Богородицы, да в приделе арх Михаила в селе Леонтьевском, Контеево тож " . В 1718 г. упоминается " Галицкаго уезда Корежской волости церковь арх. Михаила села Контеева " . В марте 1721 г. " села Контеева церковный староста Василий Андронов в поданном в патр. казен. приказ прошении писал: " в прошлых годех по указу в Галич. уезде Железноборовскаго монастыря в вотчине в селе Контееве построена церковь Божия во имя арх. Михаила и та церковь Божия ныне ко освящению в готовности, и прошу тое церковь освятить тогож Железноборовскаго монастыря игумену Иосафу и о том дать освященную грамоту и антиминс и указ учинить " . В январе 1735 г. " выдан указ о освящении церкви Галич. уезда Железноборовскаго монастыря игумену Феодосию по челобитью онаго монастыря вотчины села Контеева церкви арх. Михаила попа Симеона Иванова, велено оную Архангельскую церковь на новопечатном антиминсе освятить ему игумену понеже в прошлом 1734 г. октября 28 во время пожарное из той церкви с престола одежда и срачица снята " . http://www.old-churches.ru/bu_003.htm Незаурядный архитектурный комплекс, отражающий в своих постройках различные стилевые и типологические тенденции, присущие костромскому культовому зодчеству на протяжении около столетия со 2-й пол. 18 до 2-й пол. 19 в. Село известно с 1415 г., когда вместе с другими селами и деревнями Корежской волости было пожаловано великим князем Василием Темным Железноборовскому монастырю. По писцовой книге 1628 г. в селе значились «храм во имя Архангела Михаила вверх шатром, да другой храм теплый Покрова, древян клецки». Храмы, часто горевшие неоднократно возобновлялись. В 1764 г. по екатерининскому указу село в числе многочисленных монастырских вотчин было взято в казну. Комплекс расположен в центральной части села. Холодная каменная церковь Покрова с приделами Сретения и Смоленской Божьей Матери была построена в 1771 г. Первоначально отдельно стоящая колокольня была соединена с трапезной переходом, очевидно, в кон. 19 в. Храм был украшен многоярусным барочным иконостасом, выполненным предположительно мастерами из посада Большие Соли.

http://sobory.ru/article/?object=44751

Ф. Ревякина на месте сгоревшей была построена и в 1653 г. освящена теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Одноглавый одноапсидный бесстолпный храм почти лишен декоративного убранства: фасад украшен простыми карнизами, полукруглыми закомарами, широкими лопатками на углах объемов. Примыкающая к церкви с запада трапезная состояла из обширной одностолпной палаты для общих трапез и хоз. помещений (келарской, кладовых, хлебопекарни). В храме стоял трехъярусный позолоченный иконостас. В XVIII в. древнюю луковичную главку Введенской ц. заменили на барочную, окна растесали, изменили интерьер: в 1765 г. в алтаре и трапезной были сложены печи из зеленых изразцов. В 1782 г. в храме был поставлен новый позолоченный иконостас, резные царские врата с сенью, все местные образа написаны устюжским иконописцем К. Волковым. В 1842 г. были устроены 3 входа из трапезной в церковь, упразднена палатка, увеличена паперть. В 1845 г. в трапезной поставили новый иконостас, украшенный резьбой и позолотой, поновлялись иконы. Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в. Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в. В 1653-1656 гг. по грамоте Ростовского митр. Ионы иждивением Ревякина был построен холодный 5-главый 4-столпный на подклете храм во имя Собора арх. Михаила. Крытые каменные переходы соединяли Архангельский собор с Введенской ц. Особенностью собора явилось отсутствие полукруглых апсид на востоке центрального четверика - алтарь имел редко встречающуюся в монастырских храмах прямоугольную форму. Традиц. полукруглые алтарные апсиды имелись в сев. приделе свт. Николая Чудотворца и юж. приделе Входа Господня в Иерусалим (в 1789 сев. придел был обращен в жертвенник, южный - в ризницу). Храм венчали 5 деревянных, обитых белым железом луковичных глав. Внешний облик собора отличался простотой и лаконизмом декоративного убранства. Только барабаны глав были богато украшены аркатурно-колончатыми поясами, поребриком и сухариками. В соборе стоял тябловый 4-ярусный иконостас, замененный в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/150145.html

