Отметим, что 145 человек из участников собрания стали официальными членами-учредителями Общества. Из них около 17% (24 чел.) составляло духовенство, еще 3% (5 чел.) являлись преподавателями епархиальных учебных заведений и сотрудниками епархиальных учреждений, остальные 80% представляли интеллигенцию Уфы. " Деятельность Восточно-русского Общества распространяется не на одну Уфимскую губернию, а по крайней мере на все Приуралье, - подчеркивал Преосвященный, - поэтому всех ревнителей русского дела прошу распространять его устав, сколько это в их силах " . 30 марта 1916 года постановлением Уфимского Губернского по делам об обществах присутствия устав Восточно-русского культурно-просветительного общества был рассмотрен и внесен в реестр Обществ и Союзов Уфимской губернии. Согласно уставу, целью Общества являлось " содействие развитию духовных и материальных сил русской народности в восточной части России " . Для достижения этой цели Восточно-русское Общество стремилось: а) к изучению края и его населения в историческом, географическом, этнографическом, археологическом, экономическо-промышленном и торговом отношениях, а также к раскрытию и выяснению всех богатств восточной части России; б) к укреплению среди местного русского и инородческого населения исконных русских начал преданности Церкви, Царю и Отечеству; в) к сближению местного инородческого населения с русским народом на почве взаимного уважения и приобщения к русской образованности и гражданственности; г) к развитию среди местного русского и инородческого населения образования и воспитания на началах преданности Церкви, Царю и Отечеству, а также к освобождению этого населения от иностранного засилия - путем улучшения его экономического благосостояния, воспитания в нем любви к труду, приближения школы к потребностям населения, - в зависимости от разнообразных местных условий, - выработкой в нем энергии, предприимчивости и надлежащей трудоспособности. Для достижения поставленной цели и решения указанных задач Обществу предоставлялось право: а) приходить на помощь местному населению в удовлетворении бытовых и религиозных потребностей; б) открывать школы, устраивать публичные чтения, курсы, собеседования библиотеки, читальни, музеи, кинематографы, склады книг и учебных пособий и вообще участвовать в организации и содействовать внешкольному и дошкольному образованию; в) содействовать учреждению русских промышленных, торговых, кредитных и потребительских обществ и товариществ; г) издавать научный журнал и популярные листки и брошюры; д) устраивать собрания и съезды, а также выставки, базары, спектакли, концерты и т.п.; е) поддерживать общение с культурно-просветительными и учеными обществами в России и заграницей.

http://ruskline.ru/analitika/2005/07/22/...

По окончании съезда в киевской газете «Киевлянин» начались печататься разные толки об украинофильстве, приписывались референтам, читавшим о малорусской поэзии, посторонние цели; с их голоса о том же заговорили столичные газеты, особенно «Голос», так что сам противник киевских ученых на съезде профессор Миллер принужден был стать в печати защитником своих бывших противников. Подозрения, взводимые тогда на киевских ученых, были до крайности неуместны и вредны в том отношении, что на будущее время стесняли свободу выбора предметов, касавшихся местной истории, литературы и этнографии: после того каждому становилось опасно пуститься на съездах в толкования о подобных предметах науки, чтобы не подать повода к подозрениям в подобном роде, а между тем, если археологические съезды предположено собирать по очереди в разных краях России, то, естественно, надобно ожидать и желать, чтобы наибольшая и наилучшая часть рефератов относилась к предметам местной истории и археологии. Я со своей стороны выразил участие свое на этом съезде чтением реферата об образовании княжеской дружины, о ее значении в древнее время и о ее изменениях в последующем быте русского народа. Этот реферат не был напечатан, и самая рукопись моя оказалась затерянною. В июне 1876 года предпринял я