Предложение о создании Русского археологического института в Риме обсуждали на VIII археологическом съезде в Москве в 1890 г. 2833 , IX археологический съезд в Киеве в 1899 г. поставил вопрос об учреждении Русской исторической миссии при Ватиканском архиве. К сожалению, ни институт, ни миссию создать не удалось, но идея все-таки частично осуществилась. В 1903 г. Академия наук назначила Евгения Францевича Шмурло (1853–1934), профессора русской истории в Юрьевском университете (совр. Тарту в Эстонии), «ученым корреспондентом» в Риме. Шмурло обнаружил в архивах множество документов о связях между Россией и Италией. В 1917 г. Шмурло предложил основать Русский исторический институт в Риме. Нашлась и серьезная материальная поддержка: Семен Семенович Абамелéк-Лазарев завещал свою виллу в окрестностях Ватикана («вилла Абамелек») Академии наук или Академии художеств, с условием создать институт им. Абамелека-Лазарева. Советские власти дар приняли, однако разместили на вилле посольство СССР; сейчас там находится посольство России в Италии. В 1924 г. пост римского корреспондента был упразднен, и Шмурло, как многие другие русские эмигранты, продолжил свою работу в Праге 2834 . Русские научные учреждения и исследования в Палестине, Греции и Константинополе были значительно более активными, чем в Риме, – это был сознательный выбор, обусловленный историческими и культурными традициями России. 9. Крым Древний Херсонес, Корсунь древнерусских источников, для многих русских историков был, прежде всего, местом крещения равноапостольного князя Владимира. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) (1816–1882) 2835 во введении к своей 12-томной «Истории Русской Церкви» 2836 рассмотрел историю христианства на Руси до Владимира, опираясь на источники по Крыму и Кавказу 2837 . И.Д. Мансветов обращался к христианским памятникам Херсонеса в своих лекциях по литургике и церковной археологии в Киевской духовной академии 2838 . Херсонес (с VI в. в византийских источниках – Херсон) расположен рядом с современным Севастополем. Русские исследователи оценили Херсонес как византийский и христианский город. Н.П. Кондаков считал, что «значение раскопок Херсонеса не в антиках, Херсонес есть почти единственное место для находок предметов древности византийской» 2839 . Того же мнения придерживался А.Л. Бертье-Делагард, один из лучших знатоков древнего города: «Наибольший интерес в Херсонесе представляют именно остатки церквей» 2840 . Это было особенностью Херсонеса: в это же время на Западе многие христианские памятники «приносились в жертву на алтари олимпийских богов», как это было в Риме при раскопках Форума и Палатина 2841 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. Е. Троицкий был одним из организаторов еще одного русского учреждения на Востоке – Русского археологического института в Константинополе. 25 Первым документом, касающимся РАИКа, явилось письмо Троицкому министра народного просвещения И. Д. Делянова от 20 декабря 1888 г. с просьбой дать заключение по проекту профессоров Новороссийского университета Ф. И. Успенского, Η. П. Кондакова и А. И. Кирпичникова и записки императорского посольства в Константинополе относительно учреждения РАИКа, а также ходатайства одесского генерал-губернатора об учреждении при Историко-филологическом обществе Новороссийского университета византийского отделения. «Признавая необходимым, – пишет Делянов, – подвергнуть оба вопроса более всестороннему обсуждению, я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство образовать, под Вашим председательством, из профессоров Санкт-Петербургского университета В. Г. Васильевского и И. В. Помяловского, а также приват-доцента Латышева и из других лиц, кого Вы найдете нужным, особую комиссию». В письме от 26 января 1889 г. Делянов сообщает о просьбе профессора Киевского университета Прахова включить его в комиссию по организации РАИКа. 