Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Павлович Розанов (10.10.1889, с. Бардино Коломенского у. Московской губ.- 31.03.1938, Бамлаг), сщмч. (пам. 18 марта, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи псаломщика. В 1907 г. окончил Коломенское ДУ и был назначен псаломщиком в храм во имя арх. Михаила с. Починки Коломенского у. В 1918 г. мобилизован в тыловое ополчение Красной армии, в к-ром прослужил до 1921 г. 21 нояб. 1921 г. рукоположен во диакона, 8 мая 1922 г. - во иерея к Михаило-Архангельской ц. с. Починки. В 1931 г. приговорен к 4 месяцам принудительных работ за невыполнение повышенного натурального налога. В 1933 г. награжден наперсным крестом. 12 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в срыве выборов, заключен в тюрьму г. Каширы. Виновным себя не признал. 19 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ. Срок заключения отбывал в Байкало-Амурском ИТЛ, где и скончался; погребен в безвестной могиле. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 26 дек. 2003 г. Арх.: Архив МП. Послужной список; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-28180. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 2. С. 142-143; ЖНИР. Март. С. 196-197. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/178067.html

Из книги В.М. Николаева " Край мой, Каменка " Всего в селе Архангельское в разное время было построено четыре храма. Этот, четвертый храм (строительство 1844-1853 г.), сначала назывался храм Успения Божьей Матери. Храмостроителем был местный помещик, дворянин Николай Александрович Шишков. А в 1865 году наследник храмостроителя Андрей Николаевич Шишков на свои средства устроил трапезную и колокольню. Освящение храма было 6 июня 1853 года. После революции, в начале 30-х годов, колокольня и купол были разрушены. В конце 1990-х годов, храм Успении Божьей Матери после многих десятилетий забвения, вновь открылся и начал службу уже как храм во имя Архангела Михаила. Из книги В. Николаева “Край мой, Каменка” Село Архангельское-Грязново лежит в 110 в. от Тулы и в 31 в. от Ефремова по берегам небольшой р. Грязнушки. Приход составляют, кроме самаго села, два сельца: Подлозинки и Никольское и две деревни: Колычево и Заветная. В настоящее время население прихода простирается до 712 м. п. и 755 ж. п. Вполне точных указаний на происхождение прихода нет; но, судя по сохранившимся церковно-богослужебным книгам конца XVII в., происхождение его можно с большей или меньшей вероятностью отнести к первой половине XVIII в. Это соображение подтверждается еще и тем, что уже во второй половине того же в. первый, по преданию, приходский храм во имя Архангела Михаила, за ветхостью, был заменен новым. Память о первом храме сохранилась в названии прихода. „Архангельское”, название же Грязново дано ему, в отличие от соседних соименных приходов, по р. Грязнушке. В настоящее время в приходе два храма: 1) холодной каменный в честь Успения Божией Матери и 2) каменный же теплый во имя свят. и чуд. Николая, считающийся приписным к первому храму. От первоначально бывшаго приходскаго Михайло-Архангельскаго храма не сохранилось никаких ни видимых следов; но в воспоминание, очевидно, об этом храме прихожане до настоящаго времени день 8 ноября чтут, как свой храмовой праздник. Кроме того, в Успенском храме со времени его построения до 1853 г. был придел во имя Арх. Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=18664

