки к Соборам. И только уже во второй половине этого семестрового курса, мы начинаем разговор о современном Межсоборном присутствии. Идея его создания появилась во время проведения Поместного Собора 2009 года, на котором избирался Патриарх. Она родилась в ходе дискуссии, а возникла она в связи с тем, что Устав Русской Православной Церкви 2000 года распределил полномочия Поместного и Архиерейского соборов таким образом, что позиция Архиерейского Собора была усилена, а Поместные Соборы в связи с этим не должны были уже созываться регулярно. И вот, чтобы соборный голос Церкви был слышен, Святейший, которого тогда избирали, напомнил о том, что в прошлом существовало Предсоборное присутствие, в котором участвовали и духовенство, и миряне, представлявшие церковную науку и церковную общественность. Так и возникла идея образовать Межсоборное присутствие. Оно было образовано как постоянно действующее учреждение, которое готовит материалы и для Архиерейских, и для Поместных соборов. - С 1918 года до 2009 года ни один подобный предсоборный орган не работал? -Предсоборное присутствие работало в 1906 году, и к концу года оно подготовило Собор, который планировалось провести в 1907 году. Но Собор был отложен, а Предсоборное присутствие распущено. В канун войны работа по подготовке Собора возобновилась, и было создано Предсоборное совещание, но оно уже не заново всё разрабатывало, а редактировало подготовленные ранее документы в определенном направлении. Ведь всё-таки в 1905-1906 годах революционная обстановка в стране влияла и на сознание церковного общества, поэтому необходимо было выработанные тогда документы, проекты встраивать в более строгое каноническое русло. Деятельность Предсоборного совещания была прервана войной. Затем в стране случились события чрезвычайные: отречение императора Николая II, создание Временного правительства. Новая власть постановила созвать Собор, решение было принято весной, а уже в конце лета Собор был созван. И в эти месяцы его подготовку вел уже Предсоборный совет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

От сего происходили многие замешательства и даже несправедливости в делах церковного управления. Церковный суд терял свою силу. Справедливо осужденные своими властями успевали обманом оправдываться пред светскою властью и переменять о себе решения епископов, даже целых соборов, а невинные терпели незаслуженные наказания. Антиохийский собор, восстановляя древний порядок в Церкви, определяет, чтобы осужденные из духовных лиц, если почитают себя несправедливо осужденными, обращались от суда своих епископов к соборам, а от малых соборов, напр. провинциальных к большим, напр. областным, или окружным, и к ним переносили свои дела на рассмотрение и суд. Если же вместо сего осужденный обращался прямо к царской власти, то этою самою дерзостью и нарушением законного порядка он увеличивал свою виновность и уже терял всякое право оправдания. Таким образом правила запрещали снова исследовать его дело, а подвергали его решительному осуждению, без надежды восстановления в свой сан, или служение, которых он прежним судом лишен был (1, 403, 404). Согласно с сим г. Соколов 1870 („Прав. обозр.” 1870, ноябрь, 595). Антиохийского собора прав. 20: ради нужд церковных, и ради разрешения сомнительных случаев, за благо признано быти в каждой области соборам епископов дважды в лето. К сим соборам да приступают пресвитеры и диаконы и все почитающие себя обиженными от собора да приемлют суд, (παρ τς Συνδ πικρσεως τνγκνειν). Зонара: и Святые Апостолы определили дважды в год быть соборам в каждой области, и на первом Никейском соборе в 5 правиле определено тоже; это же определено о соборах и настоящим Антиохийским собором. Настоящее правило говорит, что соборы должны быть ради церковных нужд, т. е. вопросов о некоторых церковных установлениях и ради разрешения сомнений, т. е. напр. жалоб, приносимых некоторыми на епископов за неправильное их отлучение или извержение и ради других некоторых таковых сомнений (Σ. III, 162 163). Пидалион: это правило немногим разнится от 37 Апостольского. Ибо определяет, что полезно быть соборам епископов в каждой области дважды в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Для получения степени кандидата богословия сочинение студента Лобова можно признать достаточным». 