Подворье Сурского в честь ап. Иоанна Богослова мон-ря в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. Подворье Сурского в честь ап. Иоанна Богослова мон-ря в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. В XIV - нач. XX в. на территории А. и Х. е. существовали след. мон-ри: архангельский во имя арх. Михаила (муж., основан в XII или 2-й пол. XIV в., закрыт ок. 1920); Вассианов каргопольский в честь Преображения Господня (муж., основан предположительно в XIV в., закрыт в 1920-1922); каргопольский в честь Успения Пресв. Богородицы (основан в XIV в. как муж., с 1649 жен., закрыт ок. 1920); кеврольский Воскресенский, на левом берегу Пинеги (муж., основан предположительно в XIV в., упом. до 1603, сыграл большую роль в просвещении Пинежского края); Чухченемский (Чухчеремский) Николаевский, на правом берегу Сев. Двины (муж., основан в XIV в., упразднен в 1752-1764); Сырьинская (Сыльинская) Успенская муж. пуст., между реками Мудьюгой и Кодьмой (основана в 1-й трети XVI в. прп. Кириаком (см. Кирилл Сырьинский ), преобразована в приход до 1764); корельский во имя свт. Николая Мирликийского, в Северодвинске (муж., основан в нач. XV в., закрыт в 1920-1922); Емецкий Покровский, на р. Емце (упом. в 1584, первоначально муж., с 1613 жен., упразднен в 1760); Кодемская Троицкая муж. пуст., на р. Кодиме (основана в 1590 на месте явления иконы Св. Троицы, в 1764 обращена в приход); Моржегорская (Моржевская, Устьморжевская) Николы Великорецкого муж. пуст., на левом берегу Сев. Двины, у с. Моржегорского (основана во 2-й пол. XVI в., упразднена в 1727-1764); Клоновский (Клонов) Троицкий, на р. Кондрусе (муж., известен с XVI в., упразднен в 1727-1764); Красногорский Богородицкий, на р. Пинеге (муж., основан в 1603, закрыт в 1920-1922); Ущельская муж. пуст., в с. Ущелье на р. Мезени (основана до 1608 прмч. Иовом Ущельским , упразднена до 1764, возобновлена в нояб. 1901 как жен. община во имя св. Иова Многострадального, в дек. 1908 преобразована в мон-рь, закрыт в 1920-1922); Лявленский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Смирнов Василий Никифорович; ок. 1782, с. Вонгуда Онежского у. Архангельской губ.- 1.09.1848, глуховский Петропавловский мон-рь Черниговской губ.), архим., просветитель ненцев (самоедов). Отец В.- свящ. Никифор Иларионович Смирнов, мать - Соломония Федосеевна (урожд. Никонова), встречающееся в лит-ре указание на то, что В. имел отчество «Галактионович», неверно. По окончании Архангельской ДС В. Н. Смирнов в дек. 1805 г. был определен учителем в начальный класс семинарии, преподавал грамматику (1806 ), синтаксис и арифметику (1807), пиитику и географию (1808), греч. язык, церковную и гражданскую историю (1809). 10 дек. 1811 г. пострижен в монашество Архангельским еп. Парфением (Петровым) в нижнем Богоявленском храме архангельского кафедрального собора, 25 дек. рукоположен во иеродиакона, 6 янв. следующего года - во иеромонаха. С 19 дек. 1811 по 1814 г. являлся префектом Архангельской ДС, преподавал в семинарии риторику, историю, евр. и греч. языки. 1 янв. 1813 г. возведен в сан игумена, 7 янв. назначен настоятелем Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. С 19 окт. 1814 г. определен присутствующим в Архангельской консистории. В 1815 г. участвовал вместе с др. преподавателями ДС и настоятелями мон-рей в составлении Симфонии на Пятикнижие, работа велась по благословению Архангельского еп. Парфения. 14 окт. 1817 г. в архангельском кафедральном соборе возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря , где благодаря усилиям В. был отремонтирован собор, построены новые каменные здания. В 1818 г. В. был назначен смотрителем архангельских духовных училищ. С 12 авг. 1819 г. исполняющий должность инспектора Архангельской ДС, с 22 авг. 1822 по 17 апр. 1824 г. инспектор. Активно способствовал строительству здания ДС и организации при ней бурсы. С 20 апр. (по др. данным, 18 марта) 1820 г. настоятель Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря, где также провел значительные строительные работы: были отремонтированы главы на соборной церкви (в 1821 в соборе вызолочены царские врата и поновлены иконы), построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др.