Арх.: Великоустюжский филиал ГАВО. Ф. 363, 364, 436, 496; Фадеева Г. В. Михаило-Архангельский мон-рь: Ист. справка//ВУИАХМЗ. Науч. архив. 1975. Ркп.; она же. Церковь Преполовения Пятидесятницы: Ист. справка//Там же. 1979; Роднин Н. Н. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы Михайло-Архангельского мон-ря: Ист. справка//Там же. 1980; он же. Настоятельские кельи XVII-XVIII вв. Михаило-Архангельского мон-ря: Ист. справка//Там же. 1982; Гусев А. Н. Архангельский собор Михаило-Архангельского мон-ря: Ист. справка//Там же. 1987. Ист.: Шляпин В. П. Акты Великоустюжского Михаило-Архангельского мон-ря. Вел. Устюг, 1912-1913. 2 ч.; Описание Вел. Устюга в Устюжской писцовой книге «Письма и меры Микиты Вышеславцова да подьячего Агея Федорова 131, и 132, и 133, и 134 году»/Публ. Ю. С. Васильева, Р. П. Биланчука, С. Е. Замраева//Бысть на Устюзе... Вологда, 1993. С. 160-232; Житие св. прав. Прокопия Устюжского. М., 2003. С. 56-61. Лит.: Августин, архим. Описание Великоустюжского Архангельского мон-ря//Вологодские ГВ. 1847. 8. С. 73-79; 9. С. 83-87; Савваитов П. Описание Великоустюжского Архангельского и приписного к нему Троицко Гледенского мон-рей. СПб., 1848; Голосов А. Великоустюжский Михаило-Архангельский мон-рь//Вологодские ЕВ. 1900. 1, 4-6, 10, 14, 15, 18, 20; 1901. 1, 3, 6, 8; Дунаев Б. И. Город Устюг Великий. М., 19192; Подъяпольский С. С. По Сухоне и Сев. Двине. М., 1969; Вздорнов Г. И. Икона «Собор архангелов Михаила и Гавриила» из Великого Устюга//Сообщ. ВЦНИЛКР. М., 1971. Вып. 27. С. 141-162; Шильниковская В. П. Вел. Устюг. М., 1973; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980; Зенкова О. Б. Сибирская вотчина Устюжского мон-ря//Устюжане в Сибири, на Дальнем Востоке и в Рус. Америке, XVII - 1-я пол. XIX в. Вел. Устюг, 1998. С. 43-51; Мошкова Л. В., Турилов А. А. «Плоды ливанского кедра». М., 2003. С. 53-54. Л. Г. Конусова, Л. Н. Сыроватская, Г. Н. Чебыкина Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)

http://pravenc.ru/text/150145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Павлов), еп. Балтский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГИА) (Павлов Василий Павлович; 1821, слобода Красная Новохопёрского у. Воронежской губ.- 29.10.1890, Воронежская губ.), еп. Балтский, вик. Подольской епархии. Из семьи дьячка. Учился в Воронежской ДС (1831-1841), к-рую окончил по 1-му разряду. 2 июня 1842 г. рукоположен во священника к церкви в слободе Алфёровке Новохопёрского у. После потери жены в 1843 г. поступил в КДА, где 11 марта 1845 г. был пострижен в монашество. По окончании курса со степенью магистра 31 окт. 1847 г. определен в Воронежскую ДС профессором по библейской и церковной истории, археологии и каноническому праву, исполнял должность инспектора. В 1848-1850 гг. преподавал Закон Божий в воронежском Александринском детском приюте, затем в гимназии. 31 янв. 1853 г. переведен в Курскую ДС инспектором, 1 авг. 1856 г. возведен в сан игумена, с 25 янв. 1859 г.- архимандрит. 4 дек. 1858 г. определен ректором Орловской ДС. 24 февр. 1860 г. назначен настоятелем мценского Петропавловского мон-ря. 10 марта следующего года переведен на должность ректора в Архангельскую ДС с назначением настоятелем архангельского во имя арх . Михаила мон-ря . С 3 авг. 1866 г.- ректор Новгородской ДС и настоятель новгородского Антония Римлянина мон-ря . 12 окт. 1870 г. он был назначен, 4 нояб. наречен и 8 нояб. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. 17 февр. 1879 г. уволен на покой с управлением полтавским Крестовоздвиженским мон-рем. 8 дек. 1883 г. уволен от управления мон-рем и помещен во Флорищеву пуст ., откуда самовольно уехал в Воронежскую епархию. 22 июля 1884 г. был помещен на жительство в Дивногорскую Успенскую пуст. 27 сент. 1888 г. перемещен в донецкий Предтеченский мон-рь Богучарского у. Воронежской губ. Погребен в монастырской холодной церкви. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. 220 [форм. список]; Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 71-71. Соч.: Слово в Неделю православия//Странник. 1870. Т. 1. С. 305-311; Слово в день рождения благочестивейшей государыни имп. Марии Александровны//Там же. 1870. Т. 2. С. 59-72; Речь Святейшему Синоду, сказанная архим. Вениамином при наречении его во еп. Балтского, викария Подольской епархии, 4 нояб. 1870 г.//Там же. 1879. Т. 4. С. 265-266. Лит.: Самбикин Д. И. Воспитанники КДА (1819-1869 гг.), поступившие из Воронежской ДС//Воронежские ЕВ. 1869. 22. С. 933; Николаев А. И. Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской ДС за истекшее столетие (1780-1879). Воронеж, 1884; Никольский П. В. История Воронежской ДС. Воронеж, 1898-1899. 2 ч. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/150305.html

