Возможно, этот мастер также участвовал в создании росписи в ц. свт. Николая в Челопеке близ г. Тетово (Македония, кон. XIV в.) и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря. Третий художник в среднем регистре создал большую часть композиций цикла Страсти Христовы, притчи и чудеса; возможно совместно с главным мастером написал композицию «Евхаристия», неск. поясных изображений святых на столбах и начальные сцены Архангельского цикла. Четвертый, очевидно руководивший работой артели, расписывал конху апсиды, где исполнил образ Богоматери и 2 архангелов, а также выполнил росписи нижнего яруса: цикл «Деяния и чудеса арх. Михаила», сцена «Успение Пресв. Богородицы», ростовые фигуры святых на стенах и полуфигуры на столбах. Возможно, именно его звали Георгием. Это имя оставлено на изображении щита вмч. Георгия. В росписях наоса Л. использованы новые иконографические сюжеты («Христос Архиерей, служащий с ангелом литургию» - в апсиде; «Христос Архиерей благословляющий» - в диаконнике, в цикле «Деяния и чудеса арх. Михаила» много необычных деталей и подробностей. Роспись купола в притворе ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. Роспись купола в притворе ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. Арх. Михаил. Роспись притвора ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. В куполе притвора - Христос Пантократор и поклоняющиеся Ему ангелы, в барабане - пророки с атрибутами пророчеств, в парусах написаны уникальные для монументальной живописи того времени композиции, получившие название «Реки Премудрости». Это изображения св. отцов Церкви - святителей Василия Великого (сев.-вост. парус), Иоанна Златоуста (юго-вост.), Григория Назианзина (сев.-зап.) и Афанасия Великого (юго-зап.), которые создают свои сочинения, вдохновляемые Божественной Премудростью. Монахи, священники, цари, народ пьют воду из рек, вытекающих из-под столов, за которыми сидят св. отцы. Отдельные элементы таких композиций были известны в византийском искусстве в послеиконоборческое время, в таком виде иконография до палеологовского времени не существовала.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Шатровые колокольни могли располагаться над кровлей трапезной, как в церкви из с. Фоминского, или в виде 8-гранного (реже 6-гранного) столпа на низком четверике примыкать с запада, как в ц. арх. Михаила (1681) в урочище Муромцево Галичского р-на (не сохр., ИИМК РАН. Фототека). Уникальную конструкцию имела ц. Преображения (1713) из с. Спас (Спас-Вёжи, перевезена в МДЗ, утрачена в 2002). Ее объем был поднят на дубовых сваях, охвачен закрытой галереей-гульбищем с опорой на консольные бревна. Изначально храм был связан переходом с 8-гранной шатровой колокольней, также стоявшей на сваях. Церковь арх. Михаила в с. Архангельском на Волу. 1755 г. Фотогафия. Нач. ХХ в. Церковь арх. Михаила в с. Архангельском на Волу. 1755 г. Фотогафия. Нач. ХХ в. Под влиянием каменных бесстолпных храмов изменился облик клетских церквей. Их стали завершать 4-скатной кровлей, основное пространство перекрывать имитированным в дереве 8-дольным сводом со световым барабаном, представлявшим поздний вариант «неба», как в церквах во имя прп. Ефрема Сирина (1728) на погосте Ефремье (Ширь) Парфеньевского р-на и Воскресения Господня (1755) в Леонтьеве Судиславского р-на. Особой монументальностью отличается композиция ц. свт. Николая Чудотворца (1741) в с. Андреевском Сусанинского р-на, с высоким подклетом и галереей, опирающейся на выступающие с запада выпуски венцов сруба. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Берёзовец на Ноле. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Берёзовец на Ноле. Фотография. Нач. XX в. О шатровых храмах известно из письменных источников. В Костроме в нач. XVII в. было не менее 6 церквей подобного типа. Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи на Брагиной ул. имела усложненную композицию с закомарами «на каменное дело» - вероятно, бочками в основании шатра; ц. свт. Николая Чудотворца на Нижнем посаде была 5-шатровой; собор Воскресенского мон-ря в Соли Галицкой имел «вверху на полатях на правой стороне придел» (Переписная книга. 1999. С. 72). К шатровым принадлежали ц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Новочеркасск. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История Михайло-Архангельской церкви восходит к одноименной церкви в Черкасске, бывшей столице Донского казачества. Разрешение на перенос из Черкасска в Новочеркасск деревянной церкви Божия во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных было получено от епископа Воронежского и Черкасского Антония в декабре 1812 г. Это было не просто, так как существовал запрет Св.Синода на перенос храмов из Черкасска в Новый Черкасск. Св. Синод также дал согласие, но с оговоркой, что как только Донские казаки вернуться с полей сражений с Наполеоном, то они должны построить каменную церковь. В первой половине 1813 г. разобранный деревянный храм и церковное имущество перевезли в Новочеркасск. По другим сведениям, этот храм " Как великую святыню православного сердца принесли ...по бревнышку, и вновь соорудили в 1805году храм, с которого положено было духовное начало Новочеркасска " . ( " Новочеркасские Ведомости " , от 28 ноября 1992 г.). Красиво сказано, но с этими утверждениями нельзя согласиться. Нет ни одного известного исторического, в т.ч. дореволюционного источника, который бы подтвердил факт перенесения Михайло-Архангельской церкви в Новочеркасск из Черкасска в 1805 г. или другие годы до 1813 г. Но в то же время есть десятки церковных и исторических источников, указывающих на то, что Михайло-Архангельская церковь была перенесена в Новочеркасск именно зимой 1812/1813 года. Так, в работе церковного историка А. Кириллова " Донская епархия в ея настоящем положении. По статистическим данным 1896г., Новочеркасск, 1896г. " подчеркивается, что " Архангельская церковь первоначально была деревянная, построенная в 1813 году " . Балуев, описывая Новочеркасск, подчеркивал: " В 1813 году также из Старочеркасска перенесена деревянная церковь во имя Св. Архистратига Михаила " . (Балуев П.С. " Историческия и статистическия описания станиц и городов, посещаемых Г. Военным Министром при объезде Его Превосходительством Области войска Донского в 1900г. " , место и год издания не указаны). Или в " Донской Церковной Старине " мы читаем: Михайло-Арх. ц. была построена деревянным зданием в 1813 году, когда все Донское казачество участвовало в ополчении против французов " (вып. 1V, 1915г.). Да и в капитальном труде " Церкви и монастыри на Дону " А. Кириллов на стр. 22 пишет: " В 1813 году из Старочеркасска перенесена в Новочеркасск Михайло-Архангельская деревянная однопрестольная церковь, освящена она в том же году " . (Новочеркасск, 1905г.). И действительно Освящение храма состоялось 9 ноября 1813 г. (ГАРО, ф. 226, оп. 1, д.1018, л.16).

