Агиасма ( греч. γιασμα – святыня) – вода, освященная по чинопоследованию великого освящения, совершаемому накануне праздника (и в сам праздник) Богоявления (Крещения) Господня (великая А.) или по чину малого освящения воды (малая А.), совершаемому на молебнах. На реке Иордан великая А. может совершаться в любое время. Агиография ( от греч. γιος – святой и γρφω – пишу) – обширный раздел христианской литературы, посвященный житиям святых: пророков, благоверных князей, мучеников, исповедников, учителей Церкви, святителей, преподобных, чудотворцев. Наиболее известные агиографические жанры – мартирологи и патерики (отечники). Древнейшими русскими агиографическими сказаниями являются жития святых Бориса и Глеба и Феодосия Печерского , составленные преподобным Нестором в XII веке. Своего расцвета русская А. достигла в XVI веке, когда при митрополите Московском Макарии были составлены «Великие Минеи–Четьи», в которые были внесены все имевшиеся к тому времени жития русских святых. В XVIII веке святитель Димитрий Ростовский составил Четьи–Минеи святых всей Церкви, которые до сего времени являются наиболее полными житиями святых на русском языке. Агиология ( от греч. γιος – святой и λγιος – ученый) – богословская дисциплина, изучающая жития святых с целью установления «типов святости», т. е. духовных направлений или «школ» в конфессиональном, национальном и историческом аспектах, с предварительной систематизацией и анализом житийных текстов с точки зрения исторической, археологической, литературной и литургической. Агнец ( слав. агньць; ср. лат. agnus – ягненок и греч. γνς – чистый) – 1. Ягненок, принесение которого в жертву Богу было, начиная с праведного Авеля ( Быт. 4, 4 ), самым распространенным жертвоприношением в Ветхом Завете; особое значение имел пасхальный А., которого израильтянам предписывалось вкушать с особыми обрядами в первый день иудейской пасхи – праздника, установленного в память чудесного избавления евреев от египетского рабства; пасхальный А. как жертва Богу прообразовал Иисуса Христа. 2. Символическое имя, данное Господу нашему Иисусу Христу Священным Писанием и Преданием. Христиане видит во Христе истинного А. Божия, закланного за грехи мира ( Ис. 53, 7 ; Ин. 1, 29 ). 3. Литургический хлеб, употребляемый в Православной Церкви для совершения таинства Евхаристии. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, которыми причащаются духовенство и верующие. А. приготовляется архиереем (священником) во время проскомидии: с произнесением особых слов вырезается копием часть просфоры (так называемый агничной) в форме куба. Оставшиеся части этой просфоры называются антидором.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Парфененков В. О. К историографии трудов Кирика Новгородца/ О. Парфененков//Петербургские чтения-97: Петербург и Россия: (материалы энциклопед. б-ки «Санкт-Петербург-2003»). СПб., 1997. С.384–396. Парфененков В. О. Кирик-Новгородец –древнерусский ученый/В. О. Парфененков.//Петербургские чтения-96: (материалы энциклопед. б-ки «Санкт-Петербург-2003») СПб., 1996. С. 343–346. Пашков А. М. От заблуждений к правильной оценке творчества Кирика Новгородца/А. М. Пашков, Р. А. Симонов//Вопросы истории естествознания и техники. 1986. 