С. 110). Высокий творческий потенциал и работоспособность, исключительная память в сочетании с блестящей научной интуицией, панорамным историческим мышлением, критическим подходом к анализу источников всех типов, отношение к факту как к данности («культ фактов») позволили молодому ученому стать истинным эрудитом и великим исследователем-новатором. Первые 3 статьи К. были одобрены Буслаевым и изданы в 1866 г. в СбОДИ. С 1869 г. К.- приват-доцент, с 1874 г.- доцент, с 1877 г.- профессор кафедры теории и истории изящных искусств Императорского Новороссийского ун-та в Одессе. При ун-те им был создан первый в России музей античных слепков, предназначенный для учебных целей. В Одессе К. основал рисовальную школу (директор с 1884 по 1888), немало сделал для ее развития. В 1873 г. защитил магист. дис. «Памятник гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства» (Од., 1973); в 1877 г.- докт. дис. «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» (Од., 1876; во время подготовки диссертации совершил длительную поездку по Европе; защита состоялась в Московском ун-те, основным оппонентом был Буслаев). В 1882 г. за отличие по службе произведен в действительные статские советники. С 1888 г. профессор кафедры теории и истории искусств С.-Петербурского ун-та (до 1897) и Высших жен. курсов; старший хранитель отд-ния средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа (до 1893; впервые составил каталог этого фонда). Являлся членом мн. комиссий, обществ и ассоциаций, ряда академий. Участвовал в работе МАО (1867-1889, с 1899), особенно плодотворно - в деятельности РАО (СПб) (с 1886), являлся штатным сотрудником Имп. Археологической комиссии (с 1876), по заданию к-рой руководил раскопками в Сев. Причерноморье, в т. ч. в Херсонесе. Участвовал в организации Русского археологического ин-та в К-поле (1895), особенно деятельно - Комитета попечительства о русской иконописи (1901), а также в трудах Комитета по созданию Музея изящных искусств (ныне ГМИИ, 1900), в создании экспозиции икон в Русском музее (открыта в 1914), в устройстве иконного зала в ГТГ (1905), в работе Музея изящных искусств, в ряде реставрационных работ и охране памятников средневекового искусства (ц.

http://pravenc.ru/text/кондаков.html

Древнеслав. эпиграфические памятники имеют важное значение для изучения фундаментальных проблем палеославистики - происхождения слав. письменности и слав. азбук, хронологии рукописных памятников, истории слав. языков. Начиная с П. Й. Шафарика , надписи из Болгарии, Сербии, Македонии включаются в корпус источников по истории, истории языка, письменной традиции славян на Балканах. Язык надписей может отражать особенности развития южнослав. диалектов, различные графико-орфографические системы (одноеровые, одноюсовые и др.), не всегда проявлявшиеся с той же полнотой в книжном письме. При отсутствии слав. рукописей ранее кон. X - нач. XI в. показания надписей более раннего времени (нач.- 1-й трети X в.) могут иметь определяющее значение. Так, содержание глаголических Г. (исключительно богослужебного характера), география их находок, связанная с древнейшими очагами слав. письменности, постепенное вытеснение из эпиграфической практики глаголицы являются дополнительными свидетельствами ее старшинства по отношению к кириллическому алфавиту. Первые находки и публикации древнейших слав. надписей относятся ко 2-й пол. XIX в., в нач. XX в. слав. надписи стали объектом изучения исследователей в Русском имп. Археологическом ин-те в К-поле и связаны с трудами рус. византинистов и славистов - архим. Антонина (Капустина) , Ф. И. Успенского , Н. П. Кондакова . Заслуга введения слав. средневек. эпиграфических памятников в круг историко-лингвистических источников на Балканах принадлежит болг. историкам и лингвистам И. Гошеву и И. Гылыбову. В изданном в 1961 г. Гошевым своде древнеболг. глаголических и кириллических надписей IX-X вв. представлены надписи на керамических плитах, мраморных колоннах, Г. на стенах исследованной в 1927 г. К. Миятевым Круглой ц. в Преславе, надписи на надгробиях и на печатях эпохи царей Симеона, Петра и Самуила. Исследование этого материала, в т. ч. древнейшего фрагмента глаголической азбуки-Г. на стене крещальни Круглой ц., позволило Гошеву предложить ряд новых чтений, ученый также высказал соображения относительно раннего периода развития слав. письма, его взаимоотношения с праболг. руническим письмом. Вслед за Э. Георгиевым ( Георгиев Е. Славянская письменность до Кирилла и Мефодия. София, 1952) Гошев реконструировал предполагаемое слав. письмо до равноапостольных Кирилла и Мефодия. Мн. положения Гошева не выдержали испытания временем и новыми фактами. Так, исследование надписей Преслава и Круглой ц. (т. н. Преславский эпиграфический комплекс), предпринятое в 80-х гг. XX в. К. Попконстантиновым и А. А. Медынцевой, показало несостоятельность тезиса о слав. письме до равноапостольных Кирилла и Мефодия, было предложено более верное прочтение ряда надписей, в т. ч. глаголической азбуки на стене крещальни Круглой ц., уточнена методика эпиграфических исследований.

