И.П. Медведев Часть I. Обзоры И. Е. Троицкий: по страницам архива ученого Л. А. Герд «Корифеем русских византинистов» называет Ивана Егоровича Троицкого (1832–1901) его ученик В. В. Болотов . 1 Сын причетника села Красное Пудожского уезда Олонецкой губернии, Троицкий учился в Каргопольском духовном училище, затем в Олонецкой семинарии; по окончании курса Санкт-Петербургской Духовной академии (в 1859 г.) был назначен преподавателем в Олонецкую семинарию по логике, психологии, патристике и латинскому языку. С 21 июня 1861 г. он бакалавр Петербургской Духовной академии по кафедре греческого языка, а 18 ноября 1863 г. назначается на кафедру новой общей церковной истории. 2 С 1866 г. Троицкий – экстраординарный профессор; 27 апреля 1875 г. состоялась публичная защита его докторской диссертации, 3 10 июня 1875 г. он становится ординарным профессором. 4 После введения нового устава Духовных академий (1884 г.) Троицкий занял кафедру истории и разбора западных исповеданий, где читал лекции до выхода в отставку (1899 г.). 5 С 1874 г. он преподавал церковную историю в Санкт-Петербургском университете сначала в звании доцента, затем экстраординарного, а с 1884 г. – ординарного профессора. 6 Троицкий состоял членом Православного Палестинского общества (диплом от 21 мая 1892 г. 1487; ОР РНБ. Ф.790), греческого Филологического общества в Константинополе (диплом от 17 марта 1876 г. ; там же), почетным членом афинского общества νπλασις (диплом от июля 1888 г.; там же), почетным членом Русского археологического института в Константинополе (письмо Ф. И. Успенского от 8 января 1896 г.; там же). Учениками Троицкого считали себя все историки церкви – выпускники Петербургской Духовной академии. Наиболее известными и близкими ему по духу были В. В. Болотов , А. И. Бриллиантов , И. С. Пальмов , а также его преемник по университетской кафедре Б. М. Мелиоранский . Архив И. Е. Троицкого после его смерти поступил в Петербургскую Духовную академию. Согласно письму душеприказчика Троицкого протоиерея Знаменской Входоиерусалимской церкви Димитрия Тимофеевича Мегорского библиотекарю Академии А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке Непосредственно после древних мозаик Равенны и Рима мы решаемся поставить, в числе древнейших мозаик греческого Востока и наряду с росписью церкви св. Димитрия в Солуни, Кипрскую мозаику, открытую и изданную Я. И. Смирновым близ Ларнаки, в деревне Кити, в храме Панагии «Ангелозданной» ( Παναγα γγελτιστος ), в 1895 году 157 . Не довольствуясь эскизными фотографическими снимками замечательного памятника, Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи заказал в 1907 году художнику Н. К. Клюге акварельную копию мозаики, приобретенную впоследствии Русским Археологическим Институтом в Константинополе, ныне издавшим эту копию в красках 158 . Тем не менее, в виду открывшегося научного разногласия в определении времени этого памятника и явной недостаточности расследований, приходится некоторые вопросы пересмотреть снова и в заключение вновь пожелать дополнительного освещения некоторых данных на месте. Так, затруднение в определении времени памятника представляет само здание церкви – благодаря пристройкам и позднейшей переделке главного корпуса и двух абсид (южная была снесена). Я. И. Смирнов, осмотрев храм на месте, пришел к заключению, что хотя храм Панагии византийского типа X–XI в., он, однако, не древнее владычества франков или лузиньянов (1192–1302), но «при виде восточной части церкви снаружи, поражают непомерно малые размеры абсиды, которые совсем не соответствуют величине церкви». «Это, по мнению Я. И. Смирнова, объясняется тем, что ныне существующая церковь пристроена к значительно древнейшей, чем она сама, абсиде». «Причиной этому была конечно, лишь древняя мозаика, сохранившаяся в конхе ее». Григорович Барский свидетельствует, что он видел «вне града Ларна», «в веси Ките храм лепотен, иже бяше прежде престол архиерейский, тамо и чудотворный образ Богородицы, каменцами от мусий насажден и от Арапа некогда ударен, кровь источити повествуется» 159 . Греки доныне дорожат абсидами старых церквей, имеющими «синфронон» или архиерейское сопрестолие, и, расширяя церкви, сохраняют древнюю абсиду, хотя она мала для служения. Тем более естественно думать, что в этом особенном положении повлияла мозаика, со времени падения Византии ставшая на Востоке недоступной редкостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Г.