Сделать распоряжение, чтобы депутаты на епархиальный и окружные училищные съезды избирались впредь по благочиниям, чтобы правило участия в сих выборах было предоставлено не одним только протоиереям и священникам, но и прочим членам причтов, и чтобы со стороны епархиального начальства были делаемы, в потребных случаях, заблаговременные оповещения и указание о времени и месте, куда должны собираться для выборов причты, входящие в состав того или другого десятка. 2. В соответствие с требованием § 31 уст. дух. училищ, сделать распоряжение, чтобы окружные съезды по Московской епархия были созываемы не менее одного раза каждый год. 3. Не установляя постоянных ежегодных епархиальных съездов, как невызываемых никакою необходимостью и не требуемых уставом семинарий, разрешить, согласно желанию духовенства Московской епархии, основанному на соображении местных удобств, созвание епархиальных съездов в первых числах сентября в те годы, когда по представлениям семинарских и училищных правлений, или по личному усмотрению Преосвященного, в съездах этих окажется действительная надобность, причем, в случаях особых и исключительных, могут быть назначаемы и экстренные съезды во всякое время года. 4. В видах обсуждение дел съездами, обстоятельного и согласного, как с потребностями духовно-учебных заведений, так, с другой стороны, с желаниями духовенства, принять за правило, чтобы о подлежащих решению съезда вопросах делались заблаговременные извещение по епархии; вопросы же, требующие предварительного обсуждение в семинарских и училищных правлениях, предлагались съездам с заключениями сих правлений. 5. Предложить на будущее время съездам, как епархиальному, так и окружным училищным, относиться к своим обязанностям с надлежащею внимательностью, без излишней поспешности, всегда вредной для успешного хода их занятий, и неуклонно руководствоваться в своих действиях теми указаниями и правилами, которые изложены по сему предмету в печатном сборнике разъяснительных к новым уставам определений Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28. 13 декабря 1872 г. По поводу которых отступлений от училищного устава, допущенных окружными училищными съездами Оренбургской епархии в 1808–1872 годах. Святейший Синод, выслушав предложенный г. исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора, от 9 сентября 1872 года, журнал Учебного Комитета по представленным протоколам бывших в 1868–1872 годах съездов духовенства училищных округов: Оренбургского и Челябинского, указом от 4 октября 1872 г., согласно заключению Учебного Комитета, между прочим, предписал Его Преосвященству 3 : 1) сделать распоряжение по епархии, чтобы в порядке избрание депутатов в состав местных духовно-училищных съездов было в точности соблюдаемо правило §21 устава, в силу которого члены съездов должны быть избираемы по одному от десяти причтов, а не по благочиниям; 2) отменить постановления Челябинских окружных съездов касательно: а) учреждения при церквах особых кружек на устройство училищных зданий; б) печатания бланок для метрических свидетельств и брачных сведений, и в) назначение трех почетных блюстителей при Челябинском училище, так как первая мера, по неудобствам ее во многих отношениях, принадлежит к числу воспрещенных уже Свят. Синодом в других епархиях (Пермской и Новгородской); вторая еще менее может быть одобрена, как имеющая характер принудительного взноса с посторонних лиц в пользу духовно-учебных заведений, а третья не согласна с училищным уставом, по точному смыслу которого (§§ 73–76) при училище не должно быть более одного почетного блюстителя; 3) отменить также, как не подлежащее, производимое съездом освидетельствование училищных сумм, библиотек и имущества, в целости и наличности которых съезды могут удостоверяться чрез членов училищного правления от духовенства, принимающих непосредственное участие в их поверке в положенные законом сроки; 4) дать знать училищным съездам, что а) присутствование съездов в полном составе на училищных экзаменах, равно как и образование ими для той же цели особых комиссий из своей среды, не предоставлено им Высочайше утвержденным училищным уставом и не представляется необходимым, так как о состоянии учебной части в училище съезды могут получать нужные сведения, согласно 22 § устава, от доверенных представителей своих в училищном правлении, членов оного от духовенства; б) съездам не принадлежит и впредь не может быть предоставлено право ходатайства о награждении служащих при училище лиц, а тем менее право присуждение им наград, так как подобное отношение к делу подрывает авторитет и начальственное значение смотрителя, который может расходиться с воззрениями съезда, между тем как на смотрителе, вместе с правом ходатайства о награждении учителей, лежит главная ответственность за благосостояние училища по всем частям и в особенности в учебно-воспитательном отношении; в) съезды не имеют права постановлять решение о приеме на казенное содержание