Будучи заместителем председателя Новгородского церковно-археологического об-ва, учрежденного в 1913 г., А. содействовал ремонту и реставрации церквей, мон-рей, сохранению и изучению храмовой живописи, собиранию и хранению икон, документов и книг. В годы первой мировой войны Новгородская губ. была объявлена на военном положении, епархиальный дом был передан под лазарет для раненых воинов. А. организовал патриотическую деятельность епархиальных учреждений, напутствовал воинские подразделения, уходившие на фронт, выступал с патриотическими проповедями, был инициатором церковных сборов на нужды семей военнослужащих, призывал верующих оказывать помощь армии, всемерно сотрудничал с гражданскими, земскими и благотворительными орг-циями. В дек. 1916 г. в Новгороде побывала св. мц. императрица Александра Феодоровна с дочерьми. В поездках по Новгороду их сопровождал А., ставший к тому времени уже первым викарием епархии и одновременно настоятелем Варлаамиева Хутынского мон-ря . В первые недели Февральской революции 1917 г. в Новгород поступали отрывочные сведения о происходивших в Петрограде событиях. А. не имел никакой связи ни с архиеп. Арсением, ни со Святейшим Синодом. Новгородский губернатор был отрешен от власти, в городе действовал новый орган управления - Комитет общественного спокойствия. 5 марта А. выпустил воззвание, к-рое оглашено было во всех храмах, повсеместно расклеено в виде листовок и воспроизведено во всей губернской периодической печати. В нем А. призывал правосл. паству со смирением принять свершившиеся политические изменения, выполнять законные требования новой власти. 29 апр. 1917 г. Святейший Синод в послании к верующим сообщил о том, что Российская Церковь начинает подготовку Поместного Собора, на к-ром предполагалось решить многообразные вопросы церковной жизни, а также говорилось о введении выборного начала при замещении архиерейских кафедр. Летом - осенью 1917 г. почти во всех епархиях РПЦ прошли епархиальные съезды, на к-рых или подтверждались полномочия правящих архиереев, или происходило избрание новых.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Если все соборы – вселенские по цели, то седьмой собор – начало действительного, естественного вселенского собора. В нём, как в проекте, задача и смысл всей жизни Православия: смысл православия в печаловании об идео-латрии и идоло-латрии. Православный собор, как проект дела, должен быть постоянным, а не чрезвычайным: оно – орган жизнедеятельности. Если жизнь Церкви была единой на основе чувства, то единство соборное требует единства знания. Собор должен быть собранием представителей всех специальных знаний, собором духовным и светским, естественнонаучным и историко-археологическим 1625 . «Вселенский собор есть совокупность всех специальных международных съездов, объединённых в общей цели, т.е. в видах разрешения вопроса о неродственном состоянии» 1626 . Таким образом, во вселенском соборе общая цель регуляции объединить учёные съезды, распавшиеся от незнания цели, – соборы. Собор будет «всенародной комис- —101— сией», «военным советом» для защиты от смерти и победы над смертью. Вселенский собор, как собор всезнания, будет органом всеобщего воскрешения. Он будет молиться за еретиков, т.е. будет исследовать причины ересей, причины небратства 1627 . «Не молится за отделившихся, значит не признавать церковь вселенской, кафолической» 1628 . Отлучить, значит, калечить себя и не сознавать своей искалеченности. Надо молится, за всех «их же некому имен их помянути» и за раскаявшегося Иуду. Вселенский собор и будет вечной памятью, вселенским, а не поместным памятником. В этом действительное торжество Православия 1629 . Как обряд – воплощение догмата, так собор находит внешнее выражение в обряде – проекте: в музее – храме, музее – школе. Храм – музей. Музей – высшая научно-художественная форма культа предков. Первоначальными храмами были кладбища: действительный храм – кладбищенский храм. Христианский храм, и исторически и идейно, храм-кладбище, храм на св. мощах. Отделение храма от кладбища – естественного музея – было отделением веры от знания. Только храм музей – храм кладбище 1630 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце августа он был рукоположен во пресвитера и через пару дней возведен в сан протоиерея. Вскоре Высочайшим решением он был удостоен ордена св. Станислава 2-й степени. К этому времени он уже имел ордена св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени. Для отца Иоанна должность ректора была сопряжена со множеством других обязанностей и должностей, ложившихся тяжелым бременем. По должности ректора он возглавлял правление Церковно-исторического и археологического общества при семинарии; с 1913 по 1917 годы состоял