2-й четв. XVI в. Выполненные Ф. Ф. Рихтером перед реставрацией храма в сер. XIX в. обмеры показывают, что собор «обладал композиционной структурой, позволяющей расположить значительное, необычное для храмов того времени число приделов. К апсидам 4-столпного храма с юга и севера» примыкали 2 придельных объема, каждый был увенчан одной главкой. «С западной и южной сторон к четверику пристроена паперть. На сводах западной паперти над ее северо-западным и юго-западным углами были также поставлены приделы». Апсиды верхних приделов внутри, а нижних - и снаружи были разделены на 2 части и образовывали симметричные алтарные ниши, что могло быть связано с размещением в них придельных престолов. Подобный прием имел место в Успенском и Архангельском соборах. «Особенности пространственной структуры церкви Спаса на Бору находят объяснение в сведениях Ладанных книг и других источников», называющих значительное число приделов, превышающее «имевшиеся в Архангельском и Благовещенском соборах и сопоставимые лишь с собором Покрова на Рву. Наиболее ранние из них датируются 7093 (1584) г., это приделы, посвященные Собору арх. Гавриила, святым Мине Великому, Симеону Богоприимцу, свт. Спиридону Великому, Павлу Фивейскому и Иоанну Кущнику, Трем святителям; в нач. XVII в. упоминаются приделы в честь Собора арх. Михаила, Происхождения Древ Креста Господня и во имя святых Гурия, Самона и Авива. Одно из объяснений появления в 1527 г. многопридельного собора может состоять в том, что кроме приделов, связанных с благочестием донатора - вел. кн. Владимирского и Московского Василия III,- часть приделов была унаследована» от прежнего храма, как это было при строительстве Архангельского собора. Так, посвящение придела Собору арх. Гавриила, вероятно, связано с почитанием архангела в семье вел. князя, родившегося в день Благовещения Пресв. Богородицы. Посвящения нек-рых приделов, видимо, связаны с сохранением памяти о деревянных церквах, стоявших на территории мон-ря до 1492 г. Как отмечают исследователи, «при переносе монастыря на новое место его сакральная топография не повторяется: его престолы переносятся в новую церковь «на старом месте», приобретшую статус дворцового храма, но сохранявшую посвящения приделов упраздненного монастыря» ( Баталов, Беляев.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

священнослужителей и монашествующих епархии насчитывает 692 имени ( Петров, 2000. С. 324-375). Репрессиям подвергались также члены церковных двадцаток, сторожа, певчие, «активные церковники». Б. Н. Ковалёв, Э. П. Р. Н. и С. е. в 1941 - сер. 80-х гг. XX в. Собор во имя арх. Михаила на Прусской ул. в Новгороде. 1685 г. (перестроен во 2-й пол. XIX в.). Фотография. 1930 г. Собор во имя арх. Михаила на Прусской ул. в Новгороде. 1685 г. (перестроен во 2-й пол. XIX в.). Фотография. 1930 г. К началу Великой Отечественной войны вслед. многолетних антицерковных репрессий в обширной Ленинградской обл., включавшей территорию Новгородской и Псковской областей, действовали 23 храма (из них на совр. землях Новгородской обл.- лишь 3). В Новгороде оставался открытым только Михаило-Архангельский собор на Прусской ул. Все викарные кафедры прекратили существование. 19 авг. 1941 г. советские войска оставили Новгород; город и ок. 1/3 территории Новгородской обл. были оккупированы герм. войсками. 29 месяцев Новгород находился у линии фронта. В оккупации оказались еп. Макарий (Опоцкий), схиеп. Макарий (Васильев), значительное число заштатных священников разных епархий, поселившихся в Новгороде и его окрестностях после освобождения из лагерей. Там, где храмы не пострадали от военных действий, местные жители начали собираться в них на богослужения в первые же дни после вступления герм. войск (напр., в Успенской ц. с. Курицко Новгородского р-на, сохранившей свою утварь, служили уже 28 авг. 1941). «Контроль над желающим вернуться к служению духовенством» по предложению военного коменданта Новгорода принял на себя настоятель новгородского Михаило-Архангельского собора прот. Василий Николаевский (1898-1945), фактически сразу ставший благочинным с широкими полномочиями. С авг. 1941 г. мн. древние храмы в ходе боев подвергались сильным повреждениям. Так, во время пожара в ц. во имя св. Иоанна Предтечи на Опоках погибли фонды городского музея, в т. ч. свыше 3 тыс. икон и предметов старинной церковной утвари. Купола и своды Софийского собора были повреждены снарядами, но остававшиеся в соборе после его закрытия и превращения в музей мощи новгородских святых не пострадали. В нояб. протоиереи В. Николаевский и Петр Чесноков (впосл. архим. Никита) с разрешения оккупационных властей омыли и облачили мощи. Испанцы из «Голубой дивизии» разграбили Михаило-Архангельский собор, частично сожгли в качестве топлива иконостас ц. во имя вмч. Феодора Стратилата на Ручью.