А. Ильинский Содержание Классификация рукописей Зографского монастыря I. Рукописи по содержанию II. Рукописи по времени написаний III. Рукописи по редакциям I. Священное Писание 1. Евангелия 2. Апостолы 3. Евангелие и апостол 4. Псалтыри II. Богослужебные книги 1. Октоихи и Пентаихи 2. Триоди 3. Стихирари 4. Трефологии 5. Служебные Минеи 6. Праздничные Минеи 7. Часослови 8. Каноники 9. Требники 10. Служебники 11. Службы 12. Молитвословы 13. Акафистари 14. Сборные богослужебные книги III. Церковно-юридические книги IV. Исторически книги V. Творения отцев церкви VI. Жития VII. Четьи Минеи VIII. Молитвы и поучения IX. Прологи X. Легенды XI. Сборники     Автор считает долгом принести глубокую благодарность Русскому Археологическому Институту в Константинополе за материальную помощь при поездке на Афон. Первые известия о рукописном собрании Зографского монастыря сообщил в 1848 г. В.И. Григорович в своем известном «Очерки путешествия по Европейской Турции» (2 изд. М. 1877, стр. 56–57). Встреченный в монастыре очень негостеприимно, Григорович мог рассмотреть только сто с небольшим рукописей. Из них 65 оказались «церковными, новыми»; об остальных 35 Григорович дал никоторые библиографические сведения, но до такой степени краткие, что в настоящее время, за немногими исключениями (напр. 155 нашего описания, 152 и др.), нет никакой возможности определить, какие именно рукописи он имел ввиду. B 1852 г. совершил путешествие по Афону с научной целью К. Димитриев-Петкович. Сообщая довольно обстоятельные сведения о библиотеках всех афонских монастырей в книге «Обзор Афонских древностей» (СПб. 1865), он ничего не говорит о рукописях Зографского монастыря, хотя бывал в нем не один раз. Напротив, целых 26 страниц посвятил книгохранилищу Зографского монастыря на Афоне арх. Леонид в статье «Славяносербские книгохранилища на Афонской горе» (Чтения Общества истории и древностей российских, год 1875, кн. I, стр. 52–78), но почти вся эта заметка посвящена месяцеслову Трефология Зографского монастыря 85), который арх. Леонид приводит почти в дословном виде. Из других рукописей этот писатель сообщает только об Евангелии 1305 г. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.С. Посадский По Афону. Монастыри, келлии, скиты В начале XX столетия на Афоне было 20 монастырей, 16 больших скитов и около шестисот келлий. Были каливиты, и простые сиромахи (бедные монахи), и отшельники – всех иноков до восьми тысяч, из них пять тысяч триста – русских. Паломник, приезжавший на пароходе в Константинополь, видел там Пантелеимоновское подворье с чудным видом на панораму Босфора, Андреевское подворье с церковью св. ап. Андрея Первозванного, еще Ильинское подворье, подворье обители свт. Иоанна Златоустог о, подворье Положения Пояса Богоматери, и подворья свт. Николая Чудотворца и Воздвижения Креста Господня. Видел он там русские официальные и частные учреждения, а именно: Российское Императорское посольство, церковь русскую, генеральное консульство, русский Николаевский госпиталь, построенный послом Игнатьевым, и при нем храм свт. Николая, Археологический русский институт, основанный ученым академиком Ф. И. Успенским, где музей и библиотека, издательство, две русские школы, Главное агентство русского пароходства и торговли и русская почта. На пароходе, который отправлялся по понедельникам в четыре часа утра, паломник на следующий день, часов в семь-восемь вечера, прибывал на Афон. Населенный прежде идолопоклонниками и ставший после Рождества Христова Уделом Богородицы, Афон представлял для паломника большой интерес, ибо он там видел множество святых обителей и строгую жизнь. Были там монастыри штатные и общежительные, которые управлялись настоятелями. Их названия: Пантелеимоновский, русский, общежительный, 1200 человек; Котоломуш, греческий, общежительный, 75 человек; Есфигмен, греческий, общежительный, 100 человек; Зограф, болгарский, 200 человек; Костамонит, греческий, 100 человек; Ксеноф, греческий, 60 человек; Григориат, греческий, 120 человек; Дионисиат, греческий, 50 человек; св. Павла, греческий, 80 человек; Каракал, греческий, 50 человек; Ставроникита, греческий, 20 человек; Пантократор, греческий, 80 человек; Ватопед, греческий, 250 человек, проигумены;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Библейская археология как аналитическая дисциплина С середины XIX века, когда начались систематические археологические исследования в Палестине и библейских странах Ближнего Востока, перед библейской археологией стояли две задачи: во-первых, полевые экспедиции и раскопки для открытия новых артефактов ; во-вторых, осмысление найденных артефактов в связи с повествованием Священного Писания . Русские исследователи имели возможность вести полевые исследования только до революции 1917г., причем раскопки проводились в основном на «русском участке» в Иерусалиме – архимандритом Антонином (Капустиным) и сотрудниками Русского археологического института в Константинополе. Нередко русские ученые ограничивались археологическими разведками: места раскопок, проводимых западными экспедициями в Палестине, Заиорданье и Сирии, посещали профессора А.