20 нояб. того же года в С.-Петербурге И. был избран почетным членом Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств. При И. по проекту архит. Ф. М. Шилина в архангельском во имя архангела Михаила монастыре над св. воротами была сооружена новая колокольня (1820), а в Архангельском тюремном замке освящена во имя арх. Михаила 1-я тюремная церковь (1821). В июле 1820 г. И. вместе с купцом А. Ф. Долгошеиным инициировал ремонт архангельского Успенского храма на Бору: старый иконостас заменили ампирным 4-ярусным, увенчанным 8-конечным крестом. Решением И. весной 1820 г. настоятелем Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря был назначен архим. Вениамин (Смирнов) , впосл. ставший просветителем ненцев (самоедов). В обители проводились строительные работы: отремонтирован соборный храм, построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др. 3 февр. 1821 г. И. возвел в сан игумена Игнатия (Семёнова) ; впосл. епископ Воронежский) и назначил его настоятелем Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 3 июля 1821 г. И. возглавил Смоленскую кафедру. Продолжал восстанавливать храмы и мон-ри, пострадавшие при нашествии франц. войск 1812 г. На пожертвования императора и горожан был произведен ремонт смоленских кафедрального Успенского собора (заменена крыша, обновлен иконостас, осуществлена настенная роспись), древней ц. во имя арх. Михаила (Свирской), церквей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (заменена крыша, поставлены 3 печи, вызолочены крест и шатер) и в честь Смоленской иконы Божией Матери (в 1822 придел во имя св. Иоанна Воина «обновлен стенным писанием»). Восстанавливались и мон-ри, в т. ч. смоленский в честь Вознесения Господня (построена надвратная 2-этажная Ахтырская ц., отремонтирован и благоукрашен Вознесенский собор), вяземский во имя святого Иоанна Предтечи (восстановлен и в 1830 освящен Вознесенский храм, ремонтировались др. постройки), Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы и др. По ходатайству И.

http://pravenc.ru/text/578499.html

Из книги В.М. Николаева " Край мой, Каменка " Всего в селе Архангельское в разное время было построено четыре храма. Этот, четвертый храм (строительство 1844-1853 г.), сначала назывался храм Успения Божьей Матери. Храмостроителем был местный помещик, дворянин Николай Александрович Шишков. А в 1865 году наследник храмостроителя Андрей Николаевич Шишков на свои средства устроил трапезную и колокольню. Освящение храма было 6 июня 1853 года. После революции, в начале 30-х годов, колокольня и купол были разрушены. В конце 1990-х годов, храм Успении Божьей Матери после многих десятилетий забвения, вновь открылся и начал службу уже как храм во имя Архангела Михаила. Из книги В. Николаева “Край мой, Каменка” Село Архангельское-Грязново лежит в 110 в. от Тулы и в 31 в. от Ефремова по берегам небольшой р. Грязнушки. Приход составляют, кроме самаго села, два сельца: Подлозинки и Никольское и две деревни: Колычево и Заветная. В настоящее время население прихода простирается до 712 м. п. и 755 ж. п. Вполне точных указаний на происхождение прихода нет; но, судя по сохранившимся церковно-богослужебным книгам конца XVII в., происхождение его можно с большей или меньшей вероятностью отнести к первой половине XVIII в. Это соображение подтверждается еще и тем, что уже во второй половине того же в. первый, по преданию, приходский храм во имя Архангела Михаила, за ветхостью, был заменен новым. Память о первом храме сохранилась в названии прихода. „Архангельское”, название же Грязново дано ему, в отличие от соседних соименных приходов, по р. Грязнушке. В настоящее время в приходе два храма: 1) холодной каменный в честь Успения Божией Матери и 2) каменный же теплый во имя свят. и чуд. Николая, считающийся приписным к первому храму. От первоначально бывшаго приходскаго Михайло-Архангельскаго храма не сохранилось никаких ни видимых следов; но в воспоминание, очевидно, об этом храме прихожане до настоящаго времени день 8 ноября чтут, как свой храмовой праздник. Кроме того, в Успенском храме со времени его построения до 1853 г. был придел во имя Арх. Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=18664

