В ряду старинных русских городов не много найдется таких, которые могли бы соперничать с Ярославлем по отношению к обилию памятников церковной старины. Блестящая эпоха в истории русского церковного искусства, обнимающая века XVI-й и XVII-й, находит здесь своих многочисленных представителей в разнообразных видах художественной производительности: архитектуре, живописи, шитье, металлическом производстве. Богат также Ярославль и памятниками древнерусской церковной письменности, находящимися в церковных и частных библиотеках. Поэтому любители церковной старины весьма обрадованы были, когда стало известно, что Ярославль назначен местом VII-ro археологического съезда. Помимо тех шести пунктов, в которых происходили предшествовавшие съезды, с присоединением сюда разве еще Новгорода, лучший выбор был едва ли возможен. Так, по крайней мере, представляется дело на взгляд почитателя церковных древностей. Не много здесь памятников от древнейшей эпохи до XVII в., тех памятников, которыми изобилует Новгород и отчасти Киев, но памятники XVII в. встречаются во всех старинных ярославских церквях, а число этих церквей весьма значительно. Весьма вероятно, что большая часть древнейших памятников церковной утвари, икон и т. п. погибла здесь во время страшного пожара 11 июня 1658 года, когда сгорел почти весь город и 29 городских церквей. Выстроенные же вскоре после этого пожара церкви остаются в целости до настоящего времени. Вот причина того, почему большинство существующих ярославских церквей производит своим внутренним убранством более или менее однообразное впечатление, вот объяснение факта того необычайного оживления художественной деятельности в Ярославле в XVII веке, которое невольно обращает на себя внимание при осмотре ярославских церквей. Не имея намерения говорить о всех вообще церковных древностях Ярославля, мы постараемся передать в кратких чертах результаты занятий съезда по этому предмету, равно как и по предмету церковных древностей вообще, затем указать важнейшее содержание археологической выставки при съезде, отметить пункты археологических экскурсий членов съезда, наконец сообщить, в виде материала для будущих исследований, наши наблюдения над стенописями ярославских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАВИТНЕВИЧ Владимир Зенонович (2.04.1853, с. Литвяны Минского у. и губ. (ныне Узденского р-на Минской обл.) - март 1927, Киев), проф. Из семьи потомственного священника. Окончил Узденское волостное приходское уч-ще, Минское ДУ, Минскую ДС (1875), СПбДА (1879) со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без дополнительных устных испытаний. В академии учился у проф. М. О. Кояловича , создателя западнорус. научной школы. Там же началась его дружба с сокурсником П. Н. Жуковичем . В 1879 г. уехал в Варшаву, где продолжил начатое в академии исследование «Палинодии» Захарии (Копыстенского) . Одновременно с сент. того же года преподавал арифметику и географию в Варшавском ДУ, а также русскую лит-ру в реальном уч-ще Панкевича в Варшаве. В 1883 г. защитил магист. дис. ««Палинодия» Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI-XVII вв.». В. З. Завитневич. Фотография. 10-е гг. XX в. В. З. Завитневич. Фотография. 10-е гг. XX в. В 1884 г. участвовал в конкурсе КДА на должность доцента кафедры рус. гражданской истории. Советом академии был единогласно рекомендован на эту вакансию по прочтении 2 пробных лекций, 14 окт. 1884 г. утвержден в должности. Его лекции привлекали много слушателей. З. входил в состав комиссии КДА для разработки программ публичных лекций по истории и словесности. Выступления З. на лекциях по сути являлись научными докладами по различным аспектам общественной и политической деятельности. С 1890 г. З. получил разрешение Совета КДА на дополнительное штатное преподавание истории в Киевском ин-те благородных девиц, где он вел этот предмет до 1914 г. С 1885 г. З. был членом Церковно-археологического об-ва при КДА, в 1888-1908 гг.- помощником секретаря об-ва. С 1892 г. член библиотечной комиссии КДА. З. освидетельствовал архивные выписки, выдаваемые Киевским центральным архивом, сотрудничал с Историческим об-вом при Имп. ун-те св. Владимира и Об-вом Нестора летописца, в котором с 1884 г. состоял членом совета, а с 1895 г.- секретарем. Вместе с проф. Н. И. Петровым был командирован от КДА на Археологические съезды: 9-й - в Вильне (1893), 12-й - в Харькове (1902), 13-й - в Екатеринославе (1905), 14-й - в Чернигове (1908). Входил в состав Имп. об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, Имп. Московского археологического об-ва, Военно-исторического об-ва, Об-ва охраны памятников старины в Киеве, был членом Комитета по разбору древних актов при киевском генерал-губернаторе. Участвовал в деятельности Богоявленского братства при КДА для помощи служащим и студентам.

