Ульяновская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вознесенский кафедральный собор (Ульяновск) Ульяновская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Ульяновск . Регион граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской областью на юге, с Пензенской областью и Республикой Мордовия на западе, с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан на севере. Содержание Православие в Ульяновской области [ править править код ] Город Симбирск (по старому написанию Синбирск, ныне Ульяновск) был заложен по государеву указу и боярскому приговору от 1648 года, для охраны вновь освояемых русскими земель от ногайских набегов. Уже в первые годы существования города здесь насчитывалось 18 церквей и часовен, составлявших " Симбирскую десятину " Патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского. В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии - в 1784, 1829, и 1830 годах. 10 февраля 1832 года в губернии была образована самостоятельная епархия, выделенная из состава Казанской. Росло количество храмов и монастырей. В 1840 году в Симбирске была открыта духовная семинария, затем - училище для девиц духовного звания в Симбирском Спасском монастыре. При владыке Феоктисте (1874-1882) были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости и было организовано женское епархиальное училище. При епископе Никандре (1895-1904) в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском мужском духовном училище. Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника " Симбирская церковная старина " .

http://azbyka.ru/palomnik/Ульяновская_об...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЪЕЗДЫ в Российской империи проводились в 1869-1911 гг. Всего было 15 А. с.: 1-й - в Москве (1869), 2-й - в С.-Петербурге (1871), 3-й - в Киеве (1874), 4-й - в Казани (1877), 5-й - в Тифлисе (1881), 6-й - в Одессе (1884), 7-й - в Ярославле (1887), 8-й - в Москве (1890), 9-й - в Вильно (1893); 10-й - в Риге (1896), 11-й - в Киеве (1899), 12-й - в Харькове (1902), 13-й - в Екатеринославе (1905), 14-й - в Чернигове (1908), 15-й - в Новгороде (1911). Предполагавшийся 16-й съезд в 1914 г. во Пскове не состоялся из-за начала первой мировой войны. Идея проведения А. с. в России (по примеру ведущих европ. стран) была высказана в 1864 г. председателем Московского археологического об-ва гр. А. С. Уваровым . Разрешение на открытие 1-го съезда было получено 27 апр. 1867 г. А. с. (как и Археологические об-ва) находились в ведомстве Мин-ва народного просвещения, утвердившего в 1868 г. правила их проведения. Мин-во финансировало А. с., выделяя на каждый из них 3 тыс. р. Кроме того, на подготовку А. с. жертвовали средства члены имп. фамилии (напр., вел. кн. Михаил Николаевич), общественные орг-ции городов - мест проведения съездов, различные учреждения и частные лица. Место проведения каждого съезда определялось на последнем заседании предыдущего, на к-ром происходило избрание предварительного комитета для осуществления подготовительной работы. На А. с. работали тематические отд-ния (древности первобытные, древности историко-географические и этнографические, памятники искусств и художеств, рус. быт, памятники церковные, памятники славяно-рус. языка и письма, памятники археографические и т. д.). Функции научного руководства А. с. осуществлял ученый комитет (председатели А. с. и секретари отд-ний). Председателем 1-4-го и 6-го А. с. был гр. Уваров, 5-го - А. В. Комаров, 7-го - И. Е. Забелин и т. д. Кроме того, на отдельных А. с. избирались почетные председатели (в 1871 - вел. кн. Константин Николаевич, в 1884, 1890 - вел. кн. Сергей Александрович).

