6) Состав епархиального съезда набирается из духовенства епархии по выборному началу, и из мирян – по желанию последних. Выборы депутатов от духовенства проходят через благочиннические съезды на трёхгодичный срок, установляемый для всех благочиний епархии с одного времени. Выборы происходят обычным порядком с указанием кандидатов записками и затем закрытой баллотировкой. В звание депутатов могут баллотироваться и псаломщики, и диаконы, обладающие образовательным цензом не ниже духовного училища и отличающиеся исправностью по службе и добрым поведением; но число таковых не должно превышать больше одного диакона и псаломщика на уезд, причём, в целях предоставления возможности пройти на каждый съезд псаломщику и диакону от данного уезда, может быть установлена очередь между уездными благочиниями; депутатами могут быть и благочинные, если должность благочинного будет выборная. Каждые 10 церквей дают своего представителя на епархиальный съезд, включая в число это и церкви бесприходные, и по одному кандидату на случай болезни или невозможности по каким-либо причинам явиться на съезд последнему. Расходы по поездкам депутатов на епархиальные съезды и на продовольствие их за время течения сессии покрываются из обще-епархиальных источников, по распределению самих съездов. Участие мирян в собраниях епархиальных съездов, с правом решающего голоса, пока можно бы ограничить предоставлением явки на эти съезды, по желанию, церковным старостам и председателям попечительств, как лицам, уже аккредитованным приходами и заинтересованным в разрешении тех или иных обще-епархиальных дел и вопросов. Число таковых представителей на первое время достаточно было бы ограничить 3-мя на каждый уезд, предоставив право благочинническим съездам уезда установить в этом отношении также очередь. Расходы по представительству на епархиальных съездах миряне изыскивают сами из собственных источников. На собрания епархиальных съездов приглашаются, с правом совещательного голоса, начальники учебных заведений и епархиальных учреждений по делам и вопросам, относящимся до сих заведений и учреждений, если съезд найдёт это нужным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20. Религиозные общества и группы верующих могут созывать религиозные съезды и совещания только по разрешению в каждом отдельном случае Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Избранные на собраниях, съездах, совещаниях, религиозные центры, 1929 г. 1962 г. 1975 г. созывается съезд всероссийский или всесоюзный на территории РСФСР или если съезд охватывает территорию двух и более краев, областей и губерний и б) от соответствующего краевого, областного, губернского или окружного административного отдела, если съезд является местным. Разрешение на созыв республиканских съездов и совещаний в автономных республиках выдастся Народным комиссариатом внутренних дел или соответствующим ему органом подлежащей автономной республики. культов при Совете Министров СССР. духовные управления и другие религиозные организации » руководят только религиозной (канонической) деятельностью объединений верующих. Они содержатся на средства, отчисляемые религиозными объединениями исключительно на добровольных началах. Религиозные центры, епархиальные управления имеют право производства церковной утвари, предметов религиозного культа и продажи их обществам верующих, а также приобретения транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке.Признать утратившей силу: 21. Местные, всероссийские и всесоюзные религиозные съезды и совещания могут избирать из среды своих участников исполнительные органы для проведения в жизнь постановлений съезда. Списки членов избранного на религиозном съезде исполнительного органа одновременно с материалами съезда представляются в двух экземплярах, по установленной Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР форме, в орган, выдавший разрешение на съезд. 21. Утратила силу – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1962 г. Признать утратившей силу: 22. Религиозные съезды и избираемые ими исполнительные органы не имеют прав юридического лица, и, кроме того, не могут: а) устраивать какие бы то ни было центральные кассы для сбора добровольных пожертвований верующих; б) устанавливать какие-либо принудительные сборы; в) обладать культовым имуществом или получать его по договору, или приобретать таковое путем купли, или арендовать помещения для молитвенных собраний;г) заключать какие бы то ни было договоры и сделки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В повестку дня благочиннических съездов, которые назывались также благочинническими собраниями и действовали под председательством благочинных, входили такие вопросы, как меры к охранению православной веры от распространения католической пропаганды (в западных епархиях), о противодействии старообрядчеству и сектантству, о миссионерстве