26) О сочинении студента иеромонаха Иоанна (Маргиева) на тему: «Отношение Византийских императоров к вселенским соборам». а) Бывшего и. д. доцента Н.Д. Кузнецова: «Сочинение иеромонаха Иоанна (Маргиева) «Отношение Византийских императоров к вселенским соборам» пред- —365— ставляет из себя целое исследование. Оно состоит из Введения, 8 отделов и краткого резюме и занимает 433 страницы, печатанные на пишущей машине. Вопрос об отношении императоров ко вселенским соборам вообще недостаточно разработан. Для уяснения его автору пришлось изучить обширную литературу, которая в том или другом отношении касается этого вопроса. В этой литературе автор собирал разные сведения, которые изложены им в системе и хорошо освещают вопрос. Самое исследование сделано широко. В сочинении о. Иоанна отмечены не только светлые, но и темные стороны участия византийских императоров в делах церковных. Однако ни те, ни другие явления в этой области не подавляют мысль автора. Приводя разные исторические факты, автор не забывает выяснять идейную сторону вопроса и старается уяснить понятия и взгляды того времени. Рассмотрение отношения византийских императоров ко вселенским соборам дает немало материала и по важнейшему современному вопросу об отношении Церкви и государства, на что автором также обращено должное внимание. Вообще же сочинение иеромонаха Иоанна, по моему мнению, представляет собой достойный внимания труд и с некоторыми исправлениями и дополнениями могло бы быть допущено даже на соискание степени магистра. При таких условиях естественно, что для получения степени кандидата оно более, чем достаточно». б) Экстраординарного профессора Д.И. Введенского : «Интересный и довольно сложный вопрос об отношении Византийских императоров ко Вселенским соборам уже не однажды затрагивался в трудах по канонике и истории. Этим определялась необходимость для нашего автора ознакомиться с большой литературой взятого им для изучения вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справа от каждого образа выложено имя персонажа. Второй – главный – мозаичный ярус, доходивший до низа окон центрального нефа, был посвящен церковным соборам. На южной стене мозаики были посвящены семи первым Вселенским соборам, на северной – десяти (по Бен-Йосефу) или шести (по Православной энциклопедии) различным поместным соборам. Баландин в своей книге «Пятое Евангелие» согласен с ПЭ в отношении числа поместных соборов на северной стене клеристория и приводит их список: Анкирский (314 г.), Антиохийский (268 г.), Сардикийский (347 г.), Гангрский (около 340 г.), Лаодикейский (364 г.), Карфагенский (318 г.). На южной стене каждый собор изображался в виде храма, меж колонн которого были свитки с кратким изложением по-гречески (шесть панно) и на латыни (одно панно) постановлений собора и указанием обстоятельств его проведения, всё это в обрамлении фантастических сплетений листьев и ветвей, купы которых отделяли один собор от другого. Композиционно каждый собор был представлен символическим зданием, в котором три колонны поддерживали сдвоенную арку и разделяли панно на две части. Внизу каждой – престол, покрытый парчой, на престоле – священные писания, а по сторонам – изображения горящих свечей или лампад. Под арками заключенные в круг кресты, а в пространстве между крестами и престолами – тексты. В левом пространстве описание обстоятельств проведения собора, в правом – постановления. На южной стене центрального нефа сохранилось три фрагмента мозаик. Самый большой – восточный посвящен Первому Никейскому Собору 325 г. (фрагментарно, на самом восточный краю) и Второму (I Константинопольскому) Собору 381 г (сохранился полностью). Следующий за ним к западу фрагмент посвящен Третьему (Эфесскому) собору 431 г. и Четвертому (Халкидонскому) 451 г. Последний фрагмент, самый западный, посвящен Шестому (III Константинопольскому) Собору 680-681 г. На северной стене центрального нефа в основном подоконном ярусе мозаик изначально было шесть (или десять) панно, посвященных поместным соборам.