http://sobory.ru/article/?object=13159

Ф. Ревякина на месте сгоревшей была построена и в 1653 г. освящена теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Одноглавый одноапсидный бесстолпный храм почти лишен декоративного убранства: фасад украшен простыми карнизами, полукруглыми закомарами, широкими лопатками на углах объемов. Примыкающая к церкви с запада трапезная состояла из обширной одностолпной палаты для общих трапез и хоз. помещений (келарской, кладовых, хлебопекарни). В храме стоял трехъярусный позолоченный иконостас. В XVIII в. древнюю луковичную главку Введенской ц. заменили на барочную, окна растесали, изменили интерьер: в 1765 г. в алтаре и трапезной были сложены печи из зеленых изразцов. В 1782 г. в храме был поставлен новый позолоченный иконостас, резные царские врата с сенью, все местные образа написаны устюжским иконописцем К. Волковым. В 1842 г. были устроены 3 входа из трапезной в церковь, упразднена палатка, увеличена паперть. В 1845 г. в трапезной поставили новый иконостас, украшенный резьбой и позолотой, поновлялись иконы. Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в. Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в. В 1653-1656 гг. по грамоте Ростовского митр. Ионы иждивением Ревякина был построен холодный 5-главый 4-столпный на подклете храм во имя Собора арх. Михаила. Крытые каменные переходы соединяли Архангельский собор с Введенской ц. Особенностью собора явилось отсутствие полукруглых апсид на востоке центрального четверика - алтарь имел редко встречающуюся в монастырских храмах прямоугольную форму. Традиц. полукруглые алтарные апсиды имелись в сев. приделе свт. Николая Чудотворца и юж. приделе Входа Господня в Иерусалим (в 1789 сев. придел был обращен в жертвенник, южный - в ризницу). Храм венчали 5 деревянных, обитых белым железом луковичных глав. Внешний облик собора отличался простотой и лаконизмом декоративного убранства. Только барабаны глав были богато украшены аркатурно-колончатыми поясами, поребриком и сухариками. В соборе стоял тябловый 4-ярусный иконостас, замененный в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/150145.html