http://pravenc.ru/text/150317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕСЕДЫ с. в Московском у. (ныне в Ленинском р-не Московской обл.) с ц. в честь Рождества Христова. В кон. XVI в. им владел дядя царя Бориса Годунова Дмитрий Иванович Годунов, с именем к-рого связан значительный круг произведений лицевого шитья, иконописи и ювелирного искусства. Став обладателем вотчины в царствование Феодора Иоанновича (1584-1598), Дмитрий Годунов построил здесь каменный храм Рождества Христова и каменную плотину. Об этом событии известно по Пискарёвскому летописцу: «Да по челобитью же Дмитрея Ивановича Годунова поставлен храм камен Рожество пресвятые богородицы [ошибка летописца.- А. Б.] с пределы в вотчине его в селе Беседах, двенатцать верст от Москвы, вниз по Москве реке, да и плотину каменую зделал». Поскольку сообщение не содержит указания на конкретный год, то храм может датироваться в границах между 1584 и 1598 гг. Кроме престола в честь Рождества Христова здесь были приделы, освященные во имя небесных покровителей: Дмитрия Годунова - вмч. Димитрия Солунского, царя Феодора Иоанновича - вмч. Феодора Стратилата, а также во имя прп. Феодосия. Шатровый храм, поставленный на высокой подклети, с 2 симметричными приделами и белокаменной апсидой - одна из немногих сохранившихся усадебных шатровых построек кон. XVI в. В композиции и декоре памятника нашли отражение характерные особенности архитектуры «годуновской» эпохи. Однако трактовка объема храма уникальна для конца столетия и более близка к постройкам эпохи царя Иоанна Грозного, напоминающим облик шатрового придела собора Покрова на Рву (а также Никиты Мученика в с. Елизарове, ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле). Здесь повторены характерные черты этой группы храмов: четверик завершается кокошниками, над уровнем к-рых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Объемно-пространственная композиция выявлена в интерьере карнизами, отмечающими уровень четверика, а также рядом декоративных машикулей, акцентирующих переход от более широкой части восьмерика к более узкой, несущей шатер. Во время перестройки в нач. XIX в. сохранился только объем самого храма. Паперти, приделы кардинально перестроены и переосвящены во имя св. прор. Илии и в честь Покрова Пресв. Богородицы, пристроена колокольня и трапезная. Ист.: Пискаревский летописец//ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 200. Лит.: Мартынов А. А. Подмосковная старина. М., 1889. С. 48; Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы. М., 1892. Вып. 8: Пехрянская десятина. С. 7-8; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в.: Пробл. худож. мышления эпохи. М., 1996. С. 62, 166. А. Л. Баталов Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/78232.html

аспект. Сыктывкар, 1995. С. 39-45; он же. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 9-54, 665-682, 713-720, 770-771; Попов В. А. Сольвычегодская старина/Ред.: А. Н. Власов//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исследования к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 59-200; Низов В. В. К биографии Александра Вятского//Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996. Т. 1. С. 32-44; Преподобные Лонгин и Христофор Коряжемские и их жизнеописание. СПб., 1998; Суворова С. И. Пролилась кровь христиан//Архангельский епарх. вестн. 2003. 11. С. 15; 2004. 2. С. 13; Рыжова Е. А. Виршевые редакции севернорус. житий//Русская агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 217-235; Завойская Н. Е. Александр, еп. Вятский: Мат-лы к биографии. Вятка, 2008; Безроднов В. С. Вкладная и кормовая книги Коряжемского Никольского мон-ря//ВЦИ. 2011. 1/2. С. 56-116; Мельник А. Г. Рус. святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском мон-ре во 2-й пол. XVI в.//Ярославский пед. вестн. Сер.: Гуманит. науки. 2012. 1. С. 331-334. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

