Жизнеописание епископа Арсения (Жадановского), написанное им самим 1 Я родился 6 марта 1874 г. и наречен Александром в честь одного из мучеников (празднующихся 9 марта). Отец мой был заслуженный протоиерей, настоятель Рождество-Богородичной церкви г. Чугуева Харьковской области. Мать – Феодосия, кроткая, добродетельная матушка, родившая и воспитавшая 5 сыновей, в числе которых четвертым был и я. В 1888 г. я поступил в Х[арьковскую] духовную семинарию. Трудно было в семинарии совершенно избавиться от греховных приражений. И, если Господь хранил меня, то только по Своей великой милости и по молитвам родителей; отчасти тут помогала еще моя слабая комплекция. С любовью вспоминаю товарищей своих. Жили мы дружно, по-братски, и особенно, в старших классах, где уже отходило в сторону засилье невоспитанных, грубых и преобладало взаимное уважение. Здесь уже можно было бороться с недостатками отдельных лиц. Благодарю же вас, мои дорогие школьные друзья, за приветливость и ласку. Творю о вас всегда молитвенную память. 21 ноября 1893 г. преосвященным Иоанном, викарием Х[арьковским] 2 , надо мною совершена была хиротесия в мужском архиерейском Покровском монастыре 3 , при участии знаменитого протодиакона Вербицкого. Из числа трех посвящавшихся мне пришлось выносить, в стихаре, полотенце и блюдо при омовении рук архиерея. В 1894 г. 4 июня я окончил семинарию со званием студента. С Божией помощью удалось пройти весь курс без задержки, не оставаясь ни в одном классе и не имея переэкзаменовок. В этом вижу особую милость Божию, ибо, когда стал просматривать список товарищей, поступивших со мною в приготовительный класс училища, в числе 50-ти, то усмотрел в нем только четыре лица, также благополучно прошедших школу, остальные же или были уволены, или отстали. Слава Богу, благодеющему мне! По выходе из семинарии Господь привел мне преподавать в приходской школе Закон Божий, вместо отца. С удовольствием вспоминаю первые шаги моего общественного служения. Мальчики и, особенно, девочки с неиспорченными чистыми сердцами, легко воспринимали все божественное, святое. Они любили петь духовные канты и заучивать стихи религиозно-нравственного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Материалы к жизнеописанию епископа Арсения (Жадановского) Родитель 1 11-го ноября 1906 года в 4 часа дня на 71-м году своей жизни скончался добрый, кроткий и смиренный пастырь нашей Харьковской епархии протоиерей о. Иоанн Жадановский, священствовавший 47 лет. За несколько поколений восходит происхождение его из духовного звания. Прадед о. Афанасий, дед о. Стефан и отец его о. Андрей Жадановский были священниками и, что замечательно, род Жадановских священствует на одном и том же приходе, именно при Рождество-Богородичной церкви г. Чугуева, более 100 лет. Профессор Харьковского университета Багалей в своих исторических заметках о Харьковской губернии (приложение к Харьковскому календарю), между прочим, замечает, что в начале XIX столетия в г. Чугуев был прислан епархиальным начальством ученый священник Жадановский для борьбы с расколом. По сохранившимся метрическим книгам этой церкви значится сначала старший священник Чугуевского военного поселения о. Стефан Жадановский, он же и благочинный церквей округа, затем протоиерей Андрей Жадановский, далее покойный протоиерей Иоанн Жадановский и, наконец, в настоящее время сын покойного священник Алексий Жадановский. О. Иоанн родился в 1836 году сентября 13 дня – в слободе Дмитровке Изюмского уезда, где отец его в то время священствовал. По окончании полного курса наук в 1857 году в Харьковской Духовной семинарии о. Иоанн в 1859 году определен был Преосвященным Епископом Макарием священником к Писаревской Введенской церкви Волчанского уезда, где пробыл на приходе около 18 лет – по 1877 год, когда переведен был в г. Чугуев к Рождество-Богородичной церкви на место скончавшегося отца своего протоиерея Андрея Жадановского. На этом приходе о. Иоанн пробыл около 28 лет. За два года до своей кончины он передал место своему сыну священнику о. Алексию Жадановскому. Много потрудился покойный о. Иоанн на своем веку. Он состоял законоучителем в Писаревском начальном училище, в Осиновском земском народном училище, в Осиновской церковно-приходской школе и 27 лет в Чугуевском городском училище, где за 25 лет выслужил пенсию. Далее о. Иоанн