Епархиальные съезды, как вспомогательные при епископе органы управления, остаются в подчинении власти епископа, который и созывает духовенство на съезд. Но, не нарушая прав епископской власти, они имеют и известную самостоятельность, так, чтобы их решения служили действительным выражением мнения духовенства и всей епархиальной Церкви. Съезды созываются через каждые два года. В деятельности они должны сообразоваться с решениями благочиннических съездов; эти последние созываются по благочиниям не менее одного раза в год и имеют в своём составе всех членов клира и представителей от мирян, например церковных старост. На этих съездах возбуждаются вопросы для внесения в епархиальный съезд, а также предварительно обсуждаются предметы, подлежащие, по предложению епархиального начальства, обсуждению на епархиальных съездах. Кроме этой подготовительной работы, предметом занятий на благочиннических съездах служит обсуждение вопросов пастырской практики, увещание немиролюбивых членов причта, а также выбор должностных лиц по благочинию и депутатов на епархиальный съезд. Чтобы благочиннические съезды вполне удовлетворяли целям подготовительной к епархиальным съездам инстанции, для этого в Донской епархии, задолго до епархиального съезда, из консистории рассылается по благочиниям программа деятельности предстоящего съезда, а также духовенство осведомляется о ней через «Епархиальные Ведомости». Благочиннические съезды обсудят вопросы программы, и, таким образом, представитель от благочиния явится на съезд действительным выразителем мнений выбравших его. Кроме выборных депутатов, на епархиальные съезды в Донской епархии являются благочинные, как лица, стоящие под ближайшим руководством архиепископа, хорошо знакомые с жизнью приходов, получающие в частых беседах с архиепископом советы и указания для должного пастырского воздействия на жизнь приходов. Помимо вопросов экономического характера, епархиальным съездам надлежит предоставить право обсуждать вопросы веры и нравственности и вопросы церковно-богослужебной практики, а также вопросы по организации благотворительных учреждений для духовных и мирян. VII. По вопросу об участии священнослужителей в общественных учреждениях

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ввиду всех этих соображений консистория и положила учредить съезды троякого рода: для решения споров о меньших делах на местах событий по примеру третейского суда – съезды третейские; для обсуждения дел по благочиниям – съезды благочиннические; для рассмотрения дел общих по епархии и учебной части – съезды епархиальные; окружные училищные съезды остаются при своем действии. Подробные правила для всех видов съезда напечатаны в 1-м. N Лит. епарх. ведом. за настоящий год. – Вопрос о народном образовании, о степени и характере участия в этом великом деле со стороны духовенства, так долго бывший предметом пререканий и толкований в обществе, а также в светской и духовной печати, наконец, фактически решенный в пользу духовенства, которому, вместе с преподаванием Закона Божия, поручен ближайший надзор за всеми сельскими школами, кем бы они ни были учреждаемы и содержимы, – не перестает доселе обсуживаться в наших журналах. Обращаем внимание читателей на ряд статей, помещенных в «руководстве для сельских пастырей» за прошедший год, под заглавием: «Отчего не оставляют за духовенством сельских училищ», в которых обстоятельно изложены все доводы pro и contra сельского духовенства... Каковы бы ни были недостатки сельских священников, дьяконов и дьячков, как учителей народных школ, нельзя, кажется, сомневаться в том, что дело пока не может обойтись без них, что они если не лучшие, то пока единственно возможные народные учители. При тех скудных средствах, какие может уделять на этот предмет земство, в народные учители из других сословий могут идти только полуграмотные или едва грамотные мещане и отставные солдаты, которые, в весьма редких случаях, могут оказаться лучше дьячков. Прекрасным было бы делом учреждение возможно большего числа учительских семинарий вроде открытой в 1868 году земством в Новгороде; но очевидно для этого потребовались бы слишком большие средства и, при всех толках об учительских семинариях, их на всю Россию доселе существует всего три (кроме Новгородской еще Молодечнинская для западного края и, так называемые, педагогические классы при Андреевском приходском училище в Петербурге).