Здание церкви - каменное, выстроено по утвержденному типу военных храмов целиком на средства казны - Военного министерства (42 000 руб.). Святой Престол во имя Св. Архистратига Михаила. Заложена церковь 6 мая 1908 г., и торжественно освящена специально прибывшим для этого в Баку из Тифлиса временно управляющим Грузинским экзархатом преосвященным Григорием, епископом бакинским, 6 декабря 1909 г. Вмещает церковь до 800 человек. К церкви была приписана небольшая старая Михайло-Архангельская (Флотская) церковь, расположенная в центре Баку (угол улиц Видади, бывшая Церковная, и Заргярпалан, бывшая Спасская), ранее использовавшаяся как полковая. По штату при церкви положен один священник. Подле старой церкви имелась казенная квартира для священника. В период 1890-1914 г.г. батальонным, а затем полковым священником был Иоанн Виссарионович Лиадзе; в 1919-20 г.г. настоятелем церкви был Нечаев (к сожалению, за другой период сведений нет). Церковь построена по образцовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено более 60-ти таких церквей. Все храмы были очень похожи между собой, за исключением некоторых деталей, что делало каждый из них вполне оригинальным архитектурным произведением. Рядом с церковью была построена часовня, куда 10 апреля 1910 г. состоялось торжественное перенесение праха безвременно погибшего во имя долга и присяги бывшего командира Сальянского полка генерал-майора Мечислава Константиновича Вальтера, с городского военного кладбища, где он был похоронен в 1907 г. Закрыта церковь одной из первых, в 1920 году. «Баку, 17 апреля 1923 г. красноармейцы расквартированного в Баку полка Стёпинской дивизии сняли кресты с пустующей церкви старых Сальянских казарм и обратились к своему шефу - Азнефти - с просьбой помочь им превратить дом угнетения в дом просвещения». Вместо церкви был устроен Дом красноармейца. В советское время церковь более не использовалась по назначению. В 1970-е г.г. в ней находился склад топокарт, который потом был переведен в другое место. А в церкви устроили спортзал. 2 марта 1990 г., ночью, в церкви случился пожар – сгорела и обвалилась крыша, пол просел, стены потрескались.

http://sobory.ru/article/?object=08532

В 1688 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) предлагал Н. С. стать игуменом архангельского мон-ря во имя арх. Михаила, однако он отказался и даже скрывался в Матигорской вол., где находилась монастырская мельничная служба ( Верюжский. 1908. С. 309). В 1691 г. по протекции патриаршего казначея Паисия и митр. Псковского Илариона Н. С. был назначен казначеем Сийской обители. Вместе с келарем Питиримом он подал патриарху Адриану челобитную об установлении в мон-ре архимандритии. Н. С. стал 1-м архимандритом Сийского монастыря (Грамота патр. Адриана//АОКМ. Инн. КП 3601; Строев. Списки иерархов. Стб. 821). Деятельность Н. С. как иконописца Раннее упоминание о Н. С.- иконописце относится к 1658 г.: после пожара в Троицком соборе Сийского мон-ря «старые образы понавливали и вновь писали иконники Василей Мамонтов да ученик ево Матвей Михайлов Ерчанин» (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 81; см.: Кольцова. 2009). В 60-70-х гг. XVII в. Василий Мамонтов постоянно исполнял иконописные заказы Сийского мон-ря. В 1664 г. «по приказу игумена Феодосия» он получил 7 р. «за иконное письмо прежнее и нынешнее, что писал в монастырь, в церкви и на Святыя врата». В 1667 г. вместе со своим учеником М. М. Ерчаниным работал в Успенской и Никольской церквах Лявлинского мон-ря: «Всех икон... отчистили и починили сто икон болших кроме пядниц». В 1669-1671 гг. Василий написал много икон для Сийского мон-ря, в т. ч. иконы местного ряда для придела во имя прп. Антония в Троицком соборе. В 1671-1672 гг. написал «про монастырский обиход» 18 «штилистовых» икон, среди них иконы прп. Антония Сийского, «Богоматерь Владимирская», «Богоявление», «Огненное восхождение Илии пророка», «Деисус поясной», «Николай Чудотворец», «Святая Анастасия». Над трапезным крыльцом была помещена его икона «Благовещение, с приписными святыми», созданная в 1671 г. В том же году для иконостаса Успенской ц. Кривецкого мон-ря написал 6 больших икон деисусного чина (за работу он получил 8 р. 15 алтын - Кольцова. 2009. С. 66), образы прп. Алексия, человека Божия, мц. Наталии, «Знамение» Пресв. Богородицы; в соборе и церквах, «по келиям и в монастырских службах поновлял и отчищал штилистовых и пядниц 50 икон», в Троицком соборе поновлял иконы местного ряда.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