Калитеево. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела , Грузинской иконы Божией Матери , Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1787. Адрес: 601234 Владимирская область, Собинский район, с.Калитеево Координаты: 56.25212, 39.8773 Проезд:От Собинки выезжаем к трассе М7, с трассы М7 на бывшем посту ГАИ в Лакинске (светофор) на север 11км до п.Ставрово, далее по дороге Р75 на северо-запад 13км до правого указателя " Алепино. Родина русского писателя Солоухина " , сворачиваем по указателю, не заезжая в Алепино 8км до правого указателя " Калитеево " , сворачиваем, до села 2км. Церковь находится в центре села за магазином. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Из истории села Калитеево: ... " 144-151 и 155 (1647) гг. (село числится) за боярином за князем Иваном Ивановичем Шуйским по словесной сказке крестьян его старинная вотчина село Колитеево на пруде а в нем место церковное, что был храм арх. Михаила, место дворовое поповское, дв. вотчин., (двор вотчинников, т.е. владельца села) задворных деловых людей 3 дв., крестьян.(ских) и бобыльских 12 дв.(оров) 3 дв. пустых - бежали безвестно в 145 (1637) г. 186 (1678) г. в вотчине стольника князя Федора Михайловича Каркадинова. 1709г. князя Афанасия Федоровича Шаховского, а в 1715 г. значится за его женою вдовою Фетиньей Федоровной, а в селе Архангельском, Калитеево тож, храм арх. Михаила " ... По материалам книги: Холмогоров В.И. Материалы для истории церквей Владимирской губернии: Вып. 1. - Москва: тип. Рус. т-ва Вып. 6: Отд. 3: для Владимирской, Гусской, Медужской и Ярополченской десятин. 1911. Стр. 21. Село Калитеево - от Владимира в 35 верстах. Церковь во имя Архистратига Божия Михаила построена в сельце Калитееве в первый раз в 1705 г. усердием владельца сельца, стольника князя Афанасия Федоровича Шеховского. В 1704 г. 7 марта князь Шеховской в патриарший казенный приказ писал: «вотчина за мной во Владимирском уезде в Ильмехотском стану сельцо Калитеево, а в том сельце обещался я построить церковь во имя архистратига Михаила и прошу повелеть на тое церковь лес готовить и церковь строить и дать благословенную грамоту». В том же году патриарший казенный приказ дал благословенную грамоту князю Шеховскому.

http://sobory.ru/article/?object=09509

20 нояб. того же года в С.-Петербурге И. был избран почетным членом Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств. При И. по проекту архит. Ф. М. Шилина в архангельском во имя архангела Михаила монастыре над св. воротами была сооружена новая колокольня (1820), а в Архангельском тюремном замке освящена во имя арх. Михаила 1-я тюремная церковь (1821). В июле 1820 г. И. вместе с купцом А. Ф. Долгошеиным инициировал ремонт архангельского Успенского храма на Бору: старый иконостас заменили ампирным 4-ярусным, увенчанным 8-конечным крестом. Решением И. весной 1820 г. настоятелем Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря был назначен архим. Вениамин (Смирнов) , впосл. ставший просветителем ненцев (самоедов). В обители проводились строительные работы: отремонтирован соборный храм, построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др. 3 февр. 1821 г. И. возвел в сан игумена Игнатия (Семёнова) ; впосл. епископ Воронежский) и назначил его настоятелем Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 3 июля 1821 г. И. возглавил Смоленскую кафедру. Продолжал восстанавливать храмы и мон-ри, пострадавшие при нашествии франц. войск 1812 г. На пожертвования императора и горожан был произведен ремонт смоленских кафедрального Успенского собора (заменена крыша, обновлен иконостас, осуществлена настенная роспись), древней ц. во имя арх. Михаила (Свирской), церквей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (заменена крыша, поставлены 3 печи, вызолочены крест и шатер) и в честь Смоленской иконы Божией Матери (в 1822 придел во имя св. Иоанна Воина «обновлен стенным писанием»). Восстанавливались и мон-ри, в т. ч. смоленский в честь Вознесения Господня (построена надвратная 2-этажная Ахтырская ц., отремонтирован и благоукрашен Вознесенский собор), вяземский во имя святого Иоанна Предтечи (восстановлен и в 1830 освящен Вознесенский храм, ремонтировались др. постройки), Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы и др. По ходатайству И.