http://pravenc.ru/text/182435.html

Московское А. о. провело восстановление палат дьяка Аверкия Кириллова в Москве (Дом Московского археологического об-ва), владимирского Успенского собора (1886-1890) и Успенского собора в Москве (1894-1895). В реставрационной работе соблюдался принцип коллегиальности. По указу 1889 г. согласование всех работ на архитектурных памятниках перешло к имп. Археологической комиссии . В 1909 г. была создана Комиссия по изучению и сохранению памятников старой Москвы и ее ближайших пригородов во главе с председателем об-ва П. С. Уваровой. В функции комиссии также входил сбор экспонатов для созданного в те годы Музея старой Москвы. Деятельность Московского А. о. распространялась практически на всю территорию Российской империи. Оно привлекало к работе в провинции краеведов, занимавшихся исследованием и охраной местных достопримечательностей, и в то же время стремилось создать свои структуры, как, напр., в Ростове Вел., где с 1887 г. работала постоянная комиссия по управлению Ростовским кремлем, контролировавшая все реставрационные работы. Члены об-ва занимались составлением археологических карт Киевской, Волынской, Подольской и др. губерний. Об-во вело раскопки в Московской, в Смоленской, в Херсонской, в Могилёвской, во Псковской, в Вятской губерниях, на Кавказе (в 1901 создано Кавказское отд-ние). Председателями об-ва были: в 1864-1884 гг. гр. Уваров, в 1884-1917 г. графиня П. С. Уварова. Выходили периодические издания: «Древности: Труды Московского археологического общества» (1865-1916. 25 т.) и «Древности: Труды Комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества» (1907-1915. 6 т.), издавались «Труды» нек-рых Археологических съездов (публиковались в городах, где проходили съезды), научные монографии, отчеты о деятельности об-ва. Об-вом любителей кавк. археологии (1873) был проведен в 1881 г. 5-й Археологический съезд в Тифлисе, укомплектована коллекция Тифлисского музея. Казанское об-во археологии, искусства и этнографии (1878), созданное при Казанском ун-те, изучало исторические памятники на территории Поволжья (относящиеся к истории Волжской Булгарии, Хазарского каганата, Казанского и Астраханского ханств), издавало «Известия Казанского общества археологии, истории и этнографии» (1878-1916, 1919-1929. 34 т.) и научные монографии. При об-ве существовал музей, имевший археологическое и нумизматическое отд-ния, отдел рукописей. Псковское А. о.

http://pravenc.ru/text/76468.html

председателем комиссии, образованной по делу „разбора архивов упраздненных судебных мест губерний ц. Польского». Ординарным профессором был назначен 19 окт. 1875 г., а заслуженным профессором 1 августа 1894 года. Во время профессорской деятельности он читал следующие лекции: 1) энциклопедию и методологию исторических наук, 2) источники первобытной цивилизации, 3) дипломатику и хронологию средних веков, 4) латинскую палеографию, 5) историю балтийских славян, 6) историю арабской цивилизации, 7) историю средних веков, 8) историю римской республики, 9) историю римской империи, 10) историю государственного устройства в Англии в средние и новые века, 11) историографию средних веков, Лекции его, основанный на отличном знании источников, которыми он, как редко кто, свободно и критически распоряжался, глубоко обдуманный и обработанный истинно научным методом, привлекали слушателей не только по полноте содержания, но также по изящному их изложению. Но не только этими качествами отличался покойный профессор, громадны заслуги его и в педагогическом отношении. Когда при университете были учреждены семинарии, он, при своем знании палеографии, своем спокойном критическом такте и при своей необыкновенной даровитости в сопоставлении фактов и их комбинации, на примерах учил своих слушателей, как следует определять время документов, как обрабатывать их и как ими пользоваться. Неоднократно Варшавский университет избирать его своим депутатом на различные съезды, русские и заграничные, в которых он принимал деятельное участие. Он был депутатом на археологических съездах в Петербурге 1870 г., в Киеве 1874 г., в Москве 1890 г. и в Вильни 1893 г., на Международном конгрессе по антропологии и доисторической археологии в Буда-Пеште 1875 г., в Париже 1878 г., в Лиссабоне 1881 г., в Париже 1889 г. Ученая деятельность покойного профессора была известна не только в России, но и заграничным ученым обществам, удостоившим его избрания в число своих членов. Он состоять членом Императорского Московского Археологического Общества (1875 г.), Лиссабонского Общества литераторов (1882 г.), Императорского Московского Общества истории и древностей российских (1884 г.), Императорского Одесского Общества историю и древностей (1888 г.), Петербургского Исторического Общества (1890 г.), Загребской Академии Наук (1892 г.), Краковской Академии Наук (1892 г.), Пизанского Общества любителей наук (1896 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

