Лидеры гродненской партии обращают своё строгое внимание на " многочисленные претензии со стороны кандидатов, их штабов, наблюдателей, представителей медиа и, главное, – широких масс белорусского гражданского общества " . Произносится всё это как самоочевидные истины, которые даже не требуют подтверждения фактами. Остаётся непонятным, какие претензии можно считать вполне " многочисленными " и что указывает на " широту " причастных к этим претензиям масс. Экспертиза и пересчёт голосов лидерам оппозиции предлагались, но были отвергнуты, что представляется вполне закономерным: в самом деле, не ради чистоты подсчёта затевалась кампания гражданского раскола и использовалась тема " фальсификаций " . Поэтому оппозиция безапелляционно утверждает, что официальные цифры " лживы " . Присутствует старое как мир стремление, не доказывая своей правоты, просто " купить " её неправотой другого. Змагарский контрнациональный проект обвиняет в авторитаризме действующую власть, но сам выступает с позиции: " Власть – это мы, и мы никому ничего не собираемся доказывать " . Ведь доказывать – значит десакрализировать. И это прекрасно понимают жрецы неолиберального фундаментализма. Поэтому их идеология отрицает аргументацию – её не подтверждают, в неё верят. Священники, до сих пор признававшие " законы кесаря " , тем же самым сакральным актом наделяются правом мгновенно отказаться от этого признания. Но происходит это в момент политического кризиса и к явной выгоде одной из сторон. Затем – в случае победы революции и смены власти – священникам предписывается так же " внезапно " вернуться в рамки кесаревой юрисдикции. Понятно, что такое жонглирование моральными и юридическими компетенциями синхронно с намечавшейся, но не состоявшейся сменой власти вызывает у значительной части паствы многочисленные вопросы, но расчёт тут на другую, менее " значительную " часть. С точки зрения арх. Артемия Кищенко и его немногочисленных единомышленников, в ходе противостояния оппозиции с властью имело место попрание " Правды " , " Истины Христовой " . При этом под " Истиной " подразумевается не сам Христос и Его Жертва, как принято в христианстве, но " демократические процедуры " в их либеральном понимании. Здесь примечательно стремление любой ценой перевести программные политические установки оппозиции в нравственную и религиозную плоскость – притом, что гражданско-правозащитный дискурс, в силу как секулярного происхождения, так и коммерциализации протестных технологий, крайне далёк от евангельского этоса. Что касается действий сотрудников милиции, то должностные преступления, если они доказаны, дают повод для обращения в прокуратуру, а не для " люстраций " и политических переворотов.

http://religare.ru/2_121520.html

Отдельного упоминания достойна политизация католического фактора в белорусской политике, на которой часто делал акцент бывший Гродненский архиерей. Кищенко утверждает: если Церковь не поддерживает митинги и задержанных по политическим мотивам, то она теряет паству, которая уходит к " более честным " католикам. Таким образом, количество прихожан Церкви ставится в прямую зависимость от ее политической позиции, а вопрос конфессиональной принадлежности предлагается решать на площадях. Католики ставятся в пример православным, а центром христианской жизни в Белоруссии устами православного епископа провозглашается католичество, которое сами белорусы иронично называют – " польская вера " . Конфессиональность становится синонимом политических взглядов. Аналогичным образом поступали деятели Французской революции, когда вводили " гражданскую презумпцию " религиозной принадлежности: каждый француз обязательно католик и республиканец. Христа они называли " добрым санкюлотом " , а Троицу – " Верховным Существом " . Обобщая услышанное и увиденное, неизбежно приходишь к выводу о том, что идея политического богословия у арх. Артемия (Кищенко) и близких ему по взглядам политических деятелей имеет две взаимосвязанные цели. Во-первых, поместить Церковь в рамки секулярного политического спектра и заставить ее занять крайне либеральную позицию в этом спектре. Во-вторых, секуляризировать Церковь изнутри, присвоив современному богословскому дискурсу секулярные политические категории. Следует отметить, что мотив переноса религиозных процедур на поле политики уже звучал в " богословии майдана " на Украине. Можно констатировать, что при таком подходе православная экклесиология трансформируется по протестантской модели. Может ли Церковь влиять на политические процессы? Может, если подходит к ним с евангельскими и святоотеческими критериями. Следует отличать этот подход от подхода Кищенко, то есть следует рассматривать политику в контексте теологии, а не теологию в контексте политики. У арх. Артемия и его последователей политическая теология превращается в свою противоположность – теологизированную политологию, которая смыкается со взглядами ультраправых сил. Так формируется религиозно-идеологический гибрид – секуляристская ересь, обнаруживающая симптомы духовного пленения некоторой части священства. И не только белорусского.