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Николаевич Сахаров (1873, С.-Петербург - 7.08.1927, СЛОН), сщмч. (пам. 25 июля, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. ц. во имя арх. Михаила в Петрограде. Род. в семье протоиерея, полкового священника. По окончании СПбДА рукоположен во священника. Арестован в нач. февраля 1924 г. в ходе массовых репрессий против духовенства в Ленинграде, обвинен в антисоветской агитации. 26 сент. 1924 г. приговорен к 3 годам заключения в СЛОН и 22 окт. отправлен по этапу, скончался в лагере, место погребения неизвестно. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Арх. П-82582. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Преображенский († 1918), прот., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Несторович Сахаров (1875-1937), прот., сщмч., (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64148.html

Православие являлось неотъемлемой частью казачьей культуры, поэтому строительство храма осуществлялось практически сразу после основания казачьей станицы. Казаки Хопёрского полка основали в 1825 г. ст-цу Баталпашинскую, в 1831 г. перенесли туда из г. Ставрополя Покровскую ц., в 1896 г. в Баталпашинской закончилось сооружение войскового Николаевского собора. В 1859 г. в ст-це Зеленчукской была построена Петропавловская ц. (новое здание возведено в 1877), в 1863 г.- Николаевская ц. в ст-це Красногорской (сожжена в 1918), в 1871 г.- Николаевская ц. в ст-це Сторожевой (уничтожена в 1958), в 1879 г.- Михаило-Архангельская ц. в ст-це Исправной, в 1880 г.- Покровская ц. в ст-це Преградной, в 1882 г.- Покровская ц. в ст-це Кардоникской, в 1885 г.- Михаило-Архангельская ц. в ст-це Усть-Джегутинской, в 1889 г.- Казанская ц. в с. Маруха (разрушена в 1962). Территория К.-Ч. подчинялась Кавказско-Черноморской кафедре, учрежденной в 1842 г. (с 1867 Кавказско-Екатеринодарская епархия), после разделения епархии в 1886 г. регион вошел в Ставропольскую епархию . Церковь во имя арх. Михаила в г. Усть-Джегута. 1885 г. Фотография. 2012 г. Церковь во имя арх. Михаила в г. Усть-Джегута. 1885 г. Фотография. 2012 г. В 1868-1870 гг. правосл. население края пополнилось бежавшими из Османской империи греками (ок. 100 чел.), к-рые основали на берегу р. Хасаут, в 15 км от ст-цы Кардоникской, с. Хасаут-Греческое. В 1875 г. община обустроила временный храм, в 1890 г. была построена постоянная Димитриевская ц. В 1870 г. появилась православная осетинская община. Прибывшие из Владикавказского окр. 370 осет. семей основали на склоне горы Шоана с. Георгиевско-Осетинское (ныне им. Коста Хетагурова). При их активном участии в нач. 80-х гг. XIX в. был восстановлен расположенный неподалеку древний аланский Шоанинский храм. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в Черкесске. 1831 г. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в Черкесске. 1831 г. Фотография. 2012 г. В нояб. 1886 г. Ставропольский еп.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Николаевич Архангельский (1885, с. Архангельское Волоколамского у. Московской губ. – 5.07.1938, Бамлаг (?), Дальневосточный край), сщмч. (пам. 22 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи псаломщика. Учился в Волоколамском ДУ, с 1905 служил псаломщиком в Петропавловской ц. с. Петропавловского Богородского у. Московской губ. С 1907 г. состоял учителем церковного пения в Старо-Псарьковской церковноприходской школе Богородского у. В 1909 г. переведен в ц. во имя арх. Михаила с. Архангельского Волоколамского у., в 1910 г. назначен учителем церковного пения местной церковноприходской школы. С 1911 г. служил в Петропавловской ц. при московской Мариинской больнице. 