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Эта Народная Газета, начавшая выходить с средины января, не имея определенной партийной окраски, должна быть причислена к прогрессивным органам нашей ежедневной периодической печати. В деле подъема культурного уровня у старообрядцев австрийского согласия огромную роль сыграли съезды, которые стали периодично собираться лет шесть назад. Организовали эти съезды группы прогрессивных старообрядцев для обсуждения духовных нужд своей общины [во главе их стояли Д. В. Сироткин, Ф. Е. Мельников, М. П. Бриллиантов и Нижегородский старообрядческий епископ Иннокентий (Усов)]. Съезды быстро завоевали себе симпатии самих широких слоев старообрядческого общества, и с каждым, годом на съезде стало появляться все большее число представителей от общин, раскинутых по всей России. Съезды действительно стали всероссийскими. Одна из главных задач съезда заключалась в распространении просвещения среди старообрядцев, и, когда во всей России, у всего русского народа стала усиленно работать политическая мысль, съезды не остались в сторон от общественного движения. Официальный орган старообрядчества, Старообрядческий Вестник, приветствуя новую эру, наступающую для русской жизни, писал: «17-е октября 1905 г. явилось для русских тем же, чем явилось для них 19-е февраля 1861 г. 44 года тому назад пало крепостное иго наших русских крестьян, когда они, «наши поильцы и кормильцы», получили «волю». Нынче получили и «свободу» все мы, русские граждане. .... Россия из полицейского государства стала государством правовым рядом с культурнейшими государствами Европы, где беззаконности и произволу не должно быть места, а должен царить строгий закон». Журнал приветствовал «конституционные гарантии». На этой почве и стоял московский съезд. Съезд, конечно, не отражал всех настроений старообрядчества, в котором, в сущности, происходит та самая эволюция, которая происходит и в других слоях русского общества. Политическая партия только формируется. Несомненно, среди молодого поколения, наиболее горячо отзывающегося на текущие события, готового действовать скорее под влиянием благородного чувства возмущения и отвлеченной идеологии, чем в виду реальной политики, мы встретим большой процент левых. Мы, конечно, встретим их и в других слоях. Интеллигентные старообрядцы разобьются между конституционалистами-демократами, которым сочувствуют между прочим весьма видные деятели старообрядчества, и союзом 17-го октября. Естественно, что к последней партии в силу своего общественного положения будут принадлежать капиталисты: как ни солидарна старообрядческая община, экономические интересы не могут не оказать однако самого существенного влияния на группировку политических партий и не вызвать классовой розни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Время, место и разные обстоятельства, с ними связанные, могут вызвать необходимость разрешения и других вопросов, касающихся церковной жизни и пастырской практики. Для предписанных конференций такие вопросы указываются церковной властью, а для свободных они выдвигаются участниками и ставятся на обсуждение после одобрения их властью 116 . Католические пасторалисты сознаются, что в истории католической церкви не было недостатка в примерах злоупотреблений пастырскими конференциями, когда последние превращались в обычные товарищеские собрания, развлечения, пирушки и попойки или принимали вид церковно-демократических конгрессов, на которых выявлялись развращенный дух времени и антицерковные тенденции (например, о необходимости упразднения целибата, изменения церковно-иерархического строя, изменения чина литургии и т. п.). Такие злоупотребления иногда приводили к запрещению пастырских конференций. Но общее – и клира, и высших властей – сознание чрезвычайной важности этих конференций для объединения и совершенствования работы пастырей заставляло опять и опять возобновлять их, и лишь принимались соответствующие меры, чтобы конференции отвечали высокой цели 117 . В Православной Церкви также от дней древних собираются пастырские съезды и собрания. И мы также можем разделить их на предписанные и свободные. К первым относятся съезды духовенства, собирающиеся по установленному, утвержденному епархиальною или высшею церковной властью порядку или специальным распоряжениям церковной власти. Таковы съезды епархиальные и благочиннические, собирающиеся в начале каждого года; таковы же и съезды, по распоряжению власти собирающиеся для решения каких-либо экстренных вопросов. Ко вторым надо отнести различные общественные собрания пастырей, по их собственной инициативе, с одобрения церковной власти, как и совершенно частные их собрания. Ввиду того, что в Православной Церкви пастырские съезды и собрания безусловно необходимы как весьма важное, в известном отношении единственное средство для осознания развития, возвышения и одухотворения пастырской жизни и работы, мы должны остановиться на оценке наших пастырских съездов и собраний.