Женщины и девицы! Вы любите обливать себя духами, благоухающими веществами. Смотрите, чтобы также благоухало чистотою ваше внутреннее существо. А то – какое страшное может получиться несоответствие: во вне вы будете издавать благоухание, а внутреннее ваше будет смрадно, безобразно, грязно, нечисто, скверно, развратно; какой смысл тогда будут иметь ваши духи? От благоухания внешнего переноситесь мыслию к благоуханию внутреннему: будьте «Христовым благоуханием Богу» ( 2Кор. 2:15 ). Надо ревниво блюсти нашу любовь к Господу и всячески остерегаться, как бы что не отторгло нас от полноты нашей любви к Господу Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» ( Мф. 22:37 ). Телесные подвиги, если они сопровождаются усталостью, вредно отражающеюся на нашем внутреннем настроении, надо умерять, и вообще надо стараться, чтобы у нас дух всем заправлял, был бы двигателем в нашем стремлении к Господу: «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте» ( Рим. 12:11 ). Поддерживать смиренное мнение о себе хорошо через постоянное воспоминание нашей прежней греховной жизни и наших теперешних постоянных недочетов, немощей и грехов. Тебе, однако, не ясны твои недостатки, несовершенства – воспроизводи в памяти нагорную проповедь Спасителя, вспоминай жизнь подвижников, обрати внимание на заслуги других людей, и ты увидишь, что тебе нечем хвалиться, разве только, как говорит св. апостол Павел, «немощами своими». Старайся так внутреннее свое поставить, чтобы, когда тебя хвалят или порицают, ты был бы к этому равнодушен, безучастен, спокоен: как будто это к тебе не относится, тебя не касается. Великое дело сила воли: это как бы руль на корабле. Посредством силы воли всем внутренним нашим движениям нужно дать правильное направление. Сила воли помогает нам со всем мириться, все переносить; как результат всего этого – спокойное, безмятежное в Боге житие. Какое это высокое, божественное чувство – любовь! В ней поистине отобразился образ Божий в человеке. Любовь – это возглавие всех добродетелей: она ведет ко всему доброму; она заставляет нас быть и кроткими, и смиренными, и чистыми сердцем, и миролюбивыми, и терпеливыми, и благостными, так что справедливо можно сказать: кто имеет истинную любовь, тот исполняет весь закон, как говорит ап. Павел: «Любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:10 ). Св. любовь – это несокрушимая сила против всего дурного; кто имеет ее, от того отбегает враг, и о твердыню любви такого разбивается всякое зло, как разбиваются волны о камень. Св. любовь – это уже здесь на земле блаженное состояние духа: «мир и радость о Дусе Святе» ( Рим. 14:17 ). Св. любовь – это скорый, верный, безмятежный, радостный путь ко Христу, ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Итак, первое средство в борьбе с помыслами – это их неприятие, презрение. Другое,– открытие их духовнику, старцу – этим также хорошо достигается успокоение нашего ума и сердца от гнетущих нас помыслов. В Лествице повествуется следующее 78 . Один монах двадцать лет страдал от хульных помыслов; в борьбе с ними он постом и бдением сильно изнурил свою плоть и пользы не получал. Тогда он написал помыслы на хартии, отправился к некоему великому старцу, подал ему в руки для прочтения эту хартию, а сам пал в ноги ему и лежал на земле, не смея посмотреть на св. мужа. Старец прочитал хартию, поднял страждущего, возложил руку на выю его и сказал: «Пусть будут на моей вые все твои помыслы, ты же не смущайся, не скорби, не считай их для себя греховными, ибо ты их не хочешь». После этого брат вышел из келлии старца успокоенным, – хульные помыслы оставили его. Другой брат, обуреваемый теми же хульными помыслами, долго ходил по старцам с намерением исповедать свое душевное состояние и каждый раз стыд препятствовал ему высказаться. Наконец, авва Пимен 79 по своей прозорливости однажды сказал ему: «Много раз ты уже приходишь ко мне с помыслами