Закрыть itemscope itemtype="" > От антисоветизма до русофобии – на примере архиепископа Артемия Об оригинальном толковании Притчи о брачном пире Гродненским архипастырем, противоречащем православной сотериологии 14.09.2020 2776 Время на чтение 4 минуты В последнее время на фоне попыток Запада организовать «цветную революцию» в Минске и оторвать Белоруссию от России в центре внимания православной общественности оказались священники Гродненской епархии и её глава архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко). Проповеди владыки, который открыто осуждает действия власти и нравственно оправдывает акции протеста, организуемые из Польши и Литвы, часто вызывают недоумение. Вот и в минувшее воскресенье архиепископ Артемий вновь удивил своей проповедью, предложив весьма оригинальное толкование Притчи о брачном пире, проникнутое антисоветизмом и русофобией. «Притча о званых на свадьбу многим из нас хорошо знакома. Хорошо знаком нам и смысл этой притчи – тот смысл, который изначально вкладывал в неё Спаситель во время своей проповеди», – приводит слова архиерея сайт епархии . «Сейчас для нас становится ясной одна важная деталь притчи – о человеке в несветочной одежде. Только он был один в притче, а в нашей исторической ситуации таких людей, пришедших на свадьбу и ставших его участниками, оказалось очень много. Из-под православного платка выглядывает лицо комсомолки 60-х – 70-х годов. Из-под какой-нибудь казацкой папахи проступает физиономия обычного партийного функционера, который не нашёл себя в жизни. Свадебная одежда, о которой говорит притча, требует прежде всего преображения души, чувства благодарности Богу. Как редко эти темы присутствуют в нашей церковной жизни сейчас. О признательности Христу нет речи, да и Христа часто вообще стараются не вспоминать. А уж о радости и говорить не приходится. Только изменяемое ( видимо, опечатка, должно быть измеряемое. – Ред.) " яростью благородной " к врагам Церкви и русского мира самодовольство», – возмущается владыка. Похоже, архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий разработал своё, оригинальное богословие, в котором членство в КПСС и Комсомоле является не иначе как смертным грехом, сопоставимым, видимо, с грехом раскола, который «не смывается даже мученической кровью», по слову Святителя Иоанна Златоуста. Исходя из проповеди, можно сделать вывод, что владыка исключает возможность покаяния для коммунистов и комсомольцев. Получается, что и действенность Таинств, в которых участвуют эти богомольцы, также ставится владыкой под сомнение? А как иначе понять слова о том, что из-под православного платка выглядывает комсомолка, а из-под казацкой папахи видно лицо партфункционера? Бывшим коммунистам и комсомольцам, похоже, Гродненский архиерей закрывает путь к исправлению и преображению сознания. Весьма странная сотериология у владыки Артемия...

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/14/ot...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления епископ Артемий (Кищенко) " decoding="" title="" Оглавление Преосвященнейший Артемий (Кищенко) епископ Гродненский и Волковысский — магистр богословия, доцент кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ. Пособие является результатом многолетнего труда автора по поиску и систематизации материала, раскрывающего богатство и смысл христианского вероучения. Простым и доступным языком автор говорит об основных истинах православной веры — о Боге, о тайне Святой Троицы, Христе, вере и спасении, о Церкви и ее таинствах. Адресовано студентам специальности “Теология”, учащимся катехизических курсов, всем, кто интересуется истинами христианской веры и желает углубить свои богословские знания. Введение Предварительные понятия Слово «Катехизис» происходит от греческого глагола κατηχω, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. «Достопочтенный Феофил», к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен» (κατηχθης) (Лк.1:4) в учении христианской веры. Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставлен (ην κατηχημνος) в начатках пути Господня…» (Деян.18:25) Первоначально «катехизисом» называлось устное наставление основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы. Катехизисом вообще называется первоначальное наставление в главных истинах веры, догматических и нравственных, на основании Священного Писания и Священного Предания, т.е. на основании Библии и учения Святой Соборной и Апостольской Церкви. В Православной Церкви преподается то самое учение, которое открыто Богом в Священных Книгах Ветхого и Нового Завета и в Священном Предании, которое раскрыто и уяснено святыми отцами Церкви на семи Вселенских и девяти Поместных соборах, и которое всегда и неизменно содержала и до сих пор содержит Православная Церковь во всей чистоте и неповрежденности. По определению «Пространного Христианского Катехизиса», «православный Катехизис есть наставление в православной Вере Христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души» .