20 мая 1891 г. он же препровождает Троицкому проект устава и штата РАИКа и просит сообщить свое заключение об этом проекте. Следующий документ – заключение комиссии в составе И. Троицкого , В. Васильевского , И. Помяловского, Н. Кондакова , В. Латышева (первая редакция – 9 л., вторая редакция – 9 л., автограф И. Е. Троицкого ). В начале заключения идет речь о целях и задачах организации РАИКа. Говоря о бюджете института, авторы считают необходимым повысить жалованье директору до 4000 зол. р., а секретарю до 2000 р. «При скудости у нас лиц, творчески и практически подготовленных к успешному руководству делом, для которого учреждается Институт, и притом таких, которые имеют за собой более или менее продолжительную службу и авторитет в науке византиноведения, трудно будет найти охотников взять на себя за меньшее вознаграждение руководство этим делом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но этого мало, Ф. И. Успенский дал ясное указание последующим исследователям о том, что за борьбой богословских групп стояли политические группировки. Поэтому вскрыть классовое содержание идеологической борьбы, потрясавшей византийское общество и достигшей особенной остроты в первой половине XIV в., является задачей, разрешить которую должно советское марксистское византиноведение. Основные линии решения этой задачи были правильно намечены Ф. И. Успенским. Действительно, в борьбе между варлаамитами и паламитами последних поддерживали феодальная знать – светская и духовная, имущие классы городского населения. Они находили наиболее послушных проводников своих реакционных взглядов в лице византийского монашества, привыкшего на протяжении веков служить орудием реакционных господствующих классов. Аналогичная расстановка сил была и на других этапах идеологической борьбы, затронутых в исследовании Ф. И. Успенским. Он дал правильное, в основном, направление при изучении истории общественно-политической и философско-религиозной идеологии в Византии, указал на дальнейшие пути исследования в этой области, и в этом состоит его большая заслуга не только перед русским, но и перед мировым византиноведением. Глава IV. Ф. И. Успенский и русский Археологический институт в Константинополе 20 лет жизни Ф. И. Успенского неразрывно связаны с его работой и руководством в основанном им Русском археологическом институте в Константинополе, сыгравшем такую видную роль в развитии мирового византиноведения. Западноевропейская наука уже задолго до открытия нашего Института имела подобные научные учреждения на Ближнем Востоке. Так, с 1846 г. в Афинах существовала французская Ecole française d’Athènes, задачами которой было исследование греческого языка, истории и древностей. Среди работ этой школы особенно ценные результаты были получены в результате раскопок на Делосе, в Дельфах, в некрополе малоазийского города Мирины, в Мантинее. Германия в 1875 г. открыла в Афинах отделение своего археологического института, в восьмидесятых годах были основаны американская и английская археологические школы в Афинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.А. Шангин Содержание От редакции Ф. И. Успенский. Движение народов из центральной Азии в Европу. Турки и Монголы 1. Турки 2. Монголы Статьи и исследования Б. Т. Горянов. Ф. И. Успенский и его значение в Византиноведении. (К столетию со дня рождения 1845 – 7 февраля – 1945 г.). Введение. 1. Русское византиноведение до Ф. И. Успенского Краткая биография Ф. И. Успенского Глава I. Вопрос о взаимоотношениях Византии и Славян в трудах Ф. И. Успенского Глава II. Работы Ф. И. Успенского по социально-экономической истории Византии Глава III. Исследование Ф. И. Успенского в области истории общественно-политической идеологии в Византии Глава IV. Ф. И. Успенский и русский Археологический институт в Константинополе Глава V. Ф. И. Успенский и Русско-Византийская комиссия Академии Наук СССР Глава VI. Методологические основы научного творчества Ф. И. Успенского Заключение Н. С. Лебедев. Научное