кн. Михаилом Иван. Воротынским, получившим в дар местность Княгинина за окончательное покорение Казани. В 1764 г. упразднен; в нем тогда существовали 2 церкви: во имя Арх. Михаила и Успения. Из игумений упоминаются Евдокия в 1688 г. и Александра в 1738 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 544; “Город. посел.», III, 308; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 630. 627. Архангельский на Всполье, мужской, где ныне церковь Богородице-Рождественская, что в Ямской, в губ. гор. Твери, на берегу Волги. Существовал уже в XIII ст.; в 1319 г. в нем были поставлены св. мощи благоверного кн. Михаила Ярославича, встреченные епископом и гражданами при перевозке их из Москвы; здесь же были встречены телесные останки кн. Александра Михаиловича и сына его Феодора, казненных Узбеком в 1339 г. В 1558 г. упоминается игум. Рафаил. В 1764 г. монастырь упразднен. “Ист. Росс. Иер.», 362; “Памят. кн. Твер. губ. на 1863 г.», Отд. III, 107; “Твер. губ. в.», 1854 г., 50, в примеч.; 1865 г., 6 (опись города 1626 г.), “Яросл. губ. в.», 1852 г., 1 (Благов. кн. Твер. Анна); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 483, 55; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 177; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 2, 219 (вотч. в волости Воловичи); “Полн. собр. лет.», V, 215 (убиение В. кн. Мих. Яросл.); VII, 198 (Отпевание тела кн. Михаила 1319 г.). 628. АрхангельскийМихаилов, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Юрьеве, близ собора, Владимирской губ. Он уже существовал в XIII ст.; в 1238 г. опустошен Батыем и начал возобновляться только в XV ст., когда в нем упоминается игумен Тихон 1476 г. У Строева показан игум. Парфений 1462 г., но это несправедливо, так как он относится к Архангельск. м-рю в Суздале. В собор. храме во имя Арх. Михаила, по- стр. в 1560 г., покоятся под спудом мощи кн. Димитрия, сына вел. кн. Юрьева-Польского Святослава III, скончавшегося в схиме в 1269 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 332; Ратшин, 31; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 10; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 109; Бакмейстер, “Топогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Арх. Порфирий хорошо сознавал, что состав миссии мал, и безуспешно просил присылки русского иеромонаха, чтеца и двух старцев из общежительных пустынь 246 , что «без русского златоглавого храма и без красного терема» не может быть благолепного церковного богослужения, но volens-nolens мирился с печальной действительностью и подавлял в себе горечь этого сознания. Но человек, имевший возможность на месте ознакомиться с печальным положением нашей миссии в этом отношении, Б. П. Мансуров, рисует перед нами его в самых мрачных красках. «В отведенном для жительства миссии Архангельском монастыре есть церковь , – пишет он в своей записке на имя великого князя Константина Николаевича, – но она в полной мере носит отпечаток уничиженного положения православия на Востоке, как и весь монастырь, носящий весьма неправильно это название. Церковь св. архангела Михаила ветха, темна, бедна, некрасива и вдобавок так мала, что в ней с трудом помещается 25 человек, а соборного служения в оной вовсе совершать нельзя. Доступ в церковь не свободен, потому что вход в монастырь зависит от привратника и местного греческого наблюдателя. Блеска обрядов и внешности богослужения в этой церкви ожидать невозможно, а на посторонних прихожан рассчитывать не следует, ибо греческое духовенство всегда старалось и старается удалять свою паству от благодетельного и бескорыстного влияния нашей церкви... К тому же должно иметь в виду, что арабских прихожан собственно в Иерусалиме не имеется, ибо арабы живут в деревнях, приходят в св. Град разве только в большие праздники, когда происходят торжественные службы, в которых