Приписная к Вознесенской церкви - кладбищенская Арх. Михаила, каменная церковь (1765). Земли 9 1/2 дес. Адрес-календарь Нижегородской епархии, 1904 г. Примечание к фотографии Прокудина-Горского: На переднем плане Вознесенская церковь каменная, в честь Вознесения Господня, построена в 1755 году, двухпрестольная. Справа от неё тёплая каменная церковь, во имя св. Анастасии Узорешительницы, построена в 1797 году, однопрестольная. На заднем плане Архангельская кладбищенская церковь, каменная, во имя св. Архистратига Божиего Михаила, построена в 1765 году, однопрестольная. Ея Высокопреподобию настоятельнице Нижегородского девичьего монастыря Игумении Марие Александровне (Соболевой) на добрую память от автора. Протоиерей Соловьев. 1905 год, марта 18 дня. Село Василева-Слобода, или просто Василево, одно из самых древних селений Поволжья Нижегородской губернии. Оно находится на правом берегу р. Волги, в 75 верстах от Нижнего Новгорода и в 20-ти верстах от древнего Городца-Радилова, занимает прекрасную местность, весьма схожую в миниатюре с местностями г. Нижнего Новгорода и села Городца, т.е. имеет верхнюю и нижнюю части, омывается с восточной стороны широкою Волгою, а с южной – небольшой речкой Санахтой, за которой находится древняя сосновая роща, именуемая «Покровскою» по имени существовавшего здесь до 1764 г. Покровского мужского монастыря. В Василеве имеется прекрасная бухта для зимовки пароходов, которую годов уже 20-ть занимают казенные пароходы путейского ведомства. Здесь же, на берегу бухты, сим ведомством устроена фабрика для починки и ремонта своих пароходов и разных машин-землечерпательниц и сосунов, употребляемых для углубления фарватера Волги, а в нагорной стороне разведен фруктовый сад. Есть в Василеве несколько и гончарных заводов. Село Василево, как и древний Городец, село торговое, базарное, имеет издавна хлебную торговую пристань, куда приезжают ежедневно за покупкою хлеба в зерне и мукою за целые сотни верст крестьяне сел и деревень Владимирской и Костромской губерний. В свое время, когда на Волге процветало " бурлачество " , в Василево каждую весну собирались из сел и деревень ближайших губерний тысячи этого люда для найма и поступления в бурлаки на василевские и другие из ближайших местностей суда, зимовавшие в здешнем затоне. Бурлаков до Василева обыкновенно провожали их жены и дети, и здесь происходили сцены, полные драматизма, разгула и цинизма. Но, слава Богу, время это на Руси миновало навсегда.

http://sobory.ru/article/?object=22344

В 1801 г. Владимирский и Суздальский еп. Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов И. и ее супругу, иконы святых были изъяты из Лазаревского храма. В 1811 г. мощи святой пострадали при пожаре в Лазаревской ц. В том же году вместо сгоревшего храма был выстроен каменный с главным престолом во имя арх. Михаила, в котором поместили мощи И. В 1867-1868 гг. служение молебнов И. и прав. Георгию возобновилось. В 1888 г. в церкви была устроена рака из кипариса, обложенная позолоченной и посеребренной медью, внутри которой стоял дубовый гроб с мощами И. В 1861 и 1865 гг. Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) включил жизнеописание И. в свой труд «Русские святые, чтимые общецерковно и местно». В 1893 г. при церкви с. Сергиевского Калужского у. по инициативе потомков святой было основано братство во имя И. Позже в Томской губ. было организовано такое же братство в память подвижницы. Среди учредителей обоих братств был св. Иоанн Кронштадтский . 24 февр. 1924 г. мощи И. были впервые вскрыты (см. Вскрытие мощей ). По рассказам прихожан Михаило-Архангельской ц. в с. Лазареве, свящ. Михаил Георгиевский тяжело переживал свое участие в этом событии. По преданию, ему неск. раз являлась И., плачущая и произносящая: «Господи, что сделали!» Священик уехал из села и 4 года не мог служить ( Епанчин. 2002. С. 40). После 2-го обследования мощей, состоявшегося 14 дек. 1930 г., гробница И. была передана в атеистический отдел Муромского краеведческого музея, где уже были выставлены раки с мощами святых Константина, Михаила и Феодора (см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин ), Петра (Давида) Георгиевича и Февронии (Евфросинии) Муромских. Верующие шли в музей на поклонение святыням, поэтому мощи через некоторое время были скрыты в запасниках музея. 20 янв. 1989 г. рака с мощами И. была передана в муромский Благовещенский собор (см. в ст. Муромский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь ), 9 июля 1993 г. перенесена в Николо-Набережную ц. в Муроме, где ведется запись чудес, совершающихся по молитвам к И.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

