В Христе на небо вознесен Человек, человек приобщен к небесной правде, и это значит – вернулся к Богу, к знанию Бога, и в Нем – к единственной подлинной, а потому вечной жизни. Это уже не избавление человеческого естества от греха и смерти, а предельное его прославление, обожение, которого может достичь каждый человек, если только он во всем последует за Господом. Вознесясь с плотью на небо перед учениками, Господь указал высшую цель жизни человеческой – стремление духом и телом к небу, как к своему отечеству, к единению с Богом, как Своим Отцом. Иисус Христос вошел на небеса Своим человечеством, ибо Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах 181 . Господь вознесся во славе ( 1Тим.1:16 ), вошел по Своему человечеству в ту славу, которую Он имел у Отца по Божеству прежде бытия мира. Священное Писание говорит о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде ( Ин.1:62 ), к Отцу ( Ин.13:28, 13:17, 13:5–16 ), но это возвращение совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Тем самым состояние единства Сына с Отцом – «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.13:11 ) – распространяется и на Его человеческую природу. Таким образом достигается цель, для которой было предназначено Творцом человеческое естество. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славы и силы Сына Божия. Достижение этого состояния совершенного единства с Богом теперь доступно и для всех верующих во Христа: «Да будут все едино; как Ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино» ( Ин.13:21–22 ). Слова Символа веры «седяща одесную Отца» нужно понимать в переносном смысле: они означают то, что Сын Божий и по человеческой природе, воспринятой Им на Себя, получил равную с Богом Отцом силу, славу и честь. Преподобный Иоанн Дамаскин , разъясняя смысл этих слов, замечает: «Говоря, что Иисус Христос воссел одесную Бога и Отца, не разумеем правой стороны Отца, ибо Неограниченный как может иметь правую сторону?.. Итак, под словами «одесную Отца» разумеем славу и честь Божества, которую Сын Божий как Бог и единосущный Отцу имеет прежде веков и в которой ... восседит по прославлении плоти Его» 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Всякий грех совершается для наслаждения и входит услаждением, потому прощение грехов подается через злострадание и печаль, а изгоняется грех горечью и слезами. Покаянные слезы – это самые дорогие для нас слезы, это те слезы, о которых в Евангелии сказано: «Блаженны плачущие...» ( Мф.1:4 ). «Как бы ни возвышенны были наши подвиги, но если бы мы не стяжали болезнущего сердца, то эти подвиги и ложны и тщетны. При исходе души нашей мы не будем ни в чем обвиняемы так, как в том, что не плакали непрестанно о грехах своих. Ибо плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиреномудрие... Источник слез после крещения больше крещения» 261 ( Иоанн Лествичник ). Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать в грехи плачем избегает их: это путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: плачьте, другого пути, кроме плача, нет. «Плачь же... о грехе своем, только плачь не просто и не для вида, но горько, как (плакал) Петр: изведи потоки слез из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердившись, простил тебе прегрешение» 262 ( Иоанн Златоуст ). Причин, которые возбуждают в нас чувство раскаяния в содеянных грехах, несколько. Одна из них, главная, внешняя по отношению к человеку, но самая сокровенно-таинственная и внутренняя по отношению к самому существу и действию раскаяния, есть благодать Божия. Что она необходима, в этом удостоверяет Спаситель в Евангелии: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин.1:44 ). Это же Он подтвердил в Откровении словами: «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.1:20 ). Что, наконец, благодать является внешней для человека, то есть не связывает его свободы, видно из того ожесточения и упорства, с которым люди в состоянии противиться всем ее воздействиям. Сам Господь обличает людей за это ожесточение и упорство через пророка: «Вас обрекаю я мечу, потому что я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих, избрали то, что было неугодно Мне» ( Ис.13:12 ). Остальные причины, вызывающие в нас чувство раскаяния, родятся в сердце человека. Так, если после таинственного воздействия на него благодати сердце откликнется на нее, тотчас возгорается верою и страхом Божиим. Страх Господень – начало познания: познание преступления производит покаяние. Надобно заботиться, чтобы сокрушение о грехах проистекало не только из страха наказаний за грехи, а преимущественно из любви к Богу, волю Которого мы нарушили. Печаль первого рода без последней была бы только печаль рабская, а не сыновняя, печаль собственно по нас самих, а не по Богу. «Может плакать и бессильная злоба, и униженная гордость – эти слезы грешные, бесполезные, слезы крайне вредные для плачущих, ибо причиняют смерть душе» (Иоанн Кронштадский). «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Ибо зная, кто есть Бог и кто мы (сотворенные по Его образу) и кем должны быть, находим путеводную нить нашего поведения. Бог есть любовь, значит, человек как образ Творца тоже должен любить. Это – великий Закон. «Мы не знаем Бога, – писал апостол Иоанн, – если не любим своих братьев». Тайна внутренней жизни Бога – это тоже тайна