Вскоре после разорения монастырь был восстановлен на прежнем месте, но когда и как проходило восстановление летопись не говорит. Не сохранилось и никаких монастырских документов того времени. Первые точные указания о численности монастырской братии находятся в грамоте царя Иоанна IV Грозного от 1543 г. на имя игумена Феодосия (1534-1547) и связаны с постигшим Архангельский монастырь голодным временем. Согласно грамоте, двинским властям предписывалось содержать игумена и 35 старцев Архангельского монастыря, испытывавших голод от частых неурожаев передавая в монастырь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц. Грамотой Иоанна IV Грозного от 1544 г. Архангельский монастырь освобождался от постойной повинности. Однако эти меры были мало ощутимы. Двинские власти не могли выдавать монастырю хлеба, положенного царским указом. По свидетельству " Двинской летописи " , в кон. 40-х гг. XVI в. в результате неурожая " хлеб был дорог на Двине: четверть купили на Холмогорах по осьми гривен, и людей с голоду мерло много " , в одну могилу зарывали по 200-300 тел умерших. К 1551 г. число братии сократилось до 12 человек, к 1587 г., после окончания голодного времени - увеличилось до 42 человек. Согласно писцовым книгам И. П. Заболоцкого и Д. И. Темирова, к 1550 г. в Архангельском монастыре " Двинского уезда нижней половины " были построены шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая церковь во имя пророка Илии. По сведениям писцовых книг В.А. Звенигородского к 1587 г. существовал " в двинском уезде, в нижней половине, в новом колмогорском городе, монастырь архангельской, а на монастыре церковь Архистратига Михаила деревяна вверх, да на полатех предел мученика Христова Мины, да церковь теплая покров пречистыя Богородицы, а в церквах образцы и свечи и книги и колокола на колокольницах и все церковное строение монастырское; на монастыре в кельи игумен Евфимий, да тринадцать келей, а в них братии сорок два старца " . Таким образом, в Архангельском монастыре во второй половине XVI в. существовало 2 церкви - в честь Архистратига Михаила деревянная шатровая, видимо холодная, другая теплая в честь Покрова Пресвятой Богородицы (по писцовым книгам Заболоцкого - в честь прор. Илии).

http://sobory.ru/article/?object=37144

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Сщмч. Константин Богоявленский, свящ. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Ново-Тихвинского мон-ря (Михаило-Архангельская ц., с. Меркушино) Сщмч. Константин Богоявленский, свящ. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Ново-Тихвинского мон-ря (Михаило-Архангельская ц., с. Меркушино) Стефанович Богоявленский (1896 - 27.07.1918, с. Меркушино Верхотурского у. Пермской губ.), сщмч. (пам. 14 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе Екатеринбургских святых), свящ. Отец был диаконом. В семье было 8 детей; К. и трое его старших братьев получили духовное образование. В 1906 г. поступил в Екатеринбургское ДУ, окончив к-рое в 1911 г. по 2-му разряду, поступил в Пермскую ДС. Время обучения К. в Пермской семинарии совпало с деятельностью там в качестве ректора архим. сщмч. Пимена (Белоликова ; впосл. епископ), а также инспектора Н. И. Знамировского (впосл. архиеп. Стефан (Знамировский) ). В 1917 г. К. окончил Пермскую ДС по 1-му разряду, был рукоположен во иерея и направлен 3-м священником в с. Меркушино, где находился чудотворный источник на месте обретения мощей св. прав. Симеона Верхотурского . К. принял активное участие в работах по перестройке и расширению 2-го храма села - ц. во имя арх. Михаила. В июне 1918 г. в ряде волостей Верхотурского у. начались крестьянские восстания, вызванные мобилизацией в Красную Армию, продразверсткой, а также реквизициями скота, лошадей и имущества. 4 июля в Меркушине крестьяне арестовали председателя волостного исполкома А. Бочкарёва и членов большевистской партячейки. 6 июля местными жителями были убиты большевики В. Иканин и Смирнов, прибывшие для проведения мобилизации. 7 июля из Меркушина начался крестный ход в верхотурский Свято-Николаевский муж. мон-рь к мощам св. Симеона. Во главе колонны шел свящ. Василий Старцев из с. Дерябинского Верхотурского у. Около с. Красногорского Верхотурского у. Пермской губ. шествие было встречено и разогнано открывшим огонь отрядом красноармейцев. В тот же день в Меркушино прибыл председатель Верхотурской уездной чрезвычайной комиссии П. И. Шиханов. К., который в крестном ходе не участвовал, был арестован вместе с др. обвиненными в организации контрреволюционного восстания и приговорен к смертной казни. 27 июля был проведен показательный расстрел 4 осужденных. По дороге к месту казни К. отпевал себя и др. приговоренных. Их заставили выкопать себе общую могилу, поставили на краю ямы и убили выстрелами в голову. Тела столкнули вниз и засыпали землей. После отъезда карателей из села, 30 июля 1918 г. К. отпели и похоронили у алтаря Михаило-Архангельской ц. В 30-х гг. храм был взорван и могила К. утрачена. 31 мая 2002 г., при проведении работ по восстановлению храма, были обретены нетленные останки К.