http://religare.ru/2_121111.html

Так, в ходе недавних белорусских событий можно проследить ясную взаимосвязь между чисто политическими инициативами пропольской оппозиции и предпринятыми атаками на единство нашей Церкви. И хотя сегодня можно констатировать, что антинациональный тренд потерпел в Белоруссии поражение, вполне очевидно, что давление на Церковь будет продолжаться, причем желанными для антинациональных сил являются идеи церковного раскола, " национальной автокефалии " и усиления католического влияния. Причем последнее тесно связано именно с польской проблемой, поскольку крайне политизированное польское католичество является, по мнению многих наблюдателей, своего рода " католичеством в католичестве " , что всё больше беспокоит Ватикан. Церковь интересует антинациональную белорусскую оппозицию исключительно как инструмент политики. Ярким примером политизации церковно-религиозной сферы во время недавних белорусских событий является деятельность бывшего Гродненского архиепископа Артемия (Кищенко), ныне пребывающего на покое. Это яркий сторонник оппозиционного политического направления и радикального национализма, фигура достаточно заметная в политических кругах Белоруссии. Некоторые эксперты считают, что ставленник внешних политических сил Светлана Тихановская лоббирует арх. Артемия как оптимальную фигуру, способную создать и возглавить религиозную структуру, альтернативную Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. Так это или не так – покажет время. Нас же интересует феномен арх. Артемия с идеологической точки зрения. Кищенко многократно публично озвучивал продуманную политическую идеологию во время своих проповедей в кафедральном соборе Гродненской епархии. Его проповеди де-факто стали политическими выступлениями, благодаря которым Гродненская кафедра приобрела неформальный статус трибуны белорусско-польской несистемной оппозиции. В отличие от польских католиков для православных белорусов подобная политизация храма – явление новое и даже экзотическое. В связи с усилением давления и вмешательства в церковную жизнь со стороны проводников польского, литовского и американского влияния, которые, опираясь на оппозицию, подвергают атакам белорусское государство, явление это требует внимательного рассмотрения. Попробуем собрать воедино и проанализировать тезисы многочисленных выступлений арх. Артемия (Кищенко). Главный мотив – " нелегитимное насилие " власти и органов правопорядка, применяемое в ответ на противоправные действия оппозиции, оспаривающей " фальсификацию выборов " . По мнению архиепископа, противодействие власти уличным беспорядкам как бы отменяет формальную законность и обязует священников поддержать протестующих в силу морального закона в обход закона юридического. Знакомая логика " революционной законности " .

http://religare.ru/2_121111.html

  ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении Преосвященного архиепископа Майкопского и Адыгейского Тихона. Справка: Архиепископ Майкопский и Адыгейский Тихон просит разрешить переход клирика Майкопской епархии священника Ростислава Евенко в клир Румынской православной митрополии Германии и Центральной и Северной Европы. Митрополит Германский и Центральной и Северной Европы Серафим поддерживает данное обращение и выразил письменную готовность принять означенного клирика в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Решением Священного Синода 17-19 июля 2006 года переход клирика в другую каноническую юрисдикцию осуществляется по представлению правящего архиерея, при одобрении Священным Синодом и на основании Отпускной грамоты Святейшего Патриарха (журнал 53). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить переход клирика Майкопской епархии священника Ростислава Евенко в юрисдикцию Румынской Православной Церкви и направить соответствующую Отпускную грамоту митрополиту Германскому и Центральной и Северной Европы Серафиму.   ЖУРНАЛ 87 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Артемия (Кищенко), поддержанное Преосвященным митрополитом Минским и Заславским Вениамином, Патриаршим экзархом всея Беларуси, и Преосвященным епископом (ныне — архиепископом) Гродненским и Волковысским Антонием об определении архиепископу Артемию местом пребывания на покое город Гродно вместо города Минска. ПОСТАНОВИЛИ: Определить местом пребывания на покое архиепископа Артемия (Кищенко) город Гродно.   ЖУРНАЛ 88 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Талдыкорганского Нектария, викария Астанайской епархии, о почислении его на покой по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Епископа Талдыкорганского Нектария, викария Астанайской епархии, почислить на покой по состоянию здоровья, определив ему местом пребывания г. Москву.   ЖУРНАЛ 89 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о положении дел в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/5837973.ht...