А.Олесницкий 1 , М.Д.Муретов 2 , сотрудники Императорского православного палестинского общества 3 и Русского археологического института в Константинополе. 4 Основная заслуга русской дореволюционной школы библейской археологии заключалась не в раскопках, а в решении второй научной задачи – в аналитическом осмыслении открытых западными исследователями артефактов в свете библейского текста и древних письменных источников. Именно такой методологии придерживались в своих работах профессора духовных академий А.А.Олесницкий 5 , В.П.Рыбинский 6 , И.Г.Троицкий 7 , А.П.Лопухин 8 . После 1917 года в России исследования, связанные с библейской археологией, прекратились. Светская археология в СССР вплоть до окончания Второй мировой войны уделяла мало внимания археологии стран библейского ареала. В западной науке, напротив, первая половина XX века характерна блестящей деятельностью отдельных исследователей, финансировавшихся религиозными организациями и при этом всегда стремившиеся проанализировать свои находки в соотнесении с библейским повествованием. Большое количество раскопок в Палестине и других библейских странах на счету американского ученого Уильяма Фоксвелла Олбрайта (William Foxwell Albright, 1891–1971) и его последователей – Эрнеста Райта (Ernest Wright), Нельсона Глюка (Nelson Glueck) и др. Руководствуясь текстом Священного Писания , как компасом, Н. Глюк открыл более 1000 объектов в Прииорданье и еще 500 – в пустыне Негев, 9 подтвердив тем самым точность библейского описания множества событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Такие учреждения были сосредоточены ко времени основания Института, главным образом, в Афинах. Франция имела там уже с 1846 г. свою École. Немцы открыли в Афинах в 1875 г. отделение своего Археологического института. В 80-х гг. были основаны в Афинах Английская и Американская археологические школы. Немудрено, что, когда возникла мысль – она вышла из недр нашего константинопольского посольства – об основании на Востоке русского ученого учреждения, немало голосов высказывалось за то, чтобы такое учреждение было открыто в Афинах, тем более, что русские ученые классики-эллинисты не были «чужими» в Афинах с тех пор, как они были командируемы туда, начиная с 80-х гг. прошлого века, по инициативе покойного Ф. Ф. Соколова. 1 С практической точки зрения мысль об основании нашего ученого учреждения в Афинах имела свои основания: существование там упомянутых ученых учреждений, конечно, облегчило бы на первых порах работу и нашего учреждения, так как в Афинах существовала уже прочная научная база, были свои твердо установившиеся научные центры; к ним, несомненно, потянулся бы и наш институт. Но если бы он был основан в Афинах, он вряд ли получил бы тот самобытный отпечаток, который оказался свойственным нашему Константинопольскому институту уже с первых шагов его деятельности. Неизбежным оказалось бы также и то, что, если бы наш институт был основан в Афинах, мы, по многим, вполне понятным, причинам, плелись бы в хвосте за французами, немцами, англичанами, американцами, да и самими греками, которые с 80-х гг. стали развивать у себя широкую археологическую деятельность. Самое направление ее, если бы институт был основан в Афинах, несомненно, получило бы уклон в сторону изучения преимущественно древней Греции, так как для этого почва была подготовлена гораздо более, чем для изучения Греции средневековой, памятниками которой, и сами греки начали усиленно заниматься лишь в послевоенное время. Конечно, если бы институт был основан в Афинах и если бы его деятельность была направлена на изучение древней Греции, особой беды не было бы, так как в древней Греции есть еще много такого, что требует изучения, да и сама она, как основоположница европейской культуры, должна быть изучаема, поскольку мы не открещиваемся от этой европейской культуры. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