и вмешиваться в распоряжение о приеме детей в училище: дела этого рода, по силе §41 п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 26. Районная группа общин управляется местным Советом, а всем Союзом руководит Главный Совет. Главный Совет и местные Советы являются исполнительными органами, избираются и действуют в пределах правил и инструкций, вырабатываемых съездами. Местные съезды разрешаются Губисполкомами, а в порядке внутренней дисциплины Главным Советом. Всероссийский Съезд разрешается НКВД. Местные Съезды ведают интересы районного характера. Всероссийский Съезд решает вопросы, имеющие значение для всего религиозного объединения Союза. Главный Совет является апелляционной и кассационной инстанцией для местных Советов. § 27. Главный Совет избирается Всероссийским Съездом, а местные Советы – местными Съездами сроком на один год. До избрания главного Совета и местных Советов деятельностью Союза руководят временные Советы. Как Всероссийский Съезд, так и местные Съезды созываются не менее одного раза в год. § 28. Всероссийский Съезд и местные Съезды избирают как наличный состав Советов, по 11-ти человек, так и кандидатов к ним в количестве 5-ти человек, которым пополняются в течение года убыли членов Совета. § 29. Советы выделяют из своей среды Президиум в составе пяти лиц для ведения всей текущей работы. § 30. По мере организации местных отделений Союза таковым предоставляется право делегировать своих представителей в состав Главного Совета. § 31. Главный Совет и местные Советы (епархиальные и окружные) развивают свою деятельность на основании настоящего Устава, в пределах действующего законодательства Советской Власти. СРЕДСТВА СОЮЗА § 32. Средства Союза составляются из: а) добровольных пожертвований; б) от продажи и распространения всякого рода изданий; в) всяких других поступлений. Примечание: Принудительные требования членских взносов не допускаются. § 33. Настоящий Устав СЦВ в основных своих положениях может быть изменён только Всероссийским Съездом Союза. § 34. Союз прекращает свою деятельность или по распоряжению органов Власти, или по постановлению Общего Собрания Союза, для чего требуется не менее двух третей голосов присутствующих членов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

С. П. Мельгунов . · Эта «Народная Газета», начавшая выходить с середины января, не имея определенной партийной окраски, должна быть, причислена к прогрессивным органам нашей ежедневной периодической печати. В деле подъема культурного уровня у старообрядцев австрийского согласия огромную роль сыграли съезды, которые стали периодично собираться лет шесть назад. Съезды быстро завоевали себе симпатии самых широких слоев старообрядческого общества, и с каждым годом на съезд стало появляться все большее число представителей от общин, раскинутых по всей России. Съезды действительно стали всероссийскими. Одна из главных задач съезда заключалась в распространении просвещения среди старообрядцев, и, когда во всей России, у всего русского народа стала усиленно работать политическая мысль, съезды не остались в стороне от общественного движения. Официальный орган старообрядчества, «Старообрядческий Вестник», приветствуя новую эру, наступающую для русской жизни, писал: «17-е октября 1903 г. явилось для русских тем же, чем явилось для них 19-е февраля 1861 г. 44 года тому назад пало крепостное иго наших русских крестьян, когда они, „наши поильцы и кормильцы», получили «волю». Нынче получили и „свободу» все мы, русские граждане... Россия из полицейского государства стала государством правовым рядом с культурнейшими государствами Европы, где беззаконности и произволу не должно быть места, а должен царить строгий закон». Журнал приветствовал „конституционные гарантии». На этой почве и стоял московский съезд. Съезд, конечно, не отражал всех настроений старообрядчества, в котором, в сущности, происходит та самая эволюция, которая происходит и в других слоях русского общества. Политические партии только формируются. Несомненно, среди молодого поколения, наиболее горячо отзывающегося на текущие события, мы встретим большой процент левых. Мы, конечно, встретим их и в других слоях. Интеллигентные старообрядцы разобьются между конституционалистами-демократами, которым сочувствуют, между прочим, весьма видные деятели старообрядчества, и союзом 17-го октября. Естественно, что к последней партии в силу своего общественного положения будут принадлежать капиталисты: как ни солидарна старообрядческая община, экономические интересы не могут не оказать однако самого существенного влияния на группировку политических партий и не вызвать классовой розни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