наших человеческих жизней. Впрочем, тайна троичности Божества превышает всякое понятие человеческого разума и может быть принимаема только верою: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.1:11 ). То есть существа Божия, или того, что сокрыто в Боге, никто не может знать, только Дух Божий. Поэтому знание об этой тайне может быть заимствовано только из Откровения Божественного. «Никто не может ясно и полно постичь умом и выразить словом догмат о Пресвятой Троице, сколько ни читай Божественное Писание, – пишет преподобный Симеон Новый Богослов . – Истинно верующий и не берется за это, но, приемля с верою написанное, в том одном пребывает, ничего более не исследуя и, кроме написанного и того, чему научен, совершенно ничего другого не может он сказать пытливым и самонадеянно дерзающим исследовать Божественное» 98 . Таинство Пресвятой Троицы было открыто и в Ветхом Завете, только не так ясно и полно, как в Новом. Причиною этого было то, что Иудеи, которым дано было Божественное Откровение Ветхого Завета, были слишком склонны к многобожию, подражая языческим народам. Поэтому им опасно было ясно открывать тайну троичности Лиц Божественных. Главные ветхозаветные места следующие: Быт.1:26 : «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему «и по подобию Нашему». Множественное число указывает, что в Боге не одно Лицо. Быт.1:22 : «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло» (слова Божии пред изгнанием из рая). Быт.13:6–7 (перед смешением языков при столпотворении): «И сказал Господь: ... сойдем же и смешаем там языки их». Быт.13:1–3 : «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер «свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер «свой и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». «Видите ли, – наставляет блаженный Августин , – Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единаго Бога в трех Лицах» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

«Итак, внимайте себе и всему стаду (то есть обществу верующих), в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти (то есть руководить) Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян.13:28 ). Сам Иисус Христос обещал пребывать с верующими на земле до скончания века и всегда сохранять Свою Церковь так, чтобы и врата адовы не могли одолеть ее. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.13:18, 13:20 ). Слова Христа выражают ту мысль, что никакие действия злых духов не одолеют основанной Им на земле Церкви. Предметом верования в Церковь служат также все умершие в истинной вере и покаянии, принадлежащие к Церкви небесной, глава которой есть также Иисус Христос, как и Церкви земной. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. Первое – это Церковь , состоящая из членов, живущих на земле, обычно называемая «странствующей» ( Евр.13:14 ) или «воинствующей» ( Еф.1:12 ). Второе стадо – Церковь , состоящая из ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая «небесною» или «торжествующей» ( Евр.13:13 ). Странствующая и торжествующая Церкви отличаются как по составу, так и по условиям жизни своих членов, «поскольку одна воинствует и находится в пути, а другая торжествует победу, достигла отечества и получила награду» 203 . Церковью небесной называется общество ангелов и святых людей умерших, соединенных между собой одной верою и одним служением истинному Богу 204 . Священное Писание ясно свидетельствует о небесной Церкви. Так апостол пишет к обратившимся в веру Христову иудеям: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам (то есть множеству) ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев (то есть первых из людей святых), написанных на небесах, и к судии всех Богу и Духам [то есть душам] праведников, достигшим совершенства, и Ходатаю Нового Завета Иисусу» ( Евр.13:22–24 ). Здесь под горою Сионом, городом Бога живого, «небесным Иерусалимом» разумеется Церковь небесная, состоящая из множества ангелов и святых людей умерших, торжествующих на небе, начиная с первых ветхозаветных праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

О вездесущии Божием пророк Давид говорит: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там. Сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница (правая рука) Твоя» ( Пс.134:2–10 ). Далее пророк говорит, что и сама тьма не может сокрыть человека от лица Божия. Не частью Своей, а всем Существом Бог проникает во все миры и пространства, Им созданные, во всякую форму и всякую идею бытия, не сливаясь с тем, в чем присутствует, пребывая над всем. Бог обладает самобытным бытием, и как самобытный, то есть имеющий источник и причину Своего бытия в Самом Себе, Он никак, никем и ничем не ограничен. Все, что есть в тварном мире, существует в условиях пространства и времени, значит, ограничено и конечно. Бог же как самобытный, нетварный и абсолютный, независимый ни в чем и ни от чего-либо внешнего, находится вне или выше пространственности, или измеримой протяженности. Бог есть Существо Необъятное, Неограниченное и Неизмеримое. Будучи неизмерим, Он сопребывает с миром как Существо Вездесущее, то есть Бог, не будучи заключен в каком-нибудь пространстве, наполняет Собою все и пребывает везде, повсюду, всегда, всецело. О неизменяемости Божией апостол Иаков учит: «У Бога, Отца светов, нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Всеми