28 февр. 1748 г. В. был назначен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. Прибыв в епархию 28 мая того же года, развернул широкую строительную деятельность. 17 июля 1748 г. он освятил верхний храм ц. во имя св. мц. Параскевы Пятницы в Вел. Устюге, в 1753 г.- престол в юж. приделе верхнего храма в честь Собора арх. Гавриила в архангельском во имя арх. Михаила монастыре, 14 июля 1755 г.- новопостроенную ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери близ Устюга. В 1754 г. на отливку 1054-пудового колокола для устюжского Успенского собора пожертвовал 2000 р. келейных денег и столько же казенных архиерейского дома, отлитый колокол получил имя Варлаам. В 1749 г. на р. Стриге был сооружен загородный архиерейский дом с огромным комплексом хозяйственных построек. На строительные работы В. в качестве наказания назначал духовных лиц, в частности, пруды в загородной архиерейской резиденции, своими излучинами составлявшие вензель преосвященного «ЕВ», были выкопаны руками провинившегося духовенства. Для повышения уровня грамотности среди духовенства В. издал указ о непременном знании клириками наизусть «Букваря» архиеп. Феофана (Прокоповича) и «Сокращенного катехизиса» под страхом штрафа и отрешения от места (указ основан на «Духовном регламенте»). За время управления В. епархией на ее территории имели место 3 самосожжения старообрядцев: в 1748 (53 чел.), 1753 (170 чел.) и 1757 гг. 26 апр. 1751 г. В. просил об увольнении на покой в киевский Выдубицкий мон-рь, ссылаясь на «неимение мирного жития» и скорбь от «бессовестных недоброхотов и ябедников», доносивших на него в Синод; 27 февр. 1752 г. вторично просил об увольнении из-за болезни. В 1754 г. по доносу архим. устюжского Архангельского мон-ря Боголепа началось следствие о злоупотреблениях В. Он обвинялся в разорении монастырей и приходских церквей, вымогательстве денег у духовенства, исправлении приходно-расходных монастырских книг, использовании священно- и церковнослужителей на строительных работах, жестоком обращении с духовенством и рабочими. 1 июля 1756 г. деятельность следственной комиссии Синода, к-рую возглавляли архим. Антониево-Сийского мон-ря Леонтий и подполковник И. Дятлов, завершилась практически безрезультатно. 22 нояб. 1759 г. по причине болезни В. Синод велел совершать священнические и дьяконские хиротонии ставленников Устюжской епархии Вологодскому и Вятскому епископам. В. погребен в Успенском соборе Вел. Устюга. Согласно его завещанию, в храмы, монастыри, частным лицам и нищим убогим роздано свыше 3200 р.