4. С. 92–94. Пашков А. М. Кирик Новгородец в письмах Н. В. Степанова к А. А. Шахматову/А. М. Пашков, Р. А. Симонов//Историкоматематические исследования. М., 1987. Вып. 19. С. 311–324. Пиотровская Е. К. Кирик Новгородец/Е. К. Пиотровская//Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI –первая половина XIV в. Л., 1987. С. 215–217. Пиотровская Е. К. «Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора и «Учение о числах» Кирика Новгородца/Е. К. Пиотровская//Византийские очерки. М., 1977. С. 216–224. Пиотровская Е. К. Кирик/Е. К. Пиотровская//Литература Древней Руси: биобиблиограф. слов./под ред. О. В. Творогова. М., 1996. Пиотровская Е. К. Об одном списке «Учения о числах» Кирика Новгородца и собрания архива ЛОИИ СССР АН СССР/Е. К. Пиотровская//Труды Отдела древнерусской литературы/Ин-т рус. лит. АН СССР. Л., 1985. Т. XL. С. 379–384. Пихоя Р. Г. Опыт изучения ранних новгородских памятников церковного права (Правило «Аще двоеженец» и «Вопрошание Кириково»/Р. Г. Пихоя//Вспомогательные исторические дисциплины. Свердловск, 1973. Т. 1. С. 9–16. Пихоя Р. Г. Церковь в Древней Руси (конец X –перв. пол. XIII в.). Древнерусское покаянное право как исторический источник: автореф. дис. ... канд. ист. наук/Р. Г. Пихоя. Свердловск, 1974. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.)/Подскальски Г. СПб., 1996. С. 306–310, 374. Позоровский Д. И. О старинном русском счислении часов/Д. И. Позоровский.//Труды второго археологического съезда. СПб., 1881. Вып. 2. С. 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОЛОДЕЧНО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Впервые о Молодечно упомянул князь Дмитрий Ольгердович в 1388 году в своем письме великому князю Ягайло . С 1413 года город входит в состав Виленского воеводства. Для обороны Молодечно в XIV - XVIII веках существовал замок. Владельцами замка в разные времена были Заславские, Мстиславские, Сангушки, Рагозы, Радзивиллы, Огинские, Тышкевичи. В конце XVII века, став собственностью магнатов Огинских, замок из укрепленной деревянной крепости превратился в светский дворец с парком и оранжереей. В 1567 году в Молодечно проходили переговоры между представителями Польши и Великого княжества Литовского о новой политической унии, согласно которой в 1569 году в Люблине была создана Речь Посполитая . В 1740 году польский король Август даровал Молодечно привилей на проведение ярмарок 2 раза в неделю и двух годовых ярмарок — весной и осенью. Все это содействовало развитию торговли и расширению хозяйственной деятельности местечка. В результате разделения Речи Посполитой Молодечно был присоединён к Российской империи . В конце XIX века городской замок пришел в полное запустение и постепенно исчез с лица земли. На месте его остались лишь земляные валы, которые считаются археологическим памятником города. В 1864 году в Молодечно в здании бывшего монастыря тринитариев была открыта одна из первых в Российской империи учительских семинарий, при которой функционировали церковь, больница, библиотека и симфонический оркестр. Здание бывшей семинарии, построенное в стиле позднего барокко, в 1762 году сегодня числится в списке главных архитектурных достопримечательностей Молодечно. В 1867 году на месте униатской церкви в Молодечно был воздвигнут Покровский храм в ретроспективном русском стиле. Постройка Либаво-Роменской железной дороги 1873 году содействовала превращению небольшого городка в железнодорожный узел. Кирпичное здание вокзала появилось в 1907 году. Оно сохранилось и до наших дней.