28 сент. 1915 г. рукоположен во диакона к той же церкви. Вскоре был переведен ц. Воскресения Словущего в Сокольниках. С 1934 г. Г. служил в ц. в честь Преображения Господня на Преображенской площади. 11 дек. (или 12 дек.) 1937 г. арестован и заключен в Таганскую тюрьму. На допросе отказался давать показания, компрометирующие архиеп. Сергия (Воскресенского), а также отверг политические обвинения в свой адрес. 20 дек. 1937 г. Г. как «активный участник контрреволюционной фашистской группы попов, руководимой попом Ярцевым», и за ведение «фашистской антисоветской агитации, распространение провокационных слухов» был приговорен Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. к 10 годам заключения в ИТЛ. В марте 1938 г. Г. был арестован вместе с 30 заключенными из духовных лиц по обвинению в ведении «контрреволюционных разговоров и агитации в лагере», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Дальневосточному краю от 31 марта 1938 г. Имя Г. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Архиерейского Собора РПЦ от 12 окт. 2007 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 56417; 38944. Лит.: ЖНИР. Июнь. С. 412-414; Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Гавриил (Архангельский)//Московские ЕВ. 2007. 11/12. С. 179.

http://pravenc.ru/text/1618879.html

барокко: центральную ось здания подчеркивают барабан главы, дополнительный этаж-аттик с 3-угольным фронтоном. 2 волюты, подобно украшениям итал. базилик эпохи барокко, соединяют аттик с карнизом, объединяющим весь фасад, главы над угловыми приделами фланкируют центральную ось всей композиции фасада и четверика. В духе рим. архитектуры исполнены аркады, несущие открытую галерею-террасу, в центре ее строго к входу в храм ведет высокая лестница. симметрия форм, использование мотивов западноевроп. архитектуры, а также цветовые сочетания (красные стены, белые пилястры, профили и наличники, а также зеленые изразцовые капители пилястр) усиливают парадный облик ц. Симеона столпника, уподобляют ее дворцовой архитектуре. Интерьер этого храма также выделяется среди остальных сооружений Вел. Устюга: его стены и свод украшены орнаментальной раскрашенной лепниной, усиливающей впечатление пышного праздника. Резные иконостасы Центральная часть иконостаса собора во имя арх. Михаила в Вел. Устюге. Сер. XVIII в. Центральная часть иконостаса собора во имя арх. Михаила в Вел. Устюге. Сер. XVIII в. Деревянные резные иконостасы сохранились во мн. храмах Вел. Устюга: 1697 г. датируется иконостас собора в честь Преображения Господня Спасо-Преображенского мон-ря; 1708 г.- ц. Димитрия Солунского в Дымковской слободе; после 1720 г.- Прокопиевского собора; 1731-1732 гг.-Успенского собора (в его состав вошли иконы, написанные для прежнего иконостаса 70-х гг. XVII в. изографом Оружейной палаты Семеном Спиридоновым Холмогорцем); 1744 г.- ц. Вознесения Господня; сер. XVIII в.- ц. св. Симеона столпника. К 1784 г. складывается окончательно ансамбль иконостаса собора Михаило-Архангельского мон-ря, в состав к-рого вошли резные столбики из иконостаса 1731-1735 гг. Подлинным шедевром является иконостас собора во имя Св. Троицы Гледенского мон-ря, созданный в 1776-1784 гг. на средства горожан. Он повторяет по конструкции и деталям иконостас собора во имя Зачатия Пресв. Богородицы Спасо-Яковлевского мон-ря в Ростове, с к-рого сняли точный рисунок и составили чертежи в 1773 г. по инициативе гледенского игум. Геннадия. Над созданием резного убранства иконостаса трудились резчики из Тотьмы, иконы были написаны устюжскими мастерами. Все сохранившиеся иконостасы Вел. Устюга в той или иной мере относятся к барочному стилю, более ранние варианты, напр. иконостасы собора в честь Преображения Господня или ц. Вознесения, отличаются широким применением плоского рельефа, к-рый со временем заменяют объемные детали (обвитые лозой колонки, растительные и фантастические орнаменты). Иконостас собора Троице-Гледенского мон-ря оригинален своей динамичной композицией: центральная часть имеет сильный вынос, так что вся конструкция из декоративной перегородки превращается в часть внутренней архитектуры здания, не отделяет помещения друг от друга, а соединяет их в активное, насыщенное золотом, блеском, движением всех элементов пространство.

