Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Михаила архангела женский мон-рь в с. Забродь. Фотография. 2014 г. Михаила архангела женский мон-рь в с. Забродь. Фотография. 2014 г. (Хустской и Виноградовской епархии УПЦ), находится в с. Забродь (Драгово) Хустского р-на Закарпатской обл., Украина. В 1705 г. в с. Драгове был устроен скит в честь Покрова Пресв. Богородицы, приписанный к близлежащему Угольскому Успенскому мон-рю. Освящение скитской Покровской ц. совершил Иосиф (Стойка) , 1-й правосл. епископ Мараморошский, Экзарх К-польского патриарха в Трансильвании. В 1-й пол. XVIII в. в скиту проживал Мараморошский еп. Досифей (Феодорович). В 1788 г. обитель была ликвидирована габсбургскими властями. К 1929 г. в с. Драгове проживало 293 прихожанина, к-рые воссоединились с православной Церковью в 1919-1920 гг., действовал приходский храм. Возрождение монашеской жизни в селе отмечено в нач. 30-х гг. XX в. с образования Михаило-Архангельского жен. скита, приписанного к Липчанскому Рождество-Богородичному жен. мон-рю. Духовником скита стал иером. Викентий (Орос; 1901-1982), насельник Городиловского Свято-Троицкого муж. скита близ г. Хуст. Новый скит был основан непосредственно на территории села, недалеко от железнодорожной станции Забродь, где одному из местных жителей удалось выкупить земельный участок. Руины старого скита, располагавшегося в окрестностях села, заросли лесом. В обители была поставлена временная часовня, в 1934 г. иером. Викентий (Орос) заложил, а в 1935 г. построил и архим. Матфей (Вакаров) освятил храм во имя арх. Михаила. Местный житель Стефан Гудь с прихожанами купил для мон-ря колокол, к-рый осенью 1937 г. был освящен архим. Матфеем (Вакаровым). Ок. 1939-1940 гг. в М. а. м. были построены два 2-этажных корпуса, в которых располагались домовый храм, кельи, трапезная и склад. В 1937 г. скит официально стал самостоятельным, духовником до 1949 г. оставался иером. Викентий. В 1939 г. в обители проживали 7 сестер, в 1955 г.- 16 сестер во главе с мон. Вассой (Росохой). В 1958 г. местные власти отняли у обители почти все земельные наделы ( Данилец. 2005. С. 79).

http://pravenc.ru/text/2563796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДЕССКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Одесской и Измаильской епархии УПЦ), находится в г. Одессе (Украина). Основан в 1841 г. архиеп. Херсонским и Одесским Гавриилом (Розановым; † 1858) при приходском храме во имя арх. Михаила (1835; архит. Г. И. Торичелли), возведенном на окраине города на берегу Чёрного м. по инициативе генерал-губернатора Одессы гр. М. С. Воронцова и освященном во имя его небесного покровителя. 30 янв. 1841 г. архиеп. Гавриил представил в Синод рапорт и проект создания первой в епархии жен. обители. 26 апр. того же года имп. Николай I Павлович утвердил решение Синода учредить жен. общежительный мон-рь при Михаило-Архангельской ц. на расположенном рядом земельном участке, с 1838 г. предназначавшемся для строительства архиерейского дома. По синодальному решению О. М. м. должен был «воспринять существование», в т. ч. штатную сумму (1610 р. 2 к. ассигнациями, или 460 p. 4 к. серебром) упраздняемого Гледенского во имя Святой Троицы монастыря близ г. Вел. Устюг Вологодской губ. При этом Синод обязал духовенство позаботиться о том, чтобы в О. М. м. «были принимаемы для образования и воспитания малолетния женскаго пола сироты духовнаго и светскаго звания» ( Григорович. 1869. С. 60-61). Главными попечителями О. М. м. являлись гр. Роксандра Скарлатовна Эдлинг (урожд. Стурдза; 1786-1844) и ее брат тайный советник Александр Скарлатович Стурдза (1791-1854). Среди первых благотворителей мон-ря были имп. Александра Феодоровна, ее сын, цесаревич, буд. имп. Александр II Николаевич, молдавский господарь кн. М. Стурдза, гр. М. Д. Толстой (1804-1891), кн. А. Н. Голицын , гр. А. А. Орлова-Чесменская, одесский купец 3-й гильдии И. И. Ростовцев и его сын, передавшие О. М. м. загородный хутор с 52 дес. земли, а также греч. негоцианты. По распоряжению архиеп. Гавриила протоиерей херсонского Успенского собора Максим Перепелицын собирал для О. М. м. пожертвования в Новомосковске, Павлограде, Новочеркасске и др. городах; а протоиерей Покровского храма Иаков Сотниченко по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) - в Москве, Орле, Курске и Харькове.