среди иноверцев, о воскресных и праздничных беседах приходских священнослужителей с народом, о распространении в народе грамотности, об открытии и содержании церковноприходских школ, о комплектовании благочиннических и приходских библиотек. Значительное место на съездах занимала также тема церковного проповедничества. Благочиннические съезды имели попечение о состоянии приходских храмов, обсуждали меры по изысканию средств на их ремонт, на строительство новых церквей, а также на содержание духовенства и причтов. На благочиннических съездах уделялось внимание религиозным и нравственным качествам клириков, их поведению в храме и вне храма, на съездах разрешались недоумения и конфликты между клириками, принимались меры по исправлению нерадивых священнослужителей и причетников. Епархиальной властью благочинническим съездам предоставлялись определенные права и полномочия. Съезды по докладу благочинного выносили суждения о проступках и о заслугах клириков, которые доводились до сведения епархиальной власти и служили основанием для прещении или награждения достойных. Съезды от своего имени объявляли замечания и выговоры клирикам, налагали на провинившихся денежные штрафы, рассматривали жалобы прихожан на священнослужителей и принимали меры по ним в пределах своей компетенции либо в более важных случаях и при более серьезных обвинениях, которые признавались справедливыми, докладывали дело епархиальной власти. В связи с учреждением в большинстве епархий в конце 1860-х годов благочиннических советов, которые избирались баллотировкой всего духовенства благочиннического округа с последующим утверждением избранного кандидата епархиальным архиереем, обязанности съездов и советов распределялись следующим образом: разбор дел, связанных с проступками клириков, был передан в благочиннические советы, а за съездами остались вопросы пастырского служения. В некоторых епархиях благочиннические советы по докладу благочинного или его помощника рассматривали неблагополучную ситуацию в том или ином приходе, если она не была типична для всего округа, а в последнем случае дело переносилось на благочиннический съезд. В отдельных епархиях благочиннические советы были подчинены съездам и отчитывались перед ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Постановлением Думы 25 января 1908 г. в комиссию по старообрядческим вопросам были переданы 67 законопроекты Министерства внутренних дел: 1) проект правил о старообрядческих и сектантских общинах; 2) об упорядочении гражданско-правового положения старообрядцев и сектантов, браки которых не записаны в метрические книги; 3) о предоставлении льгот по пересылке почтовых отправлений старообрядческим и сектантским общинам, образованным и действующим на основании Именного Высочайшего Указа 17 октября 1906 г. Важнейшим был первый законопроект за 4793, который рассматривался в заседаниях комиссии с февраля 1908 года по март 1909 года при участии товарища министра внутренних дел сенатора Крыжановского, директора департамента общих дел Арбузова, товарища обер-прокурора Св. Синода Роговича и обер-секретаря Св. Синода Исполлатова. Законопроект этот был направлен еще в Думу 2-го созыва, а после ее роспуска перешел в третью в неизменном виде 68 . Старообрядческая комиссия внесла в правительственный законопроект некоторые существенные дополнения 69 . Связывая свободу совести со свободой религиозной пропаганды, большинство комиссии признало, что между «оказательст-вом», которое уже дозволено, и «проповеданием» нельзя провести точной грани. Поэтому комиссия признала возможным предоставить старообрядцам право не только исповедовать, но и свободно проповедовать свою веру как среди старообрядцев, так и среди лиц, принадлежащих к другим вероучениям или вероисповеданиям. Во-вторых, было признано необходимым предоставить старообрядческим общинам право объединяться в съезды на основании особых правил, утверждаемых министром внутренних дел. Этим, по мнению большинства комиссии, нисколько не умалялось достоинство господствующей Православной Церкви, не имевшей соборов в качестве постоянного установления, так как съезды старообрядцев не могут отождествляться с церковными соборами. К тому же, раз на деле такие съезды собираются, то для государственной власти даже выгоднее узаконить существующее явление, чтобы обеспечить за собой возможность наблюдения и вмешательство в деятельность съездов в случае уклонения их от законного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Говорят также, что духовные депутаты при значительное скопление и ведут себя не совсем хорошо в городах и на самых съездах. На это, конечно, должно обращать внимание, кому следует. Нравы духовенства, вообще, говоря, требуют исправления. Но, сколько нам известно, духовные лица при собраниях на съезды ведут себя гораздо серьезнее и приличнее, чем при разных других собраниях. Указывают