путешествие в монастыри, находящиеся на Ладожском озере, куда уже мне давно хотелось поехать. Я отправился вместе с приятелем своим Д. Г. Лебединцевым 18 июня на пароходе «Коневец» с пристани близ Смольного. Этот пароход не отличается ни удобством помещения, ни опрятностью, ни правильностью хода; несмотря на его небольшую величину в нем набилось такое множество пассажиров, что на палубе так же трудно было протолпиться, как в церкви во время праздничного богослужения, и как только толпа пассажиров скучивалась в одну сторону палубы, так пароход наклонялся и пугал погруженим; капитан беспрестанно кричал со своей вышки, чтобы публика отходила в другую сторону. Вонь была нестерпимая. Большинство пассажиров принадлежало к и состояло главным образом из богомольцев, но в числе плывшего народа было достаточное число чухон, так как пароход имел крайним пределом своего плавания Сердоболь, куда чухны, возвращавшиеся из Петербурга, намеревались пристать, чтобы оттуда отправиться внутрь Финляндии – куда кому было нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

334 За свою историю епархиальные ведомости стали своеобразным «рупором» церковного краеведения. На страницах этих журналов нашли место работы по историко-статистическому описанию епархий, летописи приходов, биографии архиереев и выдающихся представителей местного духовенства, археологические и этнографические статьи. 335 На издание епархиальных ведомостей деньги обычно изыскивались местным духовенством: «епархиальные съезды очень строго следили за использованием средств и не допускали перерасхода, более того, постоянно настаивали на удешевлении издания Даже расходы по изданию не всегда покрывались, потому что причты задерживали, или вообще не присылали денег за подписку, а свободной подписки практически не было». 336 В этой связи совершенно закономерным представляется вопрос: как шло финансирование на низовом (то есть на приходском) уровне, и второе, как контролировало священноначалие местную церковную периодику, разрешая выпуск епархиальных изданий? Высшие церковные власти, вплоть до конца синодального периода, при рассмотрении вопроса об учреждении нового епархиального издания исходили из опыта, полученного в результате утверждения различных епархиальных ведомостей. Так, при рассмотрении нового епархиального издания вменялось в обязанность помнить о прецеденте, заявленном еще в ноябре 1866 г., когда готовилось распоряжение Св. Синода о разрешении издания Волынских епархиальных ведомостей. Согласно тому распоряжению для бедных церквей епархии, нуждавшихся в средствах «к поддержанию своего благолепия», выписка ведомостей объявлялась необязательной. Далее, епархия, желавшая иметь собственные ведомости, должна была озаботиться исполнением нескольких указов Св. Синода: 1) от 9 декабря 1866 г. – о доставке в синодальную канцелярию по одному экземпляру каждого нового номера 2) от 22 мая 1865 г. – «о том, что официальная переписка, как церковных, так и правительственных учреждений, не может безразлично подлежать в епархиальных ведомостях печатному обнародованию, в коем даже нет ни надобности, ни цели, за исключением предметов, подлежащих всеобщему по епархии сведению» 3) от 31 октября 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Практическим следствием указанных отношений между епископами и духовенством служить стремление духовенства к самоуправлению. Мы отсылаем желающих познакомиться с этим стремлением к многочисленным статьям «Церковного Вестника». Духовенство требует участия в управлении. Для этой цели оно желает реорганизации консистории, епархиальных съездов, благочиннических советов. Во избежание недоразумений при последующем изложении, заметим, что реорганизация всех перечисленных учреждений необходима и на условиях самых широких, коренных перемен. Но в требованиях и ожиданиях духовенства есть одна черта, несовместимая с каноническими основами православной Церкви. Это – негласное отрицание епископства, как живой канонической власти 6 . Дело представляется в общем в таких чертах. На место консистории