http://pravenc.ru/text/166401.html

марта 1944 г. по заказу К. в мастерской г. Метлахе (Германия) - одной из лучших в Европе и предназначалась по замыслу художника для установки на Троицких воротах Псковского Крома (кремля). Впосл. хранилась в ц. св. Иоанна Крестителя в Риге, затем в Троицком кафедральном соборе Пскова. В 2003 г. установлена над центральным входом в Псковский кремль. Св. Троица. Мозаика (1944) над Троицкими воротами Псковского кремля. Фотография. 10-е гг. XXI в. (собрание С. А. Видякиной, Рига) Св. Троица. Мозаика (1944) над Троицкими воротами Псковского кремля. Фотография. 10-е гг. XXI в. (собрание С. А. Видякиной, Рига) В годы войны К. регулярно участвовал в выставках рус. художников (Рига, 1942, 1943, 1944). В авг. 1944 г. состоялась его персональная выставка в Вюрцбурге (Германия), вызвавшая сочувственные отзывы в немецкой прессе. Переехав в 1944 г. в Прагу, К. ок. года работал в Русском археологическом ин-те им. Н. П. Кондакова, где занимался реставрацией картин и икон. Впервые в истории ин-та расчистил ряд произведений древнерусской живописи (в т. ч. икону «Спас» из бывш. собрания К. Т. Солдатёнкова (ныне в ГТГ), приписывавшуюся кисти прп. Андрея Рублёва). Внес свой вклад в мозаичное убранство Успенской ц. на Ольшанском кладбище в Праге. По окончании реставрационных работ переехал в расположенный неподалеку от Праги городок Зац (чешск. Жатец), где написал ряд городских пейзажей маслом, издал альбом малого формата «Saaz». С вступлением в город Красной Армии выполнял оформительские работы по заказам советского командования. В авг. 1945 г. ввиду угрозы насильственной депортации в СССР и последующего ареста переехал в амер. оккупационную зону Германии. Четыре года провел в баварской дер. Хайденхайм, писал иконы, портреты и пейзажи. По воспоминаниям сына художника проф. А. Е. Климова, несмотря на тяжелейшие бытовые условия тех лет (К. потерял все зубы от недостатка питания), в баварский период (1945-1949) он создал ряд великолепных пейзажей, большое количество портретов и превосходных рисунков.

http://pravenc.ru/text/1841421.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Семенович (12.07.1854, Пенза-24.04.1926, Москва), историк лит-ры. Род. в семье священника. Окончил Пензенскую ДС (1872) и историко-филологический фак-т Казанского ун-та (1876). В 1878-1882 гг. профессорский стипендиат Казанского ун-та при кафедре словесности, в 1880-1882 гг. был командирован в Москву и С.-Петербург для научных занятий. В 1882-1908 гг. работал в Казанском ун-те: с 1882 г. доцент, с 1884 г. экстраординарный, с 1890 г. ординарный, с 1907 г. заслуженный профессор. Активно участвовал в научно-общественной жизни: был членом ОЛРС, чл.-кор. Московского имп. археологического об-ва, членом имп. ОЛДП, Казанского об-ва археологии, истории и этнографии, членом, в 1900-1904 гг. председателем Об-ва любителей отечественной словесности в Казанском ун-те. С 1904 г. чл.-кор. АН по Отд-нию рус. языка и словесности. Сотрудничал в «Историческом вестнике», «Русском обозрении», «Казанском телеграфе», «Православном собеседнике» и др. изданиях. В 1894-1897 гг. изучал преподавание отечественной лит-ры и предметов слав. филологии в ун-тах Вены, Берлина, Лейпцига, Гёттингена, Парижа, Лондона, работал в архивах и б-ках Праги, Белграда, Софии, Загреба и др. В 1908 г. назначен инспектором Елизаветинского ин-та в С.-Петербурге, в том же году вышел в отставку. Участвовал в создании Пролетарского ун-та в Симбирске (1919). Основной областью научных интересов А. была древнерус. лит-ра в ее связи с христ. лит-рой др. стран - южнослав., визант., западноевроп. Изучению древнерус. лит-ры посвящены диссертации А.: магистерская - «Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1: Нил Сорский» (СПб., 1882) и докторская - «К изучению древнерусской литературы... Творения отцов Церкви в древнерусской письменности» (СПб., 1888). В работах, посвященных западнорус. лит-ре, А. одним из первых нарисовал картину оживления духовной жизни правосл. об-ва Зап. Руси во 2-й пол. XVI в. и описал начало борьбы правосл. населения с католич. экспансией. Отдельные работы А. посвящены древнеслав. рукописным Евангелиям XI-XV вв., истории древнерус. «Луцидариуса», южнослав. апокрифам. А. придавал большое значение разработке вспомогательных историко-филологических дисциплин: текстологии, библиографии, палеографии.