http://pravenc.ru/text/76470.html

В ряду старинных русских городов не много найдется таких, которые могли бы соперничать с Ярославлем по отношению к обилию памятников церковной старины. Блестящая эпоха в истории русского церковного искусства, обнимающая века XVI-й и XVII-й, находит здесь своих многочисленных представителей в разнообразных видах художественной производительности: архитектуре, живописи, шитье, металлическом производстве. Богат также Ярославль и памятниками древнерусской церковной письменности, находящимися в церковных и частных библиотеках. Поэтому любители церковной старины весьма обрадованы были, когда стало известно, что Ярославль назначен местом VII-ro археологического съезда. Помимо тех шести пунктов, в которых происходили предшествовавшие съезды, с присоединением сюда разве еще Новгорода, лучший выбор был едва ли возможен. Так, по крайней мере, представляется дело на взгляд почитателя церковных древностей. Не много здесь памятников от древнейшей эпохи до XVII в., тех памятников, которыми изобилует Новгород и отчасти Киев, но памятники XVII в. встречаются во всех старинных ярославских церквях, а число этих церквей весьма значительно. Весьма вероятно, что большая часть древнейших памятников церковной утвари, икон и т. п. погибла здесь во время страшного пожара 11 июня 1658 года, когда сгорел почти весь город и 29 городских церквей. Выстроенные же вскоре после этого пожара церкви остаются в целости до настоящего времени. Вот причина того, почему большинство существующих ярославских церквей производит своим внутренним убранством более или менее однообразное впечатление, вот объяснение факта того необычайного оживления художественной деятельности в Ярославле в XVII веке, которое невольно обращает на себя внимание при осмотре ярославских церквей. Не имея намерения говорить о всех вообще церковных древностях Ярославля, мы постараемся передать в кратких чертах результаты занятий съезда по этому предмету, равно как и по предмету церковных древностей вообще, затем указать важнейшее содержание археологической выставки при съезде, отметить пункты археологических экскурсий членов съезда, наконец сообщить, в виде материала для будущих исследований, наши наблюдения над стенописями ярославских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

профессор Иван Михайлович Покровский (17.01.1865 –19.04.1941) Биографические труды История Русской Православной Церкви профессор Иван Михайлович Покровский Доктор церковной истории, ординарный профессор Казанской духовной академии. Биография Родился в селе Колударове Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1880 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду, в 1886 году - Тамбовскую духовную семинарию по I разряду. Служил псаломщиком в церкви Липецка, затем надзирателем в Тамбовском духовном училище. С 1889 года - надзиратель 2-го Тамбовского духовного училища. В 1891 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1895 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. С 1896 года - исполняющий дела доцента этой кафедры. В 1898 году получил звание магистра за диссертацию " Русские епархии XVI-XIX в.в., Том I: XVI и XVII в.в " и утверждён в звании доцента. С 1905 по 1907 год состоял редактором журнала " Известия по Казанской епархии " . В 1906 году произведён в чин статского советника. В 1907 году удостоен ученой степени доктора церковной истории. С 16 июня 1908 года - сверхштатный профессор, с 25 октября утверждён в звании экстраординарного профессора Академии. С 19 августа 1909 года - ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви. Составил обстоятельные исторические описания монастырей Казанской епархии по заказу настоятелей этих обителей: Седмиезерной пустыни, Свияжского Иоанно-Предтеченского. Советом духовной академии направлялся её представителем на XI, XIV и XVI всероссийские археологические съезды в Киев, Чернигов и Псков. За литературные труды был избран пожизненным действительным членом Владимирской губернской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивной комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Кроме того, он был одним из учредителей и членом церковного историко-археологического Общества Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИСИМОВ Александр Иванович (1877, С.-Петербург - 2.09.1937, лагпункт Кузема, Беломоро-Балтийский ИТЛ), исследователь визант. и древнерус. живописи, работавший в области охраны памятников, реставрации и музейного дела. В 1904 г. закончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. Ок. 10 лет преподавал в уездной учительской семинарии под Новгородом и в гимназии в Петергофе, живо интересуясь церковно-археологическими древностями Сев.-Зап. края. В 1911 г. к открытию в Новгороде XV Всероссийского археологического съезда (см. Археологические съезды ) организовал выставку, экспонаты к-рой впосл. вошли в собрание Новгородского епархиального церковного древлехранилища. В 1918 г. А. был привлечен И. Э. Грабарем в Комиссию по сохранению и раскрытию памятников искусства (с 1924 ЦГРМ, ныне ВХНРЦ) и по реставрации фресковых ансамблей и древних икон в Новгороде, Пскове, Ярославле, Вологде, Кириллове, Твери и Москве, где занимался наблюдением за реставрационными процессами и организацией выставок, в т. ч. рус. икон в Европе и сша (1929-1932). С 1920 по 1926 г. А. заведовал созданным им отделом памятников религ. быта в ГИМ, организовал в музее экспозицию древнерус. живописи. В 1926 г. был переведен хранителем в отд-ние религ. быта. В нач. 20-х гг. работал в Московском ин-те историко-художественных изысканий и музееведения; научно-исследовательском ин-те археологии и искусствознания; был членом гахН. Преподавательская деятельность А. началась до 1917 г. в Народном ун-те им. А. Л. Шанявского, позже был профессором Московского ун-та, профессором и деканом Ярославского ун-та, преподавал во ВХУТЕМАСе (с 1926 ВХУТЕИН). А. И. Анисимов А. И. Анисимов А.- автор научно-исследовательских работ в основном по древнерус. искусству, к-рые интересны тем, что отражают время археологических и реставрационных открытий в России. Его исследования домонг. периода древнерус. живописи, памятников Новгорода и Пскова, «рублёвского вопроса» в свете реставрации не потеряли своей значимости и в наст. время. Среди его работ особое место принадлежит монографии «Владимирская икона Божией Матери», содержащей глубокий комплексный анализ реставрационного состояния памятника, его истории в контексте письменных источников и места в визант. и древнерус. художественной культуре. В наследии А. имеются публицистические статьи, связанные с охраной памятников древнерус. культуры и исторического ландшафта рус. городов, в частности Новгорода.