28 февр. 1748 г. В. был назначен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. Прибыв в епархию 28 мая того же года, развернул широкую строительную деятельность. 17 июля 1748 г. он освятил верхний храм ц. во имя св. мц. Параскевы Пятницы в Вел. Устюге, в 1753 г.- престол в юж. приделе верхнего храма в честь Собора арх. Гавриила в архангельском во имя арх. Михаила монастыре, 14 июля 1755 г.- новопостроенную ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери близ Устюга. В 1754 г. на отливку 1054-пудового колокола для устюжского Успенского собора пожертвовал 2000 р. келейных денег и столько же казенных архиерейского дома, отлитый колокол получил имя Варлаам. В 1749 г. на р. Стриге был сооружен загородный архиерейский дом с огромным комплексом хозяйственных построек. На строительные работы В. в качестве наказания назначал духовных лиц, в частности, пруды в загородной архиерейской резиденции, своими излучинами составлявшие вензель преосвященного «ЕВ», были выкопаны руками провинившегося духовенства. Для повышения уровня грамотности среди духовенства В. издал указ о непременном знании клириками наизусть «Букваря» архиеп. Феофана (Прокоповича) и «Сокращенного катехизиса» под страхом штрафа и отрешения от места (указ основан на «Духовном регламенте»). За время управления В. епархией на ее территории имели место 3 самосожжения старообрядцев: в 1748 (53 чел.), 1753 (170 чел.) и 1757 гг. 26 апр. 1751 г. В. просил об увольнении на покой в киевский Выдубицкий мон-рь, ссылаясь на «неимение мирного жития» и скорбь от «бессовестных недоброхотов и ябедников», доносивших на него в Синод; 27 февр. 1752 г. вторично просил об увольнении из-за болезни. В 1754 г. по доносу архим. устюжского Архангельского мон-ря Боголепа началось следствие о злоупотреблениях В. Он обвинялся в разорении монастырей и приходских церквей, вымогательстве денег у духовенства, исправлении приходно-расходных монастырских книг, использовании священно- и церковнослужителей на строительных работах, жестоком обращении с духовенством и рабочими. 1 июля 1756 г. деятельность следственной комиссии Синода, к-рую возглавляли архим. Антониево-Сийского мон-ря Леонтий и подполковник И. Дятлов, завершилась практически безрезультатно. 22 нояб. 1759 г. по причине болезни В. Синод велел совершать священнические и дьяконские хиротонии ставленников Устюжской епархии Вологодскому и Вятскому епископам. В. погребен в Успенском соборе Вел. Устюга. Согласно его завещанию, в храмы, монастыри, частным лицам и нищим убогим роздано свыше 3200 р.