АННОТАЦИЯ Автор статьи рассматривает на примере неудавшегося белорусского майдана религиозную политологию, характерную для идеологов церковного либерализма. Модельным объектом для анализа служит ситуация в Гродненской епархии, проповеди и выступления арх. Артемия (Кищенко) и его окружения, при помощи которых предполагалось переключить церковное влияние с сохранения гражданского мира на гражданский и религиозный конфликт, а также делегитимацию результатов политического электорального процесса. Религиозная политология определяется в статье как постсекулярный культурный гибрид. По мнению автора, этот феномен противопоставляется церковным либерализмом нормативной и догматически выдержанной теологии, идеи которой закономерно распространяются и на сферу политики. Также религиозная политология определяется как постмодернистское двоеверие и проявление современной посттеологии. В числе прочего рассматривается роль и последствия намеренной политизации католического фактора в контексте белорусских событий, а также связь политического католицизма с проблемой польского участия в разжигании конфликта внутри Белоруссии. Разбирается разница в понимании свободы в секулярно-правозащитном дискурсе и в христианском смысле. Автор статьи подчёркивает, что идея теологизации собственно политического дискурса является грубой подменой политической теологии, то есть решения политических вопросов в теологическом духе. Этот постсекулярный гибрид или явление постмодернистской квазирелигиозности стремится секуляризировать Церковь, побуждая её занять ультраправые позиции в политическом спектре и вменяя ей на уровне теоретического базиса секулярные политические понятия и категории. В целом всё ведёт к политической секуляризации церковной проповеди, когда теология превращается в религиозную политологию, не связанную с христианством. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА змагары, культурный гибрид, политическая теология, постсекулярность, посттеология, революция, религиозная политология, " теологии родительного падежа " , церковный либерализм

http://religare.ru/2_121520.html

В 1864 году, после подавления на Гродненщине восстания и принудительного перевода многих католиков в Православие, с помощью правительства начинается строительство деревянной Петропавловской церкви. За строительство взялся православный купец Феодосий Сидоровский, известный на Гродненщине своим меценатством по воздвижению церквей. К ноябрю следующего года деревянный храм в центре города был воздвигнут. 7 ноября 1865 года храм был освящен в честь апостолов Петра и Павла епископом Брестским Игнатием (Железовским) , который прибыл в город с шестью священниками. На освящении храма присутствовали 16 священников из Волковысского уезда. В 1866 году русские чиновники Волковыска и православное духовенство пожертвовали Петропавловскому храму старинную икону святителя и чудотворца Николая, писанную в 1575 году. Ранее икона находилась в одной из церквей древнего Волковыска. Территория после возведения храма была обнесена деревянным забором на каменном фундаменте. Позже в храме был устроен придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского . Храм находился в центре города, на видном месте, был увенчан двумя большими и тремя малыми куполами, обшит тесом. В 1941 году, в самом начале войны, во время военных действий деревянный Петропавловский храм полностью сгорел. Каменный храм Строительство каменного храма началось в 1991 году под руководством архимандрита Василия (Коржича) . Храм был освящён 16 октября 2004 года митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым) в сослужении епископа Гродненского и Волковысского Артемия (Кищенко) . Приход трехклирный: два священника и диакон. К храму примыкают помещения воскресной школы с библиотекой и хозяйственными постройками. Хор собора принимает регулярное участие в церковных певческих фестивалях. Архитектура Собор построен из кирпича. Решена центрическим квадратным в плане объемом, завершенным луковицеобразным куполом на цилиндрическом световом барабане. Основная архитектурная тема - высоко поднятые узкие арочные оконные проемы. Настоятели

http://drevo-info.ru/articles/13675548.h...

