Историю творения видимого мира передает нам священный писатель Моисей (в начале книги Бытия). Так он говорит, что прежде всего Бог сотворил из ничего небо и землю. Не из ничего в буквальном смысле слова, но из «Своего Всемогущества», по толкованию святителя Василия Великого 118 . Библейское откровение о творении из ничего Творение есть акт возникновения чего-либо из небытия к бытию, то есть возникновение того, чего ранее не было совсем, не существовало даже в первоэлементах, даже в потенции. Таким образом, принцип творения не допускает возникновения бытия из какого-либо «хаоса», то есть чего-то такого, из чего сотворенное могло бы образоваться. Этим библейская религия резко отличается от других древних религий, которые не только допускали существование многих первопричин бытия и говорили о некоем предсуществовании, которое можно назвать хаосом, но и допускали возникновение из первобытного хаоса самих богов. Автор Книги Бытия во всем повествовании о сотворении мира только три раза употребляет слово «сотворил» (древнееврейское «бара»). Во всех трех случаях речь идет о возникновении принципиально новой сущности: • первое «бара» – сотворение неба и Земли; • второе «бара» – сотворение «души живой»; • третье «бара» – сотворение человека. Человек, будучи одним из организмов Земли, по своим духовным особенностям есть нечто принципиально новое в мироздании. Личность человека, его внутреннее «Я», или сознание, явно нематериальны. От «творения» автор Книги Бытия отличает создание (библейское «аса») всех форм, которые наполняют мир. То, что создано, возникает не из небытия, а из предшествующей, ранее сотворенной основы, из того, что уже хранит в себе потенциальную возможность бытия того, что создается. Например, о происхождении «тверди небесной», Солнца и прочих небесных тел говорится, что они не сотворены, а только созданы, так как они суть только разные формы ранее существующей материи. Возможность их возникновения (создания) потенциально имелась в недрах ранее сотворенного материального мира. После того как сказано о сотворении души живой, далее при описании появления множества живых существ уже не говорится, что они сотворены, но сообщается, что они только созданы. Таким словоупотреблением выражается мысль, что после сотворения «души живой» ни один из конкретных живых организмов не представляет собой ничего принципиально нового 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

И чтобы слова «Сын Божий» всегда понимались правильно, не в переносном или условном смысле, Священное Писание присоединяет к ним слово «Единородный» – Единый Рожденный от Бога: «Слово (то есть Сын Божий) стало плотью (то есть сделалось человеком) и обитало (или жило) с нами, полное благодати и истины (то есть Божественной силы и мудрости), и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Итак, Единородным Сыном Божиим Иисус Христос называется потому, что Он один только есть Сын Божий, рожденный от Бога Отца по существу и единосущный Ему. Если же ангелы и верующие из людей называются в Священном Писании сынами Божьими, то это название дается им только по благодати и усыновлению их Богом 150 . На особый характер богосыновства Иисуса Христа указывают слова «иже от Отца рожденнаго прежде всех век... рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу». Во-первых, Он рожден от Отца прежде всех век, то есть до акта творения, до начала всякого времени. Время началось вместе с мирозданием. Бог же существует в вечном вневременном бытии без начала или конца. Само слово «вечность» вовсе не означает «бесконечное время», это – отсутствие времени вообще, отсутствие прошлого и будущего, – только одно всеобъемлющее настоящее. Для Бога всё – «ныне». Во-вторых, термин «рождение» означает произведение из собственной сущности, тогда как «творение» – произведение из ничего или из иной сущности. Родить можно только равное себе по достоинству существо, тогда как творец всегда выше своего творения. Кроме того, рожденный всегда ипостасно отличен от родившего, так как в собственном смысле «рождение» есть добавление ипостаси. Отсюда следует, что Сын: 1) не есть творение Божие; 1) происходит из сущности Отца и, следовательно, единосущен Отцу; 1) обладает равным с Отцом Божественным достоинством; 1) отличен от Отца по ипостаси. Итак, рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существовал, или, вернее, существует – несотворенный, вечный и божественный. Слова «Света от Света» выражают некоторое подобие предвечного рождения Сына Божия от Бога Отца. Как солнце и свет, распространяющийся от него по всей вселенной, не могут быть отделены друг от друга и имеют одинаковые свойства, так и Бог Отец и предвечно рожденный от Него Сын Божий, по существу, не разделяются один от другого и имеют одинаковые Божеские свойства. «Даже сама мысль, что рожденный от Бога может быть меньше Бога, – говорят святые отцы Церкви, – бесчестит Бога» 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