и с ними же уходишь, ибо не открываешь их. Исповедуй же ты их мне». Брат, наконец, преодолел стыд и сказал: «Хульные мысли меня смущают, авва», – и, как только он открылся, почувствовал успокоение и отраду на душе 80 . Итак, чем же можно объяснить душевную тугу? Первая и основная причина ее – это наши страсти, пороки, немощи, наша греховность. Она расстраивает наше сердце, доводит его до отчаяния, духовной смерти. Против такой туги и лекарство понятно. Нужно очистить сердце от страстей, нужно покаяться, исправиться, чтобы оздоровить нашу душу. Но, вот, бывает туга и у людей высоконравственных, у людей верующих. Откуда эта туга, как на нее смотреть и как ее подавлять? Надо знать, что мирное, радостное настроение духа приходит к нам от Духа благодати. Дух же благодати, как свидетельствует опыт св. отцев, действует так, что он то прибывает к человеку, то как бы отходит от него, или, лучше сказать, как бы скрывает себя от спасаемого, действует для него незаметно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Между христианскими народами, как это ни прискорбно, временами ведутся войны и это от того, что тот или другой народ чувствует собственную силу, возможность усилиться за счет другого. А что было бы, если бы какой-нибудь один миролюбивый христианский народ с помощию Божиею настолько усилился бы, что после ни один другой народ не дерзнул бы поднять руки на своего брата христианина? Страх пред могуществом этого народа не позволял бы и другим воевать друг с другом. И кто знает, может быть, миролюбивому русскому народу пришло время чрез настоящую войну усилиться настолько, чтобы потом поддерживать мир среди всех немирствующих христиан. Далее, русскому народу дано хранение Веры Православной, но посмотрите, – она в гонении то в Галиции от тех же немцев, то на Балканах от турок-мусульман. Опять, кто знает, быть может Господь призывает Русь Святую поддержать, встать на защиту Веры Православной, высвободить наших братьев-славян из-под гнета враждебных Православной Вере народов и дать ей свободу, простор. И еще, – немецкое засилье извратило наш русский коренной строй – подорвало и унизило национальное наше чувство, развило у нас гордость, задушило нашу русскую простоту, ко всему этому присоединились еще и наши собственные пороки, в особенности усилилась страсть к винопитию. И вот, как через огонь искушается золото, так мы через огонь войны призываемся к исправлению нашей жизни, к возвращению на прежний путь доброй христианской жизни, к перемене изнутри и снаружи самих себя. Дай же, Господи, чтобы мы уразумели пути Промысла Божия, являемого нам в настоящей войне! Дай, Господи, чтобы эта война послужила нам к вящей славе, чести и могуществу! III. Речь в Московском Алексеевском военном училище 22 октября 1914 г. в день храмового праздника 144 Еще так недавно, до начала войны, когда мы получали известия о том, что в Галиции наши русские братья православные терпят стеснения, возмущалось наше русское сердце и мы сознавали себя обязанными им помочь, их освободить; нас словно укоряла совесть, что мы, будучи сынами столь великой державы как Россия, допускаем порабощение наших братьев. Или, когда доходили до нас слухи, что Православный Восток угнетается мусульманами, когда видели мы Св. Софию Константинопольскую и другие святыни Востока попранными и поруганными, невольно рождалась мысль, до каких пор все это будет; казалось, что на нас лежит долг свергнуть с Православного Востока мусульманское иго, чувствовалось даже, что нам дана сила свершить это.