http://pravenc.ru/text/154209.html

В янв. 1906 г. у В. обнаружился острый катар дыхательных путей, ослабело зрение, в февр. он в последний раз посетил Выксу, благословил и дал наставление каждой сестре. Скончался, принимая исповедь в Успенской ц. дома призрения ТСЛ, исповедовав более 400 чел.; женщина, у к-рой старец принял исповедь непосредственно перед кончиной, вспоминала о его «ласковости» и «благодушии». В. был похоронен 21 февр. 1906 г. в Иверской часовне скита, за алтарем пещерного храма во имя арх. Михаила, чин погребения совершили епископы Дмитровский Трифон (Туркестанов), Серпуховской Никон (Рождественский) , Волоколамский Евдоким (Мещерский) , наместник лавры архим. Товия (Цимбал) и др. В 1923 г., через 2 года после закрытия скита, тело В. было перенесено на Вознесенское кладбище г. Сергиева (совр. Сергиев Посад), в 1934 г.- на Никольское кладбище, в 1968 г.- на «северное» Загорское кладбище. По свидетельству духовных чад и почитателей В., по молитвам старца, от его вещей и фотографий верующие получали чудесную помощь и исцеления. 19 июля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II в Успенском соборе ТСЛ совершил акт канонизации В. Мощи преподобного почивают в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита, боковой придел храма посвящен В. Составлены тропарь и кондак преподобному. Арх.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8241. Л. 1-3, 9, 10, 19, 22, 42; Ед. хр. 11381. Л. 32-34; Ед. хр. 11603. Л. 2, 10; Ед. хр. 16824. Л. 10. Лит.: 50 лет иночества о. Варнавы. М., 1905; Введенский Д. И. Старец-утешитель о. Варнава. Серг. П., 1906; Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя о. Варнавы, основателя и строителя Иверского выксунского женского мон-ря. Серг. П., 1907; Порохов Ф. Незабвенной памяти старца иером. о. Варнавы. СПб., 1911; Архангельская А. Д. Мои воспоминания о батюшке Варнаве. М., 1912; Аркадий, иеродиак. Воспоминания о старце Гефсиманского скита иером. о. Варнаве. Серг. П., 1917; Жизнь во славу Божию: Труды и подвиги старца Гефсиманского скита Варнавы (1831-1906). [Серг. П.], 1991; Старец Гефсиманско-Черниговского скита Варнава Гефсиманский//Встреча. 1992. 2. С. 18-22; Житие прп. Варнавы, старца Гефсиманского скита при Св.-Троицкой Сергиевой лавре. [Серг. П.], 1995; Трифон (Туркестанов), митр. Памяти иером. о. Варнавы//Троицкий сб. [Серг. П.], 2000. 1. С 100-105.

http://pravenc.ru/text/154265.html

В 1683 г. Михаило-Архангельский собор А. м. имел сев. придел во имя святых Бориса и Глеба и юж. придел во имя мч. Мины, к югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская ц. с трапезной и келарской. Между храмами находилась колокольня, внутри ограды располагались 2 игуменские кельи, 8 братских келий, хлебная, поварня, кузница, амбары для соли, амбары для рыбы, погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница, служебная келья, конюшенный и коровий дворы, пашни. Близ мон-ря были расположены пристань для судов и рыболовные тони. В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора М. А. Лохоцким был сооружен каменный (освящен 17 сент. 1699 архиеп. Холмогорским Афанасием (Любимовым) ). Пожертвования на строительство собирали в Архангельске и Москве, в числе жертвователей были цари Петр и Иоанн. В нач. XVIII в. была перестроена ограда мон-ря, на Святых вратах построили деревянную ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери. В 1712 г. на 1-м этаже Михаило-Архангельского собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины, в 1744 г. над зап. нижним крыльцом собора вместо ветхой деревянной выстроили каменную шатровую колокольню. В 1753 г. с юж. стороны собора был устроен придел арх. Гавриила. В сент. 1761 г., после поновления, храмы мон-ря были вновь освящены. В 1777 г. в главном алтаре собора над св. престолом построили 4-столпную резную сень. В 1817-1819 гг. обветшавший собор был отремонтирован под рук. губернского архит. Ф. М. Шилина, в 1863 г. в соборе поставлен одноярусный резной иконостас, выполненный в Вятке. Собор с 3 сторон был окружен братским кладбищем, захоронения на к-ром начались в XVIII в., здесь похоронены также воевода кн. Г. Д. Черкасский (1706), архангельский губернатор А. Перфильев (1823), купцы. К 1683 г. братия А. м. составляла 83 чел., в 1-й пол. XVIII в. число насельников уменьшилось. В кон. XVII в. А. м. владел дворами в Соломбале и в левобережных деревнях, где жили наемные трудники, дворовыми местами и лавками около крепости в Архангельске. Мон-рь имел подворья в Холмогорах, Вел. Устюге, Вологде, Москве. В 1707-1764 гг. и в 1797 г. в мон-ре учреждалась архимандрития. В 1764 г. А. м. был отнесен к 3-му классу и, лишенный владений, пришел в запустение. На протяжении XVIII в. А. м. был местом несения епитимий для духовенства епархии.