2460 Московский археологический институт (МАИ) – платное высшее учебное заведение, основанное в 1907 г. по инициативе Д. Я. Самоквасова, с археологическим и археографическим (архивным) отделением. Директором МАИ являлся А. И. Успенский . Функционировал на частные благотворительные средства, с 1912 г. получал государственное пособие. В 1922 г. вошел в состав ФОН МГУ. 2461 Московское археологическое общество (МАО) основано в 1864 г. по инициативе гр. А. С. Уварова для археологических исследований, главным образом в области славяно-русских древностей и для распространения в России археологических знаний. Общество также занималось охраной памятников и проведением раскопок. МАО существовало на субсидии МНП, членские взносы, продажу собственных изданий и проценты с капитала. По инициативе МАО раз в три года собирались Всероссийские археологические съезды (1869–1911). В 1917 г. председателем МАО являлась графиня П. С. Уварова, товарищем председателя Д. Н. Анучин. В 1922 г. общество было закрыто. 2462 Общество истории и древностей российских при Московском университете (МОИДР) основа­но в 1804 г. с целью изучения и публикации документов по русской истории. Существовало на государственные субсидии и выручку от продажи изданий. В 1917 г. его председателем являлся В. Г. Глазов. Официально закрыто в 1929 г. 2464 Уварова (урожд. кн. Щербатова), графиня Прасковья Сергеевна (1840–1924), археолог, организатор науки, меценат; почетный член ПАН (1894). В 19-летнем возрасте вышла замуж за графа А. С. Уварова, участвовала в создании МАО, а после смерти мужа, с 1884 г. стала бессменным председателем общества, организатором Всероссийских археологических съездов; редактировала и на соб­ственные средства издавала труды МАО. Вела большую и плодотворную деятельность по охране памятников Москвы. Основные труды посвящены археологии Кавказа. В годы гражданской войны эмигрировала в Сербию, где пользовалась денежной поддержкой МИД ЧСР (так называемая русская акция). В последние годы жизни работала над историей МАО.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало научной карьеры Н. В. Покровского было ознаменовано устойчивым интересом к памятникам искусства древнехристианского периода, сформировавшимся в результате первого заграничного путешествия 1876–1877 гг. Впервые прикоснувшись к этой теме в диссертации «Места богослужебных собраний христиан до времен Константина Великого », Покровский, оказавшись за границей, приступает к углубленному изучению архитектуры христианского храма, и в первую очередь архитектуры древнехристианской базилики. Этой проблемой наряду с вопросом о характере живописи катакомб и ранней историей изображения Богоматери определяется тематика его первых научных публикаций. 95 Следом за отчетами о заграничной командировке, напечатанными в «Журналах заседаний академического Совета», появляются серия статей и монография, красноречиво свидетельствующие о незаурядных способностях молодого ученого. Рассмотрение проблемы истоков древнехристианского искусства, отдельных вопросов христианской символики и, наконец, архитектуры христианского храма 96 вызывает широкий резонанс в ученой среде. 97 Проблема генезиса древнехристианской базилики оказывается отправной точкой в дискуссии двух русских ученых – Η. Ф. Красносельцева и Н. В. Покровского , упорно отстаивавших каждый свою позицию по данному вопросу. 98 Как справедливо отмечал ученик и биограф Н. В. Покровского Н. В. Малицкий, повышенный интерес Н. В. Покровского к искусству древнехристианского периода поддерживался в первое время не только свежестью личного знакомства ученого с древнехристианскими памятниками, но и необходимостью отработать для студентов лекции сначала по отделу археологии первых веков христианства. 99 В дальнейшем этот интерес постепенно затухает и сменяется стойкой привязанностью к памятникам византийского и древнерусского искусства. Промежуток между первым и вторым (15 января 1888 – 1 января 1889 г.) учеными путешествиями Н. В. Покровского за границу можно смело назвать периодом накопления и систематизации научных знаний. Работа в библиотеках и музеях, приобретение опыта общения с памятниками древности, начало сотрудничества в ученых обществах и комиссиях, новые личные контакты способствовали научному росту исследователя. Уже в 1880 г. он избирается действительным членом Русского археологического общества и принимает активное участие в его деятельности; 100 с 1881 г. регулярно командируется на Всероссийские археологические съезды, организуемые Московским археологическим обществом, а с 1887 г. входит в число действительных членов Общества. 101 В 1886 г. Покровский был привлечен к сотрудничеству в Императорской Археологической комиссии, сверхштатным членом которой стал 11 декабря 1892 г. 102