http://pravenc.ru/text/2578189.html

В 1953-1954 гг., при архиеп. Херсонском и Одесском Никоне (Петине), часто посещавшем обитель, в условиях определенного смягчения политики властей в О. М. м. были построены большой 2-этажный корпус, прачечная и баня. Мн. сестры обращались за духовным советом и к жившему рядом с мон-рем юродивому старцу Ивану Петровичу Жуковскому († 29 марта 1960). К нач. 1960 г. в обители проживали 134 насельницы, в ведении мон-ря находилось 10,4 га земли. В нач. 1960 г. О. М. м. был включен в список предполагаемых к закрытию обителей; была снята с должности игум. Анатолия (Букач), поселившаяся на бывш. монастырском хуторе в черте города. На этом участке, пожертвованном в марте 1953 г. А. В. Нециовской, размещалась монастырская дача. Последней настоятельницей О. М. м. перед закрытием была игум. Антония (Гутник), бывш. казначея Михайловского жен. скита (с. Ульяновка, ныне Вознесенское Черниговского р-на Черниговской обл.). При ней в 1960-1961 гг. более половины насельниц были лишены прописки и выдворены с территории монастыря. Выполняя требования властей, 20 июня 1961 г. митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик) подписал указ об объединении О. М. м. и Рождество-Богородичного мон-ря в с. Александровка Одесской обл. В ночь на 24 июня 1961 г. последние 14 монахинь были вывезены в Александровку. Территорию и постройки О. М. м. передали городской туберкулезной больнице. В Михаило-Архангельской ц. был оборудован актовый зал. В 1991-1992 гг. попечением Одесских и Измаильских архиеп. Лазаря (Швеца) и митр. Агафангела (Саввина) началось возрождение обители. 4 нояб. 1991 г. Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав мон-ря. В апр. 1993 г. мон-рю вернули часть сохранившихся помещений. На 2-м этаже перестроенного парадного корпуса в 1993-1994 гг. был открыт храм во имя арх. Михаила. При этом ц. св. Марии Магдалины на 1-м этаже восстанавливать не стали. Митр. Агафангел пожертвовал сестрам список Гербовецкой иконы Божией Матери в посеребренной ризе, к-рый был поставлен у левого клироса в Михаило-Архангельской ц., а также евхаристический набор, позолоченное облачение на престол, неск. автомашин, строительные материалы и т. д. Деревянный резной киот для иконы изготовили монахи одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . 1 мая 1993 г. в Михаило-Архангельском храме состоялось 1-е богослужение, а на 2-й неделе Великого поста 1994 г. митр. Агафангел совершил первый монашеский постриг 6 послушниц. Общину возглавила мон. Серафима (Шевчик), утвержденная в июле 1994 г. митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) в должности настоятельницы и возведенная в 1995 г. в сан игумении.

