Спаситель добровольно сошел в бездну человеческого страдания, достигнув самого дна. И потому ныне Он со всеми, кто терпит муки. И, дабы непереносимые страдания не раздавили человека, Христос разделяет их с ним. «И страдавша» – говорит Символ веры . Зачем это повторение, ведь слово «распятие» включает в себя понятие страдания? В ответ на это нужно сказать так: говоря «распятаго», мы говорим прежде всего о тех, кто распинал Христа, мы говорим о зле, о том видимом торжестве и победе зла, которые выражают крест и распятие и которыми, так как они выражают зло как зло, снимаются со зла все покровы – и начинается разрушение зла. Говоря же «и страдавша», мы говорим о Христе, мы не на распинателях, а на Распинаемом сосредоточиваем свой внутренний, духовный взор. Если бы, как учили некоторые осужденные Церковью лжеучители, Христос не страдал на кресте, не испытывал ужасающих физических и душевных страданий, то всё, решительно всё изменилось бы в самой нашей вере во Христа, в вере в Него как в Спасителя мира и человека, так как это означало бы, что мы убрали из этой веры самое главное, а именно – веру в спасительность как раз вольного страдания, самоотдачи Христа самому страшному, самому необъяснимому и безысходному закону «мира сего» – закону страдания. «В мире печальны будете... » И только поняв это, можно понять, да и то только духовным слухом, ответ Христа, ответ христианства – страдание. Ответ этот – не уничтожение страдания, что невозможно в падшем мире, а «претворение самого страдания в победу» 170 . Вот это претворение и совершает Христос: Сам вольно принимая страдания, вольно отдавал Себя ему. Христос, Сын Божий, сияние и свет Бога на земле, вошел в наше страдание, принял его до конца, сделал его своим страданием во всей полной и страшной мере его: с нами вместе, как один из нас, но только в сверхчеловеческой полноте «Он начал ужасаться и тосковать». Таким образом, открыв Своим страданием и для нас возможность наше страдание претворять в сострадание Ему – и это значит в духовный подвиг, в духовную борьбу, в духовную победу. Страдание – венец и торжество бессмыслицы и абсурда – Христос наполнил Своей верой, Своей любовью, Своей надеждой, и это значит – смыслом. Страдание – из разрушения жизни – Христос сделал возможностью рождения в подлинную, духовную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

То же разграничение понятий «бара» и «аса» и в рассказе о сотворении человека. Человеческий организм, как и любой другой, состоит из материи. Следовательно, по телу он не сотворен, а создан подобно организмам других живых существ, наделенных психикой. Поэтому автор Книги Бытия, сказав о сотворении человека как принципиально нового существа, в главе 2-й говорит, что по телу (то есть как организм) человек не сотворен, а создан из праха земного. В силу ряда причин и, главным образом, своего воспитания многие не только не знакомы с библейской концепцией творения мира и его форм, но часто имеют о ней превратное представление, совершенно отличное от того, о чем говорит Библия . Многие понимают слово «сотворить» в смысле «сделать». А так как известно, что сделать что-то из ничего нельзя, то приходят к отрицанию самой возможности творения. Наблюдая во всех явлениях непосредственную связь причин и следствий, люди констатируют, что каждое материальное явление имеет свою материальную причину, и легко приходят к выводу, что нематериальной причины вообще не может быть, поэтому не может быть и творения как акта появления из небытия чего-либо ранее несущественного. Если же вопрос о возможности творения иногда и возникает, то к его решению подходят с привычных позиций, то есть пытаются решать в тех же масштабах и теми же методами, с помощью которых приступают к изучению всех явлений окружающего мира. Библейское Откровение называет творением возникновение принципиально новой сущности в силу Первопричины, именуемой Богом, то есть Причины, пребывающей вне творимой сущности. Мы не можем говорить о какой-либо внутренней причине возникновения к бытию новой сущности, если эта сущность сама еще не существует. Если мы говорим о творении мира, то есть если признаем как исходное данное, что мир мог не существовать, то причиной его бытия можем мыслить только некую Силу, пребывающую вне этого мира. Творение нельзя смешивать с воспроизведением уже существующих форм, с таким воспроизведением, которое мог бы осуществить и сам человек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Библейское