Это ходатайство было удовлетворено, и в 1863 г. часть указанных территорий была приобретена Россией. Археологические исследования на русском участке в Иерусалиме производил в феврале 1864 г. французский ученый граф М. Де Вогюе; в 1865 г. – английский палестиновед и археолог К. Вильсон; летом 1874 г. – француз Ш. Клермон-Ганно. Важнейшие же открытия были сделаны начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным) . Архим. Антонин прибыл в Иерусалим 11 сентября 1865 г. и с первых дней своего пребывания на Святой Земле уделял большое внимание научным исследованиям, связанным с библейской археологией. К раскопкам на русском участке он смог приступить лишь в марте 1883 г., когда на это был получен фирман от турецкого правительства. Одним из важных открытий, сделанных архим. Антонином, было обнаружение остатков древней стены, что помогло по-новому и более правильно понять евангельское повествование о распятии и погребении Спасителя. Дело в том, что величайшая христианская святыня – Гроб Господень – находится в настоящее время внутри стен Иерусалима, между тем как, согласно Священному Писанию , тело Богочеловека было положено вне стен (см.: Ин. 19, 20 ; Евр. 13, 12 ), поскольку по иудейскому обычаю кладбища находились за чертой города. Ранее некоторые западные палестиноведы считали, что стена проходила севернее храма Воскресения, вследствие чего уже во времена земной жизни Спасителя нынешние Гроб и Голгофа должны были находиться внутри тогдашнего Иерусалима и, следовательно, не могли потому считаться подлинными. Раскопки, проведенные архим. Антонином, опровергли это мнение. Открытие и исследование истинного направления стены вскоре подтвердились изысканиями архитектора-палестиноведа К. Шика, более сорока лет изучавшего топографию Иерусалима. Результаты раскопок на русском участке в Иерусалиме были подробно описаны архим. Антонином и составили седьмой выпуск сборника ИППО за 1884 год. Но и этим не ограничились плоды археологической деятельности архим. Антонина в Иерусалиме. Археологическая ценность русского участка была настолько велика, что, помимо отыскания остатков древнееврейской эпохи, архим. Антонину удалось обнаружить сооружения, принадлежавшие к более позднему времени: колонны, арки и остовы столбов, а также остатки нескольких поперечных стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Боброва Т. А. 1968. О некоторых названиях ягод с суффиксом -ик(а)//ЭИРЯ. Вып. VI. Брандт Р. Ф. 1880. Начертание славянской акцентологии. СПб. 1887. Дополнительные замечания к разбору этимологического словаря Миклошича//ΡΦΒ. Т. 21. 1890. Дополнительные замечания к разбору этимологического словаря Миклошича//РФВ.Т. 24. 1891. Дополнительные замечания к разбору этимологического словаря Миклошича//ΡΦΒ.Τ .25. Браун Φ. 1899. Разыскания в области гото-славянских отношений//Сб. ОРЯС. Т. 64. Будагов Р. А. 1963. Сравнительно-семасиологические исследования. М. Булаховский Л. А. 1926. Об интонационных суффиксальных дублетах//Изв. ОРЯС. Т. 31. 1949. Деэтимологизация в русском языке//Труды Ин-та русского языка. М.; Л. Τ. Ι. 1953. Введение в языкознание. Ч. II. М. Буслаев Φ. 1867. Иностранные слова в славянских наречиях//ЖМНП. Август. Вендина Т. И. 1976. Суффикс -иг(а) в говорах русского языка//Совещание по общеславянскому лингвистическому атласу: Тезисы докладов. Черновцы. Виноградов Ю. Г. 1981. Варвары в просопографии Ольвии VI–V вв. до н. э.//Демографическая ситуация в Причерноморье. Тбилиси. Владимирцов Б. Я. 1934. Общественный строй монголов. Л. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. 1984. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси. Т. I–II. Георгиев В. 1957. Тракийский език. София. 1958. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию. М. 1959. Речни имена Гюрля, Ерма , Резовска река, Царацар, Ширине//Български език. Т. IX. 1960. Българска етимология и ономастика. София. Герберштейн С. 1908. Записки о московитских делах. СПб. Герд A. C. 1975. Из словообразования брянских говоров//Брянские говоры. Вып. 3. Л. Гиндин Л. А. 1967. Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова. М. Граков Б. Н., Мелюкова А. И. 1953. Две археологические культуры в Скифии Геродота//CA. Т. XVIII. Грантовский Э. А., Раевский Д. С. 1984. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху//Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. М. