Этот факт навязывал князьям солидарность действий, не давая им постоянных норм, не указывая определённого порядка отношений. Далее, в федерации должны быть союзные учреждения, простирающие своё действие на всю союзную территорию. Правда, и на Руси XII в. было два таких учреждения: власть великого князя киевского и княжеские съезды. Но власть великого князя киевского, вытекая из генеалогического факта, а не из постоянного договора, не была точно определена и прочно обеспечена, не имела достаточных средств для действия и постепенно превратилась в почётное отличие, получила очень условное значение. Какие сколько-нибудь определённые, обязательные политические отношения могли выйти из такого неполитического источника, как звание названого отца? Это генеалогическая фикция, а не реальная политическая власть. Каждый младший родич, областной князь, считал себя вправе противиться великому князю киевскому, если находил его действия неправильными, неотеческими. С другой стороны, по призыву великого князя нередко устраивались княжеские съезды для обсуждения общих дел. Такими общими делами были обыкновенно вопросы законодательства, чаще вопросы о взаимных отношениях князей и о средствах защиты Русской земли от внешних врагов. Но эти съезды никогда не соединяли всех наличных князей и никогда не было точно определено значение их постановлений. Князья, не присутствовавшие на съезде, едва ли считали для себя обязательными их решения; даже князья, участвовавшие в съезде, считали себя вправе действовать вопреки его решению, по личному усмотрению. На съезде в Витичеве в 1100 г. старшие двоюродные братья Святополк, Мономах, Давид и Олег (Святославичи), приговоривши наказать Давида Игоревича Волынского за ослепление Василька, постановили отнять и у этого последнего его Теребовльскую волость как у неспособного править ею. Но Ростиславичи Володарь и Василько не признали этого решения. Старшие князья хотели принудить их к тому силой; но самый видный из членов съезда Мономах, участвовавший в этом решении, отказался идти в поход, признав за Ростиславичами право ослушаться съезда на основании постановления прежнего съезда в Любече (1097 г.), где за Васильком был утвержден Теребовль.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Юбилей РСХД позволяет обратиться к его истории. Попытаемся кратко проследить, как Движение развивалось и эволюционировало в изменяющемся историческом контексте. Довоенный период является " классическим " . В то время были сформулированы цели и задачи Движения и заложены основы работы: кружки, зимние сборы, братства, центры социальной помощи, детские и студенческие лагеря, лекции, съезды, издания, участие в экуменических молодежных встречах... В период с 1923 по 1930 год ежегодно собирались общие съезды РСХД, регулярно проходили местные съезды во Франции, Германии, Чехословакии, в Прибалтике. Своего рода пик активности приходится на 1927 год. Тогда на общем съезде в Клермоне был принят устав; состоялся первый съезд РСХД в США; была организована первая лекционная поездка " профессоров " из Парижа в другие центры русского рассеяния. В том же году началась серьезная, планомерная работа с детьми и юношеством: устроен первый летний лагерь, открыто несколько воскресных школ, клуб молодежи. В 1927 г. РСХД насчитывало 600 членов и 1000 друзей Движения. В это время отделения Движения, ассоциированные с ним организации, просто кружки и группы существовали почти во всех странах русского зарубежья – во Франции, Англии, Бельгии, Германии, Чехословакии, Польше, Болгарии, Югославии, Эстонии, Латвии, Финляндии, США. Помимо центрального секретариата в Париже, местные секретари работали во Франции, Германии, Прибалтике, Чехословакии, Болгарии, Югославии. В 1928 г. у Движения появился духовный руководитель – о. Сергий Четвериков, назначенный митрополитом Евлогием. Несмотря на трудности, связанные с разразившимся на рубеже 20-30-х годов мировым экономическим кризисом (тогда субсидии РСХД от международных организаций были сокращены), работа продолжалась, прежде всего с детьми и молодежью. Религиозно-педагогический кабинет в Париже, специальные педагогические совещания и курсы для руководителей имели целью разработку и введение в практику целой системы православного религиозного воспитания. В начале 30-х годов активизировалась социальная работа: оказывалась разнообразная помощь безработным и нуждающимся, проводились специальные съезды в районах с рабочим населением. Летом 1934 г. началась работа с русской крестьянской молодежью в Эстонии.