12) Для потребностей миссии и для снабжения епархиальных миссионеров необходимыми книгами и пособиями учреждаются в епархиальных городах епархиальные миссионерские библиотеки. Книгами из этих библиотек могут пользоваться и уездные миссионеры, а равно и ревнители Православной Церкви. Списки книг для миссионерских библиотек составляются, главным образом, епархиальными миссионерами, а книги приобретаются с разрешения епархиального Преосвященного. в) Епархиальный миссионерский совет. 1) В каждой епархии учреждается в епархиальном городе «Епархиальный миссионерский совет». 2) Епархиальный миссионерский совет состоит под председательством епархиального архиерея или лица, им назначенного. 3) Члены епархиального миссионерского совета назначаются епархиальным Преосвященным из духовных и светских лиц, опытных в миссионерском деле, или сочувствующих оному. Епархиальные миссионеры состоят непременными членами епархиального миссионерского совета. 4) Епархиальный миссионерский совет, находясь в непосредственном ведении только епархиального Преосвященного, сосредоточивет у себя все сведения о состоянии и делах внутренней миссии в епархии, заботится о развитии миссионерской деятельности, обсуждает все относящиеся к внутренней миссии дела и мероприятия. 5) Совет изыскивает средства на содержание епархиальной миссии, в нем сосредоточиваются все миссионерские суммы, поступающие из разных источников, и к началу каждого года им составляется и представляется на утверждение епархиального Преосвященного общая смета прихода и расхода сумм по содержанию епархиальной миссии. IV. Внеепархиальная миссия. (Всероссийские и областные миссионерские съезды). 1) Внеепархиальные съезды могут быть областные и всероссийские. 2) Означенные съезды должны иметь своей задачей: а) водворение полезного для дела миссии единства в действиях миссионерских лиц и учреждений (братств, обществ, комитетов и др.) разных епархий, б) предупреждение тех миссионерских мероприятий, которые оказались на практике или нецелесообразными, или бесплодными, или даже вредными для миссии, в) подробное ознакомление со лжеучениями, догмы которых подвергаются быстрым и частым изменениям, г) выяснение литературных нужд миссии, а также разрешение вопросов миссионерской полемики и методики, д) совместное обсуждение вопросов школьной миссии, и е) выяснение материальных нужд миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Зная, как нельзя лучше, умственное и нравственное состояние священников моего округа, я, по состоянию каждого из них, приготовил для них книги и пригласил к себе. В собрании я разъяснил, сколько гибели приносит нам наше одиночество и безделье, и цель съезда. Давая каждому книги, я слегка набросал содержание каждой, постарался заинтересовать ими и просил в следующий съезд рассказать в собрании то из прочитанного, что особенно найдёт каждый интересным или, может быть, непонятным. Были между нами два священника слабых и нередко дозволяющих себе нетрезвость. Мы сделали им дружеское увещание и взяли честное слово не пить до следующего нашего съезда. Тут же положили съехаться, чрез два месяца, у священника-соседа. Этот второй съезд был оживлённее первого: каждый из нас дал как бы отчёт в том, что сделано им в эти два месяца и каждый рассказал, что прочёл он. Мы говорили об обязанностях священника, отношениях к приходам, о сельских школах, о воспитании собственных детей и пр. И люди нетрезвые сдержали слово — не пили. Я был в восторге от этого съезда. Мы положили при этом устроить окружную благочинническую библиотеку. Два года мы съезжались чрез каждые два месяца. Но случалось, что или сильные дожди, или метели, или домашние какие-либо обстоятельства не давали съезжаться всем, особенно потому, что наши съезды были всего на один день. Кроме того, два села отстоят от меня в 50-ти верстах, а одно даже в 70-ти. Этих священников обременяла и самая отдалённость. А так как я только преимущественно наделял книгами и дом мой поместительнее домов других священников, то съезды, почти исключительно были у меня. Но, мало-по-малу, охота к съездам охладела почти у всех и пошло: то тот под каким-нибудь предлогом, не приедет, то другой и, наконец, все священники стали просить меня, чтоб я не собирал их. И — съезды наши прекратились. Но я видел в них большую пользу и расстался с ними с крайним прискорбием. Опытом узнавши пользу съездов, я советую моим собратиям, где местные условия более благоприятны, устроять подобные же съезды. Они много влияют на улучшение и умственного и нравственного нашего состояния.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