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. 1950. Золотая Орда и ее падение. М.; Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На Русском подворье в Иерусалиме найдены исторические свидетельства римской эпохи 08.11.2016 На Русском православном подворье на Святой Земле найдены свидетельства штурма Иерусалима войсками римского полководца и будущего императора Тита, сообщает ТАСС со ссылкой на Радио Ватикана. Обозначено и место расположения третьего крепостного кольца Иерусалима, о котором археологи спорили в течение последних ста лет. На месте раскопок, проводившихся перед началом строительства в этом квартале нового кампуса академии искусств и дизайна " Бецалель " , были обнаружены остатки стенной башни, а также большое количество каменных ядер для баллист. Эксперты предполагают, что на этом месте был сосредоточен обстрел городской стены с целью последующего прорыва в город. Согласно древнееврейскому историку Иосифу Флавию (Йосеф Бен-Мататиягу, ок. 37 - ок. 100 г. н.э., известен дошедшими до нас на греческом языке трудами " Иудейская война " и " Иудейские древности " ) третья крепостная стена была частично построена во времена царя Агриппы Первого, чтобы защитить новые жилые кварталы в северной части города, к северу от первых двух крепостных колец. Русское подворье было основано в 1860 г. Императорским православным палестинским обществом (ИППО) по указу императора Александра II для приема русских православных паломников на Святой земле. Оно расположено в старейшем районе центра Нового города в Иерусалиме, расположенном рядом с Новыми воротами. В ходе строительства Русского подворья тоже велись археологические раскопки. В 1871 г. на его территории была обнаружена 12-метровая каменная колонна, предположительно, I в. до н. э. Археологи предположили, что она предназначалась для строительства Второго Храма во времена Ирода I. Столп назвали " Колонной царя Ирода " или " Пальцем Ога " (по имени мифического царя-гиганта). В ходе раскопок тогда же были обнаружены остатки укреплений периода царя Агриппы. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 08.11.2016 16:30:24

http://drevo-info.ru/news/21519.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНДОСТРОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СКИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Соловецкий монастырь. Кондостровский Николаевский скит. Нач. XX века. Собрание открыток Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии Никольский скит Соловецкого монастыря на Кондострове (упразднен в 1920 году) Никольский храм на Кондострове В скиту был построен и 13 июля 1908 года торжественно освящен деревянный храм в " русском стиле " во имя св. Николая Чудотворца , небесного покровителя царствующего государя Николая II. Строительство храма велось усилиями братии и трудников Соловецкого монастыря и продолжалось четыре года; наибольший вклад из светских благотворителей внес владелец лесопильного завода в г. Кеми Гувелякен. Соловецкий монастырь. Каменоломня на Кондострове. На камне, назначенном под памятник Петра Великого в Архангельске, находятся настоятель монастыря архимандрит Иоанникий (Юсов) и архангельский губернатор И.В.Сосновский, 1911 г. Собрание открыток Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии Храм был рассчитан на 500 молящихся, имел дубовый резной иконостас. К моменту освящения храма на острове уже были созданы хорошие дороги, несколько больших корпусов для трудников и монахов, баня, кузница, смолокуренный завод, скотный и конный дворы, парники, оранжерея, огороды, лесные питомники (для выращивания лиственницы и других ценных сортов хвойных деревьев), колодцы, погреба и иные хозяйственные постройки, а также каменный причал, способный принимать небольшие суда и шлюпки, перевозившие людей со стоявших на рейде пароходов. Планировалось создание станции для разведения диких животных. Кроме того, на прилегающей к скиту территории и на соседствующем с ней острове Пневатый были устроены каменоломни, удовлетворявшие собственные потребности скита и работавшие на вывоз. В 1920 году скит был закрыт. С 1924 года на острове располагались места заключения. В 1924 - 1931 годах он был приписан к Первому отделению Соловецкого лагеря особого назначения , в 1931 - 1938 годах - к Белбалтлагу , в 1938 - 1942 годах - к Сороклагу (в качестве штрафного отделения).

http://drevo-info.ru/articles/13676934.h...