В период раннего ампира еще актуальна была тема храмов-ротонд - отголосок предыдущей эпохи. В строительстве усадебных мавзолеев Жилярди обращался к ротондам, трактованным преувеличенно монументально, в стиле Пантеона (ротонда с колонным портиком и низким куполом): ц. свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово близ г. Видное Ленинского района (1813, мавзолей Д. П. Волконского, заказчица Е. А. Волконская; перестроена в 30-х гг. XX в.) изначально с полукруглой колоннадой позади, соединенной с колокольней по оси храма и симметричными корпусами богадельни; Успенская ц. в усадьбе Семёновское-Отрада Ступинского района (1832-1835, заказчик В. Г. Орлов). О. И. Бове развивал уже традиционную для Москвы форму ротонд, включенных в 3-частную композицию. Архитектор выстроил в своей усадьбе величественную ротонду с наружной колоннадой из сдвоенных колонн, трапезной и колокольней (ц. арх. Михаила в Архангельском Рузского городского окр., 1822), а затем повторил этот проект в Покровской ц. в Пехра-Покровском городского окр. Балашиха (1825-1828; трапезная перестроена). Церковь во имя свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово. 1813 г. Фотография. 2016 г. Церковь во имя свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово. 1813 г. Фотография. 2016 г. Тип кубического четверика с низкой купольной ротондой, изобретенный Жилярди, стал в конце концов самым распространенным и узнаваемым типом ампирного храма. Он мог быть чисто центрическим, как в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Никольском-Тимонине (в черте г. Лосино-Петровский; 1819, круг архит. Жилярди, заказчица Д. А. Валуева) в виде бесстолпного, увенчанного ротондой четверика с щипцовыми завершениями фасадов, 3 портиками и апсидой. Четверик мог украшаться колонными портиками в арочных нишах (иногда портики трактовались как тройные арочные окна). Наиболее представительна центрично-осевая ц. Св. Троицы в Коледине (городской окр. Подольск; 1815-1822; владение Р. Е. Татищева и Е. Р. Вяземской) с 2 экседрами четверика, низким куполом и отдельно стоящей колокольней, соединенной с храмом колоннадой ( Белецкая Е. А., Покровская З. К. Д. И. Жилярди. М., 1980. С. 144; Чекмарев. Неизвестные произведения семьи Жилярди. 2012). Аналогична ей архитектура ц. Воскресения Господня в Кожине Рузского городского окр. (1822-1842, заказчик А. П. Урусов). Такой четверик с портиками в арках и купольной ротондой мог быть включен в 3-частную композицию: Спасская (Никольская) ц. в Петровском Щёлковского р-на (1828, заказчица С. А. Мельгунова) со щипцовыми завершениями четверика; Тихвинская ц. в Игнатове (городское поселение Дмитров; 1835); «скромная» ц. Воскресения словущего в Купрове Можайского р-на (1843, возведена на средства Белобородовой); Никольская ц. в Парфентьеве Коломенского р-на (1835-1847, архит. Н. И. Козловский).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Николо-Урюпине. 1664–1665 гг. Фотография. 2014 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Николо-Урюпине. 1664–1665 гг. Фотография. 2014 г. Следующим этапом в развитии этого типа храмов стала группа т. н. потехинских церквей с приделами-палатками по углам основного одноглавого 2-столпного четверика с горкой кокошников. Все эти храмы были выстроены в вотчинах князей Одоевских артелью крепостного зодчего Павла Потехина. Самой ранней является 5-главая ц. свт. Николая Чудотворца в Николо-Урюпине Красногорского р-на (1664-1665, заказчик кн. Н. И. Одоевский) с 4 симметричными одноглавыми приделами, соединенными галереей. С запада галерея в 2 яруса завершалась звонницей (заменена колокольней в 1840, архит. М. Д. Быковский). Аналогична предыдущей ц. Казанской иконы Божией Матери в Маркове Раменского р-на (1672-1680, заказчик кн. Я. Н. Одоевский; колокольня XIX в.). Композиция 3-главой ц. арх. Михаила в Архангельском Красногорского р-на (1667, заказчик кн. Я. Одоевский) с 2 приделами, сдвинутыми по диагонали от четверика (северо-восточный сохр., юго-западный был в 1-й четв. XIX в. перенесен на вост. сторону церкви), не совсем симметрична. Благовещенская церковь в Тайнинском в Мытищах. 