1 . Распространение этой тропической растительности повсеместно по всему земному шару, включая и полюсы. 1 . Наличие такой же теплолюбивой фауны на всем Земном шаре, включая и полюсы. 1 . Образование в громаднейших количествах залежей каменного угля, как результат постепенной гибели травовидных лесов, не приспособленных к прямым лучам солнца и, естественно, обуглившихся от лучей, подобно тому как обугливается трава в жаркое лето при засухе. 1 . Появление климатических поясов: полярного, умеренного и тропического начиная с пермского периода. 1 . Распределение растительного и животного мира, по-разному приспособившегося к этим климатическим поясам. Этих данных вполне достаточно, чтобы убедиться в справедливости такого объяснения, иначе все вышеприведенные данные будут оставаться неразрешимыми загадками. Есть несколько иных объяснений этих явлений, но насколько они убедительны, можно судить из следующего: – теория отклонения земной оси категорически опровергается астрономами; – теория перемещения полюсов за счет материков, плавающих на расплавленной магме (теория Вегенера) вполне правдоспособна, но чтобы это движение было с полюсов на экватор, противоположно движению Земли, то это или маловероятно, или, во всяком случае, противоречит физическим законам. Кроме того, это все равно ничего не объясняет, так как вся флора и фауна по всему земному шару в палеозое тепловодная, почти тропическая. Далее: как увязать подобное объяснение с отсутствием годичных колец у всех деревьев по всей земле, кончая пермским периодом, и прочее? Если уж выбирать какую-либо из теорий, то вышеприведенная теория, основанная на библейском повествовании, будет самой убедительной и подтверждается всеми семью вышеприведенными неоспоримыми фактами. Творческая десница Божья видна в законах земли. Интересно отметить, что св. Василий Великий указывает на то, что Солнце и Луна, являющиеся для человека, по словам Книги Бытия, «великими», таковы не по своему физическому объему, ибо они не велики по сравнению со звездами. Звезды кажутся меньшими только потому, что они далеки. Светила эти названы в Книге Бытия великими потому, что они велики для нас, ибо имеют объем, достаточный для того, чтобы изливаемыми из них лучами осиявать небо и воздух и распростираться по всей земле и морю, «ибо предметы, далеко отстоящие, видим несколько меньшими» (Шестоднев, беседа 6-я) 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Тварная вечность имеет начало, но, согласно Откровению, не будет иметь конца. В этом ее отличие от абсолютной вечности Бога. Тварная вечность не тождественна текущему времени, которое есть только подвижный образ вечности, ибо оно всегда возникает и всегда исчезает. Время может прекратиться (см. Откр.13:6 ), но вечность неуничтожима. Земля – это весь тот материальный мир, о котором говорится, что он сотворен вслед за миром духовным – небесным. Земля – это мировое вещество, названное землею потому, что оно, составляя нашу планету, однородное для всех мировых тел. Эта субстанция, из которой произошли потом все мировые тела, была вначале безжизненной, бесформенной, неупорядоченной. Мир в этом состоянии назван бездной, как бы безграничным морем, водами; эта беспредельная масса была невидима и неустроена – невидима в смысле отсутствия вида, формы. Земля (материя) в Откровении характеризуется четырьмя отрицательными определениями: «безвидна», «пуста», «тьма» и «бездна». Какой же смысл таят в себе эти четыре отрицательные характеристики? Эти слова всегда характеризовали первичное состояние именно нашей планеты, так как прежде чем она приняла тот вид, в котором существует сейчас, она была «безвидна и пуста», «невидима и неустроена». Но эти слова относятся и ко всей материи в ее непостижимой для нас сущности. Материя как таковая («сама в себе»), вне своих проявлений всегда для нас «пустота и ничто», «бездейственна и неразличима». «Видимой», то есть познаваемой, материя становится лишь в ее конкретных формах, она проявлена для нас лишь в феномене нашей Вселенной. Вслед за этими характеристиками «земли» – материи даются еще две отрицательные: «... и тьма над бездною» ( Быт.1:2 ). Слово «тьма» («гошек») в древнееврейском языке, как и в русском, является символом непознаваемости и неисчислимости. «Тьма», в частности, означает отсутствие явлений, наблюдаемых во времени. Течение времени для нашего сознания обычно связывается со сменой дня и ночи, поэтому «тьма» означает невозможность установления какого-либо хронологического отсчета времени от начала существования материи. Это вполне согласуется с уже указанными чертами материи – «безвидна и пуста».