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

148 Университет закрывался в связи со «Щаповской историей» в 1861 году, при попечителе Казанского учебного округа князе П.П. Вяземском. 152 В архиве С.В. Смоленского сохранилась афиша этого концерта (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 205). 153 Можно предположить, что речь идет об артисте оперы (басе) Федоре Кирилловиче Львове (Ермакове). Известно, что он пал в Казани, принимая участие в антрепризе П.М. Медведева в 1875–1880 годах. 154 Археологические съезды регулярно проводились в России в 1869–1911 годах по инициативе Московского Археологического общества. Казанский съезд был четвертым по счету и состоялся в 1877 году. 155 Вместо: «Post iucundam iuventutem, post molestam senectutem nos habebit humus»; to есть вместо: «После удовольствий юности, после тягот старости обратимся в прах» – «После тягот юности, после удовольствий старости обратимся в прах». – Ред. 156 Целью назначения А.Ф. Кони в Казань на должность прокурора окружного суда (с 16 июля 1870 по 20 мая 1871 года) было создание новых судебных учреждений, предусмотренных реформой 1864 года. 157 Последние годы жизни Н.Д. Дмитриева прошли в Таганроге. Впоследствии по просьбе Смоленского А.В. Преображенский посетил там побочного сына Дмитриева – Алексея Николаевича Пестова и сообщил Смоленскому 4 февраля 1898 года, что тот имеет собранные произведения своего отца и «охотно расстался бы с этим наследством, особенно в вашу пользу, так как называет Дмитриева вашим учителем. Посему я сообщаю вам его адрес, по которому вам, вероятно, удастся получить [если] не то, чего вы ищете, то может быть сведения более подробные об оставшемся после Дмитриева» (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 154). В архиве Смоленского в папке с материалами о Пасхалове и Эрарском (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 23), ставшими основой его изданных статей, хранятся и отрывочные записи о Дмитриеве. 158 Известный немецкий криминалист К. Миттермайер выступал за смягчение западноевропейских уголовных кодексов; отмена смертной казни, внесенная в «основные права» немецкого народа в 1848 году, во многом обусловливалась влиянием его идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сколько горьких, печальных рассказов, скорбных сообщений пришлось выслушать на заседаниях секции... Всюду слышалось наболевшее сердце, даже озлобленное от неуверенности, что завтра не —351— явится мысль о раздаче предметов древности по церквам ими просто о закрытии древнехранилища, которое требует некоторых забот, средств у епархии... Это слезница... Рассказывали самые невероятные вещи... И с завистью выслушивалось сообщение о прекрасном отдельном помещении церковно-археологического музея, которое выстроено или уступлено просвещенными, понимающими все значение и пользу от последнего епархиальными властями. Конечно, причину этой неустойчивости и, вообще, условности существования церковно-археологических учреждений нужно видеть, главным образом, в том, что наши епархиальные средства очень малы, не хватает на вещи первой необходимости: известно, например, как часто епархиальные съезды закрывают параллельные классы в женских учебных заведениях по недостатку средств для содержания 40–50 учениц и платы преподавателям. Между тем, такое громадное значение, религиозно-культурное имеют, несомненно, церковно-археологические музеи... Если храм Божий есть особое живое единство, одушевление мертвого материала настроением верующей души, если все в храме, каждая вещь служить этой цели, должно иметь особое высокое значение, то не ясно ли, что к тому же должно приводить и знакомство с памятниками церковной древности, заключенными в витрины? Трудно, почти невозможно теоретически доказать, заставить человека бережно, почтительно относиться к святым предметам, которые потеряли свою практическую ценность, но сохранили ценность религиозную. Но достаточно показать ему эти предметы церковного обихода, объяснить и обратить его внимание да то, как живо, выпукло выражалось религиозное чувство, глубокая вера наших предков, как они старались внешней формой передать зрителям свой искренний глубокий религиозный мир, чтобы каждый создал свою нравственную обязанность сохранять эти церковные древности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОКРОВСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Профессор И. М. Покровский. Фото из журнала " Эхо Веков " , из личного архива О.В. Троепольской, внучки профессора И.М. Покровского Иван Михайлович Покровский ( 1865 - 1941 ), доктор церковной истории, ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви Казанской духовной академии Родился 17 января 1865 года в селе Колударове Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1880 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду , в 1886 году - Тамбовскую духовную семинарию по I разряду . Служил псаломщиком в церкви Липецка , затем надзирателем в Тамбовском духовном училище . С 1889 года - надзиратель 2-го Тамбовского духовного училища. В 1891 году поступил в Казанскую духовную академию . В 1895 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. С 1896 года - исполняющий дела доцента этой кафедры. В 1898 году получил звание магистра за диссертацию " Русские епархии XVI-XIX в.в., Том I: XVI и XVII в.в " и утверждён в звании доцента . С 1905 по 1907 год состоял редактором журнала " Известия по Казанской епархии " . В 1906 году произведён в чин статского советника. В 1907 году удостоен ученой степени доктора церковной истории. С 16 июня 1908 года - сверхштатный профессор, с 25 октября утверждён в звании экстраординарного профессора Академии. С 19 августа 1909 года - ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви. Составил обстоятельные исторические описания монастырей Казанской епархии по заказу настоятелей этих обителей: Седмиезерной пустыни , Свияжского Иоанно-Предтеченского . Советом духовной академии направлялся её представителем на XI, XIV и XVI всероссийские археологические съезды в Киев , Чернигов и Псков . За литературные труды был избран пожизненным действительным членом Владимирской губернской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивной комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Кроме того, он был одним из учредителей и членом церковного историко-археологического Общества Казанской епархии.