http://pravenc.ru/text/115512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАВИТНЕВИЧ Владимир Зенонович (2.04.1853, с. Литвяны Минского у. и губ. (ныне Узденского р-на Минской обл.) - март 1927, Киев), проф. Из семьи потомственного священника. Окончил Узденское волостное приходское уч-ще, Минское ДУ, Минскую ДС (1875), СПбДА (1879) со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без дополнительных устных испытаний. В академии учился у проф. М. О. Кояловича , создателя западнорус. научной школы. Там же началась его дружба с сокурсником П. Н. Жуковичем . В 1879 г. уехал в Варшаву, где продолжил начатое в академии исследование «Палинодии» Захарии (Копыстенского) . Одновременно с сент. того же года преподавал арифметику и географию в Варшавском ДУ, а также русскую лит-ру в реальном уч-ще Панкевича в Варшаве. В 1883 г. защитил магист. дис. ««Палинодия» Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI-XVII вв.». В. З. Завитневич. Фотография. 10-е гг. XX в. В. З. Завитневич. Фотография. 10-е гг. XX в. В 1884 г. участвовал в конкурсе КДА на должность доцента кафедры рус. гражданской истории. Советом академии был единогласно рекомендован на эту вакансию по прочтении 2 пробных лекций, 14 окт. 1884 г. утвержден в должности. Его лекции привлекали много слушателей. З. входил в состав комиссии КДА для разработки программ публичных лекций по истории и словесности. Выступления З. на лекциях по сути являлись научными докладами по различным аспектам общественной и политической деятельности. С 1890 г. З. получил разрешение Совета КДА на дополнительное штатное преподавание истории в Киевском ин-те благородных девиц, где он вел этот предмет до 1914 г. С 1885 г. З. был членом Церковно-археологического об-ва при КДА, в 1888-1908 гг.- помощником секретаря об-ва. С 1892 г. член библиотечной комиссии КДА. З. освидетельствовал архивные выписки, выдаваемые Киевским центральным архивом, сотрудничал с Историческим об-вом при Имп. ун-те св. Владимира и Об-вом Нестора летописца, в котором с 1884 г. состоял членом совета, а с 1895 г.- секретарем. Вместе с проф. Н. И. Петровым был командирован от КДА на Археологические съезды: 9-й - в Вильне (1893), 12-й - в Харькове (1902), 13-й - в Екатеринославе (1905), 14-й - в Чернигове (1908). Входил в состав Имп. об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, Имп. Московского археологического об-ва, Военно-исторического об-ва, Об-ва охраны памятников старины в Киеве, был членом Комитета по разбору древних актов при киевском генерал-губернаторе. Участвовал в деятельности Богоявленского братства при КДА для помощи служащим и студентам.

