Имеется только краткий отчет в «Известиях РАИК» и инвентарная опись находок 17]. Отправляясь в Константинополь, А.А. Васильев надеялся продолжить там свою работу по изучению истории отношений Византии и мусульманского Востока. В связи с этим он пополнил и привел в порядок арабский отдел библиотеки Института. Библиотека РАИК находилась в то время в стадии формирования, и в ней полностью отсутствовали арабские тексты и словари. А.А. Васильев по приезде в Константинополь оказался в критическом положении. Ему на помощь пришел Ф.И. Успенский – директор Института. Он дал в распоряжение А.А. Васильева значительную сумму денег, чтобы тот мог выписать для библиотеки важнейшие пособия и книги по арабистике Л. 55]. А.А. Васильев оказывал Институту и другие услуги: в течение месяца он исполнял обязанности ученого секретаря Института в отсутствие состоящего в этой должности Б.В. Фармаковского. Однако его смущала неопределенность положения в Институте: Ф.И. Успенский настаивал на том, чтобы командированные в Институт молодые ученые на первый план ставили интересы Института. А.А. Васильев уехал из Константинополя на год раньше и провел третий год своей заграничной командировки в Западной Европе. Вскоре, в 1900 г. он защитил магистерскую диссертацию, а спустя два года – докторскую. А.А. Васильев не без пользы провел время в Константинополе: он освоил турецкую речь, совершил экскурсии по Греции, островам Архипелага и Малой Азии, участвовал в раскопках, познакомился с основными художественными памятниками и топографией Стамбула. Наконец, в Константинополе он близко сошелся с Б.В. Фармаковским и М.И. Ростовцевым, с которыми его связывали общие научные интересы. А.А. Васильев посетил Институт еще один раз в 1902 г. во время научной поездки на Синай. С течением времени благодаря неутомимой энергии и организаторскому таланту Ф.И. Успенского РАИК стал крупным византиноведческим учреждением международного значения. Несмотря на то, что Институт не располагал никакими особыми средствами (его бюджет составлял 12 000 рублей в год), он добился больших успехов в исследовании монументальных памятников древности и искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

162, изданные им, евхологии излагаются состав службы и различных последований восточной церкви за время с первой половины XI ст. по XVI в. Они знакомят с богослужебной практикой не только трех восточных патриархов Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского, но и некоторых важнейших монастырей древней Византии. Представляя поразительное богатство литургического материала, они важны также и в том отношении, что содержат неизвестные до настоящего времени чины. Профессор А. А. Дмитриевский состоит действенным членом Церковно-Исторического и Археологического Общества при Киевской Духовной Академии, Богоявленского Братства для вспомоществования служащим в Академии и студентам её, Попечительства о благолепии семинарского храма и о бедных учениках Астраханской Духовной Семинарии, Русского Археологического Института в Константинополе, Киевского Исторического Общества Нестора Летописца , Историко-филологического Общества при Императорском Новороссийском университете, Петровского Общества исследователей Астраханского края и Константинопольского греческого исторического Общества, и почетным членом Смоленского Церковно-Археологического Комитета и Общества любителей просвещения на острове Патмос. Высокие достоинства научной деятельности проф. А. А. Дмитриевского обратили на себя внимание высшего ученого учреждения в России – Императорской Академии Наук, и в недавнее время она избрала его в свои члены-корреспонденты. Это – высокая честь, которой удостаиваются редкие мужи науки за особенно солидные специальные знания и за особенно выдающуюся научную деятельность. С удовольствием заносим об этом избрании на страницы «Астраханских Епархиальных Ведомостей», особенно в виду того, что Алексей Афанасьевич тесно связан с нашей Астраханью: здесь он родился, здесь он учился в духовном училище и в духовной семинарии, здесь же живут его близкие родственники. И наш благородный земляк – астраханец не только не порывает своих связей с родиной, но по возможности всячески старается поддерживать и закреплять их, что отчасти видно и из некоторых фактов приведённых нами выше в настоящей статье. Сердечно приветствуем глубокоуважаемого профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского с весьма лестным избранием его в члены-корреспонденты Императорской Академии Наук и от души желаем ему многих лет, крепости сил и полного успеха в его многотрудной и многоплодной деятельности на пользу Церкви Христовой и дорогого Отечества. Н. Л. Читать далее Источник: Новый член-корреспондент Академии наук, ординарный профессор Киевской духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский. - Астрахань : тип. В.