http://pravenc.ru/text/154209.html

В с. Кондакове Борисоглебского р-на находится источник во имя прп. Иринарха. В угличском Алексеевском мон-ре находится чудотворная икона Божией Матери «Неугасимая Свеча» («Вратарница»). В Преображенском кафедральном соборе Углича хранится список иконы «Покров Пресв. Богородицы» из затопленного Угличским водохранилищем Покровского мон-ря. Ежегодно в праздник Покрова Пресв. Богородицы с этой иконой совершается Покровский Паисиев крестный ход (11 км) до поклонного креста на берегу Угличского водохранилища близ затопленной Покровской обители. В угличской ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери находится одноименный особо почитаемый образ, а также глава и части одежды мч. Иоанна Чеполосова. В угличском Богоявленском мон-ре хранится Феодоровская икона Божией Матери - подарок матери царевича св. Димитрия, царицы Марии Нагой. Икона спасала город от пожара и чумы. В каждом храме Угличского благочиния находится частица мощей блгв. кн. Романа Угличского. В храме во имя царевича св. Димитрия на Крови есть частица мощей царевича, переданная из посвященной ему ц. при московской 1-й Градской больнице. В угличском в честь Воскресения Христова мужском монастыре почивают мощи местночтимого святого схимон. Иоакима. В с. Котове Угличского р-на близ недействующей Успенской ц. находится могила исп. Ираиды Тиховой . По преданию, при закрытии ц. во имя арх. Михаила в с. Архангельском Угличского р-на в пруду утопили священные сосуды, с тех пор он почитается как святой. В Угличском р-не особо почитаются св. источники: во имя свт. Николая Чудотворца и свт. Тихона Амафунтского у р. Улеймы в с. Нефедьеве, во имя Царственных мучеников близ с. Заозерья, во имя свт. Николая Чудотворца близ с. Никольского. На территории ныне не существующего с. М. Богородского Мышкинского р-на, на погосте полуразрушенной ц. во имя прп. Паисия Угличского, покоятся родители прп. Паисия и существует источник во имя преподобного. В с. Архангельском Мышкинского р-на находится могила почитаемой старицы Ксении Красавиной (сер.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Калуга. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь; Михаилоархангельская церковь; Михайловская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На первом пересечении Никитской на углу, в ряд с домами, в каменной ограде воздвигнута Архангельская церковь. По описям 1626 и 1685 г. она значилась деревянной, с приделом во имя ц. Константина, в старом остроге. Существующая каменная пятиглавая церковь с трапезой и приделом во имя Иоанна Воина построена в 1687 г., как значится по надписи, сохранившейся на стене. После пожара 1754 г. она была возобновлена в 1760 г. Колокольня выстроена в 1813 г. Я.И. Билибиным. Настоящий храм со всех четырех сторон украшен портиками на высоких парных колоннах с урезанными капителями, с восточной и западной стороны колонны в половину размера, так как упираются в алтарную и трапезную кровли. Во фронтонах по священному изображению: на алтарной абсиде изображен арх. Михаил, по бокам его стоят две колонны, а над ним во фронтончике тоже св. картина. Колокольня в 3 яруса, 8-угольная, второй и третий ярусы имеют фронтоны, опирающиеся на пару колонн, по одной с каждой стороны. Над третьим ярусом круглые оконца-голосники. Из церковных древностей выделяются: 1) евангелие Московской печати 1644 г. и 2) два колокола — один, сделанный на средства прихожан, 7125 г. (1617), а другой 1771 г. Источник: Книга Малинина Д.И. (часть 2) Первые упоминания о церкви Архангела Михаила были в описях 1626 и 1685 годов, где она числилась деревянной с приделом во имя равноапостольного царя Константина. За церковью записано было земли сажень, на которой было 9 дворов бобылей. Также известны и первые священники храма: Парфений Иванов, Василий Миронов и проскурница Марья Харлампьева. Деревянная церковь сгорела при пожаре, коих в те времена было предостаточно, и на ее месте была построена новая каменная, с приделом во имя Иоанна Воина. Новую церковь постигла та же участь, — при пожаре 1754 года она сгорела, но вскоре была восстановлена, а спустя какое-то время на деньги купцов Билибиных была построена колокольня. Основными прихожанами в церкви были военные Калужского гарнизона. Около храма бил источник, с которого начинался Городенский ручей. При засыпке Городенского оврага его убрали в трубы.

http://sobory.ru/article/?object=24733

Осерёдок (Прилуцкое). Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сретения Господня Год постройки:Между 1886 и 1887. Адрес: Архангельская область, Холмогорский район, МО " Емецкое " , Осерёдок (Прилуцкое) Координаты: 63.520225, 41.839663 Проезд:Из Архангельска: по трассе М-8, за 2,5 км до Емецка - поворот на Прилук и Хоробрицу, далее - 5,5 км по грунтовке. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Прилуцкий приход расположен по левому берегу реки Емцы при впадении ее в Сев. Двину, в 170 верстах от г. Архангельска и в 70 от г. Холмогор. Он занимает площадь в 15 кв. верст и состоит из 9 деревень. Жителей к 1 янв. 1894 г. состояло 466 муж. пола и 524 жен. Как видно из грамоты Питирима, митрополита сарского и подонского, от 21 июля 7171 г. на имя Гаврилки Васильева, жители Прилуцкой области до 1664 г. не имели отдельной приходской церкви и все религиозные требы исполняли в Покровском монастыре, бывшем в Емецке. Когда же в 1664 г. этот монастырь перешел во владение Сийского монастыря, то по вышеозначенной грамоте митр. Питирима в Прилуцкой волости устроена была первая деревянная церковь во имя Сретения Господня с двумя приделами в честь Михаила Архангела и муч. Флора и Лавра. К 30-м гг. XVIII ст. эта церковь обветшала, поэтому по благословенной грамоте архиепископа Варнавы от 7 июля 1727 г. построена была новая деревянная - во имя Сретения Господня (без приделов) и освящена 5 дек. 1729 г. приходским священником Тимофеем Ивановичем Немоновым. Прежняя была разобрана в 1744 г. и вместо бывшего в ней придела Михаила архангела в том же году, по благословенной грамоте арх. Варсонофия от 24 февр. 1745 г., устроена была однопрестольная шатровая церковь во имя архангела Михаила, освященная 5 окт. 1745 г. сийским архимандритом Леонтием. Эта церковь существует до настоящего времени. Сретенская церковь, устроенная в 1727 г. и освященная в 1729 г., существовала до 80-х гг. нынешнего столетия и заменена была новою, устроенною в 1886-87 гг. и существующая до настоящего времени. При означенных церквах строится новая деревянная колокольня вместо прежней, устроенной в 1755 г. и пришедшей в ветхость. Храмы и колокольня обнесены ветхою деревянной оградою. Утварью, ризницей и богослужебными книгами обе церкви достаточны.