http://pravenc.ru/text/182435.html

Однако само явление научных конференций было знакомо русской науке, и богословы, представители духовных академий в нем участвовали довольно активно. Сложились даже определенные традиции. Так, например, начиная с 1869 г., каждые три года в России проходили Археологические съезды — достаточно масштабные научные форумы, принесшие много полезного не только церковной археологии, но и общению ученых-специалистов из разных областей науки. На каждом съезде выступали церковные археологи, историки, литургисты, византинисты, слависты из духовных академий. За 42 года (с 1869 по 1911-й) состоялось 15 съездов, причем показательно, что первые четыре археологических съезда состоялись в городах, имеющих духовные академии: Москве (1869), Петербурге (1872), Киеве (1874), Казани (1877). Созывались и местные, региональные археологические съезды, в которых преподаватели и выпускники духовных школ также участвовали весьма активно. В начале XX в. традиция русских научных конференций расширилась: начали проводиться съезды и конференции по древне-русской словесности, славистике, церковному искусству. Ученые-богословы соответствующих специальностей участвовали и в них. Кроме того, отдельные представители российского богословия приглашались и на международные конференции, как научные, так и церковно-практические. Так, например, профессор МДА С.С. Глаголев в 1900 г. был вице-президентом Всемирного конгресса религий в Париже. Однако то, что не было специальных богословских конференций, в конце XIX — начале XX в. сознавалось как недостаточность. Попытки заменить научные форумы личным общением богословов — внутри корпорации той или иной духовной академии, в переписке ученых-специалистов из разных академий и университетов — удавались лишь отчасти. Определенным рубежом послужило Предсоборное Присутствие 1906 г., которое, разумеется, не ставило перед собой научных задач, но все же при обсуждении церковных проблем касалось и их богословской составляющей. После этих обсуждений многие профессора духовных школ стали более определенно высказываться о необходимости проведения и научно-богословских форумов.

http://e-vestnik.ru/interviews/s_nadezhd...

Московское А. о. провело восстановление палат дьяка Аверкия Кириллова в Москве (Дом Московского археологического об-ва), владимирского Успенского собора (1886-1890) и Успенского собора в Москве (1894-1895). В реставрационной работе соблюдался принцип коллегиальности. По указу 1889 г. согласование всех работ на архитектурных памятниках перешло к имп. Археологической комиссии . В 1909 г. была создана Комиссия по изучению и сохранению памятников старой Москвы и ее ближайших пригородов во главе с председателем об-ва П. С. Уваровой. В функции комиссии также входил сбор экспонатов для созданного в те годы Музея старой Москвы. Деятельность Московского А. о. распространялась практически на всю территорию Российской империи. Оно привлекало к работе в провинции краеведов, занимавшихся исследованием и охраной местных достопримечательностей, и в то же время стремилось создать свои структуры, как, напр., в Ростове Вел., где с 1887 г. работала постоянная комиссия по управлению Ростовским кремлем, контролировавшая все реставрационные работы. Члены об-ва занимались составлением археологических карт Киевской, Волынской, Подольской и др. губерний. Об-во вело раскопки в Московской, в Смоленской, в Херсонской, в Могилёвской, во Псковской, в Вятской губерниях, на Кавказе (в 1901 создано Кавказское отд-ние). Председателями об-ва были: в 1864-1884 гг. гр. Уваров, в 1884-1917 г. графиня П. С. Уварова. Выходили периодические издания: «Древности: Труды Московского археологического общества» (1865-1916. 25 т.) и «Древности: Труды Комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества» (1907-1915. 6 т.), издавались «Труды» нек-рых Археологических съездов (публиковались в городах, где проходили съезды), научные монографии, отчеты о деятельности об-ва. Об-вом любителей кавк. археологии (1873) был проведен в 1881 г. 5-й Археологический съезд в Тифлисе, укомплектована коллекция Тифлисского музея. Казанское об-во археологии, искусства и этнографии (1878), созданное при Казанском ун-те, изучало исторические памятники на территории Поволжья (относящиеся к истории Волжской Булгарии, Хазарского каганата, Казанского и Астраханского ханств), издавало «Известия Казанского общества археологии, истории и этнографии» (1878-1916, 1919-1929. 34 т.) и научные монографии. При об-ве существовал музей, имевший археологическое и нумизматическое отд-ния, отдел рукописей. Псковское А. о.