организуется пресвитерский совет, который и действует в качестве вспомогательного при епископе учреждения. Многие из духовенства желают, чтобы члены пресвитерского совета были выборными. Но пресвитерский совет не есть законодательная власть в епархии, – такою служат епархиальные съезды. Они именно вырабатывают наиболее существенные постановления для епархии, а пресвитерские советы являются исполнительною властью, проводящею эти постановления в управлении. Члены съездов – выборные от духовенства. Точно также благочинные должны избираться окружным духовенством. Не трудно видеть во всем этом подражание земскому самоуправлению. Съезды духовенства=земские собрания; благочиннические советы и пресвитерские советы при епископе=земские управы. Все это весьма соблазнительно и в результате может дать церковную конституцию. Но где же здесь место для епископской власти? Не обращается ли и епископ только в исполнительный орган власти еперхиального духовенства? Или это только археологический орнамент, украшающий новое, по существу протестантское, устройство Церкви? Если же и епископ сохранит действительную власть, то не окажется ли он в положении современного губернатора, которому даны большие полномочия сверху; но всякий раз, когда он решится применить их на деле, он наталкивается на неодолимые препятствия в местном самоуправлении, результатом чего оказывается решительная, хотя часто и скрытая, война? Неужели и Церковь желают подвергнуть этой же гибельной междоусобной войне, и ее привести к тому же горестному, но трудно поправимому распаду, к какому пришло государство? Нет, Церкви нужны реформы не как источник новой вражды, а как средство для уничтожения розни между властью и подчиненными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

В конце текста помещена ссылка на указанную выше статью в «Церковном вестнике», откуда она с сокращениями перепечатана в «Церковных ведомостях». Выдержка из статьи со ссылкой на «Церковные ведомости» в свою очередь перепечатана также в «Археологических известиях и заметках» (1895. Т. 3, 11. С. 372). [Б. п.] Археологическая экскурсия в Новгород студентов СПб. Дух. академии//АИЗ. 1895. Т. 3. 11. С. 372. Студент. Археологическая экскурсия в Новгород студентов С.-Петербургской Духовной академии//ЦВс. 1895. 6, 13, 20 июля. 27–29. Стб. 857–860, 889–892, 920–925. Апраксин П., граф. К 25-летию основания Императорского Общества любителей древней письменности//Русский вестник. 1903. Т. 284. Апрель. С. 773. Оглоблин H. Н. Из воспоминаний слушателя Археологического института 1-го выпуска (1878–1880 гг.)//ВАИ. 1903. Вып. 15. С. 371–432. Николай Николаевич Оглоблин (род. 1852), археограф, путешественник, мемуарист, многолетний сотрудник журналов «Исторический вестник» и «Русское судоходство». Лебедев В. А. Из жизни Федора Ивановича Буслаева//Русская старина. 1908. 1. С. 68. Корсаков Д. Четвертый областной историко-археологический съезд в г. Костроме с 20-го по 30-е июня 1909 года//ЖМНП. Нов. сер. 1910. Ч. 26. 3. Современная летопись. С. 24. Жебелев С. А. Археологические съезды областные//Новый энциклопедический словарь/Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Пб., Стб. 857–858. Драницын К. П. Историческая записка о Новгородском музее древностей (3 ноября 1917)//НИС. СПб., 1999. [Сб.] 7 (17). С. 356. В составе публикации Г. К. Маркиной «Новгородский музей древностей в свидетельствах современников (1865–1918 гг.)». Бенешевич В. Н. Скорбная летопись//РИЖ. 1921. Кн. 7. С. 247. Голубинский Е. Е. Воспоминания. Кострома, 1923. То же (в сокращении): Полунов А. Ю., Соловьев И. В. Жизнь и труды академика Е. Е. Голубинского . М., 1998. С. 234–235. Сведения о представлении Н. В. Покровским книги Е. Е. Голубинского «К нашей полемике со старообрядцами» в петербургскую цензуру и несостоявшейся попытке преодолеть цензурный запрет; письмо Покровского Голубинскому от 17 января 1898 г. Автобиография Е. Е. Голубинского и его воспоминания, записанные С. И. Смирновым и частично опубликованные последним в московском сборнике «У Троицы в Академии» в 1914 г., а