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Ребро – это опора для тела, а также то, что связывает части одного тела воедино. Отцы не сомневались в том, что именно ребро взял Господь Бог у погруженного в «крепкий сон» Адама, оно здесь не только «материал», оно вместе с тем является еще и знаком той тайны, которую совершил Творец, создав жену и дав новое имя Адаму. Адам в этом акте ничего не потерял, он остался совершенно целостным, как был ранее, и его новое имя свидетельствует не только об изменении, но скорее о приобретении той новизны, которая делает его богаче. Он сохранил все то, чем был раньше, и он стал тем, чем он раньше не был. Что такое Адамово ребро в «божественных руках»? Неужели Тому, Кто сотворил весь видимый и весь невидимый мир из ничего, нужно было ребро для создания жены? Нет! Это нужно было для Адама, чтобы ему узнать в новом творении свою кость и свою плоть! «Полнота человечества – в единстве мужчины и женщины. Они предстают в Бытии поистине единосущными (мужчина по-еврейски – «иш», женщина – «иша»). Их единство благословляется, и задолго до грехопадения они получают заповедь деторождения» 139 . Сегодня люди скрывают свою наготу от чужих, но в истинной любви муж и жена не стыдятся друг друга. Отсутствие стыда в Эдеме есть следствие проявления в муже и жене единства жизни и любви, глубочайшего взаимного доверия, как дара Творца им обоим. Стыд явится по грехопадению и будет знаком совершившегося распада этого единства. Корнем же этого единства было единение с Творцом – полнотой и источником всех даров, а условием исполнения такого единства было соблюдение заповеди. В седьмой день Бог почил от дел своих, то есть прекратил дела творения. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает «покой». О двусоставной природе человека Бог создал тело человека из земного праха и вдохнул в него дыхание жизни. Этот библейский образ помогает уразуметь основополагающую истину библейской антропологии: человек – существо двусоставное, состоящее из бессмертной души, в которой запечатлено Божественное дыхание, и смертного тела, составленного из элементов физической природы (праха земного). Душою человек принадлежит миру духовному, сверхчувственному; телом – миру материальному. Соотношение этих двух начал в личности человека и определяет в конечном итоге то, что условно можно назвать качеством человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Из человеческих опытов, например, по созданию жизни или психики, даже если бы они были удачны, никаких философских выводов нельзя будет извлечь, ибо воспроизведение жизни или психики теперь, когда материя уже полна жизни, было бы не творением, а именно воспроизведением, лишь осуществлением той потенции, которая уже сотворена ранее. Таким образом, творение есть акт настолько выходящий за пределы окружающей нас действительности, которую мы изучаем, что не можем дать ему ни описания, ни логического определения в системе наших понятий об уже существующем. Говоря о происхождении мира, невозможно соотнести акт творения с каким-либо моментом бытия мира, так как мир может быть мыслим только существующим во времени, и само время может быть мыслимо только в существующем мире. Творение мира есть и творение времени. Тем самым исключается какая-либо возможность наблюдения самого акта творения мира. Время и вечность, понятие о Земле Все сотворенное уже по тому самому, что сотворено из ничего, произошло во времени, поэтому время чуждо одного только Творца, а всему тварному оно принадлежит существенно и необходимо. По святителю Василию Великому , Бытописатель потому и выразился о твари «В начале сотворил Бог», что начало естественным образом предшествовало тому, что – от начала. По святителю Кириллу Александрийскому все, что приведено к бытию из небытия, необходимо подлежит изменениям, а потому имеет начало и устремляется к концу 120 . Сущность сказанного вкратце можно представить так: вечность и время так относятся одно к другому, как бытие несозданное к бытию созданному, или, точнее сказать, они с тем и другим составляют одно и то же. Таким образом, за созданным миром необходимо признать начальность и временность. Тем необходимо это следует признать, что время составляет необходимую принадлежность или самую природу созданного мира. Ибо что такое время, как не разные преемственные и последовательные перемены, которым с безусловной необходимостью подвергаемся все мы и весь мир? Не будь этих перемен или тварей, в которых они происходят, не было бы и самого времени. Времени поэтому до происхождения тварей вовсе не было, явилось же оно только с тварями. Поэтому вернее будет, если о временном происхождении мира будем выражаться так, что Бог сотворил его не во времени, а вместе со временем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