В колокольне соборного храма в 1802 г. устроен храм во имя свят. Николая сотником Иваном Нахимовым. Этим храмом заменен деревянный Николаевский храм Богодухова, которого протоиерей Сергий известен еще по акту 1679 г. и при котором в 1710 г. видим двух священников. По местному преданию, первый храм во имя Св. Троицы в Богодухове построен был прежде первого Успенского храма. Полагают, что самое имя Богодухова город получил от начального храма своего во имя Бога Духа Св. По актам 1705 г. известен Богодуховский Троицкий священник Максим Леонтьевич. Каменный храм во имя Св. Троицы освящен в 1810 г.; в нем имеются два евангелия Московской печати 1677 г.; одно по надписи куплено " в гор. Богодухов ко храму Архистр. Михаила " , другое с надписью: " гор. Богод. храма Св. Живонач. Троицы " . Служебник К. п. 1746 г. с надписью: " в гор. Богодухов ко храму Арх. Михаила 1748 г. от Димитрия Сухины " . Триодь постная К. п. 1747 г. с надписью: " гор. Богодух. храма Св. Тройцы " . Благодарственное моление по возведении на престол Государыни Анны Иоанновны, М. п. 1730 г., с надписью: " в гор. Богодухов Архангельской церкви попу Артемону, февр. 1735 г. деньги получены, - Мураховский Покровский поп Данило " . По акту 1683 г. известен Богодуховский архангельский поп Марк Андреев. Храм Архангела существовал еще в 1785 г., когда священники его Иван и Федор Кременецкие по ведомости генерального межевания показывались владельцам двух участков земли в 76 дес., но потом он закрыт. Ныне заменяет его кладбищный храм Лазарева воскресения, освященный в 1773 г. Первый Покровский храм построен в Богодухове не позже 1685 г., в котором видим священника его Герасима Стефанова, бывшего потом соборным протоиереем. По числу храмов древнего Богодухова нельзя сомневаться, что в старые времена в Богодухове было очень значительное число жителей. Даже нынешние старожилы помнят довольно цветущее состояние Богодухова, изменившееся на худшее после 1820 г. 1857 год. Город Богодухов. " Историко-статистическое описание Харьковской епархии " .

http://sobory.ru/article/?object=45652

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЧАИРСКИЙ В ЧЕСТЬ ЖИВОНОСНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор Св. Живоносного Креста Господня. Нач. XXI в. Собор Св. Живоносного Креста Господня. Нач. XXI в. (Омской и Тарской епархии), в с. Ачаир на берегу Иртыша. Основан решением Свящ. Синода РПЦ от 25 дек. 1991 г. на месте разоренного в кон. 20-х гг. XX в. Михаило-Архангельского жен. мон-ря. Место для строительства храма во имя арх. Михаила на земле ачаирского казака М. Бубенного освятил 8 сент. 1905 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский . В 1907 г. собравшаяся при храме жен. община была преобразована в общежительный Михаило-Архангельский мон-рь, обустройство к-рого осуществлялось на средства местного казачества, фонда по строительству Транссибирской магистрали и фонда имп. Александра III . В обители почиталась подаренная сщмч. Андроником (Никольским) икона прп. Евфросинии Полоцкой с частицами мощей святых. Насельницы занимались рукоделием, выращивали хлеб и овощи, имели коров, овец, лошадей. В годы гражданской войны в мон-ре находился лазарет. В кон. 20-х гг. XX в. мон-рь был закрыт, имущество конфисковано, храмы разрушены. В 1937-1953 гг. на территории обители находился концлагерь, в к-ром было замучено ок. 200 тыс. чел. (в т. ч. священнослужители и монахи). Церковь во имя Иоанна Предтечи «на водах». Нач. XXI в. Церковь во имя Иоанна Предтечи «на водах». Нач. XXI в. 26 окт. 1992 г. на месте массовых захоронений заключенных был установлен памятный крест. Архиеп. Омский Феодосий (Процюк) отслужил здесь первую панихиду и совершил чин освящения земли для строительства жен. мон-ря. В сент. 1993 г. А. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Он освятил целебный источник близ мон-ря, забивший в 1993 г. Источник называют в народе святым, он широко известен на юге Зап. Сибири, в Казахстане и др. регионах. К 2002 г. в обители воздвигнуто неск. храмов: надвратная ц. во имя св. Анастасии Узорешительницы; девятикупольный собор с нижним храмом в честь Св. Живоносного Креста Господня («Сибирская Голгофа»), верхний - в честь Успения Пресв. Богородицы; пятикупольная ц. во имя вмч. Димитрия Солунского; деревянный храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с нижней ц. во имя Омского архиеп. сщмч. Сильвестра (Ольшевского) ; ц. во имя Иоанна Предтечи «на водах» с муж. и жен. купелями для Крещения; храм свт. Феодосия Черниговского в архиерейских покоях. В А. м. построены также 2 часовни: во имя свт. Феодосия Черниговского и св. равноап. Константина, а также звонница, архиерейские покои, монашеский и гостиничный корпуса, трапезная на 80 мест; имеется подсобное хозяйство. С зап. стороны от собора предполагается строительство пятиярусной колокольни. В Димитриевском храме мон-ря каждую субботу совершаются архиерейские богослужения. В мон-ре 9 сестер, настоятельница - игум. Вера (Бирюкова). Лит.: Ачаирский Крестовый мон-рь. Омск, 2000. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77240.html