http://sobory.ru/article/?object=29976

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ И МОЗДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. существовала в 1885-1922 гг. Образована с названием Владикавказская в составе Грузинского Экзархата преобразованием Владикавказского викариатства , 10 сент. 1894 г. выведена из подчинения Экзарха Грузии, называлась Владикавказской и Моздокской. Территория епархии сначала включала в себя Терскую обл. (центр - Владикавказ), частью к-рой являлась Сев. Осетия, в 1894 г. в В. е. были присоединены Дагестанская обл. и осетинское сел. Новогеоргиевское Кубанской обл. В нач. XX в. территория В. е. включала в себя совр. Сев. Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и регион Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город - Владикавказ. Кафедральные соборы - владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1904). В 1910-1914 гг. в составе В. е. существовало Пятигорское викариатство . Начальный период существования епархии Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Иосифа (Чепиговского) , с 1857 г. трудившегося в деле христ. просвещения народов Сев. Кавказа и прозванного «апостолом Осетии». Еп. Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования епархия насчитывала 122 храма и 2 мон-ря ( кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня муж. и Георгиевский жен.). Приходы делились на русские и осетинские. Рус. приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел, населенных переселенцами из России и Украины, и городские приходы. Горные осет. приходы были малочисленны и бедны, прихожане сохраняли в быту мн. языческие поверья, были подвержены мусульм. пропаганде. Особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в нач. 90-х гг. XIX в.- ок. 300 тыс. чел.), было меньше, нежели число мусульман (ок. 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, ст-це Червлённой, Ессентуках).

http://pravenc.ru/text/158940.html

Почитание Е. было запрещено Холмогорским архиеп. Афанасием в 1683 г. в целях борьбы с распространением старообрядчества : пальцы десницы святого были сложены для крестного знамения двуперстно (см. Двоеперстие ), на иконе Е. также был изображен с двуперстным сложением (незадолго до этого, в 1677-1678, патриарх Иоаким по той же причине отменил установленное в 1650 празд. блгв. кнг. Анне Кашинской ). Кроме того, обращалось внимание на тот факт, что мощи святого нельзя было уверенно связать с игум. Евфимием, настоятелем Михаило-Архангельского мон-ря. Архиеп. Афанасий вывел ц. Происхождения честных древ Креста Господня из ведения Михаило-Архангельского мон-ря, приписав ее к городскому собору. При перестройке храма (2-престольная церковь стала однопрестольной в честь Чуда арх. Михаила в Хонех) место погребения Е. было скрыто. В 1684 г. решетка от гроба Е. находилась в архиерейском доме в Холмогорах (возможно, это обстоятельство дало основание некоторым исследователям считать, что и «мощи святого покоились в Троицком храме г. Холмогор» - Северные письма: Собр. АМИИ: Кат./Сост.: О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 109). В нач. 20-х гг. XVIII в. вместо обветшавшего Михаило-Архангельского храма была построена деревянная 3-престольная церковь (престолы: в честь Чуда арх. Михаила в Хонех, во имя вмц. Екатерины, в честь Тихвинской иконы Божией Матери), сгоревшая 4 июля 1738 г. В 1743 г. на ее месте возвели каменную церковь. В кон. XIX в. было записано местное предание, повествующее о том, что когда в 60-х гг. XIX в. в храме ремонтировали помост, то под полом в левом приделе нашли гроб, не подвергшийся тлению, гроб оставили в земле ( Сибирцев. 1896. С. 2-3). Михаило-Архангельский храм не сохранился. С кон. XVII в. Е. отождествлялся с прп. Евфимием Корельским (впервые - в Описании о российских святых. С. 158-159; сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В изданиях XIX в. это отождествление стало общепринятым (см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Никодим (Кононов). 1901. С. 12; ср.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 163. С. 101). Для такой т. зр. есть серьезные основания. Прп. Евфимий Корельский преставился, вероятно, в нач. XVI в. (не исключено, что в 1527). Последнее место его подвигов - Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь - расположено недалеко от Михаило-Архангельского монастыря, куда прп. Евфимий мог перейти в конце жизни. В Николо-Корельском мон-ре неизвестна гробница прп. Евфимия.

http://pravenc.ru/text/187655.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010