– Самопожертвование во всем. Если молодой человек может бросить все и пойти за Христом, то человек в возрасте никуда не пойдет, он станет рассчитывать – стоит ли идти. Религия – это удел смелых, которые способны жертвовать собой. Это не уровень слабых, ищущих помощи Всевышнего, а уровень тех, кто может всего себя отдать. Апостолы все бросили и пошли за Христом. Религиозная жизнь подразумевает то, что и я могу все оставить и пойти за Христом. Не нужен фанатизм, но и не должно быть материализации нашей религиозной жизни, не должно быть потребительского отношения к Церкви. Мать жертвует собой ради ребенка – и получает полноту радости жизни. Кто свою жизнь возненавидит, всецело отдаст ее, – получит высшую жизнь, вечную (ср. Мф. 16, 25). Если я живу законом вечности, то всецело отдаю себя и не готов идти на компромиссы. Поэтому христиане – соль земли, поэтому христиане – свет миру. Поэтому для них Пасха – это не догматическое богословие. Архиепископ Артемий (Кищенко) – Уточните, владыка, что вы имеете в виду? – Мы понимаем, что Христос воскрес, и что эта возможность потенциально заложена в каждом человеке. Но это знание – от ума. А сердце живет другим законом. Да, я знаю, что это потенциально возможно, но живу сиюминутными, сегодняшними заботами. Мы боимся, приспосабливаемся и ищем комфорта – даже в Церкви… Даже во время поста все сводится к материальному: я не кушаю мясную пищу, я купил и поставил свечи, подал записки, перевел на церковный счет какую-то сумму, сделал столько-то поклонов, написал на бумажке все свои «уголовные преступления» и отдал их «следователю» при Церкви, я признался «доктору» в своих заболеваниях… Но здоровый образ жизни я ведь не начал! Да, врач сказал, какие у меня проблемы со здоровьем и как с ними надо бороться. Но пока вся моя борьба с болезнью сводится к чему? Что я принимаю лекарства, которые должны меня насильственно изменить в лучшую сторону. Но сам себя я не меняю, и здорового образа жизни пока нет. Я все планирую, что завтра начну вести здоровый образ жизни.

http://pravoslavie.ru/129286.html

Обвинение, предъявленное Христу, содержало в себе необходимые для казни через распятие политические элементы: «И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» ( Лк.13:2 ). Его обвинители прекрасно знали, что за десять лет до этого Тиберий объявил, что любой судья может немедленно приговорить к казни человека, который восстает против Рима. В еврейском уголовном праве казнь через распятие, как правило, не применялась. Евреи казнили своих преступников другими способами: их забивали камнями, сжигали, отрубали им головы или душили их. Позже была разрешена казнь через повешение. В еврейском кодексе упоминалось «повешение», но речь шла не о казни: имелось в виду позорное наказание для идолопоклонников и богохульников, которых перед тем до смерти забивали камнями. Повешение, в соответствии с действующими законами ( Втор.13:23 ), означало, что обвиняемый проклят Богом. Обычно и у римлян, и у евреев казнь через распятие указывала на то, в каком именно преступлении обвинялся казненный. Бичевание преступника После того, как преступника приговаривали к казни через распятие, его обычно привязывали к столбу в здании суда. С него снимали одежду, а затем ликторы, или бичеватели, его жестоко пороли. Плеть, так называемый «флагрум», состояла из основательной рукоятки, к которой были прикреплены кожаные ремни разной длины с вплетенными в них острыми зазубренными кусками костей и свинца. По еврейским законам наказание было ограничено сорока ударами. Фарисеи, постоянно пекшиеся о том, чтобы не нарушить закон, ограничивали число ударов тридцатью девятью: чтобы не нарушить закон, если по случайности они ошибутся в счете. У римлян таких ограничений не было, и они могли игнорировать еврейские ограничения; вероятно, именно так обстояло дело в случае с Иисусом. Медицинский аспект Д-р Трумэн Дэвис, врач, тщательно исследовавший медицинские аспекты распятия, в статье «Распятие Христа» описал процесс бичевания римской плетью: «Тяжелая плеть снова и снова со свистом хлещет преступника по плечам, по спине, по ногам. Сначала тяжелые ремни прорезают верхний слой кожи, потом врезаются в подкожные ткани: вот уже из кожных капиллярных сосудов начинает идти кровь; еще несколько ударов – и кровь хлещет из мышечных артерий. Закрепленные на ремнях свинцовые шарики сначала оставляют огромные синяки на коже, а еще через несколько ударов разрывают ушибленные места. Под конец кожа на спине висит кровавыми клочьями, неразличимыми в общем кровавом месиве. Когда сотник, наблюдавший за наказанием, решает, что преступник вот-вот умрет, он прекращает бичевание» 319 («Аризона медисин», март 1965).