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Для избирания этих членов и устраиваются так называемые епархиальные съезды. В тех епархиях, где духовенство содержит на свои средства параллельные классы в семинариях и училищах, эти съезды могут собираться каждый год, в определенное самими съездами время, для обсуждения способов содержания упомянутых классов. Кроме того, епархиальные съезды могут собираться, по приглашению архиерея, для разрешения и других вопросов, касающихся духовно-учебных заведений епархии. Депутаты на эти съезды избираются лишь из приходского духовенства, в общих его собраниях по благочинническим округам, закрытою баллотировкой, по одному депутату от каждых десяти причтов, при чем право голоса предоставляется также диаконам и причетникам. На съездах могут присутствовать также духовные лица епархии, не состоящие депутатами, но без права решающего голоса. Председатель и делопроизводитель съезда избираются самим съездом. Вопросы, рассматриваемые на съездах, решаются открытою баллотировкой, по большинству голосов. Мнения меньшинства и отдельных лиц также заносятся в журналы съезда, представляемые на утверждение местному архиерею. Подобное же устройство и характер имеют и съезды окружные, для избирания членов правления духовных училищ. Духовенству предоставлены права открывать на изысканные им самим средства епархиальные женские училища. Справедливость требует сказать, что с появлением новых уставов о духовно-учебных заведениях, которыми духовенству даны права по улучшению быта их, заведения эти пошли по пути преуспеяния быстрыми шагами. Благодаря периодическим съездам духовенства, в непродолжительном времени число училищ значительно увеличилось; возросло и число учащихся; открылись новые и расширились прежние пансионы, при чем духовенство обнаружило попечение не только о сиротах, но и о детях своих бедных собратьев. Вместо прежних неказистых домиков, часто наемных, оно воздвигло под помещение этих училищ новые, обширные здания, вполне отвечающие всем требованиям современной гигиены. Духовенство обратило благопопечительное свое внимание и на улучшение быта и самого содержания воспитанников своих заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Андрей Соммер: «Всезарубежные молодежные съезды – добрая традиция Русской Зарубежной Церкви» Татьяна Веселкина С 25 июня по 1 июля 2024 года в западногерманском городе Штутгарт пройдет XIV Всезарубежный молодежный съезд. Предыдущий съезд, в котором участвовало более 100 представителей православной молодежи со всего мира, состоялся 10 лет назад в Сан-Франциско. К сожалению, пандемия ковид-19, а затем мировые конфликты на время приостановили эту традицию. В прошлом году «промежуточный» съезд молодежи из приходов Русской Зарубежной Церкви США и Канады прошел в Солт-Лейк-Сити (штат Юта) и принес замечательные результаты – как для приходов, так и для личной жизни нашей православной молодежи – в этом году было сыграно несколько свадеб! Как идет подготовка к молодежному съезду, и что ждет его участников – рассказывает заместитель председателя Синодального молодежного отдела и президент Владимирской молодежной ассоциации протоиерей Андрей Соммер. Участники XII Всезарубежного съезда православной молодежи – Всезарубежные молодежные съезды – добрая традиция Русской Зарубежной Церкви. Первый такой съезд состоялся по благословению будущего Первоиерарха РПЦЗ митрополита Монреальского и Канадского Виталия (Устинова) в 1972-м году в Монреале (Канада). Владыка митрополит пригласил принять участие в съезде православную молодежь со всех континентов, где есть приходы Зарубежной Церкви. Цель Всезарубежных съездов – объединить молодежь русского рассеяния из Германии, Северной и Южной Америки, Австралии и других приходов, разбросанных по всему миру, поддержать молодежь, чтобы она не чувствовала себя в изоляции от других молодых русских православных. Цель Всезарубежных съездов – объединить молодежь русского рассеяния из приходов, разбросанных по всему миру С тех пор по благословению Архиерейского Собора Всезарубежные молодежные съезды стали собираться в разных странах каждые 3–4 года. В Европе первый Всезарубежный съезд – XII-й – прошел в 2011-м году в Париже. Принимала съезды также Австралия, США, Южная Америка.