и нашей миссии приходится участвовать в греческом храме». «В отношении участия нашей миссии в служении у Гроба Господня и на Голгофе, что ставилось в задачу нашей миссии министерством иностранных дел и инструкцией Св. Синода, то должно заметить, – говорится в цитируемой нами записке, – что фактическое устройство общего богослужения разных исповеданий у сих святынь далеко не таково, чтобы арх. Порфирий мог удовлетворять ожиданиям или желаниям пославшего его правительства. Христиане не располагают свободно храмом Гроба Господня. Это к горю нашему, установилось уже издавна и в настоящее время даже не оспаривается... Служение в храме Гроба Господня для нашей миссии было невозможно потому, что для этого надобно было жить в храме и служить вместо греков, что они дозволяют изредка, но не могут допустить навсегда. В воскресные и праздничные дни, когда в св. храме собиралось много богомольцев, арх. Порфирий должен был или участвовать в соборном греческом служении, или, отказавшись от этого, служить литургию у себя в обители; следовательно, именно при стечении народа, когда можно было бы привлекать к нам массы, посредством сравнения нашей службы с греческой именно тогда миссия наша должна была вовсе сходить со сцены или сливаться с греками в их соборном служении» 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Последующие Владикавказские архиереи, Гедеон (Покровский), Агапит (Вишневский) и Питирим (Окнов) , так же как и их предшественники, уделяли большое внимание миссионерской деятельности. В янв. 1905 г. в целях развития приходской миссии во Владикавказе был создан миссионерский комитет, 1 окт. следующего года при Никольской ц. в г. Петровск-Порт (совр. Махачкала) начало работу Об-во ревнителей Православия - первое миссионерское учреждение в Дагестане. В 1905 г. при владикавказском Михаило-Архангельском соборе открылась епархиальная б-ка, в основу к-рой легла б-ка свящ. Иоанна Попова, церковного публициста, постоянного автора «Владикавказских ЕВ». В 1908 г. Ардонская ДС из миссионерской была преобразована в епархиальную. Еп. Гедеон мотивировал это тем, что осетины - выпускники семинарии не поступали на службу в Духовное ведомство, в то время как для рус. юношей, желавших стать священниками, не хватало мест в семинариях. Преобразование Ардонской ДС впосл. негативно сказалось на обеспечении осет. приходов священнослужителями и вызвало уменьшение числа образованных осетин. В 1911 г. клирик В. е. свящ. Моисей Коцоев издавал на осет. языке церковно-проповеднические листки «Христианская жизнь». 22 сент. 1910 г. в помощь Владикавказскому архиерею было учреждено Пятигорское вик-ство. 24 сент. во епископа Пятигорского был хиротонисан Арсений (Смоленец) . В 1911 г. В. е. делилась на 14 благочиннических округов (10 рус., 3 осет. и 1 единоверческий), в к-рые входили 217 приходов, клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков. Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Архиеп. Питирим (Окнов) в своей деятельности особое внимание уделял осет. приходам, о к-рых писал в отчетах в Синод, что в них «положение Православия особенно печально». Архиерей сообщал о неукомплектованности причтов, небрежности осет. священников в совершении богослужений, равнодушии осетин к храму, отсутствии авторитета у священника в глазах прихожан. Для исправления церковной жизни Осетии архиеп. Питирим в февр. 1912 г. во Владикавказе провел съезд осет. пастырей. По его итогам был учрежден пресвитерский совет для заведования приходской жизнью осет. приходов. Совет создал комиссию по переводу и изданию на осет. языке правосл. лит-ры, в первую очередь богослужебных книг. Кроме того, архиерей предлагал расширить полномочия викарного епископа, передав в его заведование все осет. приходы, и перевести его из Пятигорска в Ардон, однако этот план не был осуществлен.