Л. Егорова, 1904. - 10 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Совет ИППО утвердил решение об учреждении Русского исторического института 20 марта 2008 г. 19:11 В четверг 20 марта в Счётной Палате Российской Федерации под председательством С.В. Степашина состоялось плановое заседание совета Императорского православного палестинского общества . Советом принято знаменательное решение об учреждении Русского исторического института с представительствами в традиционных научных центрах Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока (Стамбул, Венеция, Иерусалим). Целью Русского исторического института является организация и проведение исследований по истории и культуре Европы, Средиземноморья, Причерноморья и Ближнего Востока в связи с историей России, проведение археологических исследований, архивного поиска и сравнительного изучения письменных и материальных памятников. С 2004 года научная общественность России в лице ведущих учёных Российской академии наук и Московского государственного университета им М.В. Ломоносова ставила вопрос о необходимости возобновления деятельности русских научных институтов за рубежом и, в частности, о воссоздании Русского археологического института в Константинополе (РАИК), учреждённого в 1894 году под эгидой Министерства народного просвещения России и закрытого в 1914 году. Бессменным главой РАИК был выдающийся русский византинист Ф.И. Успенский, который в 1921-1928 годах являлся председателем Российского палестинского общества при АН СССР. 25 ноября 2004 года Президент России В.В. Путин поддержал просьбу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, президента РАН академика Ю.С. Осипова и ректора МГУ академика В.А. Садовничего о возобновлении деятельности РАИК. В 2006-2007 годах проводилась работа по составлению концепции, нормативных документов и научных проектов деятельности института. Присутствующие на заседании члены совета Общества также постановили провести общее годичное собрание ИППО в июне 2008 года. Согласно решению совета общества, в члены Императорского православного палестинского общества приняты, в частности: Советом общества также утвержден порядок приема в действительные члены ИППО. Сайт ИППО /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/383405.htm...

282 Teophanis. Ι . Ρ . 276: ποησεν 6 βασιλες διωγμ ν μγαν κατα των Ελλνων και πασης αρσεως . 283 Diehl. Justinien. P. 564. 284 Ibid. P. 564—565. 285 loannis ep. Ephesii. Commentarii de beatis orientalibus. P. 225 (ed. van Douwen et Land). 286 Разумеются православные патриархи Антиохи 287 loannis episc. Ephesii. Commentarii. P. 217. 288 Ibid. P. 221. 289 Моя статья в «Известиях института». VII. С. 93—212. 290 Известия института в Константинополе. VII. С. 178. 291 Procopii. De В. Р. 1, 24. Р. 121. 292 Agathiae. Hist. V. 7. P. 291. 293 Choisy. Histoire de Г architecture. Paris, 1899. II. P. 51. 294 Diehl. Justinien. P. 478—479. 295 Сень над престолом, или киворий. 296 Савваитов. Путешествие новг. архиепископа Антония в Царьград. СПб., 1872. С. 73 и след. 297 Там же. С. 57—58. 298 Византийские церкви. С. 113/Труды VI археол. съезда в Одессе. III. 299 Кондаков Н. П. Византийские церкви. С. 116—117. 300 Lethaby et Swainson. Sancta Sophia. P. 244—245. 301 Более подробные данные в книге: Lethaby et Swainson. P. 273, 287. 302 Ebersolt. Sainte-Sophie de Constantinople. Paris, 1910. P. 25. 303 Const. A. 535. XIV. P. 71. 304 Вульф. Семь чудес Византии и храм свв. Апостолов/Известия института. I. С. 35. 305 Strzygowski. Die byzantinische Wasserbehalter von K-pel. S. 215. 306 De aedifi. iis. P. 268. 307 Diehl. Justinien. P. 234—5; он же. L " Afrique Byzant. 139. 308 Главные пособия: Η е у d. Histoire du commerce du Levant au Moyen-Age. Edition francaise par Turcy Raynaud. I, II. Leipzig, 1885—1886; Zachariae von Lingenthal. Eine Verordnung Justinians uber den Seidenhandel aus den Jahren 540—547/Memoires de l " Academie Imperiale de St.-Petersbourg. VII serie. T. IX. N. VI, 1865; Gelzer. Byzantinische Kulturgeschichte. Tubingen, 1909. 309 В первый раз Пальмирский тариф открыт и издан князем Абамелек-Лазаревым: Пальмира, археологическое исследование. С.-Петербург, 1884. В Россию тариф перевезен с разрешения султана Абдул-Гамида по ходатайству императорского российского посла в Константинополе и при участии института. См. в моей статье: Археологические памятники Сирии. С. 123/Известия. Т. VII.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3437...