http://pravenc.ru/text/1841994.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА Варнава (Волатковский), архиеп. Холмогорский. Портрет. XVIII в. (РГИА) Варнава (Волатковский), архиеп. Холмогорский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (по др. данным, 1660), имение Волостков между Львовом и Перемышлем - 8.10.1730, г. Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский. Род. в семье капитана польск. королевской службы, образование получил в Киево-Могилянской коллегии, по окончании к-рой принял постриг, был оставлен в коллегии учителем. В 1705 г. переехал в Москву, в сане иеромонаха состоял проповедником в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ре и учителем лат. школ, также занимал должность учителя и проповедника в Московской славяно-латинской академии (см. Славяно-греко-латинская академия ). 24 авг. 1712 г. хиротонисан во архиепископа Холмогорского и Важского. По пути в епархию был задержан ранним ледоставом на р. Сухоне и 3 недели провел в Агапитовом Маркушевском во имя св. Николая мон-ре , составил о нем «Историю вкратце» (рукопись для хранения была оставлена в обители). В Холмогоры прибыл не ранее 21 нояб. того же года. 6 дек. 1712 г. дал грамоту на устройство престола в честь Покрова Пресв. Богородицы на нижнем этаже храма в архангельском во имя арх. Михаила монастыре. В 1714 г. учредил школу при корельском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре. 3 февр. 1715 г. по просьбе холмогорца Д. Матвеева благословил соорудить в Архангельске деревянную ц. Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя вмч. Димитрия Солунского , в 1721 г. в ней устроили придел во имя Устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна . Пользовался благоволением Петра I и обращался непосредственно к нему по разным делам. По всей вероятности, В. участвовал в обсуждении одного из вариантов ответного послания Российской Церкви на предложение Сорбоннского ун-та о соединении Церквей, к-рое было передано через Петра I. В 1719 г. В. был вызван на чреду священнослужения в С.-Петербург и награжден 30 червонцами. В 1722 г. просил Синод о невзыскании недоимок и о назначении хлебной руги архиерейскому дому взамен за отобранные рыбные ловли на Мурманском берегу.