http://pravoslavie.ru/157423.html

Епархиальные съезды весьма полезно преобразовать в совещательный орган при епископе по вопросам обще-епархиального хозяйства и религиозно-нравственного воспитания епархии, в древнехристианский пресвитериум или «совет пресвитеров» (сравн. пр. Вас. Вел. 89-е; Феоф. Ал. 7-е; Апост. 42-е; Антиох. 24-е, 25-е). Важность такого учреждения, правильно организованного и поставленного на твёрдую почву, велика и несомненна, как не подлежит никакому сомнению и важность основной, строго канонической идеи его о живом, взаимном и постоянном обмене епископа со своими пастырями по делам вверенной епархии. В русской Церкви такого учреждения ещё нет, а существующие епархиальные съезды в своём нынешнем положении не отвечают его цели. Нашим съездам духовенства для «пресвитерского совета» при епископе недостаёт многого: ни соответственной жизнеспособности и опоры, ни регламентации дел, ни компетенции решений. Пределы деятельности наших съездов – везде узки, ограничены, а сфера самостоятельности их – вовсе незначительна. Кроме того, наши съезды сделались исключительно сословными; сословность же их может мешать им в освещении и разрешении некоторых вопросов, касающихся общей приходской жизни. Вследствие всего этого весьма желательно епархиальные съезды приблизить к древнему «пресвитерскому совету», или собору, и придать им канонический характер вспомогательного органа при местном епархиальном епископе, уничтожив их строгую сословность и расширив права и компетенцию, но отнюдь не создавая этим конституционных ограничений святительской власти. Желаемые прочность положения и авторитетность решений епархиальных съездов в значительной степени могут быть достигнуты при двух главных условиях: 1) если съезды эти будут созываться в каждой епархии регулярно, в известные, однажды установленные сроки, а не по назначению епископа и 2) если председательство на съездах примут сами епархиальные архиереи. Должны быть непременно сроки для епархиальных съездов, как своего рода соборов, по примеру древней христианской Церкви (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8) Благочиннические съезды бывают обыкновенные, собирающиеся ежегодно перед обыкновенными епархиальными съездами, и чрезвычайные, собирающиеся по приглашению благочинного: а) перед чрезвычайными епархиальными съездами для предварительного обсуждения вопросов, подлежащих решению этих последних, б) по мере накопления других дел, касающихся благочиния. 9) Как обыкновенные, так и чрезвычайные благочиннические съезды собираются в наиболее центральном и, следовательно, наиболее удобном для всех членов съезда месте. 10) Обязанности благочиннических съездов: а) выбор депутатов на епархиальные съезды, б) выбор благочинного, в) обсуждение касающихся благочиния религиозно-нравственных и хозяйственных вопросов, кои через депутатов благочиния предполагается возбуждать на епархиальных съездах, г) предварительное обсуждение вопросов, предположенных к решению на чрезвычайных епархиальных съездах, д) обсуждение хозяйственных вопросов, касающихся благочиния, е) составление сметы прихода и расхода по благочинию, ж) распределение между приходами назначенных на благочиние епархиальным съездом сумм, з) разрешение в качестве второй судебной инстанции судебных дел, не решённых окончательно приходскими советами, и) побуждение нерадивых к лучшему исполнению лежащих на них обязанностей, i) если побуждения не действуют, сообщение о таких лицах совету пресвитеров для привлечения их к суду, к) жалобы в совет пресвитеров на должностных лиц, допустивших злоупотребления. 11) Депутаты на епархиальные съезды избираются на год. Срок их полномочий начинается со дня избрания и продолжается до следующих выборов, причём члены совета пресвитеров не могут быть избраны в депутаты епархиального, а равно и благочиннического съезда. Срок полномочий депутатов на благочиннические съезды также годовой. 12) Заседаниям благочиннических съездов ведутся протоколы, копии которых пересылаются в совет пресвитеров, во-первых – как документальный материал для характеристики религиозно-нравственного и экономического состоянии епархии, во-вторых – как материал для привлечения к ответственности небрежных и допустивших злоупотребления, и в-третьих – как материал для возбуждения на епархиальных съездах таких вопросов, которые этими последними почему-либо не возбуждаются. д) Церковный суд