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

«Приспособленчество рождается из недоверия к Богу». Правила жизни архиепископа Гродненского Артемия Об искренности, свободе и молитве 22 апреля, 2023 Об искренности, свободе и молитве 22 апреля 2023 года отошел ко Господу архиепископ Гродненский Артемий (Кищенко). Он не раз давал интервью «Правмиру», а многие его мудрые мысли будут актуальны всегда. Давайте вспомним их. И помянем владыку Артемия в молитвах.   О нашем христианстве Мы ставим свечи, вычитываем целиком молитвословы, чтобы «все было хорошо». Вся эта атрибутика, исполнение всех этих предписаний видится нами как некий гарант защищенности от жизненных проблем. Это очень успокаивает, я бы даже сказал, убаюкивает. И под эти елейно-заунывные песнопения наша совесть потихоньку засыпает и забывает, что христианство — это постоянное напряжение, постоянная работа над собой, за которую никто внешний не похвалит. С этой ситуацией нужно что-то делать. Конечно, второго крещения, как и второго рождения, не бывает. Зато бывает реанимация, когда человек оказывается в критической ситуации между жизнью и смертью и в ходе оперативных действий врачей вновь возвращается к нормальному состоянию. Многие миряне забыли, что Церковь — это нечто большее, чем «бюро ритуальных услуг», что все то, о чем мы так усердно ставим свечи — здоровье, благополучие, деньги, успех и т.д. — все это не является ценностью для христианина, и ничего из этого нам не обещал Христос. В конечном итоге это способствует тому, что религия уже воспринимается не как живое общение с Богом, но либо как часть культуры, либо как национальная идея. Вот об этой трезвости нам следует позаботиться. А точнее, уже новому поколению священников и самих христиан. Пусть их будет немного, пусть в каждом городе их будет хотя бы 12, но настоящих христиан, и этой закваски будет достаточно, чтобы поднять все тесто. Бог знает Своих. А для нас важно, что Церковь гонимая — Церковь торжествующая. Когда Церковь загнивает, Господь посылает ей пробуждение через гонение. Мы знаем, как ожила наша Церковь в период XX века и как, наоборот, в период свободы к нам вернулись забытые, казалось бы, уже отмершие грехи. Об искренности и приспособленчестве

http://pravmir.ru/prisposoblenchestvo-ro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Христианство - это религия оптимизма Беседа с епископом Гродненским и Волковысским Артемием о конце мира и Страшном суде 12.02.2007 304 Время на чтение 10 минут В ближайшее воскресение Церковь вспоминает Второе пришествие Христово и Страшный суд. Евангельская книга, пророчествующая об этих событиях, заканчивается призывом - " Ей, гряди, Господи Иисусе! " . Почему же тогда мы называем Суд страшным? И зачем мы вообще живем и творим в мире, если " миру надлежит огнем сгореть " ? Обо всем этом мы решили спросить Владыку Артемия. Преосвященный Артемий (в миру - Кищенко Александр Анатольевич), епископ Гродненский и Волковысский родился в 1952 году в Минске, в семье служащего. В 1973 году окончил 3 курса Белорусского института механизации сельского хозяйства. После службы в армии был послушником Псково-Печерского монастыря. В 1976 году поступил в Ленинг радскую духовную семинарию, затем в Ленинградскую духовную академию. В 1984 году рукоположен в сан священника. Служил в Александро-Невском храме г. Минска. Пастырские труды совмещал с преподавательской деятельностью: читал курс основ Православия на Богословском факультете при Европейском Гуманитарном Университете. В 1996 пострижен в монашество, в том же году возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа. Владыка Артемий в 2002 году назначен Синодом БПЦ руководителем Объединения православной молодежи Беларуси. В настоящий момент продолжает преподавательскую деятельность. - Неужели вся история человечества сгорит, исчезнет без следа, будет зачеркнута и забыта как ненужная или как неудавшаяся?! Владыка, поясните, почему мир все-таки придет к концу? - Библия, Божественное откровение говорит нам о том, что мир сотворен Богом. И так как мир имеет начало, то так же он будет иметь и конец. Все, что начало свое бытие во времени, во времени и закончится. Только слово " конец " мы воспринимаем по-нашему, по-земному - материально. А Священное Писание открывает более глубокий смысл этих слов. Наша жизнь земная дана для того, чтобы человек сформировался духовно, чтобы он встретился с Богом, чтобы был диалог между человеком и Богом, чтобы в этой жизни было единство человека и Бога. Жизнь дана нам для богопознания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в янв. 1900 г. как Гродненская и Брестская, в 1923-1939 гг.