http://pravenc.ru/text/158940.html

21 нояб. 1990 г., в день памяти арх. Михаила, митр. Шемокмедский Константин (Меликидзе) освятил Архангельскую ц. и возобновил Д. В наст. время в мон-ре 2 действующих храма: во имя архангелов Михаила и Гавриила с приделом в честь Благовещения Пресв. Богородицы и ц. Сретения Господня (1998). Настоятель мон-ря - игум. Михаил (Мегенеишвили); подвизаются иеромонах и 4 послушника. Н. Чихладзе, Т. Картвелишвили Архитектурно-художественный ансамбль Главный храм мон-ря - ц. во имя архангелов Михаила и Гавриила (ок. XII-XIII вв.). Д. окружен низкой каменной оградой. С юга в стену ограды встроена надвратная 2-этажная колокольня (XV-XVI вв.): нижний этаж прямоугольный, верхний этаж имеет округленную форму и 6 оконных проемов. В XIX в. были построены деревянный архиерейский дом и за оградой с юж. стороны кельи (не сохр.). В 1904 г. к западу от церкви построили звонницу. В 90-х гг. XX в. в мон-ре были возведены новые келейные корпуса. Церковь архангелов Михаила и Гавриила в мон-ре Джумати. Ок. XII-XIII вв. Церковь архангелов Михаила и Гавриила в мон-ре Джумати. Ок. XII-XIII вв. Церковь во имя архангелов Михаила и Гавриила, изначально однонефное строение, впосл. неоднократно перестраивалась. С юж. стороны по всей ее длине, возможно, имела пристройку (придел), на что указывают фрагменты высоких арок и фрескового декора на юж. стене центрального нефа. В XVIII в. реставрационные работы проводили дочь Георгия Саакадзе царевна Хварамзе и гурийский кн. Георгий IV Гуриели († 1726) (изображены на сев. стене церкви). В 1846 г. церковь была основательно обновлена и перекрыта заново, расширен алтарь, изменены формы зап. притвора (использованы круглые колонны) и облицовка сев. фасада. В этот же период или позднее был пристроен юж. придел. Фрагментарно сохранившаяся роспись интерьера центрального нефа украшает в основном нижние регистры стен (в XIX в. верхняя часть интерьера была покрыта побелкой). Художественные слои принадлежат разным эпохам. Самый ранний датируется временем не позднее нач. XIV в. Отдельные части росписи (фрагменты геометрического орнамента) видны в поврежденных местах основного, 2-го слоя, художественный стиль к-рого выявляет особенности развитого палеологовского искусства и дает основание датировать роспись XIV в.

http://pravenc.ru/text/171875.html

Курск. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь Михаила Архангела, до открытия Вознесенской церкви в Казацкой слободе в 1888 году, называлась Вознесенской и Вознесенско-Михайловской. Раннее упоминание о церкви относится к 1635 году: " Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да в пределе Собор арх. Михаила за Куром на гумнах... " Описываемая ниже ныне стоящая церковь " построена в 1767 году иждивением приходских людей Казацкой слободы однодворцев " , сообщает И.Ф.Башилов. " Справочня книга о церквах... " называет 1762 год, возможно, указывая год закладки здания. В документах Курской духовной консистории (ГАКО, ф.20, оп.1, д.41) указана иная дата " ... о заложении в г.Курске Вознесенской цекрви с приделом Архангельского престола... " - 15 сентября 1773 года. Закрывалась церковь дважды: в 1940 году и 1961 году, открывалась в конце 1941 года и 18 мая 1990 года. Ныне имеет пределы святителя Митрофана Воронежского и иконы Божий Матери Державной. Михайловская церковь вместе с рядом стоящей бывшей церковноприходской школой и оградой является памятником республиканскго значения. (Краеведческий словарь-справочник. Курск, 1997г) В 1863 году в храме крестился лейтенант Российского флота А.С.Сергеев, командир героического экипажа легендарного миноносца " Стрегущий " . Об этом событии на фасаде здания храма установлена мемориальная табличка. На территории храма установлен памятник Курянам членам экипажа линкора " Новороссийск " , героически павшим в октябре 1955 года. В храме находится икона праведного воина Федора Ушакова, покровителя всех моряков. Даже лампада украшена якорями. Не зря Михайловский храм называют морским Каменная церковь Вознесения Господня была построена в 1762-1767 гг на северной окраине Курска в Казацкой слободе. До постройки каменного храма на этом месте стояла деревянная церковь с тем же посвящением. Дата её постройки - 1635 год. В середине XIX столетия к храму (в трапезе) были пристроены приделы: правый - во имя Архангела Михаила в 1838 году, и левый - в 1841 году во имя святителя Митрофана Воронежского.