И.П. Медведев Список сокращений АВПРИ      Архив внешней политики Российской империи АВ СПб ФИВ РАН      Архив востоковедов С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН АДСВ      Античная древность и средние века (Екатеринбург) АЕ      Археографический ежегодник Академии наук АИМК      Академия истории материальной культуры АРВ      Архивы русских византивистов в Санкт-Петербурге/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1995 БАН      Библиотека АН СССР (ныне РАН) ВВ      Византийский временник ВГУ      Воронежский государственный университет ВДИ      Вестник древней истории ВЖК      Высшие женские курсы ВИ      Вопросы истории ВИД      Вспомогательные исторические дисциплины ВО      Византийское обозрение ВУАН      Всеукраинская Академия наук ВЦИК      Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет ГАИМК      Государственная Академия истории материальной культуры ГИИИ      Государственный институт истории искусств ГИАЛО      Государственный исторический архив Ленинградской области ГИМ      Государственный исторический музей ГПБ      Государственная Публичная библиотека (ныне РНБ) ГРМ      Государственный Русский музей ГЭ      Государственный Эрмитаж ДАН      Доклады АН СССР ЖМНП      Журнал Министерства народного просвещения ЗКОРАО      Записки Классического отделения РАО ЗООИД      Записки Одесского общества истории и древностей ЗРАОНС      Записки Русского археологического общества. Новая серия ИАИ      Историко-археографический институт ИАК      Известия Имп. Археологической комиссии ИАН      Известия Имп. Академии наук ИАЭ      Исторический архив Эстонии ИГАИМК      Известия Государственной Академии истории материальной культуры ИИИЕТРАН      Институт истории естествознания и техники РАН ИИМКРАН      Институт истории материальной культуры РАН ИОРЯС      Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук ИПБ      Императорская Публичная библиотека ИРАИК      Известия Русского археологического института в Константинополе ИРАИМК      Известия Российской Академии истории материальной культуры

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.Ю. Басаргина Имя русского византиниста Александра Александровича Васильева (1867–1953) хорошо известно в ученом мире. Являясь по существу последним представителем русской дореволюционной школы византиноведения, он стал основателем византиноведения в США. А.А. Васильев много сил посвятил преподавательской деятельности. Он был профессором Юрьевского университета (1904–1912), Женского Педагогического института в Петербурге (1912–1922), С.-Петербургского университета (1917–1925). В 1925г. А.А. Васильев эмигрировал в США, где до 1938г. занимал кафедру древней истории Висконсинского университета, позже работал в исследовательском центре Гарвардского университета Думбартон Оке (в Вашингтоне). А.А. Васильев является автором ряда фундаментальных монографий и ценных статей, посвященных истории Византии, Трапезунда, арабского мира и славянских народов. Крупнейшими трудами являются его магистерская и докторская диссертации «Византия и арабы» 2], монография «Готы в Крыму» а также общий курс истории Византии, появившийся сначала на русском языке, а затем, в дополненном и переработанном виде на английском, и в новой переработке,– на французском языке 5]. Биографические очерки, посвященные этому выдающемуся ученому основаны, главным образом, на личных бумагах А.А. Васильева , хранящихся в Думбартон Оке, и воспоминаниях коллег 7; 8;]. Судя по этим очеркам, в бумагах А.А. Васильева имеется немного сведений о его жизни в России, а личный архив, оставшийся в Санкт-Петербурге, пока не обнаружен. Единственным доступным источником информации об этом периоде жизни А.А. Васильева являются архивы тех научных учреждений, с которыми он был связан в России. Наибольший интерес представляют материалы Петербургского университета и Русского археологического института в Константинополе (далее – РАИК). А.А. Васильев получил блестящее образование на историко-филологическом факультете СПб Университета, где он под влиянием проф. В.Г. Васильевского , признанного корифея отечественного византиноведения, проявил глубокий интерес к истории Византии. Одновременно он занимался арабским языком у проф. барона В.Р. Розена на восточном факультете. По окончании университета в 1892г. А.А. Васильев был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