http://pravenc.ru/text/76440.html

Иван Дмитриевич (21.06.1867, с. Малиново Ливенского у. Орловской губ.- 28.06.1927, Ленинград), историк Церкви, византинист, переводчик. Род. в семье священника, окончил Орловскую ДС и МДА (1892). С 3 июня 1893 г. преподаватель философских предметов в Таврической ДС. С 25 нояб. 1895 г. магистр богословия, за магистерскую дис. «Константинопольские Патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия» удостоен Макария (Булгакова), митр., премии . С 4 сент. 1895 г. работал в МДА, в 1895/96 г. помощник инспектора, с 29 янв. 1896 г. доцент по кафедре новой гражданской истории, с 8 дек. 1899 г. экстраординарный профессор, в 1898-1900 гг. лектор англ. языка. С 1899 г. сотрудник изд-ва Брокгауза и Ефрона, редактор отдела богословия и церковной истории НЭС, где поместил более 250 статей по библеистике, церковной истории и богословию. В 1902 г. был в научной командировке в К-поле, в Русском археологическом ин-те; в 1903 г.- во Франции. С 30 нояб. 1906 г. редактор ж. «Богословский вестник» , в к-ром большое внимание уделял вопросам церковных преобразований: реформе духовной школы, проблеме отделения Церкви от гос-ва и восстановления Патриаршества; выступал за активное участие мирян в церковных делах. С 10 нояб. 1907 г. исполняющий должность экстраординарного профессора С.-Петербургского ун-та по кафедре истории Церкви, с 17 мая 1910 г. по 26 авг. 1911 г. проректор, с 15 нояб. 1916 г. исполняющий должность ординарного профессора. Читал курс по истории Церкви на Высших жен. историко-лит. и юридических курсах, Высших курсах Лесгафта, в Психоневрологическом ин-те. В 1916-1917 гг. сотрудник ж. «Церковь и жизнь» . В 1917 г. избран членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг ., но сложил полномочия по состоянию здоровья. С 1 окт. 1918 г. профессор по кафедре истории Петроградского ун-та, в 1919-1920 гг. зав. кафедрой общественных наук. В 1923-1925 гг. командировался от ун-та в губернский суд в качестве эксперта по делам об освобождении от военной службы по религ. убеждениям. 30 сент. 1924 г. освобожден от преподавания в связи с сокращением университетской программы и ликвидацией читаемых курсов. Работал архивистом 2 отд-ния IV секции Главархива. В 1925-1927 гг. профессор Высших богословских курсов в Ленинграде по кафедре апологетики. 9 окт. 1926 г. прочитал актовую речь «Христос как миф по взгляду современной библейской критики». Среди сослуживцев по курсам сделал доклад «Проблема исторического существования Христа», рецензировал магистерские диссертации протоиереев М. Митроцкого и Н. Чепурина , кандидатское сочинение мон. Дамианы (Соболевой).