http://sobory.ru/article/?object=05580

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория 587,4 тыс. кв. км. Центр: Архангельск (основан в 1584). География: область расположена на севере европ. части России в тундровой, лесотундровой, таежной и арктической зонах. В состав области, к-рая омывается Белым, Баренцевым и Карским морями, входят острова архипелагов Сев. Ледовитого океана: Земля Франца-Иосифа, Нов. Земля, Соловецкие о-ва и др. Крупные реки А. о.: Сев. Двина, Печора, Вага, Пинега, Онега, Мезень. Территорию области занимают: леса - 37%, оленьи пастбища - 24, сельскохозяйственные угодья - 1,3, острова - 10,2, болота - 12,5, озера и реки - 3,2%. Население: 1 459,2 тыс. чел. (нач. 2000). Национальный состав: русские - 93%, коми - 1,5, народности Севера (ненцы, саамы и др.) - 1%, остальные - украинцы, белорусы, татары и др. Адм. устройство. В 1708 г. по указу имп. Петра I была учреждена Архангелогородская (с дек. 1796 Архангельская) губ., в 1929-1936 гг. территория А. о. входила в Сев. край (в 1936-1937 Сев. обл.), 23 сент. 1937 г. создана А. о. В состав области входят Ненецкий АО и 20 адм. районов. Религия В янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 127 религ. орг-ций. Большая часть рус. населения области исповедует Православие, представители др. христ. конфессий и религий немногочисленны. Русская Православная Церковь А. о. совпадает с границами Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ (центр - Архангельск). В епархии - 93 прихода, 52 действующих храма, 3 муж. ( Антониев Сийский , Артемиев Веркольский и Кожеезерский ) и 1 жен. ( Иоанно-Богословский ) мон-рь. На территории А. о. расположен ставропигиальный Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В Двинской земле (старое название территории А. о.) Православие получило распространение с нач. XII в. В христ. просвещении края особую роль играли архангельский во имя арх. Михаила и корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри . Двинская земля подчинялась Новгородской кафедре, вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также Архангельск (Нов. Холмогоры) со 2-й пол. XV в. входили в Митрополичью (с 1589 Патриаршую ) обл. , в 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре. В 1682 г. территория А. о. вошла в состав новообразованной Холмогорской и Важской епархии (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Старообрядчество

http://pravenc.ru/text/76434.html

Широкий круг памятников церковного искусства связан с почитанием первых вятских святых - прп. Трифона вятского чудотворца († 1612) и блж. Прокопия, Христа ради юродивого вятского чудотворца († 1627), прославленных в лике местночтимых святых в кон. XVII в. Среди наиболее ранних изображений прп. Трифона - иконы с образами Пресв. Богородицы в изводе Боголюбской иконы Божией Матери и предстоящим преподобным, созданные в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. Прп. Трифон изображен коленопреклоненным в молении Пресв. Богородице на фоне основанной им Успенской обители и Хлынова. Происходящая из Троицкой ц. г. Котельнича икона прп. Трифона передает исторически точный вид города и мон-ря 40-х гг. XVIII в. с каменными постройками. Более условная панорама города запечатлена на иконе «Прп. Трифон» той же иконографии из Михаило-Архангельской ц. Крестовоздвиженского слободского мон-ря (обе в КОХМ). В кон. XVII в. появилась икона «Прп. Трифон и блж. Прокопий перед иконой Божией Матери «Знамение»» (КОХМ), первоначально находившаяся в Богоявленском верхочепецком мон-ре. В 1775 г. икона была принесена в слободской Крестовоздвиженский мон-рь и поставлена в ц. во имя арх. Михаила. В XIX - нач. XX в. были распространены иконы обоих изводов, а также появились единоличные изображения блж. Прокопия на фоне храма. Иконы местночтимых святых создавались в это время в мастерских вятских иконописцев либо были привозными (собрание КОХМ). Рождество св. Иоанна Предтечи. Икона. Мастер Борис Григорьев сын Кузнецов 1716 г. (КОХМ) Рождество св. Иоанна Предтечи. Икона. Мастер Борис Григорьев сын Кузнецов 1716 г. (КОХМ) С именем прп. Трифона предание связывает принесение в вятские мон-ри таких икон, как «Похвала Богоматери с Акафистом» (КОХМ) в первый деревянный Успенский собор Трифонова мон-ря - рус. список сер. XVI в. с иконы греч. мастера посл. трети XIV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК). По документам слободского Крестовоздвиженского мон-ря, как дар Н. Г. Строганова прп. Трифону в нач. XVII в. указан малый деисусный чин с центральной иконой «Спас в силах» (КОХМ), установленный в надвратной монастырской ц. во имя арх. Михаила. Он отличается изысканностью цветовой гаммы с преобладанием различных оттенков красного, нарядностью декора, мягкой манерой письма и сложным рисунком. Там же находился и большой деисусный чин (2-й пол. XVII в.), более монументальный и сдержанный по художественному исполнению. Из этой же церкви происходят Владимирская икона Божией Матери (XVII в.) и редкий элемент внутреннего храмового убранства - деревянные «тощие свечи» (нач. XVII в.), расписанные геометрическим орнаментом (КОХМ).