- Гродненская и Новогрудская (в 1925-1939 в составе Польской правосл. автокефальной Церкви), в кон. 1939 г. упразднена, в 1940-1941 гг.- Гродненская и Вилейская, в 1942-1944 гг. Гродненская и Белостокская (в составе Белорусской правосл. автокефальной Церкви), в 1945-1948 гг.- Гродненская и Барановичская, в 1949-1950 гг.- Гродненская и Лидская, в 1951 г.- Гродненская и Брестская, в том же году упразднена, 18 февр. 1992 г. восстановлена в составе Белорусского Экзархата РПЦ с совр. названием. Г. и В. е. занимает зап. часть Гродненской обл. Республики Беларусь, разделена на 8 благочиннических округов: Берестовицкий, Волковысский, Гродненскийгородской, Гродненский районный, Зельвенский, Мостовский, Свислочский, Щучинский. Кафедральный город - Гродно. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - еп. Артемий (Кищенко ; с 4 февр. 1996). К янв. 2006 г. в епархии действовало 87 приходов, служили 87 священников и 6 диаконов. Христианство на гродненских землях в X-XIX вв. X - кон. XVI в. Согласно Туровскому уставу (XIV в.) и Киево-Печерскому Патерику в редакции архим. Иосифа (Тризны) (XVII в.), города Понеманья (Чёрной Руси) Городно (Городня, Городень, с XVI в. Гродно) и Волковыск (Волковыеск) первоначально входили в состав Туровской епархии, учрежденной в кон. XI или в 1-й четв. XII в. Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) По археологическим данным, Городно возник в кон. X - нач. XI в. на высоком мысе Замковой горы, у впадения р. Городничанки (Городни) в Неман как укрепленный пункт слав. племен дреговичей и волынян на балтско-ятвяжских землях. Город быстро развивался. В XI - 1-й пол. XII в. укрепленный детинец имел деревянную жилую застройку, неск. улиц, выходивших на площадь; не исключено, что на ней располагался деревянный правосл. храм. Вокруг детинца (Старого замка) позднее был построен укрепленный окольный ремесленно-торговый город (Новый замок). В нач. XII в. город стал столицей Городенского княжества, правители к-рого были связаны политическими и династическими узами с владимиро-волынской ветвью Мономашичей, поддерживали последних в борьбе за обладание Киевом.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Отошел ко Господу архиепископ Артемий (Кищенко) Гродно, 22 апреля 2023 г. 22 апреля 2023 года, на 71-м году жизни, отошел ко Господу архиепископ Артемий (Кищенко), в 1996-2021 гг. возглавлявший Гродненскую епархию Белорусской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . Будущий архиепископ, в миру Александр Анатольевич Кищенко, родился 25 апреля 1952 г. в г. Минске. После окончания средней школы в 1969 г. поступил в Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, окончил 3 курса. В 1976 г., после демобилизации, принят послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1976 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. в Ленинградскую духовную академию, в которой окончил три курса. С 1979 г. исполнял различные послушания при Успенской церкви г. Олонца Карельской АССР. 21 февраля 1982 г. рукоположен в сан диакона в состоянии целибата. С 1 октября 1982 г. служил в храме блгв. кн. Александра Невского в г. Минске. 24 марта 1984 г. рукоположен в сан иерея. Участвовал в организации работы воскресной школы при храме, попечительства над интернатом престарелых и инвалидов. 3 января 1996 г. в Жировицком Успенском монастыре пострижен в монашество, 8 января возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского. 18 июля 2012 г. возведен в сан архиепископа. 21 февраля 2013 г. в Варшавской христианской теологической академии (Польша) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «История Гродненской православной епархии в 1921-1939 годах». Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 июня 2021 г. (журнал 27) почислен на покой, местом пребывания определен г. Минск. Священный Синод на заседании 23-24 сентября 2021 г. (журнал 87) определил местом пребывания на покое г. Гродно. 22 апреля 2023 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/153239.html