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но если Господь дает какое-либо дарование, какое-либо призвание, то Он вместе с этим ожидает и того, чтобы мы это призвание осуществляли на деле, развивали бы его. Всем известна Евангельская притча о талантах. Господь наделил талантами каждого против силы его, но потом потребовал и отчета. Всех, умноживших свой талант, Он помиловал, наградил и только раба, закопавшего свой талант, поставил с неверными и неключимыми рабами, ввергнув его в геенну огненную. Пред нами история народов и по преимуществу еврейского, этого Богоизбранного народа, наделенного от Творца мира особыми полномочиями, талантами, призваниями. Посмотрите, ограничился ли Господь только тем, что избрал этот народ? Нет! Он с высоты Горнего Престола всегда взирал, как этот народ осуществляет свое призвание. Как Мудрый Промыслитель, то ниспосланием благ земных – мира и благоденствия, то наказаниями и прещениями направлял его к предназначенной ему цели. «Как много раз, – говорит Господь, – Я собирал тебя, Израиль, как собирает кокош птенцы своя, но ты не восхотел, поэтому оставляется дом твой пуст!» Конец народу еврейскому – отвержение. Особенно Промысл Божий бдит и над русским народом, народом Богоизбранным. Господь следит за тем, как и мы, русские, осуществляем свое призвание. И вот: то дарованием нам мирного покойного времени, умножением плодов земных – Он хочет нас привязать к Себе; то усилением нашего государства могуществом, победами над врагами внушает нам, что мы также могущественно и сильно должны стоять за устои веры и своей государственности; то, наконец, за наше нерадение, наше расслабление, наше нравственное падение посылает скорби, болезни и тяжелые испытания. Так случилось это и сейчас. Переживаемая война несомненно ниспосланное нам испытание. Это мы и должны сознать. Упадок веры и национального чувства, растление нравов, поворот в сторону язычества – привели нас к столь великому испытанию. За наше отклонение от своего призвания ниспослано нам Господом и столь великое испытание, такое испытание, под которым некоторые начинают падать и малодушествовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Помыслы сами по себе дело естественное. От помыслов человек, зараженный грехом, освободиться не может. В борьбе с помыслами проходит жизнь нашей души. Как естественные, помыслы поэтому могут быть невменяемы нам и это тогда, когда воля и разум наш не принимают их, тяготятся ими, сознают их скверну, ненавидят и всячески стараются подавить их. Когда же разум и воля наши охотно принимают помыслы, услаждаются ими, удерживают в сердце, тогда они для нас делаются греховными. Наше отношение к помыслам нечистым и хульным, следовательно, должно быть таково. Найдет на нас какой-либо помысл, мы сейчас же должны презреть его, не обратить внимания на него, посмеяться над ним, как над совершенно чуждым нам и в этом мы найдем средство отклонить его от себя и он нам тогда не поставится в грех , как пришедший к нам совне. Как если бы кому-нибудь пришлось по необходимости находиться среди богохульных людей и слышать от них хулу, то такой человек не был бы виновен в том, что слышит скверное, но за терпение имел бы даже похвалу от Бога, так и тот, у которого враг воздвигает борьбу помыслов, остается непричастным греху, если он этих помыслов не хочет, если он их презирает и ненавидит. Все дело в том, чтобы не сдружаться с нечистыми помыслами, не соизволять на них. Ученик одного старца заметил, что авва его часто твердил на молитве и при обычных делах слово: «Не соизволяю». Заинтересовался ученик этим и спросил старца, что означает его слово: не соизволяю. Старец отвечал: «Когда приходит мне на ум какой-либо нечистый помысл, тогда я говорю: «Не соизволяю, не соизволяю», – и помысл тотчас же пропадает без вести». В житии преподобного Нифонта 77 (23 декабря) говорится, что сей преподобный относительно помыслов так говорил: море, когда возмущается бурею, великие поднимает волны и бьет камень – но потом волны опять возвращаются в море, и камень остается невредимым. Так и помыслы злые, приходящие от врага, если человек не соизволяет на них, а мужается и противится им, отбегают и возвращаются на виновника, на главу врага нашего спасения, человек же остается невиновным.