Но к великому огорчению и несчастью, эти искренние пастырские увещания, эти воодушевлённые беседы и назидания, эти апостольские призывы и проповеди, обращённые к уклонившимся от истины, очень часто не приводят к утешительным результатам, и горячие полемики пастырей Христовых нередко остаются бесплодными. Одной из многих причин такого грустного явления несомненно должно признать недостаточное практическое знакомство наших священников с раскольниками и сектантами, их учением, полемикой, их направлением, характером, приёмами борьбы и т. п. В последние годы несомненно сознается этот существенный пробел в специальном богословском образовании и недостаток пастырской подготовки, и принимается поэтому целый ряд мер к его устранению: пишется много статей, издаются десятки и сотни брошюр и серьёзных, научных трудов апологетического характера; издаются специальные миссионерские журналы, защищающие православие и полемизирующие с его врагами; обращается более серьёзное внимание на преподавание в семинариях истории и обличения раскола и сектантства, обличительного богословия и практикуются собеседования с врагами Церкви; устраиваются всероссийские, епархиальные и благочиннические миссионерские съезды и т. п. Как видите, нельзя и стражей Христовых упрекнуть в бездеятельности и равнодушии; как видите, и с их стороны на борьбу с ложью вызывается немало лучших сил, лучших талантов и дарований, – но нужно сознаться, успех миссии от этого не очень много выигрывает, что отчасти и естественно: ведь учёные апологетические труды и брошюры, специальные миссионерские журналы – все это, по чувствительным затратам, для многих pia desideria. Правда, во многих местах открыты уже благочиннические библиотеки, назначаются миссионерские съезды, где предоставляется возможность почерпнуть известную сумму знаний, но этим тоже не развязывается гордиев узел: на епархиальные, а тем более на всероссийские съезды, попадают только избранники судьбы; на благочиннических же миссионерских съездах хотя и каждый бывает, но эти съезды, особенно в местах, не заражённых антиправославными течениями, большею частью обходят вопросы о внешней и внутренней миссии, мотивируя свой обход традиционным „все обстоит благополучно“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благочинные являются лицами, более осведомлёнными о состоянии подведомственных им церквей, причтов и приходов, чем случайно выбранный в депутаты священник одного отдельного прихода; благочинные – большей частью люди почтенные и умудрённые опытом и знанием жизни, тогда как в депутаты на съезд нередко попадают иереи молодые и малоопытные; а самое важное в этом случае обстоятельство то, что эти благочинные, после собеседований на съезде со своим архипастырем, являются самыми действительными и удобными проводниками в жизнь епархии архипастырского влияния и выработанных мер к возвышению церковно-приходской жизни, каковым целям не в состоянии служить выборные депутаты, возвращающиеся в свои приходы и не имеющие влияния на свои округа. Ввиду всех этих обстоятельств, во внимание к основному в жизни духовенства выборному началу, необходимо составлять съезды из выборных депутатов. Можно надеяться, что, по крайней мере на первых порах по введении выборного начала, на сии съезды будут присылаемы духовенством те же благочинные, как выбранные и облечённые его доверием. Если же впоследствии всё-таки будут на съезды являться специально выборные уполномоченные, то, помимо этих съездов, для специальных целей епархиального архиерея могут быть собираемы нарочитые съезды только благочинных епархий. Другая важная сторона деятельности епархиальных съездов – это забота о епархиальных духовно-учебных заведениях, в каковой области духовенству желательно бы предоставить обсуждение не только экономически хозяйственных, но и воспитательных нужд сих заведений, и, затем, забота о своих епархиальных взаимовспомогательных учреждениях: эмеритальной кассе, кассе взаимопомощи на случай смерти, сиротских приютах, свечном заводе и складах для разных предметов церковного обихода. В этой области, как уже показал многолетний опыт, деятельность съездов, под руководством епархиального архиерея, оказывается в высшей степени плодотворной. Признавая необходимым дальнейшее развитие этой стороны епархиальных съездов, надобно, однако, указать те права и полномочия, коими в этом случае может располагать съезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12). Для потребностей миссии и для снабжения епархиальных миссионеров необходимыми книгами и пособиями учреждаются в епархиальных городах епархиальные миссионерские библиотеки. Книгами из этих библиотек могут пользоваться и уездные миссионеры, а равно и ревнители Православной Церкви. Списки книг для миссионерских библиотек составляются, главным образом, епархиальными миссионерами, а книги приобретаются с разрешения епархиального преосвященного. в). Епархиальный миссионерский совет 1). В каждой епархии учреждается в епархиальном городе «Епархиальный миссионерский совет». 