сказанными качествами Господь обладает в такой презбытчествующей полноте, что возрастать им или убавляться невозможно. Жизнь в Боге не подлежит постепенному развитию и усовершенствованию, и существо Божие через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и ничего не приобретает для Себя такого, чего бы еще не имело, то есть не совершенствуется и не возрастает в Своем бытии. Неизменяемость – апофатическое свойство, и положительно мы не знаем, что это такое. Посредством этого термина мы лишь выражаем ту мысль, что Бог через проявления Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не упадает и не возрастает в Своем бытии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Понятно, что все, начавшееся во времени, во времени же должно и окончиться. Кончина мира состоит не в полном его уничтожении, но в изменении и подлинном обновлении, когда «воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет.1:12 ) и откроются «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» ( 2Пет.1:13 ; Откр.13:1 ). В связи с этим святой Ириней Лионский писал: «Не сущность и не вещество творения упраздняется (ибо истинен и силен Тот, Кто устроил его), но преходит образ мира сего, то есть то, в чем произошло расстройство... Когда же прейдет этот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля» 184 . Когда подлинный христианин думает о том, что ожидает его после смерти, об обновлении всего творения, предсказанном на конец мира, он воодушевляется самой радостной надеждой. Ибо Христос должен вернуться в конце времен для окончательного установления Царства Божия среди людей, после того, как Он совершит над ними всеми Свой Суд. Сам Иисус Христос говорит: «Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.1:28–29 ). Вот оно – торжество Правды, которого жаждет все человечество, вот он – подлинный и по-настоящему светлый «новый мир»! Первые христиане, преисполненные этого ожидания возвращения Христа, приветствовали друг друга возгласом " Марана фа!» – «Господь грядет скоро!». Вся их жизнь преображалась этой надеждой, этим радостным ожиданием, и они без горечи расставались с земным существованием, уповая на воскресение и на преображение всего творения 185 . Пришествие Господа в конце веков будет Днем Суда, Днем Господним, предсказанным в Ветхом Завете и обещанным Самим Христом ( Дан.1 ; Мф.13 ). Но точное время конца Он не открыл, чтобы люди к нему готовились всегда постоянным бдением и добрыми делами. О неизвестности времени Своего Второго пришествия неоднократно говорил Сам Господь Иисус Христос: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф.13:36 ), «.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Поэтому апостол говорит, что плоды искупления, совершенного Иисусом Христом, несравненно выше последствий греха и осуждения: «Если преступлением одного (то есть Адама) смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности (то есть верующие во Христа) будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» ( Рим.1:17 ). Священное Писание свидетельствует об избавлении верующих в Иисуса Христа от греха, проклятия и смерти через Его крестную смерть. Так об избавлении от греха апостол говорит: «В Нем, или через Него (то есть Иисуса Христа) мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф.1:7 ). Об избавлении от проклятия: «Христос искупил нас от клятвы (то есть проклятия) закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.1:13 ). Об избавлении от смерти: «Поскольку дети причастны плоти и крови, то и Он (то есть Спаситель мира) также воспринял оныя, дабы смертью лишить силы имеющаго державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (греха)» ( Евр.1:14–15 ). Крестная смерть принесла падшему человечеству искупление и примирение с Богом – это один из основных догматов христианского вероучения. Ложно или, по меньшей мере, чрезмерно ущербно толкование этого догмата, когда искупление становится категорией юридическо-этической; это та тенденция, которая, начиная со Средних веков, наложила отпечаток на западное богословие, в ущерб убедительному реализму древней христианской мысли. Юридическо-этическая перспектива подчеркивает нанесенное Богу первородным грехом оскорбление, которое требует – чтобы укротить Божественный гнев – возмещения, и смерть воплотившегося Сына Божия есть умилостивляющая жертва. Православная перспектива, основанная на Священном Писании, равно как и на литургическом и древнем святоотеческом Предании, – в ином измерении: первородный грех был горьким плодом свободы, данной человеку его Создателем; Бог хотел, чтобы Ему поклонялись и Его любили существа свободные, потому что одна только свобода придает смысл любви; без возможности самоопределения, а значит и отказа, любовь человека к Богу была бы только отражением любви Бога к Самому Себе, подобно отблеску света в зеркале.