состоял катехизатором восемь лет, помощником благочинного пять лет, депутатом 11 лет, исправлял должность благочинного во 2-м округе Волчанского уезда, состоял членом благочиннического Совета в 1-м округе Змиевского уезда 23 года, состоял председателем Змиевского отделения Епархиального училищного совета около 3-х лет. Высшее епархиальное начальство за труды и пастырскую ревность не оставляло поощрять покойного наградами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Владыка Арсений – редактор журнала «Голос Церкви» 1912–1917 гг Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода 22 Синодальному Члену, Преосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту. По указу Его Императорского Величества , Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства от 7 сего декабря за 513, в коем ходатайствует об утверждении «программы» имеющего выходить в Москве, при Чудовом монастыре, нового журнала под названием «Голос Церкви», издателем какового журнала имеет быть Московский Чудов монастырь, и об утверждении редакторами сего журнала наместника того же Чудова монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова . Приказали: Рассмотрев настоящее представление Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: благословить издание при Московском Чудовом монастыре журнала под названием: «Голос Церкви» по представленной «программе» и редакторами сего журнала утвердить наместника названного монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова ; о чем и послать Вашему Преосвященству указ, присовокупив в оном, что о лице, которому имеет быть поручена цензура сего журнала, надлежит донести Святейшему Синоду. Декабря 7 дня 1911 г. Обер-Секретарь г. Левицкий. От редакции 23 Волею Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Московский в Кремле Чудов монастырь приступил к изданию нового ежемесячного церковно-общественного журнала «Голос Церкви». Таким образом, православная духовная журналистика обогатилась еще одним собратом и соработником на ниве Христовой. Потребность в таких соработниках велика и ныне более, чем когда-либо. И редакция «Голоса Церкви», движимая желанием и множества своих, уже сплотившихся вокруг журнала, сотрудников и читателей, – да надеемся, что в этом случае к редакции примкнет и вся благомыслящая Православная Россия, – считает священным долгом принести Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Московскому, чувства горячей сыновней признательности за то, что он благовременно выслал нового делателя на ниву Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Воспоминания и духовные стихи Воспоминания о поездке на Восток и во Святую Землю Палестину 1039 I. Вступление. Одесса. Константинополь. Афонские подворья и иноки их. Св. София. Храм св. Ирины и музей. Успенская церковь (Скоропослушницы). Греческие клирики. Отношение восточных людей к лицам духовного звания. Живоносный Источник. Порядок благословения. Влахернский храм. Св. Феодор Студит и бывший его монастырь. Патриархия. Хранение св. мощей. Вселенский престол (кафедра св. Иоанна Златоуста ). Повешенный в 1821 г. янычарами Патриарх Григорий V. Особенности богослужебного чина в греческой церкви. На мою долю выпал жребий быть современником в Москве различного рода событий общественной и церковной жизни, носивших часто радостный, но безпокойный характер. В мае 1913 г. пришлось участвовать в празднествах прославления святителя Ермогена, после которого в начале июня, по возвращении от одной всенощной, у меня вдруг явилась мысль съездить в Палестину, куда давно порывалось сердце. О своем намерении я сообщил преподавателю Московской Духовной семинарии, одному студенту и двум боголюбивым чадам. Все они изъявили готовность отправиться со мною в путешествие. Через два дня, заручившись благословением угодника Божия Алексия, мы были уже на Брянском вокзале. Немногие из моих друзей узнали о нашем паломничестве, но и те посчитали долгом проводить нас. Отъезд сопровождался благопожеланиями и слезами. О Палестина! О град святый Иерусалим! Что-то высокое, восхитительное переживаешь, когда слушаешь рассказы о Св. Земле. На душе делается легко, отрадно, и сам начинаешь стремиться туда. Забываются и трудность пути, и слабость здоровья, и обязанности службы, и семейное положение, и материальная необезпеченность, – словом, все то, что часто