затем полностью напечатанные Вас. Смирновым в 1923 г. в Костроме; текст последнего издания перепечатан Полуновым и Соловьевым «с небольшими сокращениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интерес публики вызвала большая выставка, она стала настоящим общественным событием. Впервые Синод разрешил выставить драгоценные предметы церковного быта. Широко участвовали частные коллекционеры. Каталог выставки насчитывает 750 страниц 2547 , кроме того, было издано описание крупной церковно-археологической коллекции Николая Михайловича Постникова, который в двух залах выставил 3224 предмета 2548 . Уваров понимал, что успех работы Общества невозможен без тесного сотрудничества с учреждениями и людьми на местах, с губернскими статистическими комитетами, а позже – с учеными архивными комиссиями, которые были организованы с 1884 г. по епархиям с целью сбора исторических и археологических данных. Эти архивные комиссии, в свою очередь, сами стали созывать губернские археологические съезды: в Ярославле (1901), Твери (1903), Владимире (1906), Костроме (1909). Ближайший съезд должен был состояться в Крыму, где Таврическая ученая архивная комиссия работала очень активно, но и здесь помешала Первая мировая война. Постепенное расширение деятельности МАО привело к образованию различных комиссий внутри Общества: по охране памятников, по надзору за древними церквами, по истории Москвы, славянской, археографической, восточной комиссий. МАО активно занималось реставрацией средневековой архитектуры и живописи (эта проблема оставалась сложной 2549 ), собирало документацию о древнерусских церквах; ему передал свою коллекцию и библиотеку археолог и художник Николай Александрович Мартынов (1820–1895). Общество выпускало несколько периодических изданий. Помимо главного издания («Древности. Труды ИМАО»; с 1865 по 1916 г. вышло 25 томов), в 1867– 1868 гг. выходили «Древности. Археологический вестник» (вып. 1–6). Ежемесячный сборник «Археологические известия и заметки» (1893–1900) быстро откликался на текущие новости. Капитальное издание «Материалы по археологии Кавказа» (МАК), ставшее классическим, выпускалось с 1889 по 1916 г. (15 томов). Особыми сериями были «Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского МАО» (с 1907 по 1915 г. – 6 томов) и «Древности восточные» (5 томов с 1891 по 1915 г.) 2550 . По инициативе МАО вышли альбомы древностей нескольких древнерусских городов: Новгорода, Пскова, Рязани, а также Троице-Сергиевой лавры. Помимо этого, Общество опубликовало несколько описей коллекций христианского искусства и литургических предметов в региональных и частных музеях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великокняжеская чета с вниманием относилась к празднованию в Москве дня вмч. Георгия, особо отмечала в этот день георгиевских кавалеров. Е. Ф. была шефом 51-го Черниговского драгунского полка. Участвовала в благотворительных базарах, в организации московских праздников цветов (1-й состоялся 20 мая 1901). Средства, вырученные от этих мероприятий, поступали на благотворительные нужды. Е. Ф. являлась председателем об-ва помощи пострадавшим во время наводнения 1908 г. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1901 г. Худож. В. К. Штемберг (ГТГ) Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1901 г. Худож. В. К. Штемберг (ГТГ) Е. Ф. принадлежит важная роль в развитии музеев, художественных, муз. и театральных союзов. Она участвовала в подготовительном комитете X археологического съезда, в организации раскопок на территории Московского Кремля, в приобретении и дарении Историческому музею различных экспонатов (древних монет, крестов, икон, старинного оружия), способствовала открытию Екатерининского, Владимирского, Суздальского и др. залов музея. Е. Ф. любила церковное пение и особенно ценила Синодальный хор, заботилась о сохранении и развитии муз. и театральной культуры. В течение ряда лет была попечительницей Филармонического об-ва. С ее участием был создан приют для престарелых театральных деятелей, подготовлены съезды Театрального об-ва