http://sobory.ru/article/?object=14202

Зубчане – волочане, приходили к нам (ржевцам) за щами; мы щей не дали, взашей прогнали. У нас (во Владимире) много угодья: от Москвы два девяносто да из Клязьмы воду пей. Владимирцы – каменщики; клюковники. По клюкву, по ягоду клюкву! Наши холопы каменницы (стар. ростовцы владимирцам) . Собирались кулики, на болоте сидючи, – они суздальцы и володимирцы (из песни) . Владимир: деревянные печи, золотые ворота, железные церкви (деревян. печь была в архиерейск. доме Успенск. собора; золотые ворота известны; железная церковь была у Рождеств. монастыря) . Владимирцы: и наши молодцы ( как вологодские) ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. Стерлядники. Во Владимире и лапшу топором крошат (обычай этот держится только в вольных, т. е. казенных, деревнях) . Суздальцы – Богомазы. Георгия замест Пятницы (св. Параскевии) променяли (образа не продают, а меняют) . В Суздале да в Муроме Богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться. Суздальцы – сальники. Муромцы – святогоны (изгнали в XIII в. епископа св. Василия). Вертячие бобы; рогатые орехи; калачники. Шуяне: кабы мне крепкого мыльца. Беса в солдаты отдали. Шуйский плут хоть кого впряжет в хомут; в Питере бывал, на полу сыпал, и то не упал. Юрьевцы – китаешники. Ковровцы – офени, коробейники, проходимцы; картавые (за офенский язык) . Онтуфьевцы – мынки (Переясл. уезд. Они говорят “мынь” вместо “мол”, “дескать”) . Кижила (Переясл. у.) из ума вон выжила. Кижане золотую грамоту просили. Лыченцы (Переясл. у.) – телятники. Ярославль городок – Москвы уголок (это говорится о многих других городах) . Ярославцы: красавцы, белотельцы, песенники, запевалы, чистоплюи. Пуд мыла извели, а родимого пятнышка у сестры не смыли. Конфетчики, кукушкины детки (мужики мало дома живут) . Спаса на воротах продали. Ростовцы: вислоухие, лапшееды; родимое озеро соломой зажигали (вислоухие, от шапки с ушами. Солому с кровель сымали, чтоб растопить лед на озере, для рыболовства) . Сказывают, что в вашем Ростовском государстве Ростовское озеро сгорело.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

опис. Тр.-Сергиевы лавры», 150; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1858 г., 12 (пожертв. земли); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 984, 1; Ключевский, “Жит. свят.», 350; “Чтения в И. Общ. ист.», 1865 г., IV, смесь, 124 (о припис. к Тр.-Серг. лавре), 141 (вотчины м-ря в 1752 г.); 1867 г., III, Отд. 1, 72 (в 1678 г. имел 498 двор. крест., в 1752 г. 5.248 душ); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.– Серг. лавры, 183 (приписан в 1615 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 614 (доношение 1722 г. о жестоком истязании служителей м-ря). 1250. Троицкий, женский, ныне приходская церковь в гор. Курмыше, Симбирской губ. Из описи 1624 г. видно, что он находился на посаде, в конце Казацкой и Стрелецкой слобод за острогом, и имел одну деревянную церковь св. Троицы. Судя по описи ризницы, которая находилась уже тогда в ветхом состоянии, можно с достоверностью сказать, что он уже существовал в XVI стол. В 1764 г. упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», IV, 881; “Симбир. сборн.», II, Отд. I, 17; “Матер. для ист. и стат. Симбир. губ.», III, 67; “Известия Археол. Общ.», 1868 г., VI, 25 (церковн. древности); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 20 душ крест.). 1251. Троицкий, мужской, ныне село Дмитриево-Семионовка, Симбирской губ., Сызранского у., в 27 вер. к югу от Сызрани. Основан в 1712 г. одним из предков поэта Дмитриева, Семеном Константиновичем Дмитриевым, скончавшимся в обители в 1725 г. Упразднен в 1764 г. “Сборник ист. и стат. свед. о Симбир. губ.» в “Прилож. к Памят. кн. на 1869 г.», Отд. IV, 81. 1252. Троицкий, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в губерн. гор. Смоленске, близ архиерейск. дома. В 1674 г., по повелению царя Алексея Михаиловича, Бернардинский католич. костел обращен в православ. м-рь. До 1740 г. имели в нем жительство архиеп. Смоленские, которые здесь и погребались (Симеон, Сильвестр Черницкий, Сильвестр Крайский и Дорофей); над могилами их в 1847 г. устроен придел во имя Божией Матери всех скорбящих при Рождественской церкви. Перед иконою Божией Матери Иверской, старинного письма, с 1700 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1864 г. т. III, стр. 455). §145. Под именем антидора у нас в собственном смысле надобно разуметь, «остатки от той просфоры, из которой изимается св. агнец для литургии, и которые раздаются тем, кои к Причащению   Св. Тайн себя не приготовили» (Новая скрижаль, о лит. св. 1. Злат. гл. II, §90). При этом по обычаю церковному, «антидор должен быть вкушаем верующими, как хлеб освященный, натощак и с должным благоговением и при сем не иначе, как в церкви людьми, не находящимися под епитимиею (Сравн. Кормч. книга 2, собора бывшаго во дни Николы, Патр. Конст. на вопросы Иоанна Мниха, ответ 7, 17), также женщинами, свободными от телесной нечистоты и т.