http://drevo-info.ru/articles/22168.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В " русском Стоунхендже " снова уничтожили поклонный крест 10.01.2017 Православный поклонный крест уничтожили в " русском Стоунхендже " - на острове Веры на озере Тургояк в Челябинской области. " С острова Веры на Тургояке исчез крест с вершины скалы, которая является высшей точкой острова. Когда был деревянный, жгли регулярно, а железный-то кому пригляделся... и главное - зачем он кому-то? " - сообщается в сообществе " Туризм Челябинской области " в соцсети. По данным интернет-пользователей, крест исчез накануне Рождества. На 40% площади острова располагается множество археологических памятников. Это многочисленные поселения каменного века, включая стоянку неандертальцев (около 100 тыс. лет назад), остатки старообрядческого скита (кельи, развалины часовни, кладбище), древние каменоломни и менгиры (вертикально поставленные камни). Как в свою очередь пишут местные СМИ, это место облюбовали язычники, которые устраивают там жертвоприношения, в то время как христиане устанавливают кресты, периодически подвергающиеся вандализму. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.01.2017 13:28:43

http://drevo-info.ru/news/21837.html

Библия повествует о том, как войско израильского вождя Иисуса Навина осадило Иерихон, жители которого укрылись за стенами города. «Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных… Обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый со своей стороны». Божий наказ был исполнен, «и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город каждый с своей стороны и взяли город». Руины древнего города издавна привлекали исследователей, правда, раскопки, произведенные в Иерихоне, в основном были организованы иностранными археологическими Обществами. Но картина будет неполной, если не упомянуть и о трудах Православного Палестинского Общества. Начало раскопкам на русском участке положил в 1875 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) . В 1886 году Палестинское Общество ассигновало на раскопки 1500 рублей, и к делу приступил Д.Д.Смышляев. В саду, расположенном на русском участке в Иерихоне, издавна замечали остатки мозаичных полов. Археолог Я.И.Смирнов исследовал их в 1891 году и установил, что они являются остатками частного дома. «На значительном пространстве обнаруживаются следы разрушенных домов: на пустырях видны небольшие холмики, образовавшиеся от развалившихся зданий, на одном из них лежит база колонны; в садах при работах находят стены, иногда сложенные из больших, хорошо отесанных камней», — писал об этих раскопках церковный искусствовед Н.П.Кондаков. Раскопки в Иерихоне продолжались, и каждый день приносил русским исследователям радость открытий, «…постоянно открываются новые предметы вследствие расчистки почвы… — сообщалось в журнале «Известия Русского археологического института в Константинополе», — очень интересны во многих отношениях пещеры, находящиеся в близости монастыря Иоанна Хозевита. Но проникнуть в них не оказалось возможным, так как доступ к пещерам соединен с невероятными затруднениями». Однако не все результаты раскопок были доступны для дальнейших исследований. В Палестине в те годы для археологов не было никаких гарантий со стороны турецких властей, и неудивительным кажется сообщение, сделанное в тех же «Известиях…» вскоре после завершения раскопок: «Часть мозаик, открытых архимандритом Антонином, была им сфотографирована, часть камней с надписями приобретена им, другая часть хранится в благонадежном месте. Но есть мозаики и надписи, которые снова зарыты и место нахождения которых знает только драгоман Русской Духовной Миссии, при посредстве которого и сфотографированы Институтом несколько мозаик и надписей».

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

О нашем времени такого сказать нельзя, поскольку мы живем в обществе потребления. Сама мысль о том, что человек себя в чем-то ограничивает, кажется противоестественной. Деятельность Иоанна Крестителя конечно же выдающаяся:  «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя»  ( Мф.11:11 ). Однако эта деятельность в той или иной мере перекликалась с духовными и философскими запросами эпохи. Таким образом, Иоанн креститель был величайшим подвижником, на которого смотрели не как на чудака, но с уважением, как на выдающегося человека. Тогда становится понятным пятый стих, который логически вытекает из четвертого:  «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои».  ( Мф.3:5,6 ). Подобное возможно только в том случае, если на него смотрели не просто как на необычного человека, а как на того, от которого исходит учение Божие, и, придя к которому, можно получить определенную пользу, благодать от пребывания рядом с ним. В русском языке глагол «креститься» появился как перевод греческого термина «баптизо» (погружаться, погружаю) и это не случайно. Креститься – церковное понятие, этот термин стал ассоциироваться с конкретным церковным таинством. Богословы – переводчики на церковно-славянский язык предлагают очень глубокое осмысление этого термина. Креститься – взойти на крест и оставаться на нем. Апостол Павел говорит:  «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»  ( Гал.5:24 ). Он свидетельствует, что борьба со грехом, взращивание добродетели, путь к Богу требуют колоссального усилия, которое предполагает преодоление своей греховной природы иногда настолько тяжелое, настолько болезненное, что его можно сравнить с восхождением на крест. В десятой главе Евангелие от Марка Господь Иисус Христос заранее предупреждает свих учеников о том, что произойдет в Иерусалиме.  «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет».

http://azbyka.ru/video/kreshhenie-iisusa...