http://religare.ru/2_4616.html

Немалое значение в этом случае могли бы иметь существующие ныне окружные и епархиальные съезды. Последние представляют собой отголосок и развитие древнего обычая русской Церкви – ежегодного приезда приходского духовенства каждой епархии к своим епископам на так называемые соборы («соборное воскресенье») для рассуждения о всяких церковных делах и о разных недоуменных вопросах по церковной практике и по приходским нуждам. Главными недостатками существующего положения о съездах являются: нерегулярность их созыва и ограниченность круга их ведения. Они созываются по усмотрению епархиального епископа для выбора членов правления от духовенства в духовные училища и семинарии и для изыскания средств к безбедному существованию духовных школ. Доказательством жизненности этого органа епархиального устройства может служить то, что во многих случаях съезды духовенства захватывали значительно более широкую область епархиальных дел, чем это указывалось положением, – народное образование, благотворительность и взаимопомощь в среде духовенства, миссионерство и др. С распространением компетенции епархиальных съездов на более широкую область епархиальных дел, с установлением регулярного их созыва, со введением в состав съездов светских представителей от приходов, епархиальные съезды явились бы действительным органом епархиально-общественного управления, связующим приходское устройство с епархиальной властью. С установлением такого органа не было бы места тем нередко вызываемым опасениям, что приходские общины, если им будет предоставлено распоряжение имуществом прихода, могут отказывать в поддержке обще-епархиальных учреждений; когда приходы будут иметь своих представителей в обще-епархиальном органе, то решения сего органа, компетентного в обще-епархиальных нуждах, не могут не быть обязательными для отдельных приходов. Само собой разумеется, что, при осуществлении такого предположения, пришлось бы прямое представительство приходов на епархиальном съезде ограничить посредствующим окружным представительством – как ввиду многочисленности вообще приходов в епархии, так и для сокращения необходимых издержек при поездках выборных в епархиальный город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О подъёме миссионерского духа и интереса в приходском Духовенстве свидетельствует, между прочим, открытие в текущем году, по заявлению представителей духовенства, «особых миссионерских отделов» при епархиальных ведомостях (Екатеринославских, Томских и Херсонских) и общее оживление миссионерской литературы о местном расколо-сектантстве. О том же благом настроении в духовенстве красноречиво говорят и другие отрадные наблюдения как напр., привлечение миссионерскими съездами на свои заседания многих приходских пастырей, являвшихся нарочито – sua sponte, часто из далёких пределов епархий, чтобы послушать о сектах и поучиться миссионерству, вследствие чего все съезды истекшего года имели захватывающий интерес для местных деятелей миссии и духовенства, представляя ходом своих совещаний своего рода «Миссионерские курсы». Умножение в епархиях этих, многополезных для успеха миссии и ничем другим не заменимых учреждений, также должно быть отнесено к числу знаменательных в жизни миссии событий истекшего года… В течении 1898 года состоялись епархиальные миссионерские съезды в епархиях: Тамбовской (10–18 января), Рязанской (8–16 июня), Томской (в августе), Олонецкой, в Киевской (по всем 12 уездам епархий), Херсонской и Харьковской. (В последних двух епархиях в истекшем году уездные миссионерские съезды состоялись впервые, под руководством епархиальных миссионеров, причём от всех депутатов-священников требовалось наперёд представлять руководителям письменные доклады на целый ряд вопросных пунктов о состоянии в приходах расколо-сектантства и о действиях приходской миссии. В истекшем же году сделана была в Одессе, по инициативе высокопреосвященного Иустина, первая попытка «Областного миссионерского съезда», участие в котором приняли миссионеры с южных губерний. Съезд этот, между другими предметами, посвящён был обсуждению важного церковно-государственного вопроса об отношении русской штунды к немецкому, баптизму (по поводу одного кассационного решения Сената). На решения этого съезда обращено было внимание печати, г. Обер-Прокурора Св. Синода и Министра Юстиции. Мы слышали, что по поводу протеста духовного ведомства, относительно этого и других кассационных решений Сената по делам сектантства и раскола, предполагается особое