http://pravenc.ru/text/2578189.html

В янв. 1906 г. у В. обнаружился острый катар дыхательных путей, ослабело зрение, в февр. он в последний раз посетил Выксу, благословил и дал наставление каждой сестре. Скончался, принимая исповедь в Успенской ц. дома призрения ТСЛ, исповедовав более 400 чел.; женщина, у к-рой старец принял исповедь непосредственно перед кончиной, вспоминала о его «ласковости» и «благодушии». В. был похоронен 21 февр. 1906 г. в Иверской часовне скита, за алтарем пещерного храма во имя арх. Михаила, чин погребения совершили епископы Дмитровский Трифон (Туркестанов), Серпуховской Никон (Рождественский) , Волоколамский Евдоким (Мещерский) , наместник лавры архим. Товия (Цимбал) и др. В 1923 г., через 2 года после закрытия скита, тело В. было перенесено на Вознесенское кладбище г. Сергиева (совр. Сергиев Посад), в 1934 г.- на Никольское кладбище, в 1968 г.- на «северное» Загорское кладбище. По свидетельству духовных чад и почитателей В., по молитвам старца, от его вещей и фотографий верующие получали чудесную помощь и исцеления. 19 июля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II в Успенском соборе ТСЛ совершил акт канонизации В. Мощи преподобного почивают в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита, боковой придел храма посвящен В. Составлены тропарь и кондак преподобному. Арх.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8241. Л. 1-3, 9, 10, 19, 22, 42; Ед. хр. 11381. Л. 32-34; Ед. хр. 11603. Л. 2, 10; Ед. хр. 16824. Л. 10. Лит.: 50 лет иночества о. Варнавы. М., 1905; Введенский Д. И. Старец-утешитель о. Варнава. Серг. П., 1906; Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя о. Варнавы, основателя и строителя Иверского выксунского женского мон-ря. Серг. П., 1907; Порохов Ф. Незабвенной памяти старца иером. о. Варнавы. СПб., 1911; Архангельская А. Д. Мои воспоминания о батюшке Варнаве. М., 1912; Аркадий, иеродиак. Воспоминания о старце Гефсиманского скита иером. о. Варнаве. Серг. П., 1917; Жизнь во славу Божию: Труды и подвиги старца Гефсиманского скита Варнавы (1831-1906). [Серг. П.], 1991; Старец Гефсиманско-Черниговского скита Варнава Гефсиманский//Встреча. 1992. 2. С. 18-22; Житие прп. Варнавы, старца Гефсиманского скита при Св.-Троицкой Сергиевой лавре. [Серг. П.], 1995; Трифон (Туркестанов), митр. Памяти иером. о. Варнавы//Троицкий сб. [Серг. П.], 2000. 1. С 100-105.

http://pravenc.ru/text/154265.html

Внешне храм был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. 20 октября 1764 г. был освящен придел прп. саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Образа в иконостас центрального придела исполнил известный иконописец М.Л. Колокольников. Великолепный пятикупольный, выстроенный в связи с колокольней, храм стал доминантой всей Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина (приблизительно 50 метров). Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако, автором проекта храма называется и Андрей Квасов. Вот что писал о стиле церкви Успения знаток Петербурга начала XX веха В. Курбатов: " ... возможно, что начата она по проектам Растрелли, за это говорит великолепная постановка главного купола, но форма куполов придана кем-нибудь другим, и не раз изменена " . Действительно, храм неоднократно перестраивался. В 1816-1818 годах по сторонам главного алтаря под руководством архитектора Луиджи Руска были построены два придела. На южной стороне храма – во имя Всемилостивого Спаса, празднуемого 1 августа (освящен 14 января 1822 года), а на северной – во имя Архистратига Михаила. В 1816-18 годах под руководством Л. Руска перестраивается портал храма Успения со стороны колокольни ( из-за неравномерной осадки грунта колокольня повредилась, и архитектору пришлось перестраивать ее и соединить вместе теплый и холодный храмы. Западный портал храма удачно гармонировал с портиком здания Гауптвахты Сенного рынка, выстроенного в 1818-1820 годах В.И. Беретти для полицейского надзора на рынке. Этот скромный ансамбль служил своеобразными пропилеями при въезде в центр города по Садовой улице. Здесь были погребены родители храмоздателя С.Я. Яколева В 1833-1835 годах храм был расширен по проекту архитектора А.И. Мельникова. Перестройке подверглись купола и своды, в парусах которых академик С.А. Безсонов написал изображения евангелистов. Перестраивались также Спасский (освящен 14 января 1822 г.) и Михайло-Архангельский придел , который был вновь освящен 14 февраля 1835 года. (выстроен арх. П.Ф. Воцким на средства коммерции советника Михаила Ивановича Новикова). Третий ярус колокольни также был перестроен в эти годы. Колокольня приобрела более стройный силуэт, ставший неотъемлемой частью петербургской панорамы.