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Священники, также называемые иереями или пресвитерами, помогают епископу в его работе. В настоящее время священники исполняют обязанности пастырей в приходских церквях, но в ранней Церкви это делали епископы. Священники предстоят во время совершения Евхаристии, учат, проповедуют, заботятся и наставляют свою паству в христианской жизни. Они назначаются епископами и принадлежат приходам, которым служат. Никто из них не получает дар священства лично для себя, вне служения церковной общине. В отрыве от своего епископа и от своей общины у священника нет никакой власти и никакого служения. Чтобы быть рукоположенным в священники Православной Церкви, мужчина должен быть женат, причем первым браком (соответственно и его жена). Вдовый же священник не может жениться вторично, продолжая служение. Если же в священство рукополагается неженатый мужчина, то он лишается возможности после этого вступить в брак. По изображению Книги Деяний апостольских, когда апостолы, действовавшие во всем по наставлению Христову и внушению Духа Святого, нашли нужным поставить в Церкви диаконов (диакон (διςκονος) – слуга, служитель), для служения трапезам – сперва обыкновенным, а впоследствии и трапезам Господним – для облегчения служения самих апостолов, они сперва предложили собранию своих учеников избрать из среды своей семь изведанных и исполненных Святого Духа и мудрости мужей; а когда те были избраны и поставлены перед ними, тогда они, двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян.1:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Таким образом через семь таинств, признаваемых Православной Церковью, христианину сообщается сила Божия, освящающая и укрепляющая его во всех наиболее важных для него обстоятельствах земной жизни. Благодать Божия, можно сказать, «царствует» на земле в Церкви Христовой, которая потому и называется иначе «благодатным царством Христовым». В десятом члене Символа веры упомянуто не о всех таинствах, а об одном крещении потому, что в III и IV веках о крещении было сомнение, не должно ли повторять его над лжеучителями при обращении их в истинную Церковь Христову. Это сомнение разрешено было в Символе веры . Именно на 1-м Вселенском Соборе было постановлено совершать крещение над человеком только однажды, что и выражено в Символе веры словами: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». В случае же обращения еретиков в истинную Церковь Христову позволено повторять над ними крещение только тогда, когда оно прежде совершено было над ними неправильно, например, не во имя трех Лиц Пресвятой Троицы или не через троекратное погружение. Таинство крещения В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь , и дает доступ к участию в других таинствах. Еще до установления таинства крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его для спасения. «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие» ( Ин.1:3 ) Когда Никодим выразил недоумение, «как может человек родиться, будучи стар», то Спаситель ответил, что новое рождение будет совершаться водою и Духом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.1:3, 5, 6 ). Установление этого благодатного таинства произошло после воскресения Христова. Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.13:19–20 ). К этому же Он прибавил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.13:16 ). В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи ап. Петра слушатели спрашивали: что же им делать?, апостол Петр сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.1:37–38 ). Там же, в Книге Деяний, записаны отдельные случаи крещения, совершенного апостолами. Так, апостол Петр крестил Корнилия ( Деян.13 ), апостол Павел – Лидию и домашних ее ( Деян.13 ), стража темничного с домом его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Христианское сознание выразило истину о творческом воздействии силы Святого Духа на Природу словами повседневной молитвы к Богу Духу Святому: «Царь Небесный! Дух истины, который везде находится и все Собой наполняет! Сокровище (источник) всякого блага и податель жизни! Прииди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, души наши!». Пролог Книги Бытия есть именно пролог, а не Откровение о происхождении мира. Откровение дает нам в прологе картину онтологической сущности мира, которая, естественно, не может быть отождествлена ни с его хронологическим, то есть меняющимся во времени состоянием – «вселенной», ни с нашей постепенно меняющейся из года в год гносеологической способностью познавать мир. Мы очень мало знаем о том, как развивался мир, пока не стал таким, каким мы видим его в настоящее время. Мы имеем в виду не только этапы развития, которые претерпела наша планета, но и все те этапы, через которые прошел космос в целом. О том, как шло постепенное развитие мира, Откровение говорит в стихах Книги Бытия, описывающих «дни» становления нашего мира. Необходимо отметить следующее: все, что мы знали и знаем о становлении мира – не только в прошедшие века, но и в значительной степени и в наши дни, – не выходит за рамки этих библейских строк. Лишь совсем недавно развитие науки позволило человечеству познать некоторые детали тех тайн, о которых на своем символическом языке говорит Откровение. Дни творения «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – вся сила их» ( Пс.13:6 ). Переходя к описанию созидания конкретных форм мира, автор Книги Бытия говорит, что акт их возникновения происходит по творческому Слову: «И сказал Бог...». В этом речении мы видим аналогию тому, что говорится в Евангелии от Иоанна о творении мира через Божественное Слово – Логос. Иоанн Богослов начинает Евангелие прежде всего с откровения о второй Ипостаси Единого Бога – Божественном Логосе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010