«Бог дивный во святых Хранит вся кости их И ни единая от них не сокрушится, Да имя Божие святится. Зреть тленное нетленным существо Неверию – соблазн, а вере торжество». 554 315 Patericon. р. 102. Здесь же (p. 96.) сказано об Агапите: «жил около 1084 года Господнего». – Более было бы точности, если бы было сказано начал быть известным около 1084 г. сл. пр. 2. 316 «Осмеливаюсь писать о пр. Дионисии, говорит инок Иринарх, как слышал я от блаж. Амфилохия, Макария и Михаила, живших при св. Дионисии. Сам я видел чудеса, совершающиеся при его гробе. В памяти учеников его сохранилась преимущественно пустынная жизнь его». Житие описано цветистым слогом. Синод. ркп. 610. Сокращение жития в прологе. 317 По ркп. житию храм возобновлен в 1393 г. по благословению рост. арх. Григория, но Григорий посвящен 14 мар. 1396 г. и скончался мая 4, 1416 г. Итак год храма показан у Иринарха ошибочно. – Иринарх повторяет известия Паисия Ярославова (изд. в правосл. собеседн. 1861 г. 1:202–203), но у Паисия не указан год построения храма. 318 Николаевский монастырь на св. Луке грамотою княгини Марии 1479 г. передан в ведение Спасо-каменного монастыря. Допол. к ист. акт. 1, 16. По ркп. описанию святых вологодских «преп. Пахомий на кубенском озере начальник монастыря, чудотворец», но ни год, ни день кончины его не показаны и не известны. 319 По ркп. житию храм освящен в 1393 г. по благословению архиеп. Григория. Но год освящения показан здесь не верно. Ист. иер. 3. 699–700. 322 Записки рус. археол. стр. 39. 41. Древности Кириллова монас. стр. 9–12. 87. 88. Чтен. общ. ист. 1859 г. к. 3. 328 Служба у Румянцева 397. У Царского 563. В святцах устава 16 в. (Толстого 1, 100) июля 1. пр. Дионисий глушицкий. 331 Ркп. святцы: «препод. отцы Елеазар и Назарий игумены мурманского монастыря рождества св. Иоанна предтечи, иже в олонецком уезде, новые чудотворцы, родом римляне, преставившиеся в лето 7000 мес. июня, в 4 д.» Свед. о монаст. стр. 423. Об авве Лазаре мар. 8 д. 332 В помяннике елецкого монастыря: «к. Георгия убиенного в Киеве»; в любецком синодике: «в. к. Георгия киевского, во иноцех Гавриила». – По летописям неизвестно ни имя крещения, ни имя иноческое св. к. Игоря. – Хавский: «святой Игорь, он и Давид, Олегович». (См. архангельский собор стр. 11. М. 1862 г). С чего это взято? Г. Хавский считает св. Игоря за одно с блаж. княз. черниг. Давидом, современником св. еписк. Феоктиста (см. 6 авгус.), потому что сей Давид восхваляется в степ. кн. Но блаж. кн. Давид был дядя св. кн. Игоря и сконч. в 1123 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в Темиртау. 2010 г. Фотография. 2012 г. Кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в Темиртау. 2010 г. Фотография. 2012 г. В 1934-1937 гг. в частных домах Караганды тайно служил свящ. Иаков Пеньков, бывш. узник Карлага (расстрелян 11 авг. 1937). В 1946 г. был открыт первый в Карагандинской обл. легально действовавший православный храм - во имя арх. Михаила в пос. Кировском (ныне Октябрьский р-н Караганды), настоятелем к-рого стал бывш. узник Карлага прот. Владимир Холодков (с 1947 благочинный Карагандинского окр. Петропавловской и Атбасарской епархии (см. Петропавловская и Булаевская епархия )). В 1947 г. был зарегистрирован храм в честь Казанской иконы Божией Матери в райцентре Осакаровка. Наряду с зарегистрированными приходами в Карагандинской обл. действовали 5 нелегальных правосл. общин. Одну из них - в честь Рождества Пресв. Богородицы в пос. Б. Михайловка - возглавлял прп. Севастиан (Фомин ; † 1966). В 1947-1951 гг. община размещалась в арендованном частном доме, где властями разрешалось только совершение треб. После закрытия молитвенного дома в 1951 г. члены общины посылали в Москву многочисленные жалобы на действия местных властей. Постановлением Совета по делам РПЦ при СМ СССР от 17 февр. 1955 г. община в пос. Б. Михайловка получила регистрацию; жилой дом, использовавшийся как молитвенное помещение, был перестроен в храм. 22 дек. 1957 г. Петропавловский и Кустанайский еп. Иосиф (Чернов) возвел прп. Севастиана в сан архимандрита (впосл. схиархимандрит). По благословению архим. Севастиана при Рождество-Богородицком храме был образован тайный жен. мон-рь, перешедший к открытому служению в 1998 г. (см. Карагандинский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь ). В кон. 80-х гг. XX в. церковная жизнь возродилась. В 1991-1998 гг. шло возведение Введенского собора в Караганде. В 1994 г. был освящен новопостроенный Покровский храм в Темиртау. В 1992 г. при Михаило-Архангельском храме в Караганде (с 1988 собор) была открыта 1-я в области воскресная школа. В 2010 г. воздвигнут Никольский собор в Темиртау. В 1997 г. схиархим. Севастиан (Фомин) был прославлен как местночтимый святой Алма-Атинской епархии, общецерковная канонизация состоялась в 2000 г. 4 нояб. 1997 г. были обретены мощи прп. Севастиана, перенесенные в новый храм Рождества Пресв. Богородицы в Караганде. С 2001 г. в Караганде проводятся Севастиановские чтения.