и бенефисы выдающихся актеров и т. д. Е. Ф. помогала Строгановскому и Синодальному уч-щам, курсам сестер милосердия общины Иверской иконы Божией Матери. Открытие и освящение (18 янв. 1904) Шелапутинских ремесленных уч-щ состоялось при поддержке Е. Ф. 17 янв. 1892 г. был утвержден Устав Елисаветинского об-ва по оказанию помощи детям неимущих родителей, его председателем был назначен Б. А. Нейдгарт. В ясли, сады, приюты об-ва поступали дети малоимущих родителей, сироты, к-рые не только жили и воспитывались, но и получали профессиональное образование на средства об-ва. За 25 лет работы об-во открыло десятки детских приютов в приходах церквей Москвы и ее уездов и оказало помощь 9 тыс. детей. Испросив благословение у Московского митр. Леонтия (Лебединского) , Е. Ф. разделила город на 11 благочиний, в к-рых в свою очередь было образовано более 200 Елисаветинских комитетов. Во главе групп Е. Ф. поставила отцов-благочинных. При каждом столичном приходе создавались ясли и приюты. За 20 лет Елисаветинское благотворительное об-во открыло 36 учреждений для призрения детей. Для награждения тех, кто в течение ряда лет самоотверженно выполняли свой долг, было принято Положение о нагрудном знаке Елисаветинского благотворительного об-ва, утвержденное 2 мая 1900 г. Право на ношение знака 1, 2 и 3-й степени удостоверялось дипломом за подписью Е. Ф. Высшей формой награды об-ва было занесение имен его членов на мраморные доски, сооруженные на стене зала заседаний Совета об-ва.

http://pravenc.ru/text/189843.html

7 июня 1885 г. М. был назначен на самостоятельную Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Деятельность М., особенно напряженная и энергичная в первые годы, была направлена на преодоление раскола и уменьшение числа «небытчиков», т. е. не бывавших на исповеди и не приступавших к причастию. Комиссия, созданная в февр. 1886 г. и работавшая под руководством М., после рассмотрения рапортов из приходов выработала меры по улучшению религиозно-нравственной жизни в епархии, к-рая была признана неудовлетворительной. В дальнейшем раз в полугодие в каждом благочинии предлагалось проводить съезды духовенства и определять меры для ослабления старообрядчества. В поездках по епархии М. посещал и приходы, «зараженные расколом», отчеты архиерея регулярно помещались на страницах «Нижегородских епархиальных ведомостей», которые с 1886 г. стали выходить 2 отделениями: официальным и неофициальным. Совершал поездки не только летом, но и зимой. Так, в течение 1886 г. он посетил 61 село, 4 уездных города, 6 мон-рей, в т. ч. Островоезерский Свято-Троицкий на Ворсменском оз., Абабковский, Оранский Богородицкий. В янв. 1887 г. путешествовал по Заволжью, где посетил 25 приходов, в марте - 14 приходов Семёновского у., в мае в нескольких уездах - 71 приход. Результатом поездок по епархии и знакомства с паствой стало «Пастырское воззвание Модеста, епископа Нижегородского и Арзамасского возлюбленной о Христе пастве земли Низовския» [Н. Новгород, 1887] (Слова. Т. 1. С. 368-385). Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. треть XX в. (Успенская Почаевская лавра) Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. треть XX в. (Успенская Почаевская лавра) Изучал историю епархии, собирал церковно-исторические и археологические материалы для сборника в память 900-летия Крещения Руси. 29 янв. 1886 г. при Нижегородской ДС было основано церковное древлехранилище. По распоряжению М. в его канцелярию причтами присылались историко-статистические описания церквей (церковноприходские летописи).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

