1700 Желудков и Любарский. Материалы переписки по литургическим вопросам см.: Желудков. Литургические. 1703 Антоний (Блум; 19.6.191404.08.2003). Родился в Лозанне в семье российского дипломата. Окончил биологич. и мед. ф-ты Сорбонны, был практикующим врачом. В 1939 тайно принял монашество. Участвовал во II мировой войне и франц. Сопротивлении. 1948 – священник в Лондоне. 1957 – еп. Сергиевский, с 1962 архиеп. Сурожский (с 1966 – митр.). В 19661974 экзарх патриарха Московского в Западной Европе. Активный проповедник. (БРЭ II. 71). 1706 1). Согласно определению Святейшего Синода от 23-го февраля9-го апреля 1909 г. за 1377, п. 1-ый литера. б. раздел. III дополнен следующим примечанием: «Епархиальный преосвященный может представить к утверждению в должности епархиального миссионера лицо и не имеющее высшего или среднего богословского образования, но известное своими обширными знаниями в миссионерской области и отличающееся в сем деле исключительными выдающимися дарованиями». 2). Синодальным определением от 2-го22-го декабря 1908 г. за 8713 разъяснено, что в случае необходимости в епархиях могут быть назначены несколько епархиальных миссионеров-проповедников с утверждения Святейшего Синода, по представлениям епархиальных архиереев (примечание в документе). 1710 «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». 1711 Имеется в виду «Московское братство – Союз ревнителей и проповедников православия», созданное в октябре 1917 при активном участии наст. храма Василия Блаженного прот. Романа Медведя и ред. ж-ла «Благовестник» И. Борисова. Согласно уставу, братство должно было объединять православных христиан, ревнующих об освобождении и обновлении жизни церковной. К февралю 1918 при многих московских церквях были созданы отделения Братства, а его устав одобрен патриархом Тихоном. Братство организовывало лекции, которые проходили в аудиториях Московского университета (Осипова. 197198).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

2 . Очевидна необходимость немедленно созвать Собор Преосвященных Архиереев для отмены канонически неправильного решения Архиерейского Собора 1961 г., утвердившего Синодальное постановление, разрушающее иерархический строй церковной жизни. Памятуя о том, что в «Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – административная, законодательная, судебная – принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому в составе Епископов, клириков и мирян» (Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором 31 Января 1945 г.), Московская Патриархия обязана начать немедленную подготовку к созыву очередного Всероссийского Церковно-Поместного Собора с самым широким представительством. Созыв Поместного Собора в ближайшее время диктуется необходимостью общецерковного суждения о деятельности церковного управления и насущной потребностью скорейшего решения исторически назревших вопросов Церковной жизни и Церковного учительства. Для того, чтобы новый Поместный Собор не оказался послушным орудием в руках нецерковных сил, необходимо, чтобы в подготовке к этому Собору могла принять деятельное участие вся Русская Церковь . Для этого Собору должны предшествовать приходские собрания и епархиальные съезды. Только в этом случае на Собор смогут попасть клирики и миряне, действительно представляющие собой, вместе с лучшими Епископами Русской Церкви, полноту церковного сознания. Новому Поместному Собору несомненно предстоит великое поприще – возрождением русской Церковной жизни, активно послужить новому Вселенскому Возрождению Христианства. «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель; возрадуемся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых», ( Откр.19:6–8 ). «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее ( Песн.8:7 ) – движение за созыв нового Всероссийского Церковно- Поместного Собора, действительно являющего собой светлый лик Русской Церкви, началось, и милостью Божьей. не прекратится до тех пор, пока Собор этот не будет созван.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Главный и основной наш грех в том, что мы будто забыли, что находимся на чужбине, «на стране далече», и стали чувствовать себя здесь в изгнании и разсеянии, «как дома». Многие из нас — увы! — уже не хотят давать себе отчета в том, почему мы находимся заграницей, вместо того, чтобы утешаться жизнью в родной стране, и стараются примириться с этим своим положением, слиться вполне с окружающей нас жизнью — «ассимилироваться», рабски подражая во всем людям, среди которых мы живем, и думая лишь о том, как бы получше устроить в новых условиях свое материальное благополучие, свой «благобыт», с готовностью пожертвовать ради этого даже своими духовными ценностями, вплоть до самой своей веры.    