изображение истории первоначального происхождения и последовательного образования мира передано кратко и сжато, но вместе с тем оно многозначительно и многосодержательно. О происхождении мира невидимого (указанного в Бытописании словом «небо») упоминается кратко. Что же касается мира видимого, или чувственного, то о его происхождении и образовании сообщены замечательные и содержательные сведения. С естественнонаучной точки зрения эти сведения далеко не подробны, но не нужно забывать той главной цели, какую имел здесь в виду Бытописатель. Целью его было вовсе не преподать людям подробную геогонию и космогонию, а то, чтобы научить их вере в Бога как истинного Творца всего мира. По отношению же к этой цели изложенная Моисеем история миробытия должна быть признана вполне достаточной. Здесь, как мы знаем, не только сделано одно общее указание на то, что Бог вначале сотворил мировое первовещество и Сам Своею силою приготовил его к произведению из него мира, но в главных и существенных чертах замечены самые процессы, или ступени бытия. Через них под непосредственным действием Божиим непрерывно и последовательно проходило мировое вещество, пока наконец не достигло того окончательного, какое назначено было ему Богом. В определенные круги времени образовался мир неорганический, органический и, наконец, человек. Всего этого, конечно, вполне достаточно для того, чтобы вызвать в верующей душе ясное и отчетливое представление о Боге-Творце – представление не только о том, что Он создал все из ничего, но и о том, что именно и когда Он создал, или чем начал и чем окончил Свое творение. «Га шаммаим» означает мир бесплотных духов, то есть особый мир духовных существ, который отличается от нашего материального мира тем, что он невидим, неощутим и не имеет каких-либо установленных нами единиц измерения. Еще раздельнее указывает на это апостол Павел: «Им (то есть Сыном Божиим) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Закрыть О духе беломайдана и лукавых пастырях Администрация президента Белоруссии имеет право потребовать извержения из сана священнослужителей, поддержавших майдан Вячеслав Макарцев   10:58 01.10.2020 1283 Время на чтение 15 минут События, происходящие в Белоруссии, вот уже почти два месяца находятся в фокусе мирового внимания. Поскольку, как говорится, большое видится на расстоянии, сегодня можно делать какие-то более-менее основательные аналитические выкладки, прогнозы, предлагать конкретные решения… Как представляется, отправной точкой осмысления этого явления является вопрос духа беломайдана в русле сказанного Апостолом Иоанном: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4: 1). Надо сразу же заметить, что планку этому задал революционный архиерей беломайдана Артемий (Кищенко), который в своём Обращении от 14 августа сего года заявил: « Мы с вами переживаем тяжёлый период нашей истории, уже омрачившийся пролитой в результате насилия кровью. Чего, казалось бы, мы, в нашей мирной и спокойной Беларуси, не готовы были ожидать ни при каких условиях. И, тем не менее, – это случилось. И случилось, очевидно, потому, что нельзя играть с Правдой, коверкая и кромсая её в угоду политической целесообразности. Ибо Правда – это тот ценностный феномен и смысловая категория, за которой стоит – БОГ! И если Правда берётся в кавычки и лёгким движением руки превращается в ложь, то попирается Тот, Кто – Отец Правды! И на арену выходит другой отец. Отец лжи. Которого, как мы знаем из Слова Божия, зовут – дьявол! И ещё мы о нём знаем, что " Он был человекоубийцей от начала " (Ин. 8, 44). Значит, кровь жертв и тяжкие страдания людей в эти дни – на совести тех, кто сознательно сам убивал, либо принуждал других убивать Правду!». Как мы видим, с точки зрения архиепископа Артемия, всё совершенно прозрачно и очевидно: власть Александра Лукашенко и его сподвижников – от дьявола, а стало быть, он – антихрист и человекоубийца. То, что этот архиерей этим заслужил, как минимум, извержение из сана, – думается, вполне очевидно, во всяком случае, для тех, кто не пленён либеральной идеологией. Но об этом позже.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/01/o_...