Гродненская Основана 23.01.1900 (выделена из Виленской и Литовской епархии). Упразднена в 1960 г. Возобновлена 25.01(06.02)1992 постановлением Синода Белорусского Экзархата (утверждено Св. Синодом Русской Православной Церкви 05(18)02.1992). Выделена из Минской епархии (?). Именовалась: Гродненская и Брестская; Гродненская и Лидская; с 11(24)06.1940 – Гродненская и Вилейская (по реке Вилеи ок. Вильнюса, ибо тогда в пределы епархии до конца 1940 г. вошла территория Виленской епархии, исключая сам г. Вильнюс); с кон. 1940 г. – Гродненская и Барановичская; в 1942–1943 гг. – Гродненская и Белостокская; с 15(28)02.1948 – Гродненская и Брестская, паки; с 25.01(06.02)1992 – Гродненская и Волоковысская. Викарные кафедры: Белостокская, Брестская. 13.01.1900 26.11.1903 Иоаким Левицкий 26.11.1903 09.12.1905 Никанор Каменский 09.12.1905 06.1921 11.1922 11.1922 20.04(03.05)1923 (20.04(03.05)1923 02(15)04.1934 (02(15)04.1934 09.1937 (09.1937 04(17)09.1939 11(24)06.1940 23.09(06.10)1941 23.02(08.03)1942 10.1943(?) 17(30)12.1945 05(18)11.1948 05(18)11.1948 30.11(13.12)1949 30.11(13.12)1949 04(17)03.1950 04(17)03.1950 19.01(01.02)1951 Сергий Ларин 19.01(01.02)1951 08(21)04.1959 в/у Питирим Свиридов, паки 08(21)05.1959 06(19)09.1960 05(18)02.1992 13(26)02.1994 13(26)02.1994 14(27)12.1995 14(27)12.1995 21.01(03.02)1996 22.01(04.02)1996 Артемий Кищенко 1245 С 02.1923 – в самочинной польской автокефалии (ПАЦ). Титуловался Гродненским и Новогрудским(?). Архиепископ с 21.05(03.06)1928. 1247 В самочинной польской автокефалии. Вторая дата – дата оставления кафедры при приближении советских войск. По ММЛ РПИ, первая дата: 1937 г. (верная, большинство изданий приводят дату 1936 г., не согласующуюся с датой предшественника). В эмиграции был «польским военным епископом в изгнании». Скончался в 1951 г. 1249 В период оккупации. Архиепископ с даты назначения с титулом Гродненский и Белостокский. По определению Архиерейского собора временной Белорусской церковной автономии в Минске 08–10.03.1942 – «Экзарх Восточной Пруссии». Не допустил уступок националистическим тенденциям, которым покровительствовали оккупанты, и сохранил в своем «экзархате» богослужение на церковно-славянском языке. 10.1943 участвовал в совещании епископов РПЦЗ в Вене под председательством митрополита Серафима (Ляде). Окончательно присоединился к Русской Зарубежной Церкви 02.1946. Преемник митрополита Серафима (Ляде) во главе Германской епархии с 1950 г. Скончался 21.08(03.09)1951 в Мюнхене, где и похоронен. 1250 С титулом Гродненский и Барановичский, затем – Гродненский и Лиддский, Гродненский и Брестский. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Артемий (Кищенко), еп. Гродненский (Кищенко Александр Анатольевич; род. 25.04.1952, Минск), архиеп. Гродненский и Волковысский. По окончании средней школы в 1969 г. поступил в Белорусский ин-т механизации и электрификации сельского хоз-ва, окончил 3 курса. После службы в рядах Советской Армии (1975-1976) был послушником Псково-Печерского мон-ря . В 1976 г. поступил в ЛДС, в 1979 г.- в ЛДА, где окончил 3 курса. 10 окт. 1979 г. посвящен во чтеца, 2 февр. 1982 г. назначен псаломщиком Успенской ц. г. Олонца Карельской АССР, 21 февр. 1982 г. рукоположен во диакона в состоянии целибата, с 1 окт. служил в храме св. блгв. кн. Александра Невского в Минске. 24 марта 1984 г. рукоположен во священника к той же церкви. Пастырские труды совмещал с преподавательской деятельностью: читал курс основ Православия на богословском фак-те при Европейском гуманитарном ун-те Минска, нес послушания по организации работы воскресной школы при храме, попечительства над интернатом престарелых и инвалидов. 3 янв. 1996 г. в Жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре пострижен в монашество с именем в честь Артемия , вмч. Антиохийского, 8 янв. возведен в сан архимандрита, 4 февр. в минском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского. 18 июля 2012 г. возведен в сан архиепископа. А. является председателем совета Центра правосл. просвещения во имя прп. Евфросинии Полоцкой и преподает катехизис на богословском фак-те Европейского гуманитарного ун-та. Открыл в Гродно правосл. миссионерский центр, ведущий активную работу в больницах и тюрьме. Лит.: «Я считаю, что в Церкви нужно начинать с самих себя»: Беседа с еп. Артемием (Кищенко)//Русская мысль. 1999. 11 февр. 4257. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/76382.html