http://pravenc.ru/text/161163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ († ок. 1527?, архангельский монастырь во имя арх. Михаила), прп., Архангелогородский; в совр. богослужебных изданиях Русской Церкви отождествляется с прп. Евфимием Корельским. Источники Прп. Евфимий Архангелогородский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Прп. Евфимий Архангелогородский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Основным источником сведений о Е. является Сказание о явлении в 1647 г. мощей неизвестного по имени святого, о перенесении их и захоронении у ц. Происхождения честных древ Креста Господня и о чудесах от них, совершавшихся в 1647-1665 гг. Этот святой ок. 1650 г. был отождествлен с Евфимием, в 1585-1589 гг. являвшимся игуменом архангельского во имя арх. Михаила мон-ря (игум. Евфимий безрезультатно ходатайствовал перед царем Феодором Иоанновичем о перенесении обители из г. Нов. Холмогоры (основан в 1584, с 1613 Архангельский город, в дальнейшем Архангельск) в более уединенное место). С кон. XVII в. святой, мощи к-рого были обретены в 1647 г. в Архангельске, признается одним лицом с прп. Евфимием Корельским. Е. В. Крушельницкая, исследовавшая Сказание, выделила 2 редакции памятника. Первая редакция представлена 2 видами: первоначальным текстом и его стилистической разновидностью. Текст первоначального вида сохранился в единственном списке 1674 г. (РНБ. Погод. 810) и непосредственно восходит к записям чудес, к-рые велись при канцелярии архангельского воеводы, а затем при ц. Происхождения честных древ Креста Господня (последнее датированное сообщение относится к 1665). Данный вид текста, отражающий начальный этап почитания чудотворца, характеризуется тем, что записи в нем не подвергнуты обработке, не сохранена их хронологическая последовательность, свидетельства часто противоречат друг другу. Стилистический вариант 1-й редакции, отличающийся от первоначального вида большей упорядоченностью текста, известен в неск. списках (ВОКМ. 2625/34, 60-е гг. XVIII в.; ГИМ. Барс. 867, XVIII в.; РГБ. Ф. 212. 75, 1-я четв. XIX в.; БАН. Арханг. 509, 1829 г.).