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Есть определенные духовно-нравственные условия развития религиозного чувства. В первую очередь это чистота ума, души и сердца человека. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», – говорит Слово Божие ( Мф.1:8 ). А преподобный Исаак Сирин пишет: «Вера требует чистого и простого образа мыслей» 9 . В злую душу, в нечистый ум, в сердце, оскверненное грехом, не может войти Божественная премудрость, свет никогда не смешается с тьмой, чистота – с грязью. Непомраченное нравственное чувство, то есть способность отличать добро от зла и подчинять свою жизнь правде, есть непременное условие Богопознания. «Подобное познается подобным», – говорили древние. Если мы живем во лжи и в скверне, то не увидим Бога, не почувствуем Его сердцем своим, не прикоснемся к Нему своим разумом. Сердце имеет великое значение в духовной жизни. Чистотою сердца, по учению Священного Писания , обусловливается самая высшая степень общения человека с Богом – возвышение духа до лицезрения Бога. Сердце отличается наибольшей доверчивостью к религиозной истине. При участии сердца мы живее воспринимаем истину и убеждаемся в ней не в силу одного ее отвлеченного достоинства, но и потому, что ощущаем ее благотворное действие в себе самих, ощущаем, что она вполне удовлетворяет нашим коренным требованиям, что она есть именно то, в чем мы имеем нужду, без чего для нас не могло бы быть истинного счастья и душевного мира. Принятая сердцем религиозная истина делается нераздельной частью нашего собственного существа. Сердце сообщает жизнь всем другим душевным силам. Нередко сердце и побуждает разум изучать основания для веры, искать истины. Без искренности, без любви (а любить – это значит отдать себя другому лицу, или идеалу, или высокому делу) всегда можно найти множество оснований для неверия. Самое важное для ищущего человека – это согласовать свою жизнь с тем, во что он хотел бы верить, и действовать соответственно этому идеалу. Есть немало такого, что познается только тогда, когда претворяется в жизнь. Если я не стремлюсь всей душой к добру, если не делаю добра, то остаюсь непроницаемым для веры. «Живущий в истине находит свет», – говорит Евангелие 10 . Значит вера, которая и есть этот свет, зависит от того, как мы ведем себя в жизни. Это сравнимо с фарой велосипеда: она начинает светить только тогда, когда велосипедом пользуются и приводят его в движение. И чем больше ускоряют движение, тем ярче светит фара, тем лучше видно и тем безопаснее ехать.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Только тот, чье сердце знает внутреннюю тревогу, то есть кого преследует жажда подчинить свою жизнь высшему идеалу, кто ищет, кто способен на жертвы, кто неудовлетворен и отказывается сделать центром своей жизни себя самого, кто решился всю жизнь жить опасно, – только он находится на пути к Богу. Религия – дело сильного человека, вопреки распространённому представлению о ней как уделе слабых, верующих от беспомощности. Вовсе нет, ибо для того, чтобы обуздать самодовлеющее человеческое «я» и вытеснить его на периферию, поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать воистину «нищим духом», что в евангельском смысле означает быть человеком большой духовной силы. Поэтому сознательно избранный религиозный образ жизни есть выбор сильных людей. Необходимость веры в учении христианской религии В учении благочестия требуются не только знания, но и вера, потому что главный предмет этого учения есть Бог , Невидимый и Непостижимый, и Премудрость Божия, в тайне сокровенная. Поэтому многие части этого учения не могут быть объяты знанием разума, но могут быть приняты верой. «Вера, – говорит святитель Кирилл Иерусалимский , – есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение» 11 . Бог есть существо неограниченное и притом невидимое для нас в настоящем нашем состоянии, следовательно, Он выше нашего ограниченного разумения. Высший духовный мир или ангелы и видимый мир в отношении к его сущности и назначению превышают наше естественное разумение. Еще менее известны нам пути Божественного Провидения и все дела Божии. В учении нашей религии многие части сего учения выходят из пределов постижимости и вообще не подлежат нашему опытному наблюдению; они не могут быть предметом нашего знания, которое, как мы видели, имеет дело с вещами видимыми и постижимыми, подлежащими непосредственному наблюдению нашему; но должны и могут быть приняты только верою, то есть первым источником наших познаний. Но не только вера нужна в познании предметов духовных, она безусловно необходима и в опытных науках, и в обыкновенной человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010