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Слава, и ныне, глас тойже. Радуйся, яко память смертную благочестивым людем посылаешь; радуйся, яко мирной кончины их сподобляеши; радуйся, в день судный наше защищение; радуйся, вечныя муки избавление; радуйся, благая вратарнице, двери райския нам отверзающая. На стиховне стихиры. О Богородице, Дево, Ты еси Свеща в молитве за нас пред Богом присно горящая; Ты еси Лампада, елей милости Божией на ны изливающая; Ты еси Светильник, путь спасения верным освещающий, и Луч, мрак греховный в душах разгоняющий. Стих: Слыши, Дщи, и виждь и приклони ухо Твое. О Всеблагая Мати, Ты еси теплота солнечная, всех оживотворяющая; Ты еси дождь благовременный, сердца, пораженныя духовным нечувствием, любовию напояющий; Ты еси ветер мерный, суету житейскую отметающий, и роса плодоносная, сердца наша благодатно орошающая. Стих: Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. О Владычице мipa, Ты еси весна животворная, озимевших нас грехами пробуждающая; Ты еси лето благоуханное, здравием дух и тело укрепляющее; Ты еси осени житница, плодами духовными христиан снабдевающая, и зима бодрящая, хладом огнь страстей наших истывающая. Слава, и ныне. О Царице Небесная, Ты еси тихое утро, мир всему мipy приносящая; Ты еси день благословенный, к благоденствию житие наше управляющий; Ты еси заря невечерняя, облак находящих на ны зол и болезней надеждою озяряющая, и ночь безмятежная, отягченным скорбями и печалями отдохновение дающая. Тропарь, глас 3-й. К Богородице притецем сущии в бедах и святей иконе Ея тако возопием: О Владычице мipa, приими непрестанное и усердное благодарение наше, яко во дни лютых обстояний Ты, Всеблагая Мати, дивно верных рабов Твоих сохраняешь и от наветов злых духов и человек незримо покрываешь. На утрени. Канон, глас 4-й, его же краестрочие: Радуйся, Владычице мipa, покрывающая мя. Песнь 1. Ирмос: Отверзу уста моя и наполнятся духа и слово отрыгну Царице Матери и явлюся светло торжествуя и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Пресвятая Богородице, спаси нас. Радостно воспети и восхвалити Тя, Богородице, подаждь ми, недостойному рабу Твоему, да познают вси, сколь великое заступление Ты являешь всем усердно молящимся пред чудотворным Твоим образом, Покрывающей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Через ночь показался Константинополь. Переезд сюда от Одессы легкий, непродолжительный. Подъезжая, все обыкновенно любуются Босфором – проливом в 10 верст длины, с берегами, считающимися едва ли не самыми красивыми в мipe. Но наше внимание остановилось не на них. Мы с нетерпением ждали, когда покажется Св. София, с какой стороны, и скоро ли будет видна? А вот, наконец, слева и она, окруженная четырьмя минаретами с большим куполом, венчавшимся полумесяцем, тогда как некогда на ней сиял Крест Христов. Стоявший с нами на палубе благочестивый грек, ехавший из Москвы на родину, взирал на свою прежнюю столицу, некогда украшенную множеством храмов, не выдержал и прослезился. В Константинополе нас встретили афонские иноки. В таком большом центре, среди восточной сутолоки они для паломников являются поистине ангелами-хранителями, ибо дают приют, кормят, показывают все достопримечательности, узнают о времени отправления парохода и провожают вас. А их подворья точно оазисы в непроходимой пустыне. Мы остановились вблизи пристани, на Пантелеимоновском [подворье], представляющем собою высокое, неширокое, подобно башне, в несколько этажей здание, с церковью наверху. Кругом него все чужое, мусульманское. Прилегающие улицы узки, постоянно кишат народом, который куда-то бежит, неистово кричит и чем-то торгует. Тут же безпрерывно проводят с музыкой и пением танцующих медведей, обезьян и т. п. Но стоишь в подворском храме, на вышке, слушаешь Божественную литургию и думаешь: «А Господь-то везде с нами», – и как отрадно в этом, именно в этом месте, взирая на небо, уйти душою от житейской