совещание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В круг деятельности съездов, кроме нынешних предметов, должны бы входить – по духовно-учебным заведениям – вопросы не только материальные, но и учебно-воспитательные; в административном отношении – выбор на определённый срок членов пресвитерского совета при епископе и епархиального суда и др. учреждений, и в хозяйственном и экономическом – те же вопросы, что и в нынешних переформированных съездах, и др. Сообразно с епархиальными съездами должны быть реформированы и благочиннические – с тем, чтобы эти съезды носили характер «собориков» во главе с благочинными. А именно желательно, чтобы съезды эти устраивались не менее двух раз в год и чтобы на них участвовали с равным правом голоса низшие члены клира и миряне (церковные старосты, попечители и т. п.). Предметами деятельности благочиннических съездов могли бы быть: суждение о религиозно-нравственном состоянии всех приходов благочиннического округа, выработка мер к улучшению их в духовно-нравственном, просветительном, экономическом и благотворительном отношениях; заготовление обоснованных материалов для обсуждения на епархиальных съездах; выбор (непременно закрытой баллотировкой) достойных депутатов на епархиальные съезды, благочинных и членов благочиннических советов; меры братского воздействия (товарищеский суд чести) на лиц, отличающихся неблагоповедением или неисправностью по службе; примирение враждующих; способы самообразования и самоусовершенствования как священников, так и низших членов клира; решение разных недоумений в области пастырской деятельности; руководство неопытных пастырей и т. д. и т. д. При такой постановке благочиннических съездов благочиннические советы могли бы рассматривать по преимуществу вопросы, касающиеся некоторых отдельных, но не всех приходов благочиннического округа и маловажные проступки среди членов причта, замеченные в первый раз; они же могли бы давать одобрение или вообще отзыв о кандидатах к занятию священно- церковнослужительских вакансий, если таковые кандидаты будут представляться прихожанами праздных приходов, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разногласия писателей, часто не важные сами по себе и со стороны научной, могут отражаться неблагоприятно в деятельности практической. И это тем более, что в последнее время раскольнические вожаки любят отыскивать и указывать, – как бы в свое оправдание, – такое разногласие и особенно ошибочность в мнениях частных писателей. 70 Помимо этих соображений есть много и других причин желать, чтобы и писатели, и практические деятели имели возможность время от времени обмениваться между собою своими мыслями. В этом обмене с несравненно бльшим удобством, чем в литературном обмене мыслей, может выработаться единство взглядов и приемов и несокрушимая твердость и правильность первых и целесообразность последних. В настоящее время признаются полезными съезды специалистов даже по предметам чисто теоретическим, по вопросам же практического характера подобные съезды тем более необходимы. Вопрос о расколе есть вопрос практический и притом вопрос во многом и трудный, и щекотливый по весьма разнообразным причинам, требующий не только знания и умения, но и большого такта. Такие съезды можно было бы устроить прежде всего в Москве, как центре противораскольнической деятельности, в летнее время, когда пути сообщения очень удобны. При этом являлась бы полная возможность осмотреть и все достопримечательные книгохранилища, и Московские святыни. Средства на путевые издержки и на прожитие могли бы быть изысканы теми епархиями, которые пожелают отправить туда своих деятелей. Таким образом, здесь требуется только одобрить вопрос в его принципе. Если же и окажется нужною какая-либо денежная помощь со стороны высшей духовной власти, то в небольших размерах, на содержание миссионеров. Если бы мысль о съездах удостоилась одобрения достославного собрания иерархов и утверждения Св. Синода, то не трудно было бы выработать и программу вопросов, могущих подлежать обсуждению первого съезда». Собранием Архипастырей мысль о съездах была признана целесообразною и постановлено ходатайствовать пред Св. Синодом об открытии первого съезда в Москве на следующее же лето, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Местные власти признали справедливость жалоб 933 . А если учесть, что Правила 11 апреля 1872 г. возложили строительство на самих помещиков, а организацию работ – на губернские власти, то ясно, что успеха было ожидать трудно. Действительно, осмотреть