наконец и на то, что епархиальные съезды представляют не мало и коммерческих сторон, что духовные депутаты не умеют на съездах и складно выражаться, и последовательно рассуждать о своих делах. Но где же им и научиться последовательно рассуждать и складно говорить в общественных собраниях, если для них закрыты будут всякого рода общественные собрания и рассуждения? На иных однако же совещаниях духовных съездов производят совсем иное впечатление. При весьма незначительной самостоятельности и при крайне ограниченном круге предметов, предоставленных ведению епархиальных съездов, они успевают делать очень не мало в том направлены, какое им указано. Другой вопрос – можно ли удовольствоваться этим направлением, предоставленным на первых порах самодеятельности духовенства. Но что в духовенстве есть довольно задатков для серьезной самодеятельности, этого отрицать никак нельзя. И еще большую силу и правильное направление получать эти задатки, когда в церковной самодеятельности, кроме ближайшего участка клира, дано будет место и мирскому приходскому элементу. Главный и существеннейший упрек, какой может быть сделан нашим епархиальным съездам, должен состоять в том, что съезды эти еще не представляют у нас правильного, последовательного, твердо поставленного выражения совещательного или соборного начала в жизни церковной, а являются чем-то случайным, отрывочным, чем-то введенным в жизнь по чьей-то личной воле и легко могущим подвергнуться уничтожению по другой личной воле. Сфера их самостоятельности незначительна, пределы деятельности ограничены, направление, данное им, одностороннее; в самом составе их выразился исключительно сословный характер. Получив случайное место в епархиальном управлении (главным образом в целях материального улучшения быта духовенства), эти совещательные учреждения не имеют ни под собой твердой почвы в развитии совещательного начала в самой приходской жизни, ни над собой завершения – в восстановлении соборного характера высшего церковного управления. Ясно поэтому, что нужно в настоящее время не подавлять какие бы то ни было зачатки ‘самостоятельна™ выражения совещательного начала в жизни церковной, а расширять их вверх и вниз, устанавливать на твердых основах, освобождать от всякого исключительного характера и односторонняя направления, чтобы соборное начало жизни церковной, составляющее по идей существенную характеристическую черту православия, было выражено в нашей церкви во всей возможной полноте. IX. О более правильном устройстве приходских и благочиннических собраний, епархиальных съездов и окружных епископских соборов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Еще более требуют того другие церковные интересы – интересы религиозные, нравственные, духовно-административные, и т. д. Когда церковным собраниям предоставлено будет обсуждать и все эти вопросы, и когда в обсуждении их будут принимать участие не только члены клира, но и миряне, – само собою сгладится и исправится нынешнее одностороннее и материальное направление епархиальных съездов 20 , Делаются епархиальным съездам и еще разные мелкие упреки преимущественно людьми, желающими их отмены. Например, указывают на то, что отправления депутатов на съезды стоять духовенству и самим церквям значительных расходов. Но, сколько нам известно, само духовенство ни мало не отягощается подобными расходами. Если же по местам на эти расходы, без согласия прихожан и церковных старост, прямо употребляются церковные средства, то это конечно злоупотребление, которое следует прекратить. Указывают на то, что поездки на эти собрания отвлекают многих духовных лиц от исполнения приходских обязанностей. Но исполнение приходских обязанностей, при отлучках священнослужителей из приходов до случаю съездов, может быть обеспечено другими ближайшими священнослужителями более правильно, чем в другие времена при разных других отлучках, которых однако-же вполне устранить и избежать нельзя. Подобно этому можно, пожалуй, сказать, что и епископам не нужно собираться на соборы, чтобы епархии не оставались без правителей во время их путешествий туда. Но в древней церкви так не рассуждали, хотя и не менее чем ныне заботились о правильном устроены всех церковных дел. Указывают и на то, что скопление значительного числа духовных лиц в городах, где собираются съезды, обращает на них внимание праздных людей и дает повод к глумлениям разного рода. Об этом, конечно, серьезно говорить нельзя. И притом скопление духовенства в городах по поводу съездов бывает не более значительно, чем вообще при начале так называемых духовно-училищных третей года, когда духовные лица свозят детей из домов в школы, т. е. в начала августа, после рождественских и после пасхальных праздников; съезды же большею частью и приспособляются к этим срокам, когда многим духовным лицам и без того приходится бывать в городах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