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не раз созывались международные снемы и для решения спорных территориальных вопросов с Польшей – таковы снемы у Берестья 83 , в чешском походе 84 , у Тарнавы 85 . В Польше (Мазовия) с начала XIII b. известны местные съезды князей с участием их администраторов и знати – colloquium, placitum, а позднее, в XIV – XV bb., – conventio generalis, съезды князей с советниками 86 . Были снемы и с Венгрией – известен снем княгини Анны с венгерским королем 87 ; с Чехией – снем Льва Даниловича с чешским королем 88 ; в русских снемах участвовали и литовские 89 , и половецкие 90 князья. После татаро-монгольского нашествия институт снемов возродился к концу XIII b. – снемы во Владимире (1296 г.), Дмитрове (1300 г.), Переяславле (1303 г.) 91 . Как видим, институт феодальных съездов (снемов) князей, общерусских, местных (внутри земель) и смесных (несколько земель) был присущ политическому строю Руси. На феодальных съездах бывали представлены князья, их союзники («братья»), и вассалы («сыновцы»), и бояре, иногда – церковная знать, позднее – и дворяне. Общерусские съезды созывались великими князьями киевскими и решали вопросы основного законодательства, распределения ленов, войны и мира с иностранными государствами, охраны торговых путей. Местные и смесные съезды решали вопросы распределения ленов, войны и мира между русскими землями, а также с соседними иностранными государствами. Известны и снемы международные, на которых правители Руси решали территориально-политические вопросы с государственными руководителями Польши, Венгрии, Чехии и других стран. Снем – орган государственной власти феодалов, решавший коренные вопросы, относящиеся к общественной организации, государственному строюи внешней политике страны. Никаких следов соборности или народоправства в его деятельности источниками не отмечено. Вече Если основное законодательство страны, если решение коренных вопросов внутренней и внешней политики находилось в руках княжеских советов и снемов, то, спрашивается, что же оставалось на долю веча? Было ли вече народным собранием, было ли оно органом власти или управления; если было, то чьим и в какой мере?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А как смотрело само духовенство на эти съезды, видно из сообщений некоторых священников, помещенных в Литовских епархиальных ведомостях, 107 из коих следовало то, что, по мнению одного священника, близко стоявшего к благочинническим съездам, эти съезды вообще не достигали своей цели, так как собиравшиеся на них со своими домочадцами и лошадьми отцы только наносили ущерб хозяину, объедая и опивая его, и в тоже время занимались на съездах неважными делами, причем, хотя в протоколах благочиннических собраний за прежние годы и встречалось много добрых суждений и постановлений, 108 но одни из них оказались мало осуществимыми в жизни, а другие остались только на бумаге. По мнению сего священника, следовало съезды если не совсем закрыть, то, по крайней мере, сократить до одного раза в год. Другой священник, указывая с иронией на то, что в его благочинии духовенство не может пожаловаться на ущерб, приносимый хозяину благочинническими съездами, причину того поставлял в том, что на благочиннические съезды не приезжали даже и те отцы, которые обязаны быть, если не для совещаний, то, по крайней мере, для выборов должностных лиц. «Они, пишет этот священник, конечно, как и везде избираются. Но как? начало, разумеется, обычное, хорошее: рассылаются всегда заблаговременно по благочинию повестки, что на такое-то число причты должны явиться туда-то на съезд, на коих члены причтов расписываются. Между тем, к назначенному числу из всего благочиния прибыли только причты двух церквей, да и то, вероятно, по оплошности, а знай они, что их соседи не поедут, надо думать, и они также бы поступили, как и оставшиеся, т.е. вручили бы доверенности один другому, а оба вместе – третьему лицу. Но при этом случалось, что и эти уполномоченные лица также не являлись, причем одни из них или вовсе не считали нужным представить причины своего отсутствия при выборах, или же указывали причины, не заслуживающие внимания, например, вследствие заказной обедни, или просто, как один выразился, по причине дальнего расстояния. Между тем, выборы не состоялись, вследствие этого, и прибывшим на оные своевременно приходилось, по получении повестки, готовиться вторично в путь, а с ним вместе и к путевым расходам, приносящим пользу только содержателю корчмы. А с появившимися ничего не делали, о них даже и помину не бывало; доверенности представили – и довольно, хотя, по долгу справедливости, следовало бы составлять акт о появившихся и поступать с ними по существующим правилам». 109

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010