Артемий, архиепископ (Кищенко Александр Анатольевич) Дата рождения: 25 апреля 1952 г. Дата смерти: 22 апреля 2023 г. Дата хиротонии: 4 февраля 1996 г. Дата пострига: 3 января 1996 г. День ангела: 2 ноября Страна: Белоруссия Биография: Родился 25 апреля 1952 г. в г. Минске. После окончания средней школы в 1969 г. поступил в Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, окончил 3 курса. В 1976 г., после демобилизации, принят послушником в Псково-Печерский монастырь . В 1976 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. в Ленинградскую духовную академию , в которой окончил три курса. С 1979 г. исполнял различные послушания при Успенской церкви г. Олонца Карельской АССР. 21 февраля 1982 г. рукоположен в сан диакона в состоянии целибата. С 1 октября 1982 г. служил в храме блгв. кн. Александра Невского в г. Минске. 24 марта 1984 г. рукоположен в сан иерея. Участвовал в организации работы воскресной школы при храме, попечительства над интернатом престарелых и инвалидов. 3 января 1996 г. в Жировицком Успенском монастыре пострижен в монашество, 8 января возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского. 18 июля 2012 г.  возведен  в сан архиепископа. 21 февраля 2013 г. в Варшавской христианской теологической академии (Польша) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «История Гродненской православной епархии в 1921-1939 годах». Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 июня 2021 г. ( журнал 27 ) почислен на покой, местом пребывания определен г. Минск. Священный Синод на заседании 23-24 сентября 2021 г. ( журнал 87 ) определил местом пребывания на покое г. Гродно. Отошел ко Господу 22 апреля 2023 г. Отпевание состоялось 24 апреля в Покровском кафедральном соборе г. Гродно. Погребен владыка на Чижовском кладбище г. Минска. Награды: Церковные: Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198027...

Революционный проект всегда включает элементы шоу. Требование " отдайте улицу оппозиции " должно подкрепляться наличием своих " мучеников " , пусть даже и выдуманных. Это закон жанра. И именно Церковь, по замыслу лидеров оппозиции, должна засвидетельствовать " подлинность " , " неподдельность " политических жертв. Без некой религиозной санкции " мученичество " так и останется рутинной политической метафорой, не приобретет сакрального смысла, легитимирующего революцию. Эта санкция необходима для того, чтобы затушевать внешнее вмешательство в дела суверенного государства, достовернее представить госпереворот как внутренний гражданский конфликт и противостояние народа с властью. Именно для этого архиепископ Артемий и его политические проповеди нужны оппозиции. Отдельного упоминания достойна политизация католического фактора в белорусской политике, на которой часто делал акцент бывший Гродненский архиерей. Кищенко утверждает: если Церковь не поддерживает митинги и задержанных по политическим мотивам, то она теряет паству, которая уходит к " более честным " католикам. Таким образом, количество прихожан Церкви ставится в прямую зависимость от ее политической позиции, а вопрос конфессиональной принадлежности предлагается решать на площадях. Католики ставятся в пример православным, а центром христианской жизни в Белоруссии устами православного епископа провозглашается католичество, которое сами белорусы иронично называют – " польская вера " . Конфессиональность становится синонимом политических взглядов. Аналогичным образом поступали деятели Французской революции, когда вводили " гражданскую презумпцию " религиозной принадлежности: каждый француз обязательно католик и республиканец. Христа они называли " добрым санкюлотом " , а Троицу – " Верховным Существом " . Обобщая услышанное и увиденное, неизбежно приходишь к выводу о том, что идея политического богословия у арх. Артемия (Кищенко) и близких ему по взглядам политических деятелей имеет две взаимосвязанные цели. Во-первых, поместить Церковь в рамки секулярного политического спектра и заставить ее занять крайне либеральную позицию в этом спектре. Во-вторых, секуляризировать Церковь изнутри, присвоив современному богословскому дискурсу секулярные политические категории.

http://religare.ru/2_121111.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010