Библейская археология как аналитическая дисциплина С середины XIX века, когда начались систематические археологические исследования в Палестине и библейских странах Ближнего Востока, перед библейской археологией стояли две задачи: во-первых, полевые экспедиции и раскопки для открытия новых артефактов ; во-вторых, осмысление найденных артефактов в связи с повествованием Священного Писания . Русские исследователи имели возможность вести полевые исследования только до революции 1917г., причем раскопки проводились в основном на «русском участке» в Иерусалиме – архимандритом Антонином (Капустиным) и сотрудниками Русского археологического института в Константинополе. Нередко русские ученые ограничивались археологическими разведками: места раскопок, проводимых западными экспедициями в Палестине, Заиорданье и Сирии, посещали профессора А.А.Олесницкий 1 , М.Д.Муретов 2 , сотрудники Императорского православного палестинского общества 3 и Русского археологического института в Константинополе. 4 Основная заслуга русской дореволюционной школы библейской археологии заключалась не в раскопках, а в решении второй научной задачи – в аналитическом осмыслении открытых западными исследователями артефактов в свете библейского текста и древних письменных источников. Именно такой методологии придерживались в своих работах профессора духовных академий А.А.Олесницкий 5 , В.П.Рыбинский 6 , И.Г.Троицкий 7 , А.П.Лопухин 8 . После 1917 года в России исследования, связанные с библейской археологией, прекратились. Светская археология в СССР вплоть до окончания Второй мировой войны уделяла мало внимания археологии стран библейского ареала. В западной науке, напротив, первая половина XX века характерна блестящей деятельностью отдельных исследователей, финансировавшихся религиозными организациями и при этом всегда стремившиеся проанализировать свои находки в соотнесении с библейским повествованием. Большое количество раскопок в Палестине и других библейских странах на счету американского ученого Уильяма Фоксвелла Олбрайта (William Foxwell Albright, 1891–1971) и его последователей – Эрнеста Райта (Ernest Wright), Нельсона Глюка (Nelson Glueck) и др. Руководствуясь текстом Священного Писания , как компасом, Н. Глюк открыл более 1000 объектов в Прииорданье и еще 500 – в пустыне Негев, 9 подтвердив тем самым точность библейского описания множества событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

649 Ibid., p. 139, v. 421. 650 Ibid., p. 139, v. 441. 651 Ibid., p. 141, vss. 492—494. 652 Ibid., p. 142, vss. 537—538. 653 Ibid., р. 148, v. 724. 654 См.: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 858—859. 655 См.: Т. Warton. History of English Poetry. Ed. W. C. Hazlitt, vol. II. London, 1871, pp. 302—303. 656 M. Gidel. Etudes sur la litterature grecque moderne. Paris, 1866, pp. 123—150. Анализ и изложение всего романа — с. 105—150 этой книги. См. также: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 860; J. B. Bury. Romances of Chivalry... p. 5—10. 657 Сн. Diehl. Figures byzantines, vol. II, p. 337. 658 Collection de romans grecs en langue vulgaire et en vers par S. Lampros. Paris, 1880, p. l-109. См. таже: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 855—857; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina. Milano, 1916, p. 191. 659 K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 93, 476. 660 В. Г. Васильевский. Epirotica saeculi XIII. — BB, т. 3, 1896, с. 233—299; S. Pétridès. Jean Apokaukos, lettres et autres documents inedits. — Известия Русского Археологического Института в Константинополе, т. XIV, вып. 2—3, 1909, с. 1—32. Одиннадцать других документов, связанных с именем Иоанна Апокавка, были опубликованы А. И. Пападопуло-Керамевсом — Συνοδικα ραμματα Ιωαννου του A­ ποκακου μητροπολτου Ναυπακτου . — Βυζαντς , vol. Ι , 1909, ρρ . 3—30 (только текст документов). Полная библиография по поводу Иоанна Апокавка есть в следующей работе: M. Wellnhofer. Johannes Apokaukos, Metropolit von Naupaktos in Aetolien (pp. 1155—1233). Sein Leben und seine Stellung in Despotate von Epirus unter Michael Doukas und Theodoros Komnenos. Freising, 1913, S. 1—5. 661 См.: В. Г. Васильевский. Epirotica saeculi XIII. — ВВ, т. 3, 1896, с. 234. 662 Е. А Черноусов. Из византийского захолустья XIII века. В кн.: Сборник статей в честь В. П. Бузескула. Харьков, 1913—1914, с. 281. 663 См.: S. Pétndès. Jean Apokaukos. — Известия Русского Археологического Института в Константинополе, т. 14, вып. 2—3, 1909, с. 1—3. (В соответствующем примечании второго американского издания (р. 561, note 195) год издания данного тома указан ошибочно — 1919. — Науч. ред. )