действительным членом и председателем совета (с 14 августа 1914 г.) Свято-Духовского братства вспомоществования бедным воспитанникам духовной семинарии, был председателем иркутского отделения Союза христиан-трезвенников, комитета о беженцах при Братстве святого Иннокентия, товарищем председателя Андреевского комитета Красного креста и членом Епархиального училищного совета. Овдовев в начале 1915 года, отец Иоанн 14 февраля в Вознесенском монастыре Иркутска был пострижен в монашество с именем Софроний (в честь святителя Софрония, епископа Иркутского) и в марте возведен в сан архимандрита. Казалось, все свои физические и духовные силы новый ректор направлял только на семинарию и ни на что другое. Однако при этом архимандрит Софроний успевал еще и следить за выпуском Иркутских епархиальных ведомостей, редактором которых он был вплоть до 1917 года. Листая пожелтевшие страницы Епархиальных ведомостей, почти в каждом номере на последней странице встречаешь: «Редактор – ректор семинарии архимандрит Софроний». Одновременно с началом революции 1917 года забурлило и духовенство Иркутской епархии: создавались многочисленные комитеты, союзы, проводились съезды, собрания для решения вопросов о дальнейшем существовании епархии. Однако во многих документах этого времени имя архимандрита Софрония отсутствует. То ли он действительно удалился от этого шума, то ли уехал в другую епархию… Сейчас это нам не известно. В начале 1918 года культурно-просветительским отделом Иркутского совета рабочих и крестьянских депутатов семинария была ликвидирована.

http://pravoslavie.ru/123844.html

24 июня 1902 г. В. был возведен в сан игумена, 25 июля 1905 г. назначен благочинным жен. мон-рей, 14 янв. 1910 г.- благочинным также и муж. мон-рей Пермской епархии, 8 мая 1910 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1914 г. избран почетным членом Пермского губернского отд-ния Союза русского народа, состоял в Пермском церковно-археологическом об-ве. Награжден орденом св. Анны 3-й (1914) и 2-й (1916) степени. В 1917 г. участвовал во всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России ), затем в 1-й сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В авг. 1918 г. Белогорский мон-рь захватили большевики; 25 авг. В. был арестован и по дороге в уездный г. Оса расстрелян. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 18 янв. 2002 г. на подворье Белогорского мон-ря в Перми открылась часовня во имя В. и иже с ним пострадавшей братии. Соч.: Правила наружного поведения для братства Белогорскаго мон-ря//Святоотечество: Благовестник Братства прмч. Варлаама Белогорского. Пермь, 1998. С. 33-65. Ист.: Летопись Белогорского Св.-Николаевского православно-миссионерского муж. мон-ря. Пермь, 1897; Духовное торжество освящения соборного храма в Белогорском мон-ре Пермской епархии 7, 8 и 9 июня 1917 г. Екатеринбург, 1917; Освобождение России. 1919. 72. 30 марта; Современная Пермь. 1919 г. 96. 20 мая; К прославлению сщмч. Феофана, еп. Пермского и Соликамского, и прмч. Варлаама с братией Белогорского мон-ря. Пермь, 1998. Лит.: Серафим (Кузнецов), иером. Уральский Афон: Белая Гора. Н. Новг., 1908; Белогорский Свято-Николаевский правосл.-миссионерский муж. общежительный мон-рь в Осинском уезде Пермской губ. М., 1910; Марченко А. Преподобномученик архим. Варлаам (Коноплёв) - игумен Уральского Афона. Пермь, 1996; Дамаскин. Кн. 2. С. 188-203. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/154157.html

832 тыс. 2 милл. Содержание и штат Синода и канцелярии На высшую духовную школу Научно-Богословскую Академию 50 тысяч 1 милл. Академию Дипломатов Пастырскую Богословскую Общеобразовател.– Философскую Апологетическую школу Монашескую образцовую Миссионерскую школу Училище Диаконисс Училище Сестер-Фельдшериц Медицинско-хирургическое Училище Братьев-Фельдшеров Изящных искусств Строительно-архетиктурное Музыкальное и Певческое Археологический Институт Филологический Институт Исторический Институт Физико-математический Институт Географо-этнографический Институт На больницу, аптеку, амбулаторию, клиники, операции 1 милл. Убежище для хронических больных, слепых, глухих, убогих « для старых, беспризорных и инвалидов » для бесприютных детей и ясли « для бедных и безработных На соборы и съезды всероссийские На помощь беднейшим епархиям и приходам На помощь беднейшим миссиям и орденам На экстренные нужды Церкви На экстренные нужды паствы В распоряжении Патриарха 50 милл. Динарий святого Петра – десятина 10 милл. 25 милл. Субсидии беднейшим Церквям Востока » беднейшим миссиям среди инов. Экстр. помощь братск. церкви На типографское и издательское дело На пропаганду кафол. веры На постройку храмов и монастырей 100 милл. Часть вторая Монастыри До сих пор