Когда начали производить раскопки, то неожиданно из-под мусора обнаружились две части древней стены и между ними древний порог со следами углублений для дверей. По тщательном археологическом исследовании оказалось, что в промежутке стен были древнееврейские судные врата и найденный порог принадлежал именно этим вратам. А так как еврейские судные врата служили для выхода за город и вели на Голгофскую скалу, которая тотчас же и возвышалась за вратами – прямо на запад, то открытый в результате раскопок порог получил священное значение: через него прошел на вольное распятие и смерть Спаситель мира. Кроме того, найденные врата подтвердили подлинность самого св. Гроба и Голгофы. До раскопок на русском месте некоторые англиканские ученые на том основании, что Гроб Господень и Голгофа находятся ныне внутри города, почти посредине его, тогда как при жизни Спасителя, как свидетельствуют апостолы Иоанн и Павел, они были близ града ( Ин. 19, 20 ), вне врат городских ( Евр. 13, 12 ), оспаривали подлинность св. Гроба и Голгофы. Но с открытием судных врат на русском участке подлинность эта стала несомненной: Гроб и Голгофа оказались вне остатков древней еврейской стены и судных врат. По окончании раскопок Православное Палестинское общество постановило возвести на этом месте, для сохранения найденных священных остатков древности, приличное сооружение. После четырехлетних переговоров с турецким правительством, 13 сентября 1887 года, в тот самый день, в который некогда святой царицей Еленой был освящен первый христианский храм в Иерусалиме (включавший в свои сооружения и наше русское место), последовала закладка дома. Мы пожелали войти в это здание. Смотрительница дома Александра Зубарева, родом вятчанка, охотно впустила нас. Сначала по входе идет небольшой коридор, по обе стороны которого расположены комнаты – номера для поклонников. Пройдя весь коридор, спускаются вниз по лестнице на площадку к святому порогу. Он огражден приличной решеткой, и над ним устроена арка, в основание которой вошла древняя стена. Отсюда мы по другой лестнице поднялись в церковь , которая построена к западу от площадки святого порога. Сооруженная шесть-семь лет тому назад, церковь освящена только 22 мая 1896 года и посвящена имени св. блгв. Александра Невского, в вечное воспоминание о почившем в Бозе возлюбленном Монархе нашем Государе Императоре Александре III . Церковь производит приятное впечатление на путешественника; иконы в иконостасе прекрасного русского письма знаменитых художников. Входили мы и на кровлю здания, чтобы посмотреть на храм Гроба Господня, который отделяется от русского дома весьма незначительным пространством; крайний угол русского участка отстоит от пещеры обретения святого креста в трех-пяти саженях. Затем, положив по усердию в кружку дома кто сколько мог, мы распрощались с любезной смотрительницей. Страстной путь

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., СПб., 1987–1998. Вып. 1–3. Сергиев Посад. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургская духовная академия. Труды Императорской Киевской духовной академии. Киев, 1860–1917. Труды Отдела древнерусской литературы/Ин-т рус. яз. и лит-ры (Пушкинский Дом). Л.; СПб., 1934–, Т. 1–. Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Т. 1–69. Творения святых отцов в русском переводе на электронных носителях. Творения святителя Григория Богослова в шести томах. Тульский церковный вестник. Философские науки. Μ., 1958–. Христианское чтение/СПбДА. СПб., 1821–1917; 1991–. Церковно-археологический кабинет. Церковный вестник. СПб., 1875–1917. Центральный исторический архив Москвы (бывш. ЦГИАМ) Центр новейший истории по Тульской области. Чтения в Обществе истории и древностей российских при Имп. Московском университете. М., 1845–1848; 1858–1917. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, М., 1845–1848; 1858–1918. Clavis Patrum Graecorum Vol. 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; Vol. 5/Cura ет studio M. Geerard et F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987. Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. T. 1–161. 1 Большая часть материалов, отмеченных словом машинопись, хранится в библиотеке Московской духовной академии. 2 В разделах II, III, V и VI порядок книг не по алфавиту, а по хронологии или по смыслу. В разделе II перечислены только самые основные каталоги дореволюционной библиотеки МДА, хранящиеся в НИОР РГБ. Подробнее см.: НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 49–80 (разные материалы, относящиеся к дореволюционной библиотеке МДА). 3 В данный раздел помещены библиографические материалы в соответствии с хронологией некрологов. Читать далее Источник: Московской Духовной Академии 350 лет : юбилейный сборник статей в 2-х том. – М. : Московская Духовная Академия, Нео-ТекПро, 2010./Т. 1. Кн. 2. История Московской Духовной Академии 1685-1995. - 376 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Библиография по истории МДА. 338-371 с. ISBN 985-13-0224-4