http://pravenc.ru/text/150143.html

Совр. границы епархии оформились в 1937 г., после образования Вологодской обл. В результате приведения в соответствие границ епархии с границами области территория епархии уменьшилась более чем вдвое в сравнении с территориями нач. XX в. (значительные территории бывш. В. е. входят в состав совр. Сыктывкарской, Вятской, Архангельской, Костромской епархий), одновременно к В. е. были присоединены нек-рые земли Новгородской и Олонецкой (ныне Петрозаводской) епархий. В 1379 г. в Вычегодскую Пермь, с 1328 г. платившую подати московским князьям, из Москвы прибыл иером. св. Стефан . В продолжение неск. лет, двигаясь по берегам рек Вымь и Вычегда, он проповедовал христианство зырянам. При слиянии этих рек святой построил ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, клир к-рой составили новообращенные жители Вычегодской Перми. Позднее вокруг храма вырос погост Усть-Вымь. В 1383 г. свт. Стефан в Москве был хиротонисан во епископа для новоучрежденной Пермской епархии. Святитель крестил ок. 700 чел., избрал из их числа способных и рукоположил во священный сан, поставил также иподиаконов, чтецов. Св. Стефан создал коми-зырянский алфавит и перевел на коми-зырянский язык Часослов, Псалтирь, Октоих и др. богослужебные книги. Святитель построил в Перми храм во имя арх. Михаила, при к-ром в XVI в. возник усть-вымский во имя арх. Михаила муж. мон-рь , основал Спасо-Ульяновский Стефанов во имя Св. Троицы и Стефанов во имя свт. Афанасия Великого на Вотче муж. мон-ри. Не желавшие принимать христианство зыряне и коми-пермяки во главе с сотником Паном переселились с Вычегды на берега Оби. Софийский собор в Вологде. 1568–1570 гг. Фотография. 2004 г. Софийский собор в Вологде. 1568–1570 гг. Фотография. 2004 г. В 1385 г. Новгородский архиеп. Алексий послал дружинников, чтобы изгнать свт. Стефана из Перми. Нападение удалось отразить с военной помощью из Устюга. В следующем году свт. Стефан ездил в Вел. Новгород, конфликт с архиепископом был урегулирован, Пермский архиерей оказал поддержку архиеп. Алексию в борьбе с ересью стригольников . Святителю удалось уменьшить размер дани, к-рую платили пермяки данщикам, наместникам и в великокняжескую казну. Во время голода в крае еп. Стефан организовал доставку хлеба в Пермь из Вологды. Попытки язычников ограбить и уничтожить Усть-Вымь и Еренский городок (напр., в 1390) пресекались посылкой в Пермь военной помощи из Устюга. В 1396 г. свт. Стефан направился в Москву, где скончался 26 апр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Т. 13. С. 168). Икону М. возили на поклонение в Москву, а затем вернули в городской храм. Архистратига изображали на княжеских и иных владельческих печатях в X-XIII вв., найденных в Тмутаракани, Киеве, Вышгороде, Хмельницкой обл., Гомельской обл., Вел. Новгороде (на Городище, Ярославовом дворище), Ст. Ладоге, Тверской обл. Арх. Михаил несет души праведных в Рай. Миниатюра из Псалтири. XII в. (Lond. Brit. Lib. Lansdowne 383. Fol. 168v) Арх. Михаил несет души праведных в Рай. Миниатюра из Псалтири. XII в. (Lond. Brit. Lib. Lansdowne 383. Fol. 168v) В XIII в. были построены церкви во имя М. в сев.-восточных и сев.-западных районах Руси: в Ростове (до 1288), в Городце (до 1304), в Твери «на брезе» (до 1320), в Новгороде на Михайловой ул. (1300-1302). Известны храмы в Юго-Зап. Руси, на Волыни: «Михаила Великого» (до 1268) во Владимире-Волынском, остатки ротонды, обнаруженные во время раскопок Галицко-Волынской экспедиции 1955 г. в урочище Михайловщина (а также гражданская постройка 60-х гг. XIII в.). В XIII-XIV вв. престолы монастырских соборов часто посвящаются праздникам, связанным с М. В честь Собора М. и арх. Гавриила освящен главный храм мон-ря в Вел. Устюге, древняя икона которого сохранилась: анализ ее стиля и реконструкция письменных данных об основании мон-ря определяют время ее написания между 1272 и 1276 гг. ( Турилов. 