Впрочем есть среди нас и такие, которые мечтают о спасении и возрождении России и о возвращении на Родину и даже создают здесь разного рода политические и патриотические организации с этой целью, периодически устраивая собрания и организуя съезды. Но и они, в большинстве случаев, грешат тем, что не хотят понимать, почему именно стряслась над нашей Родиной такая страшная катастрофа, и продолжают жить заграницей с теми же мыслями и чувствами, с теми же настроениями, которые как раз и привели ее к этой катастрофе. Они не хотят произвести в себе единственно-спасительной коренной перемены - не хотят по-настоящему покаяться. А потому все их, иногда, быть может, и очень благие и искренние намерения и стремления остаются плодом мертво-рожденным — ни к чему не приводят да и никогда ни к чему положительному не приведут, оставляя у всех только горький осадок разочарования.    Вся жизнь современных христиан во всем совершенно противоположна тому, чего требует от нас истинное христианство. Люди, носящие звание «христиан», в нынешнее время, в большинстве случаев, даже не думают, к чему обязывает их это звание и нисколько не стараются об исполнении евангельских заповедей, ведя образ жизни вполне языческий. А потому никак нельзя сейчас жить, «как все». Ныне более, чем когда-либо в прошлом, необходимо помнить изречение св. Апостола Иакова: «Не знаете ли, что дружба с мipoм есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мipy, тот становится врагом Богу»  (Иак. 4:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

А иногда — опыт. Священник читал, молился, исповедовался, был руководим большим человеком, чем он, и он может вам посоветовать. А иногда, как я сказал раньше, он должен научиться молчать. И вы должны это молчание принимать с уважением, потому что это значит, что он настолько вас уважает, что он не хочет вам с легкостью дать совет, который не достоин вашего покаяния. Иногда бывает, очень редко бывает, что священник не может дать разрешительной молитвы. От чего это может зависеть? Это может зависеть от того, что человек так исповедовался, что ясно, что он ничуть не кается в том, что он сказал, что он где-нибудь вычитал список грехов, выложил вам, а теперь, пожалуйста, давайте ему разрешительную молитву и допустите его до причастия. Это бывает. И это очень трагический момент, с одной стороны, а с другой стороны, это может быть спасительный момент, потому что спасительный момент в том заключается, что человек вдруг поставлен перед лицом того, что одними словами ты не отделаешься, что ты не можешь просто сказать: ну, да, вот, то-то и то-то сделал и с тебя, батя, довольно, что что-то должно другое случиться. Мне вспоминается рассказ из жизни отца Александра Ельчанинова. Верно, некоторые из вас слышали уже то, что я сейчас говорю, но это  вещи очень важные, которые должны повторяться, потому что мы их забываем — не памятью, а нутром. В 20-х годах были съезды молодежи во Франции. И на одном из этих съездов был офицер, который участвовал в Первой мировой войне и в гражданской, и который пришел к нему на исповедь. И он сказал: «Отец Александр, я могу вам исповедовать всю свою жизнь, я ее продумал, я знаю, что в ней злого, не приемлемого ни для Бога, ни для людей, но раскаяния у меня никакого нет. У меня сердце каменное, я ничего не чувствую. Я могу вам дать перечень грехов, но они для меня просто пустые слова». И отец Александр ему сказал вещь, которая требовала большой духовной глубины и смелости человеческой. Он сказал: «Я тебя слушать не буду. Завтра я буду служить литургию. Перед литургией, когда весь съезд молодежи будет собран, ты выйди перед царскими вратами и скажи, что вот, отец Александр не принял моей исповеди, потому что во мне нет покаяния и мне велел, или вернее посоветовал, исповедоваться перед всеми вами в надежде, что вы мне поможете». И он начал исповедь свою. Он ожидал, что когда он начнет говорить о своих грехах, весь съезд окаменеет и как бы от него отойдет или как-то внутренне его начнет отталкивать. И вдруг он почувствовал, что весь этот съезд молодежи открылся состраданием, болью души, разверз объятия свои, и он был так поражен этим ответом съезда, ответом множества молодежи, которое готово было его принять, несмотря на всю его греховность, что он разрыдался и всю свою исповедь мог сказать уже со слезами и получить разрешительную молитву о грехах истинно исповедованных.

http://pravmir.ru/video-mitropolit-anton...