Фудель С. И. У стен Церкви.//Надежда. Христианское чтение. Вып. 2. – Франкфурт, 1979, с. 219. 115 Об этом см. главу “Икона и иноки” в моей книге “Традиция, Догмат, Обряд. Апологетические очерки”. – М., 1995. 116 См. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. – М., 1985, глава “Новый Завет в свете археологических открытий”. 117 См. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. – Париж, 1989. 118 Grabar A. L " iconoclasme byzantin. – Paris, 1984, p. 20. 119 Рогозин П. И. Указ. соч., с. 21. 120 Там же, с. 22. 121 Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 7. – Казань, 1891, с. 293. 122 Замечу, что нынешним иконоборцам очень далеко до богословской глубины и точности аргументации иконоборцев древней Византии. 123 Об этом см. в трудах преп. Феодора Студита в защиту икон. 124 Потебня А. А. Мысль и язык.//Потебня А. А. Эстетика и поэтика. – М., 1976, с. 147. 125 преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах, с. 230. 126 Рерих Е. Письма. Т. 1. Минск, 1992, с. 225. 127 отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. – Париж, 1989, с. 57. 128 Фудель С. И. У стен Церкви, с. 375. 129 Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника, с. 189. 130 Кстати замечу, что обращение к священнику “святой отец” не принято в Православии. Его употребление расценивается православными как знак нецерковности. 131 Лосский Б. Н. Наша семья в пору лихолетья 1914-1922.//Минувшее. Исторический альманах. XI. – М. СПб., 1992, с. 194. 132 “Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего” (1 Кор. 8, 8-13). 133

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

См. Руск. Архив за 1881, 2, 129. 174 П. И. Красильникова, одного из московских масонов за которого мать графа Толстого, овдовевшая в 1825 году, вышла замуж.; см. в Русск. Архиве 2, 46–47, 54 и дал., 57 и дал. и др. 177 Граф еще гораздо раньше того, во время службы по Благотворительному Обществу, был в 1844 году пожалован в камер-юнкеры. 178 См. обо всем этом у графа в Русск. Архиве 1881, 21, 137–139; в Хранилища Памяти 1, 11–12. М. 1891 ц в Русск. Архиве 1892, 1, 526–532. 181 Отец Владимира Сыркова был основателем Сыркова монастыря близ Новгорода, о котором см. Святыни и древности Великого Новгорода, стр. 238 и дал. я в Русском Архиве 1881, 3, 135 и дал. Книжка также имела нисколько изданий (напр. Москва, 1875, 8°, стр. 64). 185 Эта изящная по изложению и глубоко прочувствованная статья в существенных чертах повторена графом в Русск. Архиве 1881, 3, 158–161 и в Хранилище памяти 1, 48–51. Москва, 1891. 190 Срав. подобное же у графа в Русск. Архиве 1881, 3, 150–154; также в Душеп Чтении за 1891 и 1892: „Воспоминания русского паломника». 191 Хотя в этом Хранилище, вышедшем. и отдельными оттисками, в трех книгах (Москва, 1891, 1893 и 1896), много находится повторений из прежде написанного, однако в них много и нового. 194 Здесь много повторяется того, что можно читать в воспоминаниях графа, помещенных в Русск. Архив 1881 г. 195 В установлении этой связи мы держимся ближе всего взгляда достопочтенного И.Е. Забелина высказанного им еще на Археологическом Съезде в Киеве в 1874 году, для чего см. его реферат: „В чем заключаются основные задачи археологии как самостоятельной науке» на стран. 16–17 см. особенно стр. 11 и дал. и 16–17 тома 1-го Трудов 3-го Археологического Съезда. Киев, 1878. 197 См. стр. 43–44 тома 1-го Трудов первого Археологического Съезда, изданных под редакцией покойного графа А. С. Уварова. Москва 1871. Срв. также воспоминание графа М. В. Толстого в Русском Архиве 1881, 3, 145 и дал. 199 Срв. о сем воспоминание графа в Русском Архиве 1881, 3, 158. См. Труды 2-го Археологического Съезда, вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