http://pravenc.ru/text/115168.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Алексей Иванович (12.05.1890, с. Смердово Ковровского у. Владимирской губ.- 3.10.1976, Ленинград), церковный историк, библеист. Из крестьянской семьи. Окончил Шуйское ДУ (1901-1905), Владимирскую ДС (1905-1911), Петроградскую ДА (1911-1915), оставлен в академии профессорским стипендиатом на кафедре истории Византийской Церкви (1915-1917). Одновременно учился в Петроградском историко-археологическом ин-те, который окончил в 1917 г., в 1916-1918 гг. посещал в качестве вольнослушателя занятия на историко-филологическом фак-те Петроградского ун-та. В 1914 г. под рук. акад. Ф. И. Успенского занимался в Русском историко-археологическом ин-те в Стамбуле. За курсовое соч. «Кирилл I Лукарис, Патриарх Константинопольский» получил степень канд. богословия. Первой опубликованной работой И. стала написанная на основе архивных материалов ст. «Епископ Владимирский Павел (1763-1769)» (Владимирские ЕВ. 1910. 31. С. 557-562; 32. С. 580-585). А. И. Иванов. Фотография. 50-е гг. XX в. А. И. Иванов. Фотография. 50-е гг. XX в. В 1918 г. И. преподавал в петроградских гимназиях. С 1919 г. работал инструктором по охране памятников и старины во Владимирском отделе народного образования, затем зав. подотделом искусств. В 1921 г. по инициативе И. во Владимире был возрожден губ. музей, И. стал его директором (1921-1926). Благодаря усилиям И. были учтены и взяты под гос. охрану памятники белокаменного зодчества, гражданской и церковной архитектуры Владимиро-Суздальской земли, в губернии создана сеть музеев, организованы археологические раскопки в Ковровском и Судогодском уездах. В 1-й пол. 20-х гг. И. являлся активным членом Владимирского губ. научного об-ва по изучению местного края, затем опубликовал ряд краеведческих работ (Кляземский городок, бывш. удельный г. Стародуб. Владимир, 1926; Город Владимир на Клязьме. Владимир, 1927; Город Ковров в прошлом и настоящем. Ковров, 1928), в т. ч. в «Трудах Владимирского государственного областного музея», в «Трудах губернского научного общества по изучению местного края», в ж. «Наше хозяйство»; преподавал во Владимирском педагогическом ин-те, в Муромцевском сельскохозяйственном техникуме. 25 июля 1931 г. И. был арестован вместе с др. владимирскими краеведами и архивистами, обвинен в организации «музейной контрреволюционной подгруппы», в создании в музее «антисоветского церковного архива», в «пропаганде» находящихся в музее мощей, в содержании и ремонте на гос. средства действующих и закрытых церквей и мон-рей под видом их реставрации, в поддержке связи с «контрреволюционной профессурой» Москвы и Ленинграда. 3 нояб. 1931 г. И. был освобожден (реабилитирован 17 марта 1989).

http://pravenc.ru/text/200477.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСЕЛОВСКИЙ Степан Борисович (4.09.1876, Москва - 23.01.1952, там же), историк, академик АН СССР. Из дворянского рода, мн. представители к-рого внесли большой вклад в науку: дядя историка - экономист К. С. Веселовский (1819-1901) - в течение мн. лет был секретарем имп. АН, двоюродный брат - археолог-востоковед Н. И. Веселовский (1848-1918) - являлся членом-корреспондентом имп. АН, троюродный брат отца - А. Н. Веселовский - видный литературовед. В. учился в 5-й классической гимназии в Москве, затем в Тамбовской губ. гимназии. Продолжил образование на юридическом фак-те Московского ун-та (1896-1902), где под рук. проф. И. Х. Озерова занимался историей философии права. На формирование В. как историка оказали влияние труды В. О. Ключевского , Н. П. Павлова-Сильванского и М. А. Дьяконова. С.Б. Веселовский. Фотография. 1946 г. С.Б. Веселовский. Фотография. 1946 г. С 1903 г. исследователь изучал документы по социально-экономической истории России XIV-XVII вв., с привлечением помощников сделал копии большого количества источников. В 1908-1912 гг. преподавал в московской гимназии Л. И. Поливанова, с 1912 г. являлся сотрудником Московского археологического ин-та. Состоял во мн. научных об-вах: Обществе истории и древностей российских (с 1907), Русском военно-историческом (с 1909), Историко-родословном (с 1914), Московской археографической комиссии (с 1914), в губернских архивных комиссиях: Нижегородской (с 1910), Ярославской (с 1911), Тульской (с 1913), Московской (с 1914), Псковской (с 1916). В 1915-1916 гг. В. опубликовал кн. «Сошное письмо: Исслед. по истории кадастра и посошного обложения Моск. гос-ва» (М., 1915-1916. 2 т.), приложением к к-рой стали «Акты писцового дела» (М., 1913-1917. 2 т.). За исследование и публикацию Московский ун-т присвоил В. степень д-ра истории рус. права, имп. АН присудила полную премию гр. А. С. Уварова (авг. 1917). В 1917 г. за разбор сочинения В. К. Клейна «Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия 15-го мая 1591 г.» В. получил от АН золотую рецензентскую медаль.