http://pravenc.ru/text/1470383.html

В нач. XX в. на правобережье Днепра в пределах Херсонского у. на территории Н. и Г. е. правосл. храмы имелись в 24 населенных пунктах. В Бериславе действовали 4 храма, по 2 храма имелось в Б. Александровке (Николаевский и Александро-Невский), М. Александровке, Меловом, Новопавловке. Наиболее значительными общинами помимо приходов в Бериславе являлись приходы в Тягинке, Б. Александровке, Ново-Воронцовке, в селах Архангельское (ц. во имя арх. Михаила, построена в 1897) и Качкаровка. Село Б. Александровка (до 1803 Новоалександровка, ныне пос. Вел. Александровка) в кон. XIX в. стало центром благочиния, при Николаевском храме была открыта церковноприходская школа. В Херсонском у. находился богатый земельными владениями Григорие-Бизюков мон-рь. На левобережье Днепра на территории Н. и Г. е. наиболее крупные приходы были в Каховке, Горностаевке, Каирах (Днепровский у.), Геническе, В. Рогачике (Николаевская ц., Успенский храм, построенный в 1870), Б. Лепетихе (Николаевская ц., в 1881 началось строительство каменной ц. во имя св. кн. Александра Невского), Н. Серогозах, в селах Рубановка, Агайманы (Мелитопольский у.). В Днепровском у. в пределах Н. и Г. е. правосл. храмы также действовали в Британи, Б. Благовещенке, Воскресенской, Громовке, Догмаровке, Заводовке, Князе-Григоровке, Константиновке, Любимовке, Натальевке, Нов. Благовещенке, Ново-Дмитровке, Новоелизаветовке, Новониколаевке, Новомихайловке, Новоалександровке, Новоалексеевке, Новопокровке, Новорепьевке, Новотроицком, Отрадовке, Софиевке, Чалбасах, Чернянке. В Мелитопольском у. в пределах Н. и Г. е. правосл. храмы имелись в Благодатном, Болграде, В. Серогозах, В. Торгаях, Зеленом, Ивановке, Калге, Екатериновке, М. Лепетихе, Николаевке, Н. Торгаях, Н. Рогачике, Новогригоровке, Новоалександровке, Семёновке, Павловке (Мустапой), Петровке (Мустапой), Покровке, Ст. Домузле, Стокопанях, Ушкалке, Чокраке, Шоттовке, Юзкуе, Демяновке. Геническ сильно пострадал во время Крымской войны, при обстреле города сгорела в числе др. построек Успенская ц., вскоре вместо нее был сооружен Успенский собор. В кон. XIX - нач. XX в. местный подвижник старец Созонт (ок. 1850-1908) испросил позволение на выделение земли для устройства мон-ря. Участок выделили, здесь старец вырыл земляную келью, собирал средства на храм подаянием. В 1904 г. на собранные старцем Созонтом средства и на его вклад было устроено Геническое подворье Кизилташского во имя святителя Стефана Сурожского монастыря , в 1907 г. на подворье была построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Третий храм появился в Геническе также в нач. XX в.: на русское кладбище была установлена церковь, перевезенная из Юзкуя. В 10-х гг. XX в. в городе образовалась жен. община, однако своей церкви у нее не было. После кончины старца Созонта в Геническе продолжалось его почитание.