Между тем, если бы в каждом уездном городе под руководством епископов устроены были съезды с выяснением задач приходской церковной жизни, то это дело прекрасно, без ошибок двинулось бы вперед. А сейчас или его нет, или оно ведется очень дурно. Кроме общецерковных целей, которые должны осуществлять приходские организации, в инородческих епархиях, где православные прихожане окружены со всех сторон иноверцами, очень полезно устраивать со всеми ревнителями православия религиозные чтения на нравственно-догматические темы. Это должны делать пастыри под руководством архипастырей, потому что пастыри организовать этого и не сумёют, да и слишком мало имеют авторитета, чтобы паства за ними пошла. Этот авторитет пастырским начинаниям могут дать только архипастыри, и с их благословения дело приходской жизни и может наладиться. За этими первыми шагами в приходской жизни нужно принять самые энергичные меры ко введению церковной дисциплины: до отлучений от Св. причастия и до восстановления дисциплины кающихся. Это совершенно необходимо среди иноверного населения, как магометанское. Иноверцы при нынешнем положении церковной дисциплины никак не могут определить, в чем же заключается церковная жизнь христиан, где она кончается и где начинаются преступления против нее. Это поселяет в среде иноверных великий соблазн и отталкивает более немощных от Церкви. Главное же, – нужно изъять из употребления нетрезвость священнослужителей и считать ее отныне за самый тяжкий порок; рядом с безобразием священнослужителей никакая миссия невозможна и, конечно, у таких изленившихся пастырей невозможен и расцвет приходской жизни. А, разумеется, ведь только от безделья приходского и являются типы неисправимых алкоголиков среди нашего духовенства; между тем, святой труд на пользу своей паствы может спасти и пастырей от их духовной гибели. Мы кончили свои статьи, обращенные к православной России, о тяжком положении православия среди приволжских инородцев. Эти заметки, конечно, очень не полны, – здесь пропущены такие важные стороны церковной жизни, как постройка молитвенных домов среди православных в таком количестве, чтобы их было не менее магометанских мечетей. Но мы указали здесь на главнейшее, опуская подробности, и чувствуем, что эти подробности сами войдут в жизнь, когда будет выполнено самое важное, т. е. когда воскреснет церковно-приходская жизнь. Заканчиваем наш маленький труд теми словами из пророчества Иезекииля ( Иез.3:18 ), которые одушевляли нас к этому труду: «Когда Я (говорит Господь) скажу беззаконнику: смертию умрешь! а ты не будешь вразумлять беззаконника и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но, если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою»...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Пр. Макарий согласился с ходатайством духовенства об учреждении съездов, но предварительно предложил консистории составить нужные для этих съездов правила. Консистория в своем заключении о пользе учреждения благочиннических съездов и советов пошла еще дальше духовенства означенных двух благочиний. По её мнению, эти съезды послужили бы, с одной стороны, к сокращению переписки и числа дел и к скорейшему производству оных. С другой стороны, полагала консистория, в виду того, что Литовская епархия, по своему географическому положению, прилегала к Курляндии и Пруссии и Царству Польскому «и постоянно подвергалась разным злонамеренным действиям, преимущественно направляемым в православную среду, в которой разнородность элементов и шаткость убеждений ставили духовенство в самое затруднительное положение и в невозможность единичными силами противодействовать означенному злу, съезды облегчили бы эту борьбу, при коллективном обсуждении мер, какие, на основании сгруппированных сведений и наблюдений, могли бы быть приняты при всякой случайности». Указав за тем на то, что «духовенство в настоящее время возводилось на высшую степень порядка, получало другое положение в общественной сфере, почему и со стороны оного необходимо было соответствующее устройство и забота о приобретении новейших (?) данных, способствующих деятельности духовенства в исполнении своего долга, и что уставами семинарий и училищ требуется участие духовенства в деле воспитания и образования будущих служителей алтаря, для чего уже учреждены окружные училищные съезды», – консистория нашла полезным учредить съезды – для решения споров и маловажных дел на местах событий, по примеру третейского суда, – съезды третейские; для обсуждения дел по благочиниям – съезды благочиннические и для рассмотрения дел общих по епархии и учебной части – съезды епархиальные; окружные же училищные съезды – оставить в действии, как учрежденные еще в 1867 году, вследствие указа св. Синода и распоряжения епархиального начальства. Правила для сих съездов были составлены первоначально самим протоиереем Гомолицким, неожиданно, при либеральном веянии в епархии, превратившимся в либерала из прежнего консерватора, каким заявил себя при