1675–1677 гг. Фотография. 2015 г. Благовещенская церковь в Тайнинском в Мытищах. 1675–1677 гг. Фотография. 2015 г. В этот период в Центр. России появились симметричные 3-частные композиции, где бесстолпный четверик, трапезная и колокольня (или крыльцо) выстроены по оси «запад-восток». Во 2-й пол. XVII в. они еще сравнительно редки: 5-главые ц. свт. Николая Чудотворца в Батюшкове Дмитровского р-на (1666, заказчик А. И. Нестеров; колокольня переделана в XVIII в.; юж. придел и алтарь XIX в.; аналог ц. свт. Николая в Пыжах в Москве); ц. свт. Николая Чудотворца в Сидоровском Одинцовского р-на (1680, заказчик А. Д. Щербатов; трапезная расширена в 1895-1898); ц. Рождества Пресв. Богородицы в Клишине (городской окр. Озёры; ок. 1690; вотчина Л. В. Ляпунова; пятиглавие утрачено, фасады обезличены); одноглавые ц. Рождества Пресв. Богородицы в Пояркове Солнечногорского р-на (1662-1665; вотчина боярина А. С. Матвеева) с поперечным четвериком под горкой кокошников, небольшой трапезной и уникальной шатровой колокольней (1670) с 2 сужающимися ярусами звона и ц. Рождества Пресв. Богородицы в Дединове (городской окр. Луховицы; ок. 1680) с симметричными приделами по бокам длинной трапезной.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В 1907 г. было основано с. Петропавловка в составе Николо-Александровской вол. 23 мая 2002 г. в селе был зарегистрирован приход. В домике, рядом со строившимся Петропавловским храмом, по благословению еп. Хабаровского и Приамурского Марка (Тужикова) поселились первые насельницы. В мон-ре находятся ц. во имя апостолов Петра и Павла (2002-2006; построена в традициях новгородского храмового зодчества XII в.), освященная 20 мая 2006 г. архиеп. Хабаровским Марком, 7-купольная ц. во имя арх. Михаила с 3-ярусной шатровой колокольней и крещальней (2013-2015), освященная 20 дек. 2015 г. митр. Хабаровским и Приамурским Игнатием (Пологрудовым) , часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», водосвятный колодец, 3-этажный келейный корпус с иконописной, мозаичной, швейной и вышивальной мастерскими, 2-этажный трапезный корпус с архиерейскими покоями, кухней и молочным цехом (2005), т. н. чайный домик (2018), 2-этажная гостиница (2018), хозяйственные помещения, разбиты цветники. В Петропавловском храме установлен 5-ярусный иконостас, в Михаило-Архангельской ц.- уникальный золото-басменный иконостас; иконы для них написали сестры обители (также насельницами выполнены иконы для иконостаса Иннокентиевского храма Хабаровской ДС, алтарные иконы Успенского и Христорождественского соборов в Хабаровске и др.). Среди святынь монастыря - распятие с частицей камня от Гроба Господня, ковчег с частицами мощей святых (более 30), др. ковчег, с 70 частицами мощей Киево-Печерских преподобных, образ равноап. Николая (Касаткина) с частицей его мощей (переданы в дар насельницам 4 окт. 2008 архиеп. Сендайским Серафимом (Цудзиэ) во время его визита в обитель), иконы равноап. Нины, свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, вмц. Екатерины, св. блгв. кн. Даниила Московского, прп. Сергия Радонежского, благоверных Петра и Февронии с частицами мощей, список с Сицилийской Дивногорской иконы Божией Матери, иконы Богородицы «Всецарица» (кон. XVIII - нач. XIX в.), «Неупиваемая Чаша» и «Нечаянная Радость», «Одигитрия» (Афон), «Спас на троне» (XIX в.), «Богородица на троне» (XIX в.), образ прав. Анны с Пресв. Богородицей на руках (Афон, нач. XXI в.), иконы Распятия с клеймами Страстей Христовых (Афон, нач. XXI в.), «Спас в Силах» (Афон, нач. XXI в.) и др.