http://pravenc.ru/text/154277.html

Епархиальное начальство вполне удовлетворило просьбу прихожан обоих церквей и, таким образом, была заложена одна большая каменная церковь с главным приделом во имя Живоначальныя Троицы и боковыми приделами: южным правым во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и северным левым - во имя Архангела Михаила. Постройка этой церкви окончилась в 1812 г., и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно. Но по соединении Архангельской церкви с Троице-Вознесенскою и земля подцерковная Архангельской церкви соединена была с землею Вознесенской церкви. Таким образом, при Троице-Вознесенской церкви образовался многолюдный приход, причем духовенство пользовалось, по сравнению с другими приходами, большими земельными угодьями. При Успенской же церкви и приход был небольшой, а земельных угодий совсем не было, приход жил бедно. По этим причинам духовенство Успенской церкви совместно с прихожанами стало ходатайствовать пред епархиальным начальством о причислении земли Архангельского прихода к Успенской церкви. Ходатайство это имело положительный результат, и в 1831 г. земля Архангельской церкви была присоединена к Успенской церкви. Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм устройством еще двух приделов, в правой стороне - во имя Святителя Митрофана, а в левой - во имя Сретения Господня. Из донесения Курского губернского архитектора Воронова Курскому губернатору Бибикову Н.П. об окончании строительства в 1857 г. ряда церковных и гражданских зданий указано, что «...окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов» (Госуд. Архив Курской обл., фонд 483, оп.1, дело 4, Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, дело 4185, арх. указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский, Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале советского периода уже не было. В этом году была отобрана и церковная земля.

http://sobory.ru/article/?object=11580

При митр. Тихоне (Воинове) строились каменные храмы в старинных, небогатых мон-рях, таких как собор во имя Св. Троицы в Феодоровском мон-ре (1700, не сохр.), где центральный объем был увенчан 3 поставленными в ряд главами ( Фролов. 2005. С. 107). Каменные здания возводили на границах старинного посада, как, напр., ц. ап. Андрея на ул. Проломной (1701, не сохр., рядом с ней была возведена Богоявленская ц.). На продолжении ул. Б. Красная возвели ц. Грузинской иконы Божией Матери (1702; 1838; 1852, не сохр.), чье посвящение напоминает о святыне загородной Раифской обители, к-рую митр. Тихон чрезвычайно любил; по ней сама улица получила название Грузинской. В загородных монастырях строились надвратные храмы, посвященные небесному покровителю митр. Тихона - свт. Тихону, еп. Амафунтскому: в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме, 1706) - небольшое 2-ярусное сооружение, арка проезда декорирована полуколонками, окна - наличниками с «гребнями» (Там же. С. 108, 110); престол с подобным посвящением был также в Раифской обители ( Филарет (Златоустов). 2005. С. 7). Как ступенчатая, на высоком подклете, сильно выдвинутая на восток, возведена в Раифском мон-ре ц. во имя преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных (1708), ее 2-этажный объем почти лишен декорации. При митр. Тихоне церковь надстроили храмом во имя Пяточисленных мучеников (1709, отремонтирована в 1832-1834), что усилило ее сходство с башней или надвратным храмом. Возводились одноглавые бесстолпные храмы в старых пригородных селах и слободах, возникших в петровское время: ц. арх. Михаила в архиерейском с. Архангельском (ныне в черте Казани) (нач. XVIII в., не сохр.) с ярусной колокольней, трапезной, 2-светным четвериком с богато убранными наличниками и высокой полусферической кровлей с маленькой главкой; ц. Рождества Богородицы (по приделу - Макариевская) в Адмиралтейской слободе (ныне в черте Казани) (1712; перестроена в 1907) того же типа и декора, с 4-скатной кровлей над храмом ( Фролов. 2005. С. 63, 64); Георгиевская ц. в Армянской слободе (позднее Суконная слобода, ныне в черте Казани) (1714(?), известна с 1739, не сохр.). Ступенчатая композиция и декор в стиле московского барокко были использованы для надвратного храма во имя свт. Алексия, митр. Московского (1720), в Успенском Зилантовом мон-ре (в 3-м ярусе), наличники окон к-рого имеют черты допетровской архитектуры, а не нарышкинского барокко. По-видимому, к казанским постройкам типа восьмерик на четверике относился и Рождественский храм на Шошме (Яранский р-н Кировской обл., 1-я четв. XVIII в., не сохр.). Это великолепное произведение нарышкинского барокко отличалось удачно найденными пропорциями и качественным декором; до наших дней сохранилась его 3-ярусная колокольня. Храм находился тогда в пределах Казанской губ. и К. и Т. е.; ни дата постройки, ни имя заказчика не известны, хотя уникальный характер архитектуры подразумевает его незаурядные возможности.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Архитектурные детали фасадов в духе времени выполнены в форме каменных. Все проёмы - действительные и ложные (на нижнем ярусе колокольни) - сделаны с полукруглым арочным завершением. Украшения фронтонов боковых приделов и междуярусного пояса колокольни выполнены в виде круглых рамок, то есть в формах нетипичных для дерева. Другие элементы декора фасадов (карнизы, наличники, лопатки) в упрощённом виде также следуют каменным формам. Внутреннее пространство памятника воспринимается цельно, ибо объединено широкими проемами. Все помещения первого яруса покрыты полого-цилиндрическими сводами. Центральный зал - восьмигранным куполом. Также перекрытия придают необычность и парадность интерьеру. Отделка всюду простая. В центре свода трапезной сохранилось написанное на холсте маслом изображение Спасителя. В северном приделе находятся две деревянные скульптуры великомучениц Варвары и Екатерины. Иконостас второй половины XIX века с иконами той поры и более поздними. Деревянная церковь в селе Бобрик является характерным произведением века господства и процветания в русской архитектуре стиля классицизма. Памятник находится в хорошем состоянии. Путешествия по Брянску, http://www.puteshestvie32.ru Храм в селе Бобрик известен с 1628 года. В 1713 г. Архангельская церковь вновь освящалась – видимо, по случаю возведения нового здания. В сентябре 1720 г. священник Семён Матвеев подал в Патриарший казённый приказ прошение о дозволении строительства старанием прихожан новой церкви, ибо «в прошлом 1719 г. в селе Бобрике в церковь во имя арх. Михаила и антиминс, и иконы волею Божию всё погорело». В октябре того же 1720 г. к освящению новопостроенного храма был выдан антиминс. Последнее деревянное, стоящее «на самородных камнях вместо цоколя» здание Архангельской церкви было выстроено на средства прихожан в 1779 г. Этот просторный однопрестольный храм, имеющий размеры в плане 21,5 ×15 м, и сегодня можно видеть на небольшой сельской возвышенности. Из особо чтимых икон в храме находился образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», пред которым часто служили молебны по просьбе прихожан храма и жителей других сёл.