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

В 1907–1908 гг. разведки A.A. Миллера в Восточном Причерноморье выявили несколько памятников: крепость близ Сочи и несколько средневековых церквей в Абхазии. Археолог и историк Е.Д. Фелицын вел раскопки в районе Кубани. Археологическая комиссия и Московское археологическое общество приложили немало сил в борьбе против незаконных раскопок и вывоза ценных археологических находок за границу. Широкомасштабные раскопки памятников всех исторических эпох на Кавказе развернутся в советский период. Отечественные археология и история искусства в сфере исследования памятников христианской культуры прошли долгий путь от первых опытов обследования территорий, описания, сбора и систематизации материала, поисков и совершенствования методов полевой археологии до создания капитальных обобщающих трудов, которые и в наши дни остаются образцовыми. В таких областях, как византийская и древнерусская иконография, происхождение христианского и византийского искусства («Восток или Запад»), изучение христианского Востока (Константинополя, Афона, Палестины), русская наука была вполне на уровне своего времени, в сравнении с западноевропейской, нередко занимая ведущие позиции. § 4. Советский период (1917–1991) Главным государственным археологическим учреждением досоветской России была Императорская Археологическая комиссия. После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. она пережила несколько преобразований. В мае 1917 г. ее переименовали в Российскую археологическую комиссию, затем – в Российскую государственную археологическую комиссию (РГАК), позже она стала Российской Академией истории материальной культуры (РАИМК), в 1926 г. – Государственной Академией истории материальной культуры (ГАИМК). В 1937 г. ГАИМК была преобразована в Институт истории материальной культуры (ИИМК) AH СССР, который находился в Ленинграде, с отделением в Москве. В 1945 г. ситуация изменилась: Московское отделение стало основным Институтом, с отделением в Ленинграде. В 1959 г. ИИМК был переименован в Институт археологии. Ленинградское отделение стало самостоятельным Институтом истории материальной культуры в самом конце советской эпохи, в июне 1991 г. 2935 1. 1920–1930-е годы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родился в с. Федоровское Никольской вол. Юрьевского у. Владимирской губ. Сын священника. Окончил Владимирскую ДС (1899), Санкт-Петербургскую ДА (1903), к. б. и Археологический институт (1903). 16 августа 1903 – 15 августа 1904 – профессорский стипендиат С.-Петербургской ДА. Командирован для занятий в Константинопольский Археологический институт. С 10 октября 1905 и. о. доцента, с 28 августа 1910 – доцент, с 7 февраля 1911 – экстраординарный профессор кафедры литургики С.-Петербургской ДА. 8 июля 1910 – магистр богословия. Член Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора 1917–1918. С 24 августа 1920 – профессор кафедры литургики в Петроградском Богословском институте. 15 ноября 1919 – 15 ноября 1921 – сотрудник 2-го отделения IV секции Единого государственного архивного фонда. Работал в Академии Материальной культуры. Научный архивист Балтийского судостроительного завода. Арестован в мае 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценноетей», оправдан по суду. На Высших Богословских курсах составил отзыв на магистерскую работу прот. В. Рыбакова и отзыв на кандидатское сочинение Н. Д. Успенского . Вновь арестован по делу «евлогиевцев» и Тройкой ПП ОГПУ ЛВО 25 февраля 1934 осужден на 5 лет ссылки в Тобольск. В ссылке работал архивариусом. Арестован 26 апреля 1937 и 23 августа 1937 приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Тобольске. См.: Карабинова О. И. Жизнь И. А. Карабинова . Пярну. 1977. Машинопись в библиотеке Санкт-Петербургской ДА; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 503; Ленинградский мартиролог 1937–1938. СПб. 2002. Т. 5. С. 86. 194, 236, 237, 240, 247, 265, 273, 276, 356 Каретникова Елизавета Васильевна; (ок. 1883 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Каринский Михаил Иванович; (4 ноября 1840 – 20 июля 1917). В 1858 окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1862 – московскую духовную академию. С 15 мая 1869 – профессор по кафедре метафизики, а с 13 мая 1874 по 1894 – профессор по кафедре истории философии Санкт-Петербургской Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И.