рукописное наследство Академика Ф. И. Успенского А. Г. Готалов-Готлиб. Ф. И. Успенский как профессор и научный руководитель Я. А. Манандян. Когда и кем была составлена „Армянская География“, приписываемая Моисею Хоренскому Е. Э. Липшиц. Славянская община и её роль в формировании Византийского феодализма М. В. Левченко. Венеты и прасины в Византии в VVII вв. Н. В. Пигулевская. Византийская дипломатия и торговля шёлком в VVII вв. Приобретение шёлка у персов Производство шёлковых изделий в Византии Византия и торговые пути Кавказа Византия, эфиопы и химьяриты Византия и арабы Шелкопряд в Империи Средняя Азия в Византийской торговле шёлком Е.Ч. Скржинская. Генуэзцы в Константинополе в XIV в. М. А. Шангин. Письма Арефы – новый источник о политических событиях Византии 931934 гг. I. Избрание на Патриаршество Феофилакта (Время патриаршества 6. II. 93327. II. 956 г.) F. 112. Григорию Ефесскому Арефа Смиренный, Архиепископ Кесарии Каппадокийской Примечания II. События в Пелопоннесе в 934935 гг. F. 94. Απολογητικς. F. 94 Апологетик Примечания Краткие сообщения и заметки Б.Т. Горянов. Первая Гомилия Григория Паламы, как источник к истории восстания зилотов М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теодорих I Великий (ок. 454–526), остготский король в 471–526 гг. (не путать с Теодорихом I (419–451), королем вестготов), основатель Остготского королевства в Италии (493 г.) – 166, 170, 171, 222, 263 Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс, ок. 160 – после 220), юрист, раннехристианский писатель, радикальный отрицатель языческой культуры – 106 Тиверий , византийский император в 568–572 гг. – 192, 238, 239, 242 Тит Флавий Веспасиан (39–81), римский император в 79–81 гг. – 105, 177 Тиллемон Луи-Себастьян де (Le Nain de TIIIemont, 1637–1695), французский антиковед, аббат – 49 Тозер X. Ф. (Tozer), издатель сочинений Г. Финлея – 54 Тотила (ум. 552), остготский король Италии с 541 г. – 199, 200 Трибониан (1-я пол. VI в.), византийский юрист, квестор «священного дворца» (смещен с должности после восстания Ника в 532 г., восстановлен в 534), в 533 г. магистр оффиций, в 528–533 гг. член кодификационных комиссий по изданию первого и второго Кодексов и глава комиссий по составлению Институций и Дигест Свода законов Юстиниана Великого – 207, 208, 212, 223 Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920), правовед и философ – 100 Тураев Борис Александрович (1868–1920), востоковед-египтолог, ассириолог, эфиопист, создатель русской школы историков древнего Востока – 275 Турки Никола (Turchi), итальянский византинист – 74 Уитмор Томас (Whittemore, 1871–1950), американский историк-византинист и археолог – 262 Ульфила (Вульфила, † 383), просветитель готов, переводчик Библии на готский язык – 141 Успенский Константин Николаевич (1874–1917), историк-византинист – 87, 88, 340, 351,362 Успенский Федор Иванович (1845–1928), византинист, директор Русского археологического института в Константинополе, редактор «Византийского временника» – 79, 80, 82–86, 89, 113, 139, 163, 165, 172, 221, 271, 300, 308, 328, 329, 336, 362, 376, 450 Фальмерайер Якоб Филипп (Fallmerayer, 1790–1861), немецкий византинист – 59, 246–250 Федор Алексеевич , русский царь в 1676–1682 гг. – 212 Фемистий (ок. 317–390), ритор и философ, один из крупнейших представителей «второй софистики», руководитель высшей школы в Константинополе, синклитик (член Константинопольского сената), префект Константинополя – 185