приходы и составить акты о необходимости возведения помещений поручалось съездам мировых посредников. Затем акты должны были поступать на утверждение генерал-губернатору, и уже по его резолюции землевладельцам следовало приступать к работам 934 . На практике ничего не вышло. Съезды всячески затягивали дело. По данным на сентябрь 1877 г. сложилась следующая картина. В Минской епархии подлежало осмотру 490 приходов. Съезды составили 209 актов. Из них Губернское Присутствие успело утвердить 82, а вернуло съездам 44. В Полоцкой епархии съезды представили 94 дела, утверждено – 8, а 32 – возвращено. В Подольской из положенных 1368 актов за 1875–1876 гг. в Присутствие направлен 191 акт, а возвращено 190! В Могилевской не было сделано вообще ничего. По Виленской губернии тоже не представили ни одного акта. По Гродненской губернии из 304 сельских приходов акты составлены на 185, представлено 94, но 72 – отклонены. По Киевской поступило в Присутствие 120, утверждено только 30, и 40 возвращено 935 . В результате на 1 января 1881 г. из 3691 прихода Юго-Западного края были построены дома для причтов только в 11: в Киевской – 7, в Подольской и Волынской – по 2 936 . Не лучше обстояли дела и в Северо-Западном крае. 23 мая 1881 г. Министр внутренних дел Н. П. Игнатьев распорядился прекратить работы, признав необходимость поставить перед правительством вопрос «о коренном пересмотре» закона 11 апреля 1872 г. 937 В какой степени предпринятые меры укрепили позиции Церкви и пошли на пользу духовенству? Ответ, как следует из сказанного выше, вряд ли будет однозначным. Назначение казенного жалования уподобило клириков чиновникам, а начало работы Главного Присутствия вызвало надежды на скорое обеспечение, которым не суждено было сбыться. Хотя к концу церковных реформ удалось достичь уровня относительного благополучия, изменение экономической ситуации в России в последующие десятилетия значительно ослабило достигнутый эффект. Кроме того, эти меры имели последствия, вовсе нежелательные правительству: они способствовали имущественной дифференциации духовенства, ибо средства, особенно денежные, распределялись без должного учета того, богат или беден приход 938 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Съезды явили собой открытую трибуну обмена миссионерским опытом, позволили каждому миссионеру (теоретику и практику) быть не только учеником, но и учителем для присутствующих делегатов. Важным результатом работы съездов являлись принятые на них Правила об устройстве миссии и методах действия миссионеров и пастырей Церкви. Правила эти касались развития внутренней миссии, но, по большей части, могли быть использованы как ценные пособия для организации и ведения миссии внешней. На съездах систематически обсуждались вопросы по созданию и трансформации института штатных епархиальных, уездных и окружных (благочиний) миссионеров, принимались решения, повышающие эффективность данного института миссионерской деятельности. Следует отметить, что не раз обсуждение возвращалось к выработке духовно-нравственных, личностных, образовательных и профессиональных требований к кандидатам на замещение миссионерских должностей, обязанностям миссионеров разных иерархических уровней, порядку их денежного содержания и церковного поощрения. С целью гармонизации миссии на местах были выработаны особые указания по порядку взаимодействия командированных миссионеров и местных священников. Устанавливаемый порядок предполагал в своей основе братское уважение и взаимопомощь. Нельзя не обратить внимание на то, что решения съездов четко определили обязанности епархиальных и викарных архиереев в отношении руководства миссионерской деятельностью на местах (на приходах) и порядок личного участия архиереев в данном основополагающем служении Церкви. Как правило, съезды принимали компетентные решения, дающие высокую результативность на практике, что не в последнюю очередь было связано с личными качествами участников съездов, делегаты были представлены либо значительным составом «ученых сил» – лицами, имеющими ученые степени, ученые звания и высшее, по тому времени, образование (в том числе в сфере теории миссии), либо лицами, накопившими значительный практический опыт миссионерской работы в неординарных условиях сложного миссионерского поля, в частности в местностях (на приходах), в значительной степени зараженных расколом и сектантством.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