http://religare.ru/2_87263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), находится в с. Даневка Козелецкого р-на Черниговской обл. (Украина). Первоначально мужской. Основан в 1654 г. иноками козелецкого Троицкого мон-ря Симеоном (Чайковским; 1675), Панкратием (Михайловичем), Иоилем (Пучковским) и др. 10 марта 1654 г. они приобрели (за 60 злотых) земли у помещицы-шляхтянки Татьяны Войнилихи Завацкой земли: грунты Дорогинку и Кобчик. (26 июня 1656 продажа была зарегистрирована). По благословению Киевского митр. Сильвестра (Коссова) , с позволения гетмана Б. З. Хмельницкого в 1654 г. был построен деревянный храм во имя вмч. Георгия Победоносца, 24 июля 1660 г. за мон-рем утвержден о-в Липовый. Польск. кор. Ян II Казимир актом от 30 дек. 1663 г. утвердил за Г. м. «права на разные угодья, от разных особ по записям доставшиеся». В 1679 г. мон-рь был разорен отрядами заднепровского гетмана П. Яненко. 4 авг. 1687 г. киевский полковник К. Д. Солонина пожаловал мон-рю с. Даневка, в к-ром поселились насельники. Ок. 1746 г. к Г. м. был приписан козелецкий Троицкий мон-рь, в к-ром георгиевская братия восстановила трапезный Михаило-Архангельский храм, кельи. Настоятелями Г. м. были игумены: с 1654 г. Симеон (Чайковский), с 1675 г. Иоиль (Пучковский), с 1683 г. Игнатий (Грязной), с 1697 г. Георгий, затем Анастасий (Долинский), с 1709 г. Иосиф (Исаевич). В 1788 г. при игум. Феодосии (Стефановском) Г. м. отнесен к необщежительным, 3-го класса. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в с. Даневка. Литография. XIX в. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в с. Даневка. Литография. XIX в. По инициативе игум. Феофана (Степанского) в 1735 г. были построены новые деревянные Георгиевский храм и кельи. В 1741-1770 гг., при игуменах Гаврииле (Великошапке) и Дионисии (Шугаеве), на пожертвования имп. Елизаветы Петровны (2000 р.), имп. Петра III (600 р.) и др. был возведен каменный собор во имя вмч. Георгия с правым приделом во имя арх. Михаила. Одноименный деревянный храм был обращен в теплый трапезный, переосвящен, вероятно во имя святых Константина и Елены, упразднен к нач. XIX в.