http://pravenc.ru/text/76468.html

24 июня 1902 г. В. был возведен в сан игумена, 25 июля 1905 г. назначен благочинным жен. мон-рей, 14 янв. 1910 г.- благочинным также и муж. мон-рей Пермской епархии, 8 мая 1910 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1914 г. избран почетным членом Пермского губернского отд-ния Союза русского народа, состоял в Пермском церковно-археологическом об-ве. Награжден орденом св. Анны 3-й (1914) и 2-й (1916) степени. В 1917 г. участвовал во всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России ), затем в 1-й сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В авг. 1918 г. Белогорский мон-рь захватили большевики; 25 авг. В. был арестован и по дороге в уездный г. Оса расстрелян. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 18 янв. 2002 г. на подворье Белогорского мон-ря в Перми открылась часовня во имя В. и иже с ним пострадавшей братии. Соч.: Правила наружного поведения для братства Белогорскаго мон-ря//Святоотечество: Благовестник Братства прмч. Варлаама Белогорского. Пермь, 1998. С. 33-65. Ист.: Летопись Белогорского Св.-Николаевского православно-миссионерского муж. мон-ря. Пермь, 1897; Духовное торжество освящения соборного храма в Белогорском мон-ре Пермской епархии 7, 8 и 9 июня 1917 г. Екатеринбург, 1917; Освобождение России. 1919. 72. 30 марта; Современная Пермь. 1919 г. 96. 20 мая; К прославлению сщмч. Феофана, еп. Пермского и Соликамского, и прмч. Варлаама с братией Белогорского мон-ря. Пермь, 1998. Лит.: Серафим (Кузнецов), иером. Уральский Афон: Белая Гора. Н. Новг., 1908; Белогорский Свято-Николаевский правосл.-миссионерский муж. общежительный мон-рь в Осинском уезде Пермской губ. М., 1910; Марченко А. Преподобномученик архим. Варлаам (Коноплёв) - игумен Уральского Афона. Пермь, 1996; Дамаскин. Кн. 2. С. 188-203. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/154157.html

В конце августа он был рукоположен во пресвитера и через пару дней возведен в сан протоиерея. Вскоре Высочайшим решением он был удостоен ордена св. Станислава 2-й степени. К этому времени он уже имел ордена св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени. Для отца Иоанна должность ректора была сопряжена со множеством других обязанностей и должностей, ложившихся тяжелым бременем. По должности ректора он возглавлял правление Церковно-исторического и археологического общества при семинарии; с 1913 по 1917 годы состоял действительным членом и председателем совета (с 14 августа 1914 г.) Свято-Духовского братства вспомоществования бедным воспитанникам духовной семинарии, был председателем иркутского отделения Союза христиан-трезвенников, комитета о беженцах при Братстве святого Иннокентия, товарищем председателя Андреевского комитета Красного креста и членом Епархиального училищного совета. Овдовев в начале 1915 года, отец Иоанн 14 февраля в Вознесенском монастыре Иркутска был пострижен в монашество с именем Софроний (в честь святителя Софрония, епископа Иркутского) и в марте возведен в сан архимандрита. Казалось, все свои физические и духовные силы новый ректор направлял только на семинарию и ни на что другое. Однако при этом архимандрит Софроний успевал еще и следить за выпуском Иркутских епархиальных ведомостей, редактором которых он был вплоть до 1917 года. Листая пожелтевшие страницы Епархиальных ведомостей, почти в каждом номере на последней странице встречаешь: «Редактор – ректор семинарии архимандрит Софроний». Одновременно с началом революции 1917 года забурлило и духовенство Иркутской епархии: создавались многочисленные комитеты, союзы, проводились съезды, собрания для решения вопросов о дальнейшем существовании епархии. Однако во многих документах этого времени имя архимандрита Софрония отсутствует. То ли он действительно удалился от этого шума, то ли уехал в другую епархию… Сейчас это нам не известно. В начале 1918 года культурно-просветительским отделом Иркутского совета рабочих и крестьянских депутатов семинария была ликвидирована.

http://pravoslavie.ru/123844.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010