суеты и мipckoro развращения, так ощущаемого внизу, в толпе людской. При подобных мыслях от всего сердца благодаришь афонцев, взявших на себя великий подвиг служить и помогать собратьям- христианам среди неверных. Как если кто-либо, вышедши в бурю на дорогу, старается спасти заблудившегося путника, так и эти иноки, поселившись в мусульманской стране, являются небесными посланцами для русских странников. По приезде первым нашим желанием было поскорее обозреть Св. Софию, куда немедленно же отправились с одним из указанных провожатых, показавшим нам все древности Царьграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Этим, однако, воспользовались развратители нашего народа и стали употреблять печатное слово как средство для пропаганды своих безбожных и противогосударственных идей. Вот пример злоупотребления печатным словом, пример, взятый из последних дней. В виду тяжелых переживаемых нами событий Св. Правительствующий Синод призвал всех верных чад Православной Церкви к посту, молитве и покаянию. Это распоряжение, этот призыв был вызван голосами самих же русских людей, которые во множестве стали писать архипастырям и пастырям заявления о необходимости теперь всенародного поста, который так в духе русского народа и Православной веры. Что же наши газеты восхвалили этот призыв Св. Синода? Нет, мало об этом писали, а больше осмелились порицать деяние отцов Синода. Вот в одной газете, в статье «Невинные осужденники» от лица всех артистов делается заявление, что они оскорблены подобным распоряжением Св. Синода, так как им-де наносится удар искусству. «Ведь цель театров, – говорят они, – посредством искусства давать народу развитие, облагораживать его». Не будем говорить о том, всегда ли чистое искусство на театральной сцене имеет место, ибо всем известно, как часто театральные представления рассчитаны на услаждение низменных инстинктов современного человека; спросим только, что молитва в связи с покаянием ниже какого-либо искусства или нет? Ведь, кажется, каждый благоразумный человек должен согласиться с тем, что молитва есть наивысшее искусство, искусство из искусств, действительно облагораживающее человека и возвышающее его к Богу. Поступиться театром для молитвы и притом на такой короткий срок, как три дня, следовало бы с радостью и без противоречий. В другой газете призыв Св. Синода о покаянии не одобряется, так как-де этот призыв может способствовать развитию в народе уныния, малодушия, которые так теперь нежелательны. Какое опять несправедливое суждение! Молитва , пост, покаяние наводят – уныние! Ведь, кажется, нравственное чувство наше должно засвидетельствовать совсем обратное. Грех, нераскаянность гнетут человека, молитва же и покаяние бодрят его, дают прилив новых сил, освежают человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В альманахе публиковались статьи и исследования: историков С. В. Фомина, Р. В. Багдасарова, Н. Н. Лисового, свящ. Георгия Павловича; писателей А. Н. Стрижёва, Р. А. Балакшина; архит. М. П. Кудрявцева; отечественных краеведов и др. авторов. Впервые было опубликовано духовное наследие сщмч. Сергия Мечёва (Беседы и проповеди на Великий пост, 1923-1925//К Свету. 1993. Вып. 5/6. С. 1-40); митр. Вениамина (Федченкова) (Святый сорокоуст: Мысли по поводу указов митр. Сергия//Там же. 1994. Вып. 13. С. 12-60; Сорокоуст на родине//Там же. С. 77-95); архиеп. Арсения (Жадановского) (Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман//Там же. 1994. Вып. 14. С. 11-27; Затворник зосимовский//Там же. С. 46-47); прп. Иакова (Поспелова) (Летопись событий Кирилло-Белозерского мон-ря с 1397 по 1893 г.