действительно служит препятствием к осуществлению указанного благочестивого желания. Двумя побуждениями, однако, руководствуются люди, направляясь во Св. Землю. Одни едут, чтобы покаяться и помолиться у самого Гроба Господня, где дарована нам вечная жизнь и Царствие Небесное, другие – лишь обозреть достопримечательности. Отсюда и настроение получается различное. Первые возвращаются домой с сильным религиозным воодушевлением, с глубоким, неизгладимым впечатлением; вторые, заметив там небрежное отношение греков к святыне, уничиженное состояние ее от турок, начинают говорить: «Лучше не видеть поругания христианской веры, дабы не смущаться и не разочаровываться!..» Но мы все же считаем каждого, съездившего в Палестину, счастливым, потому что таковой удостоился припадать к Голгофе, лобызать Живоносный Гроб Господень, омываться в струях Иорданских и ходить, где ступали Пречистые ноги Сладчайшего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Духовный дневник 96 «Все вы сыны света и сыны дня [...] Будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Фес. 5:5,8 ). Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, чтобы было, как написано: «Хвалящийся хвались Господом» ( Иер. 9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «Даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс. 15 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не безпокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде,– приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка о. Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедывался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию. Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, хорошо принимать без смущения укоры от других – это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно при борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Приложения Гефсиманская женская община 1910 г. – Пострижена в монашество основательница вновь открытой женской общины под названием «Гефсимания» при сельце Воронине, Зарайского уезда, лебедянская мещанка Параскева Кузнецова, с наречением ей имени Поликсения. Начальницей женской общины «Гефсимания» назначена м. Поликсения. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Никодимом, епископом Рязанским и Зарайским, 21-го минувшего декабря 1910 г. освящена новоустроенная церковь в честь Успения Божией Матери при женской общине «Гефсимания», что при сельце Воронине Зарайского уезда 1041 . Состоят праздными священническое и диаконское места при церкви женской общины «Гефсимания» 1042 . Всемилостивейше пожалована Ее Императорским Величеством Государынею Императрицей Александрой Феодоровной для церкви женской общины «Гефсимания» плащаница с изображением Успения Пресвятыя Богородицы на голубом бархате 1043 . 1911 г. – Начальнице женской Гефсиманской общины Зарайского уезда монахине Поликсении дозволено построить, на средства благотворителей, деревянные здания для прачечной и бани, дом для приезда духовных особ и странноприимный дом 1044 . 1913 г. – Состоят праздными места диаконские при церкви Гефсиманской женской общины с 30 июня 1909 г. – дня ее учреждения 1045 . «Дом Богородицы» 1046 Веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме!.. Девы с Материю Царевою, на высоту вознеситеся! Гефсиманская женская община находится в пустоши Лариной, при сельце Воронине, в 2-х верстах от Зарайска, уездного города Рязанской губернии. На пути между общиной и Зарайском лежит деревня Безпятово. Все это известные уже в старину местности. Сельцо Воронино упоминается в выписи с писцовых книг 1629 года, где владельцем его значится Михаил Зачесломский. Деревня Безпятово упоминается в платежных Рязанских книгах «письма и меры Василья Яковлевича Волынскаго, да Ивана Афонасьевича Нащокина, да подьячих Второва Ильина, да Алексея Малахова, лета 7103, 7104 и 7105» (т. е. 1595 – 1596 – 1597): «Город Николы Зараскаго посад... У Николы ж за острогом на Безпятовской земле, что дал в дом Николе чудотворцу Михайло Назарьев сын Глебов вотчину свою слободку Назарьевскую». В выписи из книг Рязанского уезда «письма и меры Кирилла Воронцова-Вельяминова 137 и 138 лет» (т. е. 1629 и 1630 годов) Безпятово значится в числе вотчин Зарайского Николаевского собора: «сельцо Безпятово на речке Истопке, что дал в дом к Николе чудотворцу Михайло Назарьев сын Глебов; слободка Назарьевская, что дал Михайло же Глебов». С 1764 года деревня Безпятово, вместе с сельцом Ворониным, состоит в приходе Троицкой церкви гор. Зарайска.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