П. Медведев Список сокращений АВПРИ      Архив внешней политики Российской империи АВ СПб ФИВ РАН      Архив востоковедов С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН АДСВ      Античная древность и средние века (Екатеринбург) АЕ      Археографический ежегодник Академии наук АИМК      Академия истории материальной культуры АРВ      Архивы русских византивистов в Санкт-Петербурге/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1995 БАН      Библиотека АН СССР (ныне РАН) ВВ      Византийский временник ВГУ      Воронежский государственный университет ВДИ      Вестник древней истории ВЖК      Высшие женские курсы ВИ      Вопросы истории ВИД      Вспомогательные исторические дисциплины ВО      Византийское обозрение ВУАН      Всеукраинская Академия наук ВЦИК      Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет ГАИМК      Государственная Академия истории материальной культуры ГИИИ      Государственный институт истории искусств ГИАЛО      Государственный исторический архив Ленинградской области ГИМ      Государственный исторический музей ГПБ      Государственная Публичная библиотека (ныне РНБ) ГРМ      Государственный Русский музей ГЭ      Государственный Эрмитаж ДАН      Доклады АН СССР ЖМНП      Журнал Министерства народного просвещения ЗКОРАО      Записки Классического отделения РАО ЗООИД      Записки Одесского общества истории и древностей ЗРАОНС      Записки Русского археологического общества. Новая серия ИАИ      Историко-археографический институт ИАК      Известия Имп. Археологической комиссии ИАН      Известия Имп. Академии наук ИАЭ      Исторический архив Эстонии ИГАИМК      Известия Государственной Академии истории материальной культуры ИИИЕТРАН      Институт истории естествознания и техники РАН ИИМКРАН      Институт истории материальной культуры РАН ИОРЯС      Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук ИПБ      Императорская Публичная библиотека ИРАИК      Известия Русского археологического института в Константинополе ИРАИМК      Известия Российской Академии истории материальной культуры

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17) Из Императорского Новороссийского Университета – Записки Университета, тома 105–106. Одесса, 1906–1907. —322— 18) Из Императорского С.-Петербургского Университета – а) Записки историко-филологического факультета, ч. LXV: 4; LXXVI–LXXXIII. Спб., 1902–1907; б) Журналы Совета 60–62. Спб., 1905–1906; в) Обозрение преподавания на 1906–1907 г. Спб., 1906; г) Отчет 1906 г. Спб., 1907. 19) Из Императорского Томского Университета – а) Известия Университета, кн. 27–28. Томск, 1905–1907; и б) книга: П. Богаевский, Красный Крест, ч. 1. Томск, 1907. 20) Из Императорского Юрьевского Университета: – а) Сборник Учено-Литературного Общества, т. IX–X. Юрьев, 1905–1906; б) Ученые Записки 1906 г., 3 и 1907 г. 1–3. 21) Из Русского Археологического Института в Константинополе – Известия Института, т. X, с атласом. София, 1905. 22) Из Восточного Института во Владивостоке – Известия Института, тома II: 5 и прил. 1–2; XI; XII прил.; XIV и прил. 1–2; XV, 1–6 и прил.; XVI и XVII. Спб. – Владивосток, 1904–1907. 23) Из Афинского Университета – а) Εθνικον πανεπιστημιον. 1902–1903, 1903–1904 и 1904–1905. Εν Αθηναις, 1904–1907; б) Παραρτημα 1902–1903 и 1905–1906. Εν Αθηναις, 1904–1906; в) Αναγραφη και Προγραμμ. 1906–1907. Εν Αθηναις, 1906. 24) Из Белградского Университета – а) Универзитет у Београду. Универзитетске власти и преглед предаваньа за 1906–1907 г. Београд, 1906; б) Споменица о отвараньу универзитета. Београд, 1906. 25) Из Казанской Духовной Академии – Годичный акт 8 Ноября 1906 г. Казань, 1906. 26) Из Киевской Духовной Академии – а) Речь и отчет 1905–1906 уч. г. Киев, 1906; б) Булгаков, Старокатолическое и христианокатолическое богослужение. Киев, 1901; в) Булгаков, О законности и действ. англиканской иерархии, 1. Киев, 1906; г) Извлечение из журналов Совета 1905–1906 г. Киев, 1906; д) Неселовский, Чины хиротесий и хиротоний. К.-Подольск, 1906; е) Фаминский, Религиозно-нравственные воззрения Сенеки. Киев, 1906. 27) Из С.-Петербургской Духовной Академии – Зарин, Аскетизм, 1:1–2. Спб., 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010