VI. Общие собрания § 13. Общие собрания бывают годичные и чрезвычайные; последние по требованию не менее трети членов общего собрания, проживающих в Москве. § 14. Для действительности общего собрания требуется присутствие одной трети всех членов Союза, проживающих в Москве; для действительности собраний общего совета и правления – присутствие не менее половины его членов. § 15. Все дела во всех органах Союза решаются абсолютным большинством. При равенстве голосов решающим является голос председателя. § 16. Устав изменяется только общим собранием в составе не менее половины всех членов Союза, проживающих в Москве. §17. Союз имеет свою печать. VII. Ликвидация § 18. В случае ликвидации Союза имущество его передается какомулибо учреждению, задачи которого соответствуют задачам Союза. Л.З. Кунцевич Л.К. Артамонов В.П. Быков ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 285. Л. 47. Машинопись. Фамилии под текстом вписаны от руки. Приложение VI. Положение об Иерусалимской миссии Священному Собору Православной Российской Церкви Докладчик архиепископ Евдоким Доклад IX Отдела о внутренней и внешней миссии Положение об Иерусалимской Миссии 1 . Миссия Православной Российской Церкви в Иерусалиме, имея главною своею задачею удовлетворение религиозных нужд православных паломников, прибывающих во Святую Землю на поклонение ее святыням, служит также делу сближения туземного населения с русским, знакомит иноверных с христианским просвещением и противоборствует инославной и сектантской пропаганде, а также способствует научно-археологическому обследованию и изучению Святой Земли, охраняя в то же время принадлежащие Русской Православной Церкви в Палестине святые места и памятники священной старины и искусства. 2 . Ввиду важности и великого значения для русского православного народа задач, осуществляемых Иерусалимской миссией, Православная иерусалимская миссия возглавляется епископом, со званием начальника миссии, назначаемым Святейшим Патриархом и Священным Синодом. 3 . Начальник Миссии является представителем Святейшего Патриарха Московского и всея России пред Святейшими Патриархами Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и Архиепископом Синайским; все сношения Российской Православной Церкви с главами названных Православных Церквей совершаются через посредство начальника Иерусалимской миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

4 . Русские православные церкви и духовные учреждения, находящиеся в пределах названных в ст. 3 Патриархатов и Архиепископии, находятся в заведывании начальника Иерусалимской миссии. 5 . Назначение и увольнение служащих в Миссии лиц, согласно штату Миссии, производится начальником Миссии; сверх того, для изучения Святой Земли и Православного Востока в научно-археологическом отношении начальник Миссии, с утверждения Священного Синода, приглашает лиц, по возможности, с полным богословским образованием и, по возможности, со знаниями греческого, арабского и новых языков. 6 . Для утешения русских паломников Иерусалимской миссии желательно получить разрешение на самостоятельное совершение богослужения на славянском языке (у всех святых мест Палестины) при Гробе Господнем хотя бы один раз в неделю, о чем Святейший Патриарх Московский входит в сношения со Святейшим Патриархом Иерусалимским. 7 . Для подготовки опытных работников для Иерусалимской миссии, отдыха потрудившихся в ней и материального вспомоществования Миссии, к ней приписывается один из московских монастырей, по усмотрению Святейшего Патриарха, с назначением начальника Миссии настоятелем сего монастыря. 8 . На содержание Иерусалимской миссии отпускается ежегодно семьдесят тысяч (70.000) рублей золотою валютою и, кроме того, устанавливается ежегодный всероссийский церковный сбор. 9 . Все ассигнования на Иерусалимскую миссию направляются на имя начальника миссии. 10. Все имущество Миссии и ее земельные участки, как существующие, так и вновь приобретаемые, закрепляются за Святейшим Патриархом Московским или Высшим церковным управлением, о чем начальник миссии имеет особливое попечение. Председательствующий (подп.) Серафим, епископ Старицкий Секретарь (подписи) Делопроизводитель (подпись) РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 72. Л. 120121. Машинопись. Копия. Подписи отсутствуют. Приложение VII. Определение «О внутренней и внешней миссии» Определение Священного Собора Православной Российской Церкви О внутренней и внешней миссии 6 (19) апреля 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010