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Звонок с номера мужа. Отвечаю — а там женский голос»: день, когда наш брак стал другим 2 мин., 21.08.2022 Рассказывает Марина Кищенко: Дождливым утром я ехала на работу. День с самого начала не задался: пробки, непогода, да еще и с мужем снова поссорились. Тогда, полтора года назад, мне казалось, что наш брак вот-вот рухнет. Мы стали как будто уставать друг от друга. Нас взаимно раздражало всё: и проблемы в семейном бизнесе, и общение почти двадцать четыре часа в сутки, и привычки друг друга, которые стали казаться несносными. И даже голос супруга порой наводил какую-то тоску. Рабочий день тоже не добавил оптимистичной искорки. Пресловутый ковид пошатнул не только здоровье миллионов людей. Экономики целых стран почувствовали последствия пандемии, что уж говорить о туристическом бизнесе... Закрытые границы, почти полное отсутствие средств. Семейное дело было на грани закрытия, да и мы давно уже закрылись друг для друга... «И Миша за целый день даже не позвонил», — мрачно думала я. Была уверена, что полностью была права в той перепалке, и ждала от него первого шага. Наконец телефон зазвонил, и на дисплее высветилось имя мужа. Я подняла трубку, и... — Здравствуйте! — раздался незнакомый женский голос. Нет, это звонила не его новая любовь. Если бы оказалось так, я была бы не так разбита в тот день... Звонили из больницы. Миша в тяжелом состоянии в реанимации. Обширный инфаркт. Остаток дня помню плохо, кажется, я даже в больницу ехала, не видя перед собой дороги. Помню только, что без остановки просила Бога сохранить Мише жизнь. Земную жизнь. Даже не просила — требовала. Отчаянно требовала, понимая, что не выдержу такой потери. Что он мне НУЖЕН. Читайте также: «Жалею себя посреди Москва-Сити, вдруг подходит бездомный»: как успешный финдиректор стала волонтером в красной зоне и кормит людей на вокзале Точно так же прошли еще несколько дней. О работе я за это время даже ни разу не вспомнила. Понимала, что большинство моих претензий к Мише были плодом моей несдержанности, расшалившихся эмоций. А может, и просто гордыни. Понимала, что готова поступиться всем на свете, потерять все на свете, только бы он был жив.

http://foma.ru/zvonok-s-nomera-muzha-otv...

В сочинениях историка третьего века нашей эры Евсевия мы находим подтверждение картины, описанной доктором Дэвисом: «У наказуемого плетью обнажались вены, и можно было увидеть мышцы, жилы и кишки несчастного» 320 (Eusebius. The Epistle of the Church in Smyrna. In: Trials and Crucifixion of Christ). По словам Уилла Дюранта, после такого наказания тело превращалось в «кровавое распухшее месиво» 321 . Обычно после бичевания преступника подвергали издевательским насмешкам; не избежал этой участи и Христос. Римские солдаты надели на Него багряницу – одежду, обычно связанную с царской властью, и возложили Ему на голову терновый венец. Терновый венец Неизвестно, какой именно терновник был взят для венца. Возможно, это был так называемый «сирийский Христовый терновник» – кустарник высотой 25–30 см с двумя большими острыми кривыми шипами у основания листьев. Этот вид распространен в Палестине, в особенности в районе Голгофы, где был распят Христос. Другой вид терновника – «Христов терновник» – карликовое растение высотой 10–15 см. Его легче собирать, его ветви легче согнуть, чтобы сплести венок, а парные шипы разной длины – прямые и жесткие, как гвозди. Возложив терновый венец на голову Христу, они начали издеваться над Ним, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!» ( Мф.13:29–30 ). Потом они плевали на Него и били тростью по голове, а затем повели Его на распятие. Бремя креста Человек, приговоренный к распятию, должен был нести поперечную перекладину для собственного креста из тюрьмы к месту казни. Это наказание имеет свою предысторию. Историк Пьер Барбе пришел к выводу, что сначала для этого использовалась так называемая «фурка» – кусок дерева в форме перевернутого латинского «V», на который в конюшне устанавливали оси двухколесных экипажей. Когда раба наказывали, ему на шею надевали, как хомут, эту «фурку», руки привязывали к доскам и в таком виде вели по улице; при этом его заставляли громким голосом рассказывать о своем проступке 322 . Д-р Барбе пишет, в частности, что «поскольку фурка не всегда оказывалась под рукой, вместо нее стали использовать длинный деревянный брус – так называемый «патибулум» (от глагола «патере», открывать), которым обычно запирали двери» (Pierre Barbet. A Doctor at Calvary, p. 44). Этот засов обычно весил около 50 кг; его привязывали к плечам наказуемого 323 . Распятие с гвоздями

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