http://pravenc.ru/text/187655.html

Лит.: Овчинников А. Н. Суздальские Златые врата. М., 1978; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. Кат. 18, 35, 44, 54, 59, 88, 212, 235. С. 16, 26, 32-33, 38, 43, 61, 114; Кавельмахер В. В., Панова Т. Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля//Культура средневек. Москвы XIV-XVII вв. М., 1995. С. 66-83; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв.: [Сб.]/Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. С. 69-71, 276-282, 355-357. Кат. 72, 83; Актовые печати. Т. 3. 29а, 140, 152-155, 161, 162, 171а, 183, 185, 187-189, 230а, 238 в-г, 397-401, 404; Антипов И. В. Древнерус. архитектура 2-й пол. XIII - 1-й трети XIV в.: Кат. памятников/Ред.: В. А. Булкин. СПб., 2000. С. 49-50, 64, 110-113; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний/Изд. подгот.: Е. Б. Французова. М., 2002. С. 171, 173, 174, 187, 188, 205, 206, 210-214, 218, 227, 228, 302, 350; Турилов А. А. О времени основания Михаило-Архангельского мон-ря в Вел. Устюге// Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 211-212; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006; Визант. древности в Моск. Кремле: Кат./Отв. ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2013. Кат. 40, 45, 46. М. А. Маханько В коптской традиции Явление арх. Михаила на горе в Гаргано. 80-е гг. XVI в. Худож. Чезаре Неббиа (Музеи Ватикана) Явление арх. Михаила на горе в Гаргано. 80-е гг. XVI в. Худож. Чезаре Неббиа (Музеи Ватикана) Из всех Восточных Церквей Коптская Церковь имела наиболее развитую традицию почитания М., которая, по мнению М. ван Эсбрука, сопоставима лишь с почитанием коптами Пресв. Богородицы . Архангел упоминается в коптских эпитафиях IV-V вв. Уже в IV в. М. было посвящено большое количество храмов. Дидим Александрийский ( Дидим Слепец ; † 398) отмечает, что церкви и молитвенные дома во имя архангелов М.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

677. Борколабовский – Вознесенский или Ворколабовский, женский, заштатный (с 1795 г.), Могилевской губ., Старобыховского у., в 12 вер. к сев. от Быхова, на прав. берегу Днепра, при рч. Лихве. Основан в 1623 г. Богданом Стеткевичем на урочище, называемом «борок». В соборном храме Вознесения находится чудотвор. икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 г. кн. Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. При присоединении края в 1771 г. в штат не положен, но при издании штатов в 1795 г. оставлен на своем содержании. При м-ре существует школа. “Ист. Росс. Иер.», III, 428; Ратшин, 176, 178; “Опис. монаст.», 1817 г., 17; Безъ-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.», 205; “Могилев. губ. вед.», 1851 г., 2; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1849 г., 81 (надел. лесом); 1884 г., 249 (школа); Строев, “Спис. иер. и наст.», 505, 506, 508; “Акты Зап. Р.», V, 18 (Ж. гр. 1641 г. Богд. Стеткевича на влад. остров. Борком с условием, чтобы навсегда пребывала в православии под надзор. Оршан. Кутеин. игуменов; игуменья Фотинья Киркоровна); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа, 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 678. Боровенская – Гордеева – Архангельская или Николаевская, мужская пустынь, ныне погост Сытенский – Боровенский, Новгородской губ., Валдайского у., в 35 вер. к сев. от Валдая, при оз. Боровном. Существовала еще в XVI ст. и в 1581 г. в нем были церкви св. Николая и арх. Михаила, а игуменом тогда был Исаия. В 1656 г. значилась приписною к Иверскому м-рю, а в 1690 г. приписана к Новгород. архиер. дому; в 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя арх. Михаила построена в 1812 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 428, 741; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Географ. Общ.», VIII, прилож., 263; “Акты истор.», V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 18; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 76; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 30; “Временник Общ. ист. и древн.», 1852 г., XIII, 18 (Расходн. книга митроп. Новгор. Никона 1652 г.; уплочено 4 руб. за рыбу черн. попу Никодиму да старцу Ефросиму); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 198, 139 (Челобитье XVII ст. игум. Тихона на крестьян в неповиновении); “Русск. истор. Библиот.», V, 285, 97 (в 1656 г. Боровенский-Никол. м-рь имел 17 дворов крестьян), 922, 379 (грам. 1690 г. митроп. Корнилия властям Ивер. м-ря о смерти строителя Венедикта Буторина и о дознании, что именно он взял при жизни из Ивер. м-ря, уезжая в Боровенский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010