2004). Храмы, посвященные М., существовали в древних центрах Залесской Руси, в Суздале, Городце; во имя архистратига были освящены собор Микулина Городища, удельной вотчины микулинских князей (ныне с. Микулино Лотошинского р-на Московской обл.), собор в Н. Новгороде. С посвящением престола в честь Чуда М. в Хонех митр. Алексий Московский в 1365 г. основал митрополичий мон-рь в Москве. Как личному покровителю ктитора, М. посвящены и мон-ри, основанные др. священнослужителями: Сковородский монастырь близ Вел. Новгорода (строительство свт. Моисея, архиеп. Новгородского (1335, близ дер. Сельцо-Шатерно Новгородского района и обл.), разрушен во время Великой Отечественной войны), собор во имя М. в Рязанском детинце (служил усыпальницей местных архиереев). В Москве при Иоанне I Даниловиче Калите, 1333 г., был построен в камне Архангельский собор ; сначала он служил домовой церковью, позднее стал усыпальницей ( Кавельмахер, Панова. 1995. С. 74), в 1505-1508 гг. был перестроен в стиле итал. Ренессанса. В XIV в. придворный храм тверских князей был посвящен М. (Тверская летопись//ПСРЛ. Т. 15. Стб. 460).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

В склепе храма были похоронены: Николай Дмитриевич Афросимов, Ольга Дмитриевна Афросимова, в замужестве Милохова (унаследовала Тулубьево, послужила одним из прототипов образа Марии Дмитриевны Ахросимовой в романе " Война и мир " ), ее муж Аполлон Алексеевич Милохов, а также их дети и внуки. Последним владельцем имения был внук Ольги Дмитриевны - Владимир Сергеевич Барыков. От усадьбы частично сохранился лишь парк в английском стиле. По материалам: http://www.veneva.ru/tulubevo.html; http://www.venev.ru/hr_rn.html Село Тулубьево расположено в довольно гористой местности, по берегам небольшой реки Тулубейки, от которой, вероятно, и получило свое название, в 60 в. от Тулы и в 12 в. от Венева. Приход составлен из двух приходов, бывших до 1875 года самостоятельными. К первой большей части прихода, при Михаилоархангельской церкви, принадлежат: село Тулубьево и деревни: Грабонки, Борозденки, Тулубьевские выселки и Горбатовские выселки. Всего населения в этой части прихода 632 м. п. и 629 ж. п. крестьян – собственников. Вторая часть прихода, при Казанской церкви, состоит из села Тулубьева и деревни Кочкина, в коих числится 97 м. п. и 102 ж. п. крестьян собственников. Сведений о начале Тулубьевского прихода не сохранилось ни в устных преданиях, ни в письменных местных памятниках. В приходе два храма: находится один от другого на 0.5 верст расстояния. Первый храм во имя Арх. Михаила, каменный, построен в 1852 году на средства умершего помещика, прихожанина, Константина Павл. Офросимова и существует в своем первоначальном виде. В нем есть чтимая Икона Знамения Божией Матери. На содержание храма получаются % с 1400 р. Второй храм тоже каменный, но во имя Казанской Божией Матери, более древний, чем первый. Когда и кем он построен неизвестно. В нем есть придел. Устроенный умершим помещиком, прихожанином, Василием Дмитриевичем Зиновьевым. Есть чтимая икона Казанской Божией Матери. Причт имеется при Михаилоархангельской церкви и состоит из священника и двух псаломщиков; получает % с 450 р. Церковной земли при Михаило-Архангельской церкви: усадебной и полевой 34.5 дес., при Казанской церкви усадебной 1 дес., полевой и луговой 33 дес.