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В 2003 г. для активизации и координации научной работы МДА была учреждена должность проректора по научно-богословской работе. В 2010 г. в целях оперативного управления учебно-методической и научной деятельностью академии, а также для координации деятельности кафедр был образован научно-методический совет. В 2004 г. для интенсификации научной деятельности и научно-методического руководства отделениями существовавшие ранее библейская, богословская, историческая, церковно-практическая и филологическая комиссии были преобразованы в одноименные кафедры. В 2014 г. была создана кафедра истории и теории церковного искусства. Защита магистерских диссертаций в МДА. Фотография. 2017 г. Защита магистерских диссертаций в МДА. Фотография. 2017 г. Основным явлением научной жизни МДА стала проводимая ежегодно в окт. Покровская конференция, к-рая посвящается к.-л. празднуемому историческому событию или актуальному богословскому вопросу. С 2005 г. кафедра библеистики ежегодно устраивает конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Др. кафедры также периодически организуют конференции и семинары. В 2010 г., к 325-летнему юбилею создания МДА, был издан фундаментальный научный труд «МДА 325 лет: Юбилейный сборник статей» в 2 т. К празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского и 200-летнему юбилею пребывания академии в стенах Троице-Сергиевой лавры был восстановлен первоначальный облик фасадов исторических зданий академии, реконструирован и переоснащен большой актовый зал, осуществлены др. ремонтные работы. В сотрудничестве с Ин-том археологии РАН были проведены археологические исследования некрополя академии. Важным и долгожданным событием в жизни академии стало строительство в 2011-2014 гг. нового общежития, к-рое освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день престольного праздника академии - 14 окт. 2014 г. Основным научным периодическим изданием МДА остается ж. «БВ», публикующий материалы диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, а также исследования по разрабатываемым в МДА научным направлениям. В 2007-2009 гг. редакция «БВ» в сотрудничестве с порталом «Богослов.Ru» выпустила (на 3 дисках) электронные версии ж. «БВ» (за период 1892-2006), журналов «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе» и «Творения святых отцов в русском переводе». Как «БВ», так и «Прибавления к Творениям святых отцов» представлены в открытом доступе на портале «Богослов.ru». Еще одно периодическое издание академии - студенческий ж. «Встреча». Статьи журнала посвящены различным темам: богословию, истории Церкви, церковному искусству, лит-ре, литургике, философии, агиографии, состоянию духовных школ и МДА и др. Аудитория журнала - студенты и выпускники духовных школ, представители духовенства и воцерковленные студенты светских вузов. Авторами статей являются преподаватели МДА, студенты духовных и светских учебных заведений. Журнал выходит 1-2 раза в год.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

В 1886 г. Б. переехал в Ярославль и начал собирать свою коллекцию древностей (ныне в ЯХИМЗ), там же написал первую работу «Исторический очерк города Ярославля» (1900). В 1897 г. принял приглашение М. К. Тенишевой переехать в Смоленск, где организовал керамическую мастерскую и Музей рус. народного искусства в Талашкине, став его директором. По инициативе Б. в городе было открыто отд-ние Московского археологического ин-та (Б. окончил его в 1918 в возрасте 67 лет с золотой медалью и со званием ученого археолога). В 1933 г. Б. переехал в Москву, работал в созданном П. Д. Барановским филиале ГИМ в с. Коломенском, фотографировал храмы села и проводившиеся здесь архитектурные и археологические исследования. Фотоснимки древней церковной архитектуры и утвари, сделанные Б., составили огромную коллекцию (ок. 3 тыс. ед. хр.), систематизированную самим автором. Благодаря его работам были спасены от забвения тысячи церковных памятников, впосл. измененных или полностью утраченных. Несмотря на издаваемые при жизни Б. альбомы многое из его наследства осталось неизвестно широкой публике. Коллекция негативов с 1946 г. хранится в ГНИМА им. А. В. Щусева. Арх.: РГАЛИ. Ф. 218. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 1-1об.; АХ (СПб). НБ. Инв. 56-7-13 [Альбомы снимков памятников древнерус. искусства И. Барщевского]. Соч.: Барщевский И. Ф. Исторический очерк города Ярославля. Ростов-Ярославский, 1900; Иконопись. Ростов-Ярославский, 1914; Какие предметы разумелись под названием «цениных». Ростов-Ярославский, 1914. Изд.: Храм Воскресения Господня в Иерусалиме: 12 видов снятых на месте/Фотогр. И. Барщевского, О. Тимона. СПб., 1893. Вып. 1; Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и прочего, снятых фотографом АХ и МАО И. Барщевским. Ростов, 1884; То же. Переизд. с доп. М., 1912; Русские древности по снимкам И. Ф. Барщевского. М., 1915; Каталог муз. инструментов, находящихся в Смоленском ист.-этногр. музее археол. ин-та, собр. кн. М. К. Тенишевой. М., 1915; Церковно-исторические памятники и вклады дома Романовых Московского периода. М., 1915; Святая земля в русском искусстве: Каталог. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77642.html