http://pravenc.ru/text/2580446.html

20 сентября 1877 г. Дьяченко был назначен на должность смотрителя Красноярского Духовного Училища. 19 янв. 1878 г. он уволился оттуда (по другим сведениям, не сумел принять назначение) и подал в Совет МДА прошение об освобождении от обязательной службы по духовно- учебному ведомству. 28 марта 1878 г. прошение было удовлетворено, и согласно установленному правилу, Григорию пришлось выплатить сумму, израсходованную на его содержание во время обучения. Вероятно, служебная деятельность Г. Дьяченко началась с преподавания русского языка во Владимирской учительской семинарии. С 1 января 1880 г. он трудился учителем подготовительного класса 2-й Московской гимназии 4 . В том же году Дьяченко сдал экзамены на историко-филологическом факультете Московского ун-та на право занятия должности преподавателя русского языка и словесности в светских средних школах. Эти предметы Дьяченко преподавал в течение 10 лет, сначала в Поливановской учительской семинарии, открытой в 1871 г., затем 2-й Московской гимназии, 3-м Александровском военном училище в Москве. В мае 1881 г. Дьяченко был рукоположен во священника к Гавриило-Архангельской церкви при Московском почтамте – знаменитой «Меншиковской башне», сооруженной сподвижником Петра I в 1704–1707 гг. В 1884 г. о. Г. Дьяченко завершил магистерскую диссертацию: «К апологии христианства. О приготовлении рода человеческого к принятию христианства. Богословское и историко-философское исследование» (М., 1884). Его магистерская работа включала и библейский раздел «Приготовление еврейского народа к принятию христианства», в котором он показал, как религиозная история древних народов была «детоводительницей» к новозаветному Откровению. 27 мая состоялась защита, 3 июня 1885 г. резолюцией Святейшего Синода о. Григорий был утвержден в степени магистра богословия. В 1886 г. священника перевели в старинную церковь во имя св. мученика Трифона в Напрудной слободе в Москве, сооруженную в конце XV в. В этих местах во времена Ивана Г розного явился святой мученик Трифон, возвративший сокольничему Трифону пропавшего царского сокола. В 1899 г. о. Григорий был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Трифоновского храма. При нем по проекту прихожанина церкви архитектора С. Ф. Воскресенского осуществлена внутренняя отделка новых приделов во имя свят. Николая и прав. Филарета Милостивого, пристроенных несколько раньше, с 1894 г. по проекту арх. П. П. Зыкова (в 1932 г. разрушены) 5 . Именно в эти годы о. настоятель получил широкую известность, прежде всего, как проповедник. Одно- временно о. Григорий был законоучителем реального училища при лютеранской церкви Св. Архангела Михаила на Гороховом поле; с 1887 г. – членом Московского духовно-цензурного комитета, который в те годы пропускал ежегодно около 3000 печатных изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

в 1845 г.; в братском корпусе на хорах в честь преп. Сергия и Никона, под ними в честь Филарета Милост., постр. в 1860 г.; на братском кладбище во имя Воскр. Хр., освящен. в 1860 г.; за прудом в ограде пещерный храм арх. Михаила, освящ. в 1851 г., и около него пещерные келлии, укрепленные каменными сводами; над пещерами церковь во имя преп. Феодосия и Антония Печерских и Василия Парийского; неподалеку киновия с ц. в честь Боголюбской Бож. Матери, постр. в 1859 г.; здесь погребаются братия Сергиевой лавры. “Древняя деревян. церковь в скиту Гефсиман.”, Москва, 1853 г., с 2 видами; Снегирев, “Гефсиманский скит близ Троице-Сергиевой лавры”, Москва, изд. 1863 г.; Сулоцкий, “Сказание о чудотв. иконе Богомат., находящ. в пещерном храме Гефсим. скита”, Москва, изд. 2-ое, 1880 г.; Коптев, “Гефсиман. скит”, М., 1878 г.; “Ист. Росс. Иер.”, II, 87; “Церковно-истор. месяцеслов св. Тр. Сергиевой лавры”, 17; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г., 11 (прибавка 40 вакансий в лавре для пострижения в скит); “Москов. губ. вед.”, 1860 г., 33 (опис. скита); “Ист. опис. Св. Троиц. Сергиевы лавры”, 1865 г., 178; “Чтения в И. Общ. ист”, 1877 г., I, Отд. 2, 333 (воспомин. архим. Пимена). 162. Гледенский – Троицкий или на Глядене , мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому мон., Вологодской губ., Устюгского у., в 4½ вер. к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рр. Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в XII в. проведником Иоанном, еще в то время, когда самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае он уже существовал в начале XIII ст., когда в нем принял иночество преп. Киприан, основатель Архангельского м-ря в Устюге. По штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но в 1841 г. приписан к Архангельскому Устюг. мон. Савваитов, “Опис. Великоустюж. Архангель. и приписного к нему Троицко-Гледенского мон.”, СПб., 1848 г., стр. 35; “Ист. Росс. Иер.”, III, 692; Ратшин, 61; Лепехин, “Дневн. запис.”, III, 302; “Город. посел. Росс. Имп.”, I, 350; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1841 г., 11 (о приписке), 84 (надел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМОГОВИНА муж. мон-рь в честь Преображения Господня Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится между городами Хрватска-Костайница (ранее Костайница) и Петриня (Хорватия). В 2014 г. братии не было. К. основали в 1693 г. монахи Иоанн (Свилокос) и Сильвестр (Проданович) из сожженного турками мон-ря Моштаница . Иногда основателем мон-ря называют митр. Дабро-Босанского Афанасия (Любоевича или Любовича), к-рый часто жил в К. В 1693 г. мон-рь получил земли от коменданта Костайницы Франье Эрдеди. В 1715 г. игум. К. Феодор и иером. Рафаил посетили Россию, где встретили митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша). На собранные в России пожертвования была куплена церковная утварь и украшен храм мон-ря. В 1-й пол. XVIII в. в К. находилась кафедра Костайницко-Зринопольских епископов, затем ее перенесли в Костайницу. В 1723 г. иером. Арсений основал в К. иконописную школу: созданные ее учениками иконы и церковная утварь хранятся во мн. местных храмах. Позже школа работала в Костайнице. В 1751 г. К. была центром серб. восстания против австр. властей. Описи 1771 и 1772 гг. сообщают, что в мон-ре подвизались 7 иеромонахов, иеродиакон и 4 монаха. В 1773 г. рядом с мон-рем поселились 7 монахинь, но из-за клеветы еп. Бачский Моисей (Путник) расселил их по приходам. Первый деревянный храм в К. был освящен во имя арх. Михаила, как и собор в Моштанице. К 1728 г. возвели каменную ц. в честь Вознесения Господня (изображена на монастырской печати 1748 г.), но обитель продолжали называть Свято-Архангельской. Сохранившийся на территории мон-ря храм в честь Преображения Господня был возведен в сер. XVIII в. В 1777 г. власти потребовали закрыть К., т. к., согласно реформе, действующий мон-рь должен был иметь по 40 га пашни на каждого из не менее 8 насельников. Из-за протестов сербов монастырь закрыли в 1781 г. Земли были переданы монастырю Гомирье, а вырученные от продажи имущества средства разделили между обителями, приютившими ее насельников. Храм стал приходским. С нач. 2000-х гг. при нем началось возрождение мон-ря. С кон. XVIII в. К. является центром почитания мч. Феодора (Сладича) Комоговинского , частица мощей к-рого хранилась здесь до начала второй мировой войны. Лит.: Манастир Комоговина//Архив за ucmopujy Српске православне Карловачке мumponoлuje. Сремски Карловци, 1912. Год. 2. Бр. 17/18. С. 282-288; П. Манастир Комоговина//Свети Сава: Српски народни календар. Загреб, 1932. С. 79-88; П. Д. О руци св. Теодора у бившем ман-ру Комоговина//ГлИДНС. 1940. 13. Св. 3/4. С. 36-37; [Электр. ресурс]. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: ГОМИРЬЕ жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1841860.html

В ведении Н. также находились церковные школы епархии. В кон. 1893 г. он издал специальное распоряжение, в к-ром указывал по всем школьным делам обращаться непосредственно к нему. Приложил много усилий к открытию в епархии церковноприходских школ, школ грамоты, а также различных курсов (в 1893 открыто 12 школ, в т. ч. 2 миссионерские, 7 школ грамоты). В 1894 г. Н. открыл церковную школу грамоты в г. Пинеге, т. к. второклассное приходское училище не вмещало всех желающих. Во время посещения Холмогор (2-3 февр. 1895) Н. предложил открыть в Холмогорском у. подвижную школу как 1-ю ступень к общеобязательному обучению ( Перовский В., свящ. Посещение его преосвященством г. Холмогор//Там же. 4. С. 109-112). С 23 авг. по 7 сент. 1894 