http://pravenc.ru/text/158222.html

Минор Осип (Иосиф) Соломонович (1861–1934), деятель революционного движения. Народоволец, затем эсер (с 1902), подвергался арестам и ссылкам, в 1910 приговорен к 8 годам каторги, после Февральской революции вернулся в Москву, председатель Московской городской думы (с июля 1917). С 1918 в эмиграции в Париже, председатель Об-ва содействия эмигрантам и политзаключенным России; Минцлов Рудольф Иванович (1811–1883), библиограф, библиотекарь Императорской Публичной б-ки в Петербурге; Миня, см. Богословский Михаил Михайлович; Миня [Богоявленский], см. Богоявленский Михаил Сергеевич; Митропольский Николай Афанасьевич (1847–1918), терапевт, доктор медицины. Профессор (с 1909), заслуженный профессор (1911), декан (1914–1918) медицинского ф-та М. у., зав. терапевтическим отделением Общей клинической амбулатории им. В. А. Алексеевой при М. у. (1893–1918); Митя блаженный (Попов Дмитрий, «Митя Козельский», «Коляба», «Гугнивый», «Пискун»), мещанин г. Козельска, юродивый, появился в Петербурге в нач. XX в., был принят в высшем обществе и при дворе; Михаил Александрович (1878–1918), великий князь, младший брат императора Николая II, ген.-лейтенант (1916), ген.-адъютант (1916). Председатель РИМ (1905–1917), во время Первой мировой войны командир Кавказской туземной конной дивизии (с 23.08.1914), 2– го кавалерийского корпуса (с 4.02.1916), был ген.-инспектором кавалерии (с 19.01.1917). 3 марта 1917 отрекся от престола, переданного ему Николаем II манифестом от 2 марта. В отставке с 31.03.1917. В феврале 1918 арестован в Гатчине, увезен в Пермь, 13.06.1918 расстрелян; Михайлов Петр Е., историк, автор статьи о Псковской Судной грамоте; Михайлова, слушательница историко-философского ф-та МВЖК; Михайловский Владимир Александрович (1862–1923), историк театра. Старший надзиратель Императорского Театрального уч-ща, хранитель Театрального музея им. А. А. Бахрушина (1913–1923); Миша [Богословский], см. Богословский Михаил Сергеевич; Мишин Александр Константинович (1876–1943), историк. В 1902–1903 преподавал в русском Коммерческом уч-ще в Константинополе, занимался в Константинопольском Археологическом ин-те. Преподаватель в Воронежской духовной семинарии (1904–1910), и. д. доцента по кафедре Общей гражданской истории (1910–1911), лектор французского языка (1911–1918) МДА. В 1912–1918 преподавал в гимназиях, в 1920–1932 в школах и Педагогическом техникуме Сергиева Посада. В июле 1941 арестован, выслан в Сибирь, скончался в лагере под Мариинском;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