http://sobory.ru/article/?object=16810

Будучи соловецким пострижеником, И. в 1591 г., возможно, присутствовал при принесении на Соловки из Твери мощей свт. Филиппа (Колычева) . В вышедшей при И. декабрьской богослужебной Минее помещена служба свт. Филиппу, что позволяет говорить о его общерусском почитании ( Рамазанова Н. В. «Русского светильника Филиппа премудраго восхвалим»: Служба святому в источниках XVII-XVIII вв.//Рукописные памятники: Публ. и исслед. СПб., 1997. Вып. 4. С. 7-18). И. прислал икону святителя старцу Паисию (Дворянинову), бывшему в 1639-1640 гг. соловецким настоятелем (см.: Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей митр. Филиппа (Колычева)//КЦДР. СПб., 2001. [Вып.]: Соловецкий мон-рь. С. 443). Иоасаф I. Фрагмент рисованного лубка «Патриархи Русской Церкви свт. Иов, сщмч. Ермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф». 2-я пол. XIX в. (ГИМ) Иоасаф I. Фрагмент рисованного лубка «Патриархи Русской Церкви свт. Иов, сщмч. Ермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф». 2-я пол. XIX в. (ГИМ) И. делал вклады в Успенский собор в Кремле: подсвечники, облачение, покровы на гробницы митрополитов Феогноста, Филиппа, Геронтия, Макария. При И. была возобновлена роспись в соборе кремлевского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , был написан храмовый образ «Чудо арх. Михаила» ( Меняйло В. А. Храмовой образ собора во имя Чуда арх. Михаила в Хонех в Московском Кремле//Филимоновские чт. М., 2004. Вып. 1. С. 133). Во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря указаны 100 р., данных И. мон-рю в 1635 г. Патриарх послал шубу прп. Никодиму Кожеезерскому († 1640), узнав о его строгой жизни, сделал вклад в Кожеезерский в честь Богоявления монастырь , передал ризу, Требник и 5 р. ( Таушев Н. История Кожеозерского мужского монастыря. СПб., 1858. С. 65). И. благословил игумена Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря Пафнутия (1640-1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе прп. Варнавы Ветлужского , после чего началось общерус. почитание святого. Ок. 1634 г. в Нерехте по благословению первосвятителя был освящен храм и при нем устроен Сретенский мон-рь. В 1636 г. по благословению И. в Нерехту принесли чудотворную икону Божией Матери из ростовского Успенского собора. Позднее была сделана копия этой иконы, на одном из 14 добавленных клейм изображены просители из Нерехты у И. Согласно «Повести о начале Оранского монастыря», боярский сын В. Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил главе Церкви о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери. По грамоте И. была создана комиссия по проверке чудотворений, в которую вошли архимандрит нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря Рафаил и протопоп кремлевского Архангельского собора Иосиф. После подтверждения комиссией чудес, совершенных от иконы, в 1635 г. последовало патриаршее благословение на открытие Оранского в честь Владимирской Божией Матери мужского монастыря В «Повести...» И. назван «тихосмиренным».

http://pravenc.ru/text/578112.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010