//Там же. 1996. Вып. 15. С. 9-21); мон. Меркурия (Попова) (Закрытие Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря и дальнейшая судьба монахов//Там же. 1997. Вып. 16. С. 113-126); мон. Самона (Манакова) (Воспоминания о братии Ново-Афонского мон-ря//Там же. С. 104-109); свт. Николая (Велемировича) , архиеп. Жичского и Охридского (Символы и Сигналы//Там же. 1995. Вып. 17. С. 3-14); архиеп. Сергия (Голубцова) (Церковная архитектура//Там же. С. 47-59); мон. Феодосия (История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря//Там же. 2000. Вып. 18. С. 5-128), изданы материалы к Житию иеросхим. Аристоклия (Там же. С. 129-171). Впервые на рус. языке была опубликована работа иером. Серафима (Роуза) «Философия абсурда» (1993. Вып. 2. С. 2-10). Также впервые были опубликованы материалы гос. архивов: документы Алтайской духовной миссии 1837-1839 гг. и 1844 г. (ЦХАФАК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 5; Оп. 2. Д. 12, 105; Ф. 50. Оп. 11. Д. 35 и др. (Вып. 20)); документы барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , переписка насельниц, свидетельства их исповедничества за 1894-1938 гг. (ЦХАФАК. Ф. 138. Оп. 3. Д. 28; Ф. 187. Оп. 3. Д. 1, 143; Ф. 536. Оп. 1. Д. 85; Ф. 4. Оп. 1. Д. 3218; Ф. 9. Оп. 1. Д. 24; Ф. 131. Оп. 1. Д. 64; Ф. 40. Д. 35-78; Ф. 2. Оп. 10. Д. 7637 и др. (Вып. 20)); документы об основании и утверждении Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ря за 1876-1880 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438 (Вып. 16)); документы и переписка по подготовке прославления прп. Серафима Саровского, 1895-1897, 1902-1903 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 2134; Оп. 183. Д. 2524; Оп. 205. Д. 247; Ф. 472. Оп. 43/475. Д. 189; ОР РГБ. Ф. 333. Оп. 1. Д. 66 и др. (Вып. 21)).

http://pravenc.ru/text/1319726.html

В нач. 1909 г. казначей обители иером. Иона (Фиргуф) обвинил Г. в неправильном ведении хозяйства и приходо-расходных книг, самовольном распоряжении пожертвованиями. 16 апр. того же года этот вопрос рассмотрела комиссия Духовного Собора Троице-Сергиевой лавры. В рапорте от 21 июля Г. подробно ответил на обвинения, не признав их. Указом Духовного Собора ему предписывалось сдать управление Зосимовой пуст. и с 3 сент. принять должность строителя Махрищского мон-ря. По ходатайству духовных чад (Елисаветы Феодоровны и др.) через 2 месяца Г. был возвращен в родную обитель. 28 июля 1916 г. он принял тайное пострижение в великую схиму от еп. Арсения (Жадановского). В последние дни жизни Г. ничего не вкушал, причащаясь Св. Таин Христовых; он предсказал, что обитель закроют после его кончины. Вскоре это действительно произошло. В марте 1994 г. иеродиакон возобновленной Зосимовой пуст. неск. раз видел во сне схимнический крест и слышал голос, повелевавший поставить крест на могилу Г. Могила была вскрыта, мощи переоблачены в схиму, на месте погребения установлено временное надгробие. По благословению Патриарха Алексия II 14 сент. 2000 г. Г. прославлен в лике местночтимых святых, мощи торжественно перенесены в Смоленский собор Зосимовой пуст. Тропарь, кондак и величание святому утвердил Владимирский и Суздальский архиеп. Евлогий (Смирнов); был написан образ Г. Частицы мощей и иконы Г. находятся в храмах ряда епархий, в одном из правосл. приходов Нов. Зеландии. В пустыни хранятся его вещи: мантия, схима, тапочки. Соч.: Заветы о делании молитвенном: Благословение монашествующим и всем ревнующим о благочестии Смоленской Зосимовой пуст. Берлин, 1923. М., 1995; Жизнь и подвиги иеросхим. Александра Гефсиманского. М., 1994р; То же, изм. загл.: Старец Гефсиманского скита... М., 2000р. Изд.: Ответы еп. Феофана, затворника Вышенской пуст., на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов, 1894. Боровичи, 19082; [То же], на вопросы инока о молитве. М., 19102; Изречения св. отцов об охранении души и тела в чистоте целомудрия против искушений блудной страсти: Взято из: «Добротолюбие» (пер. еп. Феофана [Затворника]). М., 1893, 19102. Т. 2; Старчество: Мысли св. отцов о необходимости и пользе старческого руководства в духовной жизни. М., 19142, 1995р, 2000р.

http://pravenc.ru/text/164715.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010