В сороковой день по кончине архиепископа Артемия (Кищенко) архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний совершил Литургию в Покровском кафедральном соборе города Гродно 1 июня 2023 г. 11:20 31 мая 2023 года, в среду 7-й седмицы по Пасхе, день памяти праведного Иоанна Кормянского, архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Гродно. Богослужение было совершено в сороковой день по кончине архиепископа Артемия (Кищенко) , служившего на Гродненской кафедре в 1996-2021 годах. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Гродненской епархии протоиерей Николай Лабынько, настоятель Покровского кафедрального собора протоиерей Григорий Беляцкий, клирики кафедрального собора и духовенство Гродненской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Димитрий Шепелев. Литургические песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Юлии Шепелевой. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о восстановлении мира. По окончании Литургии владыка Антоний вместе с духовенством совершил панихиду по архиепископу Артемию, после чего обратился к верующим со словом. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Апостол Павел говорит: «В Церкви Христовой нет ни Еллина (то есть язычника), ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара (то есть иноплеменника), Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.1:11 ). И еще: «Благовествование (то есть проповедь о вере Христовой) пребывает во всем мире и приносит плод и возрастает» ( Кол.1:5–6 ). Сам Христос говорит: «Идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари... » И на это веками отвечает Церковь : «Вся земля да поклонится Тебе». И это так потому, что учение Христа целостное, а это значит всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни. Единое Тело Христово, Церковь , есть в то же время множественность лиц. Понятие единства во множественности и множественности в единстве, что уподобляет тайну Церкви тайне Святой Троицы, в которой единство природы сочетается с троичностью ипостасей. Соборность Церкви есть данная ей Духом Истины через святых апостолов Божественная спасительная истина, все в своем единстве Божественное Откровение. Наличие в Церкви Богооткровенной истины – вот критерий соборности Церкви. Соборная – полная, законченная, не нуждающаяся в дополнении. Православные христиане верят, что полнота участия в Церкви Божией есть только в исторической Православной Церкви, что в других вероисповеданиях существуют препятствия к полному единению с Богом. Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.13:15 ). Согласно апостолу Павлу, благовествование «пребывает во всем мире» ( Кол.1:5–6 ). Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, «врата ада не одолеют ее» ( Мф.13:18 ). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» ( Мф.13:20 ). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви «вовек» ( Ин.13:16 ). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова ( 1Кор.13:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Апостолы Павел и Варнава, проповедуя слово Божие, совершали это таинство: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян.13:23 ). Следует заметить, что благодать священства одна, но сообщается через таинство в различных дарах для надлежащего исполнения обязанностей диакона, пресвитера или епископа, соответственно самому служению их в Церкви. Из послания апостола Павла Титу, епископу Критскому, видно, что епископы продолжают апостольское служение: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Рукоположение в Церкви совершают только епископы, ибо «меньший благословляется большим» ( Евр.1:7 ). Таким образом, епископы являются преемниками апостолов. Тем не менее назначение епископов и их деятельность иные, чем у апостолов. Епископы поставляются во главе Поместных Церквей для совершения таинств, в то время как апостольское служение проходило при постоянном перемещении для евангельской проповеди по всему миру ( Мф.13:19 ). Епископы, священники и диаконы составляют церковную иерархию, без которой невозможны совершение таинств, правильное научение христианской истине, ее хранение и толкование, а также управление делами Церкви. Святой Игнатий Богоносец учит, что епископ в Церкви носит образ Самого Бога, так как в Церкви, как в Теле Христовом, Христос присутствует невидимо, а епископ в церковной общине занимает то место, которое Христос занимал на Тайной Вечери 294 . Епископ (επ σκοπος) собственно значит «надзиратель». В посланиях апостола Павла к Тимофею мы имеем прямое и ясное указание на рукоположение как на такое благодатное священнодействие, через которое были поставляемы епископы. Так, в первом послании к Тимофею, бывшему епископом Эфесской церкви, апостол пишет: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.1:14 ). В другом же послании ему пишет: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). Из сопоставления одного места с другим видно, что Тимофей был рукоположен священничеством и самим апостолом Павлом, или, что то же, собором старейших священнослужителей под предстоятельством апостола Павла, а также, что в этом священнодействии сообщен Тимофею дар Божий, и этот дар Божий имеет пребыть с ним навсегда, как его достояние. От него требуется одно: не нерадеть о нем, а возгревать его. Что здесь под рукоположением разумеется не иное рукоположение, как епископское, это вполне подтверждается дальнейшими наставлениями Тимофею: из них видно, что он облечен властью рукополагать других ( 1Тим.1:22 ), имеет наблюдение над находящимися в его ведении пресвитерами ( 1Тим.1:17, 19 ) и вообще является строителем «в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго» ( 1Тим.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В апостольских посланиях раскрывается все значение Святого Духа для внутренней жизни отдельного человека и перечисляются Его духовные плоды и дарования. Но все дарования лишь средства к приобретению больших, а среди них – превосходнейшего, одновременно дара и плода Святого Духа – любви, о которой апостол Павел говорит, что в сравнении с ней всё – ничто. Причастным Святому Духу можно сделаться каждому верующему через молитву и таинства. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк.13:13 ). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.1:4–6 ). «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.1:8 ). Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.1:22 ). Хранительницей даров Святого Духа является Святая Церковь . О девятом члене Символа веры Девятый член Символа веры читается так: (Верую) «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ». Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь . «Христианства нет без Церкви», – писал в начале XX в. архиепископ Иларион (Троицкий) , один из многих новомучеников 200 . Церковь – это Христово Царство, купленное ценой Его крови. Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Отцом. Церковь – κυριακ (и от латинского circus – круг) – дом Господний или жилище Господне. Название церкви получилось от места, где обнаруживалась жизнь церковная. Сужение смысла – εκκλησ α – «собрание людей», народное собрание перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010