2). Епархиальный миссионерский совет состоит под председательством епархиального архиерея или лица, им назначенного. 3). Члены епархиального миссионерского совета назначаются епархиальным преосвященным из духовных и светских лиц, опытных в миссионерском деле или сочувствующих оному. Епархиальные миссионеры состоят непременными членами епархиального миссионерского совета. 4). Епархиальный миссионерский совет, находясь в непосредственном ведении только епархиального преосвященного, сосредоточивает у себя все сведения о состоянии и делах внутренней миссии в епархии, заботится о развитии миссионерской деятельности, обсуждает все относящиеся к внутренней миссии дела и мероприятия. 5). Совет изыскивает средства на содержание епархиальной миссии, в нем сосредоточиваются все миссионерские суммы, поступающие из разных источников, и к началу каждого года им составляется и представляется на утверждении епархиального преосвященного общая смета прихода и расхода сумм по содержанию епархиальной миссии. IV. Внеепархиальная миссия (Всероссийские и областные миссионерские съезды) 1). Внеепархиальные съезды могут быть областные и всероссийские. 2). Означенные съезды должны иметь своей задачей: а) водворение полезного для дела миссии единства в действиях миссионерских лиц и учреждений (братств, обществ, комитетов и др.) разных епархий б) предупреждение тех миссионерских мероприятий, которые оказались на практике или нецелесообразными, или бесплодными, или даже вредными для миссии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Для всестороннего ознакомления с нуждами приходской жизни епархии епископ, как и ныне, собирает съезд представителей от духовенства. Епархиальные съезды, как важнейший орган общения епископов с подведомыми им паствами, должны получить особенное значение в епархиях. Таким съездам необходимо быть по крайней мере однажды в год. На эти съезды могут являться по одному депутату от духовенства и по одному депутату из мирян – по Симбирской епархии – от 20 церквей, или менее, смотря по удобству в территориальном отношении; причём депутат от духовенства получает содержание от избравших его, а миряне – от церковно-приходских попечительств или также от избравших их. Здесь члены собрания могут делать заявления, высказывать мнения, принимать участие в обсуждении вопросов, пожалуй, – предлагать проекты и решения их; но право окончательного постановления или утверждения решений должно принадлежать архиерею. Архиерей, собственно, есть ответственный (нравственно и официально) правитель епархии; и никакое постановление какого бы то ни было епархиального собрания, никакое мнение большинства не может освободить его от ответственности за какую-нибудь принимаемую меру, если эту меру не одобряет его собственная мысль и совесть. Поэтому епархиальные съезды при архиереях могут иметь лишь совещательное, а не правительственное значение. Правительственная власть в епархиях должна оставаться в руках архиереев. Епархиальные съезды должны собираться затем, чтобы дать возможность архиерею ближе ознакомиться с мнениями и потребностями паствы, и помогать ему советами лучших людей в управлении паствой, а не стеснять его власть и не противодействовать ей. Разумеется, и власть архиерея, при открытом – так сказать – проявлении и обсуждении её распоряжений перед лицом представителей целой епархии, не станет вдаваться в произвол и упрямство, сознавая, что члены съезда выражают по тому или другому вопросу не лично им принадлежащие мнения и суждения, а всему духовенству, вверенному его управлению. Едва ли какой-нибудь архиерей, по одному упрямству, без всяких оснований, стал бы отвергать мнения и меры, предъявляемые лучшими людьми его епархии, от лица всей епархии и ради её интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего съездам делается тот упрек, что они поставлены в неправильное отношение к епископской власти и являются по местам как бы органом оппозиции низшего духовенства против епархиальной администрации, т. е. против самого архиерея, консистории, благочинных, и т. д. В этом упреке много преувеличения. Съезды епархиальные далеко не имеют такого значения, чтобы представлять сколько-нибудь серьезную оппозицию архиереям и консисториям. Постановления съездов представляются на утверждение архиерейской власти, и архиерею ничего не стоит большую часть этих постановлений отвергнуть без всякой аппеляции. Если-же на этих съездах высказываются иногда мнения не совсем согласные с порядками епархиальной администрации, то высшая епархиальная власть, вместо того, чтобы оскорбляться такими мнениями, с большою пользою могла бы принимать их к сведению для исправления этих самых порядков. Впрочем, чтобы устранить всякий повод к недоразумениям и столкновениям между съездами и епархиальною властью, нужно поставить их в ближайшее живое отношение,– чтобы съезды собирались, делали заявления и постановляли решения не заглазно от епархиальной власти, а под непосредственным председательством архиереев. Личное присутствие архиереев на съездах, также как и в консистории, не только не стеснить свободы совещаний съездов, но даст большую твердость их постановлениям и устранит всякий повод к столкновениям между съездами и епархиальною властью, – а вместе с тем даст и более серьезный, правильный и приличный характер этим собраниям, – так как и этого, говорят, иногда недостает на съездах, собирающихся без всякого надзора и участия со стороны высшей епархиальной власти. Далее съездам делается тот упрек, что они получили у нас исключительно сословный характер. На съезды собираются представители от одного духовенства, и предметами совещаний на съездах служат лишь интересы духовного сословия. Таким образом съезды как будто еще более закрепляют то обособленное духовного сословия от других классов общества, которое является одной из существенных причин упадка религиозной жизни в нашем обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Поэтому-то в одной епархии вводятся съезды духовенства для обсуждения разных предметов учебно-воспитательного дела и пастырской практики и вырабатываются правила для них; в другой предметы занятий съездов и самые правила видоизменяются соответственно местным условиям; во многих епархиях вводятся выборы в административные должности и составляются инструкции и т. п. Начнем с съездов духовенства, как наиболее типичной формы общинной деятельности духовенства. Новыми уставами духовно-учебных заведений духовенство призывается к участию в их благоустройстве. Для этой цели служат общие совещания духовенства. По § 94 семинарского устава епархиальные съезды собираются чрез каждые шесть лет для выбора из среды священнослужителей членов семинарского правления на шестилетний срок. В тех епархиях, где существуют на средства самого духовенства параллельные классы, епархиальные съезды могут собираться, кроме указанного срока, однажды в год для обсуждения экономических вопросов касательно содержания таковых классов 230 . Предметами для занятий епархиальных съездов, кроме указанных, могут служить: соображения о разграничении училищных округов, открытие вновь женских епархиальных училищ, избрание членов в совет училищ, изыскание средств к улучшению экономического быта епархиальных учебных заведений и общей помощи духовенства какому-нибудь училищу в особенных случаях 231 . Низшие духовные училища уставом 1867 года вверены преимущественному попечению епархиального духовенства. Для этой цели каждая епархия, по числу духовных училищ, разделяется на училищные округи, границы коих определяются епархиальным начальством. Для обсуждения вопросов, касающихся быта духовного училища, духовенство училищного округа, в котором оно находится, собирается однажды или дважды в год на так называемые окружные съезды. Депутаты съезда предварительно избираются самим духовенством по одному от десяти причтов 232 . В выборах участвуют не только протоиереи и священники, но и прочие члены причта 233 . Способы избрания депутатов и время для созвания съездов определяются местной консисторией, но последняя не может вмешиваться в решения съездов и отменять их своею властью 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) Ближайшая обязанность как обыкновенных, так