Архангельск, 1903. С. 13). Мощи Л. почивали в левой части яренгской Зосимо-Савватиевой ц. в медной позолоченной раке, созданной в 1868 г. архангельским мастером Д. Д. Терентьевым на пожертвования. На крышке раки был вычеканен образ Л., по бокам - сцены перенесения мощей святого с морского берега в Никольский храм (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1863. Л. 6 об.- 7 об., 8 об.- 9). В 1854 г. архим. Соловецкого монастыря Александр (Павлович) просил Синод о разрешении построить в Савватиевой пуст. на Соловецком о-ве каменную ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери и перенести туда мощи И., а мощи Л. оставить в яренгской Зосимо-Савватиевой ц. Синод, 20 сент. 1855 г. разрешив строительство каменной церкви, дело о перенесении мощей отправил на рассмотрение архангельского епархиального начальства. Указом от 15 июня 1857 г. было предписано мощи И. и Л. оставить на прежнем месте (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 4. Д. 191, 1854-1860 гг.). На основании прошения жителей Архангельска, поданного в июне 1858 г., Архангельский еп. Александр (Павлович) ходатайствовал перед Синодом о перенесении мощей И. в архангельский во имя арх. Михаила монастырь. Синод оставил ходатайство без ответа. 11 февр. 1923 г. раки И. и Л. были вскрыты (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 10. Д. 13. Л. 5). По-видимому, мощи святых тогда были изъяты из храма. В 1947 г. они были в обл. краеведческом музее Архангельска, как об этом свидетельствует подготовленная в Совете по делам РПЦ в 1947 г. справка «О «мощах», находящихся в фондах Музея истории религии, а также в музеях, подведомственных Комитету по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. 605. Л. 15). 28 мая 1948 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I отправил в Совет по делам РПЦ ходатайство о передаче мощей И. и Л. в кафедральный собор Архангельской епархии. Патриарх процитировал письмо архангельского и Холмогорского еп. Леонтия (Смирнова), в к-ром содержалась просьба о возвращении епархии мощей И. и Л., «свято чтимых верующим населением всего Северного края», а также сообщалось, что св.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Л. 323 об.- 342 об.). Образ Е. Д., присутствующий в каждом изображении, придает лирическую тональность циклу, ее союз с блгв. кн. Димитрием прославляется как пример христ. супружества. Оставив без иллюстраций ту часть повести, где автор воспевает мудрое правление, благочестие и ратное мужество св. князя, художник сосредоточил внимание на рассказе о его преставлении. Призывая бояр продолжить верное служение, он также на первое место поставил имя Е. Д.: «Послужити княгине моей Евдокее и чадом моим». Исключительная роль Е. Д. подчеркнута тем, что ее фигура помещена у изголовья ложа, на к-ром лежит умирающий св. князь. Лишь в 2 случаях она изображена иначе - там, где приходит на зов супруга, и в иллюстрации плача блгв. княгини. На одной из миниатюр Е. Д. представлена обнимающей блгв. князя, к-рый ставит печать на хартии и дает последнее целование. На миниатюре в конце цикла блгв. кн. Димитрий и умерший вскоре его 5-й сын Иоанн изображены в гробницах в Архангельском соборе Кремля, вверху в палатах - сидящая на престоле Е. Д. с младенцем, рядом стоят сыновья. Царственная поза и скорбное выражение лица придают облику блгв. княгини выразительность. как правило, на ней княжеское платье с оплечьем и белый плат. Изображения Е. Д. дважды встречаются на миниатюрах, иллюстрирующих события правления вел. кн. Василия Димитриевича: показаны строительство ею ц. Рождества Богородицы в Кремле и закладка церкви Вознесенского мон-ря (Там же. Л. 451 об., 702). В обоих случаях Е. Д. в царском венце стоит перед строящимся храмом. Последний посвященный Е. Д. ряд миниатюр сопровождает «Въмале сказание», в отличие от др. житийных циклов характеризуется краткостью (Там же. Л. 703 об.- 709 об.; 11 ил.). В 1-й композиции блгв. кн. Димитрий и Е. Д., с нимбами, представлены дважды друг напротив друга, в нижней части - с детьми и слугами. На др. миниатюре художник изобразил блгв. княгиню молящейся и посылающей боярина раздать милостыню. Затем изображается явление Е. Д. арх. Михаила, возвестившего близкую кончину, написание образа архангела по видению, поставление его в ц.