М.А. Шангин Содержание От редакции Ф. И. Успенский. Движение народов из центральной Азии в Европу. Турки и Монголы 1. Турки 2. Монголы Статьи и исследования Б. Т. Горянов. Ф. И. Успенский и его значение в Византиноведении. (К столетию со дня рождения 1845 – 7 февраля – 1945 г.). Введение. 1. Русское византиноведение до Ф. И. Успенского Краткая биография Ф. И. Успенского Глава I. Вопрос о взаимоотношениях Византии и Славян в трудах Ф. И. Успенского Глава II. Работы Ф. И. Успенского по социально-экономической истории Византии Глава III. Исследование Ф. И. Успенского в области истории общественно-политической идеологии в Византии Глава IV. Ф. И. Успенский и русский Археологический институт в Константинополе Глава V. Ф. И. Успенский и Русско-Византийская комиссия Академии Наук СССР Глава VI. Методологические основы научного творчества Ф. И. Успенского Заключение Н. С. Лебедев. Научное рукописное наследство Академика Ф. И. Успенского А. Г. Готалов-Готлиб. Ф. И. Успенский как профессор и научный руководитель Я. А. Манандян. Когда и кем была составлена „Армянская География“, приписываемая Моисею Хоренскому Е. Э. Липшиц. Славянская община и её роль в формировании Византийского феодализма М. В. Левченко. Венеты и прасины в Византии в VVII вв. Н. В. Пигулевская. Византийская дипломатия и торговля шёлком в VVII вв. Приобретение шёлка у персов Производство шёлковых изделий в Византии Византия и торговые пути Кавказа Византия, эфиопы и химьяриты Византия и арабы Шелкопряд в Империи Средняя Азия в Византийской торговле шёлком Е.Ч. Скржинская. Генуэзцы в Константинополе в XIV в. М. А. Шангин. Письма Арефы – новый источник о политических событиях Византии 931934 гг. I. Избрание на Патриаршество Феофилакта (Время патриаршества 6. II. 93327. II. 956 г.) F. 112. Григорию Ефесскому Арефа Смиренный, Архиепископ Кесарии Каппадокийской Примечания II. События в Пелопоннесе в 934935 гг. F. 94. Απολογητικς. F. 94 Апологетик Примечания Краткие сообщения и заметки Б.Т. Горянов. Первая Гомилия Григория Паламы, как источник к истории восстания зилотов М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Вы упомянули исторический контекст. Разве в дореволюционной России теология не находилась вне университетского образования? — На территории Российской империи существовал только один богословский факультет (протестантский) — в Дерптском университете. Но поскольку православное богословие имело принципиальное значение, для него была создана отдельная система академий и семинарий. Более того, духовные академии и семинарии у нас появились раньше, чем светские университеты. С этим и было связано то обстоятельство, что, когда стали создаваться университеты, в них не было богословских факультетов, поскольку таковые уже существовали в форме академий и семинарий. И университеты, и духовные учебные заведения составляли единую образовательную систему, регулируемую государством: уставы духовных учебных заведений, как и уставы университетов, утверждались высшей государственной властью. Духовные академии участвовали в научных исследованиях наравне с университетами и Академией Наук. В качестве примера можно привести учрежденный в 1894 году Русский археологический институт в Константинополе, явившийся совместным проектом Академии Наук и Церкви. В Советском Союзе теология была насильственно изъята из научного и образовательного пространства по сугубо политическим причинам, вопреки мнению академического сообщества. Уже после революции, в 1918 году Петроградский и Казанский университеты готовы были включить в свой состав закрывавшиеся духовные академии в качестве факультетов, но им не дали этого сделать по идеологическим соображениям. — А какова ситуация с положением теологии как предметной группы в современном международном образовательном пространстве? — Теология как отдельная укрупненная группа специальностей прописана в основных международных классификаторах. Так, Международная стандартная классификация образования (МСКО-2011), принятая на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, четко отделяет «Религию и теологию» от, например, «Философии и этики». В классификации образовательных программ (CIP 2010) американского Национального центра статистики по образованию (National Center for Education Statistics, NCES) отдельно от философско-религиоведческого направления зафиксирована группа «Теология и религиозное служение» (Theology and Religious Vocation). Она включает в себя следующие специализации: библеистика, миссиология, религиозное образование, религиозная музыка, служение, пастырство, пастырское консультирование и специализированные служения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3324213...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010