115. О перевозке из Пальмиры в С.-Петербург плиты с надписью. ИРАИК, т. 13,1908, стр. 363–371 (приложение 2 к отчёту РАИК за 1905 г.). Древняя плита с текстом таможенного тарифа на греческом и арамейском языках. 116. Болгарские Асеневичи на византийской службе в XIII–XIV вв. ИРАИК, т. 13, 1908, стр. 1–16, I табл. 117. Вновь открытые мозаики в церкви с в. Дмитрия в Солуни. ИРАИК, т. 14, вып. 1, 1909, стр. 1–61, табл. 1–20. К искусствоведческому комментарию приложен подробный исторический экскурс о славянской колонизации сев. Балкан в VII в. Рецензии: 1) Айналов, Д. В. ВизВ, 1908, т. 15, стр. 541–546. (Оценка художественной стороны мозаик). 2) Ивановъ, Иор. Извстия на българското археологическо дружество, София, 1910, т. 1, стр. 233–237. 3) Gerland, Е. Deutsche Literaturzeitung, Berlin Leipzig, 1912, 33, Sp. 2076–2079. 4) ByzZ, 1910, B. 19, S. 256. Характеристику настоящей работы см. Горянов, Б. Т.…, стр. 94. 118. L’lnstitut archéologique russe à Constantinople. Revue contemporaine, St.-Petersbourg-, 1910, 10, p. 30–41. 28-го июня 1909 г. на заседании IV областного историко-археологического съезда в г. Костроме автором был прочитан доклад: Русский археологический институт в Константинополе, его задачи и деятельность. 25-го февраля 1910 г. в Московском археолог. о-ве Ф. И. Успенским был прочитан другой доклад: О работах и последних исследованиях Русского археологического института в Константинополе. 119. [Докладная записка в Министерство народного просвещения об открытии при Русском археологическом ин-те в Константинополе отделения доисторических древностей]. ИРАИК, т. 16, 1912, стр. 365–369. 120. История Византийской империи, т. I, СПб., Брокгауз-Ефрон, 1913, XIV, 872 стр., 7 карт., 12 табл., 87 рис. Рецензии: 1) Безобразов, П. В. ВизВ, 1913, т. 20, стр. 294–301; 2) И. Б. Исторический вестник, 1913, стр. 1157–1159. 3) И. Б. Одесский листок, 1913, 4) Иловайский, Д. И. Византия и славянский вопрос в русской историографии. В газете Кремль, М., 1913, 5) Кареев, Н. И. Русские ведомости, 1913, 6) Захаров, А. Гермес, 1914, (135), стр. 254–255. 7) Успенский, К. Н. Новый крупный труд по истории Византии. Голос минувшего, 1914, стр. 283–292. 8) Русская мысль, 1914, стр. 73. 9) Васильев, А. ЖМНП, 1915, стр. 227–241. То же в краткой редакции, Вестник Европы, 1914, 2, стр. 389–395. 10) Соколов, И. Slavia, Praha, 1928, ro. 7, str. 421–422. 11) Moravcsik, J. ByzZ, 1928, B. 28, S. 404–407 (на 1 и 2 тома). Там же, 1924, В. 25, S. 477 (заметка).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, диаконы с кадилом предшествуют входу с Евангелием, со Святыми Дарами на литургии, – несению креста, Плащаницы. С кадилами встречают и архиерея при входе в храм для священнослужения, и тому подобное. 2 Литургия, самое важное Богослужение, совершается только в освященном храме (Извест. учит. в Служебн.). Равным образом, только в храме совершаются таинство брака и таинство священства. 4 В молитвах при освящении храма и престола взывается к Господу: «Удовли... освящение совершити храма сего, к Твоему славословию созданнаго, во имя святаго (имя рек) (молитва 1-я). Иже и сему храму благоволил еси во имя создатися (святаго или святыя имя рек) ко славе Своей и Единородного Твоего Сына и Всесвятаго Твоего Духа» (молитва 2-я). 5 Храмы в честь Пресвятыя Богородицы дозволено строить только с наименованием Богородичных двунадесятых праздников (Полн. Собр. Законов 1722 г. апреля 29 .Ν° 3991. Полн. Собран. Постановл. и распоряж. Ведом. Правосл. Исповед. 587). 6 Рисунки храмов – в Археологическ. Атласе Голубинскаго при Чтен. Имп. Общ. Ист. и древн. 1906 г. кн. 2. На вопрос: можно ли посвятить один и тот же придел двум святым, празднуемым в разное время? Ответом служит указание на многие созданные храмы, посвященные двум или более святым (Церк. Ведом. 1897 г. 3, стр. 112). 7 Записка для обозр. русск. древн., см. в Записках Импер. Археол. Общ., т. I, 1857 г., стр. 21. Сн. Поли. Собр. Лет. III: 108. Акты Истор. 1. 108. 8 Крест на церкви ставится иногда осмиконечный, иногда четырехконечный. Четырехконечный крест поставлен на главе Московского Благовещенского собора, построенного при Великом Князе Иоанне Васильевиче в 1488 году, и во Владимире на соборной церкви, построенной Андреем Боголюбским в 1161 году (См. рисунки сих и других четырехконечных крестов на церквах в книге: «Истинно древняя и истинно правосл. Христ. Церковь ». Москва 1859 г., ч. 2-я, стр. 29, 30). Раскольники же, не имея возможности отвергнуть того, что в древности были на храмах четырехконечные кресты (в «Поморских Ответах», ответ 65-й), и допуская существование их в древности, называют это простотою, желая чрез то выразить, что до Патриарха Никона не умели понять, какой крест есть истинный, и от этого будто бы допустили быть на церквах крестам несовершенным, каковыми раскольники признают кресты четырехконечные. Очевидно, мысль раскольников неправая.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010