и чрезвычайных съездов – быть собором епископа, через посредство которого епископ знакомится с состоянием своей паствы и при посредстве которого обсуждает меры религиозно-нравственного воздействия на паству. Но, кроме того, к обязанностям же съездов относится: во-первых, избрание закрытой баллотировкой членов епархиального совета пресвитеров и кандидатов к ним; во-вторых, обсуждение и решение всех, касающихся епархии, хозяйственных вопросов, с каковой целью съезды рассматривают и ревизуют денежные отчёты совета пресвитеров, а равно и все наличные суммы, рассматривают, утверждают или изменяют составленные последним сметы епархиальных доходов и расходов на каждый год, производят раскладку нужных для содержания епархиальных учреждений налогов, если налоги не покрывают расходов, изыскивают другие источники доходов и прочее. 7) Желательно, чтобы съезды, как соборы, приходили к единогласному решению вопросов, с которыми мог бы согласится и епископ. Но если единогласного решения не будет, то решением считается мнение большинства, к которому присоединится епископ, причём меньшинство, если пожелает, может просить, чтобы мнение его с указанием мотивов было занесено в протокол заседания. Если же между епископом и съездом возникнет существенное разногласие, то дело решается митрополичьим собором. 8) Заседаниями съезда ведутся протоколы, для чего съезд закрытой баллотировкой избирает секретаря. 9) Протоколы съезда немедленно же публикуются в епархиальном органе, причём те постановления съезда, с которыми согласился епископ, т. е. им утверждённые, через 14 дней после их опубликования считаются для всей епархии обязательными. 10) Заседания съезда открыты для православной паствы. Для решения же вопросов, требующих специальных знаний, съезды приглашают сведущих людей, с правом совещательного голоса. Епархиальный совет пресвитеров 11) Епархиальный совет пресвитеров состоит из десяти избранных съездом духовных лиц: пять из них должны быть постоянными членами, а пять – очередными, призываемыми по назначению съезда на год или два, смотря по удобству их содержания средствами епархии. Очередные члены совета могут содержаться при архиерейских домах или монастырях епархиального города и служить в храмах их на всё время командировки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и имевшие своей задачей попечение о материальных нуждах духовно-учебных заведений епархии, с самого начала открытия их проявили настолько живое отношение к подлежащим их ведению делам, что почти повсеместно епархиальная власть стала признавать полную компетенцию за съездами и в разрешении разных вопросов церковно-общественной жизни; епархиальные архиереи стали поручать съездам рассмотрение вопросов, касающихся материального быта самого духовенства, обще-епархиальных потребностей церквей и приходов, относительно религиозно-нравственной жизни православных приходов и т. п. Следовательно, расширение круга деятельности епархиальных съездов является вызванным самою жизнью церковного епархиального управления необходимостью признать за съездами более широкие полномочия против первоначального их назначения епархиальной властью. А это говорит за то, что епархиальные съезды являются желательными в пособничество епархиальному управлению и в будущем. Оставление в епархии этого учреждения с таким назначением нисколько не может дискредитировать епархиальную власть, так как епархиальные съезды по правилам своим не могут иметь того значения, чтобы представлять собой сколько-нибудь серьёзную оппозицию епархиальной власти: все постановления съездов подлежат утверждению епархиального архиерея, с полным правом за ним безапелляционного кассирования постановлений этих. Так что епархиальные съезды всегда остаются со значением не решающего, а лишь совещательного голоса. Между тем в такой своей роли они могут принести много полезной помощи епархиальному управлению в правильном применении своих распоряжений и административных мер соответственно действительной нужде по делам, которые будут рассматриваться при участии съездов. Если решаются вопросы относительно материальных средств церквей, нужд приходского духовенства или же вопросы о религиозно-нравственной жизни паствы, об отношениях духовенства к своим пастырским обязанностям, о мерах поднятия веры и нравственности в православном населении, – в таких делах депутаты съезда являются единственными выразителями