После издания указов «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905) и «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (17 окт. 1906) началась массовая регистрация старообрядческих общин, строительство церквей и моленных, открытие школ, создание общественных орг-ций старообрядцев. В 1912 г. в Барнаульском, Бийском и Змеиногорском округах было зарегистрировано ок. 65 старообрядческих общин различных согласий, из них ок. 45 принадлежали к Белокриницкому (входили в состав Томско-Алтайской старообрядческой епархии). В нач. XX в. регулярно собирались съезды (см. Съезды старообрядцев ) и соборы (см. Соборы старообрядческие ) алтайского старообрядчества: после 1905 г. неск. съездов провели поморцы, часовенные, неокружники , в 1906-1928 гг. регулярно проводились съезды старообрядцев Томско-Алтайской епархии, в июле 1917 г. прошел краевой съезд старообрядцев всех согласий (поповцев, беглопоповцев, поморцев и часовенных), в к-ром участвовало ок. 100 чел. В 1918-1919 гг. старообрядцами Томско-Алтайской епархии издавался ж. «Сибирский старообрядец» . В 20-30-х гг. XX в. на Алтае были закрыты все старообрядческие церкви, молитвенные дома и мон-ри. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. началась регистрация сохранившихся общин (прежде всего поморского и Белокриницкого согласий). Н. А. Старухин Католичество. Католич. приходы существуют в Барнауле, Славгороде, поселках Волчиха, Тальменка, Гальбштадт, селах Дружба, Шумановка, Романовка, Анисимово, Курочкино, Загайново и Луговое. Католики появились на территории А. к. в 1908 г., когда в окрестностях Славгорода поселились переселенцы с юга Украины, исповедовавшие католичество, тогда были открыты костелы в селах Новороманово, Отрадное и Константиновка, в Славгороде. В советское время католич. общины были ликвидированы. В 1983 г. был зарегистрирован католич. приход в районном центре Волчиха. 18 июня 1996 г. новый костел в Славгороде освятил кард. Георг Стацинский. Протестантизм. К 2000 г. лютеран. общины в А. к. действовали без регистрации в органах юстиции, в 28 населенных пунктах края существовали группы лютеран, нек-рые из них насчитывали до 65 чел.

http://pravenc.ru/text/115126.html

А другие пастыри хотя и устроили у себя попечительства, но устроили их, как и очень многое устрояется в духовенстве, ради одной формы, ради пустого казанья. Потребуйте от этих батюшек отчёта о деятельности их попечительств, за подписом всех членов с точным обозначением дней собраний и предметов, подвергавшихся на них обсуждению, – мы уверены, что эти воздушные попечительства закроются. Существуют они – потому что не спрашивают об них, не требуют в них строгого отчёта. Иные пастыри и начали действовать по программе попечительства; но от своей неумелости поставили на первом плане вопрос об улучшении своего быта и начали развивать его только с экономической точки зрения. Члены попечительства с первого же раза поняли, какими преимущественно земными помышлениями проникнут их председатель, – увидели, что мзда у него на первом плане – и потеряли всякое сочувствие к новому учреждению. Дело христианское, таким образом, было проиграно с первого же раза. Церковные попечительства не привились, как должно, к жизни пастыря Церкви; но они непременно должны быть в каждом приходе, как лучшее проявление жизни каждой общины и лучшее условие развития в ней религиозно-нравственных интересов. Съезды духовенства могли бы оживить деятельность духовенства и выработать стройный порядок и образ действования пастыря Церкви в различных случаях его жизни. Съезды духовенства заведены со введения нового училищного устава, который дал духовенству право попечения над училищами своего округа. Круг деятельности их обозначен в очень ограниченном виде. В первую пору открытия их, лица, избранные на съезд, пользуясь доселе невиданным собранием пастырей, порывались на них заявлять и о нуждах епархиальной жизни. Даже некоторые преосвященные в числе вопросов, подлежащих обсуждению на съезде, давали вопросы и об епархиальных нуждах и делах. Но этому порыву скоро был положен конец, и заявляющие поплатились за это недёшево. В некоторых епархиях съезды были подчинены контролю консисторий – и секретарь консистории наперёд всех обсуждений, как древний глашатай при совершении жертвоприношений, изрекал волю своего владыки, на которую никто не смел заявить протеста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В Астраханской епархии Высокопреосвященный Феогност святительствовал 4 года и 4 месяца, но и в это короткое время сделал много для блага епархии и оставил светлое воспоминание о себе до сего времени. Граждане Астраханской губернии, не знакомые, конечно, с административной архипастырской деятельностью Высокопреосвященного Феогноста, вспоминают его особенно за его приветливость, простоту, доступность и особенную способность