http://pravenc.ru/text/76444.html

В колокольне соборного храма в 1802 г. устроен храм во имя свят. Николая сотником Иваном Нахимовым. Этим храмом заменен деревянный Николаевский храм Богодухова, которого протоиерей Сергий известен еще по акту 1679 г. и при котором в 1710 г. видим двух священников. По местному преданию, первый храм во имя Св. Троицы в Богодухове построен был прежде первого Успенского храма. Полагают, что самое имя Богодухова город получил от начального храма своего во имя Бога Духа Св. По актам 1705 г. известен Богодуховский Троицкий священник Максим Леонтьевич. Каменный храм во имя Св. Троицы освящен в 1810 г.; в нем имеются два евангелия Московской печати 1677 г.; одно по надписи куплено " в гор. Богодухов ко храму Архистр. Михаила " , другое с надписью: " гор. Богод. храма Св. Живонач. Троицы " . Служебник К. п. 1746 г. с надписью: " в гор. Богодухов ко храму Арх. Михаила 1748 г. от Димитрия Сухины " . Триодь постная К. п. 1747 г. с надписью: " гор. Богодух. храма Св. Тройцы " . Благодарственное моление по возведении на престол Государыни Анны Иоанновны, М. п. 1730 г., с надписью: " в гор. Богодухов Архангельской церкви попу Артемону, февр. 1735 г. деньги получены, - Мураховский Покровский поп Данило " . По акту 1683 г. известен Богодуховский архангельский поп Марк Андреев. Храм Архангела существовал еще в 1785 г., когда священники его Иван и Федор Кременецкие по ведомости генерального межевания показывались владельцам двух участков земли в 76 дес., но потом он закрыт. Ныне заменяет его кладбищный храм Лазарева воскресения, освященный в 1773 г. Первый Покровский храм построен в Богодухове не позже 1685 г., в котором видим священника его Герасима Стефанова, бывшего потом соборным протоиереем. По числу храмов древнего Богодухова нельзя сомневаться, что в старые времена в Богодухове было очень значительное число жителей. Даже нынешние старожилы помнят довольно цветущее состояние Богодухова, изменившееся на худшее после 1820 г. 1857 год. Город Богодухов. " Историко-статистическое описание Харьковской епархии " .