принято было в России смотреть на монастыри как на убежища от мирской суеты для молитвы и созерцательной жизни. Но подобный взгляд слишком односторонен и не охватывает всех сторон иноческой жизни. Человек, который посвятил себя иночеству и предался всецело на служение Богу и послушанию Церкви, отвергнув себя и свои страсти, не должен ограничивать свою деятельность одними пассивными добродетелями. Если же он желает всецело предаться созерцанию и совершенно не касаться мира, то у него всегда есть выход – затвор и схима. Обыкновенные же монахи, соприкасающиеся с миром, будут всегда служить соблазном для него и соблазняться им сами, если будут праздны и в этих сношениях с миром не будут действовать на окружающее их общество просвещающим, миссионерским или благотворительным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Целенаправленное изучение археологических памятников Др. Руси началось во 2-й пол. XIX в. Одним из первых стал собирать сведения о древних городищах и курганах З. Я. Доленга-Ходаковский, считавший их языческими святилищами славян. После находки в 1822 г. на городище Рязань Старая клада золотых вещей («рязанские бармы») памятник обмерили, в результате раскопок (1836, Д. Тихомиров) открыли руины Борисоглебского собора. В 1-й пол. XIX в. руины древних храмов исследовали в Киеве (Н. Е. Ефимов, К. А. Лохвицкий; см. ст. Десятинная церковь ) и на городище Вщиж . Поселения IX - нач. XI в. Поселения IX - нач. XI в. Поселения XI - нач. XII в. В 1859 г. был учрежден орган гос. контроля над древними памятниками и их исследованиями, централизованным распределением археологического материала и хранением отчетной документации - Археологическая комиссия при Кабинете Его Имп. Величества, тесно связанная с Эрмитажем, во главе с С. Г. Строгановым, В. Г. Тизенгаузеном и И. Е. Забелиным . «Отчеты» комиссии (1859-1912) и «Материалы по археологии России» (МАР. 1866-1918) содержат важнейшую информацию по археологии Др. Руси (см. статьи Археологические общества , Археологические съезды ). С 60-х гг. XIX в., после создания земских учреждений, возрос интерес к памятникам старины на местах, обширный фактический материал был опубликован в губ. и епархиальных ведомостях, трудах губ. статистических комитетов, земских изданиях, губ. журналах и сборниках. Итог дискуссии о назначении городищ подвел фундаментальный труд Д. Я. Самоквасова «Древние города России» (СПб., 1873), где приведены убедительные доводы в пользу военно-оборонительного и жилого характера городищ. Но раскопки городищ и селищ почти не велись (небольшие работы в Киеве и на городище Княжа Гора близ Канева привлекли внимание кладами предметов боярско-княжеского убора), их методический уровень был низким. 2-я пол. XIX - нач. XX в. ознаменованы раскопками тысяч могильных курганов, произведенными гр. А. С. Уваровым и др. На базе найденного материала, характеризовавшего быт и погребальные обряды вост. славян и их ближайших соседей, А. А. Спицын составил очерк этнической истории Вост. Европы. Находки сканд. вещей в слав. могильниках убедили его в реальности пребывания на Руси варяжских дружин.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Ульяновская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вознесенский кафедральный собор (Ульяновск) Ульяновская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Ульяновск . Регион граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской областью на юге, с Пензенской областью и Республикой Мордовия на западе, с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан на севере. Содержание Православие в Ульяновской области [ править править код ] Город Симбирск (по старому написанию Синбирск, ныне Ульяновск) был заложен по государеву указу и боярскому приговору от 1648 года, для охраны вновь освояемых русскими земель от ногайских набегов. Уже в первые годы существования города здесь насчитывалось 18 церквей и часовен, составлявших " Симбирскую десятину " Патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского. В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии - в 1784, 1829, и 1830 годах. 10 февраля 1832 года в губернии была образована самостоятельная епархия, выделенная из состава Казанской. Росло количество храмов и монастырей. В 1840 году в Симбирске была открыта духовная семинария, затем - училище для девиц духовного звания в Симбирском Спасском монастыре. При владыке Феоктисте (1874-1882) были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости и было организовано женское епархиальное училище. При епископе Никандре (1895-1904) в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском мужском духовном училище. Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника " Симбирская церковная старина " .