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Баку. Кафедральный собор Жён-мироносиц. Михайло-Архангельская церковь при Сальянских казармах в военном городке Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено не менее 60-и таких церквей. Данный храм для 206-го пехотного Сальянского полка (до 1910 г. именовавшегося 262-м пехотным), расквартированного в Баку, был заложен 6 мая 1908 г., выстроен целиком на средства Военного министерства, и торжественно освящён 6 декабря 1909 г. До этого полк использовал старую полковую Михаило-Архангельскую церковь в центре города,также сохранившуюся доныне. С 1890 г. священником этого полка являлся Иоанн Виссарионович Лиадзе (сведения на 1911 г.). В 1920 г. храм был закрыт и долгое время использовался не по назначению. В 1991 г. возвращён РПЦ, отреставрирован, и торжественно освящён 27 мая 2001 г. во имя Жён-Мироносиц патриархом Московским и всея Руси Алексием (Ридигером). Храму был придан статус кафедрального собора Бакинско-Прикаспийской епархии. Современные фотографии этого собора, а также старой полковой Михаило-Архангельской церкви, можно найти на сайте Бакинского епархиального управления http://baku.eparhia.ru/. РГИА, ф.806, оп.9, д.43, лл.1-4, клировая ведомость церкви за 1911г.; Цитовичъ Г.А.Храмы Apмiu и Флота, Пятигорскъ, 1913, с. 443 Церковь 206-го пехотного Сальянского полка в честь Св. Архистратига Михаила (церковь Михайло-Архангельская при Сальянских казармах в военном городке) Походная (при сформированном полку) церковь учреждена в 1892 году. В 1909 г. полковая церковь устроена отдельным зданием, по типу военных церквей. Находилась на окраине Баку, при военном городке (в советское время – Красный Восток), в районе Алексеевских (Сальянских) казарм. Строительство военного городка для Сальянского полка было начато в 1908 г. на приобретенном военным ведомством за 42 742 руб. 50 коп. участке земли за городским выгоном на Шемахинке и окончено к осени 1909 года, тогда же полк и переселился туда окончательно. До того времени Сальянский полк был расквартирован в казармах в крепости (Ичери шехер), в казармах неподалеку от Губернского правления, на углу Губернской и Верхней Тазапирской улиц (ныне ул. Низами и М. Субхи) и на Баилове.