http://pravenc.ru/text/578499.html

кн. Иоанна III. Это квадратное в плане 2-этажное здание, верхний этаж к-рого перекрыт 4 крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп квадратного сечения. Главным украшением фасадов был пояс из терракотовых изразцов и 2 рядов поребрика. Во 2-й пол. XVII в. вблизи сев.-зап. угла собора была построена столпообразная шатровая колокольня (не сохранилась; изображена на акварели архит. Ф. Кампорези, 2-я пол. XVIII в.), разобрана в кон. XVIII в. В кон. XVI или нач. XVII в. Арсением, архиеп. Элассонским, обветшавшая к тому времени трапезная была восстановлена и к ней пристроена ц. во имя Чуда арх. Михаила в Хонех (согласно сведениям, приводимым в записках архиеп. Арсения). В кон. XVII в. царицей Евдокией Феодоровной с востока к трапезной был пристроен храм арх. Михаила, ставший усыпальницей рода Лопухиных (достроен на средства Лопухиных в 1739) с приделом апостолов Петра и Павла (в 1819 освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи). В 1838 г. в трапезной был освящен придел во имя сщмч. Александра, еп. Команского. В верхнем четверике основного объема церкви, над сводом храма арх. Михаила, существовал храм во имя свт. Алексия Московского; под Архангельской ц. располагается теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (с кон. XVIII в.). Кирпичная ограда с башнями возведена во 2-й пол. XVII-XVIII в., над ее юж. вратами существовала ц. Рождества Богородицы (1756; разрушена в 30-х гг. XX в.). На рубеже XVIII-XIX вв. по проекту Р. Казакова перед Св. вратами была выстроена одна из самых высоких в Москве каменных колоколен (уничтожена в 30-х гг. XX в.), во 2-м ярусе к-рой 25 окт. 1803 г. освящена ц. во имя Симеона, сродника Господня. Др. здания кон. XVII-XIX в. частью сохранились (настоятельские покои, 1690; братский корпус нач. XVIII в.; духовное уч-ще, 1810-1814), частью снесены (ц. мч. Евграфа - усыпальница Молчановых, 1874). В XIX в. в А. м. сохранялся св. колодец, ископанный, согласно монастырскому преданию, прп. Андроником. Сохранились нек-рые надгробия некрополя XVI-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Дедилово. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Архангела Михаила (она же Архангельская) была построена в 16 веке. В Писцовой книге за 1588 год по селу Дедилово о ней говорится следующее: «Да за рекой за Шивороною церковь Михайло  Архангил, древена, клетцки, а церковное строенье попово, а оброзы и колокола приходное; а у церкви д. поп Офрем Осеев, д. проскурница Оксинья да 3 кельи, а в них живут нищие; питаютца от церкви Божии; пашни церковные добрые земли 10 четьи в поле, а в дву потом уж сена 20 копен».  Только в 1880 г.  ее перестроили в каменную. Наступил 1917 г. и все что после него. Власть сменилась, рухнули старые порядки, вожди начали рушить и старую веру вместе с церквями. Не все церкви были разрушены в 1930-е годы, некоторые из них практично переделаны под хозяйственные нужны. Какая под склад, какая под клуб, какая под контору. Из Архангельской же сделали гараж, склад запчастей, а в алтаре курилку для рабочих. Первоначальная история образования прихода этой церкви остается неизвестною. Несомненно только то, что он возник еще в то время, когда Дедилово было городом: из плана на церковную землю от 1761 г. видно, что в приходе существовала уже церковь во имя Арх. Михаила. А из писцовых книг видно, что такая церковь, деревянная зданием, существовала тут еще в 1588-89 гг. В настоящее время приход состоит из луговой, низменной части села и части деревни Киреенки. Всех прихожан числится 873 м. п. и 1048 ж. п. Кроме земледелия, выдающееся занятие жителей прихода состав­ляет огородничество. Река Шиворонь своим притоком Ален затопляет во время половодья все низменные места, делая их удобными дли продуктов огородничества. О храме, существовавшем в этом приходе в 1761 г., не сохранилось никаких сведений, кроме того, что он стоял на правом берегу р. Шиворони на полугоре, не на том месте, где стоит настоящий храм. Вместо этого храма в 1791 г. построен был новый деревянный храм во имя того же Архистратига Михаила. Храм этот сго­рел 11 ноября 1863 г., причем церковная утварь была спасена. К 1864 г. начат постройкой настоящий камен­ный храм в то же наименование, с приделом в трапезной его части во имя прор. Илии, причем постройка на­чата с трапезной церкви, которая и была готова и освя­щена в 1865 г., а настоящий храм только заложен в 1870 г. и освящен в 1880 г.