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Тираж еще более уменьшился, а распространение журнала ограничилось самым узким кругом лиц и институций, так что в настоящее время выпуски 1918 г., особенно три последних летних выпуска, издававшиеся в Сергиевской типографии, представляют чрезвычайную библиографическую редкость. Достаточно сказать, что номера журнала, вышедшие в 1918 г., отстутствуют не только в нынешней библиотеке Московской Духовной Академии, но также в Исторической и Синодальной библиотеках г. Москвы. Помимо типографий Академия состояла в непосредственных контактах с писчебумажными фабриками, как, например, с «Горбатовской писчебумажной фабрикой Г. Способин и К-о», напрямую доставлявшей бумагу в редакцию «Богословского вестника» (1892-1893). И в последующие годы редакция имела особое попечение о приобретении бумаги, которая пересылалась в типографию Троице-Сергиевой Лавры. Тираж журнала в 1892 г. составил 2 400 экз., в 1893-1911 гг.- 1500-1800 экз., с 1912 г.- 800-900 экз. Несомненно, что распространение журнала до определенной степени соответствовало спросу. Первое место среди подписчиков занимало белое духовенство, городское и сельское. Ко второй многочисленной группе относились духовные школы. Затем шли архиереи, монастыри, светские учебные заведения, библиотеки. Журнал выписывался заграничными учеными центрами, например, Русским Археологическим институтом в Константинополе: по словам директора института известного византолога Ф. И. Успенского «журнал часто требуется славянскими и русскими посетителями института и ... имеет для нас важное научное значение» 16 . Неприкосновенный капитал журнала, заключавшийся в процентных бумагах, в конце 1909 г. составлял 13000 руб 17 . Поскольку для полноценной деятельности журнала денег, выручаемых с его продаж, не хватало (первоначально подписная цена за год составляла от 6 до 8 руб. 18 ), немаловажную роль в поддержании его существования стали играть субсидии. Начиная с 1 янв. 1911 г. субсидия на издание «Богословского вестника» составила 2500 р. в год 19 . Ежегодно назначалась комиссия, состоявшая из трех человек, которая проверяла приходно-расходные книги редакции журнала и хранящиеся на складе книги 20 .

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

1) Жизнь и деятельность Ф. И. Успенского – основоположника русского византиноведения (проф. А. Г. Гогалов-Готлиб); 2) История славянских народов в трудах Ф. И. Успенского (проф. М. В. Беляев); 3) Источниковедение истории народов СССР в трудах Ф. И. Успенского (доц. Н. Н. Коровяков); 4) Византия и итальянский гуманизм в трактовке Ф. И. Успенского (проф. Н. Н. Розенталь); 5) Двадцать лет работы Русского археологического института в Константинополе под руководством Ф. И. Успенского (доц. М. Ф. Болтенко). Этими докладами охвачена лишь часть многогранной учёной деятельности Ф. И. Успенского. Проф. А. Г. Готалов-Готлиб выразил надежду, что сессия послужит стимулом к объединению лиц, работающих в области истории и филологии, для возрождения в Одессе занятий по византиноведению и славяноведению. Одесса в прошлом была крупным центром византиноведения и славяноведения; необходимо всемерно стремиться к тому, чтобы увеличить кадры одесских византинистов и славяноведов и создать условия для плодотворной их работы над такими научными проблемами, которые связаны с жизненными интересами нашего отечества. В университетском здании открыта обширная выставка, отражающая развитие у нас византиноведения и славяноведения со второй половины XIX в. до наших дней. На выставке имеются отделы: I. Русское византиноведение до семидесятых годов XIX в. II. В. Г. Васильевский и его школа. III. Ф. И. Успенский и его школа Одесский период его деятельности, 2) Константинопольский период, 3) Ленинградский период]. IV. Византинисты вне двух основных школ. V. История славянских народов. VI. Византийское искусство. Выставка рассчитана на продолжительный срок, чтобы дать возможность путём лекций и объяснений познакомить с ней студентов и педагогов одесских школ. Византийская группа Института истории АН СССР В ноябре 1943 г. при Институте истории АН СССР была создана группа византиноведения во главе с членом-корреспондентом АН СССР Е. А. Косминским. Первое заседание группы состоялось 11-го ноября 1943 г. На этом заседании руководитель группы Е. А. Косминский поставил перед советскими византинистами задачу всестороннего расширения исследовательской