http://sobory.ru/article/?object=08532

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Булгаков Алексей; 1-я пол. XIX в.- после 1918), архим., наместник Киево-Печерской лавры . В 1864 г. поступил в Глинскую в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. В 1875 г. рукоположен во иеромонаха и назначен казначеем свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , с 1883 г. настоятель Черемисского во имя арх. Михаила мон-ря , ввел в мон-ре строгий общежительный устав (см. Общежительные мон-ри ), принятый в Глинской пуст., с продолжительным богослужением и прекрасным пением. В обители активно стало развиваться огородничество, садоводство, пчеловодство, цветоводство. По образцу Глинской пуст. А. устроил в Михаило-Архангельском мон-ре кирпичные заводы, кузницу, бондарную, шорную, швейную, сапожную, столярную мастерские. Число братии с каждым годом росло. При А. мон-рь осуществлял активную благотворительную деятельность: было построено неск. бесплатных гостиниц для паломников. Во время голода 1891-1892 гг. тысячи чувашей и марийцев получали в мон-ре хлеб. А. принимал в обитель больных, старых и увечных людей, неспособных к физическому труду. Исключительно важным видом благотворительности А. было оказание бесплатной медицинской помощи, для чего он за свой счет покупал медикаменты. За врачебной помощью и молитвой к А. обращались не только иноки и паломники, но и жители всей губернии. А. устроил при Михаило-Архангельском мон-ре приют для малолетних сирот. Для детей «инородцев» жизнь в мон-ре имела особое значение, поскольку знакомила их с рус. укладом жизни и навыками хозяйствования. Большое внимание А. уделял просветительской деятельности, утверждению христианства среди крещеных марийцев и чувашей, распространению Православия среди некрещеных и повышению грамотности местных жителей. Мон-рь содержал школу для детей марийцев, педагогические курсы под руководством А. для учителей чуваш. и марийских школ. В 1884 г. А. был возведен в сан игумена, в 1892 г.- в сан архимандрита, награжден орденом св. Анны 3-й (1888) и 2-й (1895) степени. С 1884 г. благочинный мон-рей Казанской епархии. С 9 сент. 1897 г. наместник Почаевской лавры , где укрепил духовную жизнь братии, создал образцовое монастырское хозяйство, развивал благотворительную деятельность. Большое внимание А. уделял лаврской второклассной школе, председателем и попечителем к-рой он состоял.

http://pravenc.ru/text/114376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новокузнецкой епархии Кузбасской митрополии), находится в с. Безрукове Новокузнецкого р-на Кемеровской обл. Основан решением Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г. при приходской ц. вмч. Пантелеимона. В документах сер. XIX в. упоминается часовня свт. Николая Чудотворца, построенная в дер. Безруковой «с давних времен и неизвестно, с чьего позволения». С 1853 г. местных жителей часто навещал ревностный пастырь свящ. Евгений Исаакович Тюменцев (1828-1893), служивший в Одигитриевском храме г. Кузнецка. В 1857 г. именно он венчал Ф. М. Достоевского и М. Д. Исаеву (см. подробнее: Шадрина А. С. Из кузнецкого окружения Ф. М. Достоевского: Отец Евгений//Разыскания: Ист.-краевед. альм. Кемерово, 1993. Вып. 3. С. 15-17). Собор вмч. Пантелеимона. 1999–2005 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор вмч. Пантелеимона. 1999–2005 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Активизация приходской жизни в деревне связана с деятельностью Алтайской духовной миссии . Во 2-й пол. XIX в. в дер. Безруковой (25 дворов) находился деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1858-1860) с колокольней (1861), построенный при поддержке кузнецкого благочинного (1857-1869) и настоятеля Преображенского собора прот. Павла Трофимовича Стабникова на пожертвования «доброхотодателей, пожелавших остаться неизвестными». Штат церкви состоял из священника, дьячка и пономаря. На содержание причта определялось жалованье - 212 р. в год. Первым настоятелем стал миссионер свящ. Петр Дмитриевич Победоносцев, выпускник Тобольской ДС. К 1869 г. он крестил более 600 инородцев-язычников и совершил 116 венчаний. Первоначально к приходу были отнесены деревни Подобасская (с часовней во имя Св. Троицы), Боровкова (с часовней во имя арх. Михаила) и часть инородческих улусов (Сыркаш, Чульжан, Камешки по р. Томи, Чувашка по р. Мрассу). Некоторое время при Никольском приходе имелась походная церковь на золотом прииске на р. Мрассу. В 1884 г. по инициативе и на средства жителя улуса Чувашка Н. Напазакова с разрешения еп. Томского Владимира (Петрова) был построен молитвенный дом во имя св. Прокопия Устюжского, при к-ром в 1901 г. открылась школа грамоты (обучались 34 мальчика и 8 девочек). В 1894-1895 гг. по благословению еп. Томского свт. Макария (Невского) в дер. Подобасской была устроена походная Михаило-Архангельская ц. Школа грамоты при ней просуществовала всего неск. лет, т. к. прихожане отказывались ее содержать.

http://pravenc.ru/text/2578878.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010