С. Девятова Скачать epub pdf Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874 –1937) Священномученик Арсений (Жадановский) , епископ Серпуховский  ( в миру Александр Иванович Жадановский) родился 6 марта 1874 года в семье в селе Писаревка (Волчанский уезд. Харьковская губ) Иван Андреевич Жадановский (1836–1904) с 1877  –  священник Рождество-Богородичной церкви города Чугуева. В этом храме священствовали несколько поколений семьи Жадановских: отец Афанасий (прапрадед епископа Арсения), отец Стефан (прадед), отец Андрей (дед), отец Иоанн (Иван, отец), а затем отец Алексий (Алексей, брат).) 10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он оказался самым малым по росту.  Однажды в училище приехал владыка Амвросий (архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) (1820– 1901)), он заметил Александра, вывел его на середину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Этому предсказанию суждено было сбыться. (О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим). В 1888 году после окончания училища Александр  поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был принят  на должность надзирателя-репетитора в духовное училище, позже преподавал в Осиновской  церковно-приходской школе. Когда внезапно заболел отец, Александр решил стать священником в своем родном крае. Но Господь судил иначе. Он послал письмо о. Иоанну Кронштадтскому (ныне прославленному) с просьбой помолиться о болящем отце и просил совета – какой ему избрать жизненный путь. В ответном письме великий пастырь пожелал доброго здравия священнику Иоанну Жадановскому, а его сына благословил на монашеский путь. По молитвам подвижника  отец Иоанн быстро  поправился, а Александр в 1899 был пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии, затем был рукоположен во иеродиакона. В 1899 году он поступил в Московскую Духовную Академию. В 1902 году он был рукоположен во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (1835–1926) Служение святителя Макария пришлось на трагическое время истории России – ее гибели как Православного государства. В судьбе святителя виден, как писал о нем один из его почитателей и соратников, «особый Промысл Божий – с одной стороны, высота сана, с другой – великие испытания: изгнание, болезнь, людская оставленность, почти забвение. Но ни один из этих поворотов не заставил святителя отступить от живого дела духа – дела покаяния, веры, любви к Богу и ближним». Митрополита Макария, который, по оценке епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) , был «поистине светильником на свещнице Московской Церкви, дивным архипастырем», Москва не приняла. Благословляя и назидая молящихся, святитель смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией», – против проведения властями увеселительных мероприятий во время поста к соблазну верующих, против нескромной моды, вольного поведения. И, естественно, вызывает упреки в несовременности, отсталости, провинциальной консервативности. «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строгоцерковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки» (епископ Арсений (Жадановский)) . У многих возникло желание освободиться от своего архипастыря, пришедшего, как они выражались, из «глухой Сибири». Газеты, «кои все безумны, нахальны, продажны, печатают клеветы и брань» (как еще в свое время характеризовал их К. Победоносцев ), начинают кампанию против митрополита Макария, и в 1913 году вытаскивают на свои страницы события, бывшие в 1905 году в Томске, обвиняя Владыку в том, что он благословлял погромы. Отношение оппозиционной части общества к архипастырю Макарию было отчетливее всего выражено в одном из тогдашних словарей, который, поместив статью о Макарии, охарактеризовал его как архиерея, известного своей погромной деятельностью. В газетах же его проповедническая деятельность, обращенная к народу, представлялась как имеющая одну цель – возбуждение масс, что следовало, якобы, из самих названий – «Объединимся!», «О хранении заветов старины» и так далее, в то время как все эти статьи, подчеркивает С. Дмитревский, были откликом церковного проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Слова и поучения I. Речь, сказанная в Московской Городской Думе 22 июля 1914 г. пред молебном о даровании победы 142 Господь посылает нам, дорогие братия, великое испытание. Над нами нависла гроза, страшная гроза – война. Если в частной жизни каждого человека горе чувствуется им одним и немногие со стороны его замечают, то не это нужно сказать относительно общественного бедствия, особенно такого, как война. Здесь каждый из нас чувствует боль и боль тяжелую. За что же нам такое испытание? Видно, мы виноваты пред родиной, что дается нам такая скорбь. Да, всякое общественное бедствие есть наказание Божие за грехи людские. Не станем говорить, какая наша вина пред родиной. Каждый из нас хорошо знает, если вспомнить последнее десятилетие, когда проявилось шатание умов, неуважение к заветам старины, Св. вере. Не станем винить и судить друг друга. Не этому теперь место. Нам нужно теперь сознание своих прегрешений, нужно покаяние... Прости же нам, дорогая наша отчизна, наш родной край, эти наши необозримые леса и широкие поля, дающие нам приволье и славу! Прости нам, наш родной Державный Царь-Батюшка! Мы и Тебя огорчали нестроениями и ссорами, а Ты, любвеобильный, любишь нас, как своих родных детей и печешься о благоустроении нашей отчизны. Прости нам, наша Св. вера и Церковь Православная, наша св. мать! И Тебя мы немало огорчали отступлением и неверием, тогда как Ты в союзе с державными нашими царями сделала из нас русских, то, что мы есть, сделала нашу Русь Святую сильной и славной. Теперь в сторону должны отойти всякая гордость и самолюбие; покаянное же чувство пусть охватит наши сердца!.. В руце Творца Вселенной жизнь и дыхание всех живущих на земле, а покаяние есть путь примирения с Творцем... Покаемся же, дорогие братия, и Творец мipa простит, помилует и сторицею возвеличит нас! Аминь. II. Речь, сказанная в Московском Политехническом Музее 24 августа 1914 г. пред открытием чтений для рабочих 143 При тяжелых обстоятельствах, братие, приходится нам начинать круг наших чтений. Мы теперь с вами переживаем тяжелое испытание. Могущественные наши соседи-немцы, вместе с союзной Германии двуединой монархией Австро-Венгрией, объявили нам войну. Такое чрезвычайное в жизни нашей событие заставляет нас прежде всего остановить наше внимание на размышлении, что это за война и как на нее смотреть?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Слова и поучения О священстве 57 (Посвящается современным пастырям) I. Священство не есть человеческое учреждение, а божественное. В самом деле, вчитайтесь во святое Евангелие. Всем людям Христос благовестил. Много за Ним следовало народу, но Он сначала только 12 апостолов избирает, а затем 70 других, и только этих избранных облекает полномочиями продолжать дело Его. В первосвященнической молитве Своей Спаситель ясно выделяет благовестников Своего Евангелия и молится за них Небесному Отцу, дабы Он укрепил их на подвиг служения миру. По воскресении Своем, являясь Своим ученикам, Спаситель наделяет их особыми дарами благодати. Так, однажды, явившись к ним, Он им сказал: «Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» ( Ин. 20:22–23 ). Или, другой раз: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь». ( Мф. 28:19–20 ). Или: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет» ( Мк. 16:15–16 ). Апостолу Петру, а в лице его всем апостолам, Спаситель заповедует пасти словесных овец ( Ин. 21:15 ). Избрание особого класса людей для продолжения дела Спасителя на земле и наделение их особыми полномочиями и дарами Духа Святаго,– это так ясно открывается из слова Божия, что, кажется, не может быть против сего возражений. Да иначе и не могло быть, уж слишком велико дело пастырства. Нужна особенная благодать, нужны отдельные люди, которые бы облекались на сие полномочиями. Протестанты, правда, любят говорить, что апостолы имели особые, исключительные полномочия, и на их полномочии утверждать значение иерархии в Церкви нельзя. Но разве дело Христово не имеет отношения ко всем временам и народам? Ведь люди всех времен, стран и народов имеют одинаковую нужду в усвоении дела Христова, следовательно, всегда нужны и продолжатели дела апостольского, нужно священство или, по церковному выражению, иерархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010