http://sobory.ru/article/?object=45652

Приписная к Вознесенской церкви - кладбищенская Арх. Михаила, каменная церковь (1765). Земли 9 1/2 дес. Адрес-календарь Нижегородской епархии, 1904 г. Примечание к фотографии Прокудина-Горского: На переднем плане Вознесенская церковь каменная, в честь Вознесения Господня, построена в 1755 году, двухпрестольная. Справа от неё тёплая каменная церковь, во имя св. Анастасии Узорешительницы, построена в 1797 году, однопрестольная. На заднем плане Архангельская кладбищенская церковь, каменная, во имя св. Архистратига Божиего Михаила, построена в 1765 году, однопрестольная. Ея Высокопреподобию настоятельнице Нижегородского девичьего монастыря Игумении Марие Александровне (Соболевой) на добрую память от автора. Протоиерей Соловьев. 1905 год, марта 18 дня. Село Василева-Слобода, или просто Василево, одно из самых древних селений Поволжья Нижегородской губернии. Оно находится на правом берегу р. Волги, в 75 верстах от Нижнего Новгорода и в 20-ти верстах от древнего Городца-Радилова, занимает прекрасную местность, весьма схожую в миниатюре с местностями г. Нижнего Новгорода и села Городца, т.е. имеет верхнюю и нижнюю части, омывается с восточной стороны широкою Волгою, а с южной – небольшой речкой Санахтой, за которой находится древняя сосновая роща, именуемая «Покровскою» по имени существовавшего здесь до 1764 г. Покровского мужского монастыря. В Василеве имеется прекрасная бухта для зимовки пароходов, которую годов уже 20-ть занимают казенные пароходы путейского ведомства. Здесь же, на берегу бухты, сим ведомством устроена фабрика для починки и ремонта своих пароходов и разных машин-землечерпательниц и сосунов, употребляемых для углубления фарватера Волги, а в нагорной стороне разведен фруктовый сад. Есть в Василеве несколько и гончарных заводов. Село Василево, как и древний Городец, село торговое, базарное, имеет издавна хлебную торговую пристань, куда приезжают ежедневно за покупкою хлеба в зерне и мукою за целые сотни верст крестьяне сел и деревень Владимирской и Костромской губерний. В свое время, когда на Волге процветало " бурлачество " , в Василево каждую весну собирались из сел и деревень ближайших губерний тысячи этого люда для найма и поступления в бурлаки на василевские и другие из ближайших местностей суда, зимовавшие в здешнем затоне. Бурлаков до Василева обыкновенно провожали их жены и дети, и здесь происходили сцены, полные драматизма, разгула и цинизма. Но, слава Богу, время это на Руси миновало навсегда.

http://sobory.ru/article/?object=22344

Архитектурные детали фасадов в духе времени выполнены в форме каменных. Все проёмы - действительные и ложные (на нижнем ярусе колокольни) - сделаны с полукруглым арочным завершением. Украшения фронтонов боковых приделов и междуярусного пояса колокольни выполнены в виде круглых рамок, то есть в формах нетипичных для дерева. Другие элементы декора фасадов (карнизы, наличники, лопатки) в упрощённом виде также следуют каменным формам. Внутреннее пространство памятника воспринимается цельно, ибо объединено широкими проемами. Все помещения первого яруса покрыты полого-цилиндрическими сводами. Центральный зал - восьмигранным куполом. Также перекрытия придают необычность и парадность интерьеру. Отделка всюду простая. В центре свода трапезной сохранилось написанное на холсте маслом изображение Спасителя. В северном приделе находятся две деревянные скульптуры великомучениц Варвары и Екатерины. Иконостас второй половины XIX века с иконами той поры и более поздними. Деревянная церковь в селе Бобрик является характерным произведением века господства и процветания в русской архитектуре стиля классицизма. Памятник находится в хорошем состоянии. Путешествия по Брянску, http://www.puteshestvie32.ru Храм в селе Бобрик известен с 1628 года. В 1713 г. Архангельская церковь вновь освящалась – видимо, по случаю возведения нового здания. В сентябре 1720 г. священник Семён Матвеев подал в Патриарший казённый приказ прошение о дозволении строительства старанием прихожан новой церкви, ибо «в прошлом 1719 г. в селе Бобрике в церковь во имя арх. Михаила и антиминс, и иконы волею Божию всё погорело». В октябре того же 1720 г. к освящению новопостроенного храма был выдан антиминс. Последнее деревянное, стоящее «на самородных камнях вместо цоколя» здание Архангельской церкви было выстроено на средства прихожан в 1779 г. Этот просторный однопрестольный храм, имеющий размеры в плане 21,5 ×15 м, и сегодня можно видеть на небольшой сельской возвышенности. Из особо чтимых икон в храме находился образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», пред которым часто служили молебны по просьбе прихожан храма и жителей других сёл.

http://sobory.ru/article/?object=11709

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010