п. (Номок. при б. тр. пр. 64). Благочестие требует также, чтобы при вкушении антидора соблюдены были от падения на землю даже малейшие крохи оного». (Словар ц. богослуж. языка и свящ. обряд. Михайловск. 1866 г. стр. 5–6). При таком высоком значении антидора единственным раздаятелем его народу, подобно тому как и Тела и Крови Господней, может быть только один священник (священник же изшед, дает людем антидор, чин литургии) – и при том, если литургия совершается соборно, то сие должен делать не иначе, как первенствующий из служащих, как это ясно заповедуется в чинопоследовании служения архиерейского (см. чиновн. архиерейск.). А потому, разумеется, допускать к раздаянию антидора диаконов, положительно нет никакого основания. §146. Тем более ни под каким условием нельзя предоставлять получение антидора свободному разбору предстоящих мирских людей во храме (рук. для С. П. 1869 г. т. 1, стр. 259). – Но если в церкви случится народу много, а антидора будет мало, то чтобы удовлетворить всех желающих, священник может, вместе с антидором в собственном смысле этого слова (см. выше §140), раздроблять для раздачи народу и остальные просфоры, остающиеся от обедни, как-то: Богородичную, девятичинную, и т.п. а также и др. просфоры не бывшие в употреблении на обедни, и даже простой (конечно только квасный и пшеничный) хлеб не освященный. Но при этом просфоры, не бывшие в употреблении на проскомидии, а также и другой хлеб, предназначаемый для раздачи вместо антидора, должны быть предварительно освящаемы окроплением св. воды, и потом уже употребляемы сообразно своему назначению. Ибо, как справедливо замечают некоторые, св. вода «имеет подобное же значение, как и раздаваемый антидор». – «Отсюда, как благословенный хлеб и антидор, так и сия вода, освященная у христиан, (а вместе с сим и освящаемые ею хлебы, предлагаемые вместо антидора) когда приемлются, должны быть в великом почтении, и возбуждать всех к благоговению». (Новая скриж. ч. IV, стр. 85, изд. 1835 г. Сравн. Номокан. при больш. требн. пр. 213. Руковод. для С. П. 1869 г. т. 1, стр. 260).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

И так как Митрополит говорил просто и откровенно, то и я пустился в откровенности, и, между прочим распространился о рессурсах ваших по содержанию арх. дома, об экономич. значении перехода из Харькова и т. п. В ответ на это Митрополит рассказал о том как бывши в Саратове, жил только на 714 р., и при этом заметил, что вообще средства архиерейск. домов слишком неравны. Потом быстро спросил: а вот в Москве, вероятно, не угрожает мне бедность? Я отвечал, разумеется, утвердительно на этот вопрос. Потом Митрополит снова спросил: А сколько получает Митрополит Московский доходу? Я отвечал, что кажется де ок. 60–70,000 в год. На это он заметил: «но это де конечно преувеличено» и т. д. Как видите, разговор наш шел на полной откровенности, Свидание мое продолжалось ок. получаса. Затем Митр. отпустил меня со словами: «Ну, в Москве будем конечно видеться с Вами». По уходе свой разговор, и именно о Вас, я стал подвергать критике, опасаясь, не сказал ли я чего лишнего; но потом успокоился и решил тотчас-же написать о своих непрошенных заявлениях Вам. К сожалению, я опять являюсь виноватым перед Вами; тотчас я не написал а пишу вот уже более, чем через неделю. Я виделся с Митр. во вторник на прошлой неделе, а Митр. уехал из Кисловодска в Москву на прошлой же неделе в субботу. На местных жителей, в том числе и на меня, Митрополит произвел здесь очень приятное впечатление своею простотою. В Пятигорске со станции он приехал не в карете, а в открытой коляске, а у нас в Кисловодске всюду ходил пешком, – в Церковь (ок. версты) в белом клобуке, а в парк и в ванны в черной камилавке. Подходил как то и к центру Кисловодской жизни – к музыке и немножко постоял там. Снова покорнейше прошу Вас простить меня за долгое неписание и не отказать в вашем святительском благословении». 7-го ч. получил я письмо из Новой-Александрии от внука-студента Института Евг. А. Соколова 760 , который писал от 3-го числа: «1-го сент. я получил из Института удостоврение в том, что я зачислен в число студентов этого Института.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вот основание того, почему православная Церковь признает значение и силу заТаинствами, полученными в недрах римско-католической Церкви и армяно-григорианской. Священники же раскольнические, даже так называемое австрийское священство, ведут свое начало от светильника погасшего, равно и лютеранские пасторы – светильники, получившие свой свет от огня чуждого. Посему православная Церковь в случае перехода из раскола и протестантство считает нужным совершать над обращающимисяТаинство Миропомазания, которое хотя бы и совершено было над ними во время пребывания в означенных сектах. 58 За исключением духовных лиц римского исповедания, которых приходские священники не могут присоединять своей властью (Ук. Син. 1840 г. 20 февр. Уст. Кон. ст. 30). 