1 . Всероссийские миссионерские съезды всемерно способствовали обмену и внедрению в практику миссии РПЦ передового опыта, накопленного в данном служении, выражению его в конкретных положениях и документах. Съезды явились эффективной «школой» для всех их участников, обеспечивая возможность одновременно учиться и быть учителем. 2 . Съезды сохраняли преемственность в принципиальных подходах к делу миссии: неизменно подтверждали ориентацию РПЦ на всестороннее развитие внутренней миссии и корректировали ее цели на каждом историческом этапе, хранили единство миссионеров и согласованность их действий, признавали русский православный народ главной силой внутренней миссии, ведущей за собой все остальные народы Российской империи. 3 . Заслугой Съездов явилось вовлечение архиереев в прямое руководство миссией, принятие ими личного участия в практике миссионерского служения; четкое определение прав и обязанностей епархиальных миссионеров и миссионеров нижестоящих уровней; установление порядка взаимодействия командированных миссионеров и местных священников на основе братского уважения и взаимопомощи; установление приоритетных направлений миссионерского служения женщин. 4 . Уделялось пристальное внимание миссии монастырей. Эта деятельность монашествующих получила строгое богословско-каноническое обоснование, и она была признана обязанностью монастырей. Был принят целый ряд решений принципиально и конкретно определивших организацию и содержание миссионерского служения обителей. 5 . Наиболее значимыми следует признать следующие документы, разработанные и принятые на Съездах: Правила по организации внутренней миссии (1887 г. с последующими добавлениями, 1917 г.), Положение о Миссионерском Совете при Св. Синоде, решения об организации православной внутренней миссии и о сферах миссионерской деятельности (1917 г.). 6 . К числу обеспечивающих плодотворность деятельности миссии следует отнести утвержденные Съездом документы, развивающие теоретические, учебно-методические и практические вопросы миссионерской деятельности и руководства ею, включая, не в последнюю очередь, решение «О преподавании миссионерских наук в православной богословской школе».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

Важными результатами деятельности съездов стали принятые и постоянно совершенствуемые Правила об устройстве миссии и методах действия миссионеров и пастырей Церкви. Правила эти, по существу, были во многом универсальны и могли быть результативно использованы как во внутренней, так и во внешней миссии РПЦ. Были разработаны и приняты решения о порядке организации и Методике собеседований с заблуждающимися (разного рода раскольниками и сектантами). Впервые были детально проработаны указания по преподаванию миссионерских наук в духовных школах разных уровней. Не менее важным следует признать меры развития «специальной миссии»: совершенствование системы института штатных епархиальных, уездных и окружных (благочиний) миссионеров, как в противосектантской, так и в противораскольнической деятельности. Съезды значительное время посвятили решению проблем духовных качеств и подготовки миссионеров всех уровней, особенно миссионеров-священнослужителей. Речь шла о воспитании духовно-нравственных, личностных, образовательных и профессиональных качеств, позволяющих миссионерам быть примером для всех прихожан и лиц, отпавших от Церкви. Принципиальными оказались разработанные подходы к установлению роли епархиальных и викарных архиереев в отношении руководства миссионерской деятельностью, организации братского взаимодействия командированных миссионеров и местных священников. Именно миссионерские съезды выработали подходы в борьбе с заполоняющими Российскую империю различного рода сектами: рационалистическими и мистическими. Массовое проникновение сектантов часто было связано с принятием государством непродуманных, с религиозной точки зрения, административно-экономических решений и отсутствием предварительной оценки возможных негативных последствий. Критериями оценки вредности сект были избраны степень легкости совращения из Православия и трудности возвращения отпавших в лоно Церкви. Аналогичные подходы были распространены на противодействие и оценку вредности раскольничьих толков. Именно съезды утвердили такие важные направления деятельности миссии, в узкой трактовке этого понятия, как: оказание помощи пострадавшим от деятельности сект и раскольников; защиту интересов несовершеннолетних детей и девушек; всемерную активизацию работы с фабрично-заводские рабочими и ряд других.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010