работы в области византиноведения, как отрасли исторической науки, в которой русские учёные занимали одно из ведущих мест в мировой науке. Е. А. Косминский ставил целью работы группы объединение и сплочение вокруг единого центра всех советских византинистов; подготовку новых научных кадров, возобновление преподавания истории Византии; пропаганду византиноведения путём устройства лекций, докладов; издание учебной и популярной литературы; обследование советских рукописных фондов для издания новых, неопубликованных до сих пор источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В высшей степени, однако, сомнительно, чтобы дальнейший шаг к завладению всей предбалканской Болгарией сделан был болгарами так скоро, как это изложено у историка Феофана. Первой задачей болгар было, конечно, подчинение независимых славянских племен в предбалканской Болгарии и защита своих границ. На юге в особенности следовало укрепить балканские проходы и обезопасить себя со стороны империи. Согласно этой цели племя северян поселено было у прохода Берегава или Рашкого для защиты и наблюдения самой важной позиции; другие племена защищали южные и западные границы со стороны аварского царства. Что касается Аварского каганата, имевшего расположение между Дунаем и Тиссой, то он был к тому времени значительно ослаблен двояким движением среди славян в VII в.: со стороны Кувера в Македонии и со стороны Само в Чехии и Словакии. Дальнейшим шагом к утверждению болгар на Балканах было основание ими хринга или укрепленного аула поблизости от Шумлы, в местности Абоба. Остатки этого укрепления, в котором была столица болгарских ханов прежде основания ими новой столицы при самой подошве Балканских гор в так называемой Великой Преславе (ок. 821г.), сделались предметом подробного изучения со стороны Русского археологического института в Константинополе и бросили обильный свет на славянские древности. Но, прежде чем сообщить результаты сделанных наблюдений над раскрытой раскопками института болгарской столицей, проведем несколько дальше внешнюю историю болгарского ханства. Преемники Аспаруха до конца VII в., имя которых не сохранилось в древнем перечне, очень хорошо поняли необходимость передвижения от берегов Дуная к югу и, укрепившись на обширной равнине, представлявшей больше удобства для содержания и пастбища коней, начали, по выражению византийского летописца, шириться и надменно относиться к соседям, и грабить, и подчинять себе принадлежавшие империи селения и крепости. Чтобы обезопасить себя против новых соседей, которые начали угрожать своими наездами фракийским городам, империя принуждена была согласиться платить болгарам ежегодную дань (679).

http://sedmitza.ru/lib/text/442820/

1 Славянский моливдовул принадлежит Русскому Археологическому Институту в Константинополе и издан в первый раз Б. А. Панченком в Известиях Р. А. Института, т. VII. Вслед за тем моливдовул издан с объяснениями: Schlumberger, Sigyllorgaphie byzantine; Панченко, Каталог моливдовулов, «Известия» т. VIII и отдельно; Svoronos, Journal international de numismatique. 2 Первый издан автором настоящей статьи в «Известиях Русского Археолог. Института В К-поле», т. III, стр. 109: Τακτικν ν πιτμ γενμενον π Μιχαλ κτλ. Второй переиздан с дополнениями и исправлениями профессором Bury, The Imperial admin. System in the Ninth Century. London, 1911. 5 Литературные указания по изданию и исследованию папирусов можно находить в прекрасном издании Wesselly, Studien zur Palaeographie und Papyruskunde, XIII, S. 20. Literatur der Papyruskunde 1905–1912. Значительным оживлением открытие папирусов отразилось на изучении Египта и Малой Азии. В этом отношении следует отметить важные работы: Rosmowzew, Studien zur Geschichte des römischen Kolonats. Leipzig, Teubner. 1910; Zucker, Beiträge zur Kenntnis der Gerichtsorganisation im ptolemäischen und römischen Aegypten (Philologus-Supplementband XII); Semeka, Ptolemäisches Processrecht. München. 