http://pravenc.ru/text/187095.html

17 дек. 1857 г. Д. был направлен в Архангельскую ДС преподавателем физики и математики. С 10 янв. по 12 февр. 1858 г. временно преподавал древнеевр. и греч. языки. 12 февр. того же года назначен на должность инспектора семинарии с переводом на преподавание нравственного, пастырского, обличительного и собеседовательного богословия и учения о рус. старообрядчестве. С 1 апр. по 3 июня 1858 г., а затем с 16 мая по 18 июля 1861 г. временно исполнял должность ректора и по должности преподавал догматическое богословие. С 24 сент. 1864 по 26 февр. 1866 г. преподавал каноническое право, а с 1 мая по 18 нояб. 1866 г.- педагогику. С 21 марта 1863 по 18 марта 1864 г. был членом комитета по преобразованию ДС. С 1858 г. являлся цензором проповедей городского духовенства. С целью подготовки учителей для народных уч-щ Архангельской епархии учредил практические занятия для семинаристов в приюте св. Петра, к-рые в 1863-1869 гг. проходили под его наблюдением. С 15 янв. 1864 по 1 июля 1870 г. наблюдатель за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Архангельска и сел. Соломбала. В 1866-1870 гг. цензор проповедей наставников Архангельских ДС и ДУ. 12 авг. 1866 г. стал ректором Архангельской ДС, профессором богословских наук и настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря . В период ректорства с 18 нояб. 1866 г. преподавал педагогику, с 1 сент. 1869 г. переведен в класс богословия, с 5 апр. 1871 по 15 июля 1875 г. преподавал догматическое богословие, а с 19 янв. 1878 г. одновременно читал курсы догматического и нравственного богословия и истории рус. раскола. Записки Д. по основному и сравнительному богословию, по истории раскола долгое время служили учебниками для ДС. Впервые ввел в семинарии преподавание местных языков - карельского и зырянского. За время инспекторства и ректорства Д. из ДС за плохую успеваемость или поведение не был уволен ни один семинарист. По его инициативе 21 окт. 1863 г. было открыто Архангельское жен. епархиальное уч-ще, с 15 апр. 1865 по 1 июля 1870 г. являлся старшим членом совета этого уч-ща. В 1865 г. содействовал открытию Ломоносовской приходской школы в Архангельске, приуроченному к 100-летию со дня смерти М. В. Ломоносова .

http://pravenc.ru/text/178919.html

свт. Николая Чудотворца (1594) с. Сухорукова, Троицкая ц. (1628) в с. Сандогора Костромского р-на, Троицкая ц. (1666) в Варнавине (ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.). В XVIII в. распространение получали храмы ярусного типа с одним или неск. восьмериками на четверике, напр. ц. прор. Илии (1-я пол. XVIII в.) из с. В. Берёзовец Солигаличского р-на (МДЗ), поставленная на подклете «кораблем», с 2 восьмериками, увенчанными луковичной главкой на 8-дольной купольной кровле с полицами. Своеобразием отличались утраченные храмы 50-70-х гг. XVIII в. в Варнавинском у. (ныне Нижегородская обл.), известные по фотографиям нач. ХХ в. По пропорциям они близки к храмам Вологодской губ., для них были характерны вытянутые, иногда до 3/4 высоты здания, четверики с 3 осями проемов, увенчанные низким восьмериком (ц. свт. Николая Чудотворца в Белышеве, 1752, не сохр.; Троицкая ц. в с. Турань, 1760, в руинах; ц. св. Иоанна Предтечи, 1759, и ц. Вознесения, 1768, в Вознесенском на Ветлуге) или 2 восьмериками (ц. прп. Макария Желтоводского в с. Притыки, 1767; ц. прор. Илии в Ильинском на Чебоксарке, 1775). К храму в Ильинском, вероятно, в нач. XIX в. была пристроена колокольня в стиле классицизма, увенчанная шпилем. В этой группе храмов 2-ярусная ц. сщмч. Харалампия Магнезийского (1751) в Белышеве и 3-ярусная ц. арх. Михаила (1755) в Архангельском, что на Волу, завершены 5-главием, скомпонованным по укр. образцу - по сторонам света; аналогичная постановка глав была использована в храмах совр. Галичского р-на - в ц. в честь Воскресения Господня (1783) типа «восьмерик на четверике» в урочище Ст. Георгий (близ дер. Коптево; не сохр.) и в ц. свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XVIII в.) в с. Берёзовец на р. Ноле, пирамидальную композицию к-рой формировали примыкающие к 2-ярусному 8-гранному объему 4 пониженных прируба, завершенные бочками, и П-образная 2-ярусная открытая галерея с навесами на колоннах. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Благовещенском. 1858, 1898 гг. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Одна из наиболее ранних единоличных икон К. датируется XVII в. и хранится в частном собрании за рубежом (опубл.: 1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus " 988-1988: Russische Heilige in Ikonen Museen der Stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 80-81. N 127). В среднике аналойной иконы святой изображен в рост, прямолично, в монашеском одеянии, с длинной русой бородой, голова покрыта куколем, руки разведены: персты правой сложены для крестного знамения, в левой - развернутый свиток с текстом: «            ». На фоне надпись: «      », на верхнем поле - образ Спаса Нерукотворного. Очевидно, на основе сопоставления с этой иконой как образ К. идентифицировано ростовое изображение преподобного с развернутым свитком в левой руке, без куколя (ок. 1700, частное собрание В. М. Федотова; см.: Russian and Greek Icons and Works of Art: Thursday 15 Dec. 2011=Русские и греч. иконы и декоративно-прикладное искусство: Четверг 15 дек. 2011 г.: Кат. аукциона/La Parole Divine. [Cyprus, 2011.] С. 81. 71). Частичная сохранность надписи не позволяет точно определить имя святого (более вероятно прочтение ее как имени прп. Савватия Соловецкого). На алтарной преграде главного собора Воскресенского муж. мон-ря в Угличе предположительно в кон. 70-х гг. XVII в. артелью костромского мастера Аксена Ионина Попова (см.: Горстка А. Н. К истории строительства угличского Воскресенского мон-ря//ПКНО, 1989. М., 1990. С. 405-408) в узких простенках были написаны в рост Угличские святые - блгв. царевич Димитрий, блгв. кн. Роман, прп. Паисий и К. (справа). Святой облачен в голубую рясу, коричневую мантию и темно-синюю схиму, на голове - куколь, борода средней величины, благословляющая рука - возле груди. К сожалению, живопись сильно потерта, детали образа утрачены. Окончательное формирование иконографии К. относится, очевидно, к нач. XVIII в. На иконе ок. 1706 г. (артель Ф. Н. Рожнова, запись - 1853, УИХМ; см.: Горстка. 2006. С. 92-93, 105, 185. Ил. 85. Кат. 48), находящейся в круглом картуше над сев. вратами в иконостасе Преображенского собора в Угличском кремле (над юж. вратами - прп. Паисий Угличский), К. написан по пояс, фронтально, в мантии и схимническом куколе, правой рукой благословляет, левой сжимает свиток, личное исполнено в «живоподобной» манере (на позднем золотом фоне надпись: «      »). Сохранилось и др. иконостасное изображение К.- в составе деисусного чина из ц. арх. Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем (ок. 1787 (?), видимый слой живописи - посл. треть XIX в.): преподобный склонен в молитве, схимнический куколь округлой формы, борода широкая, с проседью.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

Летом 1944 г. территория Белоруссии была освобождена от нем. оккупации. При приближении советских войск оккупационные власти организовали эвакуацию белорус. архиереев на запад. Есть сведения, что П. пытался бежать из железнодорожного состава во время стоянки в г. Слоним, чтобы вернуться в Жировицкий мон-рь и там дожидаться прихода советских войск, но был задержан нем. охраной. 15 июля 1944 г. П. был доставлен в г. Франценсбад (ныне Франтишкови-Лазне, Чехия), потом переведен в Мюнхен. После окончания второй мировой войны он оказался в американской оккупационной зоне. Состоял в переписке с первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским) . В февр. 1946 г. перешел со своей иерархией в юрисдикцию Зарубежной Церкви, однако в отличие от др. выехавших на Запад белорусских архиереев не принял участия в проходивших в Мюнхене в 1946 и 1947 гг. Архиерейских Соборах РПЦЗ. Пребывал на покое, возглавлял образованные в лагерях перемещенных лиц белорус. правосл. приходы, организовал сбор помощи для особо нуждающихся эмигрантов, утешал их душевно при личных встречах и в письмах. Проживал в лагерях в баварских городах Вунзидель (с сент. 1945), Вайден (с янв. 1946), Байройт (с марта 1947), Фельдмохинг (ныне в черте Мюнхена) (с окт. 1948). Последние месяцы перед кончиной П. жил в Мюнхене, до последнего совершал литургии в храме во имя арх. Михаила в лагере Фельдмохинг. Скончался в присутствии своего соратника в трудах архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ Венедикта (Бобковского), читавшего над ним отходную молитву. Отпевание через 3 дня в Михаило-Архангельском лагерном храме после кончины возглавил архиеп. Венедикт. П. был похоронен на кладбище в Фельдмохинге. Лит.: Гриненко В. Праздник в Дубно: Страничка воспоминаний о митр. Пантелеимоне//Правосл. Русь. Джорд., 1951. 11. С. 8-9; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 358-360; Дорош Н. Православный Гродно. Гродно, 2000. С. 182-187; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 417-441; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни. М., 2006. С. 548-585; Нивьер. Деятели рус. эмиграции. М., 2007. С. 361-362; Кривонос Ф., свящ. Белорусская Православная Церковь в ХХ в. Мн., 2008. С. 23, 32, 34-40; Миронович А. Православная церковь на территории Белоруссии во время Второй мировой войны//Православие в Балтии. Рига, 2015. 3(12). С. 62-75.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010