III. По третьему вопросу о возможности возведения нового здания на месте раскопок, Совет Археологического Общества имел следующие данные. Ни в одном из письменных представленных ему отзывов возможность эта не отвергается безусловно, но только делаются более или менее существенные оговорки. Ближе всего к отрицательному и неблагоприятному для Общества ответу склоняется мнение Архимандрита Антонина: он считает постройки не только преждевременными, но при предположении их некоторой солидности, даже невозможными ранее вышеупомянутой регулировки северо-восточной стороны места. Прочие оговорки, имеющие в виду интересы дальнейших учёных исследований, т. е. возможность проверки высказанных Шиком теорий об Акре и о плане базилики, – повторяются затем и в других отзывах, доставленных Совету Археологического Общества. Профессор Олесницкий полагает, что с археологической точки зрения нет препятствий для новой постройки на раскопанном русском месте, если сохранившиеся здесь древние остатки не будут закрыты для дальнейших изучений, но будут введены в новое здание целиком 228 . Профессор Н. В. Покровский , восставая в принципе против всякого уничтожения или даже реставрации древних памятников, в данном случае, считает возможность допустить постройку под такими условиями: 1) чтобы ещё раз произведён был тщательный и беспристрастный обмер вновь открытых остатков стен и обследован способ кладки их, во-вторых, сохранён в целости незастроенный порог. К этому Совет Общества, на основании сделанных ему сообщений, может присовокупить, что первое из числа сейчас обозначенных условий, вероятно, исполнено вследствие пребывания на месте Профессора Олесницкого летом прошедшего года. Возвращаясь к мнению Архимандрита Антонина, Совет полагает, что предлагаемые им условия всё-таки не отрицают всякой возможности предполагаемого возведения нового здания. У него самого, а равно у Профессора Покровского встречается указание на иные высшие интересы, которые, выходя за пределы чисто научных соображений, всё-таки никак не могут оставаться для Членов Совета Археологического Общества безразличными; относясь к ним с подобающим уважением, Совет заявляет, что он не считает возможным в вопросе о возведении постройки на русском месте идти далее тех оговорок и условий, которые высказаны специалистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

4 выпуска в год Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения (Духовный учено-литературный журнал). М. – Сергиев Посад, 1863–1917 Неопределенно С 1871 года – ежемесячно, с 1916 года – 4 раза в год. С 1872 года заглавие в без слова «Московском» Чтения в церковно-археологическом обществе при Киевской Духовной Академии. Киев 1883–1916 Неопределенно, всего 14 выпусков Являются оттисками из журнала «Труды Киевской Духовной Академии, 1901–1916 Чтения Варшавского общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Варшава, 1904. 1 выпуск Является оттиском из «Холмско-Варшавского епархиального вестника» за 1903 год Акты юридические. СПб., 1838 Акты исторические, собранные и изданные Археологической комиссией. Т. 1–5. СПб., 1841–1842. Акты Московского государства, изданные императорской академией наук. Т. 1–3, СПб., 1890–1901 Акты, собранные в библиотеках и архивах российской империи Археологической экспедицией Академии наук. Т. 1–4. СПб., 1836 Акты Московского государства, изданные императорской Академией наук, СПб., 1894–1901. Акты, относящиеся к истории южной и западной России. Т. 1–14. К., 1863, 1889 Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 1–5. Спб., 1946–1853 Акты и документы, относящиеся к истории Киевской духовной академии. К.., 1904–1907, 1911 Архив Юго-Западной России. К., 1864 Всеподданейший отчет Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1836–1863, 1866–1914. СПб., 1906–1916 Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Изд. На французском и русском языках. Париж, 1950–1975 Вестник Восточно-азиатского экзархата Московской Патриархии (Журнал на русском языке). Харбин (Китай), 1947 Вестник Православия. Журнал на русском и голландском языках. Изд. Православного викариатства Московской Патриархии в Голандии. 1851 Вестник Православного Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии.. Журнал на русском языке. Прага, 1948–1951 Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010