митрополите Иосифе; и правила эти консистория предположила было ввести в действие с 1870 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Несмотря на различие подходов местных епархиальных властей, выборное начало все же набирало силу. Но не благодаря всплескам эмоций Н. Елагина , М. Морошкина, Д. Ростиславова и их сторонников или желаниям обер-прокурора. Сама жизнь повела духовенство и епископат по этому пути. Необходимость срочного поиска средств на обеспечение духовных учебных заведений и социальные пособия выбывшим за штат, бедным и многое другое способствовала развитию выборного начала. Духовно-училищные епархиальные съезды, собиравшиеся со времени введения новых уставов духовных учебных заведений для выборов представителей в правления училищ и семинарий, превратились в важный элемент епархиального управления. Практика показала, что только они могли находить дополнительные источники финансирования. Поэтому вскоре перечень обсуждаемых вопросов разрастается, включая не только сборы с причтов и открытие параллельных классов, но также учреждение женских епархиальных училищ, изменение учебных программ, социальное обеспечение и даже учреждение епархиальных свечных заводов, оживление пастырской деятельности, развитие ЦПШ и т. д. Однако действовали они в рамках канонического права: повестка дня формировалась епархиальной властью, она же созывала съезд. Ни одно решение съезда не могло быть реализовано без санкции архиерея, да и само исполнение ложилось опять же на консисторию и благочинных. Поначалу на съезды депутатов избирали от десятков причтов. Но расширение практики съездов потребовало активизации духовенства на местах. Таким образом, этот процесс вдохнул силу в нижний уровень выборного начала. В благочиниях распространяются тоже съезды и советы духовенства. Благочинные съезды обязаны своим происхождением Минской епархии, где они выросли из собраний-соборов священников по благочиниям с целью обсуждения проблем борьбы с католичеством, распространения грамотности в ,народе, катехизической деятельности и т. д. В других епархиях толчок их развитию дала реформа духовной школы. Именно на этих съездах стали избирать депутатов на окружные и епархиальные училищные съезды. Для руководства съезды, собиравшиеся с разрешения епархиальной власти, вырабатывали особые правила. На них избирали благочинных, уточняя круг их обязанностей и определяя источники вознаграждения; решали спорные вопросы и проблемы практики причтов; разбирали конфликты между причтами и благочинными или внутри причтов; осуществляли надзор за поведением духовенства и исполнением пастырских обязанностей и т. д. Съезды могли накладывать штрафы на сумму от 25 коп. до 5 руб. за проступки. Деньги шли в фонд социального обеспечения 1162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уполномоченные от церквей, монастырей и священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах (24 ст. Полож. о земск. учреж.; Ук. Син. 1875 г. 24 февр. за 5). От причта той церкви, при которой числится земля в количестве, удовлетворяющем законному имущественному цензу, на предварительные избирательные съезды (для выбора уполномоченных) должны являться настоятели церквей и в случае невозможности для настоятеля один из членов причта, по избранию прочих членов причта, и в первом случае настоятель представляет на съезд удостоверение от благочинного в своей личности, а во втором случае избранный и уполномоченный от причта – акт своего избрания, подписанный всеми членами причта, представителем которого он является на съезд, и удостоверенный также подписью благочинного (Ук. Син. 1875 г. 24 февр. за 5). Хотя по общему правилу – 24 ст. положения о земских учреждениях, предварительные съезды для выбора уполномоченных от мелких землевладельцев, учреждений и священнослужителей созываются местным предводителем дворянства (смотря по местным удобствам, один общий съезд для всего уезда или отдельные съезды по становым участкам), но, по смыслу Ук. Син. 1875 г. 24 февр. за 5 п. 2 и применительно к ст. 30–32 Положен. о земских учреждениях, предварительное избрание причтами из своей среды уполномоченных на земские съезды избирательные может быть производимо на благочиннических съездах, под руководством местных благочинных (Разъясн. и определ. Сам. Еп. Нач. 1879 г. февр. 3-го в Сам. Еп. Вед. 1879 г. 7). Благочиннические съезды, избирая уполномоченных на земские съезды должны иметь в виду ст. 1841 Св. Зак. т. II, которой требуется, чтобы число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определялось количеством земли, принадлежащей только тем, которые лично явились на съезд, полагая одного уполномоченного на пространство земли, требуемое местным имущественным цензом, и что только лично явившиеся (а не давшие доверенность, которая на предварительных съездах не допускается) имеют право голоса на съездах мелких землевладельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Внеепархиальная миссия организуется, во-первых, областная