На месте казни преступника привязывали к кресту веревками или же прибивали гвоздями. Многие исследователи подвергали сомнению достоверность сообщений о том, что руки и ноги жертвы прибивали к кресту гвоздями. Основания для такого скептицизма давало почти полное отсутствие исторических свидетельств. Д-р Дж. Хьюитт в статье «Применение гвоздей при распятии» («Харвард теолоджикал ревью», т. 25, 1932) писал, что мы располагаем удивительно малым числом свидетельств о том, что ноги распятых преступников прибивались гвоздями: обычно при этой казни руки и ноги привязывались к кресту веревками 324 . В течение многих лет слова д-ра Хьюитта цитировались как наиболее авторитетное и окончательное мнение. Таким образом, получалось, что описание распятия Христа, данное в Новом Завете, где говорится, что Его руки и ноги были прибиты к кресту гвоздями, содержит ложные сведения и вводит читателей в заблуждение. Распятие с применением гвоздей считалось легендой. Ученые полагали, что гвозди могли лишь разорвать ткани тела, но не удержать человека на кресте. Свидетельствуют останки В июне 1968 года было сделано революционное археологическое открытие. Археолог В. Цаферис, работая по поручению Израильского министерства древностей и музеев, обнаружил четыре погребальные пещеры в районе Гиват-ха-Масареф, к северу от Иерусалима, недалеко от горы Скопус. Эти семейные гробницы, вырубленные в мягком известняке, относятся к периоду между концом второго века до н. э. и 70 годом н. э. В каждой из пещер был туннель, ведущий в гробницу. Всего в них было 15 известняковых склепов, в которых хранились останки 35 человек. Во многих склепах, благодаря влажному воздуху, кости хорошо сохранились. Пятеро из захороненных умерли насильственной смертью: один – от удара мечом, другой был убит стрелой, а еще один распят. Эти останки обследовал д-р Хаас, сотрудник отделения анатомии Еврейского иерусалимского университета и Медицинского института «Хадасса». Первая гробница, судя по глиняным предметам, относилась к первому веку н. э.; в ней находилось несколько склепов. В четвертом склепе, на котором было написано имя «Йоханан Бен Хагалгал», были найдены кости взрослого мужчины и ребенка. Пяточная кость была пробита большим семнадцатисантиметровым гвоздем, обе ноги были сломаны. Д-р Хаас написал в своем отчете, опубликованном в «Израэл эксплорейшн джорнэл» (т. 20, 1970): «Обе голени были сломаны намеренно. Смерть наступила в результате распятия» 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Верующими не рождаются. Вера дается, но дается усилиями и подвигом того, кто взыскал ее. Для человека важно не остановиться ни перед каким усилием в своем искании и предать себя воспитательному воздействию Божию. Внутри нас существует способность знать Бога, но нужно еще, чтобы Он нас воспитал, возвысил бы нас до познания божественных тайн. В этом смысле и говорится, что вера есть «сверхприродный дар»: наша способность знать Бога поднимается на такую ступень, которой мы своими силами достичь не можем. Нужно, чтобы в Божии тайны нас посвятил сам Бог. Бог никогда не скроет Себя от добросовестно ищущего человека. Рано или поздно такой человек получит веру. Бог будет действовать в нем, и человек заметит это действие Божие в своем сердце. Истинно верующий беспредельно доверяет Христу, и ему не приходится бояться разочарований, потому что он себя доверил самому Богу, он в руках Божиих. Все это не значит, что христианин может засесть в своей вере как в неприступной крепости. Отнюдь, скорее можно сказать, что он в лодке, которая качается от жизненных бурь, и может потонуть. Но направляет лодку Христос, человек ему доверяет, а сам гребет – и в этом его долг; вот тогда он уверен, что доплывет до пристани. Особый взгляд на жизнь, особый подход к суждениям о ней, особая настроенность, особый жизненный стиль, слагающийся из бодрости, понимания и любви, – вот что характеризует веру у христиан. У христианина есть определенное понимание мира и истории, все время возрастающей, углубляющейся, развивающейся и светящей всем, – вот такой должна быть вера у христианина. Что необходимо для спасения Целью жизни падшего человека является достижение спасения. Пространный Катехизис учит, что для благоугождения Богу и для спасения души необходимы 14 : а) познание истинного Бога. Но что значит познать Бога? Ведь Бог не есть объект познания в общепринятом смысле слова. Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через непосредственное личностное отношение, то есть в опыте богообщения, поэтому истинное богопознание есть прежде всего образ жизни, а не образ мысли;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Пофсанов Федор Михайлович Священник 5-й поселок Осокаровского р-на 5-й поселок Осокаровского р-на «Примечание: Священник Федор в Осокаровке до служения не допущен Райсоветом, как спецпереселенец 7-го поселка. А священник Пофсанов используется как ночной сторож ларька. Кроме вышеуказанных есть: игумен Компанейска Пармен Яковлевич, проживающий в пос. Компанейском, Набережная 22 и иеромонах Кищенко Антоний, проживающий в Б.Михайловке, 2-я Западная – оба на приходах не состоят – помогают настоятелям по месту своего жительства. Благочинный священник Владимир Холодков». К приходу, которым руководил преп. Севастиан, примыкал район Нового города, район Мелькомбината, Федоровского пласта, Михайловской железнодорожной станции, районы Сарани, Дубовки, 10 кирзаводов, район Новостройки, районы пяти угольных разрезов, несколько шахт и прочее. Всего 20 пунктов с населением в 160 тысяч человек. Повторные заявления в Алма-Ату к Уполномоченному по делам РПЦ с просьбой об открытии молитвенного дома направлялись и в 1948 году. Не получив удовлетворительного ответа, преп. Севастиан обращается с ходатайством к архиеп. Алма-Атинскому Николаю и военному комиссару Карагандинского областного военкомата полковнику Гончарову. «Военному комиссару Карагандинского областного военкомата. Полковнику тов. Гончарову. От родителей пострадавших на Отечественной войне воинов Б.Михайловской православной общины. Заявление Еще в 1948 году нами было возбуждено ходатайство о регистрации нашей общины, но до сих пор этот вопрос остается неразрешенным. Поэтому от имени всех подобных нам родителей пострадавших на Отечественной войне Б.Михайловской православной общины, обращаемся к Вам с покорнейшей просьбой, оказать нам своим содействием в следующем: 1. Зарегистрировать нашу общину как самостоятельную единицу, согласно существующих законоположений. 2. Если же регистрация нашей общины как самостоятельной единицы, по каким-либо причинам не может быть пока произведена, тогда мы просим утвердить нашу общину как филиал зарегистрированного Кировского молитвенного дома.

http://pravoslavie.ru/put/060510102543.h...

01.10.2022 «Звонок с номера мужа. Отвечаю — а там женский голос»: день, когда наш брак стал другим Рассказывает Марина Кищенко: Дождливым утром я ехала на работу. День с самого начала не задался: пробки, непогода, да еще и с мужем снова поссорились. Тогда, полтора года назад, мне казалось, что наш брак вот-вот рухнет. Мы стали как будто уставать друг от друга. Нас взаимно раздражало всё: и проблемы в семейном бизнесе, и общение почти… 21.08.2022 Как я фиктивно вышла замуж, и чем это кончилось Что такое распределение, помнит каждый советский студент, особенно из тех, кто учился в столице. Каждому хотелось получить место получше, а в идеале — остаться в Москве. Применялись и «блаты», и фиктивные браки, и прочие, как сейчас говорят, лайфхаки. Были, конечно, и счастливые случаи. 05.07.2022 «Перед химиотерапией 12-летний мальчик сказал мне поразительные слова»: случай в онкоцентре Когда-то, до замужества, я была волонтером в детском онкоцентре в Минске. С одной стороны, там — как на войне. Некогда, да и неуместно раскисать, хотя боли через край. А с другой — нигде больше я не видела столько мужества, любви к жизни, выстраданной мудрости. 27.06.2022 «В первые секунды я не могла поверить, что это произошло»: история женщины, с которой в храме случилось чудо Около пяти лет назад я неожиданно начала быстро терять слух, и скоро погрузилась в почти полную тишину. Причину врачи так и не установили. Но поставили диагноз «нейросенсорная тугоухость» и не скрывали, что шансов на улучшения очень мало. 13.06.2022 «На душе было неспокойно. В епархию я приехала окоченевшая»: этот случай я никогда не смогу забыть Рассказывает Мария Нецветаева: C митрополитом Филаретом (Вахромеевым), первым Патриаршим экзархом всея Беларуси, который отошел ко Господу в 2021 году, я познакомилась еще в своей юности. Владыка умел любить по-христиански каждого, кого встречал на своем пути. Человек всегда был для него величайшей ценностью. Был в моей жизни случай, связанный с митрополитом Филаретом, который потряс меня и…

http://foma.ru/authors/marchuk-anastasij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010