http://azbyka.ru/palomnik/Ульяновская_об...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИСИМОВ Александр Иванович (1877, С.-Петербург - 2.09.1937, лагпункт Кузема, Беломоро-Балтийский ИТЛ), исследователь визант. и древнерус. живописи, работавший в области охраны памятников, реставрации и музейного дела. В 1904 г. закончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. Ок. 10 лет преподавал в уездной учительской семинарии под Новгородом и в гимназии в Петергофе, живо интересуясь церковно-археологическими древностями Сев.-Зап. края. В 1911 г. к открытию в Новгороде XV Всероссийского археологического съезда (см. Археологические съезды ) организовал выставку, экспонаты к-рой впосл. вошли в собрание Новгородского епархиального церковного древлехранилища. В 1918 г. А. был привлечен И. Э. Грабарем в Комиссию по сохранению и раскрытию памятников искусства (с 1924 ЦГРМ, ныне ВХНРЦ) и по реставрации фресковых ансамблей и древних икон в Новгороде, Пскове, Ярославле, Вологде, Кириллове, Твери и Москве, где занимался наблюдением за реставрационными процессами и организацией выставок, в т. ч. рус. икон в Европе и сша (1929-1932). С 1920 по 1926 г. А. заведовал созданным им отделом памятников религ. быта в ГИМ, организовал в музее экспозицию древнерус. живописи. В 1926 г. был переведен хранителем в отд-ние религ. быта. В нач. 20-х гг. работал в Московском ин-те историко-художественных изысканий и музееведения; научно-исследовательском ин-те археологии и искусствознания; был членом гахН. Преподавательская деятельность А. началась до 1917 г. в Народном ун-те им. А. Л. Шанявского, позже был профессором Московского ун-та, профессором и деканом Ярославского ун-та, преподавал во ВХУТЕМАСе (с 1926 ВХУТЕИН). А. И. Анисимов А. И. Анисимов А.- автор научно-исследовательских работ в основном по древнерус. искусству, к-рые интересны тем, что отражают время археологических и реставрационных открытий в России. Его исследования домонг. периода древнерус. живописи, памятников Новгорода и Пскова, «рублёвского вопроса» в свете реставрации не потеряли своей значимости и в наст. время. Среди его работ особое место принадлежит монографии «Владимирская икона Божией Матери», содержащей глубокий комплексный анализ реставрационного состояния памятника, его истории в контексте письменных источников и места в визант. и древнерус. художественной культуре. В наследии А. имеются публицистические статьи, связанные с охраной памятников древнерус. культуры и исторического ландшафта рус. городов, в частности Новгорода.