или, если будут введены митрополичьи округа, окружно-митрополичья, – она совершается в пределах нескольких епархий, наиболее тесно связанных между собою общностью миссионерских нужд, – и, во-вторых, всероссийская, совершаемая в пределах всей Православной Русской Церкви. А. Областная или окружно-митрополичья миссия Она протекает в пределах миссионерской области; в случае введения в жизнь Церкви митрополичьих округов, миссионерские области совпадают с ними в территориальном отношении. В каждой миссионерской области миссия устрояется на началах исключительно духовного единения деятелей миссии епархий, входящих в состав данной области. Внешним выражением этого единения служат областные миссионерские съезды. Эти съезды созываются не более как через каждые два года епископом миссионерско-областного города, по соглашению с преосвященными епархий области. Инициатива в созыве съездов может исходить и из епархий области, через подлежащего епархиального епископа, или яге от лица его. Областной епископ является почетным председателем съездов. На съезды приглашаются представители всех видов миссии, а равно и специальные миссионеры епархий области, причем каждый делегат посылается на средства подлежащей епархии. Съезд сам избирает себе председателя и определяет порядок и предметы своих занятий. Постановления съездов представляются чрез областного епископа на утверждение Св. Синода или того учреждения, которое, по решению Всероссийского Поместного Церковного Собора, заменит собою Св. Синод. Б. Всероссийская миссия Она также устрояется на началах исключительно духовного единения деятелей миссии епархий, входящих в состав Православной Русской Церкви. Внешним выражением этого единения служат всероссийские миссионерские съезды. Эти съезды созываются с утверждения Св. Синода, не более как через каждые пять лет центральным при Св. Синоде органом православной миссии, по предварительному соглашению с тем епископом, в епархии которого имеет быть съезд. Означенный епископ является почетным председателем съезда. Инициатива в созыве съезда может исходить: а). от епархиальных миссионерских съездов через своего епархиального епископа, б) от областных миссионерских съездов чрез областного епископа, в) от предыдущего всероссийского миссионерского съезда, г) от Центрального при Св. Синоде органа православной миссии и д) наконец, от самого Св. Синода. На всероссийские съезды приглашаются представители всех видов миссии, а равно и специальные миссионеры епархий Православной Русской Церкви; причем, каждый делегат посылается на средства своей епархии. Съезд сам избирает себе председателя и определяет порядок и предметы своих занятий. Постановления съезда через почетного председателя его поступают на утверждение Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Совершенно справедливо, что некоторые съезды, вовлечённые в сферу обще-епархиальных нужд, присвоили себе право полномочных хозяев, дозволяющих себе не только установлять разные обязательные сборы и облагать ими церковные доходы, но даже распоряжаться эксплуатацией церковных оброчных статей. Съезды – полноправные распорядители личных средств, сборов и взносов духовенства. Что же касается церковных доходов и оброчных статей, то это – священное достояние Церкви, находящееся во власти и распоряжении епископа Церкви. Посему съезды не имеют права самовольно распоряжаться сими церковными средствами и смотреть на них, как на достояние духовенства. В последнее время уже почти во всех епархиях устроены епархиальные свечные заводы, по мысли архипастырей и при широком содействии епархиальных съездов. В настоящее время свечные заводы являются для епархиального духовенства самым крупным источником доходов, кои духовенство почти целиком и употребляет на нужды своих духовно-учебных заведений. Вправе ли оно так поступать? Доход свечного завода – это собственность церквей. Поэтому было бы справедливым часть этого дохода употреблять и на нужды церквей и на миссионерское дело в епархии. Съезды имеют право проверять и улучшать ведение дела в подобных епархиальных учреждениях, но расходовать доходы могут только с разрешения и утверждения епархиального архиерея. Да и все другие постановления епархиального съезда восходят к нему же на рассмотрение, одобрение и утверждение. Духовенство епархии должно всегда иметь это в виду. Епархиальные съезды, действуя в указанных рамках, под руководством своего епархиального архиерея, несомненно, могут и дальше достигать самых благоприятных результатов. В таком смысле епархиальным съездам надобно присвоить значение действительно вспомогательного органа при епископе не только по вопросам о материальных, но и религиозно-нравственных нуждах. Об участии священнослужителей в общественных учреждениях Для более успешного проведения в жизнь народа истинно православных начал, необходимо предоставить духовенству русской Церкви право участия в деятельности общественных учреждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010