Епархиальные, и в значительно большей степени, всероссийские миссионерские съезды конца XIX – начала XX вв. положили начало объективной и самокритичной оценке положительного и отрицательного опыта миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в «узком» и «широком» смыслах понятия «миссия», накопленного за долгие годы. Съезды всесторонне систематизировали и обобщили значительный исторический опыт миссионерских деяний, выразив его в конкретных докладах, обсуждениях и положениях директивных документов самих съездов и Св Синода. Миссионерские съезды, соблюдая твердую преемственность, четко сформулировали цели и задачи миссионерской деятельности РПЦ (преимущественно во внутренней ее миссии). Изначально формулировка цели внутренней православной миссии звучала следующим образом: «Охрана православия и всего народа от религиозных заблуждений и возвращение на путь истины от веры отпавших» [цит. по 53, с. 490], в последующем она расширилась и трансформировалась в следующую: «укрепление в православной вере и христианской жизни чад Православной Церкви и из них особенно тех, которые обуреваются различными неправославными учениями и одержимы порочною жизнью, возвращение в лоно Церкви отпавших от нея в иные религиозные учения, вразумление христиан инославных исповеданий, и просвещение Евангельским светом людей безрелигиозных и враждебных религии» с. 50]. Динамично меняющаяся ситуация жизни в России, изменяющая традиционные методы осуществления миссии Православной Церкви в этих нестабильных условиях, требовала не только единства миссионеров и их согласованных действий, но и принципиального изменения подходов к организации миссии РПЦ, в первую очередь методов внутренней миссии. На передний план, по решениям миссионерских съездов, выдвигалась первоочередная задача: миссия среди русского народа, привлечение к делу миссии всех православных воцерковленных прихожан. Главнейшей при этом была определена «народно-приходская миссия». Деятельность миссионерских съездов была весьма разносторонней, решались вопросы: организационные и научно-методические, учебные и подготовки миссии, практической миссии, в разных условиях ее осуществления, материально-финансовой ее поддержки, и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Именно, предполагается, что духовенство будет от каждых десяти причтов избирать по одному уполномоченному на съезды окружные и епархиальные, а эти съезды будут избирать членов правления от духовенства как в училища, так и в семинарии, и принимать ближайшее участие в судьбе своих учебных заведений. На этих-то съездах и откроется возможность лучшим в епархии людям выказать себя... – Непременно явится и явится скоро... В первый выбор, может быть, во главе съездов станут «прихвостни», но они непременно натворят глупостей: пожелают высказать свое я и подслужиться начальству, вздумают все вопросы решать по-своему, с своей собственной точки зрения или с точки зрения на все вопросы консисторской братии и вооружат против себя молодежь... Здесь будет и начало, и конец их деятельности на съездах: в следующий же раз большинство, при избрании председателя съезда, забаллотируют их и тем заставит отступить на задний план, а там они, однажды так публично оплеванные, вовсе не захотят являться на съезды, потому что сочтут низким для себя быть равными простым, рядовым священникам... И останется тогда одна молодежь нечванная и нечиновная, энергичная и свободная в своих суждениях на съезде... Явись тут один деловой человек, неутомимый труженник, литератор и не низкопоклонник, стань он во главе съезда, и тогда все пойдут за ним, и съезды сделают много доброго и полезного для духовно-учебных заведений и для всего духовенства... А такой один человек в епархии всегда найдется и непременно всегда будет стоять во главе всех съездов духовенства и сумеет провести благие идеи в среде членов съезда епархиального... Разумеется, злоба врагов, интриги всех этих мутноводских «хвостов» на первое время не будут дремать над этим главою съездов. Они будут стараться всеми силами повредить ему, но никогда не восторжествуют над ним, потому что они будут лишь сильны вне съезда, но на съездах злоба эта и интриги будут бессильны. Все господа «прихвостни» будут существовать сами по себе, а съезд епархиальный сам по себе... не съезд будет подчиняться их интригам, но они сами будут подчиняться решениям епархиального съезда... И председатель съезда, как главный его деятель, целою головой всегда будет стоять выше всех этих интриганов, а весь съезд в целом своем составе будет первою силою в епархии... Он будет ведать дела учебных заведений, но вместе будет невольно касаться и дел епархиального управления...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Будем надеяться, что финляндский и могилевский съезды только начало нового положения съездов. Польза таких съездов несомненна, а для настоящего времени только такие съезды и имеют положительное значение. Ими особенно нужно дорожить в виду предстоящего великого церковного дела. Мы знаем, что Поместный собор всероссийской Церкви не воспрещен, а только отложен до более благоприятного времени. Следовательно, духовенство должно готовиться к нему, выясняя нужды церковного дела и на местах вырабатывая меры к удовлетворению этих нужд. Съезды, в форме живых бесед епископов с паствою о церковных нуждах, служат для этого наилучшим средством. Духовенство зовут к революции, которая по существу есть реформа, идущая снизу против верха. Это не церковное дело, потому что вытекает из вражды, а не из любви, составляющей душу церковной