http://pravenc.ru/text/164483.html

В 1683 г. Михаило-Архангельский собор А. м. имел сев. придел во имя святых Бориса и Глеба и юж. придел во имя мч. Мины, к югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская ц. с трапезной и келарской. Между храмами находилась колокольня, внутри ограды располагались 2 игуменские кельи, 8 братских келий, хлебная, поварня, кузница, амбары для соли, амбары для рыбы, погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница, служебная келья, конюшенный и коровий дворы, пашни. Близ мон-ря были расположены пристань для судов и рыболовные тони. В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора М. А. Лохоцким был сооружен каменный (освящен 17 сент. 1699 архиеп. Холмогорским Афанасием (Любимовым) ). Пожертвования на строительство собирали в Архангельске и Москве, в числе жертвователей были цари Петр и Иоанн. В нач. XVIII в. была перестроена ограда мон-ря, на Святых вратах построили деревянную ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери. В 1712 г. на 1-м этаже Михаило-Архангельского собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины, в 1744 г. над зап. нижним крыльцом собора вместо ветхой деревянной выстроили каменную шатровую колокольню. В 1753 г. с юж. стороны собора был устроен придел арх. Гавриила. В сент. 1761 г., после поновления, храмы мон-ря были вновь освящены. В 1777 г. в главном алтаре собора над св. престолом построили 4-столпную резную сень. В 1817-1819 гг. обветшавший собор был отремонтирован под рук. губернского архит. Ф. М. Шилина, в 1863 г. в соборе поставлен одноярусный резной иконостас, выполненный в Вятке. Собор с 3 сторон был окружен братским кладбищем, захоронения на к-ром начались в XVIII в., здесь похоронены также воевода кн. Г. Д. Черкасский (1706), архангельский губернатор А. Перфильев (1823), купцы. К 1683 г. братия А. м. составляла 83 чел., в 1-й пол. XVIII в. число насельников уменьшилось. В кон. XVII в. А. м. владел дворами в Соломбале и в левобережных деревнях, где жили наемные трудники, дворовыми местами и лавками около крепости в Архангельске. Мон-рь имел подворья в Холмогорах, Вел. Устюге, Вологде, Москве. В 1707-1764 гг. и в 1797 г. в мон-ре учреждалась архимандрития. В 1764 г. А. м. был отнесен к 3-му классу и, лишенный владений, пришел в запустение. На протяжении XVIII в. А. м. был местом несения епитимий для духовенства епархии.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кокшетауская и Акмолинская епархия Казахстанского митрополичьего округа РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 5 окт. 2011 г., отделена от Чимкентской епархии (см. Чимкентская и Таразская епархия ). Епархия включает территорию Акмолинской обл. Казахстана, кроме столицы страны г. Астана, входящей в Астанайскую и Алматинскую епархию. Центр - г. Кокшетау (в 1824-1868 ст-ца Кокчетавская, в 1868-1993 Кокчетав). Кафедральный собор - во имя арх. Михаила в Кокшетау. Правящий архиерей - еп. Серапион ( Колосницын; хиротонисан 23 окт. 2013). К. и А. е. разделена на 3 благочиннических округа: Кокшетауский, Акмолинский и Восточный. Насчитывает 25 приходов, в клире состоят 23 священника и 3 диакона. При ЕУ действуют отделы: социального служения, катехизаторский, миссионерский, информационный, молодежный, по канонизации святых. В 1850-1851 гг. был построен и освящен 1-й храм в ст-це Кокчетавской - во имя вмч. Георгия (в 1875-1876 перенесен на новое место и вновь освящен). В 1867-1891 гг. происходило массовое заселение Степного края русскими, с 1868 г. Кокчетав являлся окружным центром Акмолинской обл. В 1895-1896 гг. в Кокчетаве был сооружен Михаило-Архангельский храм, получивший постановлением Омской духовной консистории от 1 янв. 1897 г. статус отдельного прихода, в 1900 г. при храме было открыто церковноприходское попечительство. Клирики храмов Кокчетава до 1917 г. работали также учителями в местном 2-классном уч-ще и в школе грамоты. В дек. 1937 г. власти попытались забрать у общины Михаило-Архангельский храм. 6 апр. 1939 г. из-за отсутствия средств на ремонт здания общее собрание прихода приняло решение передать Михайловскую ц. в распоряжение горсовета. В 30-х гг. XX в. Георгиевская ц. в Кокчетаве использовалась властями как склад, в 1939 г., после закрытия Михаило-Архангельского храма, в Георгиевской ц. ненадолго возобновилось богослужение, 17 янв. 1940 г. Георгиевский храм передали под музей и вскоре снесли. В кон. 30-х гг. XX в. на территории Кокчетавской обл. (образована 16 марта 1944) шли массовые расстрелы, в т. ч. были убиты находившиеся там в ссылке представители духовенства: митр. Серафим ( Александров; казнен 2 дек. 1937), не менее 12 ссыльных священников. Жертвами репрессий стали кокчетавские клирики: благочинный Кокчетавского окр. и настоятель кокчетавской Михайловской ц. прот. Василий Меркурьев (расстрелян 18 авг. 1937), последний настоятель Георгиевской ц. в Кокчетаве в 1939 г. свящ. Николай Ободовский, др. клирики.