http://sobory.ru/article/?object=13019

Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. В эпоху Каролингов день поминовения М. был одним из важнейших праздников литургического года ( Добиаш-Рождественская. 1917. С. 200-202). Англосакс Катвульф советовал Карлу Великому установить празднование в честь Св. Троицы, ангелов и всех святых, а также служить «мессу св. Михаила и страсти св. Петра» ради того, чтобы Карл и его подданные вечно правили с ангелами и святыми (ок. 775 - MGH. Epp. T. 2. P. 504). День поминовения М. упоминается среди важнейших и обязательных праздников в постановлениях Соборов в Рисбахе, во Фрайзинге и в Зальцбурге (800); названы также праздники в честь Пресв. Девы Марии, Иоанна Крестителя, 12 апостолов и Мартина Турского (MGH. Capit. T. 1. P. 227; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 208). В решении Майнцского Собора 813 г. указаны праздники апостолов Петра и Павла, Рождества Иоанна Крестителя, Вознесения Пресв. Девы Марии, во имя М., св. Ремигия, св. Мартина, ап. Андрея и в честь Очищения Пресв. Девы Марии (MGH. Capit. T. 1. P. 312, 422; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 269-270). Этот перечень обязательных праздников повторяется в епископских капитуляриях Хайтона Базельского, Родульфа Буржского и Эрарда Турского (MGH. Capit. episc. T. 1. P. 212, 254; T. 2. P. 141; T. 3. P. 56, 131-132) и в соборных постановлениях X в. (напр.: MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 121-122). Ко времени правления династии Каролингов относится распространение другого праздника во имя М. (8 мая), к-рый связывали с явлением архангела на горе Гаргано. Вероятно, этот праздник происходил из Юж. Италии, где он мог быть установлен в память о победах лангобардов над византийцами и неаполитанцами ( Otranto. 1981; ср.: Chronica S. Benedicti Casinensis. 14//MGH. Scr. Lang. P. 475). По мнению Ж. Морена, этот праздник указан в Линдисфарнском Евангелии, которое отражает неаполитанское богослужение VII в.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Старогольское. Церковь Богоявления Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Старогольское лежит по берегам небольшой реки Гоголя, в 120 вер. от Тулы и в 32 в. от Ефремова. В настоящее время приход состоит из села и 11-ти деревень, расположенных не далее 7-ми вер. от храма с населением в 2040 м. п. и 2080 ж. п. Приход возник, судя по сохранившимся церковным сосудам, около половины прошлого столетия и прежде назывался по храму Богоявленским, название же Старогольское более позднее, и неизвестно, по чему оно дано было приходу. Первоначально храм во имя Богоявления Господня, с приделом во имя Арх. Михаила был деревянный и построен одновременно с началом прихода. В 1825 г. на средства княжны Александры Димитр. Горчаковой, прихожанки с. Дарищ, устроен каменный Богоявленский же храм, а в 1825 г. устроены были и приделы во имя Арх. Михаила и свят. и чуд. Николая. Этот храм существует до настоящего времени, только в 1874 г. все три иконостаса были заменены новыми. Есть в приходе чтимая икона Иверской Божией Матери. В память избавления от холеры в 1840 г. ежегодно совершается 11 авг. крестный ход в деревню Евлань к каменному памятнику-столбу. Причт состоит из двух священников и двух псаломщиков: получает % с 335 руб. и пользуется арендною платою за мукомольную мельницу на р. Гоголе. Церковной земли усадебной и полевой 78 дес.; почва чернозем с примесью глины и песка. В селе есть народная земская школа, с 1972 г. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Ефремовский уезд, стр. 389 Приход в селе Старогольское возник около середины XVIII столетия, тогда же построен деревянный храм Богоявления Господня с приделом Св. Михаила Архангела. В 1825 г. на средства княжны Александры Дмитриевны Горчаковой, прихожанки с. Дарищи, построена каменная церковь . В 1828 г. в ней устроены приделы во имя Св. Михаила Архангела и Св. Николая Чудотворца. При постройке трапезной с Никольским и Михаило-Архангельским приделами частично переложили западную стену храма и примыкающие к ней части боковых фасадов. Первый ярус колокольни, стоявшей до этого отдельно, оказался внутри трапезной. Кирпичные стены были оштукатурены. В 1874 г. все три иконостаса заменены новыми. В 1895-1896 годах на церковные средства обновлена живопись в трапезной, здание было отштукатурено и побелено снаружи.

http://sobory.ru/article/?object=08105

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010