http://drevo-info.ru/articles/13671949.h...

90 . Монашествующие с высшим богословским образованием занимают наравне с другими лицами, получившими высшее образование, административные и преподавательские должности в духовных учебных заведениях, и пользуются всеми правами на пенсию на общих основаниях. XV. Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство. 91 . Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство основывается для объединения ученых иноков в целях плодотворного служения Церкви на различных поприщах церковно-просветительской деятельности и для братской взаимопомощи. 92 . Иноческому Всероссийскому Церковно-Просветительному Братству предоставляется, по возможности, несколько монастырей и один из них непременно в Москве. 93 . Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство осуществляет: а) религиозно-просветительскую деятельность чрез учреждение и содержание нарочитых духовных учебных заведений (высших: академий и других, средних и низших и школ специального пастырского и миссионерского характера), обслуживаемых преимущественно иноками, издательство, составление учебных руководств, переводы святоотеческих творений, разработку древне-богослужебных книг и нот и другие работы научно-богословского, церковно-исторического, канонического и литургического характера, б) благовестничество и в) благотворительную деятельность в тех же просветительных целях. 94 . Одною из главнейших задач Иноческого Всероссийского Церковно-Просветительского Братства является научная разработка высших богословских вопросов. 95 . При братской академии состоит, действующий на основании особого устава, ученое содружество, имеющее целью специальную разработку богословских, церковно-исторических и археологических вопросов. 96 . Братство имеет свою типографию и издает свои печатные органы. 97 . Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство пользуется правами юридического лица по приобретению всякого рода имуществ и владению ими, а равно и в других предусмотренных общими законами отношениях. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. – М.: Издание Соборнаго Совета 1918. с. 13–41]

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010