http://sobory.ru/article/?object=11709

уез. крестьян 1678 г. 30 двор., 1710 г. 10); VI, 1726 г., 192 (м-рь был приписан к Спасо-Прилуцкому м-рю, почему вкладчики м-ря просили о восстановлении его по-прежнему); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Симеон подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.). 622. Архангельская под Болотом, мужская пустынь, в окрестностях погоста Георгиевского-Подболотского, Вологодской губ., Грязовецкого у., от Вологды прямо к вост. в 50 вер. и от Грязовца к сев.-вост. в 30 вер., при рч. Лобановке. О ней известно только, что в 1763 г. приказчик кн. Алексея Алекс. Долгорукова разорил ее всю, кроме церквей, и крестьян бывших за пустынью развез по разным вотчинам, князя. Оставшаяся церковь в 1764 г. назначена быть приходскою. В 1737 г. здесь был игум. Адам. “Ист. Росс. Иер.», III, 298; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 786. 623. Архангельский или МихаилоАрхангельский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в гор. Устюге, Вологодской губ. Основан преп. Киприаном, который первоначально построил себе малую кельицу при озерах за Острожскою осыпью, a потом в 1212 г., по желанию устюжан, устроил и самую обитель во имя Введения Богоматери и архистр. Михаила. В 1681 г. по соборному постановлению об учреждении новых епархий монастырь отписан на содержание архиеп. Устюгского. В 1737 г. здесь была учреждена семинария, переведенная в Вологду, по упразднении Устюгской епархии в 1786 г.; последний епископ этой епархии Иоанн остался здесь для прожития на покое, тут же скончался и погребен. Из существующих церквей основаны: арх. Михаила и Введения Богород. в 1653 г., Владимир. Бож. Матери в 1682 г. и Всех Святых в 1695 г. В церкви Преполовения (постр. в 1710 г.) покоятся под спудом мощи преп. Киприана, скончавшегося 1276 г. 29 сентября, в каковой день чтится его память; в возглавии гробницы находится шарообразный камень, который держал в руках преподобный для лучшего бодрствования на молитве. К монастырю приписаны монастыри Гледенский и Архангельский в гор. Лальске. Савваитов, “Опис. Великоустюж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сохранилось описание ранней иконы Е. (в надписи назван «новым чудотворцем»), в 1914 г. находившейся в архангельском во имя арх. Михаила муж. мон-ре: «Согласно с сказаниями о явлениях преподобного разным лицам, он изображен «великий ростом, с большою бородою, в монашеской мантии и епитрахили»: правая рука его простертая, несколько отклоненная в сторону (в молитвенном положении, а не для благословения), имеет двуперстное сложение, а левая держит и жезл игуменский и свиток. В таком изображении нельзя не видеть тенденциозного намерения изобразить прославленного угодника времени патриарха Иосифа: очевидно естественнее было изобразить святого настоятеля монастыря с жезлом в одной руке и свитком - в другой, между тем удержав эти два иконописные атрибута преподобнаго в левой руке (что совсем неудобно), правую, приподнятую вверх, в отклоненном положении изобразил так, что трудно понять - молитвенное положение руки он имел в виду или для благословения; но изображение говорит более в пользу первого» ( Кириллов А. В. Мон-рь св. архистратига Михаила в г. Архангельске: (Церк.-ист. очерк). Архангельск, 1914. С. 47). Прп. Евфимий Архангелогородский, с избранными святыми. Складень. XVIII в. (?) Иконописец А. Денисов (АОКМ) Прп. Евфимий Архангелогородский, с избранными святыми. Складень. XVIII в. (?) Иконописец А. Денисов (АОКМ) Игум. Антониева Сийского мон-ря Феодосий, проводивший в 1650 г. расследование о новоявленных мощах Е., предположительно стал инициатором и автором создания его иконописного образа, поскольку сам был иконописцем ( Макарий (Миролюбов), еп. Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 68; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 121). В Сийском подлиннике изображение Е. отсутствует, но имеется 2 близких по иконографии рисунка прп. Евфимия Великого ( Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895. Вып. 1. С. 202), возможно тезоименитого святого Е. (их память праздновалась в один день). Скорее всего образ нового архангельского чудотворца старались приблизить к типу известного христ.

http://pravenc.ru/text/187655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Киевской епархии, названо по г. Переяславу (с 1943 Переяслав-Хмельницкий Киевской обл., Украина). Инициаторами создания П. в. были гетман И. С. Мазепа и Киевский митр. Варлаам (Ясинский) , поводом для учреждения Переяславской кафедры послужило отсутствие викарного епископа в подчинении Киевской митрополии. В 1698 г. митр. Варлаам получил разрешение иметь викария, 1 окт. 1700 г. митрополит в соборе Св. Софии в Киеве возглавил хиротонию во епископа Переяславского Захарии (Корниловича) , настоятеля киевского Златоверхого во имя архангела Михаила монастыря. 4 марта 1702 г. царь Петр I Алексеевич дал еп. Захарии жалованную грамоту на епископство. Захария возглавлял Переяславскую кафедру до своей смерти 28 авг. 1715 г., являлся коадъютором (помощником) Киевского митрополита. П. в. было полусамостоятельным, т. к. его территория не входила в Киевскую епархию. Первоначально П. в. включало территорию Переяславского полка на левом берегу Днепра и владения Трахтемировского (Трехтемировского) Троицкого (см. Святой Троицы монастырь в с. Трахтемиров) и каневского Успенского мон-рей, а также запустевший Ирдынско-Виноградский Успенский мон-рь на правом берегу Днепра. Еп. Захария, оставаясь настоятелем киевского Златоверхого мон-ря, являлся игуменом Каневского и Трахтемировского мон-рей. В 1704 г. в урочище Монастырище близ г. Богуслава был возобновлен Рождество-Богородичный мужской мон-рь, также в юрисдикции Переяславского епископа (в 1740 переведен к Николаевской ц. в Богуславе, в 1750 перешел в унию). В 1726 г. правобережные мон-ри были переданы под непосредственное управление Киевского митрополита. 1 июня 1700 г. в переяславском Вознесенском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь ) был освящен построенный на средства гетмана Мазепы Вознесенский собор (строительство начато в 1695), ставший кафедрой Переяславских епископов. В Вознесенском мон-ре до 1785 г. находилась резиденция Переяславских архиереев, Вознесенский собор являлся их усыпальницей. В 1701 г. Мазепа подтвердил Вознесенскому мон-рю права на все ранее приобретенные земли и подарил ему новые владения, а в качестве вклада передал в собор Пересопницкое Евангелие . При мон-ре существовала иконописная школа. По инициативе еп. Захарии в 1711-1713 гг. при деревянной ц. арх. Михаила в Переяславе (построена не позднее 1701 на месте каменного собора 1089/90) был основан мон-рь (см. Переяслав-Хмельницкий во имя архангела Михаила мужской монастырь ). В 1713 г. в монастырский Михаило-Архангельский храм были перенесены мощи прмч. Макария (Токаревского) , которые после закрытия обители в 1786 г. переданы в переяславский Вознесенский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2580016.html

«Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 г. под председательством В. И. Ленина, Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки (кажется, В. В. единственный из рус. святых, вопрос о вскрытии мощей к-рого решался на столь высоком гос. уровне). В сер. мая 1922 г. в Варнавине мощи В. В. были вскрыты и на неск. дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, мощи остались в Троицком храме. В нач. 1930 г. храм был переоборудован под клуб, мощи В. В. перенесли в последний действующий храм Варнавина - деревянную кладбищенскую ц. арх. Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 г. свящ. Архангельской ц. Петр Мегалинский, предвидя ее скорое закрытие и новое осквернение мощей В. В., с неск. прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма. В 1937 г. о. Петр был арестован и вскоре расстрелян. С кон. 80-х гг. XX в. в Поветлужье (с 1922 входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания В. В. Осенью 1991 г. в Варнавине был освящен первый в новейшее время храм, посвященный преподобному, в 1996 г. в центре Костромского Поветлужья, в г. Шарья (Костромская обл.) освятили еще один храм во имя В. В. 24 июня 1999 г. в Варнавине на месте разрушенных храмов бывш. Троицкого мон-ря Нижегородский и Арзамасский митр. Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной ц. во имя В. В., храм был освящен 24 июня следующего года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения В. В., был установлен памятный крест. Лит.: СИСПРЦ. С. 43-44; Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 52-54; Голубинский. Канонизация святых. С. 127-128; Скворцов А. Церк. торжества в г. Варнавине 10-11 июня 1914 г. при изнесении св. мощей прп. Варнавы из-под спуда и положение их в новую раку//Костромские ЕВ. 1914. 15. Отд. неофиц. С. 349-361; он же. Житие и чудеса прп. Варнавы, Ветлужского чудотворца, и церк. торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. Варнавин, 1915; Балдин М. А. Варнавинская старина: Очерки истории Поветлужья. Варнавин; Н. Новгород, 1993. С. 8-17, 105-114; Авдеев Е. По следам мощей Варнавы//Новый путь. Варнавино, 1995. 9 нояб.; 1996. 11 янв.; 16 янв.; 23 янв.; РПЦ и коммунистическое гос-во, 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996. С. 108-110; Политбюро и Церковь. Т. 1. С. 171-172; Антонов А. В. Из истории Троицкой Варнавиной пустыни//Рус. дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 148-154; Зонтиков Н. А. Прп. Варнава Ветлужский: К 555-летию со дня преставления, 1445-2000 гг. Кострома, 2000. Н. А. Зонтиков Иконография Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино) Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)

http://pravenc.ru/text/154285.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010