59 В случае принятия православия целыми семействами подобные подписки должны быть взимаемы священником от каждого члена семьи, достигшего совершеннолетия (Резолюц. Филарета митр. Моск., в Душеп. Чтен. 1872 года) 60 Но письменное показание от больного иноверца о желании его присоединиться к православной Церкви должно отбирать. Если больной сам не может написать подписки, то, по его просьбе с объяснением причины, такая подписка может быть написана и зарукоприкладствована другим лицом. Когда присоединяемые чрез миропомазание по болезни или незнанию русского языка не могут давать сами за себя необходимых ответов на вопросы, положенные при совершении сего священнодействия, то они могут иметь восприемников, которые давали бы необходимые ответы за них при совершении обряда «присоединения» (Чиноп. прин. инов.). 61 При архиерейском служении, когда частицы ХС бывает недостаточно для причащения всех служащих, то раздробляется другая из двух остальных, с произнесением слов: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий» и проч. (Служебн. или Чиновн. архиерейск.). 62 Частицы HI и КА для причащения мирян раздробляются священником, а не диаконом. Между тем у некоторых священников есть обычай, в силу которого они, когда бывает много причастников, для скорейшего раздробления св. частиц, допускают в помощь себе при этом также и диаконов, которые подобно священнику берут копие и разрезают данные части на частицы и т. д. Это совершенно противно ясному смыслу литургии и уставу церковному. Когда священник раздробляет на литургии св. Агнец для причащения, то в этом случае он изображает Иисуса Христа, преломившего св. хлеб и подавшего его апостолам. Нечего, разумеется, и говорить, что диакону входить в это положение и неуместно а неестественно. Устав церковный положительно повелевает, чтобы раздробление Агнца во всяком случае было совершаемо только священником, и диаконам при этом предоставляется только право принимать одно молитвенное участие в сем действии посредством известного возглашения: «Раздроби, Владыко, святый хлеб» (Служ. Лит. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Священник, при сослужении с диаконом, должен ли часть Тела Христова прежде всего преподать диакону, а потом уже для себя, или же — наоборот? По 18-му прав. 1-го всел. собора, священнослужители должны причащаться св. Тайн в порядке иерархическом (прежде всего епископы, потом пресвитеры и наконец диаконы) и притом низшие должны принимать св. Дары от высших. Этот порядок узаконенный оо. собора, вполне соблюдается в нашей Церкви при архиерейском служении: архиерей прежде всего себе преподает часть св. Агнца, потом архимандритам и иереям; в таком же порядке все они причащаются и Крови Христовой (см. чинов. архиерейск.). Но от этого порядка почему-то допущено некоторое отступление при совершении литургии иереем; по указанию служебника священник, сослужащий с диаконом, должен прежде всего преподать часть Тела Христова диакону, а потом уже себе, хотя приобщится Крови Христовой должен прежде сам и потом уже преподать ее диакону. Во всяком случае иерей сам не в праве отступать от того порядка, какой указан в служебнике относительно причащения священнослужителей при иерейском служении (Р.д.С.П. 1887.). Какой порядок причащения священнослужителей при соборном служении? Причащение должно совершаться так. По произнесении слов: «теплота веры» и проч. Священнослужители читают: «ослаби, остави», творят все вместе земной поклон (а если воскресный день, или Святки, или между Пасхой и Троицей, или Преображение, или Воздвижение, то поясной), потом, кланяются на все стороны, говоря: «простите ми, отцы святия и братие» и пр.; затем старший творит второй поклон, говоря «се прихожу к бессмертному Царю и Богу моему», целует престол и левой рукой кладет на свою правую длань причастие; в это время второй священник (и все, стоящие рядом с ним) обходит по горнему месту вокруг престола и подходя к дискосу с левой стороны престола с таким же поклоном берет частицу, целуется с предстоятелем в плечо со словами: «Христос посреде нас» и «и есть и будет», снова возвращается по горнему месту туда, где стоял раньше; и там накланясь читает: «верую Господи и исповедую». Пропустив его пред собою (а не заставляя его обходить позади себя), подходит к дискосу третий священник и с теми же действиями обходит по горнему месту, становится подле второго и читает причастную молитву, подле него становится четвертый священник, затем пятый и т. д. Когда старший священник, дочитав молитву, причастится св. Тела, то раздает его диаконам; старший диакон подходит и целуя престол, подающую причастие руку и плечо священника, принимает частицу с словами: «и есть и будет», и становится подле младшего священника; далее подле первого диакона становится с причастием второй, третий и т. д. Раздав диаконам Св. Тело, старший священник причащается от св. чаши и отходит к жертвеннику. Теперь прочие священники подходят к чаше уже не с левой, а с правой стороны престола один за другим по порядку их стояния, а младший, причастившись сам, причащает диаконов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010