применяться к понятиям и интересам тех лиц, с которыми ему приходилось беседовать. По-этому, при поездках Высокопреосвященного по епархии, жители, особенно уездных городов, как более просвещенные, чем сельские, всячески искали случая побеседовать с ним. И Владыка не отклонял таких бесед, во время которых нередко располагал своих собеседников на благие начинания, напр., на благоустройство храма, заведение школы и т. п. Для благоустройства Астраханской епархии Высокопреосвященным Феогностом сделано, между прочим, следующее: С целью представить духовенству большее участие в его собственных делах, возбудить в нем стремление к взаимному содействию и обмену мыслей, по предметам церковной практики и вообще церковно-приходской жизни и ее благоустройства, Высокопреосвященным Феогностом учреждены благочиннические советы и благочиннические съезды. Благочинническим советам, состоящим из благочинного и двух священников, выбираемых самим духовенством, представлено было право: аттестовать духовных лиц своего округа, представлять их к наградам, разбирать дела по проступкам, не требующим формального следствия, разбирать недоразумения, ссоры, личные оскорбления и т. п. Благочинническим съездам представлено было право: избирать членов благочиннического совета, депутатов на съезды духовенства и духовников; обсуждать те вопросы, которые предлагаются Епархиальным Начальством на разсмотрение съездов духовенства: обсуждать меры для приведения церквей в большее благолепие, для более благообразного совершения богослужения, для более усиленного проповедания Слова Божия, для воздействия на раскольников и других сектантов, для искоренения пороков в прихожанах, для открытия церковных попечительств, школ, библиотек, обезпечение вдов, сирот и т. п. Учреждая благочиннические советы и съезды, Владыка ожидал, что они принесут несомненную пользу, и надеялся, что они будут побуждать духовенство к более деятельному и сознательному исполнению своих обязанностей. Действительно, эти учреждения Высокопреосвященного не могли не поднять духа и энергии духовенства, тем более что Высокопреосвященный ввел выборный порядок назначения благочинных: благочинные избирались самим духовенством и утверждались Высокопреосвященным. А чтобы благочинные, прежде не получавшие никакого жалованья, могли иметь более удобств к исполнению своих многосложных и требующих не малых личных расходов обязанностей, благочинническими съездами, по предложению Владыки, назначено было им вознаграждение от 140 до 300 руб. в год, смотря по району благочиния.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди сект особое внимание было уделено толстовству. Обсуждались и причины, способствовавшие проникновению сект в рабочую среду, — тяжелое положение рабочих и отсутствие духовного просвещения. Съезд предложил организовать при фабриках, заводах и железнодорожных мастерских религиознонравственные беседы и чтения для рабочих в праздничное и свободное время. На заводах, где трудилось более 250 рабочих, для их обучения было рекомендовано открывать церковно-приходские школы. Говорилось также о необходимости устройства миссионерских школ для подготовки православных деятелей из народа. Такой опыт у Церкви уже имелся, школы были открыты в семи епархиях — Томской, Саратовской, Самарской, Донской, Тамбовской, Екатеринославской и Вятской С. 864]. Для обмена опытом съезд предложил созывать епархиальные миссионерские съезды, а также был поднят вопрос о создании Всероссийского миссионерского общества для борьбы с расколом и сектантством. По отчету III съезда (1897) был издан циркулярный указ Св. Синода «Об основаниях к признанию сект особенно вредными и о мерах противодействия развитию раскола и сектантства» С. 658—662]. Наиболее опасными сектами признавались те, которые носили безнравственный характер (например, хлыстовство) либо были направлены против государственного и общественного строя. В дополнение к предшествующим указам Св. Синода предлагались новые меры для противодействия сектантам. Так, епархиальным архиереям рекомендовалось содействовать учреждению в приходах братств или обществ ревнителей православия, открывать миссионерские фонды для пособий лицам, оказавшимся в бедственном положении после обращения в православие, особо заботиться о религиозно-нравственном состоянии рабочих, устраивать миссионерские школы и миссионерские курсы, — по крайней мере, в виде отделений при церковно-приходских школах. Согласно пожеланию III съезда, для обмена опытом учреждались съезды епархиальных и окружных миссионеров. С этого времени миссионерские съезды стали проходить на различных уровнях: всероссийском, епархиальном, благочинническом, уездном. Например, только в Харькове в течение 1900 г. было 17 благочиннических миссионерских съездов С. 577], а в 1902 г. прошло 24 миссионерских съезда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010