Итак, Господь наш Иисус Христос воплотился от Святого Духа и вошел в утробу Девы Марии, чтобы спасти прельщенный род человеческий. И Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин.1:14 ). Разумей же об этом плоде так, что леторасль эта родила истинного Бога и истинного человека; ибо Он, имея два естества, Божество одел человечеством. Ибо поэтому для многих непонятен был путь Его, когда Иисус Христос Бог наш произошел из племени Иакова, родился от пречистой Девы в Вифлееме Иудейском, во дни Ирода Царя. Ибо Он, – сказано, – хочет совокупить горняя с дольными ( Еф.2:17 ). 230 Рувоп. преп. Иова, л. 57–59. Это и следующее за ним слово отчасти основаны на первоевангелии Иакова. 231 Рукоп. преп. Иова, л. 59–60. Текст сличен со списком, находящемся в Церковно-археологическом музее при Киевской Дух. Академии; по печатному описанию рукописей 516. 236 Рукоп. преп. Иова, л. 3. Конец сказания, в русском переводк, восполнен из творений Св. Софрония, патриарха Иерусалимского. 237 Заглавие – в рукописи преп. Иова на листе 100. Слово не принадлежит Златоустому. Перевод сделан с славянского текста в «Маргарите», Московской печати 1764 года. 240 Рукоп. преп. Иова, л. 113. В рукописи преп. Иова один только конец. Заимствовано преп. Иовом из «Пандект» Никона Черногорца. Есть и в печатном прологе под 17 Октября. 241 Рукопись преподобного Иова, л. 4–7. Беседа составлена по подражанию ниже помещаемым словам – Златоустого о предании Господни и о пасхе и о причащении, и Григория Цамвлака – во святой и великий четверток, а также беседы Златоустого на неделю ваий. 242 Рукоп. преп. Иова, л. 99 на обор. Поучение составлено на основании одного отрывка из 2-й беседы Златоустого на слова целуйте Прискиллу и Акилу ( Римл. 16, 3 ), и проч. и двух отрывков из творений Св. Василия Великого , именно: 6-й главы «подвижнических уставов подвизающимся в общежитии и отшельничестве» и «слова подвижнического и увещательного об отречении от мира и о духовном совершенстве». Эти последние два отрывка помещаются и в печатном прологе под 27 Ноября и 8 Марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Minneapolis, 1996. Базилика свт. Николая в Мирах Ликийских. V - XI вв. Интерьер Стимулирующее воздействие на развитие рус. А. х. оказала византинистика, важной частью к-рой являлись специальные дисциплины археологического круга ( хронология , нумизматика , палеография и др.). РАИК под рук. Ф. И. Успенского организовал экспедиции на правосл. Восток, создал музей древностей и начал натурные работы в К-поле, где была изучена базилика прп. Феодора Студита, V в. (Б. А. Панченко ); в Палестине зафиксировали мозаики 2-й пол. VI в. (Мадаба, см. Медева ) с изображением главных пунктов паломничеств в Палестине, Сирии и Египте; экспедиция во главе с Успенским (1900) занималась изучением жизни христ. общин V в. С 1915 г. ППО работало над проектом «Института палестиноведения» и Рус. археологического ин-та в Иерусалиме, к-рый не был осуществлен. После Октябрьской революции 1917 г. работы на Ближ. Востоке надолго стали недоступны ученым из России. В Сирии и Палестине интересы России в большой мере представляла Русская духовная миссия в Иерусалиме во главе с еп. Чигиринским Порфирием (Успенским) , позже архим. Антонином (Капустиным) и архим. Леонидом (Кавелиным) . Они активно собирали церковные древности и проводили важные для развития А. х. работы. Создание ППО расширило в 80-х гг. XIX в. возможность отправки экспедиций, публикаций источников и периодики (Православный Палестинский сборник, Сообщения ППО). Стремление к протекторату над святыми местами и созданию сети паломнических центров выразилось в приобретении земель в местах возможных раскопок: Мамре, участки с гробницами «жены царя Соломона» в дер. Силоам и «гробами пророческими» в Иерусалиме, с древнеевр. гробницами Эр-Румание и др. Рус. А. х., т. о., вошла в круг международной религиозно-научной жизни, а ее представители стали участниками дискуссии наряду с учеными - протестантами и католиками. Работы 1883 г. на «русском месте» положили начало археологическим исследованиям храма Гроба Господня. Для палестинской А. х. основополагающими стали путешествия, организованные ППО и РАИК.

http://pravenc.ru/text/76478.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010