жизни. Истинно церковное дело осуществляется в союзе любви, а форма такого союза есть церковная молитва и живая беседа членов Церкви, возглавленных епископом. Почему до сих пор мало таких съездов? Потому, что епископы далеко стоят от пресвитеров и мирян. Почему это случилось, об этом отлагаем речь до другого раза. А теперь скажем, что от взаимного отчуждения страдают епископы не меньше, чем священники и миряне. Дай Бог, чтобы грядущая церковная реформа нашла выход из тягостного положения. Но для этого ее руководители должны с особенною внимательностью присматриваться к таким живым явлениям, как могилевский съезд. VII раздел Отношение между епархиальной властью и духовенством. Стремление духовенства к самоуправлению. Ограничение епископской власти. Необходимость пресвитерского участия в управлении, как совещательного органа. Выборное начало в управлении церковном. Опасность церковной анархии. Признаки анархии – забастовки духовных семинарий. Связь этого движения с общественным настроением. Его корни – в прошлом положении духовенства. Необходимость единения архипастырей и пастырей для достижения церковных преобразований и умиротворения страны. Для защиты Церкви от внутренних и внешних врагов и для церковных преобразований, сообразных каноническим положениям и требованиям времени, необходимо призвать на общую работу не только иерархов, но и все белое духовенство и мирян, исповедующих церковное учение. Начало такой совместной работы мы указали (см. обозрение VI) в съездах духовенства Финляндском и Могилевском. Но там же мы отметили, что некоторые съезды усвоили тон современных светских союзов – поход против власти, в данном случае епископской. Долгое время стесняемое даже в выражении законных взглядов, духовенство воспитало в себе недовольство своим положением, и теперь, под влиянием общего ропота, выражает это недовольство. Следствием этого является то. что и без того холодные отношения между епархиальным начальством и духовенством делаются натянутыми, почти враждебными. Это великое бедствие для Церкви, грозящее внутренним расколом, гораздо более опасным, чем исторический раскол старообрядства,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Наилучшими средствами такого объединения борцов против сектантства и раскола являются епархиальные и окружные съезды священников приходов, зараженных сектантством и расколом, миссионерские комитеты, приходские и епархиальные братства. Епархиальные съезды состоялись в истекшем году в епархиях: Астраханской, Нижегородской, Олонецкой, Вятской и благочиннические миссионерские съезды в Петербургской и Пермской епархиях. Ближайшие задачи этих съездов заключались во всестороннем обследовании состояния расколо-сектантства в приходах и в выработке мер успешной борьбы с ним. По общему признанию всех съездов, необходимым условием успеха миссионерской борьбы с расколо-сектантством является деятельное участие в этой борьбе приходских пастырей, поэтому съезды стремятся к поднятию в приходском духовенстве знаний по расколо-сектоведению и полемике, средствами для чего служат: учреждение епархиальных и окружных миссионерских библиотек и снабжение приходских церковных библиотек необходимыми для борьбы с расколом и сектантством полемическими изданиями и пособиями (Астраханские, Нижегородские и Олонецкие Еп. Вед.). Астраханский съезд в видах подготовления будущих пастырей к практической миссионерской деятельности признал необходимым привлекать воспитанников 5-го и 6-го классов семинарии к участию в публичных собеседованиях с сектантами и раскольниками (Астр. Еп. Вед.). Туже цель – подготовление будущих пастырей к практической деятельности, имело и распоряжение Вятского Преосвященного о допущении на некоторые заседания съезда учеников 6-го класса местной семинарии. Распоряжение это, вытекавшее из того соображения, что учеников старших классов семинарии нужно «заинтересовать» практикой жизни приходского священника, «постепенно втягивать» в интересы епархиальной жизни, должно быть признано распоряжением вполне практичным и целесообразным. Ученики семинарии, воспитанные на книжных, оторванных от жизни теориях, многому могут поучиться на съезде, где пред ними развертываются не сухие страницы требника, а картина живой деятельности, с которой, по выходе из школы, придется им столкнуться в качестве активных деятелей (Вят. Еп. Вед.). Пермское духовенство, считая борьбу с расколом прямою своею обязанностью и стремясь к приобретению необходимых для этого знаний, на одном из съездов постановило: обложить ежегодным рублевым взносом каждый причтовый штат и таким же взносом каждое церк.-прих. попечительство на открытие и пополнение благочинническ. библиотеки; составить общий каталог всех, имеющихся в церковных библиотеках книг и отпечатать его для церквей в потребном количестве, чтобы тем дать причтам возможность обращаться за нужной книгой, не имеющейся у себя, в соседний приход.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010