http://pravenc.ru/text/1841726.html

В 1922 г. скитская Воскресенская ц. была передана санаторно-курортному управлению; здание церкви руководством пансионата «Красные Зори» переоборудовано под жилой корпус, на разоренном кладбище устроена детская площадка. В скиту разместился и дом отдыха ЦК профсоюза паровозоремонтных заводов. Во время Великой Отечественной войны, после оккупации Одессы в 1942 г., О. М. м. был открыт, к 1944 г. сестры проживали в основном в помещениях Воскресенского скита на 9-й станции Б. Фонтана (ГА Одесской обл. Ф. Р-2000. Оп. 3. Д. 99. Л. 55). Скитская Воскресенская ц., в к-рой хранилась чтимая икона равноап. Марии Магдалины, в янв. 1942 г. была переосвящена во имя св. Марии Магдалины. С 1942 г. настоятельницей стала мон. Анатолия (Букач), ранее занимавшая должность казначеи. 27 апр. 1942 г. был составлен акт передачи зданий О. М. м. сестрам. 21 нояб. того же года в помещении, пристроенном к 2-этажному монастырскому корпусу, был освящен храм во имя арх. Михаила. После освобождения Одессы в 1944 г. монахини О. М. м. ухаживали за ранеными бойцами, шили обмундирование. 3 сент. 1944 г. викарный еп. Кировоградский Сергий (Ларин) возвел мон. Анатолию в сан игумении. Она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». К нач. 1945 г. в обители проживали 76 насельниц, в т. ч. много пожилых. Сестры трудились на мельнице, в огороде, на скотном дворе, в мастерских выпекали просфоры для городских церквей. По благословению еп. Сергия казначеей стала мон. Сергия (Коваленко). Духовниками были прот. Евгений Корнейчук (до 1945), священники Василий Ворошников, в 1946-1948 гг.- Иоанн Нечипоренко, в 1948-1950 гг.- Лука Самойленко, в 1950-1954 гг.- Николай Прусенко, в 1954-1959 гг.- Николай Стефанов. Среди духовников упоминается и свящ. Феодор Мефодиевич Разумович (1877-1965), переведенный в 1946 г. на сельский приход. 27 февр. 1945 г. по решению исполкома Одесского облсовета скит был закрыт, все имущество упраздненного Марие-Магдалининского храма с престолом перенесено в помещение под Михаило-Архангельским храмом, в к-ром в 1946 г. устроен нижний храм равноап. Марии Магдалины. К 1947 г. обители принадлежали мельница и пошивочная мастерская, вскоре они были закрыты. В сент. того же года была арестована заведующая монастырской мельницей мон. Рафаила (Столярова), обвиненная Одесским отделом ОБХСС в финансовых нарушениях (Там же. Л. 28-29). При этом уполномоченный указывал на ее «контрреволюционное прошлое». В 1944-1948 гг. местные жители при поддержке властей отнимали у монахинь кельи, избивали и грабили сестер (ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 55. Л. 84). Только в июне 1948 г. председатель исполкома Одесского облсовета К. С. Караваев выселил из келий всех т. н. незаконных жильцов.

http://pravenc.ru/text/2578189.html

колокольни, как правило, шатровые в храмах XVII в., иногда в неск. ярусов с завершением в виде шпиля. Церковь в честь Сретения Господня Спасо-Преображенского мон-ря. XVIII в. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Сретения Господня Спасо-Преображенского мон-ря. XVIII в. Фотография. 2003 г. Действующие храмы Вел. Устюга: собор св. Прокопия Устюжского (в совм. пользовании с ВУИАХМЗ), в нижнем этаже ц. св. Симеона столпника (верхний этаж - территория ВУИАХМЗ) и кладбищенская ц. свт. Стефана Пермского. Среди крупных зданий традиц. типа - монастырские соборы в честь арх. Михаила (1653-1656) в Михаило-Архангельском (недействующий, в наст. время размещается автотехникум), во имя Св. Троицы (1659-1701) в Троице-Гледенском (недействующий), в честь Преображения Господня (1689-1696) Спасо-Преображенского мон-ря. Облик четверика с 5 главами имеют также ц. во имя св. Димитрия Солунского (1700-1709) в Дымковской слободе на противоположном берегу р. Сухоны и ц. во имя Жен-мироносиц (1714-1722); некогда имела 5 глав холодная ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1696-1703; недействующая). Большая часть храмов в стиле «нарышкинского барокко» была возведена на набережной, сохранились, напр., ц. Николы Гостунского с отдельно стоящей колокольней (кон. XVII - 1-я треть XVIII в., ныне выставочный зал ВУИАХМЗ), ц. во имя прор. Илии (1695; 1736-1745), ц. во имя Сретения Господня (1725-1739) бывш. Спасо-Преображенского мон-ря, ц. Симеона столпника с отдельно стоящей колокольней (1725-1728; 1736-1740; 1765), ц. прп. Сергия Радонежского (1739-1747) в Дымковской слободе. Среди немногих церковных построек XIX в. следует отметить теплую ц. Покрова Пресв. Богородицы (1884-1888) на Городище, к-рая некогда составляла единый комплекс с разобранной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского (1698-1704) и ц. во имя свт. Стефана Пермского на кладбище. Церковь в честь Вознесения Господня. 1648 г. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Вознесения Господня. 1648 г. Фотография. 2003 г. Самый ранний храм из сохранившихся каменных храмов Вел.

http://pravenc.ru/text/150143.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010