http://pravenc.ru/text/115512.html

В 2000 г. учрежден студенческий ж. «Ступени», в 2003 г. начал работу церковно-археологический кабинет. С 2004 г. при семинарии действует молодежное миссионерское братство в честь прп. Евфросинии Полоцкой. 13 июня 2008 г. состоялось освящение семинарского храма во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В 2013/14 уч. г. Минская ДС перешла на Болонскую систему обучения по программе бакалавриата. Минское ДУ было учреждено постановлением Синода РПЦ от 30 окт. 1988 г., открылось в Минске 10 янв. 1989 г. как годичные курсы псаломщиков при Минском ЕУ. Первый выпуск состоялся 10 янв. 1990 г., когда курсы окончили 46 чел. С 1998 г. уч-ще осуществляет подготовку специалистов по 3-годичной программе. В 1993 г. при Европейском гуманитарном ун-те в Минске начал работу богословский фак-т, преобразованный впосл. в Ин-т теологии при Белорусском гос. ун-те. В 1996 г. учреждена Минская ДА им. свт. Кирилла Туровского. При Минском ЕУ были созданы школы катехизаторов и звонарей, в 2014 г. они вошли в состав Минского ДУ (отд-ния катехизаторов и звонарей). В М. е. издаются церковные журналы: «Ведомости Минской митрополии» (ежеквартальное издание, до 2016 «Минские ЕВ»), «Ступени» (межвузовское издание Минской ДС), (церковно-историческое издание), «Врата небесные» (духовно-просветительское издание) и церковные газеты: слова», «Воскресение», «Преображение». 15 приходов М. е. имеют свои газеты и листки. Действуют несколько правосл. издательств, видное место среди которых занимает Издательство Белорусского Экзархата. Ежегодно проводятся Минские епархиальные чтения, конференции и семинары. В епархии работает Информационно-консультативный центр им. прп. Иосифа Волоцкого, занимающийся проблемами нетрадиц. религиозности. Открыты б-ки, иконописные студии, столярные, швейные и золотошвейные мастерские, монастырские кузницы, мастерские по камню, керамические и скульптурные мастерские, свечные производства, реставрационные мастерские и др. Ежегодно накануне праздника Сретения Господня проводятся съезды православной молодежи.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Однако прежде всего Сергей Александрович видел древнюю столицу истинным сердцем России, неустанно трудясь над превращением её в образец, в неприступную твердыню всего русского и православного, в надёжную опору власти и порядка, в центр науки и культуры. Он активно сотрудничал с духовенством, поддерживал инициативы учёных, помогал художникам и артистам. Большое внимание генерал-губернатор уделял вопросам просвещения, духовно-нравственного воспитания, борьбе с общественными пороками. Руководя Императорским Историческим музеем (ныне Государственный исторический музей), Великий князь содействовал улучшению его материального положения, пополнению коллекции и превращению в крупный научно-просветительский центр, где стали проводиться конгрессы, общественные съезды, художественные выставки и познавательные лекции. Возглавив Комитет по устройству Музея изящных искусств им. Александра III (ныне ГМ ИИ им. A. С. Пушкина), он будет стремиться превратить задуманное учреждение в собрание мирового уровня. Историческое же прошлое самой Москвы Сергею Александровичу было крайне дорого, и потому в поле его зрения всегда оставались вопросы о сохранении её памятников, о реставрационных и археологических работах. Огромное внимание уделялось социальным задачам. Они включали заботы о детских приютах, о бедных и престарелых, о семьях осуждённых… С 1893 года, когда до Москвы докатилась эпидемия холеры, под попечением Великого князя находился район Хитрова рынка, или знаменитая «Хитровка» — грязные трущобы с ночлежками и с самой подозрительной публикой от криминальных элементов до опустившихся бродяг. В этом мрачном месте, куда рисковал заглянуть не всякий городовой, он побывает не единожды и будет регулярно выделять личные средства на содержание там дешёвых столовых. Так о существовании «московского дна» узнает Елизавета Фёдоровна. Узнает и о других насущных проблемах Первопрестольной, требующих срочного решения. Оставаться в стороне она, конечно, не сможет. Супруг возглавлял или патронировал множество общественных организаций, стремившихся помочь нуждающимся, и уже летом 1891 года в названии одного из них (Московского приюта для добровольно следующих в Сибирь семейств ссыльных) появляются слова «Сергиево-Елизаветинское». Через некоторое время оба они посетят это учреждение, осмотрев и саму тюрьму вместе с её больницей. Перед Великой княгиней места заключения с их тяжёлой реальностью представали впервые, Сергею Александровичу тюрьмы показывали ещё в детстве, во время обучения, но и он был вынужден признаться: «Вчера были в тюремном приюте, который носит наши имена, и в самой тюрьме; обошли всех и всё. Какое гнетущее впечатление производит звук кандалов!»

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010