1913. На французском Bouché Leclercq, Histoire des Lagides и позднее появившийся труд Histoire des Séleucides. Paris. 1913; L e s q u i e r, Les institutions militaires de l’Égypte sous les Lagides. Paris 1911. Что касается применения вновь открывающегося материала к римско-византийскому периоду, в этом отношении, за исключение м некоторых и притом совершенно случайных явлений, пока еще нельзя назвать крупного научного предприятия. Более заслуживают упоминания: Geizer, Studien zur bysantinischen Verwaltungsgeschichte Ägyptens. Leipzig. 1910; Maspero в его статьях, появляющихся в Bulletin de l’Institut français d " archéologie orientale, Cairo; W enger, Ein nachjustiniänisches Urteil auf Papyrus, Stromateis Grazer Festgabe 1909; для общей оценки папирусов того же Wenge г, Ergebnisse der Papyruskunde für Rechtsvergleichung und Rechtsgeschichte (Archiv für Kulturgeschichte X. 4); Nicole, Les papyrus de Genève. 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В 1895 г. ассумпционисты основали в Стамбуле Центр восточных исследований, который вначале назывался Практической школой высших исследований (по образцу Парижской), а позже – Французским Институтом византийских исследований (Institut Français d’Études Byzantines). По мысли папы Льва XIII, ассумпционисты должны были заниматься религиозно-пропагандистской деятельностью среди восточных христиан. Однако та группа, которая создала в Стамбуле научный центр, посвятила себя византийским исследованиям в области истории Церкви, церковного права, сигиллографии, исторической географии Константинополя и Малой Азии. Членами института были Жан Даррузес – директор Института в течение многих лет, Венанс Грюмель, Жюль Паргуар, Виталиан Лоран, Раймон Жанен, Симеон Вайле, Иоанес Тибо, Луи Пти, Кристофер Уолтер и др. С 1895 по 1937 г. центр ассумпционистов находился в Кади-Кей (древний Халкидон), в азиатской части Стамбула. Однако политическая обстановка заставила их перебраться сначала в Бухарест, где они провели 10 лет, а затем в Париж. Они основали журнал «Эхо Востока» (Echo d’Orient, 1897–1942), который в 1945 г. стал называться Études byzantines, a c 1946 г. и до сих nop – Revue des études byzantines. Сейчас журнал является основным печатным органом французских византинистов, его издает Центр византийских исследований при Коллеж де Франс. Институт ассумпционистов прекратил свое существование из-за отсутствия новых членов и возможности заниматься преподаванием. Свою превосходную библиотеку, с большим трудом перевезенную из Бухареста в Париж, они передали Парижскому католическому институту (Institut Catholique de Paris) 2044 . Издания важнейших источников по истории Церкви – главный результат византологических исследований ассумпционистов. Даррузес издал епископские нотиции Константинопольского Патриархата – труд, необходимый историкам так же, как и археологам 2045 . Грюмель опубликовал регесты Константинопольского Патриархата с обстоятельным комментарием по вопросам церковной географии и канонического права 2046 . Жанен изучал церковную географию Византийской империи и топографию Константинополя. Первый том его исследования посвящен крупным городским и монастырским центрам 2047 , второй – Константинополю. В нем собраны и детально прокомментированы сведения письменных источников о церковных сооружениях византийской столицы, приведены также археологические данные 2048 . Лоран издал несколько томов по византийской сигиллографии, из них пятый посвящен церковным печатям – это ценный источник о епархиях и епископских центрах 2049 . Искусствовед и археолог К. Уолтер известен глубокими исследованиями, раскрывающими связи между агиографией, литургикой и иконографией 2050 . Участник XIX Международного конгресса византинистов в Москве, Уолтер опубликовал важную статью о некоторых византийских литургических терминах в контексте археологии и архитектуры 2051 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010