г. по инициативе Н. работали краткосрочные учительские курсы для 18 слушательниц, окончивших епархиальное жен. уч-ще, в ходе к-рых он сам прочитал 2 лекции: «Дух и характер церковной школы» и «О совместном преподавании Закона Божия в двух отделениях церковно-приходских школ». В 1895 г. в Архангельской епархии было 126 церковноприходских школ, 111 школ грамоты, 6 миссионерских. Из 126 церковноприходских школ только 37 размещались в своих зданиях, остальные - на наемных квартирах, в домах причта, в трапезных или сторожках. При всех церковноприходских школах имелись б-ки (Краткий отчет о церковно-приходских школах и школах грамоты Архангельской епархии за 1894/95 уч. г.//Там же. 1896. 2. С. 32-48). Одним из наиболее важных направлений деятельности Н. была забота о мон-рях епархии. Указом Синода от 23 июня 1893 г. он был назначен настоятелем архангельского во имя арх. Михаила муж. мон-ря, который находился в запущенном состоянии. Н. положил на его восстановление много сил, изыскал средства на проведение реставрационных работ. 23 июля 1894 г. в обители произошел пожар, загорелся центральный купол почти отреставрированного собора, было значительно повреждено все здание ( А. Ш. О пожаре в Михаило-Архангельском мон-ре//Там же. 1894. 15. С. 377-380). Многие откликнулись на призыв Н. о помощи, министр финансов С. Ю. Витте распорядился выдать 5 тыс. р. из казначейства (Список жертвователей на возобновление Михаило-Архангельского мон-ря//Там же. 1895. 18. С. 308-313). 10 нояб. 1894 г. Н. получил в дар от патриарха Иерусалимского Герасима (Протопапаса) золотой крест с частицей Креста Господня. 30 апр. 1895 г. в восстановленном верхнем храме Н. служил 1-ю литургию и передал дар патриарха Герасима, а также камень от купели Силоамской, камень от горы Елеонской, камень от горы Сионской, частицу Мамврийского дуба, очевидно привезенные им со Св. земли ( Шашков А. Возобновление Михаило-Архангельского мон-ря в г. Архангельске//Там же. 17. С. 425-436; 18. С. 439-453). Н. также занимался «поновлением» Корельского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , часто бывал в нем, обследовал б-ку и архив, изучал старые синодики и книги.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Волгоградской митрополии РПЦ, учреждена 15 марта 2012 г. Объединяет приходы и мон-ри на территории Быковского, Иловлинского, Калачевского, Клетского, Котельниковского, Ленинского, Николаевского, Октябрьского, Палласовского, Светлоярского, Среднеахтубинского, Старополтавского, Суровикинского и Чернышковского р-нов Волгоградской обл. Центр епархии - г. Калач-на-Дону, кафедральный собор - во имя свт. Николая в г. Калач-на-Дону. Временно управляющим епархией является Волгоградский и Камышинский митр. Герман (Тимофеев) . В епархии действуют 90 приходов, 3 муж. мон-ря. Наиболее почитаемой святыней является Августовская чудотворная икона Божией Матери, хранящаяся в Кременском в честь Вознесения Господня монастыре . Образ был написан в память о явлении 14 сент. 1914 г. Божией Матери рус. войскам, попавшим в окружение близ г. Августов (совр. Польша); 31 марта 1916 г. Синод утвердил почитание иконы, 17 апр. 2008 г. празднование чудотворному образу благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В окт. 2006 г. под руинами Иоанно-Богословского храма на хуторе Верхнегнутов Чернышковского р-на были обретены мощи сщмч. Николая Попова , убитого в 1919 г. и канонизированного в 2006 г. Мощи перенесли в волгоградский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь . Ежегодно в день мученической смерти святого к восстанавливаемой церкви на хуторе Верхнегнутов совершаются крестные ходы из соседних приходов; после завершения строительства храма в него планируется вернуть мощи святого. Монастыри Действующие: Кременский Вознесенский (муж., на хуторе Саушкин Клетского р-на, основан в 1693-1694, закрыт в 1918, возрожден в 1993, в 2002 создан монастырский Иоанно-Предтеченский скит), Гавриило-Архангельский (муж., на хуторе Барбаши Светлоярского р-на, основан как скит в 1998, статус мон-ря получил в 2005), краснослободский во имя арх. Михаила (муж., в г. Краснослободске Среднеахтубинского р-на, основан в 2008).

http://pravenc.ru/text/1319927.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010