действительного положения вещей и указателями наилучших способов достижения желанных результатов применительно к местным условиям каждого прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На основании добытого материала съезды вырабатывают обязательные постановления, направленные к улучшению воспитательной и экономических частей в духовных школах, они же высказывают суждение о достоинстве педагогов и начальников этих школ. Только суждение это, в интересах справедливости и беспристрастия, не должно иметь исключительного, решающего значения при удалении школьных деятелей. В этом случае необходимо держаться того же порядка, какой указан выше в речи об увольнении преподавателей по неблагоприятным отзывам ревизоров. Епархиальные съезды духовенства по необходимости заседают недолго и потому на могут осуществить постоянного надзора за духовными школами, не могут быть уверены, что его постановления и положения будут выполнены. В виду этого съездам должно быть предоставлено также право выбирать особые постоянные комитеты из среды духовенства и вообще родителей духовных воспитанников. Комитеты эти явятся продолжением епархиальных съездов и назначение их будет состоять в постоянном и непосредственном наблюдении над духовными школами. Для этого они участвуют во всех заседаниях семинар- —697— ского и училищного правлений, в которых обсуждаются педагогические и экономические дела, с правом голоса, наравне с остальными членами правления; они же составляют отчёты о состоянии духовных школ в воспитательном и экономическом отношениях и вместе со своими соображениями представляют на рассмотрение епархиальных съездов духовенства. В настоящее время съезды также выбирают депутатов в качестве членов семинарского и училищного правлений. Но эти члены от духовенства избираются в незначительном количестве (по два на каждое правление), права и обязанности их точно не определены; отсюда и значение их ничтожно. Для избежания подобной же участи и наблюдательных комитетов, имеющих заменить нынешних членов правлений от духовенства, необходимо увеличить состав этих комитетов настолько, чтобы они по числу своих членов по возможности приближались к количеству членов семинарского и училищного правлений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Франк. Я не буду приводить всех докладов, которые делались в Братстве, их темы я указал раньше. Укажу только, что почти сразу они приняли чисто академический характер, без малейшей попытки проявить себя вовне, общественно. Именно это обстоятельство привело к отходу (без официального сообщения об этом) от Братства П.Б. Струве, которого привлекала идея церковно-общественных выступлений. Может быть, общественная сдержанность Братства вызывалась отчасти теми дурными, компрометирующими его слухами, которые всюду распускали о нем евразийцы. Однако Братство все же было живым и активным церковно-идеологическим центром. Мы обычно на всех заседаниях, после теоретического доклада и обсуждения его, говорили о современных церковных событиях, иногда заседания целиком посвящались церковным событиям, если они волновали общественное мнение. Так или иначе, все активно участвовали в церковной жизни, и выработка некоторого единства в оценке церковных событий содействовала внутренней значительности Братства. Так, отход «карловацкой» группы в церкви, приведший к разрыву с 10 митрополитом Евлогием, нажим на митрополита Евлогия из Москвы, поездка митрополита Евлогия в Константинополь, — все это горячо обсуждалось в Братстве. 6. Однако отсутствие всякого «действия» со стороны Братства неизбежно понижало его внутреннюю активность. Два вскоре возникших новых религиозных «центра», со своей стороны, содействовали этому понижению активности Братства. Я имею в виду прежде всего возникновение в середине 30-х годов «Лиги Православной Культуры», во главе которой стоял Н.А. Бердяев. Лига, по самому ее заданию, была уже по существу чисто академическим образованием, но она устраивала свои ежегодные съезды, на которые мог попасть любой человек. Съезды (по организации своей напоминавшие съезды РСХД) собирали большое число слушателей и были в сущности «выездом» в деревню Религиозно-Философской Академии (которой руководил тот же Н.А. Бердяев). Другое начинание, пожалуй, еще больше оттягивало творческие начинания членов Братства, это были «семинары», которые вел у себя о.

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010